Ярче Солнца

Шри Чайтанья Сарасват Матх - 01 January 2022
аудиокнига для начинающих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 1
длительность: 00:21:57 | качество: mp3 128kB/s 20 Mb | прослушано: 6 | скачано: 30 | избрано: 0
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:07 Некоторые люди думают, что с помощью дурмана можно впасть в состояние «божественного блаженства», о котором говорит Сарвабхаума Бхаттачарья, – петь, танцевать и кататься по земле.

00:00:20 паривадату джано ятха татхаям
нану мукхаро на ваям вичараямах
хари-раса-мадира-мадатиматта
бхуви-вилутхама-натама нирвишамах

«Пусть сплетники злословят. Нам нет до них никакого дела. Опьяненные служением Шри Хари, мы будем танцевать и кататься по земле, пока не лишимся рассудка».

00:00:31 Они думают, что «божественный экстаз» можно вызвать с помощью искусственных средств, иначе говоря, купить его. Но это великое заблуждение. Божественного блаженства невозможно достичь даже при помощи йоги.

00:00:46 यमादिभिर्योगपथै: कामलोभहतो मुहु: ।
मुकुन्दसेवया यद्वत्तथात्माद्धा न शाम्यति ॥ ३५ ॥

ямадибхир йога-патхаих, кама-лобха-хато мухух
мукунда-севая ядват, татхаддхатма на шамьяти

«Беспокойный ум, вышедший из повиновения и находящийся в плену похоти и жадности, можно обуздать служением Всевышнему Господу, Мукунде. Такой ум невозможно укротить восьмиступенчатой йогой, которая основана на подавлении чувств и мыслей – яма, нияма, пранаяма и т.д.»
(Шримад-Бхагаватам, 1.6.35)

00:01:10 Так Шри Нарада обращается к приверженцам йоги: «Вы полагаете, что, задержав дыхание, подчините себе чувства и укротите ум? Это возможно, но лишь на время. Это неестественный способ управлять своей природой. Когда-нибудь, может спустя многие жизни, чувства все равно выйдут из повиновения. Не думайте, что можно обрести вечное умиротворение, подавив похоть, гнев и жадность – каму, кродху, лобху.

00:01:39 Борясь с желаниями, нельзя достичь умиротворения, тем более, вечного. Чувства непременно выйдут наружу, и вы вернетесь в мир эксплуатации. Что не естественно, то временно. Умиротворение, что дает йога, не идет ни в какое сравнение с тем, что можно обрести, служа Мукунде.

00:01:59 Подавление похоти и гнева, в конце концов, отразится на психике и приведет к нежелательным последствиям. Научившись управлять дыханием, можно и вправду обуздать чувства, но не навсегда. Поэтому мой вам совет: вместо того, чтобы подчинять чувства, подчинитесь повелителю чувств Мукунде, и тогда ваши чувства усмирятся сами собой».

00:02:23 В Шримад-Бхагаватам (6.1.10) есть история про слона, который сразу же после купания стал кататься в грязи.

00:02:31 क्‍वचिन्निवर्ततेऽभद्रात्‍क्‍वचिच्चरति तत्पुन: ।
प्रायश्चित्तमथोऽपार्थं मन्ये कुञ्जरशौचवत् ॥ १० ॥

квачин нивввартате 'бхадрат
квачит' чарати тат пунах
праяшчитам атхо 'партхам
манйе кунджара-шаучават

«Порой человек долго воздерживается от греха, но через какое-то время берется за старое. Поэтому я считаю искупление грехов занятием столь же бессмысленным, как купание слона».

00:02:44 Ведическое учение о карма-канде рекомендует нейтрализовать дурной поступок добрым, чтобы не навлечь на себя страдания. Люди решают проблему греха очень просто: если ты поступил плохо, сделай что-нибудь хорошее, карма-праяшчита. Таким образом можно откупиться от любого злодеяния. Но есть и другой способ – постоянное воздержание от греха, гьяна-праяшчита.

00:03:12 तपसा ब्रह्मचर्येण शमेन च दमेन च ।
त्यागेन सत्यशौचाभ्यां यमेन नियमेन वा ॥ १३ ॥
देहवाग्बुद्धिजं धीरा धर्मज्ञा: श्रद्धयान्विता: ।
क्षिपन्त्यघं महदपि वेणुगुल्ममिवानल: ॥ १४ ॥

тапаса брахмачарйена самена ча дамена ча
тьягена сатья-шаучабхьям ямена ниямена ва
деха-ваг-буддхиджам дхира дхармагьях шраддхаянвитах
кшипантй агхам махад апи вену-гулмам иваналах

«Воздержание, медитация, подавление внешних и внутренних чувств, доброта, правдивость, чистота, доброжелательность (начиная с ненасилия, ямы), самообладание (нияма, в том числе воспевание и осмысление мантр) – подобные качества необходимы тем, кто стремится к самопознанию и освобождению. Тайна такого пути самопознания в том, что, обладая вышеперечисленными качествами, ты не совершаешь греха – ни мыслью, ни словом, ни делом, а также уничтожаешь прошлые грехи, подобно тому, как огонь сжигает заросли бамбука».
(Шримад-Бхагаватам, 6.1.13,14)

00:03:55 Огонь действительно уничтожает растительность, но через год после сезона дождей появляются новые побеги. Но есть и другая чистота – вечная и совершенная, которая достигается служением Васудеве, Шри Кришне. Ее нельзя обрести никакими способами, кроме покорности и служения Ему, Прекрасной Реальности.

00:04:19 केचित्केवलया भक्त्या वासुदेवपरायणा: ।
अघं धुन्वन्ति कार्त्स्‍न्येन नीहारमिव भास्कर: ॥ १५ ॥

кечит кевалая бхактья васудева-параянах
агхам дхунванти картснйена нихарам ива бхаскарах

«Очень редко встречаются те, кто целиком посвятил себя служению Господу Васудеве. Такие души ни в грош не ставят перечисленные выше методы освобождения – аскезу и воздержание, и, тем не менее, грех не затрагивает их. Как солнце растапливает снежные вершины гор, так служение Васудеве искореняет грех и порок без особых усилий».
(Шримад-Бхагаватам, 6.1.15)

00:04:47 Умиротворения, которое ощущает преданный, нельзя достичь никакими искусственными способами. Не выстроив правильных отношений с Высшим Центром, невозможно избавиться от тревог, обрести покой и счастье.

00:05:02 तपस्विनो दानपरा यशस्विनो मनस्विनो मन्त्रविद: सुमङ्गला: ।
क्षेमं न विन्दन्ति विना यदर्पणं तस्मै सुभद्रश्रवसे नमो नम: ॥ १७ ॥

тапасвино дана-пара яшашвино
манасвино мантра-видах сумангалах
кшемам на винданти вина яд-арпанам
тасмаи субхадра-шравасе намо намах

«Я в почтении склоняюсь перед Всевышним Господом, кто есть Высшее Благо. Не посвящая своей жизни Ему, никто – будь то аскет, гьяни, стремящийся к освобождению, добродетельный карми, отказавшийся от плодов своего труда ради других, могущественный царь, жертвователь Ашвамедхи, мудрец, йог, декламатор мантр и просто добрый человек – не обретет счастья».
(Шримад-Бхагаватам, 2.4.17)

00:05:33 Так, предваряя Шримад-Бхагаватам, Шукадева Госвами обращается к присутствующим: «Я вижу, здесь собрались ученые, йоги, аскеты, декламаторы мантр и карми, бескорыстно трудящиеся. Все вы исповедуете воздержание (тапасвино), жертвенность (дана-пара), умеете проникать в смысл Писаний (яшасвино), мыслить (манасвино), декламировать мантры и заклинания (мантра-видух) и общаться с потусторонними силами. Но хочу сказать вам следующее: никто из вас не достигнет успеха, не предавшись Кришне. Только осознав своё предназначение – быть слугой Единой Высшей Истины, можно обрести покой и душевное равновесие. Никакие достижения нельзя сравнить со счастьем служить Кришне».

00:06:25 Умение сосредотачивать сознание, выводить его за пределы грубого мира – великое дело. Но для этого нельзя прибегать к искусственным методам, например, к наркотикам. Всё, что достигается средствами бренного мира, также бренно. Материя не может породить дух, как полагают приверженцы теории «одушевленного бульона», хотя сами они называют себя эволюционистами. Когда-то, по их мнению, жизнь возникла в первичном бульоне, потом родилось сознание, а потом был придуман Бог. Таким образом, Бог появился «из бульона». Это называется эволюцией. Думать, что с помощью искусственных средств, в частности, наркотиков, можно достичь духовного блаженства, почувствовать «прикосновение Прекрасного Абсолюта» – заблуждение и атеизм.

00:07:14 Невеждам кажется – то, что можно физически ощутить, реально существует, а то, чего нельзя «пощупать» – плод воображения. Поэтому, поскольку сознание неощутимо, не видно невооруженным глазом, мы считаем его продуктом материи, хотя, на самом деле, все наоборот. Несмотря на то, что сознание тоньше материи, оно прочнее и долговечнее ее. Более того, в отличие от материи, сознание неуничтожимо. Поэтому материальная смерть не представляет угрозы для сознания. Это лишь отмирание побочного, неодушевленного «я».

00:07:54 Задача души в материальном мире – уничтожить свое материальное «я», чтобы воскреснуть как дух – умереть, чтобы жить. Не просто умереть – отречься, а умереть, чтобы жить. И если будет милость свыше, нам откроется, ради Кого жить. Цель отречения не в том, чтобы лишить себя удовольствий, а чтобы жить ради Него. Внутренняя жертва гораздо важнее внешней. По-настоящему отречение может быть только внутренним, юкта-вайрагья, и ради Всевышнего. Все остальное – не более чем театр. Цель отречения – служить Ему, делать то, что Ему приятно, а не то, что мы считаем целесообразным. Поэтому мы подчиняемся желаниям Всевышнего, которые Он передает нам через Своих преданных, о чем Он Сам говорит. Мы не ставим перед собой задачу жить в лишениях и неудобствах. Главное – удовлетворить Кришну. На этом основано учение вайшнавов. И это проповедовал наш Гуру Махарадж. Огонь, зажженный им, не должен погаснуть, а должен разгореться. Идеалы нашего Гурудева почти не встречаются в этом мире. Вероятность соприкоснуться с идеей абсолютной преданности почти равна нулю.

00:09:16 मनुष्याणां सहस्रेषु कश्चिद्यतति सिद्धये ।
यततामपि सिद्धानां कश्चिन्मां वेत्ति तत्त्वत: ॥ ३ ॥

манушьянам сахасрешу кашчид ятати сиддхайе
ятатам апи сиддханам кашчин мам ветти таттватах

«Среди бесчисленных душ лишь немногие принимают человеческий облик. Среди тысяч таких лишь единицы пытаются познать тайну сознания и Сверхсознания, а среди тысяч тех, кто узрел Сверхсознание, немногим посчастливилось лицезреть Меня в Моем истинном, человекоподобном облике».
(Бхагавад-Гита, 7.3)

00:09:42 брахманда бхрамите кона бхагьяван джива
гуру-кришна-прасаде пая бхакти-лата-биджа

«Разматывая клубок кармы, живые существа странствуют по вселенной, перемещаясь из одного вида жизни в другой. Лишь немногие, кому посчастливилось накопить духовные заслуги служением Кришне и гуру, получают по Их милости семя преданности в сердце. Это семя – благая вера».
(Чайтанья-чаритамрита, Мадхья 19.151)

00:10:07 Семя сознания Кришны – очень ценное и редкое приобретение. Кому повезло получить его, должен понимать, что ценнее этого ничего нет. Все хорошее и плохое принадлежит Кришне, а мы – его безропотные слуги. Это общее понимание своего места в мире, самбандха-гьяна, а то, каким образом мы будем служить Господу, откроется со временем. Не нужно бояться, что Он несправедлив. Он – Абсолютное Добро, Его милость так же абсолютна, как и Его Любовь. Он – центр притяжения Любви. Чтобы семя Любви, семя сознания Кришны попало в сердце, сердце должно быть открыто. Любовь не ведает границ. Она бесстрашна – полюбить можно даже врага и тем самым победить его. Перед Любовью не устоит ни один враг. Но Любовь не купишь. Чтобы родиться в Мире Любви, нужно умереть в мире нелюбви, «умереть, чтобы жить».

00:11:05 Что я могу предложить Богу, если Ему и так все принадлежит, включая меня? Ничего. Лишь признать это. Ему, как Он Сам говорит, этого достаточно. Это и есть итог всех знаний и в высшей степени логично: если все, в том числе я, подчиняется единому источнику, а этот источник – Любовь, значит пленить меня можно только Любовью, а не силой. Но Любовь предполагает свободу выбора, поэтому мы сами должны отбросить сомнения и сделать первый шаг.

00:11:42 Сомнения и подозрения – наши злейшие враги. Можно быть в двух шагах от истины, но сомнения, как следствие прошлой кармы, не позволят сделать этот шаг, и мы будем вновь обречены ходить вокруг да около. В Бхагавад-Гите говорится: «Нерешительность ведет к погибели». Важно не упустить время, не растратить его на сомнения и колебания. На войне нерешительность генерала грозит смертью солдатам. Чтобы побороть иллюзию, нужны решимость и четкий план действий. Иллюзия – не простой враг, она внутри каждого из нас. Без поддержки свыше с ней не справиться. «За оружием и боеприпасами» нужно обращаться к садху, к тому, кто её одолел. План действий уже изложен в шастрах, а садху помогут «сориентироваться на местности». Самая большая трудность в том, что враг не снаружи, а внутри нас. Это значит, что без посторонней помощи не обойтись. Для этого надо обратиться к друзьям из мира Кришны, которые с радостью откликнутся. Они – единственные, кто поможет победить таких врагов, как похоть, гнев, жадность, сомнения, подозрительность, глупость, ненависть и иллюзию – каму, кродху, лобху, маду, матсарью, моху. Нерешительность происходит от невежества. Садху и шастры – в них наша надежда.

00:12:11 париништхито 'пй наиргуне уттамах-шлока-лилая
грихита-чета раджарше акхьянам яд адхитаван

Шукадева Госвами объясняет царю Парикшиту и собравшимся мудрецам, что иллюзорный мир очень подвижен и разнообразен. За его пределами простирается абсолютное однообразие, Брахман, а дальше снова начинается разнообразный, но неподвластный чувственному опыту мир, адхокшаджа.

00:13:33 «Брахман – не конечное бытие, он лишь граница между двумя мирами. По одну сторону – мир пракрита, где мы сейчас пребываем, по другую – мир адхокшаджа, где происходят Игры Кришны, которые не имеют ничего общего с нашим миром. Вы знаете, как мне безразличен мир чувственного разнообразия, но с тех пор, как я соприкоснулся с тем высшим, запредельным миром, мой ум совершенно очарован его лилой. Там живет Господь. И сегодня я поведаю вам о Его Играх».

00:14:08 Царь и мудрецы не верили своим ушам: – О чем говорит этот юнец? Он пришел к нам совершенно нагой, не потрудившись даже прикрыться набедренной повязкой. Он абсолютно спокоен, ему не известно чувство восторга, его сознание пребывает в Брахмане, Бесконечном Сознании. Именно поэтому мы пригласили его сюда. И вдруг он говорит о каком-то мире по ту сторону Брахмана! Про какие-то недоступные восприятию забавы Кришны! Неужели этому юноше известно нечто, о чем не знаем мы? Как за пределами Брахмана, Бесконечности, могут происходить чьи-либо игры?

00:14:50 Однако любопытство пересилило, и следующие семь дней почтенные мудрецы слушали Шукадеву, как завороженные. Считается, что в Божественном Мире не может быть ни образов, ни звуков. Если он – противоположность нашему миру, то там нет ничего, что есть здесь. Некоторые даже считают, что там вообще ничего нет. Поэтому йоги и гьяни избегают, например, музыки, поскольку она мешает им пребывать в состоянии Брахмана, просветления. Однако в мире по ту сторону Брахмана пользуются музыкальными инструментами, такими как вина и флейта. Там обитают искуснейшие музыканты, но они играют не для себя, а чтобы усладить Кришну. Если музыка не предназначена для Кришны, она порабощает сознание и низвергает его в мир грубых предметов.

00:15:43 В любой деятельности должен быть духовный стержень – служение. Игры Кришны разворачиваются в плоскости преданности, а любая имитация – в мире эксплуатации. Посередине находится Брахман, где не происходит ничего. Севонмукхе хи джихвадау сваям эва спхуратй Адах: «Кто изо всех сил пытается служить Имени, облику, качествам и Играм Господа, которые недоступны физическим чувствам, того Он милостиво одаривает духовными чувствами и делает Себя доступным для них. В служении Кришне душа проходит проверку на искренность. В отношениях с Прекрасной Реальностью не может быть места притворству и самообману».

00:16:31 атаева кама-преме бахута антара
кама андхатамах према нирмала бхастра

«Между похотью и любовью огромная пропасть: похоть – кромешная тьма, любовь – яркое солнце».
(Чайтанья-чаритамрита, Мадхья, 4.171)

00:16:44 Шрила Бхактивинод Тхакур говорит:
кама-преме декхо бхаи лакшанете бхеда наи табху кама 'према' нахи хая
«О брат, похоть и любовь похожи, но они не одно и то же».

00:16:53 Карма-мамсамая кама – похоть живет во плоти и крови; према – любовь, обитель сознания в блаженстве – чид-ананда-дхама. Даже не пытайтесь ощутить её мирскими чувствами. Идеал должен быть всегда чист. Пусть он недостижим, но нельзя его примерять к себе, опускать до своего уровня, иначе он перестанет быть идеалом, исчезнет, и мы останемся без идеала. У кого есть чистый идеал, тому уготована лучшая участь.

00:17:24 जातश्रद्धो मत्कथासु निर्विण्ण: सर्वकर्मसु ।
वेद दु:खात्मकान् कामान् परित्यागेऽप्यनीश्वर: ॥ २७ ॥

джато-шраддха мат-катхасу нирвиннах сарва-кармасу
веда-духкхатмакан каман паритьяге 'пй анишварах

«Порой душа, уверовавшая в божественность Моей природы и Игр, продолжает страдать вследствие прошлых прегрешений. Даже осознав, что причина страданий коренится в пристрастии к мирским удовольствиям, она не в силах отказаться от них».
(Шримад-Бхагаватам, 11.20.27)

00:17:44 Многие понимают, что причина страданий в потворстве плотским чувствам, но не все способны их обуздать и от этого страдают еще больше.

00:17:54 бхуману-скхалита-паданам бхумир эваваламбанам
твайи джатапарадханам твам эва шаранам прабхо

«Тому, кто, споткнувшись о землю, упал, та же земля послужит опорой, чтобы подняться. И также – тем, кто оскорбил Тебя, о Господь, Ты служишь прибежищем».
(Сканда-пурана)

00:18:07 Когда ребенок учится ходить, он – неизбежно – падает, но поднимается и идёт дальше. Так и мы не должны опускать руки, если что-то не получается, а повторять попытку снова и снова. Не страшно оступиться, гораздо страшнее обманывать себя, что всё в порядке. Любой обман, в том числе и самообман, – иллюзия. Кто обманывает себя и других, тот живет в мире обмана. Это его свободный выбор. Кто умеет быть беспристрастным к себе, тот наиболее пригоден для духовного роста. Кто умеет видеть свои недостатки, тому не страшны препятствия. Эту способность мы приобретаем по милости Гурудева:

00:18:51 ом агьяна-тимирандхасья гьянанджана-шалакая
чакшур унмилитам йена тасмай шри-гураве намаха

«Я склоняюсь перед гуру, кто окропил мне глаза бальзамом знания. Я прозрел и увидел путь из тьмы невежества».

00:19:08 Чтобы двигаться вперед, нужно отказываться от плохого и принимать хорошее. Но для этого нужно уметь отличать плохое от хорошего. Так мы подходим к понятию верного суждения или справедливости. Но духовный путь не заканчивается справедливостью, за ней следует милость. Милость выше справедливости. Там, где кончается суд, суждение, начинается страна милости, сострадания и любви.

00:19:37 Следует пытаться всеми способами заполучить эту милость. Для этого надо усилить в себе природу негативного начала, почувствовать свою полную ничтожность. Тогда ты как негативное будешь стремиться к Позитивному. Жажда прикосновения к Позитивному – наше великое достояние. Мы по природе – шакти, энергия, в противоположность шактиману, источнику энергии. Мы – негативная сторона Высшего Позитива. Признание этого называется смирением. Чем сильнее осознание нашей ничтожности перед Всевышним, негативности по отношению к Позитивному, тем сильнее мы Его привлекаем. Противоположности притягиваются.

00:20:23 Проще говоря, чем больше в нас смирения (даиньям), тем больше в нас преданности, и тем ближе наши отношения с Ним. О самочувствии больного судят по его аппетиту: если аппетит возвращается, значит, дело идет на поправку. Смирение – это тоже своеобразный духовный голод. Чем смиреннее душа, чем ничтожнее она себя ощущает, тем сильнее она стремится к Безграничному, и тем больше она приближается к Нему. И при непосредственном соприкосновении с Ним она чувствует свою полную ничтожность.

00:21:00 Когда на землю низошел Шри Гауранга Махапрабху, за Ним последовали и главные гопи – спутницы Шримати Радхарани, ашта-сакхи Вриндавана. Одна из них приняла облик Васудева Гхоша. Однажды, не в силах скрыть своей признательности Махапрабху, Васудев воскликнул: «Что бы я делал, если бы Гауранга не низошел в этот мир? Я бы умер. Он – моя жизнь. Он заставляет мое сердце биться. Без Него моя жизнь бессмысленна».

00:21:33 Нашу потребность в любящей душе можно удовлетворить рядом с Махапрабху: «Какое счастье, что Он рядом. Если бы Махапрабху не искупал меня в нектаре Своей милости, я давно бы расстался с жизнью. Без Него я не прожил бы и мгновения».

транскрибирование: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 12 May 2023