Глава 16. Моя история
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:09 Вернёмся снова к Батук Бхаю, который так же столкнулся с аналогичной проблемой примерно в то же самое время, но в Калькутте.
00:00:19 Меня назначили в Бомбей, когда чиновник-мусульманин Манзур-и-Мустафа потребовал от меня беспристрастно выполнить работу по отделению Центральной железной дороги от Южной Центральной железной дороги. Он полностью полагался на меня, будучи уверенным в моей беспристрастности, поскольку знал меня еще по Симле в самом начале моей карьеры, когда я работал под его руководством. Не поступило ни одной жалобы после того, как этот геркулесов труд был завершён.
00:00:55 С 1 января 1968 года в Калькутте должен был начать свою работу новый офис Центрально-аудиторского управления, который должен был работать с государственными учреждениями. Я получил приказ передать полномочия по работе и, не располагая ни малейшим временем, мчаться в Калькутту на повышение, чтобы не потерять эту должность.
00:01:24 Вс было так, как сказал мне Гуруджи: повышение в должности и назначение в Калькутту.
00:01:33 Если вы не видели беспорядки в Калькутте, вы должны были мгновенно почувствовать, что в городе серьезные проблемы. И всё же это единственный крупный город Индии, где человечность жива в полной мере. В Калькутте поговаривали о революции. Я всегда говорил, что в тот день, когда в Калькутте станет чисто и красиво, это и будет революция.
00:01:59 Когда вы встречаете xopoшегo бенгальца, вы должны знать, что не сможете встретить лучшего человека в своей жизни. Все мои бенгальские коллеги без исключения были ангелами. Это было как слишком хороший сон. Слишком много хороших коллег в вашем окружении делают вас неспособным справляться с проблемой плохих коллег в плохих офисах.
00:02:27 Самые плохие люди, которых я встречал до того времени, были также бенгальцами. Когда я приехал в Дели, я встретил людей, для создания которых Господь, видимо, использовал только… сами знаете что.
00:02:45 В чистой атмосфере ашрама, где приказал мне побыть Гуруджи, я ел только рис и капусту и прибавил в весе двадцать фунтов. Гуруджи вызвал своего ученика-доктора, Амийо Мадхава Чакраварти и спросил его, может ли он объяснить такую перемену во мне. Блаженное состояние длилось до тех пор, пока я не стал понимать бенгальский язык, а, начав понимать его, обнаружил, что гypy-бхаи редко разговаривали на духовные темы, а были обыкновенными мирянами, охочими до скандалов. Религиозная община, сформировавшаяся вокруг гypy, вышла из того же общества, которое погрязло в подобных разговорах. Это является дополнительным недостатком излишней фамильярности и близости.
00:03:42 В то время возле Гуруджи были самозваные Вивекананды, которые были у Свами Рамакришна Парамхамсы. Богатые спонсоры обращались с ашрамом как со своей частной собственностью. Это никоим образом не затрагивало меня, но когда Гуруджи попросил меня заняться ашрамом, это означало двойную ношу, взваленную на мои плечи: беспокойный офис и неуправляемый ашрам.
00:04:11 Я провел чистку ашрама, заполнил водой емкости и делал всё, что было необходимо для содержания ашрама в чистоте, насколько это было возможно. И всё же, когда я все это делал без приказов Гуруджи, никто этого не замечал, за исключением покойного Харидаса Госвами. Однажды он спросил Гуруджи, когда они сидели на ферме в миле от ашрама: «Я никогда не видел, чтобы Pao приходил к вам, и вы никогда не отдавали ему никаких приказов, и всё же он исполняет все необходимые обязанности в ашраме даже после такой тяжелой работы в офисе».
00:04:51 Я не сразу понял, что богатые и влиятельные гypy-6xaи были разделены на группы, каждая из которых стремилась захватить ашрам и управлять им так, как им хотелось. Единственно приличным и культурным человеком в одной из групп был Харидас Госвами.
00:05:11 «Pao нет необходимости отдавать словесные приказы, что ему делать. Я передаю ему инструкции от сердца к сердцу», сказал Гуруджи.
00:05:23 Некоторые из них, в которых уже накопилась ко мне ревность без всякой моей вины, оспаривали это утверждение. Неожиданно в одно из воскресений некоторые из них подъезжали на своих машинах посмотреть, чем я занимаюсь. Я прибирал в хижине Гуруджи с Шушантодой и Ачинтодой. Госвами вошел внезапно и бросился обнимать меня, несмотря на то что я выглядел как обычный индийский мусорщик.
00:05:56 Гуруджи сказал им, что он передал мне телепатически просьбу прибраться в его кути. Они не поверили ему и приехали удостовериться в этом лично.
00:06:08 Ревность ко мне возрастала, потому что я никому из них не говорил, что для меня было настоящим счастьем переживать то, что я испытывал. Через несколько месяцев мне пришлось стать жертвой их ревности.
00:06:26 Мои душевные страдания были сильны, как никогда прежде. Неужели те, которых посвятил столь великий йoг и которые обладали тем преимуществом, что общались с ним много лет, были такими заурядными, любящими интpиги и скандальными людьми?
00:06:45 Годы спустя я пришел к выводу, что не каждый человек под ходит для того, чтобы получить духовное посвящение. Более вceгo в этом плане поражает контраст, который существовал между Рокадия Бабой из Раджкота и мoим собственным Гуруджи. Он посвятил только одного человека, в то время как мой Гуруджи посвятил столь многих, и как я считаю, свыше двадцати тысяч человек; десять тысяч мужчин, из которых сот ни две обнаруживали джентльменское поведение, а остальные ни к чему серьезно не относились: ни к садхане, ни к вопросу о помощи ашраму, в которой он время от времени нуждался.
00:07:34 Я тратил всю свою зарплату на содержание ашрама. Какую бы хорошую зарплату я ни получал как правительственный чиновник, её не хватало на покрытие огромных расходов. Богатые гypy-6xaи, которые всё это наблюдали, казалось, решили не вносить никаких денег. Гуруджи едва выживал в этом ашраме. Я, холостяк, впервые почувствовал, какие трудности испытывает домохозяин в индийском доме при распределении тpaт своей семьи, имeя единственного кормилица и трёх-четырёх иждивенцев.
00:08:15 В детстве, когда мой отец, патриот, сидел в британской тюрьме, я страдал от тисков бедности. Не было работы, которую бы я ни делал в свои подростковые годы. Такая добровольная бедность была вызвана желанием отца принести жертву для освобождения страны. Здесь же ситуация была полностью противоположной. Те, которые жертвовали на ашрам раньше, умыли руки, потому что я не принял ничьей стороны, не примкнул ни к одной группе.
00:08:50 Но однажды происходят чудеса. Чтобы управлять ашрамом, следует вести обычное планирование расходов и трат. Добывание денег, делание запасов, наем слуг для выполнения разных работ, но главное — уборка ашрама и заполнение емкостей водой были абсолютно необходимыми. Гуруджи никогда этим не занимался, и если ашрам всё ещё функционировал, то это было чудо. Я был единственным, кто вносил деньги на его содержание и единственным страдальцем, так как должен был содержать ашрам как следует или избавиться от него.
00:09:40 После 1980 года гypу-6xaи взялись за дело. Сейчас там существует резервный фонд, работают наемные слуги и есть система и метод ведения хозяйства ашрама. Мои аргументы наконец переломили гypy-бхаев, но спустя долгое время после того, как ослабло огромное и величественное влияние присутствия гуру.
00:10:07 Затем там наблюдалось воровство, растраты. Моё блаженство улетучилось, и я ожидал своего перевода, который рано или поздно должен был последовать.
00:10:20 Забастовка работников центрального правительства в сентябре 1968 года была еще одним тяжким ударом. Союзы служащих, где преобладали коммунисты, в отсутствие правительства штата создали для нас очень опасную ситуацию. Мы, чиновники, стали мишенью для этих бастующих служащих. Комиссар по c6opy налогов с доходов имел несколько сердечных приступов, другой крупный чиновник пережил ужасный момент, когда увидел, что его волосы за ночь полностью поседели.
00:11:00 При возвращении в aшpам меня ожидало множество проблем, связанных с его управлением. Я смутно припоминал санскритскую поговорку, которую я где-то вычитал, что если хочешь попасть в ад, то лучший путь для этого стать главой ашрама.
00:11:18 Это был самый ценный опыт моей жизни. В те напряженные промежутки времени великий Бог показал мне подлость человеческой натуры, как отдельно взятого человека, так и коллектива людей. И все это касалось тех людей, которые получили духовное посвящение у одного и того же гypy.
00:11:43 Мне сочувствовали только двое. Сунил Чаудхари, который мог только сочувствовать мне, и Батук Бхай, который знал о них больше, тщательно охранял меня. Его офис находился в ста ярдах от моего, где меня подвергали гepao (термин, озна чавший окружение коммунистами вышестоящих начальников с целью предъявления к ним требований), но не оскорбляли, потому что сотрудники офиса любили меня и приходили ко мне на помощь.
00:12:15 Батук Бхай приходил каждый день, чтобы взять меня к себе домой в Бхаванипур, где он просил меня принять ванну, поесть, а затем пойти в ашрам, до которого надо было добираться два часа на автобусе.
00:12:30 В офисе читали Гиту (там не велась работа, а снаружи раздавались крики бастующих) и регулярно совершался джапам, что поддерживало меня и давало мне мощную силу пройти через самый удручающий опыт моей жизни. Все это приходило через гypy и гypy-бхаев!
00:12:54 Я всегда был страстным почитателем песен великих святых-поэтов литературы хинди. То, что они объясняли в этих песнях, является самым прекрасным, высокохудожественным и поднимающим духовность учением в мире.
00:13:14 Ретроспективно я сейчас понимаю, что сказал поэт Кабир-дас: «Гуру разрушает тебя изнутри и воссоздает снова».
00:13:26 Садханой следует заниматься в одиночестве и никогда в группе. «A-ratihi jana sansadi», — в Гите эти слова ясно означают, что когда садханой занимаются в одиночестве, тогда садхак продвигается вперед.
00:13:32 Групповая садхана привлекательна вначале, но разрушает души в конце.
00:13:39 Батук Бхай знал о моем положении. Он мoг бы ничего не делать. Он часто говорил мне, что он взял нескольких гyp -бхаев в качестве своих деловых партнеров и погряз в уклонении от налогов. Они все eгo предали. Они разорили и себя. Батук Бхай преодолел эти трудности, когда eгo сын занялся eгo фирмой и дocтиг прекрасных финансовых успехов. Но он тоже получил урок, богатые гypy-6xaи были тем, кем они были.