Мантра 8 – Трансцендентная форма Бога

Радио Кришналока - 05 May 2011
аудиокнига для глубокого изучения из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:20:02 | качество: mp3 64kB/s 9 Mb | прослушано: 677 | скачано: 997 | избрано: 24
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:28 Шри Ишопанишад – знание, которое приближает человека к Кришне - Верховной Личности Бога. Перевод с санскрита и комментарии Его Божественной Милости Абай Чирана Бхактиведанты Свами Прабхупады ачарья основателя Международного общества Cознания Кришны.

Мантра восьмая

00:01:48 Такой человек должен действительно знать величайшего из всех, бестелесного, всеведущего, безукоризненного, не имеющего вен, чистого и неоскверненного, самодостаточного философа, того, кто с незапамятных времён исполняет желания каждого.

Комментарий Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады

00:02:33 В этой мантре описывается трансцендентная и вечная форма Абсолютной Личности Бога. Верховный Господь не бесформен. Он обладает трансцендентной формой, которая не имеет ничего общего с формами этого материального мира. В этом мире формы живых существ созданы материальной природой и действуют, подобно материальным механизмам.

00:03:04 Физиологическая и анатомическая структура тела должна иметь механическую конструкцию, обладать венами и прочим, но в трансцендентном теле Верховного Господа нет ни вен, ни чего бы то ни было подобного. В этой мантре недвусмысленно говорится, что Он бестелесен. Это означает, что между Его телом и душой нет разницы. В отличие от нас, Он не получал тело по законам материальной природы. Согласно материальным представлениям о жизни тела, душа отлична от грубого тела и тонкого ума. Однако это ни в коем случае не касается Верховного Господа. Между Его телом и умом нет разницы. Он – Полное Целое и Его ум, тело и Он Сам одно и тоже.

00:04:30 В Брахма-самхите даётся аналогичное описание тела Верховного Господа. Он описывается как сад-чид-ананда-виграха. Это означает, что Он является трансцендентной формой, полностью воплощающей в Себе вечное бытие, знание и блаженство.

00:05:59 В ведических писаниях ясно говорится, что Он имеет трансцендентное тело, полностью отличное от материальных тел. Поэтому Его иногда описывают не имеющим формы. Под этим подразумевается, что Он не имеет формы, подобной нашей, то есть формы, доступной восприятию наших чувств.

00:05:27 Далее в Брахма-самхите говорится, что любой частью своего тела Господь может делать всё, что захочет. Это означает, что каждым членом Своего тела, например рукой, Он может совершать работу других органов. Иначе говоря, Господь может ходить руками, брать что-либо ногами, видеть руками или стопами, принимать пищу глазами и т.д. В шрути-мантрах также сказано, что, хотя Господь и не имеет рук и ног подобных нашим, у Него есть другие руки и ноги, с помощью которых Он принимает то, что мы предлагаем Ему, и передвигается быстрее всех. Все это подтверждается в данной мантре Шри Ишопанишад эпитетом всемогущий.

00:06:49 Образ Господа, предназначенный для поклонения (шри-виграха), который устанавливают в храмах авторитетные ачарьи, осознавшие Господа так, как это описано в седьмой мантре, тоже не отличается от изначальной формы Господа. Изначальная форма – это форма Шри Кришны, а Шри Кришна распространяет Себя в бесконечное множество таких форм, как Баладева, Рама, Нрисимха, Вараха и т.д. Все эти формы являются той же Личностью Бога.

00:07:34 Аналогично этому, арча-виграха, которой поклоняются в храмах, также является одной из форм – экспансией Господа. Поклоняясь арча-виграхе, каждый человек может сразу же приблизиться к Господу, который с помощью Своей всемогущей энергии безоговорочно принимает служение от своих преданных.

00:08:00 Форма Господа арча-виграха является по просьбе ачарьев – святых учителей и действует как и Сам Господь с помощью Его всемогущей энергии.

00:08:34 Глупцы, не знающие об этих мантрах Шри Ишопанишад или других шрути-мантрах, считают, что арча-виграха, которой поклоняются чистые преданные, создана из материальных элементов. Эта форма кажется материальной глупым людям каништха-адхикари, не обладающим совершенным видением, но такие несведущие люди не знают, что Господь всемогущ и всеведущ и может когда пожелает превращать материю в дух, а дух – в материю.

00:09:17 В Бхагавад-гите Господь сожалеет о том, что люди со скудными знаниями настолько деградировали, что считают тело Господа материальным только потому, что Он нисходит в этот мир в облике человека. Эти лишённые знания люди не ведают о всемогуществе Господа, таким спекулятивным мыслителям Господь не открывает Себя полностью. Его можно познать настолько, насколько человек предаётся Ему. А причина деградации живых существ кроется в том, что они забыли о своих взаимоотношениях с Богом.

00:10:27 В этой мантре, как и во многих других ведических мантрах, недвусмысленно утверждается, что Господь с незапамятных времён обеспечивает живые существа всем необходимым. Сначала живое существо желает чего-либо, и Господь в зависимости от квалификации живого существа посылает ему то, чего оно желает.

00:10:58 Если человек хочет быть верховным судьёй, он должен приобрести не только необходимую квалификацию, но и разрешение властей, которые могут присвоить ему звание верховного судьи. Чтобы занять эту должность, недостаточно только обладать квалификацией. На пост должен назначить высший авторитет. Аналогичным образом, Господь даёт наслаждения живому существу в соответствии с его качествами или иначе говоря, по закону кармы, но одних качеств недостаточно, необходима ещё милость Господа.

00:12:08 Как правило, живые существа не знают, что нужно просить у Господа и какой должности добиваться. Но когда живое существо осознаёт своё истинное положение, оно просит даровать ему возможность трансцендентного общения с Господом, чтобы нести трансцендентное любовное служение Ему.

00:12:38 К сожалению, под влиянием материальной природы живые существа просят множество совсем иных вещей. В Бхагавад-гите их образ мыслей описывается словами «многоветвистый» и «разбросанный».

00:12:56 Духовный разум един, а мирской разум имеет много разновидностей. В Шримад-Бхагаватам сказано, что тот, кого пленяет преходящая прелесть внешней энергии, забывает об истинной цели жизни – возвращении обратно к Богу. Забыв об этом, он пытается улучшить своё положение, составляя различные планы и программы, хотя всё это подобно пережевыванию жёванного. Но Господь настолько добр, что позволяет живым существам продолжать свой путь. Если живое существо хочет идти в ад, то Господь соглашается с ним, не вмешиваясь в его планы, а если оно хочет вернуться домой, обратно к Богу, то Господь поможет ему осуществить и это.

00:14:25 В этой мантре Бог описывается как парибху – величайший из всех. Нет никого выше Него или равного Ему. Остальные живые существа описываются здесь как нищие, которые выпрашивают у Господа благ, а Он снабжает их тем, чего они хотят. Если бы живые существа по могуществу были равны Господу, или были всемогущими и всеведущими, то им не нужно было бы ни о чём просить у Бога, даже об освобождении. Истинное освобождение для живого существа – возвращение к Богу. Освобождение, как его представляют себе имперсоналисты– это миф, и нищий вынужден вечно продолжать нищенствовать ради чувственных наслаждений, пока не придёт в себя и не осознает своего истинного положения.

00:15:41 Верховный Господь самодостаточен. Когда Господь Кришна пять тысяч лет назад явился на землю, Он полностью проявил Себя как Верховная Личность Бога в Своих разнообразных деяниях. Ещё ребёнком Он убил многих могущественных демонов и нельзя сказать, что Он достиг такого могущества, прилагая для этого какие-то дополнительные усилия. Он поднял холм Говардхан, не упражняясь в поднятии тяжестей. Он танцевал с гопи, не обращая внимания на социальные условности, и никто не упрекал Его. Хотя гопи испытывали к Нему супружескую любовь, взаимоотношениям между гопи и Господом Кришной поклонялся даже Господь Чайтанья, строго следовавший регулирующим принципам санньясы.

00:17:06 В Шри Ишопанишад Господь описывается как шуддхам и апапа-виддхам, то есть как антисептический и предохраняющий или, иными словами, чистый и неосквернённый. Он «антисептичен» в том смысле, что даже нечистые с мирской точки зрения вещи могут очиститься от одного прикосновения к Нему. Слово «предохраняющий» относится к общению с Ним.

00:17:43 В Бхагавад-гите упоминается, что искренний преданный может быть дурачарой, то есть человеком небезупречного поведения, и тем не менее его следует считать чистым, так как он стоит на верном пути. Таково предохраняющее влияние общения с Господом. Господь также апапа-виддхам. Это означает, что грех не может коснуться Его. Даже если Его поступки иногда могут показаться греховными, они всё же являются чистым благом, ибо грех не может затронуть Господа. При любых обстоятельствах Он шуддхам – самый чистый. Его часто сравнивают с солнцем. Солнце выпаривает влагу из различных осквернённых мест на земле, но само при этом остаётся чистым. На самом деле оно обладает стерилизующими свойствами и очищает даже самые нечистые вещи. Если солнце, являющееся лишь материальным объектом, настолько могущественно, то трудно даже представить себе чистоту и силу Всемогущего Господа.

00:19:37 Уважаемый радиослушатели, продолжение чтения книги ведической мудрости Шри Ишопанишад с комментариями Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады слушайте в нашей следующей передаче в это же время.

транскрибирование: Сергей Дубровин | Новосибирск | Россия | 10 October 2017