Сикхизм - гуру Нанак

12 June 2011
семинар для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:30:41 | качество: mp3 32kB/s 7 Mb | прослушано: 131 | скачано: 521 | избрано: 13
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 [Айравата дас] Итак в одной из бесед Шрила Прабхупада в Бомбее, Прабхупада ясно говорил, что они как маявади практически, и Прабхупада объяснял, что они желают слиться с абсолютом. И он говорил о джайнистах, что они как маявади в этом отношении. Итак, на одной прогулке в 74-м году в Бомбее, преданные говорили: «Итак, джайнисты обладают философией, которая похожа на маяваду». Да. Те философии так или иначе, похожи на маяваду, разные виды философии маявади, поэтому мы не должны им следовать. И у ненасытных джайнистов Шрила Прабхупада говорил: «Итак, джайнисты, они пропагандируют ненасилие, но как мы можем быть полностью, так сказать, избегать насилия? Когда мы гуляем по улице мы не замечаем разных маленьких насекомых, мы их давим, и когда мы дышим и готовим, и так далее, мы постоянно убиваем каких-то маленьких насекомых, это невозможно полностью быть свободным от насилия».

00:01:38 И однажды один индус говорил, что они сейчас едят мясо, а Прабхупада сказал: «Да в Гуджарате, они сейчас едят яйца и рыбу также». И он говорил, что джайны сейчас, это самое, едят двести лакхов, два лакха, то есть 200 тысяч яиц лавмедабади. Не смотря на то что, Будда подчёркивал этот принцип ненасилия, то есть вегетарианство сейчас буддисты также едят мясо и джайнисты также изначально не должны так сказать, быть должны быть полностью свободными от насилия, но тем не менее, сейчас они едят разную животную пищу. Такова проблема в Кали-югу, никто не следует. Они просто, так сказать, ставят на себя печать, что «Я такой, я например, буддист или я джайнист», но они не следуют изначальному учению.

00:02:43 Итак в одном из, в одном из мест Прабхупада говорил также о философии, но я не могу сейчас найти, где это? Итак, Прабхупада также называл джайнизм ложной религиозной системой. Он говорил: «В Кали-югу столько много состряпанных, придуманных религиозных систем». Это главная идея, которую мы хотели рассмотреть. Он также говорил, Шукадева Госвами, после того, как он прослушал о, после того, как прослушав о деятельности Ришабхадевы этот царь, Архат, создал эту религию и его принципы не соответствовали Ведической, Ведической религии. И поэтому она называется: Пашанта Дхарма, то есть атеистическая дхарма, атеизм. Джайнизм назывался –Пашанта Дхарма – религией атеистов.

00:04:22 Итак, эти члены этой, члены этой коммуны Архат, они считали что, на самом деле даже считали, деятельность Ришабхадевы материальным, не смотря на то что, Ришабхадев – верховная личность Бога. Они не считали его, что он трансцендентной платформы. Но он на самом деле находится на трансцендентной платформе, никто не может быть равным ему, никто не может сравниться с ним. Ришабхадев проявлял качества Парамахамса. И принципы коммуны Архат, они не соответствуют учению Ришабхадевы, это то что я уже говорил. Они имитируют его деятельность, но они не следуют его учениям. Поэтому это полностью неавторитетно, таково заключение. Да, да, да, Ришабхадев он принимал Кришну, он был вайшнавом, он был Шакти-Авеша-Аватарой. Он давал наставления своим сыновьям. Они очень полны Сознания Кришны.

00:05:49 [Аудитория] Эта религия не очень популярна!
[Айравата дас] Да, в России, в России может быть она и не популярна, но в Индии она очень большая община джайнов. И также в Канаде большая община в Канаде, в Америке. Они сейчас распространяются везде. В больших городах, как Бомбей, огромная группа джайнистов. И я, когда я был, когда я ехал в Бомбей, однажды, на одну конференцию недавно, в поезде, рядом со мной ехал один джайн. И он был очень разумным. И он стал очень аккуратно, так сказать осторожно со мной говорить, потому что я был в этой одежде, вайшнавской одежде. Он стал спрашивать меня: «Ты знаешь о джайнизме что-нибудь?», я сказал: «Да», «А что ты на самом деле знаешь о джайнизме?». И по милости Кришны я мог понять, что это на самом деле и есть джайнист. На самом деле мы должны быть осторожными. Но Прабхупада говорил, что мы не должны критиковать другие религии, поэтому я стал объяснять, какова наша точка зрения на джайнизм.

00:07:14 Был Ришабхадев и они очень отрешённые, они следуют Господу Ришабхадеву и так далее, и т.д. Они принимают его так же как Бога и я не стал ему говорить, что это всё так сказать неавторитетно и т.д. Я просто объяснил, дал ему информацию, как это было создано, как это было основано. И этот джайнист, он очень обрадовался, он вдохновился и сказал: «Да, да я как раз и есть джайнист, я то как принадлежу». И он взял свои книги. У них есть очень хорошие книги красивые, с изображениями храмов. И он показал все храмы мне на картинках. И он говорит: «Это очень древний храм». И таким образом он очень вдохновился, чтобы общаться со мной, и после того, как мы обсудили джайнизм, я оценил, так сказать признал джайнизм. Потом он стал спрашивать, «А кто же вы? Чему вы следуете?». Я стал объяснять о Прабхупаде, о том, что мы делаем и в конце концов он купил Бхагавад Гиту. И я понял на самом деле, что он хотел мне эти джайнистские книги продать, но получилось так, что он купил у меня книгу. Поэтому это как раз, так как мы должны проповедовать.

00:08:39 Однажды Прабхупаду спросили: «Что вы думаете о джайнистах? Они поклоняются в храмах». И Прабхупада сказал: «Да, это очень хорошо. Они поклоняются, как хинду, это очень хорошо». То есть, итак Прабхупада, если личность, какая-то личность привязана к какой-то общине, он не ихнее, так сказать, не критиковал, вдохновлял их следовать. Итак, в нашей собственной так сказать, общаясь друг с другом, мы должны так сказать, проповедовать, рассказывать что эти религии, показывать, как эти религии на самом деле они ложны и т.д. Но когда мы им проповедуем, мы не должны говорить такие вещи. И с одним очень влиятельным человеком мы сделали, я контакт очень хороший сделал. Он пригласил меня и я, так сказать, дискутировал с лидерами джайнистов, рассказывал им о Шриле Прабхупаде и т.д., я пригласил их в храм в Бомбее. И это было очень здорово, хорошая проповедь. Такова идея. Если вы рассмотрите, как Прабхупада проповедовал, что когда он общался с обычными людьми, не смотря на то, что эта религия полностью не авторитетна и состряпанная в соответствии с чистыми Ведическими принципами. Тем не менее Прабхупада уважал людей и не критиковал их. Таково качество вайшнава.

00:10:17 Постоянно быть позитивным, позитивно смотреть на вещи. Даже если человек перед вами находится в большой иллюзии и говорит какую-то состряпанную философию мы можем найти какие-то хорошие моменты, которые, которым они следуют. И рассматривая эти моменты, мы можем показать, что у нас такие же моменты. Также есть в нашей практике и постепенно подвести их к нашей собственной практике. Мы не должны просто приходить к ним и просто разбивать в дребезги, там трясти их и говорить: «Ах вы негодяи, демоны, просто поклоняйтесь всё у вас не правильно». Мы должны понять нашу собственную философию и т.с., всё утрясти в нашей голове, насчёт нашей философии. И когда мы проповедуем им, сначала заводить дружбу с ними и когда они доверяют вам, они сами, сами расскажут свои собственные сомнения.

00:11:14 Если вы будете с ними сражаться и пытаться их разбить, то они будут с вами сражаться, но если вы заведёте с ними дружбу и будете с ними очень хорошо общаться, они сами, они сами к вам подойдут и скажут: «Вот у меня такое-то сомнение, такое-то сомнение» и вы как раз им объясните, что такое реальная религия, что такое истинная религия. Таким образом мы должны действовать, что это на самом деле не высшая дхарма, что существуют более высшие дхармы и т.д. И потом вы им должны дать, и потом можете дать им прасад, книги и чётки, и они будут воспевать.

00:11:51 [Аудитория] Примерное время возникновения этого джайнизма? Когда возник?
[Айравата дас] Это очень древняя религия, когда мы говорим с этими людьми, они говорят, что наша религия более древняя, чем индуизм. Потому что Ришабхадев появился в Двапара-югу, они жил в Двапара-югу, в конце Треты, в начале Двапары. Поэтому они думают, что их религия. Они говорят, что их религия начинается с того времени. Но конечно этот царь Архат, он жил позже. И он стал имитировать деятельность Ришабхадевы. И потом, в Кали-югу деградировал больше и больше. В начале это было нормально, потому что они были очень аскетичными, они следовали в точности этому принципу авадуты, но потом они превратились в мирских людей.
[Аудитория] Этот Господь Ришабхадев он действовал как питон, он просто лежал и всё что падало на расстоянии его досягаемости, он брал и ел?

00:13:15 [Айравата дас] Это принцип авадуты – есть два вида авадут – один тип, они путешествуют и проповедуют и что дают им, то они и едят, а другой вид авадуты – они сидят просто в одном месте, в конце своей жизни, например, они сидят в одном месте, и если что-то доступно на расстоянии вытянутой руки, они берут это и едят.
[Аудитория] Принимают ли они Веды, как абсолютную истину или нет?
[Айравата дас] Они принимают Ведическую литературу, как авторитетную литературу, потому что Ришабхадев также описывается в Ведах. И это очень, можно продавать им Шримад Бхагаватам, потому что там описывается Господь Ришабхадев. Но они не принимают интерпретацию вайшнавов в Ведической литературе. Они на самом деле более имперсональны, они признают учение Шанкарачарьи, больше чем вайшнавское учение. Они не принимают Арчу, как вечную форму Господа. Они не принимают аватар, как вечно духовными. Эти заключения Ведической литературы они не принимают.

00:14:29 Поэтому они принимают что-то и что-то отвергают. То что они, всё что им нравится, они принимают, то что нет, отвергают. Но в основном они говорят, что «Да, Веды – это хорошо, аватары также это хорошо».
[Аудитория] И имперсоналисты – это также влияние низших гун материальной природы или нет?
[Айравата дас] В Шримад Бхагаватам очень хорошо описывается и в Падма Пуране процесс творения. Вначале Господь Брахма создал пять покров невежества. Первое покрытие – это Тамиса, который создаёт ощущение в живом существе, то есть умонастроение, умонастроение мятежное умонастроение и зависть Господу. И можно сказать, что в начале, в душе возникает какое-то такое умонастроение соревнования что ли. Итак, будучи покрытым этой Тамисарой, он развивает в себе зависть живое существо развивает зависть и мятежное настроение по отношению к Богу: «Почему Бог наслаждается, а я нет?».

00:16:10 И Брахма создал эти покрытия из своей тени, из этой тёмной субстанции, которая была Его тенью. Поэтому это происходит из-за гуны невежества. Это как раз проявление зависти. И из-за зависти по отношению к Господу, живое существо хочет видеть Господа также в материальном теле. И в конце концов он хочет слиться с Брахманом и стать одним с Богом. Поэтому живому существу нравятся эти философия маявади, имперсоналисты. В особенности в Кали-югу, люди любят философию маявады, даже если живое существо хочет познать Бога – это означает, что, что он уже на самом деле избавился от более грубых привязанностей и он уже не хочет грубых удовольствий. Но этот Тамисара, [Анда Тамисара мохай маха муха] – это покрытие вселенной. Итак Тамисара – это самое тонкое покрытие и поэтому, даже когда живое существо избавляется от этих 4 грубых покрытий, вот эта Тамисара – самое тонкое покрытие остаётся. Они хотят осознать Бога, они хотят освобождения, но вот эта зависть остаётся и они становятся маявади. Таким образом маявади проявляются из-за этого покрытия невежества. Это покрытие даёт нам такое впечатление.

00:17:37 Если вы глубоко себе в сердце заглянете, вы увидите, что у вас также есть зависть к Кришне и есть мятежное умонастроение: «Почему Кришна наслаждается? Почему Ему все поклоняются, а не мне?». Это тонкое покрытие присутствует в нашем сердце. Брахман на самом деле очень расстроил свою систему. Что он делал? И он сказал, что это неблагодарная работа, я должен её делать, живые существа, которые хотят забыть Бога. Он создал эти покрытия для этих существ, чтобы покрыть их. Он создал живых существ и он дал им покрытие. Чтобы дать им тела, они должны сначала забыть своё изначальное положение, как духовной души. Поэтому прежде всего, самое первое, то что он сделал из своей из своей тени, он создал 5 покрытий невежества. И дживы покрыты этими 5 покрытиями невежества забывают кто они? И потом он даёт им тела материальные. Таково описание, что Брахме не понравилось это он был отвращён от этой почвы отвращения, вот этой работы, так сказать, неблагодарной.

00:18:48 Итак, сикхизм. Сикхизм – это можно сказать молодая религия. Она была основана гуру Нанаком. И гуру Нанак он был на самом деле как бы вайшнавом. И он на самом деле был привлечён к Чайтанье Махапрабху. Он встретился с Чайтанья Махапрабху и они беседовали. Это исторический факт. Я не нашёл деталей их беседы. У него был, но на самом деле Махапрабху был доволен им и он вдохновил его проповедовать. И гуру Нанак после этого стал проповедовать. Итак, он установил эти принципы сикхов, религии сикхов, философия сикхов. И Прабхупада на одной из утренних прогулок объяснял, каково же его учение. Это очень важно. Прабхупада ответил на этот вопрос.

00:20:01 Итак, один из преданных спросил в 75-м году на утренней прогулке, итак он сказал: «В сикхизме был гуру Нанак и гуру Гансахиб. Гуру Гансахиб – это писание, гуру Нанак написал «Гуру Гансахиб», когда он объяснял философию сикхизма и в принципе – Гуру Грантх Сахиб, Грантх – означает «книга»», «Это настоящее авторитетное писание или нет и был ли гуру Нанак преданным? Или это неправильно?». И Прабхупада отвечает: «Они создали систему религий, которая может включить в себя индусов и мусульман». В то время это было необходимо. Итак, преданный также спросил дальше: «Вы имеете ввиду, они как бы пошли на компромисс?», «Да, они пошли на компромисс между этими двумя религиями». Между мусульманами и индусами были разногласия, и он хотел пойти на компромисс. На самом деле существовала Ведическая культура по всему миру. И, и когда религия деградирует, то тогда новые религии возникают: религия сикхов, мусульманство и христианство – они деформированные религии так называемые.

00:21:33 Религия настоящая [Сарва дхарман паритйаджа мам экам шаранам враджа]. И позже она деформировалась, то есть деградировала. Это очень ясное объяснение. Он на самом деле говорил. Он упомянул христианство, ислам, как уже деформированные религии. Но на самом деле мы не должны им так говорить: «А у вас неистинная религия такая-то, деформированная религия». Итак, высшая религия – [Сарва дхарман паритйаджа мам экам шаранам враджа] – это истинная религия. И потом она деградировала постепенно. Эти религии они объясняют то же самое, но только косвенно, не прямо.
[Аудитория] Вы объясняли, что сикхизм – это компромисс между индусами и мусульманами, я слышал, что мусульмане, мусульмане они похищали детей, потом эти дети убегали от них, и они жили в лесу и потом хотели вернуться обратно к индусам. И родители их не принимали, потому что они уже были осквернены мусульманами, они… Дети не хотели возвращаться к мусульманам снова и они воевали т.с. с мусульманами что ли? Я слышал, что эти сикхи, они на самом деле им также, им не нравятся хинды, и мусульмане также их не понимают.

00:23:06 [Айравата дас] 500 лет назад мусульмане управляли Индией. Мусульманские цари управляли Индией. И некоторые люди пытались с ними сражаться, но это было неудачно. Они терпели неудачи. И существовало много проблем и не согласия между мусульманами и индусами. Гуру Нанак хотел представить такую религиозную систему, при которой мусульмане и индусы могли бы сосуществовать вместе. И Прабхупада говорил, что для того времени это было необходимо. Поэтому эта религия для определённого обстоятельства и времени, для определённых обстоятельств и времени. Потому что некоторые мусульмане, им нравилась Ведическая философия. И даже те кто, так сказать, занимает положение, какие-то определённые положения, им также, также им нравится Ведическая литература и Ведическая философия.

00:24:07 Но им не нравится поклонение формам, потому что это отвергнуто было Мохаммедом и на самом деле это также была причина для этого: Мохаммед в соответствии с временем, местом и обстоятельствами проповедовал таким образом. Потому что в то время в Саудовской Аравии они поклонялись ложным божествам. Поэтому он проповедовал очень сильно: «Не должно быть никаких форм». И в исламе у них есть книга, священная книга Коран. Они не поклоняются Корану конечно, но они уважают и он взял этот момент. И гуру Нанак он не устанавливал никаких божеств, он изъял это поклонение божествам. И он установил эту книгу Грантх Сахиб написал, Грантх Сахиб, Гуру Грантх Сахиб – книга, как духовный учитель. И в Гурудваре, в храме сикхов у них очень красивый храм и очень чистый. У них очень чистый и красивый храм.

00:25:18 Итак, храм сикхов называется Гурудвар. Гурудвар – означает «ворота, которые ведут к гуру» или «дверь, которая ведёт к гуру». И у них есть алтарь в храме. И там лежит эта книга на алтаре «Грантх Сахиб». И они предлагают цветы этой книге, благовония. У мусульман есть одна книга и они так же сделали одну книгу. И мусульмане не принимали форм, и они также не принимают формы, они уважают книгу и читают её, и в то время это было на самом деле успешно. Мусульмане и индусы, они как бы могли собираться вместе, слушать эту книгу, и никто не впадал в заблуждение, потому что не было божеств [поклонении буде свам]. Но Гуру Грантх Сахиб – эта книга описывает воплощения Кришны и Рамы. Конечно в основном истории о Раме описываются. Грантх Сахиб принимает аватары. И божественные личности, и писание происходит от них. Единственная вещь, они не описывают поклонение божеству. Не то что они отвергают, они просто не описывают божества или поклонение божеству. Они просто принимают божественные личности, они приходят время от времени, пророки ислама, аватары, хинду. Они все от Бога, и в конечном итоге они сливаются с Богом. Конечная цель – это имперсонализм опять, опять слияние.

00:26:58 [Аудитория] Ну это [неразборчиво] божества, которых Мохаммед отверг? Вот это поклонение было ложное.
[Айравата дас] Да. На самом деле то время мы в деталях будем обсуждать позже об этом. В Саудовской Аравии, в древней Саудовской Аравии были остатки Ведической культуры. Кшатрии бежали туда от Парашурамы. И они поклонялись полубогам, как Индре, Сурье, Варуне, разным планетам: Венере, Марсу и т.д. Это Ведические поклонения. Они также поклонялись деревьям духам, камням. У них также была идея, что если вы к каким-то камням касаетесь божеством, они становятся, как божество. Им поклоняются святым камням. И они таким образом измышляли, измышляли свои собственные виды поклонения. Они также поклонялись разным мудрецам. Они делали мурти разных мудрецов и поклонялись, как Богу и т.д.

00:28:07 И также были некоторые влиятельные люди, лидеры племён и они также делали свою статую и люди поклонялись этим статуям. Итак, это всё перемешалось и в главном храме Саудовской Аравии – Кабба, который был построен в соответствии с мусульманской традицией Адамом. Они собрали туда разных идолов, 360 этих придуманных идолов. Но когда Мохаммед пришёл, сказал: «Выкинуть всё это отсюда». И они разрушили все эти формы. И поэтому у них такой сэндалас, создаётся впечатление, что нет формы, что не существует формы вообще. И Мохаммед отверг ложные формы, но он не представил поклонения божествам, не дал поклонения истинным формам. Итак, он не дал поклонению мурти или истинным формам, поэтому у них нет такой идеи, что поклонение божествам существует вообще. И поэтому гуру Нанак он сделал этот компромисс. Он изъял поклонение божествам и он создал одну книгу, которая говорит о Кришне и Раме. И мусульмане и индусы могли собираться вместе и слушать о Боге. И постепенно это, появилось эта община. Итак, для того времени это было нормально. Это образовало мир.

00:29:33 Но после некоторого времени они опять стали сражаться. И сикхи, они на самом деле потомки кшатриев. Люди кшатрийского склада. Итак, сейчас они, у них больше уважения к индуизму, потому что в их книгах описывается больше аватар. Описываются аватары. И когда мусульмане стали убивать брахманов, сикхи защищали брахманов и сражались против мусульман. И сейчас, когда Индия освободилась, стала независимой проблема. Итак, создалась проблема между индийским правительством и сикхами, потому что сикхи хотели отделиться и создать свою собственную страну. Хотели отделиться от Индии и создать своё собственное правительство. Это было. И потом появились сикхийские террористы и они стали сражаться с армией, с правительственными войсками и в конце концов они убили Индира Ганди. И после этого армия…

транскрибирование: Сергей Коротун | с. Карловка, Марьинского района | Украина | 20 April 2017