Санкхья и йога
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 Следующая из шести филосовских школ – это санкхья. Санкхья была сформулирована Капилой муни, но санкхья, которую мы будем обсуждать сейчас была представлена самозванцем Капилой. Господь Капила – сын Девахути, дал на самом деле изначальную философию санкхьи. А этот самозванец Капила появился в другой момент. Санкхья означает «считать». Санкхья – это философия подсчёта или аналитического изучения материального существования. В основном санкхья анализирует разные материальные элементы и пытается придти к конечному заключению, путём анализирования разных материальных элементов. Этот Капила муни, у него был ученик, его имя Асури. И у изначального Капилы также был ученик по имени Асури. Поэтому очень легко сбиться с толку или перепутать эти две личности.
00:01:25 Самозванец Капила он также брал санкхью из Упанишад. Использовал философию санкхьи, которая описывается в Упанишадах и использовал подобный аналитический путь, который использовал Господь Капила. Но главная разница – это заключение, к которому они пришли. Капиладева – сын Девахути анализировал различные материальные элементы. Сказал, что 24 элемента существует, 23 – это душа и, 24 – это Сверхдуша. И конечное заключение таково, что, хоть он и Господь, является источником всего, но когда самозванец Капила анализирует материальные элементы, он приходит к заключению, что материальная энергия – источник всего.
00:02:19 Итак, философская система должна отвечать на вопрос – что же является причиной всего в конечном счёте? Итак, самозванец Капила после анализа материальных элементов пришёл к заключению, что материальная энергия – Пракрити является источником всего. Поэтому его философия называется – атеистической санкхьей, но Господь Капила дал теистическую санкхью. Мы будем обсуждать эту атеистическую санкхью. Посмотрим, как она представлена. Главная книга, которую он написал была «Санкхья Сутра», там где он представил всю свою философию. Главный ученик этой линии был Ишвара-Кришна. Ишвара-Кришна написал комментарии на «Санкхья сутру» - «Санкхья аид». Он объясняет изначальные идеи философии санкхьи, даёт детальные объяснения Санкхья сутры. Какова же главная идея этой атеистической санкхьи? Санкхья принимает два вида реальности. Для них существует два вида реальности – Пракрита и Пуруша. Пракрити – означает «материальная энергия или материальный мир». Они также говорят о Пуруше, которая различается отличием от материальной энергии. Он духовен. Пуруша – он духовность, но этот Пуруша – это не тот изначальный Пуруша, о котором говорят Упанишады и Веды.
00:04:23 Существует изначальный Пуруша – Верховный Господь, Верховный Наслаждающийся. На самом деле Он и есть единственный Пуруша. Пуруша – означает «наслаждающийся», но иногда живые существа дживы, так как они экспансии этого изначального Пуруши, они также Сат Чит Ананда. Когда они приходят в этот материальный мир, они также пытаются наслаждаться, поэтому дживы также называются Пуруша. Когда Капила муни говорил: «Пуруша» он имел в виду дживу, джив – духовных душ, души. Поэтому в соответствии с его философией есть две реальности – Пракрити и Пуруша – то есть материальная природа и душа. И эта философия кажется теистической. Но позже мы увидим, как он объясняет различные концепции. Не смотря на то что он рассматривает душу, это, эта тема считается вайшнавами атеистической.
00:05:37 Итак, санкхья – атеистическая санкхья известная, известна как Сат-Кария-Вада. Сат-Кария-Вада, что означает – нету начала, без начала. Сат – это «вечно», материальная энергия она вечна – Сат, не существует начала, Каринам – означает «трансформация», материальная энергия Пракрити, есть Пуруша – они вечны. И материальная энергия, она постоянно трансформируется. Существует трансформация материальной энергии, она называется Каринама. Также философия санкхьи известна как Сат-Крийа. Сат-Крийа – значает «всё в своём положении». Даже [неразборчиво], как оно пришло ко существованию, проявилось. Позже мы увидим, как они объясняют это всё. Они говорят, что всё что существует, у него есть определённое изначальное положение в котором он существовал до появления. И когда мы, если мы вспомним предыдущую философскую школу, мы увидим линию эволюции, ньяя, вайшешика и санкхья. Между этими философиями, если мы рассматриваем философию [неразборчиво], они постепенно прогрессируют, то есть прогресс двигается в сторону возрастания, эволюции.
00:07:30 Если мы сравним философскую школу санкхьи с ньяей и вайшешикой прогресс таков: санкхья, прогресс таков, что философия санкхьи Капила муни говорил, что в начале не просто атом существовал, так как ньяя и вайшешика объясняет, они говорят, что источником всего является атом. В соответствии с атеистической философией Капилы, Пракрити и материальная энергия являются источником всего, не просто атом. И одна санкхья является прогрессом, потому что атом происходит из материальной энергии. Поэтому это является небольшим прогрессом в философской мысле. И также одна из главных концепций этой школы, что причина-эффект и причина. Причина или контакт неразличны. Они заявляют, что следствие и причина существуют вместе. Следствие существует в причине. Они дают пример такой, пример приводится, что когда мы разбиваем горчичное зерно, если мы раздавливаем горчичное зерно, происходит масло. Если масло исходит из семечка – это значит, что масло уже было там, итак, причина – это семечка и следствие масло, поэтому они называют, что следствие всегда находится уже в причине, также как огонь и дрова.
00:09:26 Как огонь уже находится в дереве, и как только, так сказать, благоприятная обстановка создаётся, как приходит, то огонь разгорается, то есть потенциально огонь уже находится в дереве, внутри дерева, поэтому они говорят, что следствие существует в неправильном состоянии, это существует в источнике. И различные пути на них, создают, дают различный эффект. Например, из молока мы получаем йогурт. Йогурт – это следствие, такова их концепция причины и следствия. Также они говорят о различном опыте в потенциальной мере. Они говорят, что существует три типа, три типа опыта – удовольствие, боль и нейтральное чувство. То есть иногда мы чувствуем удовольствие, иногда боль, иногда просто нейтральное состояние. [неразборчиво] они заявляют, что все эти чувства ,которые мы имеем они не реальны. Вот и что тогда [неразборчиво]? То что вам доставляет удовольствие, для другого может быть боль. Например, шугар – сахар, многие люди любят сахар, но если у кого-то желтуха, то он ест сахар, для него он становится горьким, то есть сахар не доставляет ему удовольствия.
00:11:26 И поэтому в то время сладости ему не нравятся. Поэтому некоторые люди вообще относятся нейтрально к сладостям, они могут и не есть. Поэтому они говорят, что все эти чувства, они не реальны, всё это иллюзия. И всё зависит от трёх гун материальной природы. Они говорят, что три гуны или три качества, иногда они руководят всем. Всё происходит из Пракрити. И практически состоит из этих трёх гун природы. И эти три гуны проявляются из практики, они проявляются из Пракрити и поэтому они дальше руководят, дальше они руководят всем материальным миром. И также они говорят, там раджас – энергия, которая даём ему настроение, саттва – создаёт и тамас – разрушает. Таким образом действуют три гуны материальной природы. Далее. Итак, мы будем, сейчас проанализируем главную идею. Она такова, что Пракрити постоянно трансформирует мир. Когда они отвечают на вопрос, когда они отвечают на вопрос: «Как же этот мир появился?» - это один из вопросов на которые должна отвечать философия. Откуда происходит этот мир?
00:13:14 Они используют концепцию, которая называется Сварупа Паринама. Что означает Сварупа? Паринама – означает «трансформация», Сварупа – означает «собственная природа». То есть конституционально, трансформация, то есть материальная природа трансформирует мир, создавая при этом различные объекты. И если мы сравним философию маявади например, они говорят: «У них концепция Брахма Паринама» - то есть Брахман или Бог трансформирует эту материальную энергию. И вайшнавы, Чайтанья Махапрабху дали совершенную концепцию – этот, все эти вещи, которые мы рассмотрели, они полностью не отвечают на вопрос. Там есть какая-то частичная истина, то что материальная энергия не трансформируется, и мир, построенный из материальных элементов, и концепция вайшнавов – это Шакти Паринама – это то что означает, означает, что энергия Господа трансформирует весь мир. Весь этот мир построен с помощью энергии Верховного Господа. Это называется Шакти Паринама. Энергии Господа – Шакти трансформируют этот мир. Не то что Бог Сам трансформирует этот мир – это философская шутка маявади, потому что Бог не изменяет.
00:15:11 Если Бог трансформируется в мир и какие-то изменения в нём происходят, то это не так. Вайшнавская концепция Махапрабху объясняет, что Бог не изменяет, Его энергия трансформирует мир. Итак, они объясняют, что материальная энергия источник всего, но она не имеет разума, она мертва. Живое существо имеет разум, но не действует. Всё производится с помощью гун, которые происходят из Пракрити. Материальная энергия – источник всего, но у неё нет разума и у дживы есть разум, и когда она происходит, приходит в соприкосновение с материальной энергией. И на самом из-за гун, под воздействием гун всё происходит. Они не объясняют этого, как Бог. Что же такое Бог и какова Его функция они объясняют. Они не касаются Бога. Что это за Бог? Душа существует. Она духовна. Но какова функция души? Куда же душа идёт не объясняется. Как мы уже объясняли, санкхья находится на платформе Пранумана.
00:17:00 И она провозглашает освобождение Мукти. В заключении этой философии – то что мы оставляем этот материальный мир и наслаждаемся освобождением Мукти. Наслаждаемся бхукти. Бхукти – это означает «наслаждение». Итак – это основное объяснение санкхьи.
[Аудитория] А как же так получается, что души, они обладают сознанием, и они не действуют? А материальная природа не обладает сознанием, она мертва практически, но она действует.
[Айравата дас] Это как-то противоречиво, в соответствии с Упанишадами, с Ведами, то что источник жизни – это душа, потому что она обладает сознанием, а материальная энергия, она мертва, она не может действовать, а они говорят совсем наоборот. То есть это не соответствует с Ведами. Нет. Мы можем видеть, что это не Ведическое объяснение, то есть они берут что-то из Вед, но конечное заключение изменено. И чтобы заполнить это пространство, как эта энергия, у которой нет разума, сознания, как она производит действие, они говорят, что гуны природы действуют. Душа она имеет разум, она не действует. Это в Бхагавад Гите также объясняется, что душа не действует.
00:18:55 И Бхагавад Гита говорит, что действуют гуны. Но если мы спросим, откуда же материальная энергия исходит. Какова же причина материальной энергии? Они пытаются избежать ответа, они объясняют это примером, концепция причины и следствия. То есть причина и следствие они существуют вместе. Следствие постоянно в причине находится. Они вместе. Каков же источник материальной энергии? Материальной энергии, потому что причина и следствие всегда вместе. Они пытаются не сближаться, спекулируя таким образом размышлять и [неразборчиво]. И они приводят пример. Например, семечко или масло, огонь или дерево. Масло постоянно находится в семечке, поэтому когда масло исходит из семечки – это значит, что следствие существовало уже в причине. Поэтому материальная энергия уже Сварупа Прамана. То есть это трансформация материальной энергии, то есть она разрушается, потом опять создаётся, опять разрушается, опять создаётся. Что же такое Бог? Что такое Бог? Нет ответа. Бог, нет необходимости в Боге, итак – это реверсная философия -, нету места для Бога.
Разбор философии йоги Патанджали
00:20:37 Итак, мы продвигаемся дальше. К следующей философской школе. Следующая система философии – это йога. Йога описана Патанджали муни. Патанджали был очень великим йогом. Он был очень выдающимся йоги. И он обладал всеми мистическими силами – ашта-сиддхи. И проявлял различные мистические силы. Он был очень знаменитый, выдающийся. Аштанга-йога основывается на йога Сутре. Он написал книгу «Йога-Сутра». Эта йога-Сутра очень интересна она. Вьясадева дал комментарии на эту книгу. И один из учеников Патанджали Вачаспати. Вьясадева написал комментарии на йога Сутру также. И Вачаспати написал комментарии на комментарии Вьясадева. Это очень интересная история. Когда Патанджали написал свою Йога Сутру, он анализировал различные философии и он доказал, что они все атеистичны. Он показывал ошибки ньяи, вайшешики и санкхьи. И он говорил: «Но мы, наша философия теистическая, там присутствует Бог». И Вьсадева тогда сказал: «Хорошо, если ты, если ваша философия теистическая, я напишу комментарии на эту Йога Сутру».
00:22:35 И он написал комментарии на Йога Сутру и доказал, что Йога Сутра также атеистична. Так сказать, это не настоящий теизм. Вачаспати написал, он был последователем Патанджали и он написал комментарии на комментарии Вьясадева. И опять он доказал снова, что Йога Сутра теистическая, является теистическим учением. Итак, это главный бизнес Муни, то есть отрицать другую философию и установить свою философию. Конечно, если мы понимаем Вьясадева, как конечный авторитет. Сейчас мы рассмотрим, насколько теистична философия Патанджали йога? Йога Сутра разделена на четыре главы. Он приводит интересные вещи в этой книге, потому что он берёт всё это из Упанишад в основном. Йога Сутра состоит из четырёх глав: первая часть – это Самадхи, которая объясняет природу, также Читта Вритти – разделение ума и Бхувата, вибрация ума, деятельность ума, как действует принцип. Эти вещи на самом деле очень полезны. Это очень интересно, как он объясняет все эти вещи, как ум действует, как он возбуждается, как его умиротворить с помощью медитации. И также в Самадхи Пада – он объясняет различные методы йоги.
00:24:41 И в конце концов книга подходит к Аштанга йоге. Вторая глава называется Садхана Пада. Там он объясняет Крийя йогу, как совершать Крийя йогу, то есть практическую йогу. Крийя – означает «практический аспект». Он объясняет Клешас, Клеши – то есть страдания. Есть разные страдания. Хала – результат и дальше он объясняет причину страданий. И как остановить, избавиться от страданий и средства, как избавиться от страданий. Итак, объясняется, как живое существо страдает от разных кродх. И он показывает, что ум – главный источник страданий. Это на самом деле так. И так как можно избавиться от этих страданий и освободиться. Третья глава называется Вибхути Пада. Там он анализирует различные сиддхи или совершенства. Бхути – означает «совершенства». Он объясняет разные Ашта-сиддхи, разные виды сиддх. Как можно ходить по воде, проходить через стены. Брать объекты на большом расстоянии, левитировать, летать в воздухе. Потому что он был знатоком всех этих вещей. Четвёртая глава – Кайвалья Пада. Кайвалья означает «конечное освобождение». Кайвалья Пада объясняет освобождение и как достичь освобождения. Что же это означает освобождение, что оно означает?
00:26:48 Итак, когда мы читаем Бхагавад Гиту, когда мы делаем наши первые шаги к Ведическому знанию, мы читаем Бхагавад Гиту. И мы, скажем, найдём очень важный момент – дискуссию о йоге и санкхье. Но это изначальная философия йоги и санкхьи. Кришна говорит, когда Он объясняет Арджуне: «Результат йоги и санкхьи один и тот же. И только пандит [неразборчиво] ребёнку будет думать, что санкхья и йога приводят к разному результату». Он объясняет, что санкхья и йога в конце концов дают тот же самый результат. На самом деле йога и санкхья, которые Кришна объясняет в Бхагавад Гите – это не та санкхья, самозванца Капилы, и это не та йога Патанджали, а изначальная санкхья, которая объясняется в Шримад Бхагаватам Капила дэвой сыном Девахути. И изначальная йога. Это санкхья, которая объясняется в Ведах, означает метафизическое понимание структуры вселенной, с помощью изучения Упанишад. Изначальная санкхья, с помощью изучения Упанишад, мы понимаем структуру вселенной. Изначальная йога – означает медитация, с помощью которой мы можем понять абсолютную истину. Таков результат изначальной санкхьи и йоги.
00:28:39 Оно приводит, оно приводит к тому, как [неразборчиво]. Кришна говорит, что результат санкхьи и йоги – один и тот же – это означает, что с помощью аналитического изучения элементов вселенной, изучая один за другим материальные элементы, мы приходит к заключению, что источник всего – это Сверхдуша. Бхагава Кришна – Он источник и с помощью йоги, медитируя, в конце концов реализуя Сверхдушу в сердце, мы сможем увидеть прекрасную личность Параматмы в сердце. Поэтому эти две системы дают нам тот же самый результат – сознание Параматмы и Верховной личности Бога. Мы должны понять, что эта санкхья изначальная – она не является той же самой, которую дал нам самозванец Капила.
00:29:49 Но на самом деле – этот самозванец Капила, некоторые последователи этого самозванца Капилы, говорят, что это как раз и есть тот Капила, который был предсказан в Шастрах. Даже его ученик был, имя его ученика было таково же, такое же как у его ученика настоящего Капилы. Таков же прогресс от санкхьи к йоге. Прогресс таков, что самозванец Капила дал философию санкхьи, где он описал, то есть он не описал никакого Бога. А в Патанджали он говорит о Боге. В философии Патанджали он говорит о Боге. Мы рассмотрим концепцию Бога позже. И также другое преимущество или прогресс – это ньяя, вайшешика, санкхья, объясняют источник всего и вселенскую жизнь освобождения, а не философскую, видать столько много учителей, но они не дают практические руководства. Какова же практика? Но Патанджали говорит: «Я вам скажу, что вы должны делать». Итак, все три предыдущие философии говорят только философию.