Мантра 11 – Выход из самсары

Радио Кришналока - 05 May 2011
аудиокнига для глубокого изучения из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:23:52 | качество: mp3 64kB/s 11 Mb | прослушано: 711 | скачано: 1002 | избрано: 26
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:28 Шри Ишопанишад – знание, которое приближает человека к Кришне - Верховной Личности Бога. Перевод с санскрита и комментарии Его Божественной Милости Абхай Чарана Бхактиведанты Свами Прабхупады, ачарья основателя Международного Общества Сознания Кришны. (ISKCON)

Мантра одиннадцатая

00:01:40 Преодолеть повторяющиеся рождение и смерть и наслаждаться даром бессмертия может только тот, кто способен одновременно понять процесс погружения в невежество и процесс совершенствования трансцендентного знания.

Комментарий Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады

00:02:22 От сотворения материального мира каждый старается достичь вечной жизни, но законы природы так жестоки, что смерти не может избежать никто. Никто не хочет умирать – это очевидный факт, и никто не хочет стареть и болеть. Однако законы природы никому не позволяют избежать смерти, старости и болезней. Прогресс материальной науки не решил этих проблем жизни. С помощью материальной науки можно изобрести атомную бомбу и тем самым приблизить смерть, но наука не в силах открыть ничего, что может защитить человека от жестоких лап смерти, болезней и старости.

00:03:24 Из Пуран нам известно о деятельности Хираньякашипу. Этот царь находился на очень высоком уровне материального развития, и с помощью своих материальных достижений и силой своего невежества он хотел одолеть смерть. Он занялся настолько суровым видом медитации, что жители всех планетных систем были встревожены его мистической силой. Он заставил творца вселенной, полубога Брахму, спуститься к нему и попросил Брахму дать ему благословение, сделав его амара – бессмертным. Но Брахма ответил, что не может одарить подобным благословением, так как даже он, творец материального мира, правящий всеми планетами, не является амарой. Как утверждается в Бхагавад-гите, продолжительность жизни Брахмы велика, но это ещё не значит, что он не должен умереть.

00:05:02 «Хиранйа» означает золото, а «кашипу» – мягкая постель. Этого человека интересовали две вещи: деньги и женщины, и он хотел наслаждаться такой жизнью, добившись искусственного бессмертия. Тогда он попросил у Брахмы множество разных благословений, надеясь косвенным образом исполнить своё желание стать амарой.

00:05:34 Хираньякашипу попросил у него благословение, благодаря которому его не мог бы убить ни человек, ни животное, ни полубог, ни какое-либо иное живое существо, относящееся к 8 400 000 видов жизни. Он также попросил сделать так, чтобы его не могли убить ни на земле, ни в воздухе, ни в воде и никаким оружием.

00:06:01 Хираньякашипу наивно полагал, что всё это гарантирует ему спасение от смерти. Но в конце концов, несмотря на то что Брахма одарил его всем этим, он всё же был убит Личностью Бога в облике получеловека-полульва, Нрисимхи. И чтобы убить его, не понадобилось никакого оружия, кроме когтей Господа. Хираньякашипу был убит на коленях этого удивительного живого существа, которого он не мог даже вообразить.

00:06:45 Из этого явствует, что даже Хираньякашипу, самому могущественному из материалистов, никакие планы не помогли стать бессмертным. Чего же тогда могут добиться современные ничтожные«хираньякашипу», чьи планы рушатся каждое мгновение?

00:07:29 Шри Ишопанишад советует нам не пытаться в одиночку победить в борьбе за существование. Каждый упорно борется за существование, но законы материальной природы настолько сильны и жестоки, что никто не может обойти их. Чтобы достичь вечной жизни, человек должен приготовиться к возвращению обратно к Богу.

00:08:03 Процесс возвращения к Богу – предмет отдельной отрасли знания, которую необходимо изучать по таким богооткровенным ведическим писаниям, как Упанишады, Веданта-сутра, Бхагавад-гита, Шримад-Бхагаватам и т. д.

00:08:24 Поэтому, чтобы обрести счастье в этой жизни и, покинув материальное тело, достичь вечной, исполненной блаженства жизни, человек должен обратиться к этим священным писаниям и подчерпнуть из них трансцендентное знание.

00:08:45 Обусловленное живое существо забыло о своих вечных взаимоотношениях с Богом и ошибочно считает, что кроме этого временного места рождения ничего не существует. Господь милостиво открыл перечисленные выше писания людям Индии, а остальные - народам других стран, чтобы напомнить забывчивому человеку о том, что его истинный дом не здесь, в материальном мире. Живое существо – духовная личность, поэтому оно может быть счастливо, только возвратившись в свою духовную обитель к Богу.

00:09:38 Для исполнения этой миссии – вернуть живые существа к Богу - Личность Бога посылает из Своего царства Своих верных слуг, а иногда с этой миссией приходит Он Сам.

00:10:31 Все живые существа являются Его возлюбленными детьми, Его неотъемлемыми частицами, поэтому Господь огорчается больше чем мы сами, видя страдания, которые мы постоянно испытываем в материальном мире. Страдания этого материального мира косвенно напоминают нам о нашей несовместимости с мёртвой материей, и разумные живые существа обычно обращают внимание на эти напоминания и, к тому же, посвящают себя изучению видьи – трансцендентного знания. Человеческая жизнь предоставляет самые благоприятные возможности для углубления духовных знаний, поэтому тот, кто упускает такой случай, называется нарадхамой, низшим из людей.

00:11:38 Путь авидьи, то есть совершенствования материальных знаний во имя чувственных наслаждений – это путь повторения рождений и смерти. Живое существо духовно, поэтому оно не рождается и не умирает. Рождение и смерть касаются внешней оболочки духовного существа – тела. Этот процесс сравнивают с надеванием и сниманием одежды. Глупые живые существа, целиком поглощенные развитием авидьи (невежества), не обращают внимания на этот жестокий процесс. Очарованные красотой иллюзорной энергии, они вновь и вновь проходят через него, так и не сделав никаких выводов из уроков, преподанных им законами природы.

00:13:06 Человеку необходимо совершенствовать видью, трансцендентное знание. В болезненном материальном состоянии следует, насколько это возможно, ограничивать чувственные наслаждения. Неограниченные чувственные наслаждения в этих материальных условиях ведут к невежеству и смерти. Живые существа не лишены духовных чувств. Каждое живое существо в своей изначальной духовной форме обладает всеми чувствами, которые под покрытием тела и ума, превратились в материальные. Деятельность материальных чувств является искаженным отражением духовных игр. Деятельность духовной души, покрытая материей, её нездоровое состояние.

00:14:10 Истинные чувственные наслаждения возможно только тогда, когда болезнь будет излечена. Только в своей истиной духовной форме, не оскверненной материально, живое существо может испытывать чистые чувственные наслаждения. Поэтому целью человеческой жизни должно быть не стремление к извращённым чувственным наслаждениям, а желание избавиться от материальной болезни. Обострение материальной болезни, не является признаком знания, это признак авидьи (невежества).

00:15:02 При выздоровлении, температура тела не должна повышаться до 40-42 градусов, она должна понизиться до нормы – 36,6 градуса. В современном материалистическом обществе наблюдается тенденция к усилению лихорадки материальных условий, и жар уже достиг отметки 42 градусов (в форме атомной энергии). И всё это сопровождается причитаниями недалеких политиков о том, что в любой момент мир может взлететь на воздух. Таков результат развития материальной науки и пренебрежения самой важной сферой деятельности – культивирование духовных знаний.

00:16:14 В этой мантре Шри Ишопанишад нас предупреждают, чтобы мы не шли этим опасным путём, ведущим к смерти. Наоборот, мы должны постоянно совершенствовать духовное знание, чтобы навсегда вырваться из жестоких лап смерти.

00:16:37 Это не означает, что нужно совсем прекратить заботиться о теле. Не может быть и речи о том, чтобы прекратить всякую деятельность. Это было бы равносильно тому, чтобы в попытках сбить жар доводить температуру тела до нуля. Мы уже пытались объяснить это, приведя выражение –«извлечь наибольшую выгоду, из неудачной сделки». Для углубления духовных знаний необходима помощь этого тела и ума, поэтому, чтобы достичь цели, мы должны заботиться о теле и уме. Нужно поддерживать нормальную температуру 36,6 градуса, а не повышать её неосмотрительно до 42 градусов.

00:17:37 Великие мудрецы и святые Индии хотели поддерживать нормальную температуру с помощью сбалансированного развития духовного и материального знания. Они никогда не позволяли злоупотреблять человеческим разумом, используя его для болезненных чувственных наслаждений.

00:18:03 Деятельность человека, оскверненная стремлением к чувственному наслаждению, регулируется в Ведах в рамках принципов освобождения. Эта система включает в себя: религию, развитие экономики, чувственные наслаждения и освобождение. Но в настоящее время люди утратили интерес к религии и к освобождению. У них осталась только одна цель в жизни – удовлетворение чувств, и ради её достижения они строят планы экономического развития.

00:00:00 00:18:48 Сбитые с толку люди думают, что религию нужно поддерживать, потому что она способствует развитию экономики, которая необходима для удовлетворения чувств. И чтобы обеспечить человеку чувственные наслаждения после смерти, в раю, существует определённая система религиозных ритуалов. Однако истинная цель освобождения ни в этом. На самом деле путь религии должен вести к самоосознанию. Развитие экономики необходимо только для поддержания тела в нормальном, здоровом состоянии. Человек должен вести здоровую жизнь и иметь трезвый ум, только для того, чтобы постичь видью – истинное знание, которое является целью человеческой жизни. Эта жизнь предназначена не для того, чтобы работать, подобно ослу, не для культивирования авидьи и не для чувственных наслаждений.

00:20:29 Путь видьи самым совершенным образом описан в Шримад-Бхагаватам. Это произведение побуждает человека посвятить свою жизнь постижению Абсолютной Истины. Абсолютную Истину постигают постепенно, сначала как Браман, потом как Параматму и наконец, как Бхагавана (Личность Бога).

00:21:03 Постичь Абсолютную Истину может человек широких взглядов, который обладает знанием и освободился от материальных привязанностей, следуя восемнадцати принципам Бхагавад-гиты, описанным в комментарии к десятой мантре Шри Ишопанишад. Главным из этих восемнадцати принципов является достижение трансцендентного любовного служения Личности Бога. Поэтому людям всех классов, рекомендуется учиться искусству любовного служения Господу.

00:21:50 Как мы увидим в следующих мантрах Шри Ишопанишад, если религиозность, развитие экономики и удовлетворение чувств не направлены на достижение любовного служения Господу, то они являются всего лишь различными формами невежества. Таким образом, чтобы совершенствовать видью, особенно в этом веке, человек должен с предельным вниманием, сосредоточась на Личности Бога, постоянно слушать повествования о Нём, прославлять Его и поклоняться Ему – Господу трансценденталистов.

00:23:17 Уважаемый радиослушатели, продолжение чтения книги ведической мудрости Шри Ишопанишад с комментариями Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады слушайте в нашей следующей передаче в это же время.

транскрибирование: Сергей Дубровин | Новосибирск | Россия | 16 October 2017