Мантра 16 – Безличный Брахман не может проявлять милость
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:27 Шри Ишопанишад – знание, которое приближает человека к Кришне - Верховной Личности Бога. Перевод с санскрита и комментарии Его Божественной Милости Абхай Чарана Бхактиведанты Свами Прабхупады ачарьи основателя Международного общества Cознания Кришны (ISKCON).
Мантра шестнадцатая
00:01:14 pushann ekarshe yama surya prajapatya
vyuha rashmin samuha tejaha
yat te rupam kalyanatamam tat te pashyami
yo 'sav asau purushah so 'hama smi
00:01:48 О мой Господь, о изначальный философ, поддерживающий вселенную, о регулирующий принцип, конечная цель чистых преданных, доброжелатель прародителей человечества! Пожалуйста, удали сияние Своих ослепительных трансцендентных лучей, чтобы я смог увидеть Твою исполненную блаженства форму. Ты – вечная Верховная Личность Бога, подобная солнцу, как и я.
Комментарий Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады
00:02:53 Солнце и его лучи качественно едины. Аналогично этому, Господь и живые существа качественно не отличаются друг от друга. Солнце одно, но число частичек его лучей бесконечно. Солнечные лучи составляют часть Солнца, Солнце же вместе со своими лучами и является собственно Солнцем. Планета Солнце – обитель бога Солнца, и аналогично этому, на высшей духовной планете, Голоке Вриндаване, от которой исходит сияние брахмаджьоти, обитает вечный Господь.
00:03:59 Трансцендентная обитель Господа Кришны – это земля философского камня, из которого там построены все дома, окружённые деревьями желаний. Господь там пасёт коров сурабхи и тысячи богинь процветания окружают Его, служа Ему с благоговением и любовью.
00:04:39 Описание этой трансцендентной обители Господа Кришны, приводится в Брахма-самхите и там же говорится, что брахмаджьоти представляет собой лучи, исходящие от этой высшей духовной планеты, Голоки Вриндаваны, подобно солнечным лучам, исходящим от планеты Солнце. Пока человек не поднимется над ослепительным сиянием брахмаджьоти, он не сможет ничего узнать о царстве Господа.
00:05:14 Ослепленные сиянием брахмаджьоти, философы-имперсоналисты не могут понять ни обители Господа, ни Его трансцендентной формы. Недостаток знаний мешает им понять исполненный блаженства трансцендентный облик Господа Кришны. Вот почему в этой молитве Шри Ишопанишад, обращённой к Господу, выражается просьба удалить ослепительное сияние брахмаджьоти, чтобы чистый преданный мог увидеть Его всеблаженную трансцендентную форму.
00:06:35 Осознавая безличное брахмаджьоти, человек сознаёт благостный аспект Всевышнего. В процессе познания Параматмы, то есть всепроникающего аспекта Господа, на йога нисходит ещё более благостное озарение. Но встретившись лицом к лицу с Верховной Личностью Бога, преданный постигает самую благостную форму проявления Всевышнего.
00:07:08 К Верховной Истине в этой мантре обращаются как к изначальному философу, хранителю и благодетелю вселенной, поэтому Она никак не может считаться безличной. Таково заключение Шри Ишопанишад. Слово пушан (поддерживающий) особенно важно, так как, храня и поддерживая все живые существа, Господь проявляет особую заботу о Своих преданных. Поднявшись над безличным брахмаджьоти и познав личностный аспект Господа и Его блаженную вечную форму, преданный осознаёт Абсолютную Истину в полном объеме.
00:08:05 В Бхагават-сандарбхе (3.1.3–6) Шрила Джива Госвами говорит: «В полном объёме Абсолютную Истину постигают, сознавая Личность Бога, поскольку Он всемогущ и владеет всеми трансцендентными энергиями. Осознание брахмаджьоти не предполагает полного понимания энергий Абсолютной Истины, следовательно, осознание Брахмана – это только частичное осознание Личности Бога.
00:08:49 О учёные мудрецы, первая буква слова бхагаван (бха) имеет два значения: первое – «тот, кто обеспечивает всем», второе – «поддерживающий». Вторая буква (га) означает «руководитель», «вождь» или «творец». Буква (ва) указывает на то, что все существа пребывают в Нём, а Он пребывает в каждом существе. Другими словами, трансцендентное слово бхагаван означает безграничное знание, власть, энергию, богатство, силу и влияние, в которых нет ни малейшего оттенка материального осквернения».
00:10:17 Господь полностью обеспечивает Своих чистых преданных всем необходимым и постепенно ведёт их к совершенству любви к Богу. Как вождь Своих преданных, Он в конце концов награждает их желанным плодом преданного служения, даруя им Себя. По беспричинной милости Господа, преданные могут лицезреть Его. Таким образом Господь помогает Своим преданным достичь высшей духовной планеты, Голоки Вриндаваны.
00:11:00 Будучи творцом, Господь может одарить Своего преданного всеми необходимыми качествами, чтобы он мог в конце концов достичь Его. Господь является причиной всех причин, и нет иной причины существования Его Самого, ибо Он есть первопричина всего сущего. Следовательно, проявляя Свою собственную энергию, Он наслаждается Сам Собой.
00:11:38 Внешняя энергия не является Его непосредственным проявлением, так как Он распространяет Себя в Свои экспансии пуруши и в этих формах поддерживает материальное проявление. Посредством этих экспансий Он творит, поддерживает и уничтожает космическое проявление.
00:12:05 Живые существа также являются отделёнными экспансиями Самого Господа, и, так как некоторые из них хотят господствовать, имитируя Верховного Господа, Он позволяет им войти в космическое творение, чтобы они могли полностью удовлетворить своё желание властвовать. Присутствие неотъемлемых частиц Господа, живых существ, приводит этот проявленный мир в движение в соответствии с законом действия и противодействия. Таким образом, живым существам даны все возможности, чтобы господствовать над материальной природой, но истинным повелителем остаётся Сам Господь в форме Своего полного проявления, Параматмы (Сверхдуши), являющейся одним из пуруш.
00:13:41 Таким образом, между живым существом (атмой) и управляющим Господом (Параматмой), то есть между душой и Сверхдушой, огромная разница. Параматма властвует, а атма подвластна, следовательно, они никак не могут находится на одном уровне. Параматма и атма действуют сообща, поэтому Параматму называют постоянным спутником живого существа.
00:14:17 Всепроникающее проявление Господа, который существует во всех состояниях (бодрствования, сна и в непроявленном состоянии) и который порождает джива-шакти, жизненную силу, в форме как обусловленных, так и освобождённых душ, называется Брахманом.
00:14:39 Господь является источником как Параматмы, так и Брахмана, поэтому, само собой разумеется, что Он является источником и всех живых существ, и всего сущего. Тот, кто понял это, сразу же включается в преданное служение Господу. Такой чистый и обладающий полным знанием преданный Господа привязан к Нему всем сердцем, и когда бы такие преданные не собирались вместе, у них нет иного занятия кроме прославления трансцендентных деяний Господа.
00:15:24 Те, кто не достиг уровня совершенства чистых преданных и познал только проявления Господа в виде Брахмана или Параматмы, не могут оценить действий чистых преданных. Но Господь всегда помогает чистым преданным, вкладывая необходимое знание в их сердца. Таким образом, по Своей особой милости, Он рассеивает всю тьму невежества. Философы и йоги не могут себе этого представить, так как в большей или меньшей степени зависят от собственных способностей и усилий. Как указывается в Катха-упанишад, Господа могут познать только те, кто пользуется Его благосклонностью, и больше никто. Такая особая милость даруется только Его чистым преданным.
00:16:30 Итак, в этой мантре Шри Ишопанишад речь идёт о благосклонности Господа, которую не способно проявить брахмаджьоти.
00:17:08 Уважаемый радиослушатели, продолжение чтения книги ведической мудрости Шри Ишопанишад с комментариями Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады слушайте в нашей следующей передаче в это же время.