Джайнизм - Ришабхадев - Архат

12 June 2011
семинар для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:30:43 | качество: mp3 32kB/s 7 Mb | прослушано: 57 | скачано: 525 | избрано: 11
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 [Айравата дас] Итак, сегодня мы будем обсуждать джайнизм, и так же мы попытаемся покрыть сикхизм и если останется время мы обсудим иудаизм, христианство, ислам, которые являются одной традицией. Сегодня это последний день нашего семинара. Во время фестиваля я буду давать семинар в особенности о иудаизма и христианстве, и мусульманстве. Буду детально рассматривать эти основные религии. На самом деле, на наших прошлых классах мы уже рассмотрели 6 Ведических философий, так же буддизм, философия адвайта-вады Шанкарачарьи, и 4 вайшнавские сампрадайи. И конечно, мы, мы используем исторические аспекты, т.е. мы рассматриваем разные философии и религии в соответствии с временем, местом и обстоятельствами, т.е. исторический обзор этих религий. И конечное заключение это то что они появляются в соответствии с временем, местом, обстоятельством и умственными способностями людей.

00:01:34 Поэтому мы обсуждали буддизм, потом Шанкарачарью, потому Раманджа ачарью и т.д. Итак все эти философские учения, кроме буддизма, считаются Ведическими. Философиские школы, как ньяя вайшешика, санкхья, Капилы, самозванца Капилы, Гога и карма-мимамса – Вьясадева считал все эти философии атеистическими, но сами они считали себя Ведическими и теистическими. И эти 6 философий, объясняется, что эти 6 философий принадлежат к Ведической системе, к Ведической философии, потому что они основываются на Упанишадах. Но с высшей точки зрения вайшнавов как Вьясадева рассмотрел, он доказал что они атеистические, т.к. они не следуют заключению Вед. В своей Веданта Сутре Вьясадев показал, что они на самом деле не теистические, но они конечно относятся к Ведам, потому что они используют терминологию и философию Упанишад и Вед. И поэтому в классическом смысле они принадлежат к Ведам и к Ведической литературе. И далее мы обсуждали философские школы и религии, которые являются побочным продуктом, ответвлениями Ведических учений.

00:03:10 Джайнизм или сикхизм они не считаются Ведическими, но они так же и не неведические так же, как иудаизм, христианство и ислам, авеста, зороастризм – они так же не неведические, как вот эти вышеупомянутые религии. Они находятся посередине, они как бы побочный продукт, ответвление от Ведических религий. И так же существуют эти неведические религии: иудаизм, христианство и мусульманство. В конце мы будем обсуждать эти религии.
Джайнизм.

00:03:49 Итак, джайнизм. Как только у вас появятся вопросы, сразу же задавайте, но так сказать вы должны по делу задавать вопросы. Если вы, если я говорю о джайнизме, не задавайте мне о христианстве вопросы.
[Аудитория] А какова внутренняя причина, какова причина появления этих шат-даршан, т.е. философских школ?
[Айравата дас] Есть 2 причины. Первая причина, это то, что Кришна, по своей беспричинной милости, Он попытался снабдить, так сказать, дать возможность и удовлетворить всех.

00:04:34 Есть люди, которые, которым нравится, так сказать, интеллектуальная гимнастика, они любят философствовать, размышлять, говорить о причине, о следствии и т.д., они любят философские дискуссии, но они не любят это, так сказать, им не нравится что, принимать какую-то уже законченное заключение, они любят сами прийти, они любят сами приходить к какому-то заключению, любят сами с помощью своего философского размышления любят сами прийти к какому-то заключению. Им нравится измышлять, поэтому и Кришна даёт им возможность: «Окей, хорошо, размышляйте и рассуждайте, но только на основе Упанишад». И так они так сказать измышляют или обсуждают Упанишады и они приходят к своему собственному заключению. Как ньяя и вайшишика, они говорят, что источником всего является атом, например.
[Аудитория] Они находятся, может быть, они не чисты, она находятся под гуной страсти?
[Айравата дас] Да. Эти люди они находятся в гуне страсти. Так же у них есть гуна благости, т.к. они любят философствовать. Итак, вторая причина, эти великие, великие мудрецы как Джаймини, Нат, Канада, Патанджали, Гаутама – они на самом деле были освобождёнными душами, они были необычными душами, они были очень возвышенными и освобождёнными душами.

00:06:08 Но так же у них оставалось какое-то небольшое желание гьяны, желание создать какую-то философскую систему и т.д. Эти две вещи – желание создавать и философствовать, так сказать дало им возможность создать свои философские школы. Так сказать, Кришна дал им возможность, удовлетворил их таким образом, дал им возможность создать философские школы. Итак, джайнизм является побочным продуктом Ведического знания. Так же Шрила Прабхупада обсуждает в своих книгах, и я так сказать, взял важные цитаты из книги Шрилы Прабхупады, чтобы понять Веданту джайнизма, т.к. мы можем найти так же в их изначальных книгах объяснение джайнизма, но я взял эти цитаты нашего основателя ачарьи, они очень важны для нас. Сначала мы будем обсуждать джайнизм, потом сикхизм, потому что джайнизм более древняя религия. Джайнизм был создан, так сказать основан раньше, чем сикхизм. Сикхизм был основан около, во времена Чайтанья Махапрабху 500 лет назад гуру Нанак. Он беседовал с Чайтанья Махапрабху, он жил во времена Чайтанья Махапрабху. Джайнизм обладает очень древними корнями.

00:07:33 Он происходит от махараджи Ришабхадева. Итак главные причины: был махараджа Ришабхадев, косвенно разумеется, а есть описание в Шримад Бхагаватам, когда махараджа Ришабхадев он оставлял своих сыновей и потом он принял отречённый образ жизни. На самом деле он был Шактиавеша аватарой. На некоторое время он был проявил качества парамахамса. И он стал действовать как Авадута – полностью отречённая личность. Он пренебрегал материальной необходимостью, т.е. и он так же пренебрегал социальными правилами и предписаниями в обществе. Он был свободен от этих всех материальных нужд, и он так же пренебрегал социальными правилами общества, поведения в обществе, и он ходил вокруг полностью обнажённым и он не просил пищи. Он просто ходил, распространял знания, проповедовал людям, и ел то, что было доступно.
[Аудитория] Был ли он вегетарианцем?
[Айравата дас] Да. Был вегетарианцем, и полностью следовал ненасилию.

00:09:04 И он так же проповедовал этот принцип ненасилия, поэтому эти идеи были позже, так сказать, взяты от него. Итак, он путешествовал и он проповедовал на самом деле. Это желание преданного, проповедовать. Но его неправильно понимали мирские люди. И так как его так сказать полностью отрешённого состояния и полного пренебрежения этими правилами поведения в обществе, и материальным нуждам, люди думали, что он просто сумасшедший. На самом деле даже абадуты, они в каком-то смысле действуют как сумасшедшие. Он, он кажется для обычных людей сумасшедшим и поэтому люди бросали в него гнилыми овощами, яйцами и некоторые плевались, некоторые даже писали на него, и некоторые бросали камни. И на самом деле, он не был полностью обеспокоен, он не был обеспокоен этим, потому что он был, обладал состраданием. И поэтому из-за сострадания он не хотел, чтобы они деградировали, потому что, оскорбляя его, они могли бы получить реакции. И он решил полностью удалиться от людей, от материального общества.

00:10:32 Таким образом он ушёл в лес и жил в лесу, в джунглях. И некоторые люди всё-таки, те, кто были отрешены, и те у кого было знание, они были привлечены к нему и привлеклись к нему, и пришли, и приходили к нему, и чтобы люди полностью, полностью так сказать ушли от него, чтобы они получили отвращение от общения с ним, он испражнялся и катался в своих собственных испражнениях. Он на самом деле, Шрила Прабхупада объяснял, что его испражнения они источали аромат, цветочный аромат, и поэтому Прабхупада говорил: «Только посмотрите, то что так сказать испражнения Ришабхадевы источали аромат – это означало, что у него тело было трансцендентное, духовное, потому что, потому что некоторые люди пытались имитировать его, - и Прабхупада говорил, - Они имитируют Ришабхадеву, совершают такие аскезы, но прежде, прежде всего они должны имитировать его испражнения, так сказать, они должны испражняться такими испражнениями, чтобы они пахли цветами. Если у них это не получается, то они не должны его имитировать, т.к. тело у него было трансцендентным». И так же Шрила Прабхупада, когда обсуждал этот феномен, он говорил, что его тело будет полностью совершенно и духовно.

00:12:05 И Шрила Прабхупада говорил, что может быть в духовном мире так же они так сказать испражняются, но может быть они так сказать это делают, но тогда их испражнения они пахнут цветами, так сказать, они… И его спросили, т.е. есть ли там такой процесс, опорожнения желудка или нет? Он сказал, даже если есть, то это пахнет очень приятно. И когда он путешествовал в провинции Карната в Южной Индии, Господь Ришабхадев пришёл в место Кутакачан и там вдруг начался пожар, и Господь Ришабхадев так же сгорел, тело его так же сгорело в этом пожаре. И цари, цари Конка, Венке и Кутавы, царь он был привлечён играми Господа Ришабхадевы и после этого. После ухода Ришабхадевы такого, он так сказать стал проповедовать джайнизм.

00:13:28 В Шримад Бхагаватам Шрила Прабхупада объясняет таким образом: «И когда вы общаетесь с джайнами, они так же принимают эту концепцию». Итак, таков был конец игр Господа Ришабхадевы, когда он жил в джунглях, начался пожар и его тело, на самом деле он не бегал в панике, он просто сидел в медитации, его тело сгорело, и он вернулся в духовный мир. И царь Архат, царь Конка, Венке и Кутавы он был впечатлён, очень впечатлён деятельностью махараджи Ришабхадевы и он решил принять эту деятельность для достижения освобождения, последовать ему, потому что деятельность Ришабхадевы были как раз знаком освобождённой души. Он понял, что его, что деятельность Господа Ришабхадевы на самом деле была деятельностью освобождённой души, поэтому он подумал, что если он будет действовать таким же образом, он так же получит освобождение. И идея на самом деле правильная идея. Есть такой стих: «Если мы следуем по стопам Махаджан, то мы достигнем освобождения». Но существуют две вещи: одна вещь – это следовать, следовать наставлениям, и другая вещь – это просто имитировать.

00:15:06 Поэтому Прабхупада говорил, что поэтому, потому что царь был, царь решил просто имитировать Господа Ришабхадеву, он не следовал его наставлениям. Он был, попал под влияние иллюзорной энергии, и так он стал действовать таким же образом и стал проповедовать, исповедовать ахимсу, проповедовать ахимсу, Итак этот царь полностью отрёкся, отрёкся от своего царства, стал проповедовать это отречение. Итак, он был создателем джайнизма. И так как его звали Архат, джайнизм известен как учение Архата – по имени этого царя. И джайны они принимают этот факт, их самый выдающийся, самый большой храм джайнов это храм Господа Ришабхадевы. И существует большая община джайнистов, они так же поклоняются в храмах, и они принимают Ришабхадеву, как основателя ачарью – духовную личность. Они поклоняются его мурти. Мурти Ришабхадевы стоит в их храмах.

00:16:33 И однажды Шрила Прабхупаде сказали что они так же поклоняются, они так же делают арати проводят и т.д. Там очень чисто, очень аккуратно, они поклоняются Господу Ришабхадеве. И Прабхупада говорил: «Это нормально, это хорошо. Но каков результат, каков результата они достигнут – неизвестно». Он подчёркивал в основном ахимсу.
[Аудитория] Они принимают, джайны принимают Господа Кришну как Верховную Абсолютную Истину?
[Айравата дас] Да, там существует концепция Бога.
[Аудитория] Откуда это слово, термин джайнизм происходит?
[Айравата дас] Они дают разные, так сказать, объясняют разным образом это слово. Одна их концепций Джайна означает тот, кто победитель, победитель, потому что их главной целью стать Махавиром – великим победителем, т.е. победитель имеется в виду – тот, кто избавился от всех этих материальных привязанностей. Их идея: избавиться от кармы и не создавать новой кармы. Они так же принимают самсару и привязанность к этому материальному миру, пытаются стать Махавиром.

00:18:04 Тот, кто избавился, избавился от всех материальных привязанностей, таким образом стал победителем. Поэтому их садхана, их практика включает в себя разные аскезы, которые связаны с принципом ахимса и через этот принцип они пытаются избавиться от кармы, и выбраться из круга самсары. Так как они подчёркивают этот принцип ахимса, они так принимают принципы, которые принимаются в буддизме. На самом деле Прабхупада говорил, что джайнизм очень похож на буддизм, это что-то вроде буддизма, потому что они так же подчёркивают ахимсу, так же как и буддисты. Конечно сейчас, сейчас у них так же есть монахи, есть прихожане, но раньше изначально они говорили, что только мужчины могут быть, могут быть только монахами. Если вы монахи, вы можете стать Махавиром. Но сейчас у них так сказать произошло отклонение, и они популяризировали это всё, и так же у них есть люди, мирские люди, которые живут нормальной мирской жизнью и так же пытаются практиковать, но истинные, истинные последователи – это монахи, которые вот вы видите они ходят с масками, с масками. У них рот закрыт и нос закрыт.

00:19:29 Идея такова, что когда мы вдыхаем, то маленькие насекомые или маленькие микробы могут попасть в нос или в рот случайно и мы можем убить их таким образом, и они поэтому закрывают рот и нос, чтоб не убить их случайно. Они так же не зажигают огня, они не готовят, они живут полностью обнажёнными в лесах. Потому что когда вы даже делаете одежды, ещё что-то делаете, вы убиваете. Даже если вы зажигаете огонь, готовите, вы так же убиваете, убиваете случайно живых существ. И когда вы, мы кипятим воду, тоже очень много живых существ погибают, поэтому они не делают ничего этого, чтобы не убивать никого, не создавать плохой кармы. Они просто едят какие-то там листья в лесу и фрукты. Если вы видите их например в городах, монахов, они постоянно носят, носят с собой веник и они перед собой метут, чтобы смести всех, так сказать этих, насекомых, чтоб на них случайно не наступить и не получить плохую карму. Всё это происходит из-за того, что они так озабочены акармой. С их главной, главная их забота не заработать плохую карму. И после захода солнца джайнисты не уходят никуда.

00:21:03 Они сидят в своём бажевом кутире, потому что если ночью вы выходите, вы можете наступить на кого-то и задавить, на какую-нибудь лягушку или мышку. Шрила Прабхупада так же объяснял в своих лекциях, так или иначе, когда мы вдыхаем или что-то и мы ходим, столько много невидимых бактерий и живых существ, которые входят через дыхательные органы и погибают там у нас. И когда мы выдыхаем, есть живые существа, которые живут в лёгких, которые живут только в лёгких, и когда мы выдыхаем, они вылетают оттуда из лёгких и они так же умирают, даже если с маской находишься, маску наденешь, всё равно, всё равно миллионы живых существ погибают, потому что материальный мир построен таким образом, чтобы те, кто попадает сюда, чтобы они здесь застряли. Поэтому когда мы дышим, мы убиваем столько много живых существ – мы должны находиться здесь, чтобы отработать свою карму. На самом деле даже так сказать, карма работает таким образом, что если мы убиваем этих живых существ, то в будущем мы родимся этими маленькими микробами и так же будем убиты точно таким же образом. Итак, когда-то придёт такое время, что мы так же будем рождены микробами и потом кто-то будет нас таким образом убьёт.

00:22:35 И так мы избавимся от своей кармы. Это очень долгий процесс. Итак, материальный мир построен таким образом, что как однажды мы так сказать, заходим сюда, очень трудно выбраться отсюда, поэтому Прабхупада отверг такой вид ахимсы, как непрактичный. И такова их садхана, их идея, что если мы следуем строго садхане, мы закончим нашу, мы можем избавиться от наших прарабда-кармы. Прарабда-карма – реакции, которые уже накопились. Мы не создаём более греховной деятельности, мы не действуем греховно и таким образом мы не зарабатываем больше карму и т.д. И если у нас не будет больше кармы, избавимся от кармы, тогда мы сможем получить освобождение. Что же с вами происходит, когда вы освобождаетесь? Вы сливаетесь с Богом. А кто же этот Бог? Мы сейчас рассмотрим, какова их концепция Бога.

00:23:50 [Аудитория] Я слышала, что только живые существа, у них есть карма, потому животные они не создают больше кармы. Они только избавляются от кармы. Мы не можем, мы не можем, так сказать, отказаться полностью от убийства, даже если мы не хотим, всё равно мы случайно убиваем.
[Айравата дас] Вы хотите сказать, почему мы ответственны за эти вещи, которые не находятся под нашим контролем, которые мы не можем контролировать? Таков закон материальной природы. В человеческом теле мы уже ответственны за все свои, за всю свою деятельность. Даже если это не зависит от вас, всё равно вы так сказать зависите от этого, всё равно вы ответственны за всё это и Кришна показывает путь, каким образом нам избавится от этого. Если мы занимаемся деятельностью акарма, то даже дыша мы не создаём карму. Итак, идея такова, что мы должны дышать для Кришны. Если мы дышим для Кришны, то все эти мёртвые микробы они нас не будут касаться, мы не будем получать реакции за убийство этих микробов. Итак, что же, какова же концепцию Бога в джайнизме? Конечно же, они принадлежат к категории имперсоналистов.

00:25:29 Потому что они говорят, что у Бога нет формы – это какая-то высшая сила, Абсолют бесформенный. Очень смутная идея, но ещё хуже то, что они считают, что аватары Господа так же материальны, они считают, что их тела материальны. Это ставит их в категорию маявади. Они принимают, что существуют божественные личности Рама, Кришна и другие инкарнации, они принимают их, как воплощение Бога. Есть разные секты джайнистов, они поклоняются разным аватарам. Некоторые поклоняются Раме. В Бомбее есть большая община, которая поклоняется Хануману. Они принимают Ханумана как Бога – Верховную Абсолютную Истину, потому что он так же Махавир и его так же зовут Махавир. Они говорят, что это Абсолют приходит сюда и получает материально тело, спускается сюда как аватара и эти аватары у них материальные тела. И это как раз философия маявади, похоже на философию маявади. Таким образом, они очень оскорбительны, поэтому мы можем понять, что они не могут получить освобождения.

00:27:02 Не смотря на то что мокша – это их цель, освободиться от этого материального существования и слиться с Абсолютом; для них Абсолют это очень такая туманная идея, они не знаю что это такое. Но они не могут достичь освобождения из-за этих оскорбления, т.к. они считают тело Кришны, Рамы и других аватар материальным. И другая ложная концепция, они принимают карму, самсару, но они не принимают, что живое существо может путешествовать через все 8 400 000 форм жизни, как буддисты, например, говорят так же. Когда вы достигаете человеческой формы, когда душа достигает человеческой формы, то она уже не деградирует. Они говорят, что «вы не можете из человеческой формы упасть в низшие формы жизни». Когда душа достигает человеческой формы, вы до освобождения всё время находитесь в человеческих формах, вы не падаете вниз в животные формы. И идея души так же очень туманная, и очень похожа на идею буддистов. Они принимают, что душа переселяется из тела в тело, но они не принимают, что душа вечно существуют. Она не вечна, в конечном итоге она сливается и исчезает.

00:28:34 Индивидуальность души не вечна. Таковы, таковы их основные концепции. И когда Прабхупада объяснял джайнизм в своих лекциях, он говорил, что хиппи они так же современные последователи джайнистов, потому что они не принимают омовения, живут где-то там, они не бреются, они просто выдирают их. И Прабхупада говорил: «Смотрите, хиппи они тоже как джайнисты». Но Прабхупада так сказать оценивал их систему поклонений. У них на самом деле в Индии очень красивые храмы, они поклоняются Господу Ришабхадева, они принимают его как воплощение Бога, проводят разные арати и т.д.
[Аудитория] Используют ли они лампы гхи, лампады гхи и т.д., все эти параферналии?
[Айравата дас] Да, да. Они делают то же самое, что и мы.

00:30:00 [Аудитория] А в храмах они распространяют какую-нибудь пищу? Или готовят ли они в храмах?
[Айравата дас] Нет, они не готовят, они не предлагают пищу. Они предлагают цветы, параферналии, воду и т.д., так сказать всё полное арати они делают, но не готовят.
[Аудитория] Их монахи принимают пищу от домохозяев?
[Айравата дас] Они принимают принцип авадуты – полное отречение. Если джайнист так сказать отдаляется от социальной жизни, он живёт в джунглях и он не общается с …

транскрибирование: Сергей Коротун | с. Карловка, Марьинского района | Украина | 19 February 2017