315 Сознание Кришны - это реальность
Cознание Кришны не является какой-то индийской религией. Это реальность. Как не существует, скажем, русской математики, американской математики или индийской математики, потому что математика одна для всех.
Cознание Кришны не является какой-то индийской религией. Это реальность. Как не существует, скажем, русской математики, американской математики или индийской математики, потому что математика одна для всех.
Современный человек кто он? Это эгоистическое существо, в котором живет вожделение, гнев, злость, зависть и т.д. А оправдание всему этому звучит следующим образом в современном мире – нет, нет, человек хороший, а окружающее плохое. Т.е. современные психологические и психические теории и науки основываются именно на этом суждении. Они говорят, что человек это продукт окружающей среды. Нельзя сказать, что в этом нет здравого смысла, но назвать это абсолютной истиной, подлинной истиной тоже очень сомнительно.
00:00:02 Гуру Махарадж, мы планировали сделать интервью [неразборчиво]
– Можно сделать прямо сейчас.
– Гуру Махарадж, скажите, пожалуйста, как вы узнали о Сознании Кришны и в каком настроении тогда вы находились, в поиске каком-то? Т.е. ваше тогда… ваше положение в материальном мире? Какое оно было?
–(Госвами Махарадж) Есть одна великая феминистка, она преданная Кришны, её зовут Кунти. [шлока на санскрипте] И Кунтидеви, она в своих молитвах говорит о том, как кто-либо может встретиться с Сознанием Кришны. Она показывает те обстоятельства, которые наиболее благоприятны и наоборот неблагоприятны и т.д. В целом есть четыре аспекта, которые принимаются во внимание, некие материальный обстоятельства. Рождение, сокровища, богатства, экономическое развитие и красота. И она говорит о том, что все эти вещи могут быть препятствиями на пути Cознания Кришны. О… прошу прощения, не препятствием, а так сказать… наоборот… вспомогательными… Кто-то может родиться, иметь аристократическое происхождение, окруженный богатствами и сокровищами. Этот человек может обладать высоким образованием или же эти люди, они могут выглядеть очень прекрасно с физической точки зрения. И их личностное обаяние позволяет им так сказать… пользоваться этим миром… совершенно пользуясь этим миром эксплуатации, так сказать… очаровывая окружающих.
00:03:50 Т.е. Кунти говорит, в целом для вот этих людей, которые обладают этими материальными качествами… для них очень трудно прийти к божественному. Но далее Кунти говорит: «Ты очень легко достижим теми, кто испытывает материальные страдания, кто испытывает другие устремления» Я родился в Америке во время экономического рассвета. В то время эта страна развивалась… экономически развивалась и тогда были безграничные возможности для образования, развития собственно экономической ситуации и т.д. Это были 50-е годы прошлого столетия. Но к 60-м годам в США была категория людей, которая пришла к выводу, что это некое материальное продвижение оно в конечном итоге не принесло никакого удовлетворения, что оно совершенно бессмысленно.
00:05:45 И тогда в 60-е годы в Америку пришло умонастроение поиска какого-то альтернативного выхода, альтернативной религии, альтернативного мышления, альтернативного мировосприятия, альтернативной философии. Альтернативной музыки, в конце концов. И большинство людей в западном мире, они ассоциируют 60-е годы с хиппи, с какими-то новыми людьми, с поэтами, с Битлз. Хотя мы знаем, что те же Битлз интересовались индийской культурой, философией, медитацией и т.д. И факт остается фактом, что Бхактиведанта Свами Прабхупада, основатель Международного движения Cознания Кришны в начале самого движения жил в доме Джона Леннона, а Джордж Харрисон принял его в учителя.
00:07:11 Т.е. тогда как-бы находясь в центре экономически развитой жизни, тем не менее наше видение… видение прогрессивных людей было устремлено на восток. И таким образом я получил некую возможность познакомиться со Шрилой Прабхупадой, его Шримад Бхагаватам, с его преданными. И это не преувеличение, но сам Шрила Прабхупада говорил нам, что «до того, как я привез Бхагавад Гиту в западный мир, я познакомился на полках книжных магазинов примерно… примерно существовало порядка пятисот версий изданий Бхагавад Гиты на английском языке. И в каждой из этих пятисот Бхагавад Гит Кришна говорит одну и ту же фразу: «Предайся Мне и стань Моим преданным». Это заключение Бхагавад Гиты. Но пародокс состоит в том, что во всех этих пятистах изданий Бхагавад Гиты… все эти люди, которые их читали они так и не могли понять суть этой книги, поэтому, читая эти Бхагавад Гиты они не могли прийти к идее, что нужно предаться Кришне.
00:09:32 Но Шрила Прабхупада представил свою Бхагавад Гиту и, читая во всём мире, множество людей приходили к заключению – я должен предаться Кришне и стать Его преданным. Какое же заключение мы можем извлечь из этого примера. Исключений может быть много, но самое главное это та сила, это та потенция, которая заложена в его Бхагавад Гите. Т.е. мы можем сказать, что это человек в своем издании, в своих комментариях представляет подлинную идею, ту суть, которую хотел донести до читателя Тот, кто говорил эту Бхагавад Гиту. Т.е. я и в то время мои друзья, мы думали, что наши собственные возможности, реализации… наши возможности исчерпываются… они исчерпаны в рамках этого материального существования.
00:11:05 Поэтому мы обратились как бы к внутреннему миру, потому что мы думали очень просто – всё это материальное, которое нас окружает у нас уже есть. Зачем нам тратить свои жизни, чтобы добыть больше этого материального благосостояния, когда есть что-то другое. Все то материальное, что меня окружает, на самом деле, не может принести мне подлинного удовлетворения. И тогда было принято решение искать внутри, искать что-то духовное. Искать под руководством и пользуясь наставлениями подлинного духовного учителя. Вам нужен квалифицированный учитель для того, чтобы обучиться чему-либо в этом мире, что уж говорить о самом главном? И таким образом мы просили прибежища у Шрилы Прабхупады и он дал нам прибежище и мы вступили в это движение Cознания Кришны.
00:13:02 (Вопрос) А как ваши родители восприняли это?
(Ответ) Мои родители были удивлены, что при моем соприкосновении с сознанием Кришны, во мне стали развиваться какие-то позитивные качества, которые раньше не развивались. Многие родители замечали, что если раньше дети занимались какими-то нежелательными вещами, то сейчас они оставили все эти нежелательные вещи и живут какой-то чистой идеалистической жизнью, пытаясь сделать что-то полезное. Поскольку тот, кто двигается в сторону божественного, тот обретает божественные качества. Я не говорю о том, что во мне эти качества были, но это то, что мои родители видели. У меня личное, своё критическое мнение о самом себе и естественно оно может быть другое, но мои родители по крайней мере, мое соприкосновение с сознанием Кришны развило во мне что-то позитивное.
00:15:07 (Вопрос) [неразборчиво] Махарадж, вот вы уже много лет проповедуете… как я понимаю, уже около 30 лет и какие трудности вам встречались… может быть с примерами? Трудности на вашем пути…? И наоборот, какие-то позитивные примеры, чудесные…?
(Ответ) Моя первая поездка в Россию была в 1978 году. Когда я приехал в Россию в 1978 году для меня было уникальным соприкоснуться с тем, что люди, хотя к тому времени эта страна была уже порядка 50-60 лет полностью атеистической страной, но люди были… имели такое внутреннее горячее желание услышать что-то и знать о сознании Кришны. И помните, что в 1978 году Россия по-прежнему оставалась коммунистической и атеистической страной. Но я понимал прекрасно, что Cознание Кришны… но я видел тогда…. Я видел, что Cознание Кришны абсолютно трансцендентно, оно не затронуто никакими внешними экономическими, политическими или социальными обстоятельствами, поскольку Cознание Кришны не является какой-то индийской религией. Это реальность.
00:18:08 Как не существует, скажем, русской математики, американской математики или индийской математики – математика одна… для всех. И такая истина, что там дважды два четыре это мировая истина, но как сказал Достоевский, если к двум прибавить два это тоже замечательная вещь. Т.е. в данный момент мы говорим, что нас не интересует какое-то модное явление, которое популярно в какое-то время в каком-то обществе. Т.е. речь не идет о чем-то популярном временном. И реальность, истина, о которой мы говорим эта прекрасная истина. Подлинная причина существования всего в этом мире не какой-то абстрактный пар или газ. Вот эти современные заключения ученных людей мне кажутся совершенно смешными или по меньшей мере несостоятельными и наивными. Каждый раз, когда я слышу какие-то утверждения, какие-то выступления, какие-то статьи какого-то признанного мирового ученного, который обладает премиями, славой мирового мыслителя… но в конечном итоге, что мы можем услышать от него – что причина существования этого мира это какой-то газ или какие-то материальные элементы. И это смешно… но я не хочу смеяться потому, что это грубо, это не интеллигентно смеяться над этим. Но когда эти люди, эти ученные представляют свои идеи, что эти физические элементы или газ это причина всего и это причина меня, я не могу принимать это всерьез. Т.е. религиозность, насколько бы люди уже не… т.е. какая бы примитивная религиозность ни была… насколько бы люди не спекулировали, не злоупотребляли бы разными религиями в мире, да… т.е. религия она не самой лучшей репутации… но по крайней мере, даже самые примитивные религиозные идеи для меня кажутся более разумными, чем идеи о каком-то газе или взрыве, о каких-то физических элементах. Т.е. абсолютная истина это далеко не газ, но что же это? Это красота, это прекрасная форма, это взаимоотношения – все самое лучшее, все самое гармоничное и совершенное.
00:22:26 Если в этом мире все эти качества, как красота, совершенство существуют, то значит где-то должен быть их изначальный источник, что-то должно быть изначальным источником этих качеств. Но поскольку мы находимся на материальном уровне сознания и всё, что у нас есть, все, чем мы обладаем это лишь материальный опыт красоты, взаимоотношений…. Мы конечно понимаем, что пользуясь этим материальным инструментом своего ума, мы не в состоянии проецировать это на реальность. Поэтому для нас всё это кажется абсурдным и самое легкое, что может прийти в нашу голову это то, что там все газ. Ограниченный опыт в ограниченном живом существе. И этот гениальный ум, но, на самом деле, он ограничен в ограниченном, он пытается своим ограниченном мышлением представить какие-то мысли и идеи о безграничном. Т.е. даже самое обширное для ограниченного не может быть даже одной каплей безграничного. И если можно трансформировать эту идею восприятия с точки зрения общества, то мы понимаем, что вот эта идея имперсонального общества… вернее мира… это идея проявляется в этом современном мире как демократия. Т.е. голоса избирателей не могут быть равны голосу Бога.
00:25:43 И Александр Солженицын, русский мыслитель, говорит: «Где же… что же является причиной этой грандиозной ошибки?» Когда машина, предположим, идет к какой-то цели, но вдруг произошла ошибка штурмана и машина сбилась с пути и штурман начинает искать – где же произошел этот неправильный поворот, где же мы неправильно повернули? И мировые мыслители, в частности, Сахаров, они считают, что ошибка человечества произошла в эпоху возрождения. Т.е. эта эпоха возрождения, в которой с одной стороны казалось, что до этого было все темное, а потом все… до этого были темные времена, а потом как бы расцвет, возвращение греческой философии и эпоха возрождения, преображение мира… но на самом деле, многие мыслители считают, что именно это время и было как бы ошибкой, было неправильным поворотом человечества.
00:27:48 И если объединить, скажем, всех этих идеальных мыслителей воедино и дать какое-то заключение их мировосприятию, можно сказать, следующее: т.е. ошибка этого… ошибкой эпохи возрождения в том, что Бог уже перестал быть центром всего, а человек становится центром всего. Т.е. Бога в этой эпохи возрождения постепенно заменяет человек. Т.е. Бог уже больше не обладает той ценностью и Ему никто в той или иной степени не поклоняется. Теперь все внимание перешло на человека, все человечество поклоняется самому себе. А удовлетворение желаний человека становится целью жизни. Может быть это очень просто, примитивно сказано, но это истинно о чем мы говорим.
00:29:27 Но далее то, как общество рассудило о человеке, включая и женщин. Современный человек кто он? Это эгоистическое существо, в котором живёт вожделение, гнев, злость, зависть и т.д. А оправдание всему этому звучит следующим образом в современном мире – нет, нет, человек хороший, а окружающее плохое. Т.е. современные психологические и психические теории и науки основываются именно на этом суждении. Они говорят, что человек это продукт окружающей среды. Нельзя сказать, что в этом нет здравого смысла, но назвать это абсолютной истиной, подлинной истиной это очень сомнительно.
00:31:17 Т.е. любой человек, который либо сам воспитывал детей, либо наблюдал за тем, как воспитываются другие дети, он прекрасно понимает, что с самого раннего детства дети уже проявляют какие-то определённые свои тенденции, которые не зависят ни от чего. Т.е. надо понять, что человеческое существо не начинает с нуля, оно уже приходит в мир с каким-то… это не то, что мы начинаем с нуля, а окружающие пишут нашу биографию. Сказано, что каждое действие несет равное противодействие. Иными словами, наше рождение – это реакция на прошлые действия, по сути. Именно поэтому я испытал какую-то свою реакцию – я родился в… т.е. последствия своих каких-то прошлых жизней… я родился в Америке в 52 году, а не где-то еще. Что это выражение звучит так, что это народный голос он не божий голос. Понимаешь, да? Т.е. как бы народный голос решает, не божественный голос это [неразборчиво], а голос народа.
00:33:26 В народе очень ценится такое мнение, как народная молва, народный голос, народ решил… Но на самом деле, такое понятие как «народ решил» это обман, идиотизм, т.е. это абсолютно спекулятивное понятие, которое никакого отношения к истине не имеет. Т.е. это трюк, чтобы обмануть людей, через их собственное эго – сказать им, что их мнение очень важно, теперь мы должны сесть, решить судьбу человечества, судьбу планеты, вселенной… Т.е. эти гуманистические идеи, что мы начнем контролировать природу, мы начнем контролировать стихию, но это абсурд, потому, что мы не можем даже контролировать себя, что уж говорить о… и если уж кто-то, какие-то люди должны понять, что всё это бред, вранье и глупости, так это русские люди, которые испытали это все на себе… воочию. Поэтому именно русские люди должны быть на передовой позиции духовной жизни потому, что они могут сказать: «Мы это уже на себе испытали, мы уже это прошли».
00:35:26 В советской… я помню… в советской агитации такой один из известных плакатов это поезд, который несется в будущее. Пять лет за четыре! Но этот поезд потерпел крушение, он сошел с рельсов. Но как бы люди этой страны не должны как бараны смотреть на западный мир, в западный капитализм и говорить: «Да, да… вы настолько правы, что вы не сделали…» Потому что западный капитализм это ещё более опытная, ещё более тонкая эксплуатация. Поэтому… где-то у меня в компьютере есть этот русский мыслитель, его идея такова, что Россия это не Запад и не Восток. И сейчас я использую это техническое достижение человечества, чтобы сказать вам, что это за человек. Чаадаев.
00:37:51 Он сказал, что мы и не Восток и не Запад, мы не находимся в общем потоке цивилизации, но эта страна предназначена, чтобы…. Т.е. как это можно объяснить, прокомментировать? Русские люди находятся как бы по середине между миром Востока и миром Запада, как… подобно душе, можно сказать. Она в пограничном положении, между духовным миром и материальным миром. Так же и мы: между Востоком и Западом и мы должны сделать свой выбор. И выбор состоит в том, что ты должен почувствовать, где же, на каком же пути моё внутреннее желание… я обрету подлинное внутреннее удовлетворение. Через внешнюю культуру, внешнюю цивилизацию или внутреннюю культуру? Выбор должен быть сделан исходя из здравого смысла, а не из каких-то мыслительных протекций.
00:40:01 Т.е. соприкоснувшись с материальной, с какой-то точки зрения, привлекательной жизнью, человек, разумный человек все-таки поймет: «Нет, это не то, что до конца удовлетворит меня. Я должен следовать своему внутреннему пути и в конечном итоге достичь того бытия, в котором моё сердце получит полное удовлетворение». И это решение сделал я, будучи молодым человеком в Америке. Тогда мне было где-то… в те времена от 17 до 19 лет… я сделал… я четко утвердился в той идее, что я смогу обрести все своё внутреннее удовлетворение, исполнить смысл своей жизни, если я вступлю в Cознание Кришны. Веды говорят нам о том, что мы странствуем по материальным мирам из одного рождения в другое, из одной формы жизни в другую. Миллионы жизней… т.е. неужели не разумно подумать, что может быть мне… у меня есть время прожить 10, 20, 30, неважно сколько лет, но уже миллионы жизней я посвятил своё существование миллионам разных ложных идей. Теперь у меня есть возможность какое-то короткое время полностью сконцентрировать и посвятить себя полностью сознанию Кришны. Из миллионов каких-то бессмысленных жизней, почему не отдать одну жизнь Богу?
00:42:25 (Вопрос) Вот такой вопрос: каковы обязанности санньяси и каковы предписания и правила, которые следует выполнять? И каков ваш распорядок дня?
(Ответ) Чтобы не усложнять, санньяси означает полностью посвятить себя Богу. Какие-то люди, может быть в силу своих каких-то обстоятельств не могут посвятить себя духовной жизни. Но этот статус, тот статус, с которого человек может начать полностью посвящать себя духовной жизни. Но это не значит, что другие люди, которые находятся в семейной жизни, у которых есть работа, семья, близкие, которые живут в социальной жизни, они не могут посвятить себя духовной жизни… эти люди так же могут посвятить себя духовной жизни.
00:44:25 И личность, которая представляет Собой Cознание Кришны это Шри Чайтанья Махапрабху. Он представил это Cознание Кришны 500 лет назад. Многие из Его спутников были отреченные, санньяси, но большинство из Его спутников были семейные люди. Многие из них были доктора, ученые и т.д. И, например, один из Его спутников, Мурари Гупта был доктором, личным доктором у мусульманского царя. И однажды… есть такая история, как он давал медицинские советы этому мусульманскому царю на веранде. И однажды, когда они беседовали на веранде, один из слуг увидел, что было очень яркое солнце… лучи солнца могут попасть на его повелителя, он взял веер из павлиньих перьев и закрыл им царя как зонтом. И в этот момент, когда Мурари Гупта давал свои наставления царю по здоровью, вдруг он увидел веер из павлиньих перьев и в этот момент эти перья напомнили ему о Кришне. И Бхагаватам описывает Кришну, как уникального мистического танцора, актера, который танцует и Его голову украшает павлинье перо.
00:47:38 Его волосы таким сумасшедшим образом растрепанны, но это придает Ему ещё большую красоту. И Его тело украшают прекрасные цветы, они заткнуты за Его ухо или они где-то в волосах. И Его тело украшает прекрасное золотистое дхоти, а на шее гирлянда из цветов, подобная радуге. Он танцует и одновременно играет на Своей дудочке. И такое впечатление, что из Его рта изливается нектар и попадает в флейту и звуки этой флейты распространяются по всей вселенной. А божественный звук Его флейты вдохновляет все окружающее: коров, пастухов…все живое…. Коров, пастушков и все они, слыша Его флейту, начинают танцевать и воспевать имя Кришны. И когда лотосные стопы Кришны во время танца касаются матери Земли, Земля впадает в божественный транс любви. Таким образом происходят Их деяния: Кришна танцует и поет, играет на дудочке, вместе со Своими друзьями и окружением и все вместе эта группа входит в леса Вриндавана.
00:50:07 И просто простое павлинье перо, которое находилось в веере, которое держал слуга мусульманского царя, просто одно перо вызвало у Мурари Гупты бесконечный поток этих духовных эмоций. И его внутренне сознание настолько захватило его существование, что его внешнее сознание потеряло всякий смысл и тогда с внешней точки зрения он просто потерял сознание и упал. Но это не значит, что он упал без сознания. Наоборот он впал в сознание, он полностью осознавал. Он просто не был в состоянии поддерживать это внешнее сознание. Как Шримад Бхагаватам описывает таких личностей – это подобно тому, как пьяница, который не знает одета ли на нем одежда или он без одежды. Т.е. чистые преданные в таком состоянии сознания, они даже могут не знать, в теле они находятся сейчас или у них нет тела. Такова природа этого высшего мира Cознания Кришны. И в этот мир, когда он потерял сознание слуги и сам царь стали пытаться привести его в сознание, лить на него воду, бить его по щекам, спросили, что случилось, какова причина твоей болезни, что за признак. Он говорит: «Нет, нигде не болит… я даже не чувствую никакой боли». «Но вообще то я эпилептик и иногда у меня приступы. Прости все мои оскорбления, которые я совершил»
00:53:10 Т.е. нужно понять, что мы не смотрим на какие-то внешние проявления… либо кто-то санньяси, либо доктор, для нас это не важно. Нас интересует духовный поток и суть, который проходит там. Сам Махапрабху в Своей известной шлоке говорит о том, что «Я не отождествляю Себя ни с санньяси, ни с брахмачари, ни с домохозяином. Эти отождествления это всего лишь внешнее. Тот, кто Я на самом деле… кто же я на самом деле – вот, что Меня интересует. И какова же Моя цель… какова же подлинная цель? Моя подлинная цель состоит в том, чтобы стать слугой слуги слуги того, кто служить лотосным стопам гопи Вриндавана». Т.е. речь также идет о том, что подлинное Cознание Кришны, что это такое? Это стремление, это определённое умонастроение.
00:55:15 Подлинное умонастроение, почему? Потому, что настоящий преданный Кришны даже никогда не будет считать себя преданным. Подлинный преданный будет думать, что «Мое подлинное желание стать слугой слуги слуги того, кто служит Кришне». И следует понять, что это не просто лишь красивая фраза, некая фраза, которая произносится из вежливости или интеллигентности, это действительно то, к чему стремятся преданные – стать слугой слуги того, кто служит Кришне. Но это утверждение кажется глупым в мире, где каждый стремится господствовать, где есть такая известная кредитная карточка, которая называется Мастер Кард. И что это Мастер Кард, эта фирма… каков их девиз? – «Master the possibilities» - «ты как бы мастер, обладающий всеми возможностями». И в этом мире, где все пытаются стать обладающими, говорить о том, что я … в отличие от вас, кто пытается стать обладающими, я хочу стать слугой, чтобы мной обладали – конечно же эти люди будут смеяться над такими людьми.
00:57:19 Как есть такая книга Милтона «Потерянный Рай», где Сатана говорит, что лучше царствовать в аду, чем быть слугой в раю» Но Cознание Кришны это наоборот. Но мы говорим, что даже самое маленькое, незначительное духовное положение слуги в этом… в том духовном мире гораздо выше, чем самое возвышенное положение в так называемом… сравнивая с адом… в нашем мире, где мы живем. А то, когда мы допускаем, что всё это возможно, что всё это действительно существует, что этот духовный мир существует это и есть вера. Веды говорят, что есть два мира. Мир, в котором мы существуем и есть мир, там где свет. Для тех, кто в тьме, для них кажется, что этот мир, где Cознание Кришны это невежество. Но для людей, которые сознают Кришну, вот это гуманистическое умонастроение масс является невежеством. Т.е. тот мир, о котором говорил, мечтал Эйнштейн, для простого обывателя является каким-то воображаемым, придуманным, нереальным и т.д. Но несмотря на то, что в голове Эйнштейна, с точки зрения обывателя, какие-то там незначительные мысли… но его голова была в состоянии произвести взрыв в этом мире, взрыв идей в этом мире. И это всего лишь навсего материальный пример. Но с духовной точки зрения, капля трансцендентного… капелька безграничного в состоянии взорвать и очистить все существующее в материальном существовании. Т.е. нужно понять, сколько миллиардов жизней мы были пленниками материального существования, узниками материального существования. Но капля Cознания Кришны, ничтожная частичка, которая попадает в наше ухо и, в конечном итоге, проливается на наше сердце, она в состоянии расплавить оковы.
01:01:25 Получив эту капельку, человек начинает понимать, что мои внутренние чаяния не могут быть удовлетворены в этом мире. Т.е. капля… ничтожная капелька… маленькая капелька Cознания Кришны вдруг пробуждает в человеке перспективы того, что существует другой мир, существует другая реальность, другая истина и т.д. Поэтому то, что мы проповедуем нельзя ни в коем случае назвать религией, мы проповедуем реальность, истину.
(Вопрос) Можно я задам ещё вопрос? Во все времена люди хотели быть сильными… а вот такой вопрос… ну кто-то тренирует мышцы, кто-то тренирует свой ум, а в чем же истинная сила заключается, в чем же истинная слабость? Я подозреваю все-таки, что не так уж плохо быть слабым?
01:03:07 То, что мы чувствуем себя незначительным, ничтожным, это на самом деле, перспектива. Мы не можем делать прогресс без перспектив, бесперспективно. Т.е. если у тебя есть какая-то ложная идея, ложное представление о том, кто ты есть, но эта ложная идея не имеет никакого подтверждения, т.е. если ты вымыслил себя миллиардером, а на самом деле им не являешься, то это не имеет никакого… т.е. эта идея не имеет никакой основы и прогресс невозможен. Т.е. мы должны понять две истины: первое, существует безграничное - Бог, и существует ограниченное – это мы. Т.е. мы ограниченны, Он – безграничен. Т.е. теперь я принимаю решение, я ограниченное, но я хочу попытаться достичь безграничного. Как это возможно, каким образом это возможно? Как это возможно? С точки зрения устремлений ограниченного или с точки зрения милости безграничного? Только безграничное может открыться ограниченному по своей собственной воле, но это не так, что ограниченное пойдет и откроет для себя безграничное.
01:05:01 Пример очень простой. В этом мире мы можем видеть какое-то насекомое, которое пересекает стол. Каковы возможности этого микроба, этого насекомого понять кто я, о чем я думаю. Т.е. это насекомое может понять меня в следующем варианте: в лучшем случае оно залезет мне на палец, доберется до моего волоска, увидит поры на моей коже. Исходя из того, что волосок, кожа, оно может сделать представление того, кто я есть на самом деле. Но может быть в этот момент я сижу и пишу какую-то книгу, литературное произведение. Но нужно понять, что для этого насекомого, ограниченного насекомого абсолютно невозможно представить кто я, что… какое положение я занимаю, чем… моё продолжение интеллектуальное, материальное и т.д. Т.е. мир, в котором я живу, мои отношения, мои привязанности какие-то, стремления совершенно непостижимы для этого насекомого. Но я могу дотронувшись пальцем до этого насекомого, дать ему почувствовать, что я существую. Это очень такой примитивный пример, на самом деле. Но в данный момент, надо понять, что природа божественного совершенно непостижима для нас. И с помощью своего собственного ума, чувств, интеллекта, мы можем всего лишь навсего иметь какие-то… составить какие-то очень абстрактные, очень далекие, смутные представления о божественном, о безграничном. И… но, с другой стороны, мы не должны… имея какие-то смутные представления о реальности, мы не должны подумать, что это все… это все, чем реальность обладает. Т.е. наши представления несовершенны.
01:08:21 Когда подлинное Cознание Кришны… что же это такое? Нам объясняется, что это то, когда божественное, безграничное открывает Себя нам, ограниченному. Т.е. нужно понять, что за пределами нашей силы и наших возможностей открыть для себя существование Бога. Оно нам открывается Само. Т.е. иными словами, ничто не может повлиять, помешать божественному открыть Себя тому, кому Оно пожелает. Если Кришна захочет нам открыться, никто не сможет Ему помешать. Ничто материальное не в состоянии удержать этот духовный поток истины, откровения. И далее следует также понимать, что ничто материальное не в состоянии сымитировать или повторить этот божественный поток. Но тогда вопрос: в чем же наша позиция, что же мы можем сделать? Мы можем посвятить себя Ему. Т.е. на самом деле, единственное, что от нас зависит, это всего лишь навсего изменить своё умонастроение, т.е. попытаться стремиться к этой милости, открыться этой милости, божественному.
01:10:26 Очень часто, зачастую неофиты, которые только присоединились к сознанию Кришны, фактически о нас идет речь… мы думаем, что если мы повторяем Харе Кришна, т.е. что мы своими какими-то духовными практиками можем вызвать как бы реальность, можем вызвать какую-то реальность. Они думают, что от того, что они правильно держат язык или зубы, очень все внятно, то от этого зависит то, что божественное снизойдет. Т.е. эти люди, эти неофиты пытаются, т.е. это мы фактически, пытаются ограничить Cознание Кришны какой-то обыкновенной мирской формулой, каким-то материальным процессом и в этих попытках, мы, т.е. неофиты практически исключаем Самого Кришну. Мы исключаем из нашей духовной жизни Самого Кришну, который и должен решать, когда Он явится, кому Он явится, который обладает волей, желаниями, чувствами и т.д., мы не ставим Кришну, как бы… мы сами Им манипулируем. Но надо понять, откровение, когда придёт божественное это не то, что мы должны решить сами. Кришна решает кому явиться, кому нет и когда. Это не имеет никакого отношения к нашему повторению, нашему служению и т.д.
01:12:29 Теперь вопрос, а почему, что же привлекает Кришну? Только преданность. Т.е. майавади, все майавади в Индии повторяют Харе Кришна, но Джива Госвами говорит, что когда майавади воспевают Харе Кришна это подобно тому, что своей иголкой тыкают, гвоздем колют сердце Кришны. Но неофит думает: «Нет, нет… я же слышал, я начинаю воспевать имя Кришны и таким образом я очищаю свой ум и тогда уже Кришна приходит ко мне и начинает танцевать у меня в уме». Но это общепринятая ошибка… на самом деле, суть в том, каково умонастроение, в котором я совершаю свою духовную практику, каково моё подлинное умонастроение. Т.е. далее в писаниях объясняется, что имя Кришны, форма Кришны, качества Кришна, деяния Кришны лежат за пределами восприятия материальных чувств. Это значит, что материальный язык не в состоянии повторять, вибрировать имя Кришны, ухо не в состоянии слышать имя Кришны, ум не в состоянии воспринять качества Кришны, глаза не в состоянии видеть подлинную форму Кришны. Тогда вопрос: чем же мы занимаемся?
01:14:57 Но дальше писания объясняют, когда тот же самый ум, те же самые органы чувств и все существо заняты в преданном служении, т.е. они заняты служением, тогда это возможно. Но служение это не то, что мы сами себе определяем: «Я думаю, Кришне нравится это, или нравится то… служение это то, что нисходит нам. Что такое служение Кришне, в этом смысле… об этом знают только великие самореализованные души. Гуру и вайшнавы, они знают. Т.е. отсюда очень простой вывод: подлинное Cознание Кришны… его можно обрести, только соприкоснувшись с подлинным Гуру и настоящими вайшнавми, а не собственными практиками. Если гуру и вайшнавы дают нам наставления и какую-то духовную практику, возможно это может быть служением. Но также надо понять, что когда речь идет о служении Кришне, это не что-то воображаемое, что можно сгенерировать собственным умом и иллюзорно думать, что ты служишь Кришне.
– Здорово!
01:16:44 (Вопрос) Махарадж, можно задать вопрос? Я понимаю, вы очень опечалены услышать эти новости… все думали, что мы Кришну вибрируем. [вопрос не слышно]
(Ответ) Ваш Гуру – мой старый друг, мы с ним жили в одной комнате в Бруклинском храме. Я встретился с ним недавно на Навадвипа Дхама парикраме в храме Йога питха. Он был там вместе с Джайапатакой Махараджем, со своими учениками. [вопрос не слышно]
01:18:18 Если наша практика лишена подлинной преданности, вы совершенно правы. Но далее, нужно также понять, что настоящий преданный никогда не будет думать, что я делаю это с преданностью. Поэтому и сказано, что мы должны попасть, вступить… принять покровительство гуру и вайшнавов. Если наш Гурудев дает нам наставление, он говорит: «Ты должен воспевать Харе Кришна столько то раз в такое то время» и также Гуру понимает, что когда он дает нам посвящение, мы сразу же начали делать это с чистой преданностью. Но тем не менее, гуру дает наставление своему ученику, он говорит: «Я хочу чтобы ты это делал». Это подобно тому, как например, виртуозный пианист принимает ученика, и он говорит ученику следующее: «В целом, когда ты овладеешь инструментом, тебе придёт восприятие этого инструмента, всё, что в твоем сердце, все твои эмоции, ты сможешь переложить на ноты, но сейчас я хочу, чтобы ты делал гаммы, до ре ми фа соль ля си и т.д. одним пальцем». Но студент может сказать: «Да, … я играю гаммы, играю какие-то упражнения, но у меня нет никакого чувства к этому». Но учитель может сказать: «Ничего страшного, ты должен продолжать заниматься этими гаммами, потому что эти гаммы нужны тебе потому, что возможно когда-то в будущем тебе придёт это музыкальное вдохновение и тогда овладение этими гаммами поможет тебе сыграть и выразить эти эмоции».
01:21:07 Сам Махапрабху сказал чето дарпана марджанам, т.е. Махапрабху говорит, это святое имя Кришны, Оно очистит душу, Оно очистит зеркало ума, Оно устранит всю грязь и тогда наше подлинное восприятие, наша подлинная природа пробудится в нас и эта подлинная природа нас, слуг Кришны, мы слуги Кришны… и далее Махапрабху говорит, что насколько же милостив Кришна, что просто воспевая Его святое имя, все духовные эмоции способны прийти в наше сердце. И далее придёт восприятие того, что Кришна не отличен от Своего имени. Имя и Кришна – одна и та же личность. И Махапрабху говорит о том, что эта новость, это знание, что имя и Кришна есть суть одно и то же - это так прекрасно. И Махапрабху говорит: «О Господь, Бхагаван, это Твоя милость к этим падшим душам, что Ты можешь явиться в Своем Святом имени, и тогда живое существо обретет все благо». Но также Махапрабху предупреждает, Он говорит: «Но Мое великое горе в том, что у Меня нет ни вкуса, ни восприятия, ни желания!»
01:23:23 Но когда речь идет о священных писаниях, особенно о таких важных наставлениях, мы не можем принимать те части шлоки, которые нам нравятся и отвергать те, которые нам не нравятся. Т.е. Махапрабху Сам говорит о том, что наша беда, наше горе в том, что у нас нет ни вкуса, ни желания, ни возможности восприятия этого. Почему? Потому, что нама-апарадха, оскорбление Святого Имени. И первое оскорбление, которое у нас есть это саддху-нинда… мы не можем своим эгоистичным умом принять и понять положение, кто такие преданные, мы критикуем преданных. Какова проблема в этом? Мы не терпимы, можно сказать как бы… у нас нет ни смирения, ни терпения. Мы полны ложного эго, мы думаем, что мы настолько велики. Теперь мы вернулись к гуманизму… то, о чем я говорил, о гуманистах. Мы думаем, что мы что-то специальное в этом мире, мы особые в этом мире. Мы не оказываем почтения другим живым существам, в особенности преданным, настоящим преданным, чистым преданным.
01:25:26 Мы думаем, что мы те преданные. Далее Махапрабху говорит о том, что тринад апи суничена – смирение, терпение – только тогда мы сможешь совершать эту киртану. А если этого чувства смирения и покаяния не будет, то твой киртан ничего не стоит. И далее Махапрабху говорит: «Во Мне не должен быть интерес к тому, чтобы обрести общество прекрасных женщин или наслаждаться богатствами, более того для преданных, это значит, что я не должен гордиться тем, что я пандит или я великий преданный и т.д.» Махапрабху предупреждает, Он говорит, что все эти ложные отождествления уведут тебя от подлинного киртана в сторону. Они превратят тебя во что-то другое.
01:27:27 И далее искренний преданный прекрасно понимает, что … я ничто, более того, я буду рождаться в этом мире… т.е. меня ждут ещё многие рождения, т.е. я несовершенен. Далее, в другом смысле мы можем сказать, что мы должны понимать, что неоднократно мы падем жертвой искушений мирских обстоятельств. И поэтому преданный молится… о чем? Неважно сколько я ещё жизней буду рождаться… неважно… я знаю, что я могу пасть жертвой искушений, но я прошу Тебя при всем при этом, оставь мне возможность во всех этих жизнях общения и служения с Твоими преданными. Т.е. сейчас я нахожусь в совершенно абсурдной ситуации. Сам Бхактивинод Тхакур говорит о том, что мы вечные слуги Кришны, наша жизнь предназначена для удовлетворения Кришны, но я хочу задать вопрос: где же этот Кришна? Что случилось с Кришной? Бхактивинод говорит о том, что, на самом деле, мы предназначены для того, чтобы вечно обмениваться своими духовными взаимоотношениями с Кришной, но что же произошло, Его нет… т.е. мы совершаем что-то очень неправильное.
01:29:40 Т.е. вместо того, чтобы плавать в океане нектара священных писаний, Бхакти Расамрита Синдху, вкусов нектарных отношений с Богом, я окружен этим внешним социальным окружением, и это то, что меня привлекает. И сказано, что… когда речь идет о соприкосновении с сознанием Кришны, то весь этот океан мирского существования… вдруг мы начинаем видеть его как каплю воды в копыте теленка. Как это возможно? Это возможно, когда меняется перспектива, меняется точка нашего зрения, наше представление. Т.е. весь мир и люди это всего лишь навсего концептуальное восприятие, т.е. это океан ложных восприятий, это на самом деле это не океан, но поскольку наша точка зрения искажена, наш угол зрения искажен, для нас эти иллюзии кажутся огромным океаном, но когда я воспринимаю своё подлинное положение, что я слуга Кришны, тогда этот океан ни с того, ни с сего, когда этот угол зрения меняется, становится всего лишь навсего каплей. И тогда, когда этот океан иллюзий стал каплей, преданный с легкостью выходит из него. Но как этого можно достичь, в этом вопрос. Неужели это можно достигнуть, думая, что я очень продвинутый преданный в мире Cознания Кришны? И я вечный слуга Кришна, вечный спутник Кришны, один из спутников гопи, который свалился сюда. Это оскорбительный обман.
01:33:30 Сам Шри Чайтанья Махапрабху учит нас Своим примером, он говорит: «Каковы же Мои идеалы? Я мечтаю о том, чтобы занять положение пылинки, крупинки в том мире». Т.е. мир Вайкунтхи состоит из трансцендентной субстанции высшего блаженства и преданный понимает, что тот мир состоит из того, что конституционально даже выше, чем моя душа. Т.е. до тех пор, пока мы не осознаем, что тот мир, тот высший план бытия безгранично выше нас и поклоняем, почитаем нами, мы не сможем войти туда, мы не сможем войти туда из чистого любопытства. И если мы доподлинно поймем насколько прекрасен, гениален, совершенен этот мир, то мы всего лишь навсего будем счастливы занять положение частички, атома… даже положение целого атома более, чем достаточно для нас.
01:35:18 (Вопрос) А можно я ещё тогда один вопрос задам? Пусть Госвами Махарадж меня тогда вразумит… у меня все как-то наоборот, раньше я всю жизнь себя… комплексов много очень было… не любила себя очень, а сейчас, когда я знаю Кришну, я знаю, что я пылинка, но я любимая пылинка, неповторимая…, я ведь часть Его организма… маленькая-маленькая клеточка. Я не могу себя… у меня язык не повторяется сказать, что я ничтожество… конечно, я падшая, но так к себе я сейчас не отношусь. Я лучше стала относиться к себе. А ведь святые люди наоборот все: «Ой плачут там… я ничтожество, я червяк там и все…», но я не могу… я знаю, что у меня большое ложное эго, но что вот я… объясните.
(Ответ) Т.е. на самом деле, когда мы говорим о самовосхвалении, мы должны понимать, что, на самом деле, мы очень удачливы. Т.е. но когда мы начинаем прогрессировать в духовной жизни концепция Cознания Кришны становится все шире и больше, естественным образом, по сравнению с этим безграничным мы будем чувствовать себя чем-то очень маленьким. Т.е. надо понять, почему эти великие преданные действительно переживают, что мы незначительные, мы совсем маленькие. Но с другой стороны, эти же самые преданные совершенно категорично утверждают, что Кришна, Махапрабху, духовный мир – нет ничего выше во всём мире. Т.е. с одной стороны, они говорят, что это величайшее из величайшего, ничто в этом мире не может даже сравниться с той духовной реальностью, но я настолько мал, настолько ничтожен, чтобы представить это, соприкасаться с этим.
01:38:10 Например, в некоторых местах, в писаниях они пытаются описать Кришну, и Кришна безгранично прекрасен, нужно понимать, что его красоте нет предела. И зачастую, когда мы слышим описания Кришны, мы просто поражены насколько гениально это представлено, представляет нам его. Но подлинный преданный думает, что как я описал Его… на самом деле, ведь невозможно описать Его, поэтому я описал несовершенным образом, поэтому я чувствую, что я оскорбитель, я совершил оскорбление, Он гораздо прекраснее, чем даже я Его описал. Т.е. надо понять, что мы имеем дело с безграничным, а безграничное оно динамично. Это не некая статичная застойная субстанция. Т.е. это обозначает то, что это непостижимо, но факт того, что красота Кришны постоянно увеличивается. Кришна уже безгранично прекрасен. Гопи, когда они видят красоту Кришны, это приносит удовлетворение их сердцам. И гопи также прекрасны, но видя красоту Кришны, они становятся ещё прекраснее. И когда Кришна возвращает Свой взгляд, Он смотрит и видит, что красота гопи ещё больше возросла, Его собственная красота начинает расти. И тогда гопи возвращают свой взгляд на Кришну, они видят, что красота Кришны ещё увеличивается, и их красота растет. И они буквальным образом излучают из себя ещё больше и больше красоты. И тогда Кришна поражен, Он думает, неужели они стали ещё красивее? И когда Его красота возрастает… и это бесконечно продолжается и выше, выше, выше.
01:40:39 Но здесь наш опыт противоположен. Мы видим кого-то прекрасного. Мы думаем, о эта личность прекрасна и совершенна, но чем больше мы соприкасаемся с этими существами в быту, тем больше эта красота начинает меркнуть, меркнуть, меркнуть… сначала он говорит: я люблю тебя, моя жизнь для тебя, а потом это восхваление превращается в истерику: я ненавижу тебя, убирайся отсюда, я убью тебя. Для того, чтобы это понять, нужно просто проснуться – я же не придумываю все это, это правда в этом мире. Это маленький грязный секрет в этом мире, может быть люди не хотят этого признавать, но это факт, это совершенно неоспоримый факт. Можно пытаться занести это в собственный угол, спрятать за занавеской, но факт остается фактом. Мы сегодня улетаем уже.