Кумара-сампрадая Нимбарки Ачарьи

12 June 2011
семинар для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 6
длительность: 01:01:49 | качество: mp3 32kB/s 14 Mb | прослушано: 64 | скачано: 536 | избрано: 10
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 [Айравата дас] Итак мы продолжим обсуждение Кумара сампрадайи или Хамса сампрадайи. Итак мы будем продолжать сегодня обсуждать эту сампрадайю. Один из очень важных ачарьев этой сампрадайи Нимбарка Свами. И мы уже упомянули, он написал комментарий на Веданта Сутру - Париджата Саурапа Бхашья и установил философию Двайта-адвайта. Итак, сейчас мы постепенно объясняем, после, после объяснений Кевала адвайты Шанкарачарьи мы обсуждали философию Рамануджи Вишишта-адвайта. И сейчас мы будем обсуждать Двайта-адвайта Нимбарка ачарьи. Итак, мы рассмотрим историю биографии Нибрка ачарьи. В ней существует очень много информации, мало информации существует о его детстве и жизни. Итак, он уже выдавался своими способностями в детстве, он очень быстро выучил все Шастры и литературу Ведическую и произошёл один интересный случай, когда ему было 5 или 6 лет всего лишь. Один аскет, один мудрец пришёл к нему домой и Нимбарка стал беседовать с ним, беседовать с ним о философии.

00:01:47 Стал обсуждать с ним философию как зрелый философ. Этот мудрец не был обычным мудрецом на самом деле. В это время мать готовила пищу для этого мудреца. И когда они обсуждали философию, они впали в экстаз, они были очень возбуждены и постепенно солнце зашло. После этого мать, и мальчика звали Ниямананда. Этот Ниямананда предложил пищу прасад этому мудрецу, но солнце уже зашло и мудрец извинился, сказал: «Извини, я не ем, я не ем после захода солнца. Такова моя садхана». В этот момент Ниямананда сказал: «Нет-нет, на самом деле солнце ещё не зашло, посмотри, ты можешь увидеть солнце». И на самом деле, и так в этом доме было огромное дерево ним и между ватками этого дерева мудрец увидел, увидел солнце, диск солнца. И свет распространился повсюду как днём.

00:03:33 И тогда этот аскет засмеялся, и он сказал, на самом деле Нимбарка он был непростая сударшана, он проявил сударшана чакру за этим деревом. И мудрец увидел не солнце, а садаршана чакру, и он засмеялся и сказал: «На самом деле твоё имя будет Нимбарка – означает солнце между деревьев». Итак, после этого случая этого мальчика стали звать Нимбарка. И после этого мудрец поел пищу, перед тем как уйти, и Ниямананда увидел, что у него 4 головы – это на самом деле был Господь Брахма. И после этого Нимбарка и Ништик брамачарья очень строго следовали садхане. И когда ему было 12 лет, он совершал очень суровые аскезы. Он сидел под деревом и медитировал. И пил только сок дерева ним, чтобы поддержать его жизнь. Если вы попробуете, попробуете этот сок дерева ним, он очень горький на самом деле, он невкусный.

00:05:04 И он просто пил этот сок. То есть он был, он контролировал свои чувства таким образом. И после этого он отправился в путешествие. Он жил на Говардхане некоторое время и после этого путешествия по Индии в конце жизни он повернулся во Вриндаван. И он стал идти во Вриндаван. Итак, во время своего путешествия он посетил место Чакратиртху. Чакратиртха очень знаменитое место. Там он написал свой комментарий на Веданта Сутру и установил эту концепцию Двайта адвайта пурана. И его философия так же называется Самбхайнака-бхеда-абхеда-таттва, что означает «естественное единство и различие». Самбхайнака означает «естественное, то, что происходит из своей собственной природы». Единство и различие, в этом смысле он очень близок к философии Чайтанья Махабрабху ачинтья-бхеда-абхеда-таттва мы увидим сходства и различия этих философий.

00:06:47 Таков, таков постепенный, постепенное развитие, прогресс. С чистого монизма, потом монизма с качествами бхеда-абхеда, двайта-адвайта и потом мы придём к философии Мадхвачарьи - Двайта – чистая двойственность. Итак, как оно же сидхантха двайта-адвайта мы быстро рассмотрим главные моменты этой философии. Мы будем объяснять единственные различия бхеда-абхеда, они естественны, они происходят из природы Брахмана. Брахман один, но тем не менее существует разница между Брахманом и дживой, и материей. Итак, существует естественное единство и отличие. Всё происходит из абсолютной истины. Позже мы рассмотрим, как это соотносится с Чайтаньей Махапрабху философией [неразборчиво]. Цель философского понимания и реализации – это искать общения с Радха-Кришной. У них тоже есть такое понимание, что мы должны предаться Радха-Кришне, Кришне Богу. Открытие это, сознающее живое существо и сознающая материя объединяется как причина и следствие.

00:08:23 Объясняется Чит и Ачит – причина и следствие. Чит – сознающая душа, и Ачит – это бессознательная материя. Он представил 3 принципа, он утвердил Брахман, Чит и Ачит – 3 принципа. И четвёртый главный принцип Гопала мантра, в соответствии с Нимбаркой мантры для освобождения. Они воспевают Гопала мантру. Их объект поклонения Кришна Гопала. Мальчик Кришна на Гокуле, они так же принимают Радху и Кришну. Итак, сейчас, итак, как же он относился к Упанишадам? Мы уже объясняли, в Упанишадах есть 2 вида текстов: Сагуна текст и Ниргуна. Стихи Сагуны, стихи Ниргуны. Стихи Сагуны объясняют Брахмана с качествами, а стихи Ниргуны объясняют Брахмана без качеств – полное единство. Как мы знаем, что Шанкарачарья отдавал прямое объяснение стихам Ниргуна, он предавал большее значение стихам Ниргуна. Он говорил, что главные стихи в Упанишадах – это Ниргуна. Они открывают нам истину и стихи Сагуны второстепенны.

00:10:03 И потому так он относился к материальной вселенной, как не реальной, ложной. Он говорил, что Сагун, эти стихи они не нужны, а Нимбарка Свами объяснял, что оба этих видов стихов они важны, равно важны. То есть они оба описывают реальность, он равно принимает их, Сагуна текст и Ниргуна текст, как равно реальные. Например, я даю пример, стих Ниргуна: [Ахамра Хасме] или [Таттва маси] – это всё стихи Ниргуна. Единство – это и есть Брахман. И [неразборчиво]. И Сагуна стихи, например, [Нитья нитьянам четтанаш тарханам] - существует один вечный и много вечных, и один вечный поддерживает этих много вечных. Они оба эти тексты они реальны и он давал прямое объяснение обоим стихам, обоим так сказать Сагуна стихам и Ниргуна стихам. Он не давал, он не пренебрегал никакими видами стихов. Мадхвачарья наоборот он говорил, что Сагуна стихи очень важны и Ниргуна стихи не очень важны.

00:11:44 Итак он, он пытается обработать стихи Упанишад под свою философскую концепцию, как сделал Рамануджачарья или Шанкарачарья. Он просто объяснил их такими как они есть. Он не пытался их обработать под свою философскую концепцию. И так же встаёт вопрос, что они на самом деле противоречат друг другу, и как же разрешить это противоречие? Их можно, это можно решить через [Ачинтья Шакти Брахмана неразборчиво], если мы хотим это понять, мы должны понять, что существует ачинтья-шакти или непостижимая потенция Господа. Потом через это, через эту непостижимую потенцию мы можем понять, что мир существует. И они, эти оба понятия, они истинны из-за того, что существует Шакти ачинтья – непостижимая энергия Господа. Поэтому существует одновременно единство и различие. Таким образом, он объяснил эти три принципа Брахмана, дживы и материи. Они все реальны, истинны и взаимоотношения между ними это бхеда-абхеда, т.е. единство и различие.

00:13:21 Таким образом он объяснил, это объяснял, что существуют различия природы. Мы будем использовать его термины, он не говорил джива или пракрити, он говорил: «Брахман, Чит и Ачит». Чит значит душа, ачит значит материя. Он говорил существует три: «Брахман, Чит и Ачит». Их различия в природе сварупа бхеда они обладают разной природой. Их природа различна, он говорил, он называл это сварупа бхеда. И они отличаются, потому что Брахман – причина всего. Чит, ачит – это следствие. Таким образом, не смотря на то, что они составляют одно, Брахман – это причина, Чит, Ачит – это части. В этом смысле они отличаются. Это сварупа бхеда – их природа отлична, потому что Чит Ачит не может быть причина Брахмана. Итак, он объясняет, что Браман это всё общее тело, а Чит или душа – это частичное, Брахман – объект поклонения, Чит – поклоняющаяся душа, та, кто поклоняется, Брахман контролирует всё, контролирующая душа, та кто контролируется.

00:15:02 Брахман не подчиняется, не подвижен авидья, авидья – невежество. Но Чит или джива подвергается гуне невежества. Так же Брахман всепроникающий, Чит не всепроникающий, т.е. ограниченный. Брахман является создателем, джива не является создателем. Далее Брахман является причиной, материя является следствием. Брахман не материален, тонок, обладает тонкой природой. Материя противоположна этому, она не обладает сознанием. Брахман контролирует, так сказать, управляющий, и материя – управляемая. Такова разница, таковы различия. Итак, же, в то же самое время, Брахман, чит и ачит не отличны друг от друга, и он дает много примеров, которые показывают сходство. Например, змея и кольца змеи.

00:16:33 У змеи есть кольца. И они кажутся отличными, но с другой стороны не отличные от змеи. И другой пример это солнце и лучи солнца. Так планета Солнце – это одно, и лучи, которые исходят от неё они отличаются от Солнца, как бы отделены, но тем не менее – это одно и то же, т.к. исходит из Солнца. Итак, конечное заключение: Нимбарка ачарья то, что существует различия бхеда и сходство – абхеда, и они реальны, естественны и вечны. В этом смысле он очень близок к философии Чайтанья Махапрабху. Мы должны понять, что даже когда начиналась шат даршана философская школа, эта концепция бхеда-абхеда уже была, обсуждалась мудрецами, потому что Упанишады говорят об этом. Единство и различия – они едины или отличны? То есть этот момент обсуждался уже давно среди мудрецов.

00:18:02 Я расскажу одну историю: если кто-то, если кто-то подчёркивает больше абхеда, т.е. сходство, сходство, единство, то в конце [неразборчиво] он превращается в имперсонализм, а если кто-то начинает подчёркивать больше бхеда – различия, то это ведёт к материализму, совсем большое различие. Поэтому должна быть «золотая» середина, баланс, «золотая» середина должна быть между этими моментами сходства и различия. Есть очень интересная история, когда при жизни Чайтанья Махапрабху. Чайтанья Махапрабху в то время был известен как Нимай пандит. Однажды адвайтисты пришли к нему, те кто пытаются доказать, что Брахман один и нету, что всё есть Брахман. Они сказали: «Итак, наша точка зрения такова, что Брахман один и что ты скажешь на это?»

00:19:29 И Нимай заткнул свои уши и сказал: «Вишну, Вишну, Вишну! Как он может быть один?». И они ушли. И потом двайтисты прошли. И когда адвайтисты ушли двайтисты пришли – они не могут терпеть друг друга, по природе враги. Эти двайтисты пришли и сказали: «На самом деле, Нимай, мы слышали, как ты ответил этим людям. Ты дал им прекрасный ответ, ты заткнул свои уши и не захотел обсуждать – это здорово! На самом деле это истина. Как это может быть Брахман одним?». И он опять заткнул уши и сказал: «Вишну, Вишну, Вишну! Как их может быть два?». Двайтисты так же ушли. И они были сбиты с толку, что происходит? И ночью адвайтисты и двайтисты встретились под одним баньяновым деревом. И когда двайтисты увидели, что адвайтисты подходят, они собирались уже убежать, уходить, они не могут с ними разговаривать. Но адвайтисты сказали: «Подождите, подождите. На самом деле когда вы ушли от Нимая, мы подошли к Нимаю и хотели установить, что Абсолют Абсолюта – это два различных – он дал нам тот же самый ответ. Давайте соберёмся вместе и пойдём к нему и спросим, что он скажет теперь?»

00:21:05 Итак они пришли, двайтисты и адвайтисты вместе пришли к Чайтанья Махапрабху. «Итак, Нимай, мы теперь здесь двайтисты и адвайтисты. Они говорят, что Абсолют это один неотличный, а мы говорим, что Абсолюта два различных. Что ты скажешь?». И Нимай сказал: «Абсолют один и два и это всё одновременно происходит». «Но ты не можешь так говорить, как это так един и различен в то же самое время? Как это может быть так? Мы не можем понять такую философию». Махапрабху сказал: «Вы хотите понять, тогда приходите сегодня вечером в дом Адвайтачарьи, я вам дам понимание». И они пришли вечером и там был огромный киртан, и Нимай пригласил их: «Давайте, заходите! Давайте насладимся этим воспеванием, потом обсудим». Итак, они присоеденились к киртану, танцевали, пели с преданными, полностью погрузились в киртан. И когда киртан закончился, все просад распространили, Махапрабху подошёл к ним и сказал: «Ну как, что же такое Абсолют – один или два?»

00:22:29 Они сказали: «Абсолют един и отличен – это непостижимо – это ачинтья». И чтобы объяснить это таким образом, найти «золотую» середину, что Абсолют един и отличен, един и различен в то же самое время, это непросто. Нимбарка ачарья один из выдающихся ачарьев, так сказать установил этот баланс, нашёл «золотую» середину в своём комментарии, что оба эти аспекта реальны, вечны, естественны. Но Чайтанья попытался объяснить что помимо этого существуют так же и различия. Я хочу вам сообщить больше информации о душе – о дживе. У Нимбарки есть очень интересное объяснение о дживах, что существуют разные виды джив – душ. Очень интересное объяснение. Нимбарка объясняет, что есть 2 вида душ, джив. Души, которые бандха, т.е. в рабстве, в рабстве материального существования находятся. Души, которые мукты, т.е. освобождённые души.

00:24:05 Итак эти души бандхи так же двух, так же двух видов: [неразборчиво] итак эти бандхи двух видов. Первая это мумукша. Мумукша - означает те души, которые стремятся к освобождению. И второй вид - это пубукшу – очень интересный термин, но они авторитетны. Пубукшу – души они хотят наслаждений в материальном мире, они не заботятся про состояние… и далее он объясняет эти души мумукшу так же опять двух видов. Первый тип бхагавата-пхаватти, бхагавата-пхавапатти. Эти души желают достичь природы Господа. И вторая часть нити-сварупа-патти, ниджьйя-свапупа-патти, т.е. те души, освобождённые души, которые желают достичь их собственной природы.

00:25:35 То есть это те, кто хотят достичь собственной сварупы – персоналисты одним словом. Эти души пубукшу они также двух видов. Пубукшу – это те, которые хотят материального наслаждения, они так же двух видов. [неразборчиво] - бхавишьяшрейя, пхавишрейя, мы можем сказать бхавишьрейяка, бхавишреяска. Шрея означает – небесное наслаждение, счастье. Эти души желают небесных наслаждений, они хотят наслаждаться высшим стандартным чувством наслаждений. И вторая часть это, второй вид душ называется нитья-самсари, нитья-самсари. Эти нитья-самсари они хотят просто грубых чувственных наслаждений, поэтому они, таково объяснение нитья-сансари, т.е. они вечно находятся в самсаре, потому что они хотят этого наслаждения, они находятся в самсаре.

00:27:19 И он, на самом деле вся эта философия основывается на Упанишадах, на Бхагавад Гите. Там он цитирует этот стих Бхагавад Гиты, когда Кришна говорит, что «эти души я постоянно опускаю, так сказать, посылаю в эти низшие районы невежества в соответствии с их желанием, разумеется». И далее Он говорит что «мукты, освобождённые души, они двух видов. Бхава – это бхавапатти – те кто хотят достичь природы Господа, они желают достичь природы Господа. И мукты так же двух видов: нитья-мукты, мы знаем об этом, нитья-мукты – вечно освобождённые души; и бхада-мукты. Бхада-мукты – те, которые были в материальном существовании, которые были в материальном рабстве, потом получили освобождение бхада-мукты. Они находились раньше в рабстве материального существования. Если какие-то преданные развернутся в духовный мир, они будут в этой категории находится бхада-мукты.

00:28:57 Нитья-мукты тоже двух видов существуют. Анантарья – те, кто является парфиналиями Господа. Существуют разные парфеналии Господа: его гирлянда, его корона, его драгоценный камень Гостугхой и другое, они являются парфинарием и другое, они так же живые существа и он объясняет их как 2 вида душ: ипаршава, парша – это те, кто является спутником Господа, вечными спутниками Господа. Таким образом нитья-мукта он подразделяет их на 2 категории: паршада – вечные спутники, и те, кто является парфеналиями Господа, они так же живые существа [неразборчиво]. Итак, в конце концов, он говорит бхада-мукти так же двух видов. И первое это бхагавата-бхава-патти те, кто достигает блаженства, те, кто достигают блаженства, те, кто испытывают блаженство, достигая природы Господа, т.е. саюча-мукти – это мукты, которые сливаются с существованием Господа и достигают той же самой природы, что и Господь, т.е. имперсонального освобождения.

00:30:43 Бхагавата-бхава-патти, те кто, то есть. те, кто испытывает блаженство, достигнув своей собственной природы – это наша линия, в которой мы находимся, т.е. достигая нашей сварупы, вечных взаимоотношений с Господом, мы будем испытывать блаженство, которое происходит из наших вечных взаимоотношений с Кришной. Ниджья-сварупа-патти – это тогда когда душа наслаждается блаженством, которое происходит из-за взаимоотношений с Гоподом. Ниджья, означает «своя собственная форма», «вечная форма». У Кришны так же есть ниджьярупа, т.е. шьямасундара. Шьямасундара – это изначальная форма, вечная форма Господа. И у дживы так же есть изначальная вечная форма, как слуга Кришны, родитель, друг или возлюбленный. Это блаженство исходит из ниджья, т.е. из Его собственной природы, из Его собственной формы. Это интересное объяснение, Он даёт это объяснение, и как Его вклад в философскую мысль.

00:32:19 [Аудитория] Достигнув природы Господа эта группа останется с природой Господа?
[Айравата дас] Да, бхагавата-бхава-патти, те души, которые достигают саюджи, освобождения – саюджи, саюджи-мукти. Саюджи означает «слияние с существованием Господа или слияние с телом Господа». И так же освобождение сарупья – это когда мы получаем похожую, тело, похожее на тело Господа. Как Вишнудуты, они развивают тоже самое тело, похожее тело на тело Господа Вишну. Они наслаждаются этой природой [неразборчиво], тело похожее на тело Господа. Но на самом деле чистые преданные вайшнавы не желают даже избавление сарупья. Это очень интересное объяснение. Итак мы сейчас рассмотрим различия. Уже сходства мы уже рассмотрели, что Нимбарка так же подчёркивал бхеда-абхеда, то что они реальны, естественны и вечны. И он рассматривал взаимоотношения между духом и материей. И Чайтанья Махапрабху прогрессировал дальше со своей философией. Философия Чайтанья Махапрабху более прогрессивна.

00:33:49 Итак, мы сейчас рассмотрим что же принял, какую концепцию Чайтанья Махапрабху принял. Чайтанья Махапрабху принял два момента, так сказать взял два момента из философии Нимбарки. Он взял по два момента из всех философий этих четырёх ачарьев. Итак из философии Нибарки он взял принятие прибежища Радхарани, потому что Нимбарка ачарья дал важность принятия прибежища у Шримати Радхарани, как необходимый принцип прогресса. Если мы не примем прибежище у Радхарани, мы не сможем продвигаться. Принятие Радхарани очень важно для нашего духовного прогресса. Второй момент, который он принял, это умонастроение гопи. В нашей садхане мы должны принять, так сказать, принятие умонастроение гопи очень важно, и что это означает? Полная преданность и отдать всё Кришне. Умонастроение гопи, т.е. мы должны медитировать на те взаимоотношения, которые гопи являлись Кришне, но умонастроение гопи означает, что мы должны отдать всё Кришне, т.е. полностью предаться Кришне, использовать всё для служения Кришне. Эти два момента он принял из философии Нимбарка ачарьи.

00:35:19 Итак, сейчас мы рассмотрим различия, 2 главных различия. Это Нимбарка поведал, что бхеда-абхеда естественна, он подчёркивает: момент, бхеда-абхеда единство и различие, свабхави. Сва – это обоюдно, значит происходит от собственной природы, от, из природы Брахмана, естественной для Брахмана. Но Чайтанья Махапрабху объяснял по-другому, он говорил: «Бхеда-абхеда является ачинтья – непостижимое». Итак они подчёркивали разное: Нимбарка говорил, что это свабхаяка, а Чайтанья говорил ачинтья, поэтому его концепция свабхаяка бхела-абхеда, а у Чайтанья Махапрабху концепция ачинтья бхеда-абхеда таттва, т.е. непостижимое единство и отличие. Свабхаяка означает «естественное», которое происходит из природы, собственной природы Брахмана. Свабхаяка означает естественное, потому что происходит из природы, собственной природы чего-то, т.е. то, что происходит из собственной природы, из природы Абсолюта. И одновременно единство и различие происходят из природы Абсолюта, т.е. эти природы Абсолюта это естественны для Абсолюта.

00:37:05 То есть момент таков, что на самом деле Нимбарка подчёркивал этот момент, Махапрабху не подчёркивал этот момент, он подчёркивал момент такой, что на момент непостижимости он подчёркивал непостижимость, потому что как только [неразборчиво], что бхеда-абхеда естественны, поэтому вокруг тогда возникает: объясните, как это естественно? Поэтому Чайтанья Махапрабху он подчёркивал непостижимость, непостижим. Как только, как только вы спросите, а как, почему, это как? Он постижим. Но когда Нимбарку спрашивали: «Хорошо, это естественно, но как это? Мы не можем понять, как естественно это исходит из Брахмана? Пожалуйста, объясни, объясни, как это может быть естественно? Это выглядит очень неестественно, на самом деле». И тогда, тогда он объяснял тоже самое что и Махапрабху. Он говорил: «Это кажется, это кажется, что это как-то, это кажется противоречием, но на самом деле это не это, потому что существует ачинтья – непостижимая потенция Брахмана. Это кажется противоречием, потому что это непостижимо».

00:38:19 [Аудитория] Как Чайтанья Махапрабху доказал, что это непостижимо? Как он показывает, что это непостижимо?
[Айравата дас] Я уже дал пример адвайтисты и двайтистов, когда они пришли к нему, они были сбиты с толку. «Как это так? Ты нас обманываешь. Как это может быть единственное и отличное в одно и то же время? Пожалуйста, дай нам идею. Мы не можем понять этого». И вот это как раз и объяснение, что поймите, что вы не можете понять. И так же, Прабхупада объясняет так же. Преданные спрашивали: «Прабхупада, как же? Я не могу понять, как же это одновременно едино и различно?» Прабхупада говорит: «Сейчас ты поймёшь. По крайней мере, ты понимаешь, что ты не можешь понять. Теперь ты знаешь, что ты понял – это и есть понимание, что ты не мог понять ничего. Ты понимаешь, что ты не можешь понять, и даже не пытайся – это ачинтья». И на самом деле, на самом деле, когда мы достигнем организации духовной, эти вещи у нас утрясутся в голове. Итак, когда они спросили его: «Пожалуйста, дай нам какую-то идею». И тогда он говорит: «Приходите на киртан». И тогда они пришли на киртан, танцевали и пели, они почувствовали блаженство и они получили реализацию, они были удовлетворены, и они не задавали ему больше вопросов. И они поняли: «О, мы теперь понимаем, что значит единство и различие».

00:40:00 Итак, второе различие, это очень важный момент, Нимбарка объясняет взаимоотношения между Брахманом, чит и ачит – Брахман, душа и материя, как причина и следствие. Если вы помните, мы объясняли, что есть 2 философских вопроса стоит, когда философия становится, как один становится многими; второй вопрос: каковы взаимоотношения между этим одним и многими. И здесь объясняется этот ключевой вопрос, момент. Как один становится многими? Шива и Чайтанья Махапрабху сказал: «Это непостижимо, это [неразборчиво], и каково же взаимоотношение между одним и многими? Как причина и эффект». Нимбарка ачарья объясняется взаимоотношение как между причиной и эффектом. И в нашей философии так же есть объяснение, что Кришна причина и мы следствие. Кришна является полным, и мы частицами. Вишиш Кришна говорится: полное- целое исходит из полного, но тем не менее остаётся полным.

00:41:28 Эта концепция причины и следствия так же очень сложна и существует в Ведической философии, мы уже объясняли шат-даршану, есть разные идеи когда причины и следствие обсуждаются, потому что некоторые говорят, что причина и эффект полностью различны – это говорит, это называется асат-кари-вада, помните это в шат-даршанах мы обсуждали.
[Аудитория] Какая школа асат-кари-вада? Как называется эта школа?
[Айравата дас] Не помню. Асат-кари-вада говорили: «Причины и следствия отличны», это принадлежит школя ньяя и вайшишика, они асат-кари-вада, они были те, кто говорили, что причина исходит, причина существует в следствии. Они назывались сат-кари-вада, те, кто говорят: «Причина исходит из следствия». Это санкхья, они дают пример, что масло происходит из семя, т.е. следствие находится в причине. И всё что мы [неразборчиво], что причина и следствие – это два отдельных феномена, которые никак не связаны друг с другом вообще. Существуют причины и следствия – два отдельных момента и они никак не соотносятся друг с другом.

00:43:12 Они не, никак не взаимосвязаны. Они два различных, это два различных феномена. В каком-то смысле Рамануджа так же объяснял тот же самый момент. Он объяснял, что они связаны между собой, а Нимбарка использует идею сат-кари-вада. Он говорил, что из причины исходят все остальные вещи, все вещи исходят из причины. Чайтанья Махапрабху объяснял по-другому, он усовершенствовал эту концепцию. Он говорил: Брахман, душа и материя, их взаимоотношения так же как Шактиман и шакти – это объяснение Чайтанья Махапрабху, это важный вклад Чайтанья Махапрабху в теорию энергии или шакти. Таково объяснение Чайтанья Махапрабху, что Верховный Брахман, Парабрахман является Шактиман – источником энергии и всё что проявлено из него, чит или ачит, это является шакти. Эти и иное, оба, на основе этого он объяснял свою бхеда-абхеда философию. И шакти происходит из Шактимана, так же как лучи солнца исходят из Солнца, поэтому они не отличны.

00:44:47 Но так как они существуют отдельно, они отличны в то же самое время. Таким образом он усовершенствовал эту концепцию. Потому что причина с объяснением причины и следствия созданы из выражения: «Если Брахман причина, а душа – следствие», т.к. ачарьи постоянно имели трудности в объяснении этого момента. Они говорили, что если Брахман причина, душа, душа, душа и Брахман, душа и материальный мир – это эффект, то тогда ограниченность души и несовершенство души должно быть в Брахмане так же. Если Брахман причина, а душа следствие, то несовершенство души должно присутствовать в Брахмане, потому что они исходят из Брахмана, душа здесь бандха.
[Аудитория] Это же душа, душа же несовершенна, т.е. джива несовершенна?
[Айравата дас] Джива находится в невежестве и это реально.

00:46:17 Шанкарачарья говорил, что это нереально, это всё иллюзия, таким образом, избавился от всех вопросов. А вайшнавы говорят: «Нет же, существование дживы реально, материя так же реальна и джива проявляет очень большое количество несовершенств, т.е. она не совершенна, покрытая авидья, невежеством». Поэтому концепция причины, если вы понимаете причины и следствия концепцию, то тогда вы принимаете, что Брахман так же несовершенен и поэтому объяснение Чайтанья Махапрабху совершенно объясняет этот момент.
[Аудитория] Шакти вполне объясняет, что существует Шактиман Шакти?
[Айравата дас] Потому что Шакти они могут делать всё, что они захотят и Кришна говорит: «Они не ответственны за всё, что происходит. Они…[неразборчиво]». Итак, когда Чайтанья Махапрабху, когда Нимбарка путешествовал и был в Навадвиппе, ему явился Чайтанья Махапрабху и Чайтанья сказал, что он придёт и будет участвовать в его лиле. И Нимбарка он на самом деле выразил привязанность к этой прекрасной форме Господа Чайтаньи. Нибарка сказал: «Я хочу общения с тобой». Махапрабху сказал, что «Я когда приду, ты тоже придёшь, и в то время, когда ты появишься в моих играх, я на самом деле укорочу твоё ложное эго, если не возражаешь».

00:47:52 И Нимбарка появился в Чайтанья лиле как Кешавакашвили. Дигвиджай очень известный пандит – это был как раз Нимбарка ачарья. Он пришёл в Навадвиппу и Чайтанья Махапрабху победил его в философской беседе. Мы знаем эту историю. Сарасвати сказала ему, что это на самом деле Всевышний Господь, после того как он был просветлён Чайтанья Махапрабху, Кешакашвили пошёл в то же самое место, которое называлось Чакратиртха, там где, как Нимбарка он написал комментарий. Если вы помните, в Чакратирхе Нимбарка написал знаменитый комментарий на Веданта Сутру. Кешавакашвили пошёл туда и там изучал комментарий, который написал как Нимбарка, изучал свои собственные комментарии. После этого он отправился проповедовать. Таковы основные моменты, которые мы хотели рассмотреть по Нимбарка Свами. Какие-нибудь вопросы?

00:49:20 [Аудитория] Да. Кешавакашвили стал преданным?
[Айравата дас] После этого он стал преданным, он стал проповедовать. Махапрабху сказал ему: «Иди и объясняй цель человеческой жизни всем». После этого из общения с Махапрабху его личность обрела своё изначальное сознание. Я не нашёл изначального объяснения, но кажется так, что он понял своё, он, они, после общения с Чайтанья Махапрабху он обрёл своё изначальное сознание, свою миссию, что он должен делать, поэтому он пошёл в Чакратиртху и там изучал комментарий, обрёл тоже самое знание, обрёл своё изначальное знание, которое имел и отправился проповедовать это знание. Конечно же он был чистым преданным, но небольшая крупица гордости в нём существовала, Махапрабху избавил его от этого.

00:50:46 [Аудитория] Чайтанья Махапрабху говорил: «Причина и следствие или полное, целое или часть?».
[Айравата дас] Он говорил, что Брахман – это целое, а Чит, Ачит – это часть. Махапрабху говорил, что они относится друг к другу как Шактиман и Шакти, т.е. источник энергии и энергия. Шактиман – это источник энергии, и Шакти – это энергия. Тогда эта концепция эффекта причины и следствия она не создаёт проблем, тогда её можно легко объяснить с помощью философии Чайтанья Махапрабху. Энергия проявляется из источника энергии совершенно [неразборчиво], и всё что происходит с энергией Кришна говорит: «Я не ответственнен за то, что происходит с энергией. Джива склонна к тому, чтобы обвинять Бога за свои страдания». Это так же проблема, которую мы обсуждаем в философии религий: почему зло существует в мире? Кто же ответственен за зло? Некоторые говорят, что почему Бог создал зло? Что Бог ответственен за это, но в соответствии с Махапрабху он не создавал ничего, никакого зла. Дживы создали зло, дживы причины зла, потому что у джива - есть независимость и когда она им неправильно пользуется, эта независимость создаёт зло.

00:52:32 Поэтому Кришна говорит: «Я [неразборчиво санскрит], - я не ответственен за то что дживы делают здесь в материальном мире». Таковы совершенные объяснения. Энергия происходит из Него и она полна в себе, она полна в себе, и т.к. она независима, то что она делает, Господь не ответственен за это, за последствия деятельности.
[Аудитория] Если мы рассмотрим религию и безбожность, безбожность – это задняя сторона вселенской формы Кришны?
[Айравата дас] Да, итак, когда Веды объясняют эти вещи, потому что Кришня является верховным источником всего, он говорит, что задняя сторона, спина во вселенской форме – безбожье; передняя сторона – это религиозность. Но это просто концепция, это связано с видьей и авидьей, как солнце и тень. Существует солнце, но если мы идём, в пещеру зайдём, то там темнота.

00:53:59 Итак, перед – это видья, и зад – это авидья. Можно так же говорить, дхарма и адхарма. Задняя сторона – это невежество, и так же объясняется как дхарма и адхарма – религиозность и безбожие. Это всё тонкое объяснение. Дхарма, т.е. невежество приводит к адхарме, т.е. к безбожию. Если мы не знаем что такое Бог, кто такой Бог, это приводит нас к безбожию, но это, это на самом деле не значит, что Господь использует эту концепцию безбожности и невежества, чтобы заставить душу попасть под это влияние. Потому что душа желает забыть о Господе, и поэтому Он покрывает её невежеством. Как только она покрыта невежеством она теряет свою религиозность, а это безбожно, потому что невежество происходит от Господа. Но это таково действие его энергии, шакти. Авидья происходит, потому что вначале творения была, были созданы 5 покрытий невежеством, Брахман из своей собственной тени создал 5 покрытий невежеством в самом начале. Перед тем как он создал тела, он из своей тени создал 5 покрытий невежества.

00:55:35 И уже эти покрытия предназначены для того, чтобы покрыть дживу, и джива забывает свою собственную природу, и все проблемы начинаются с этого момента.
[Аудитория] Существуют дживы и существует невежество, как они встречаются друг с другом, как они невежеством покрываются?
[Айравата дас] прежде всего Кришна отделяет от себя внешнюю энергию, это называется отделённая энергия, дживы желают независимого существования. Кришна даёт эту отделённую энергию, определённая энергия отделяется, т.е. отделённая – эта энергия она отделена от сознания, она бессознательна. Когда мы говорим «отделённая энергия», это означает, что она отделена от сознания, т.е. это бессознательная энергия, мёртвая материя.
[Аудитория] Когда мы говорим: «Джива хочет независимости», это уже невежество само по себе, это желание уже само по себе невежество. Уже что-то чуждое внедряется между взаимоотношениями Кришны и живым существом.

00:57:10 [Айравата дас] Да, независимость остаётся на самом деле, это происходит из независимости.
[Аудитория] Если вы находитесь в шудра саттве, то как же невежество проявляется?
[Айравата дас] На самом деле невежество условно не существует, поэтому, когда джива в тебе Брахмана или Вселенной, он создаёт покрытие энергии, покрытие невежества и они забывают, потому что они знают обо всём, но они развивают это желание наслаждаться независимо. Конечно, это неестественно, но это происходит из души, происходит из души, из природы души так или иначе. Потому что есть природа дживы, джива независима и маленькая, крошечная. Эта природа, природа души и эта крошечная душа хочет увеличить свою независимость. Эта, эта любопытка, если так можно назвать, любопытство, исходит из любопытства. Таким образом это всё объясняется, что я могу сказать.

00:58:35 Мадхвачарья использует философию нидров, концепцию бхима-пратибхима, так сказать концепцию, что сознание отражается, то есть отражения сознания, создание уходит в материальную энергию, потом возвращается. Но Чайтанья Махапрабху говорил, что это ачинтья – непостижимо. Поэтому существуют различные объяснения и другие сампрадайи не вдаются в детали, говорят: это просто лила Господа. Но Чайтанья Махапрабху давал больше объяснения по этому поводу. Итак, это то что объяснял Прабхупада: «Независимы дживы, желают наслаждаться независимо от Господа».
[Аудитория] Чайтанья Махапрабху говорит в своих Шастрах: «Так или иначе я упал в этот материальный мир».
[Айравата дас] Потому что это постоянно подчёркивается этот момент непостижимости, потому что, так или иначе, мы упали – мы должны принять это, так или иначе непостижимым образом мы упали.
[Аудитория] Как джива развивает это желание независимо наслаждаться? Это непостижимо понять.

01:00:06 [Айравата дас] Так и люди сбиваются с толку, когда они принимают концепцию лилы, они говорят, что «А почему же я в этой лиле нахожусь, а другие в другой лиле, в духовном мире?». И поэтому опять появляется место обвинение Бога. Обвинение, «Почему он меня поместил в эту лилу, в страдания, а кто-то находится в этой нитья-лиле?». Поэтому у дживы появляется возможность осуждать Господа. Может быть для вас это нормально, но если вы других людей встречаете, если вы других встречаете, объясняете им такую концепцию, они сразу начинают обвинять Бога. Если вы скажете, если скажете: «Это лила Господа, что вы страдаете здесь». Они скажут: «Почему это я здесь страдаю. Что это за лила такая?»
[Аудитория] Поэтому Прабхупада говорил, что мы были там, и мы пришли сюда.

01:01:24 [Айравата дас] Прабхупада говорил: «Поэтому мы понимаем это как концепцию, научную концепцию, что мы были в духовном мире, а потом пришли сюда», и это очень простая логика, что всё происходит из духа

транскрибирование: Сергей Коротун | с. Карловка, Марьинского района | Украина | 10 February 2017