Введение

Радио Кришналока - 06 октября 1969
аудиокнига для глубокого изучения из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:34:34 | качество: mp3 64kB/s 16 Mb | прослушано: 1779 | скачано: 931 | избрано: 33
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:27 Шри Ишопанишад – знание, которое приближает человека к Кришне - Верховной Личности Бога. Перевод с санскрита и комментарии Его Божественной Милости Абай Чирана Бхактиведанты Свами Прабхупады ачарья основателя Международного общества Cознания Кришны.

Введение

00:01:14 Лекция Его Божественной Милости Абай Чирана Бхактиведанты Свами Прабхупады, прочитанная 6 октября 1969 года в Конвей-Холле (Лондон, Англия).

00:01:31 Дамы и господа, темой сегодняшней лекции является учение Вед. Что такое Веды? Санскритский глагольный корень «веда» можно истолковывать по-разному, но у него в конечном счете одно значение. Веда – это «знание». Любое знание, которое вы получаете, есть Веда, потому что учение Вед – это изначальное знание. Пока мы пребываем в состоянии обусловленности, наше знание имеет много недостатков. Разница между обусловленной душой и освобождённой заключается в том, что обусловленной душе присущи недостатки четырёх видов.

00:02:28 Первый её недостаток состоит в том, что она обречена совершать ошибки. Например, в нашей стране Махатму Ганди считают величайшей личностью, но и он допустил много ошибок. Даже в последний день его жизни секретарь предупреждал его: «Махатма Ганди, не ходите на это собрание в Нью Дели. Я слышал от друзей, что там опасно». Но он не послушался. Он настоял на том, чтобы пойти туда, и был убит. Даже такие великие люди, как Махатма Ганди, президент Кеннеди и им подобные, совершают ошибки. Человеку свойственно ошибаться. В этом заключается один из недостатков обусловленной души.

00:03:29 Другой недостаток – склонность впадать в иллюзию. Иллюзия – это принятие того, чего нет – майи. Майя означает «то, чего нет». Каждый принимает свое тело за себя. Если я спрошу вас, кто вы, то вы ответите: «Я мистер Джон, я богатый человек, я то, я это…». Все это разные формы отождествления себя с телом. Но вы не есть тело. Это иллюзия.

00:04:12 Третий недостаток – склонность к обману. Каждый склонен обманывать других. Человек может быть первым глупцом, но выдавать себя за умного. Всем вокруг очевидно, что он заблуждается и допускает ошибки, но он всё равно будет рассуждать: «Я думаю, что это так, а то – эдак». При этом он даже не понимает как следует в каком положении находится. Он пишет книги по философии, хотя сам далек от совершенства. В этом его болезнь. Это и есть обман.

00:04:59 И наконец, наши чувства несовершенны. Мы очень гордимся своим зрением. Часто люди с вызовом спрашивают нас: «Можете ли вы показать мне Бога?» Но есть ли у вас глаза, чтобы увидеть Бога? Вы не когда не сможете Его увидеть, если у вас нет глаз для этого.

00:05:28 Если сейчас в комнате вдруг станет темно, вы не сможете увидеть даже собственной руки. Так много ли стоит ваша способность видеть? Таким образом, нельзя рассчитывать получить знание (Веду) с помощью наших несовершенных чувств. Обладая в обусловленной жизни этими недостатками, мы никому не можем дать совершенного знания. Да и сами мы несовершенны. Поэтому мы принимаем Веды такими какие они есть.

00:06:28 Вы можете называть Веды священными писаниями индуизма, но слова «индуизм» даже нет в нашем языке. Мы не индусы. Сущность нашей культуры отражает слово варнашрама. Этим словом называют тех, кто следует Ведам и принимает деление человеческого общества на четыре варны и четыре ашрама.

00:07:02 Существует четыре сословия человеческого общества и четыре ступени духовной жизни. Это называется варнашрамой. Так говорится в «Бхагавад-гите»: «Это деление существует везде, поскольку оно создано Богом». Общество делится на браманов, кшатриев, вайшьев и шудр. Браманами называют разумных людей, тех, кто знает, что такое Брахман. Аналогичным образом кшатрии – это сословие правителей, то есть второе сословие разумных людей. Затем идут вайшьи – торговое сословие. Это естественное деление общества можно обнаружить повсюду.

00:08:04 Таков ведический принцип, и мы принимаем его. Ведические принципы принимают без доказательств, так как в них не может быть ошибок. В этом заключается смысл слова «принимать». Например, в Индии коровий навоз считается чистым, хотя и является испражнениями животного. В одном месте в Ведах можно найти предписание, что, коснувшись испражнений, необходимо сразу же совершить омовение. А в другом месте говорится, что коровий навоз чист. Если вымазать коровьим навозом нечистое место, то оно станет чистым. Руководствуясь обывательским здравым смыслом, мы можем возразить: «Это противоречие». С точки зрения обывательского здравого смысла это действительно противоречие, но тем не менее тут нет ошибки. Это факт. В Калькутте один знаменитый ученый-медик исследовал коровий навоз и обнаружил, что он обладает всеми антисептическими свойствами.

00:09:28 В Индии, если один человек говорит другому: «Ты должен сделать так», – тот может спросить: «Почему ты так думаешь? Разве об этом сказано в Ведах? И я должен подчиниться не требуя доказательств?» Ведические предписания нельзя толковать по-своему. В конечном счете, если вы внимательно изучите каждое из этих предписаний, то обнаружите, что все они безошибочны.

00:10:24 Веды не являются творением человеческой мудрости. Ведическое знание пришло из духовного мира, от Господа Кришны. Другое название Вед – шрути. Словом шрути называют знание, которое приобретают при помощи слушания. Это не эмпирическое знание. Шрути можно уподобить матери. От матери мы узнаем об очень многом. Например, если вы хотите узнать, кто ваш отец, кто может ответить вам? Только ваша мать. Если мать скажет: «Вот твой отец», – то вам придётся согласиться с этим. Установить личность отца с помощью эксперимента невозможно. Аналогично этому, если вы хотите познать нечто, выходящее за пределы сферы вашего опыта, вашего эмпирического знания, за пределы сферы действия ваших чувств, вы должны принять Веды. В этом случае не может быть и речи об экспериментировании. Все эксперименты уже были поставлены. Всё уже установлено. Мнение матери, например, должно быть признано истинным. Другого пути нет.

00:12:10 Веды называют матерью, а Брахму – дедом, предком, так как он был первым, кто получил ведическое знание. Брахма был первым живым существом на заре творения. Он получил это ведическое знание и передал его своему сыну Нараде и другим ученикам и сыновьям, а они в свою очередь передали его своим ученикам. Так ведическое знание передаётся по цепи ученической преемственности. В «Бхагавад-гите» также подтверждается, что ведическое знание передаётся этим путем. Поставив эксперименты, вы придёте к тому же выводу, но, чтобы сберечь время, лучше просто принять учение Вед. Если вы хотите узнать, кто ваш отец, и признаёте свою мать авторитетом в этом вопросе, то чтобы она не сказала будет принято вами без возражений.

00:13:24 Существует три вида свидетельств: пратьякша, анумана и шабда. Пратьякша означает «непосредственное». Непосредственное свидетельство не слишком хорошо так как наши чувства несовершенны. Например, мы ежедневно видим солнце, и оно кажется нам маленьким диском, тогда как на самом деле оно гораздо больше многих планет. Так чего же стоят наши наблюдения? Поэтому чтобы больше узнать о солнце, мы должны читать книги. Итак, непосредственный опыт не совершенен. Кроме того существует индуктивное знание, гипотеза: «Это может быть так». Например согласно теории Дарвина, «Это может быть так, а то может быть ещё как-нибудь», но это не наука, это всего лишь предположение и оно так же не совершенно. Однако знание полученное из авторитетного источника - совершенно.

00:14:51 Если у вас есть программа радиопередач, выпущенная радиостанцией, вы принимаете ее. Вы не оспариваете её, вам ни к чему проводить эксперименты, потому что она получена из надежного источника.

00:15:31 Ведическое знание называют шабда-праманой, или по-другому шрути. Шрути означает, что это знание должно быть получено с помощью слушания. Веды учат, что если мы хотим понять трансцендентную науку, то должны слушать человека, сведущего в этом вопросе. Трансцендентное знание приходит из-за пределов вселенной. Знание, доступное в этой вселенной, – это материальные знание, а знание за её пределами, – трансцендентное знание. Нам не под силу достичь границ даже этой вселенной, не говоря уже о духовном мире. Следовательно, обрести полное знание невозможно.

00:16:35 Духовный мир действительно существует. Существует иная природа, которая лежит за пределами проявленного и непроявленного.

00:16:48 Но как можно узнать о существовании той вселенной, где планеты и их обитатели вечны? Всё это существует, но как вы поставите эксперименты? Это невозможно. Поэтому мы должны прибегнуть к помощи Вед. Это называется ведическим знанием. В нашем Движении Cознания Кришны мы получаем знание от высшего авторитета, Кришны.

00:17:27 Авторитет Кришны признают люди всех категорий. В первую очередь я говорю о двух категориях трансценденталистов. Одна категория трансценденталистов – это имперсоналисты, майявади. Обычно их называют ведантистами школы Шанкарачарьи. Трансценденталисты другой категории называются вайшнавами, к ним относятся Рамануджачарья, Мадхвачарья, Вишнусвами. Шанкара-сампрадая, так же как и Вайшнава-сампрадая, признает Кришну Верховной Личностью Бога. Шанкарачарья считается имперсоналистом, так как он проповедовал имперсонализм, безличный Браман, но фактически он является скрытым персоналистом. В своем комментарии к «Бхагавад-гите» он пишет: «Нараяна, Верховная Личность Бога, пребывает за пределами этого космического проявления». И затем снова подтверждает это: «Верховная Личность Бога, Нараяна, – это Кришна. Он пришел как сын Васудевы и Деваки». Он специально упоминает имя Его отца и матери. Таким образом, все трансценденталисты признают Кришну Верховной Личностью Бога.

00:19:19 Это не подлежит сомнению. В сознании Кришны мы черпаем свои знания, из «Бхагавад-гиты», которая исходит непосредственно от Кришны. Мы опубликовали «Бхагавад-гиту как она есть», потому что принимаем слова самого Кришны не давая им каких либо собственных толкований. Это ведическое знание. Ведическое знание чисто, поэтому мы принимаем его. Мы принимаем все, что говорит Кришна. Это и есть Cознание Кришны. Таким образом, экономится много времени. Приняв истинный авторитет или источник знаний, вы сбережете много времени. Например, в материальном мире существуют два метода познания: индуктивный и дедуктивный. Пользуясь дедуктивным методом мы можем прийти к выводу, что человек смертен.

00:20:33 Ваш отец говорит, что человек смертен, ваша сестра говорит, что человек смертен, все говорят, что человек смертен, но сами вы не проводите экспериментов. Вы принимаете как факт, что человек смертен. Если же вы захотите провести тщательное исследование, чтобы установить, смертен ли человек, вам нужно будет изучить всех людей, и при этом вы можете прийти к выводу, что возможно существует какой-то человек который не умирает, но он вам ещё не встретился.

00:21:17 Таким образом, ваше исследование никогда бы не закончилось. Этот процесс на санскрите называется арохой, восходящим процессом. Если вы хотите приобрести знания своими собственными усилиями, используя свои несовершенные чувства, то никогда не придёте к правильному выводу. Это не возможно.

00:21:48 В «Брахма-самхите» говорится: «Отправляйтесь в путешествие на самолете, который движется со скоростью мысли». Наши материальные самолеты могут двигаться со скоростью три тысячи километров в час, но какова скорость мысли? Вы сидите дома, вдруг вы подумали об Индии, находящейся, скажем, за десять тысяч километров от вас, и сразу очутились там. Ваши мысли перенеслись туда. Так велика скорость мысли. Поэтому говорится: «Пропутешествовав миллионы лет со скоростью мысли, вы убедитесь в том, что духовное небо безгранично». К нему невозможно даже приблизиться. Вот почему в Ведах утверждается, что человек должен, а точнее обязан, обратиться к истинному духовному учителю, гуру.

00:23:31 Каковы же качества духовного учителя? Он усвоил сущность Вед из авторитетного источника, иначе его нельзя назвать истинным учителем. И он должен утвердиться в Брамане. Таковы два качества, которыми он должен обладать. В соответствии с ведическими принципами Движение Cознания Кришны вполне авторитетно.

00:24:06 В «Бхагавад-гите» Кришна говорит, что истинная цель изучения Вед – познать Его. В «Брахма-самхите» также утверждается: «Кришна, Говинда, имеет бесчисленное количество форм, но все они суть одно». Они не похожи на наши несовершенные формы. Его форма совершенна. Моя форма имеет начало, но Его форма не имеет начала. Он ананта и Его форма – многочисленны и многообразные формы – не имеет конца. Мое тело находится здесь, а не в моей квартире. Вы сидите в зале, а не в своей квартире. Однако Кришна может одновременно находиться везде. Он может находиться на Голоке Вриндаване, и в то же самое время везде.

00:25:22 Он – всепроникающ, он изначален, он старейший, но на какое бы изображение Кришны вы ни посмотрели, вы увидите юношу пятнадцати-двадцати лет. Вы нигде не найдете старика. Вы видели в «Бхагавад-гите» изображение Кришны в роли колесничего. В то время Ему было не меньше ста лет, несмотря на то что у него уже были правнуки он выглядел как юноша. Кришна, Бог, никогда не стареет. Таково Его верховное могущество. И если вы захотите постичь Кришну, с помощью изучения ведической литературы, то зайдете в тупик. Может быть это вам и удастся, но это очень трудно. Однако вы сможете легко узнать о Нем от Его преданного. Преданный Кришны может дать Его вам со словами: «Вот Он, возьмите Его». Такова сила преданных Кришны.

00:27:09 Первоначально существовала только одна Веда, и читать её не было необходимости. Люди были настолько разумны и имели такую хорошую память, что могли понять ее, лишь однажды услышав из уст духовного учителя. Они могли сразу же постичь смысл сказанного. Но пять тысяч лет назад Вьясадева, записал Веды для людей этого века, Кали-юги. Он знал, что со временем жизнь людей сократится, их память ослабеет, а разум притупится. «Поэтому я должен учить ведической мудрости, записав ее», – подумал он. Он разделил Веды на четыре части: «Риг», «Саму», «Атхарву» и «Яджур» – и поручил эти части своим ученикам. Потом он подумал о людях, не обладающих сильным разумом: стри, шудрах и двиджа-бандху. Он принял во внимание женщин, шудр (рабочих) и двиджа-бандху (тех, кто, родился в образованной семье, но лишён соответствующих качеств). Человека, родившегося в семье брамана, но не имеющего качеств брамана, называют двиджа-бандху. Для них он составил «Махабхарату», назвав так историю Индии, и восемнадцать Пуран. Все это: Пураны, «Махабхарата», четыре Веды и Упанишады – составляет ведическую литературу. Упанишады являются частью Вед. Затем Вьясадева обобщил всё ведическое знание для учёных и философов в «Веданта-сутре», это последнее слово Вед. Веда-анта конец Вед.

00:29:27 Вьясадева лично записал «Веданта-сутру», следуя наставлениям Нарады, своего Гуру Махараджи (духовного учителя), но, тем не менее он не чувствовал удовлетворения. Это длинная история. Она описана в «Шримад-Бхагаватам». Вьясадева оставался неудовлетворенным даже после того, как составил многие Пураны, Упанишады и даже «Веданта-сутру». Тогда его духовный учитель Нарада дал ему указание: «Разъясни Веданту». Веданта означает «высшее знание», а это сам Кришна. Кришна говорит, что цель всех Вед – познать Его: веданта-крид веда-вид эва чахам. Кришна говорит: «Я – составитель Веданты и знаток Вед». Следовательно, конечная цель – Кришна.

00:30:44 Это объяснено во всех комментариях вайшнавов к философии «Веданты». У нас, гаудия-вайшнавов, есть собственный комментарий к философии «Веданты» – «Говинда-бхашья» составленное Баладевой Видьябхушаной. И Мадхвачарья, и Рамануджачарья составили собственный комментарий к «Веданте». Комментарий Шанкарачарьи не единственный. Комментариев к «Веданте» много, но комментарий вайшнавов не был первым, поэтому люди ошибочно полагают, что комментарий Шанкарачарьи – единственный. Более того, Вьясадева сам написал совершенный комментарий к «Веданте» – «Шримад-Бхагаватам». «Шримад-Бхагаватам» как и «Веданта-сутра» начинается словами: джанмадй асйа йата.

00:31:52 Эти слова подробно объяснены в «Шримад-Бхагаватам». В «Веданта-сутре» содержится только намек на то, что такое Браман, Абсолютная Истина: «Абсолютная Истина – это то, из чего все исходит». Это афоризм, и его детальное объяснение приводится в «Шримад- Бхагаватам». Если все исходит из Абсолютной Истины, то какова природа Абсолютной Истины? Это разъясняется в «Шримад-Бхагаватам». Абсолютная Истина должна обладать сознанием. Она самосветящаяся (сва-рат). Мы развиваем свое сознание и углубляем познания, получая знание от других, но о Нём сказано, что Он самосветящийся. «Веданта-сутра» в сжатой форме обобщает ведическое знание, а сам автор разъясняет её в «Шримад-Бхагаватам».

00:33:17 В заключение мы просим тех, кто действительно стремится постичь ведическое знание, постараться понять его смысл, изучая «Шримад-Бхагаватам» и «Бхагавад-гиту».

00:33:56 Дорогие радиослушатели, вы слушали текст лекции Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупада, прочитанной им в Конвей-Холле 6 октября 1969 года. Она дана как введение к книге ведической мудрости Шри Ишопанишад, чтение которой мы будем передавать в наших следующих передачах. Слушайте нас в это же время. Харе Кришна.

транскрибирование: Сергей Дубровин | 02 октября 2017