Мантра 15 – Ослепительное сияние Господа

Радио Кришналока - 05 May 2011
аудиокнига для глубокого изучения из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:20:36 | качество: mp3 64kB/s 9 Mb | прослушано: 558 | скачано: 957 | избрано: 23
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:26 Шри Ишопанишад – знание, которое приближает человека к Кришне - Верховной Личности Бога. Перевод с санскрита и комментарии Его Божественной Милости Абай Чарана Бхактиведанты Свами Прабхупады ачарьи основателя Международного Общества Сознания Кришны (ISKCON).

Мантра пятнадцатая

00:00:13 hiranmayena patrena
satyasyapihitam mukham
tat tvam pushann apavrinu
satya-dharmaya drishtaye

00:01:35 О мой Господь, поддерживающий всё живое! Твой истинный лик скрыт Твоим ослепительным сиянием. Удали же этот покров и яви Себя Твоему чистому преданному.

Комментарий Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады

00:02:16 В Бхагавад-гите (14.27) Господь описывает ослепительное сияние Своего тела, называемое брахмаджьоти, следующим образом:

00:02:26 brahmaṇo hi pratiṣṭhāham
amṛtasyāvyayasya ca
śāśvatasya ca dharmasya
sukhasyaikāntikasya ca

00:02:40 «Я – основа безличного Брамана, бессмертного, нетленного и вечного, который является изначальным состоянием высшего счастья».

00:02:55 Браман, Параматма и Бхагаван – это три аспекта одной и той же Абсолютной Истины. Начинающие легче всего воспринимают Браман. Параматма – это аспект Абсолютной Истины, доступный более духовно развитым людям, а осознание Бхагавана является высшей ступенью осознания Абсолютной Истины. Это утверждается в Бхагавад-гите (7.7), где Господь говорит, что Он – высшее проявление Абсолютной Истины, источник брахмаджьоти и всепроникающей Параматмы.

00:003:41 В Бхагавад-гите (10.42) Кришна говорит, что Он является источником брахмаджьоти, безличного аспекта Абсолютной Истины. Там же Он говорит, что нет необходимости объяснять Его неограниченные возможности, достаточно сказать, что с помощью одной из Своих полных частей – всепроникающей Параматмы – Он поддерживает всё материальное космическое творение. И в духовном мире Господь тоже поддерживает все Его проявления. Поэтому в шрути-мантре Шри Ишопанишад к Господу обращаются, называя Его пушаном, поддерживающим всё живое.

Трансцендентное блаженство Господа

00:04:59 Шри Кришна, Личность Бога, постоянно пребывает в трансцендентном блаженстве. Когда Он присутствовал во Вриндаване в Индии, пять тысяч лет тому назад, Он постоянно прибывал в трансцендентном блаженстве с самого начала Своих детских игр.

00:05:23 Убийство различных демонов, в частности Агхи, Баки, Путаны и Праламбы, были для Него всего лишь приятным развлечением. Он наслаждался со Своей матерью, братом и друзьями в Своей деревне, и когда Он играл роль шаловливого воришки масла, все окружающие наслаждались небесным блаженством от Его воровства. Господа называют «воришкой масла» никогда не имея ввиду негативного смысла. Называя Его «воришкой масла», подразумевают наслаждение, которым Он одарил Своих чистых преданных.

00:06:06 Всё, что Господь делал во Вриндаване, Он совершал ради того, чтобы доставить наслаждение окружавшим Его людям. Господь явил Свои игры, чтобы привлечь к Себе внимание спекулятивных философов трансценденталистов и акробатов так называемой системы хатха-йоги, пытающихся найти Абсолютную Истину. О детских играх Господа и Его друзей пастушков Шукадева Госвами так сказал в Шримад-Бхагаватам (10.12.11):

00:06:41 «Верховный Господь, Личность Бога, которого можно постичь как безличный, исполненный блаженства Браман, которому преданные поклоняются как Всевышнему, и которого обыватели считают обыкновенным человеком, играл с мальчиками-пастушками, которые достигли этого положения, совершив великое множество благочестивых поступков».

00:07:15 Итак, Господь постоянно занят трансцендентной, исполненной любви деятельностью со Своими духовными спутниками, находящимися с Ним в различных взаимоотношениях: шанты (нейтралитета), дасьи (отношения слуги и господина), сакхьи (дружбы), ватсальи (родительской любви) и мадхурьи (супружеской любви).

00:07:45 Говорится, что Господь никогда не покидает Вриндавана-дхаму, поэтому справедливо задать вопрос: как же Он управляет делами творения? Ответ на него содержится в Бхагавад-гите: «Своей полной частью, называемой воплощением пуруши, Господь пронизывает всё материальное творение».

00:08:15 Господь сам не принимает участия в созидании, сохранении и разрушении материального мира, но в форме Своей полной экспансии, Параматмы (Сверхдуши), является причиной всего этого. Каждое живое существо – это атма (душа), а высшая атма, которая управляет всеми прочими душами – это Параматма, Сверхдуша.

00:08:54 Процесс осознания Бога – великая наука. Материалисты способны только анализировать двадцать четыре элемента материального творения и размышлять над ними. Им практически ничего не известно о пуруше, Верховном Господе. Трансценденталисты-имперсоналисты просто сбиты с толку ослепительным сиянием брахмаджьоти. Тот же, кто хочет увидеть Абсолютную Истину во всей Её полноте, должен сначала проникнуть за двадцать четыре материальных элемента, а затем за Её ослепительное сияние. В Шри Ишопанишад содержится намёк на это в молитве об удалении хиранмаи-патры, ослепительного покрова. Пока этот покров не удалён, и пока человек не видит Верховную Личность Бога такой, как Она есть, он не сможет действительно познать Абсолютную Истину.

00:10:50 Параматма, аспект личности Бога – это одна из трёх Его полных экспансий, вместе называемых вишну-таттвой. Вишну-таттва, находящаяся внутри вселенной, известна как Кширодакашайи Вишну, одно из трёх главных божеств вселенной: Брамы, Вишну и Шивы. Он – всепроникающая Параматма, пребывающая в каждом живом существе. Гарбходакашайи Вишну, единая Сверхдуша всех живых существ, а над ними стоит Каранодакашаи Вишну, возлежащий в Причинном океане. Он является творцом всех материальных вселенных. Серьезные последователи системы йоги, преодолев влияние двадцати четырёх элементов мироздания, могут с Её помощью непосредственно увидеть этих вишну-таттв.

00:12:01 Изучение эмпирической философии помогает осознать безличное брахмаджьоти, являющееся ослепительным сиянием трансцендентного тела Господа Шри Кришны. Это подтверждается и в Бхагавад-гите, и в Брахма-самхите:
йасйа прабха прабхавато джагад-анда-коти
котишв ашеша-васудхади вибхути-бхиннам
тад брахма нишкалам анантам ашеша-бхутам
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами

00:13:07 «В миллионах и миллионах вселенных находятся бесчисленные планеты, каждая из которых имеет уникальную структуру и положение во вселенной. Все эти планеты расположены в одном уголке брахмаджьоти. Это брахмаджьоти является излучением Верховной Личности Бога, которой я поклоняюсь».

00:13:59 В этой мантре Брахма-самхиты отражено полное понимание Абсолютной Истины. И обсуждаемая нами шрути-мантра Шри Ишопанишад подтверждает сказанное в этой мантре, указывая путь к осознанию Абсолютной Истины.

00:14:22 Эта простая молитва, обращённая к Господу, в которой выражена просьба удалить покров брахмаджьоти и открыть Своё истинное лицо.

00:14:37 Совершенное знание – это понимание того, что является первопричиной Брамана. Первопричина Брамана – это Господь Шри Кришна, и наука о Нём детально изложена в таких писаниях как Шримад-Бхагаватам.

00:14:59 В Бхагаватам его автор, Шрила Вьясадева, после того как сам осознал это, установил, что Верховную Истину нужно описывать как Браман, Параматму или Бхагавана. Шрила Вьясадева нигде не говорит, что Высшая Истина является дживой, то есть обыкновенным живым существом. Живое существо никогда не следует рассматривать как всемогущую Высшую Истину. Если бы это было так, живому существу не было бы надобности молить Господа, чтобы Он удалил Свой ослепительно сверкающий покров и позволил увидеть Его истинное лицо.

00:15:53 Таким образом можно сделать вывод, что в осознании безличного Брамана отсутствует проявление энергии Высшей Истины. Аналогично этому, понимание материальных энергий Господа без знания, или почти без знания, о духовной энергии называется осознанием Параматмы. Следовательно, осознание Брамана и осознание Параматмы – частичное осознание Абсолютной Истины. Однако когда спадает покров хиранмайи, о чём говорится в этой мантре, и человек осознаёт Шри Кришну, Верховную Личность Бога, и все Её энергии, то он понимает, что Господь Шри Кришна, известный как Васудева, есть всё: Браман, Параматма и Бхагаван. Он – Бхагаван, корень дерева, а Браман и Параматма – Его ветви.

00:17:40 В Бхагавад-гите проводится сравнительный анализ трёх групп трансценденталистов: тех, кто поклоняется безличному Браману (джнани), поклоняющихся Параматме (йогов) и преданных Господа Шри Кришны (бхактов). Там говорится, что из всех типов трансценденталистов лучшими являются джнани, изучающие ведическую мудрость, но йоги стоят даже выше джнани, не говоря уже о тех, кто работает ради плодов своего труда, карми. А тот из йогов, кто всеми силами постоянно служит Господу, является самым лучшим.

00:19:11 Обобщая всё это, можно сказать, что философ лучше того, кто работает ради плодов своего труда. Йог лучше философа, а из всех йогов-мистиков лучше всех тот, кто следует путём бхакти-йоги и постоянно занят служением Господу. И Шри Ишопанишад открывает нам путь к этому совершенству.

00:20:06 Уважаемый радиослушатели, продолжение чтения книги ведической мудрости Шри Ишопанишад с комментариями Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады слушайте в нашей следующей передаче в это же время.

транскрибирование: Сергей Дубровин | Новосибирск | Россия | 19 October 2017