Усердие и трудолюбие
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:12 ...«Если сжалишься надо мною и исцелишь мою слепоту хоть на мгновение, я увижу Тебя во всём величии и благородстве, как видят другие». — «Твоя слепота ни при чём. Если Я пожелаю, ты увидишь Меня и с закрытыми глазами».
00:00:28 По воле Всевышнего слепой от рождения Дхритараштра прозрел, при этом глаза его по-прежнему не видели.
«Твоя слепота не помеха, ты увидишь Меня не глазами». — «Как же я увижу Тебя? Что для этого нужно?» — «Только Моё желание. Смотри же на Меня. Сегодня Я разрешаю тебе это».
00:00:48 Следует помнить, что Дхритараштра был слеп от рождения. Это значит, что он не просто не видел предметы, а даже не знал, что они из себя представляют. Когда ему объясняли, что Кришна цвета грозовой тучи, он спрашивал, какого цвета грозовая туча, как она выглядит и что значит «тёмное» и «светлое».
00:01:10 Господа нельзя видеть ни глазами, ни с помощью воображения. Все мысли и образы, которые возникают у нас в уме, основаны на прошлом чувственном опыте. Поэтому слепой царь не только не мог воспринимать Кришну, он даже не мог вообразить Его себе. Как же тогда он Его увидел? Господь открылся ему. Это во власти Господа. Его видит лишь тот, кого Он избрал. Что же должно повернуться в нашем сознании, чтобы мы могли узреть Его? Какие усилия нужно приложить, чтобы быть допущенными в Его чудесную Страну Любви?
00:01:48 Это просто и трудно одновременно. Просто, потому что мы по природе стремимся туда. Там наш родной дом. Трудно — потому что мы очень далеки от него. Но если это мой дом, значит есть надежда однажды прийти туда. Я нигде не буду счастлив, кроме как в родном доме; я должен вернуться туда, ощутить тепло родного очага. Другого выхода нет. Беда в том, что я сбился с пути.
00:02:16 Гьяне праясам упадасья: «Учёность — яд!». Готов ли я признать, что вся моя учёность — вздор и не стоит ни гроша? Я топчусь в грязи. Накапливая знания, я думаю, что собираю золото, на самом деле — собираю комки грязи. Забиваю ум бессмысленными вещами. — «Готов ли ты признать это?» — «Нет, минуточку. Что за чепуха? Знание — сила, знание — свет! Оно открывает нам неведомые горизонты!». — «Неведомые горизонты иллюзии...».
00:02:49 Учение бхакти камня на камне не оставляет от знания. Преданные осмеливаются утверждать, что невежество лучше знания. Нравится вам это или нет, но в той стране невежество предпочитают знанию. Знание — смертельный враг любви!
00:03:06 Почему? Потому что знание ведёт к гордыне. Своей гордыней так называемые гьяни (интеллектуалы) отталкивают от себя любовь. Они полагают, что владение информацией даёт им право считать себя выше остальных. Интеллектуалу чрезвычайно трудно расстаться с идеей собственного превосходства. Человек умственного труда почему-то уверен, что он выше рабочего. Научить безграмотного писать правильно — легче, чем переучивать того, кто пишет с ошибками. Обучить неграмотного гораздо легче, чем избавить учёного от иллюзии превосходства. Очень трудно объяснить вкусившему плод знаний, что он такой же раб Божий, как все остальные.
еи ду'йера мадхйе вишайи табу бхала
майавади санга нахи маги кона кала
(Шаранагати)
00:03:52 В каком-то смысле общество простых людей, так называемых заблудших душ, лучше компании умудрённых знатоков жизни. Выдавить из себя высокомерие мудреца невероятно трудно. Оно, как яд, отравляет сознание: «Я глубже всех проник в тайны мироздания, я воспарил над массами». Между тем «массы» ни на что не претендуют: «Да, мы падшие, ничтожные грешники». И это сближает их с Богом. Кому, как не грешникам, надеяться на Его милость?!
00:04:23 С праведниками, чтящими заветы Писаний, дела обстоят ещё хуже: «Не трогайте нас, мы делаем всё, как сказано в Книгах, соблюдаем заповеди Бога. Бог никуда не денется, Он заберёт нас к Себе и покарает грешников». Праведникам невероятно трудно перешагнуть через заповеди. Они не понимают, что милосердие Всевышнего не зависит от того, соблюдаем мы Его заповеди или нет. Милость выше справедливости. Праведники зарабатывают себе «на билет» в царство Божие и ни за что не променяют его на нечто более ценное. Набожность ведёт к высокомерию. Я знаю это из личного опыта, и это подтверждают Писания:
ведашрайа настикйа-вада баудхаке адхика
(Чайтанья-чаритамрита, Мадхья 6.168)
00:05:10 Полуправда хуже лжи. Как в случае с Шанкарачарьей — он завернул атеизм в обёртку духовного учения. Он взял за основу известное утверждение Вед — «сах ахам»: «Я — Он». Под «Он» Шанкарачарья понимает Высшую Сущность. Получается: «Я — Высшая Сущность». Далее он рассуждает: «Высшее пребывает в состоянии совершенного покоя. Следовательно, у Него нет желаний, нет воли. Я Бог в любом случае: если обладаю волей и если не обладаю таковой. В первом случае я Бог, поскольку моя воля превыше всего, надо мной находится безвольное нечто (Брахман). Во втором случае я Бог, поскольку я пребываю в состоянии полного покоя, что само по себе божественно. «Я — Бог, — заключают маявади. — Цель богословия — почувствовать себя Богом».
00:06:06 Вопрос: Как помочь интеллектуалу увидеть мир глазами Священных писаний?
00:06:13 Шридхар Махарадж: Когда сознание пробуждается, пелена гордыни и иллюзии спадает сама собой. Господь разговаривает с душой не языком интеллекта, а языком сердца. Внутри нас покоится вечное нетленное сокровище — бриллиант любви, нужно только достать его и позволить засиять во всей его красе; и тогда тьма интеллектуализма, которая покрывает наше сердце, рассеется сама собой. Знание и набожность (гьяна и карма) — иллюзия, скрывающая от нас реальность.
васудеве бхагавати бхакти-йогах прайоджитах
джанайатй асу ваирагйам гйанам ча йад ахаитукам
(Шримад-Бхагаватам, 1.2.7)
00:06:48 Если каким-то чудом, с помощью Писаний и святых посланников Божьих, мы обретём преданность, бхакти, вместе с ней к нам придут и подлинное знание, и естественное равнодушие к миру вещей. Сила и знание придут к нам. Но это не те сила и знание, к которым мы привыкли в мире эксплуатации. Это сила как способность служить, и знание как понимание своего места в отношениях с Господом.
00:07:15 Это знание приходит вместе с преданностью. Оно называется самбандха-гьяна, понимание «что к чему», видение нового мира, мира внутри нас — когда наваждение рассеивается, как туман, и за ним просматривается иная Реальность. Самбандха-гьяна означает понимание своего места в этой Реальности: «Я вижу себя в отношениях с Господом, вижу Его родных, друзей и возлюбленных, и я понимаю, как вести себя в их окружении». Это и есть самбандха-гьяна, подлинное знание и умение действовать согласно обстановке.
00:07:51 «Ему принадлежит всё. Он — хозяин, я — раб. Я не просто лишён возможности чем-либо обладать в данный момент, я вообще не задуман как обладатель. Я сам являюсь собственностью своего Господина». Это трезвый взгляд на вещи. Только тому, кто обрёл такое видение, открываются горизонты невиданной страны, Страны Любви и Красоты. Нет ничего более абсурдного, чем возомнить себя царём природы и покорять мир с помощью атомной или какой-нибудь другой энергии.
00:08:24 Только ущербный человеческий интеллект может поставить под сомнение существование Единого Всемогущего Начала: «Бог — плод нашего воображения, недоразумение». Мы — душевнобольные и нуждаемся в лечении. Мы должны лечиться до тех пор, пока не осознаем: «Не только весь мир, но и я сам не принадлежу себе. У меня есть вечный хозяин». Мы должны воспитать в себе раба Божьего.
00:08:52 Одна патриотическая газета ещё при жизни нашего Гуру Махараджа писала: «Гаудия Матх сеет в умах граждан дух покорности и раболепия. Для нас, народа, борющегося за независимость, это непозволительная роскошь. Вайшнавы подрывают боевой дух нации. Призывая к смирению, они предают народные интересы и заслуживают презрения патриотически настроенных граждан!».
00:09:19 Атеисты возмущаются, когда их зовут в Царство Божие. Они готовы заткнуть рот каждому, кто осмелится подрывать «патриотический дух» нации. При этом умудряются ссылаться на Бхагавад-Гиту. Мол, Сам Кришна затеял войну. Но Кришна затеял войну вовсе не за свободу родины, а против безбожия. Он сам признаётся в этом: йада йада хи дхармасья: «Порой мир так густо засеян семенами атеизма, что Я вынужден низойти и восстановить религию и почтение ко Мне. Я прихожу уничтожить злодеев и облегчить жизнь добропорядочных граждан». Так что Кришна приходит бороться с атеистами, а не с их противниками.