Навстречу заре

Шри Чайтанья Сарасват Матх - 01 January 2022
Он первый принёс в мир идею безоглядной преданности. Новое видение. Главный гуру Шрилы Прабхупады. Непреклонная верность Шри Чайтанье. Мужество первопроходца. Божественное видение Бхактивинода Тхакура. Проповедуйте Святое Имя.
аудиокнига для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:20:31 | качество: mp3 128kB/s 18 Mb | прослушано: 13 | скачано: 60 | избрано: 0
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Он первый принёс в мир идею безоглядной преданности

00:00:15 Шрила Бхактивинод Тхакур появился на свет в 1838 году в известной семье Каястха, носившей титул Датта. В Калькутте есть район Хат-кола Датта, названный в честь этой семьи. Возле Бирнагара находилось большое селение под названием Ула. Предки Бхактивинода Тхакура по материнской линии владели здесь почти всеми землями. В Уле он родился и вырос. В Кришнанагаре он поступил в колледж и блестяще окончил его.

00:00:44 Уже в юности он стал известен в кругах индийской интеллигенции. Его незаурядное мышление и эрудицию отмечали многие современники, в частности, известный христианский миссионер и просветитель Дж. Дафф, основатель Шотландского Христианского Колледжа. В то время под влиянием Даффа многие молодые бенгальцы приняли христианство. Идеи христианства не были чужды и Бхактивиноду Тхакуру. Но он сближается с обществом Брахмо — последователями Рама Мохана Райи. Одним из самых близких друзей Бхактивинода становится Двиджендранатх — старший брат Махариши Девендранатха Тагора.

00:01:27 Закончив учёбу, Бхактивинод поступает на государственную службу, и его направляют в Ориссу. По совместительству его назначают инспектором Главного храма в Джаганнатха Пури. Там он впервые читает Шримад-Бхагаватам и открывает для себя философию вайшнавов. Он интересуется жизнью и учением Чайтаньи Махапрабху, изучает Чайтанья-чаритамриту. Постепенно Бхактивинод Тхакур охладевает к идеям Рама Мохана Райи, хотя в обществе Брахмо от него по-прежнему ожидают деятельного участия. Там считают странным, что молодой образованный человек увлекается полузабытыми сентиментальными идеями Чайтаньи.

00:02:08 Бхактивинод Тхакур был великолепным публицистом и блестящим оратором. В Динаджпуре, на одной из лекций по Шримад-Бхагаватам, он заявил, что порывает с обществом Брахмо и будет проповедовать вайшнавизм в духе учения Махапрабху. Он прочёл огромное количество Священных книг, много написал сам. Созданные им произведения являются классикой вайшнавизма.

00:02:33 В преклонном возрасте Бхактивинод Тхакур отходит от дел и решает провести остаток дней во Вриндаване. Но ему не даёт покоя часто повторяющийся сон, в котором он ищет место рождения Шри Чайтаньядева. Бхактивинод Тхакур отправляется в Кришнанагар, где снова поступает на государственную службу и получает доступ к местным архивам. С помощью архивных материалов и вдохновения он находит место рождения Махапрабху в Майяпуре, в местечке йогапитх.

00:03:04 Позже он объездил все окрестности Навадвипы и, основываясь на свидетельствах Писаний, описал Святые места в Дхаме Махапрабху. Он построил Храм в месте, где родился Махапрабху, и организовал совет попечителей, призванный поддерживать жизнь Храма, а незадолго до смерти передал руководство советом своему четвёртому сыну Шри Бималу Прасаду — Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Прабхупаде.

00:03:33 Поначалу Прабхупада не был уверен, что справится с руководством Храмом, но спустя годы руководил не только йогапитхом, но и десятками храмов и проповеднических центров по всей Индии. Огромную помощь в непосредственном управлении Храмом ему оказывал Кунджабихари Видьябхушан (Шримад Тиртха Махарадж). Постепенно вокруг Прабхупады собралось много образованных людей, цвет бенгальской интеллигенции. Вместе с ними он основал Шри Гаудия Матх и до последних дней проповедовал учение Махапрабху.

00:04:08 Когда Шрила Бхактивинода Тхакур ушёл из жизни, Прабхупада устроил вечер его памяти в городском собрании, куда среди прочих были приглашены ректор Университета Метрополитен Бипин Пал, ученые Сатиш Саркар, Панчкари Бандопадхьяй и другие.

Новое видение

00:04:26 Современники очень высоко отзывались о Шриле Бхактивиноде Тхакуре, признавая новизну и оригинальность его идей. Он совершил переворот в богословии и философии в целом: вайшнавизм, который раньше воспринимался как одна из ветвей индуизма, он представил строго научным учением.

00:04:45 Шишир Гхош как-то сказал: «Все знают о шести преемниках Махапрабху — шести госвами Вриндавана, но Бхактивинода Тхакура следует по праву считать седьмым госвами. Он открыл миру Шри Чайтанью Махапрабху». И по сей день он живёт в книгах, в которых представил учение Махапрабху и Бхагаватам в соответствии с пониманием современного человека. Мы всегда будем в неоплатном долгу перед Его Милостью.

Главный гуру Шрилы Прабхупады

00:05:15 Хотя Прабхупада по совету Бхактивинода Тхакура принял посвящение у Гаура Кишора Бабаджи Махараджа, Бхактивинод Тхакур по сути оставался его гуру и наставником. Во всём, что делал и чему учил Шрила Прабхупада, присутствовал Бхактивинод Тхакур, конечно, не физически. Открывая матхи, он давал Божествам имена Винода Виласа, Винода Рама, Винодананда, Винода Прана и т.п. Он во всём видел своего Гурудева. Его восприятие Шри Шри Радхи Говинды или Шри Чайтаньи Махапрабху немыслимо без влияния Бхактивинода Тхакура. В одном стихотворении я попытался передать своё видение Бхактивинода Тхакура и, по-моему, именно этим снискал расположение Прабхупады. Ему понравилось, как я постарался показать величие его Гурудева. Мне кажется, Бхактисиддханта Сарасвати Госвами бесконечно добр к каждому, кто испытывает привязанность к Бхактивиноду Тхакуру.

00:06:15 Прабхупада считал себя вечным должником Бхактивинода Тхакура и чтил его как воплощение Шримати Радхарани и Гададхара Пандита, т.е. как идеал гуру, гуру-таттва. Для нас гуру-таттва — это Гададхара Пандит в Гаура-лиле и Шримати Радхарани в Мадхура-расе Кришна-лилы. Однажды Шрила Прабхупада сказал: «Если мы откроем глаза и вглядимся внимательнее, мы увидим в Гурудеве Шримати Радхарани». Гурудев даёт нам то, что даёт Шримати Радхарани. Вайшнавы — это русло реки, по которой течёт Божественная Милость, а источник её — Шримати Радхарани. Именно так Шрила Прабхупада трактовал Бхактивинода Тхакура.

00:07:00 сакшад-харитвена самаста-шастраир
уктас татха бхавйата эва садбхих
ким ту прабхор йах прийа эва тасйа
ванде гурох шри чаранаравиндам

«Писания гласят, что Гурудев — Сам Господь, и чистый преданный видит его таковым. Он неотличим от Господа и в то же время отличается от Него, как слуга отличается от господина. Я в смирении склоняюсь к лотосным стопам моего Божественного Повелителя — Шри Гурудева».

00:07:19 Гурудев — это прозрачная среда, сквозь которую можно видеть высший объект служения и установить с ним связь. Душа «передаёт» свое служение Господу через Гурудева. Кто искренне настроен служить, тому Господь позволит связаться с Собой через своего представителя. К гуру нельзя относиться как к обычному человеку, он — посредник в цепи служения. Как это происходит, видят лишь те, кто проникает взором сквозь внешнюю оболочку, кто видит глазами веры. Чем глубже вера, тем больше Господь виден в Гурудеве. Понятие гуру, гуру-таттва, почти необъяснимо. Его можно увидеть в материальном мире, но его здесь нет. Гуру больше, глубже материального мира. Он воплощает в себе всё самое чистое, возвышенное и благородное.

00:08:12 У гуру нет материальных качеств, его невозможно воспринять чувствами и рассудком. Он вне бренного, относительного мира. Прабхупада показал своим примером, своей жизнью и учением, как надо искать милости Гурудева. Гурваика-ништха — пример исключительной верности Гурудеву. Бхактивинод Тхакур был для Прабхупады всем.

Непреклонная верность Шри Чайтанье

00:08:36 Вопрос: Правда, что Шрила Бхактисиддханта Сарасвати критиковал знаменитого санскритолога начала ХХ века Ишварачандру Видьясагара?

00:08:46 Шридхар Махарадж: В одной из своих книг Видьясагар писал: ишвараниракара-чайтанья-сварупа — «Бог не имеет образа, Он — сгусток сознания». Прочитав это, юный Сарасвати Тхакур отправился к Видьясагару: «Откуда вы взяли, что Бог не имеет облика? Где вы это прочли? Творец, создавший формы, Сам бесформен? Тот, кто создал качества, не имеет качеств? Вам не кажется это абсурдным? Разве не разумней предположить, что сознание, из которого всё произошло, имеет качества сознания, а следовательно, и форму. Это же очевидно!».

00:09:25 Видьясагар не стал вступать с Сарасвати Тхакуром в дискуссию. Признанный корифей богословия не счёл уместным отвечать на доводы дерзкого юнца. Но Бхактисиддханта Сарасвати исполнил свой долг — указал Видьясагару на абсурдность его выводов. Это было в его природе — вызывать на философскую дуэль тех, чьи взгляды расходились с философией Махапрабху. Сила его логики была такой, что, обычно, самый первый довод не оставлял от философии оппонента камня на камне.

00:09:57 Вопрос: Никаких компромиссов?

00:10:00 Шридхар Махарадж: Абсолютно никаких. Однажды Рабиндранат Тагор написал статью, искажающую идеи вайшнавизма, и подписался псевдонимом. Прабхупада разгромил его статью в том же журнале и тоже подписался псевдонимом.

00:10:16 Вопрос: Вы лично общались с Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати?

00:10:20 Шридхар Махарадж: Да, мне довелось бывать с ним довольно много. Возможно, ему нравилось, что я нахожусь рядом. Послушать его приходило множество людей. Память его уже не была столь остра, как раньше, и он не мог сразу вспомнить нужные строки из Писаний, чтобы подтвердить свою мысль. Я и некоторые другие преданные цитировали за него Писания — иногда по его просьбе, иногда даже опережая её. Естественно, тексты Писаний и их толкование мы когда-то услышали от Прабхупады.

Мужество первопроходца

00:10:53 Бхактивиноду Тхакуру пришлось приложить немало усилий, чтобы добиться признания открытого им места появления на свет Шри Чайтаньядева. Тогда это был заброшенный пустырь. Многие не верили, что здесь когда-то родился Махапрабху. Поначалу Бхактивинод Тхакур распорядился построить там небольшое кирпичное здание и установить Божество Махапрабху.

00:11:17 Позднее там был воздвигнут храм. Но брахманы, готовившие пищу для подношения, не хотели там жить — это было отдалённое и небезопасное место. Наконец, Бхактивинод Тхакур нашел брахмана, который согласился там жить и служить Махапрабху, но при одном условии — ему позволят курить ганджу. Чтобы служение не останавливалось, Бхактивиноду Тхакуру часто приходилось собственноручно набивать брахманскую трубку. Бывало, приходившие навестить Бхактивинода Тхакура почтенные граждане заставали его за этим неблаговидным занятием. Но служение Махапрабху он ставил выше принципов.

00:11:59 Нашему Гуру Махараджу тоже приходилось идти на ухищрения ради проповеди. Однажды, пригласив в Майяпур губернатора Бенгалии англичанина Андерсона, он распорядился снять для него и его свиты гостиницу «Калькутта» целиком, где для Андерсона готовили европейскую пищу, в том числе и мясную. Гуру Махарадж попросил хозяина лично обслуживать Андерсона и его сопровождающих.

00:12:25 На Западе в проповеднических центрах Гаудия Матха он разрешил готовить для посетителей мясные блюда. Мне показалось это ужасным. Но он мне ответил: «Я уже принял это решение тысячи рождений назад. Ради служения Махапрабху мы готовы поступиться любыми принципами». Он сказал буквально — «любыми принципами». Вайкунтха-вритти — никаких ограничений (кунтх). «Я готов на всё, чтобы учение Махапрабху распространилось по всему миру. Для этого все средства хороши, я не остановлюсь ни перед чем. Формальные принципы не имеют значения. Главное — спасти заблудшие души».

00:13:05 Отправляясь проповедовать на запад Индии, Шримад Бхактиведанта Свами Махарадж тоже рисковал быть обвинённым в отступлении от традиций и в осквернении среди безбожников. Следуя примеру нашего Гуру Махараджа, он поступался принципами ради спасения тысяч душ и принёс учение Махапрабху в вертеп греха и порока. Чтобы спасти жильцов горящего дома, порой приходится бросаться в огонь.

Божественное видение Бхактивинода Тхакура

00:13:30 Вопрос: Правда, что Бхактивинод Тхакур обладал даром предвидения?

00:13:35 Шридхар Махарадж: Да, он говорил, что према-дхарма — религия, основанная на чистой Любви, настолько самоочевидна, что любой разумный человек примет её как самую непорочную и возвышенную. Каждый, в ком есть здравый смысл, поймёт, что любовь дороже Богу, чем заповеди.

00:13:53 Бхактивинод Тхакур пишет: «Западная мысль более свободна и легче поступается догмами. Запад склонен к поиску и анализу, поэтому скорее примет идею Божественной Любви Махапрабху. Я убежден, что в будущем многие мыслящие люди Запада встанут под знамена Шри Чайтаньи». Разъезжая с лекциями по Бенгалии, он неоднократно произносил эти слова.

00:14:18 Когда Шрипад Бхакти Саранга Госвами Махарадж вернулся из проповеднической поездки в Англию, с ним приехал некий господин Барчетт. В Матхе на Багх Базаре состоялось собрание, на котором председательствовал Хиран Датта, известный ученый и богослов. Он вспоминал, что когда учился в колледже, у них выступал с лекциями Бхактивинод Тхакур. Бхактивинод Тхакур говорил, что идеи Махапрабху очень близки западному мышлению, и что когда-нибудь Запад примет санкиртану и вайшнавизм. «Теперь, — сказал Хиран Датта, — я вижу, что эти предсказания сбываются».

00:14:56 Вопрос: Махарадж, вы когда-нибудь лично встречались с Бхактивинодом Тхакуром?

00:15:01 Шридхар Махарадж: Нет, он ушел из жизни в 1914 году, я присоединился к Миссии в 1926-ом, двенадцать лет спустя.

00:15:12 Вопрос: Может быть, вы встречались с кем-то, кто знал его лично?

00:15:16 Шридхар Махарадж: Я знал Парвата Махараджа, который жил с ним в одном доме в Сурабхи-кундже, куда Бхактивинод Тхакур перебрался после ухода с государственной службы.

«Проповедуйте Святое Имя»

00:15:28 Парват Махарадж рассказывал, что их разделяла тонкая стена-перегородка. Бхактивинод Тхакур вставал в три часа утра и, гуляя по саду, громко повторял маха-мантру: Харе Кришна, Харе Кришна. Тхакур почти кричал, словно звал кого-то издалека. Когда он уставал, то садился на каменный приступок возле дома. А через какое-то время поднимался и опять громко звал: Харе Кришна, Кришна. Было ощущение, что он потерял кого-то очень близкого и теперь пытается его найти: Кришна, Кришна! Он звал своего Господа.

00:16:06 Ещё один человек, адвокат по имени Рам Гопал Видьябхушан, рассказывал, что некогда слышал об одном государственном чиновнике, образованном и влиятельном человеке, который принял вайшнавизм и стал отшельником-бабаджи. Однажды Рам Гопал с приятелем отправились посмотреть на этого бабаджи. Они приехали в Годрум, нашли его хижину и, чтобы завязать разговор, попросили рассказать что-нибудь о Кришне и Его Имени.

00:16:35 И бабаджи, а это был Бхактивинод Тхакур, ответил: «Вы хотите услышать о Кришне? Вам интересно знать, что такое Имя Кришны? Вы хотите получить от меня Кришна-наму? Вам необычайно повезло! Вас привлекло Имя Господа. Его Имя — это.., это…». Он замолчал. Наверное, пытался подобрать нужное слово и не мог… Он закрыл глаза, его тело вдруг стало преображаться, и случилось то, что описано в его стихотворении Шри-Нама-махатмья:

00:17:06 кришна-нама дхаре ката бала
вишайа-васананале мора чита сада джвале
рави-тапта марубхуми сама
карна-рандхра патха дийа хриди маджхе правешийа
варишайа шудха анупама (1)
хридайа хаите бале джихвара агрете чале
шабда-рупе наче анукшана
кантхе море бханге свара анга капе тхара тхара
стхира хаите на паре чарана (2)
чакше дхара дехе гхармма пулакита саба чарма
виварна хаила калевара
мурчхита хаила мана палайера агамана
бхаве сарва-деха джара джара (3)
кари' эта упадрава чите варше шудхадрава
море даре премера сагаре
кичху на буджхите дила море та' батула каила
мора чита-вита саба харе (4)
лаину ашрайа йа' ра хена вйавахара та' ра
балите на пари э сакала
кришна-нама иччхамайа йахе йахе сукхи хайа
сеи мора сукхера самбала (5)
премера калика нама адбхута Расера дхама
хена бала карайе пракаша
ишат викаши' пунах декхайа ниджа-рупа-гуна
чита-хари' лайа кришна-паша (6)
пурна викашита ханйа врадже море йайа ланйа
декхайа море сварупа-виласа
море сиддха деха дийа кришна-паше ракхе гийа
э дехера каре сарва-наша (7)
кришна нама-чинтамани акхила-расера кхани
нитйа-мукта шуддха-расамайа
намера балаи йата саба лай 'е хаи хата
табе мора сукхера удайа (8)

00:17:08 Чакше дхара: «Из моих глаз слёзы льются ручьями»; дехе гхармма: «…тело покрывается испариной»; мурччхита хаила манна: «…я лишаюсь чувств»; кари' ета упадрава: «…Святое Имя повергает меня в смятение»; читте варше шуддха-драва: «…захлёстывая сердце волнами блаженства»; море даре премера сагаре: «…погружая меня в пучину любовного экстаза»; кичху на буджхите дила, море та'батула каила: «…я проваливаюсь в неизвестную реальность и теряю рассудок»; мора читта-витта саба харе: «…в этом состоянии я перестаю ощущать собственное существование».

00:17:55 Рам Гопал Видьябхушан рассказывал, что собственными глазами видел эти эмоции у Бхактивинода Тхакура. «Мы просто попросили его рассказать о Кришне. «Вам интересно знать о Кришне? Кришна — это…». И дальше не смог произнести ни слова. Он пытался, но чувства не позволяли ему говорить. Его голос дрожал, он плакал. Он словно перенёсся в другую реальность».

00:18:19 Вопрос: Правда ли, что до Бхактивинода Тхакура об учении вайшнавов почти забыли?

00:18:25 Шридхар Махарадж: До Бхактивинода Тхакура вайшнавизм как таковой почти перестал существовать. Подражатели, сахаджии, и другие мнимые последователи Махапрабху сделали всё возможное, чтобы похоронить вайшнавизм. Бхактивинод Тхакур буквально возродил его. Но главное — он ясно изложил богословие вайшнавов, развенчал мёртвые догмы и отделил суть от формы. Благодаря ему вайшнавизм стали принимать мыслящие люди, не связанные религиозными догмами и стереотипами. Он бросил нам спасательный круг из Высшей Реальности.

00:19:02 Для дискредитации гаудия-вайшнавизма особенно постарались пресловутые бабаджи. Они объявляли себя выше всех каст, позволяли себе жениться или просто жить с женщинами. Ссылаясь на слова Махапрабху, что воспевание Святого Имени очищает от всех грехов, прошлых и настоящих, они заявляли, что им не нужны никакие правила, и откровенно предавались разврату. Дескать, повторяй харе кришна и делай, что хочешь. Что самое отвратительное — они прикрывались при этом вайшнавизмом. Своими словами и поведением они порочили доброе имя Махапрабху и позорили вайшнавов. Даже инициацию они превратили в средство обогащения.

00:19:44 Бхактивинод Тхакур показал красоту идеи преданности и создал Гаудия Матх, чтобы воплотить эту идею в жизнь, дать людям возможность учиться преданному служению. Прабхупада считал своей задачей привлечь к вайшнавизму образованную часть общества. Организация нужна для того, чтобы души, ищущие связи с Высшей Реальностью, могли объединиться.

00:20:08 Ученик: Чем больше мы узнаём о таких вайшнавах, как Бхактивинод Тхакур, тем больше ощущаем собственную ничтожность.

00:20:16 Шридхар Махарадж: Да. Остаётся лишь просить Всевышнего дать нам возможность служить Шриле Бхактивиноду Тхакуру.

транскрибирование: Игорь Цуркин | Дорогобуж | Россия | 09 July 2024