Мантра шестая

ИСККОН - 05 мая 2011
аудиокнига для глубокого изучения из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:13:37 | качество: mp3 64kB/s 6 Mb | прослушано: 274 | скачано: 414 | избрано: 8
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:25 Шри Ишопанишад – знание, которое приближает человека к Кришне - Верховной Личности Бога. Перевод с санскрита и комментарии Его Божественной Милости Абай Чирана Бхактиведанты Свами Прабхупады ачарья основателя Международного общества сознания Кришны.

Мантра шестая

00:01:35 Тот, кто всё видит связанным с Верховным Господом, кто видит все существа как Его неотъемлемые частицы и Верховного Господа во всём, никогда не испытывает ненависти к кому-либо или чему-либо.

Комментарий Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады

00:02:19 В этой мантре описывается маха-бхагавата, великая личность, которая всё видит связанным с Верховной Личностью Бога. Есть три стадии осознания присутствия Верховного Господа. Каништха-адхикари – это человек, находящийся на низшей стадии осознания Господа. Он приходит на место поклонения: в церковь, храм или мечеть (в зависимости от исповедуемой им религии) и поклоняется там в соответствии с указаниями писаний. Такой преданный считает, что Господь присутствует только в этих местах и нигде больше.

00:03:04 Он не способен определить, какое положение занимает каждый в преданном служении, то есть судить о том какова глубина осознания человеком Верховного Господа. Такие преданные следуют шаблонным предписаниям и нередко враждуют между собой, считая, что какой-то один тип поклонения лучше другого. Таких каништха-адхикари, находящихся на низшей ступени преданного служения, называют преданными-материалистами, подразумевая, что они лишь стараются освободиться от материальных уз, чтобы достичь духовного уровня.

00:04:07 За каништха-адхикари следуют те, кто достиг промежуточной ступени преданного служения, то есть мадхьяма-адхикари. Эти преданные соблюдают четыре принципа.

00:04:21 Прежде всего, они видят Верховного Господа, затем они различают преданных Господа, они видят невинных, которые не имеют знания о Боге и, наконец, они видят атеистов, которые не верят в Господа и ненавидят занятых служением Ему.

00:04:43 Мадхьяма-адхикари по-разному относятся к тем, кто принадлежит к этим четырём категориям. Они поклоняются Господу, видя в Нём объект своей любви и дружат с теми, кто занят преданным служением. Они стараются пробудить любовь к Богу, дремлющую в сердцах невинных, и избегают атеистов, осмеивающих само Имя Господа.

00:05:27 Выше мадхьяма-адхикари стоят уттама-адхикари, которые всё видят во взаимосвязи с Верховным Господом. Такой преданный не делает различий между атеистами и верующими, а смотрит на каждого как на неотъемлемую частицу Бога. Он знает, что между широко образованным браманом и бродячим псом нет разницы, так как оба они от Господа, хотя и находятся в разных телах, полученных ими в результате их качественно различной материальной деятельности. Он видит, что частица Верховного Господа в форме брамана не злоупотребляла своей независимостью, предоставленной ей Господом, а частица Господа, находящаяся в теле собаки, неверно использовала свою независимость и потому наказана законами природы оказавшись в невежественной форме собаки.

00:06:33 Не обращая внимания на разницу в действиях брамана и собаки, уттама-адхикари старается делать добро обоим. Такого знающего преданного не могут сбить с толку материальные тела, будь то браман или собака, его привлекает духовная искра внутри тела.

00:06:58 Те, кто имитирует уттама-адхикари, провозглашая идеи всеобщего единства и братства, но в своем поведении руководствуется телесными взаимоотношениями, являются лжефилантропами. Идею всеобщего братства следует усвоить от уттама-адхикари, а не от глупых людей, не способных видеть ни индивидуальную душу, ни Сверхдушу – полную экспансию Верховного Господа, пребывающую повсюду.

00:07:59 В этой мантре Шри Ишопанишад недвусмысленно говорится, что человек должен наблюдать, то есть видеть. Это значит, что необходимо следовать предыдущему ачарье – совершенному учителю.

00:08:21 Точное санскритское слово, употребляемое в этой связи, – анупашйати. «Пашйати» – означает наблюдать. Не стоит пытаться видеть вещи такими, какими они доступны невооруженному глазу. Из-за материальных недостатков невооруженным глазом невозможно ничего увидеть правильно.

00:08:47 Не выслушав высших авторитетов, невозможно обрести истинное видение. Наивысшим авторитетом является ведическая мудрость, которая поведана Самим Господом. Ведические истины передаются по цепи ученической преемственности, от Господа к Брахме, от Брахмы к Нараде, от Нарады к Вьясе, от Вьясы к его многочисленным ученикам.

00:09:18 Прежде не было необходимости записывать Веды, так как люди в древние времена были более разумны и имели более совершенную память. Им достаточно было однажды услышать наставления из уст авторитетного учителя, чтобы потом следовать им.

00:10:01 Сейчас есть много комментариев к богооткровенным писаниям, но большинство комментаторов не принадлежат к цепи ученической преемственности, идущей от Шрилы Вьясадевы – первого учителя ведической мудрости.

Последней, наиболее совершенной и величественной работой Шрилы Вьясадевы является Шримад-Бхагаватам – авторитетный комментарий к Веданта-сутре. Кроме того, есть еще Бхагавад-гита, которая была поведана Самим Господом и так же записана Вьясадевой. Это самые важные из богооткровенных писаний и любой комментарий, противоречащий принципам Гиты или Шримад-Бхагаватам, является неавторитетным. Учения Упанишад, Веданты, Вед, Бхагавад-гиты и Шримад-Бхагаватам полностью согласуются друг с другом, и никто не должен пытаться делать какие-либо выводы, касающиеся Вед, не получив наставлений от тех, кто принадлежит к школе Вьясадевы или по крайней мере от тех, кто верит в Личность Бога и Его различные энергии.

00:11:54 В соответствии с Бхагавад-гитой, преданным уттама-адхикари может стать только тот, кто уже достиг стадии освобождения и в каждом живом существе видит своего брата. Политики, которые всегда преследуют материальную выгоду, не могут обладать таким видением. Имитировать это состояние освобождения значит служить своему телу ради славы или какого-либо иного вознаграждения, но не духовной душе. Такие имитаторы не имеют понятия о духовном мире. Уттама-адхикари видит душу живого существа и служит ей как духу, что подразумевает и служение материи.

00:13:06 Уважаемый радиослушатели, продолжение чтения книги ведической мудрости Шри Ишопанишад с комментариями Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады слушайте в нашей следующей передаче в это же время.

транскрибирование: Сергей Дубровин | 08 октября 2017