Глава 11. Предопределение и божественное блаженство
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:16 Индусы верят в предопределение, переселение душ, результаты кармы и неотвратимость наказания, но не впадают в зависимость от этого. Никто из них не впадает в фатализм. Я не видел никого, кто бы стал фаталистом и прекратил прикладывать усилия. Ошибаются те, кто представляет фаталистов некими праздными людьми, которые никогда не прикладывают усилий, чтобы улучшить качество своей жизни.
00:00:47 К 1962 году, после того как я завершил пятый год моей карьеры в качестве чиновника первого класса центрального правительства в Аудиторском управлении Индии, я уже исследовал тысячу случаев, о которых я узнал из первых рук с помощью астрологии и другими методами.
00:01:09 Мое собственное предопределение трижды поймало меня в ловушку, заставив совершить ошибки, которые хоть никому не повредили, но остановили мои духовный пporpecc, который, будучи восстановлен, углубил мое чувство непривязанности и сделал меня мудрее.
00:01:31 Я цитирую самое лучшее определение предопределения из «Рамаяны» Вальмики, когда Бог Рама объяснял работу судьбы Лакшмане:
00:01:44 «То, что мы узнаем, когда этo случится радость или печаль, — есть результат нашей Кармы; то, что не может быть ни чем иным, как результатом нашей кармы, — этo Судьба: кто может бороться против этой Судьбы? Счастье и несчастье, cтpax и гнев, рождение и смерть и тому подобные события, причина которых неизвестна, это paбoтa Судьбы. Даже риши, исполняющие суровые духовные oбеты, отказываются от своей практики, пораженные вожделением и гневом, и отходят от своих идеалов, что является результатoм работы Судьбы».
00:02:29 «То, что случается, и к чему мы наименее подготовлены, а чтo внезапно nopтит paбoтy, которая хорошо начата, — это Судьба и ее paбoтa».
00:02:40 Бог Рама показал так же, как нужно встречать судьбу: примите её, пусть работа судьбы подойдет к логическому концу, и все же никогда не сворачивайте с пути добродетели и никогда не прекращайте духовные практики.
00:02:59 Все великие святые, которых я встречал, следовали дорогой, указанной Богом Рамой. Все хорошие caдхаки, такие как Батук Бхай, слепили свои жизни в соответствии с этим идеалом Рамы, но после того, как они получили от жизни ряд ударов.
00:03:16 Однако наиболее оптимистичный и мудрый путь встречи с предопределенным — это принятие правды, данной в Шримад Бхагаватам:
00:03:27 «Судьба управляет телом. Все физические и ментальные действия подсказаны гунами саттва, раджас, тамас). В процессе совершения этих поступков или даже в отказывании себе, невежественные мнят себя исполнителями этих поступков. Это гордость, которая создает зависимость».
00:03:52 Изучение человеком того, что он сделал — как он был вынужден сделать это, ведет к пониманию чего-то более глубокого и разрушает ложную гордость его как исполнителя. Это трудный процесс для менее духовных личностей. В материальной культуре нашего времени почитание себя исполнителем — это беда каждой истории успеха, которую мы, астрологи понимаем и которая является результатом влияния планет.
00:04:26 Но астрологи должны знать и их ограничения: «Если 6ы планеты были причиной счастья или несчастья, говорит Шpимaд Бхагаватам, — как бы они влияли на душу, которая вечна? Их (планет) влияние распространяется только на тело, которое подвержено рождению и смерти. Боль, вызываемая планетами, это только боль тела. Душа не подвластна влиянию планет. Почему тогдa кто-то должен сердиться?»
00:05:02 Враждебные влияния, на основе которых астрологи выносят свои ужасные предсказания и делают из них судьбу, не омрачают счастья чисто духовной личности. Духовные личности, духовные в делах, поведении и мыслях, теряют чувство своего тела. В то время как другие думают, что они страдают, сознание их собственных физических страданий или умственных мучений — минимально вследствие их духовной силы.
00:05:36 Я вернусь к моей истории о Батук Бхае после обсуждения двух замечательных случаев, когда я наблюдал потерю чувствительности тела.
Святой из Синдхи
00:05:48 В 1963—1964 годах я встречался в Нагпуре со святым из Синдхи, которого вынуждены были носить на носилках, так как он был парализован до самой шеи. Его лицо всегда сияло, и он всегда рассказывал о служении и судьбе, говоря, что истинное служение делает человека нечувствительным к ударам судьбы! Он всегда был окружен большим количеством мужчин и женщин из Синдхи на его caтсангах в Садар-Базаре. Каждый раз, когда я видел его, я вспоминал, что такая сила духа — это то, что каждый человек должен сохранять и развивать через правильное служение.
Золовка госпожи Батук Бхай
00:06:36 На улице в Раджкоте возле храма Панчанатх жила супружеская пара, муж и жена с детьми, родственники Батук Бхая. Я часто приходил к ним в дом повидаться с золовкой г-жи Батук Бхай, которая, как и святой из Синдхи Нагпура, была парализована до шеи и разговаривала только на божественные темы с тем пылом, который обнаруживают некоторые джайнские женщины из Саураштры. Ей приходилось делать усилия для того, чтобы выразиться на хинди, но гуджаратцы могут хорошо общаться с людьми, говорящими на хинди, если только те говорят на своем родном языке медленно. В 1970 году ее муж ухаживал за ней уже двенадцать лет. После Рокадия Бабы именно ее общество я находил наиболее божественным.
00:07:32 Как святой из Синдхи Нагпура, так и эта леди из Раджкота потеряли чувствительность своего тела и разговаривали теперь только на божественные темы, допуская, что им нужно выстрадать свою судьбу, но то, что они никогда не ощущали своих страданий, чувствовал и я, и многие другие люди, которые с ними сталкивались.
Несчастный случай с Рокадия Бабой
00:08:00 Однажды в Раджкоте Рокадия Баба упал во время утренней прогулки и сильно ударился левым бедром, содрав кожу до мяса, поскольку он носил только набедренную повязку. Вечером, когда я пришел в его ашрам, я узнал об этом, а также узнал о том, что врач, набожный человек, который пытался перевязать его рану, не был к нему допущен. После нашей декламации «Рамаяны» я сказал Бабе, что его раны причиняют боль мне и что пусть oн разрешит его перевязать. Он сказал, что должен выстрадать свою судьбу, поскольку это, должно быть, какой-то его неправильный поступок из его прежней жизни. Но я спросил, зачем он причиняет боль мне?
00:08:48 На следующий день, когда я пошел в ашрам, я узнал, что Баба не перевязал рану, а только положил на неё тряпицу чтобы спрятать её от наших глаз. И снова я сказал ему, что поскольку я узнал, что рана не обработана врачом, это доставляет мне боль. Баба уступил, и врач должным образом перевязал его.
Страдания моего Гуруджи
00:09:15 В 1970 году, когда я был в Патне, я узнал, что Гуруджи очень болен, страдает, и гуру-бхаи очень нервничают. Когда я приехал в Камакхию на праздник Дуссехра, Гуруджи не приходил на холм до третьего или четвертого дня праздника, и сразу показалось, что все потеряло свой блеск. Его привезли в машине на холм Камакхия, а затем на носилках принесли в ашрам. Я, насколько возможно, старался поддерживать у всех хорошее настроение, декламируя стотры на санскрите по шесть — восемь часов в день. Гуруджи было приятно, когда его внесли, но никому не было дозволено встречаться с ним.
00:09:59 Я удвоил свои усилия по декламации, используя микрофон, так что людям, которые собрались на холме, скучно не было. Через день после того, как я закончил с этим, ко мне подошел гуру-бхай и сказал, что Гуруджи встал и первым вопросом, который он задал, был: «Разве Pao не выполнял свои декламации cтотр?» Я пошел обратно и выполнил все за два часа.
00:10:25 Через два дня Гуруджи встал с постели и ходил по холму, поговорив с нами три - четыре раза! Это был самый лучший пример, который я помню, как сила души преодолела удар судьбы и физическое страдание.
00:10:40 Я вспоминаю и болезнь печени Гуруджи, которая сопутствовала ему всю жизнь. Но он никогда не показывал виду в течение всего восемнадцатичасового рабочего дня, в течение которого он много писал, разговаривал и решал проблемы строительства ашрама.
Страдания Нагаридас Бабы
00:11:02 В возрасте девяноста четырех лет у Нагаридас Бабы из Вриндавана развилось сильное заболевание простаты, настолько препятствующее мочеиспусканию, что его мочевой пузырь стал напоминать футбольный мяч. Д-р P.-K. Кароли, который часто просил Бабу приехать в Дели, не смог его убедить в этом в течение целого года, и Баба испытывал все эти физические страдания.
00:11:30 Однажды ночью д-р Кароли и Маноранджанджи, медик, ставший предпринимателем, долго упрашивали Бабу поехать в Дели, а я знал, что Баба не согласится до тех пор, пока не получит божественное указание подвергнуться лечению. Я мягко сжал их руки и попросил хранить спокойствие. Затем Баба указал на потолок хижины, в которой он проводил в одиночестве всё свое время, не разрешая никому навещать его, и сказал: «Он разве мёртв? Что бы ни случилось, всё случится по Его воле».
00:12:05 Прошел год, и однажды, когда я в 1981 году и д-р Кароли приехали из Вриндавана, доктор отметил, что мочевой пузырь Бабы в любой момент может лопнуть и случится непоправимое. На следующее утро Маноранджанджи услышал об этом и приехал на своей машине, чтобы насильно отвезти Бабу в Дели!
00:12:28 Когда Маноранджанджи доехал до госпиталя, он обнаружил, что у Бабы был уже готов небольшой мешок для поездки в Дели! Некоторые почитатели Бабы рассказали, что Баба сказал им, что Радхаджи попросила его подвергнуться лечению, и им были уже сделаны некоторые приготовления к этому!
00:12:52 Баба приехал в Дели, но вместо того, чтобы ехать в госпиталь, направился сначала в дом д-ра Кароли и попросил его болеющую мать провести двухчасовое моление Радхе-Кришне, а затем поехал в госпиталь, где из его мочевого пузыря было удалено большое количество мочи! Ни на одном этапе лечения Баба не испытывал страданий. Однажды ночью во время моего посещения он сказал: «Эти ребята думают, что я страдаю. Они не знают, что такое внутреннее блаженство».
00:13:30 Однажды, когда я подвозил двух юношей из Тароли, обладающих сверхъестественными способностями, на парикраму во Вриндаван, я по дороге встретил Бабу и, увидев множество лекарственных капсул в руках его простоватого почитателя из Вриндавана, сказал ему: «Баба, никогда не принимайте этих лекарств. Для вас они могут быть опасны».
00:13:55 На третий день, после того как я отвез двух юношей в Тароли, я приехал встретиться с Бабой и увидел, что все его тело распухло. Он сказал мне с улыбкой: «Я повредил ржавым гвоздем большой палец, и один из этих парней попросил меня принять эту магическую таблетку. Мое тело распухло, и я чуть не умер. Тогда молодой доктор прибежал ко мне ночью и сделал мне какие-то уколы». Баба засмеялся своим серебристым смехом и сказал: «Смотри, как работает судьба, несмотря на предупреждение, которое дал мне Бог позавчера через твой совет».
00:14:34 Во время лечения Бабы в госпитале Мулчанд, где его прооперировал врач из Южной Индии, его посетило много народу. Раджа Динеш Сингх также посетил его наряду с другими политиками, чьи имена я не хочу раскрывать. Позже Баба сказал мне, что у Раджи Динеша Сингха есть будущее в политике, не то что у других «негодяев»! Раджа Динеш Сингх стал министром в кабинете Раджива Ганди в феврале 1988 года после семнадцати лет политического забвения.
00:15:14 Наш друг Джайадева Триведи настойчиво приглашал Бабу провести в его доме какое-то время до его полного выздоровления. Баба неоднократно отклонял его предложение, но Джайадева продолжал настаивать на этом. Я сказал Триведи: «Свободная птица джунглей не захочет быть посаженной в клетку в удушливой атмосфере дома». Он невзлюбил меня за это замечание и взял Бабу к себе домой.
00:15:44 Позже, когда Баба возвратился во Вриндаван, он сказал мне: «Тот малый Джайадева хотел, чтобы я благословил его на рождение ребенка. Он не знает, сколько он проживет для этого, чтобы вырастить ребенка, даже если у него будет всего один ребенок».
00:16:02 Джайадева Триведи умер в феврале 1983 года! Д—р Кароли, кардиолог, сделал все, чтобы спасти его, но сердечный приступ оказался смертельным.
Потеря осознания тела
Типы
00:16:22 В одной важной в этом плане шлоке в Бхагавад Гите 12.5. говорится о трудностях, с которыми сталкиваются при поклонении Бестелесному, так как почитатели привязаны к телу. Чем выше чувствительность тела, тем сильнее страдания в старости; чем меньше чувствительность тела, тем больше наслаждение блаженством, уединением и внутренним миром в старости. Это может стать предметом конструктивного социологического исследования в Индии, проведенного индусами, которые должны сейчас понять, что подгонка своей деятельности под чужие социологические модели — это не по-индийски и является лишенным духовности взглядом на индийскую жизнь.
00:17:14 Я видел много типов людей, терявших в значительной степени осознание тела по мере старения, людей всех слоев общества, не бывших святыми. Если бы я представил их жизнеописания в виде случаев для изучения этого явления, то пришлось бы обнародовать и множество неприятных подробностей. Они проходили несколько этапов в своей жизни.
00:17:39 а) Когда они были полностью привязаны к своему телу через его полное осознание, что было абсолютно необходимо для них в достижении желаемого в гонке этого материалистического мира.
00:17:54 б) На каком-то этапе своей жизни какой-то случай, трагедия или болезнь, но в большинстве случаев какой-то святой сподвигнул их на то, чтобы углубиться в свою внутреннюю жизнь. Здесь они сталкиваются с вопросами — для чего они жили и какова была цель их жизни, в чем секрет истинного счастья в жизни.
00:18:18 в) Некоторые из них находили ответы на эти вопросы своими собственными методами. В их ответах просматривается один общий элемент — это чувство большой сопричастности к жизни внешнего мира, в котором социальная жизнь заставляла их забыть о собственных личных проблемах или идентификация себя с космическим элементом в их жизнях теперь подвела их к пониманию того, что жизнь гораздо больше, чем их физическое тело, которое подвержено болезням, разрушению и смерти.
Наведенное состояние
00:19:02 Первый тип потери осознания тела — это не достижение самого человека, а состояние, наведённое гypy или полученное через употребление наркотиков. В наше время распространения наркомании это явление можно наблюдать, понять и оценить.
00:19:23 В Йога-сутрах Патанджали написано, что достижение такого духовного состояния осуществляется через употребление интоксикантов (бханг и чарас) и одобряется, но считается одним из низших методов изменения сознания. Здесь количество интоксикантов всё время надо увеличивать, чтобы не снизить интенсивность переживаемого состояния.
00:19:49 Но давайте рассмотрим сейчас наведение потери осознания тела путем чтения мантр. Я видел многих гypy-бхаев и гypy-бахенов, которые на наших бхаджанах впадали в транс или состояние, подобное трансу, длившееся от нескольких минут до нескольких часов.
00:20:09 В нашем ашраме в Калькутте один гypy-бхай, который часто впадал в такие трансы, лежал, простершись снаружи храма на веранде даже зимой, будучи совершенно нагим. Хотя зимы в Калькутте нельзя считать холодными, всё же бенгальцам в Калькутте зимой необходима теплая шерстяная одежда. Этот человек был нечувствителен к голоду, жажде, ему в течение многих часов, иногда в течение восьми часов, не требовалась одежда или подстилка.
00:20:42 Такое можно наблюдать на многих бхаджанах по всей стране, когда на бхаджанах происходит наведение потери сознания тела. Наведенные состояния потери осознания тела заканчиваются неизбежным приходом в себя и возвращением к обычной жизни, когда осознание тела нормально или глубоко как у всех людей.
Определение потери осознания тела
00:21:13 Классическое описание потери осознания тела —это состояние Лакшманы в «Рамаяне» и Арджуны в «Махабхарате», которые могли контролировать свои нидра, aaxap и майтхун (сон, пищу и секс). Помимо такого состояния встречаются и случаи пренебрежения своим телом, когда не заботятся об одежде, состоянии волос, социально не вписываются в среду, хотя в этом нет и ничего антиобщественного.
Редкие случаи
00:21:48 Редкий случай такой потери осознания тела благодаря наведению произошел в моей собственной жизни. Это случилось в 1968—1969 годах, когда я спросил Гуруджи, что помогает человеку бороться со сном. Он ответил, что интенсивные джапы и чистая саттвическая пища, принимаемая в небольших количествах, помогали победить: сон, еду и секс.
00:22:15 Я анализировал эту проблему в течение нескольких дней. Служащий со всеми проблемами службы в офисе, нуждающийся в еде и нормальном сне, а не полностью располагающий своим временем молодой саньяси. Мог ли я успешно провести этот эксперимент?
00:22:33 В своем самоанализе я знал, что был равнодушен к тому, как я одет, был нонконформистом в социальном смысле этого слова и не вел сексуальную жизнь, которую как холостяк я не мог иметь. Был ли я наполовину готов победить все три искушения? Иногда ко мне приходил Шафик Ахмад Хан, региональный директор Национального института Общественного сотрудничества и развития детей в Гаухати Центре. Он нравился Гуруджи, и Шафик помнит время, проведенное в ашраме Калькутты в 1969 году в обществе Гуруджи, который был доступен ему.
00:23:15 Однажды летней ночью, когда я и Шафик спали на веранде, мы услышали голос Гуруджи, который кричал: «Вор, вор!» Мы вскочили и побежали к его куте, дверь которой он всегда держал открытой. Гуруджи пришел в раздражение и укорял других обитателей ашрама, что все спали как бревна и только мы двое прибежали по его первому крику. Гопалда, Суброто и другие пришли медленно, протирая глаза.
00:23:48 «Кто был этот вор и что он украл?» — спрашивали мы, но Гуруджи не отвечал. Он отказался даже описать вора, которого узнал бы в лицо, если бы увидел снова. Он выразил своё неудовольствие теми, кто спал как бревна и не делал садхану по ночам.
00:24:08 На следующий день мы узнали, что украли карманные часы Гуруджи. Гуруджи не раскрыл нам имя вора, которого, как мы все чувствовали, он знал.
00:24:20 Спустя несколько месяцев в Калькутту из Каримганджа пришел часовщик и сказал Гуруджи, что его часы, которые он много раз ремонтировал, принесли ему для продажи. Весь путь из Калькутты в Каримгандж в штате Ассам вор проделал не будучи пойманным и попытался продать часы семейному часовщику Гуруджи!
00:24:44 «Это был...?» — спросил Гуруджи.
«Да», — ответил часовщик.
00:24:49 Итак, наша догадка была верна. Гуруджи знал вора, но не хотел, чтобы мы тоже его знали. Но с этой ночи Гуруджи велел нам взять дубинки и по очереди обходить ашрам по ночам, бодрствуя и совершая джапам на ходу.
00:25:08 Обитателям ашрама, которые могли отдыхать днем, легче было дежурить ночью, в отличие от меня, вынужденного проводить в офисе по одиннадцать часов в день, включая четыре часа на дорогу туда и обратно. Шафик нес дежурство, но, будучи молодым, нуждался в хорошем сне каждую ночь. Другие обитатели ашрама, которые не подчинялись никакой дисциплине, даже в присутствии Гуруджи не соблюдали приказ. Поэтому каждую ночь за исключением одного часа мне приходилось бодрствовать, совершая джапам, ходя туда и обратно. Я никогда не чувствовал усталости. Но гypy-6xaи, особенно Сунилда, запротестовали, когда узнали об этом, поскольку бремя такой обязанности должно было быть минимальным для меня и максимальным для других.
00:26:02 Никто не подчинялся приказу Гуруджи, и я исполнял эту обязанность в течение многих месяцев. Сунилда боялся, что я не выдержу только часа сна за сутки в течение многих дней, затем недель и месяцев. Так прошло более четырех месяцев, но такой образ жизни не повлиял ни на мою умственную активность, ни на физическое состояние, ни на реакции. Люди были удивлены. Мои глаза развили способность пребывать в это время в состоянии медитативного сна. Но я всё время пребывал в состоянии постоянного блаженства и чувствовал себя очень бодрым и легким все двадцать четыре часа.
00:26:48 Через четыре месяца мой сон опять составлял от шести до восьми часов в сутки, и я понял, когда Гуруджи отменил свой приказ, что он ввел меня в состояние потери сознания тела, показав, что сон можно победить.
00:27:03 Я всегда спал чутко. Позже я стал спать меньше, мне было достаточно максимум четыре часа в сутки, даже в годы после тридцати лет.
Терапевтическое значение джапы
00:27:20 Сейчас я возвращаюсь к случаю Батук Бхая, с которым я поделился своими экспериментами по борьбе с напряжением на ментальном уровне, и он рассказал мне, что он делал то же самое. Затем я обнаружил, что многие другие гypy-бxaи делали это каждый по-своему.
00:27:40 Каждый раз, когда приходит напряжение, eгo следует рассматривать как благословение, потому что оно бpocaeт вам вызов, который вы должны принять и победить его на духовном уровне.
00:27:57 Есть три метода, как с ним бороться, и первый, и наиболее эффективный, это джапам. К счастью садхана, данная нам нашим Гуруджи, это джапам, выполняемый на вдохе и выдохе. Мантра, данная нам Гуруджи, выполняется следующим образом: Сидя, гуляя или находясь в лежачем положении, концентрируйтесь на том, чтобы дышать глубоко, затем глубже, а затем еще глубже и произносить мантру раз на вдохе и раз на выдохе. Делайте это не менее часа и больше до тех пор, пока не почувствуете пустоту в уме.
00:28:38 1. В течение всего времени, пока я испытывал наведенную потерю осознания своего тела, я обнаружил, что лучше всего согласовывать ритм глубокого дыхания с естественными движениями тела, особенно с ритмом шагов.
00:28:56 2. Лежа на постели, это чувствуется лучше. Лежите прямо на очень тонкой подушке или вообще без неё, и после того, как закроете глаза, сконцентрируйте внутренний взор на области между бровями и продолжайте непрерывную медитацию не менее 40 минут.
00:29:15 3. Затем прекратите это и понаблюдайте за естественным ходом вашего дыхания. Оно будет очень незаметным и лёгким. Наслаждайтесь этим в течение какого-то времени, и вы заметите, что глазные яблоки не двигаются и чувство пустоты в уме отражается в пустоте вашего взгляда.
00:29:36 4. А теперь вновь начните глубоко дышать не менее получаса, а затем прекратите и снова понаблюдайте за дыханием.
00:29:47 5. Занимайтесь этим ежедневно подолгу, сидя, ходя, лежа, как вам будет удобнее. Концентрация должна быть на ритмичности дыхания с произнесением про себя мантры, которую вам дал гypy.
00:30:03 6. Через какое-то время вы заметите, что внутренняя часть позвоночника, известная под названием сушумна, испускает направленные вверх волны. Это отличный признак того, что ваша кундалини активно поднимается вверх.
00:30:20 7. От этой привычки никогда не следует отказываться. Она должна стать вашей жизненной привычкой. «Делая джапу, приносите жертву Мне», — говорил Господь Кришна в Гите. Сикхский Гуру Teг Бахадур пел в бхаджане: «Swas Swas Sumiro Corinda».
00:30:42 Батук Бхай занимался этим сидя и лежа. В годы моей молодости я занимался этой практикой, в основном когда гулял, особенно на парикраме во Вриндаване, когда я делал это более двухсот раз.
00:30:56 Невротическое состояние моего ума быстро приходит под контроль, можно сказать что полностью.
Опыты
00:31:07 Существует пять чувств восприятия «gyan-indriyas», или «ворот познания через чувства», — дыхание, зрение, слух, вкус и осязание. Теперь о том, что происходит, если правильно делать mantra-jaap:
00:31:25 а) дыхание: когда оно регулируется, очень хорошо успокаивает растревоженный ум. Поэтому вначале читайте мантру до тех пор, пока не устанете, а потом не забывайте читать ее не менее четырех часов в сутки;
00:31:41 б) зрение: во время джаппам перед закрытыми глазами появляются странные видения. Сначала они могут быть устрашающими, но продолжайте эту практику. Эти видения будут заменяться картинами холмов, морей, пространств, знакомых лиц и памятью прошлого.
00:32:04 На более поздней ступени практикования мантры все эти видения исчезают и появляются различные цвета, сначала яркий белый цвет, иногда зеленый, иногда красный. Если ранним утром вы встанете лицом к Солнцу, закроете глаза и выдержите полминуты, появятся различные цвета. Позже в тишине ночи и в темноте вашей комнаты возникнет разноцветное сияние.
00:32:32 Синие цвета всех оттенков появляются позднее. Это Джйоти — свет Кришны, представляющий Господа Кришну, напоминает «глаз» с золотым ореолом в голубом павлиньем пepe, которое венчает корону Господа Кришны;
00:32:51 в) звук: существует двенадцать типов звуков, описанных в «Xaтха-Йoгa Прадипике». Рев моря, звуки, издаваемые раковинами, звяканье колокольчиков, звук вины, грозовые раскаты. Эти звуки имеют странное обыкновение в какое-то время усиливаться. Вы можете сидеть на собрании и он может возникнуть. Это то, что описывается как «звук, который возникает без видимых для вас причин».
00:33:25 г) вкус: вы почувствуете, как что-то сочится с вашего нёба, сначала горькое, потом сладкое, а затем очень сладкое. То, что врачи описывают как симптом диабета, является обычной практикой садхаков. Когда это происходит часто, уходит необходимость потребления пищи. Диета становится всё легче и легче;
00:33:48 д) запах: вы можете внезапно ощущать странные запахи, особенно запах ганджи, которую принимают cадхy или сладкие ароматы. Это признак присутствия святого или Бога в его священной форме, которую вы не можете видеть. Такое чаще всего внезапно происходит между двумя и четырьмя часами утра, но не регулярно. Это может случиться даже тогда, когда вы идете среди полей, и если вы знаете, что это не запах цветущего поблизости цветка, то можете быть уверены, что святой сидит где-то поблизости.
00:34:33 Когда этот опыт повторяется и становится частым событием в вашей жизни, это значит, что вы хорошо развиваетесь в духовном плане, ваши ум и тело великолепно подготовлены и ваша концентрация в сотни раз возрастает. За полчаса вы можете проделать работу, которая раньше занимала у вас два часа.
00:35:00 Теперь возникает вопрос — решается ли в этом случае проблема капризного ребенка, плохого хозяина, напряженных взаимоотношений? Нет. Но практикование мантры снимает остроту вашей реакции, придает ей философскую окраску, стоическое принятие. И в доме, где вы её практикуете, духовные вибрации настолько улучшают обстановку, что те, кто попадает в орбиту её воздействия, изменяются к лучшему. Поэтому в первую очередь превратите свой дом в приют паломничества.
00:35:41 В процессе этой практики удостоверьтесь, что вы едите только прасад — освященную пищу. В Калькутте в 1968 году я прибавил в весе более двадцати фунтов при том, что я питался только рисом и капустой в первые два месяца моего пребывания там, потому что я находился в состоянии прекрасного физически-ментально-духовного равновесия в самой совершенной форме, хотя и непродолжительное время.
00:36:09 Всегда помните, что эта практика — процесс, который приводит к испытанию внутреннего блаженства, волна за волной поднимающегося от муладхары и постепенно входящее в сушумну, откуда поднимается еще выше. Оно распространяется по всему телу до тех пор, пока вы не почувствуете, что все ваше тело вовлечено в джапам.
00:36:36 Когда сушумна находится в очень активном состоянии, не выходите из дома, так как в состоянии такого духовного опьянения вы можете игнорировать огни светофора и сигналы уличного движения. Проходя однажды в таком состоянии по улицам Дели, я совершенно не обращал внимания на уличное движение и чуть не попал под автобус. К счастью, поскольку я не никак не реагировал, водитель и кондуктор автобуса закричали на меня и сказали: «Он, должно быть, глухой!».
00:37:13 Подведем итоги вышесказанному: глубокое ритмичное дыхание во время произнесения мантры, которую вам дал Гуру, составляет 80% вашей садханы, и она может выполняться в любое время и в любом месте.
00:37:32 Батук-Бхай выполнял ее без перерыва в течение 25 лет. То, что ему нравилось мое общество и он так много времени проводил со мной, объясняется тем, что я сам занимался этим и во всем его поддерживал. Никогда, даже разговаривая и куря сигарету, сидя на стуле и положив ноги на стол, он не выглядел полностью бодрствующим.
00:37:57 Когда он приехал в Раджкот и остановился у меня в 1970 году, а потом — в Дели в 1978 году, главным образом потому, что он находился вдали от своей семьи и использовал мой дом, как садхак использует пещеру для исполнения своей садханы. В моем доме не было ни души, чтобы с кем-то поговорить. Это его очень устраивало. За двадцать четыре часа он вряд ли говорил со мной полчаса. Настолько глубоко он был погружен в свою садхану.
Разбуженная кундалини
00:38:34 Это состояние проявляется многообразно, иногда как внезапные подергивания тела, дрожь, потение, слезы. Слезы начинают катиться из глаз, когда слушаешь историю о Рама-Лиле или Кришна-Лиле. Это минуты божественного экстаза.
Приступы сухости
00:38:57 Интенсивное чтение мантр временами вызывает сухость. Какой здесь выход?
Громкий киртан
00:39:05 В Шримад Бхагаватам используется слово “uchcha swar”, означающее, что голос исходит из nabhi (пупка). В Йога-Шастрах голос исходит из трех мест, одно из которых Vaikhari, или горло. Большинство певцов в кинофильмах или на телевидении поют только из Vaikhari, и их пение никогда не затрагивает сердца истинного caдхака. Однажды, когда Мина Баннерджи пела бхаджаны перед Муркхананджи, тот сказал, что такое пение не трогает сердца садхака.
00:39:46 Однажды в ашраме в Гаухати я очень громко и довольно бурно исполнял cтотру Аннапурна и Гуруджи проявил пулак. В другой раз я исполнял Кришна-cтотpy Билвамангала перед Нагаридас Бабой, и он впал в самадхи. Однажды, когда Чинту и Минту исполняли ее в непроизвольной свободной манере во Вриндаване перед Нагаридас Бабой, он вошел в экстаз и дал им потом в благодарность дикшу.
00:40:18 Pashyanti — это второй источник голоса. Певец поет для своего Бога, а не для хозяина, с закрытыми глазами, и когда он закрывает их, то перед ним проходят божественные видения. Шушантода всегда поет так, и поэтому он исполняет бхаджаны часами, как Нараси Мехта из Гуджарата.
00:40:43 Para — это финальная ступень. Голос останавливается на самадхи, потому что певец достигает ступени caмадхи. Именно это делал Свами Харидас из Вриндавана.
Служение другим
00:41:00 Когда у вас есть возможность служить другим, делайте это с радостью. Это заглушает ваши несчастья и приносит радость в сердце.
00:41:10 Каждый великий Махатма, с которым я разговаривал наедине, делал это, пока не достигал этапа молчания, когда он только читал мантры, сидя, лежа или гуляя.
Молитва
00:41:25 Если вы достигли ступени Nishkama, как я достиг в 1968 году, то вы не можете молиться Богу о чем-то мирском. Но эта ступень достигается домохозяином на позднем этапе. Однако, когда он молится Богу на этом этапе после такой подготовки, его молитва настолько искренняя, что Бог должен на неё ответить. Я ощущал это много раз. Но как я уже сказал, я сейчас достиг ступени Nishkama. Я не могу молиться за что-то. Что хорошо, а что плохо для меня, должен знать Бог, Он является Отцом.
Опыты сиддхи (сверхъестесственные возможности)
00:42:15 Старайтесь на это не отвлекаться, но вы, вероятно, испытаете сиддхи во время садханы. Кратко говоря, это:
00:42:25 а) ясновидение, или доордаршан: закрывая глаза, вы можете узнать, что происходит в любом месте. Для того чтобы развить и совершенствовать это, нужно долгими часами сидеть в асане в определенных положениях: сиддхасане, падмасане, сахаджасане (на корточках). Я испытывал это, но не контролировал процесс;
00:42:48 б) предчувствие, или пурвабхас: вы можете знать заранее о грядущих событиях;
00:42:56 в) передача желания, или санкальпа (воля Бога, проявляющаяся в решениях человека): наставление или желание может быть передано на расстоянии без помощи каких-либо известных средств коммуникации. Гуру, сидящий в Калькутте, желает, а шишья в Нагпуре исполняет желание. Моё общение с Гуруджи относилось к этой категории, как он сам говорил одному гуру-бхаю. Тулсидас описывает Господа Раму как Сатья Санкальпа Прабху.
00:43:31 г) телепатия, или передача мысли на расстоянии: ваши мысли передаются определенному человеку без применения каких-либо известных средств коммуникации.
00:43:42 Но сиддхи являются отвлекающим фактором и становятся причиной остановки духовного развития, как трижды случалось со мной.
обработка текста: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 25 July 2023