Возвращение домой

Шри Чайтанья Сарасват Матх - 01 January 2022
аудиокнига для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:20:05 | качество: mp3 128kB/s 18 Mb | прослушано: 24 | скачано: 65 | избрано: 0
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:10 Любое переживание, связанное с Богом, даётся свыше. Нам лишь позволено желать служить Ему, а Он оставляет за Собой право соблаговолить снизойти до нас. Являясь сущностью потустороннего мира, Он делает то, что пожелает. Он может снизойти к душе, может не снизойти, на то Его воля. Он абсолютно независим. Нам же позволено лишь желать находиться рядом с Ним. Хотя энергия и источник энергии тесно связаны, они относятся к разным началам. Мы — энергия, хотя и сознательная, Он — обладатель энергии.

00:00:47 Он везде и нигде, в Нём все и в Нём ничего – такова Его особая непостижимая природа. Об этом Он говорит в Бхагавад-Гите (9.4-6). Наша задача — служить Ему, а не пытаться понять Его умом или почувствовать осязанием. Он везде и нигде. Он вдруг мелькнёт вспышкой молнии: «Вот он Я», мы бросимся Ему на встречу – а Его уже нет. Он непредсказуем, Его пути неисповедимы. Мы лишь ищем Его, но не-известно, найдем ли.
ашлисья ва пада-ратам пинасту мам
адаршанам марма-хатам кароту ва

00:01:29 Смысл нашего существования — служить Ему, безоговорочно предаться Всевышнему. Но это вовсе не значит быть в непосредственной близости к Нему. Служение может осуществляться на расстоянии, но через его слуг оно обретает «осязаемость». Наш высший идеал — служить Господу через Его слуг и не рассчитывать на награду. Служить Ему, даже без надежды хоть раз увидеть Его. Пусть та ничтожная сила, которой мы располагаем, будет отдана Ему. Мы принадлежим Ему и должны показать, что понимаем это.

00:02:04 Махапрабху умоляет Господа: «Можешь заключить меня в объятия, можешь прогнать вон или остаться равнодушным ко мне. Поступай со мной, как хочешь. Я твой раб и принадлежу Тебе». Не ставится никаких условий, безоговорочное подчинение – таково настоящее служение. Не допускать и тени мысли: «Если Господь не ответит мне взаимностью, обойдусь без Него. Не буду верить в Бога или сам стану Богом. Раз Он не идет мне навстречу, не удовлетворяет мои нужды, Он мне не нужен». Если есть хоть намек на такое настроение — значит, мы сбились с пути.

00:02:45 ятха татха ва видадхату лампато
мат-прана-натхаш ту са эва напарах

«У меня нет выбора, кроме как служить Тебе. Искать Тебя, чтобы служить Тебе. Быть хоть чем-то полезным Тебе. Любую возможность послужить Тебе я приму как величайшую милость».
(Шикшаштака, 8)

00:03:01 Служение Всевышнему, как и все, что с Ним связано, не может быть незначительным, даже если оно совершается в самом отдаленном уголке мироздания. Он не обязан доставлять нам удовольствие, будь то даже возможность лицезреть Его. На все Его воля.

00:03:19 Безусловное самопожертвование — признак подлинной веры. Кто жертвует, ставя условия, тот по-прежнему далек от Него. Высочайшая вера отличается одним качеством — она не зависит от внешних обстоятельств. «Я счастлив служить Ему, пусть издалека, пусть через посредника, пусть через многих посредников: даса-даса-дасанудасатвам — я слуга слуги слуги». Я связан с Ним, пусть на расстоянии. Мне этого достаточно. Все равно мои усилия через Его слуг достигнут Его, в ком сосредоточено осуществление любых моих чаяний. Какую бы роль я ни играл в этом мире, я хочу быть связан со Всевышним, служа которому достигну полного самовыражения».

00:04:09 Каждое живое существо стремится выразить себя в полной мере, осуществить все свои чаяния. Господь говорит, что это возможно только в служении Ему.
сарва дхарман паритьяджья мам экам шаранам враджа
(Бхагавад-Гита, 18.66)

00:04:29 Поиск Всевышнего лишает смысла всякий мирской долг. Истинный слуга Всевышнего думает: «Я не должен ничего и никому, кроме Него, моего Господа, Кришны». Самые достойные Его преданные служат не Ему лично, а Его величайшему представителю. Общение не напрямую, а с Его слугами, позволяет построить наиболее возвышенные и правильные отношения самозабвенного служения, не смешанные с корыстью. Пусть в нас не останется и тени потребительского духа. Ни малейшего желания наслаждаться чем-либо, в том числе общением с Богом. Следует полностью изжить в себе стяжательство. Если в тебе есть хоть намек на чувство обладания, ты обречен скитаться в призрачном мире, блуждать в семи его кругах —Бхур, Бхувар, Свар, Махар, Джанар, Тапар и Сатья.

00:05:23 Но вырваться за границы призрачного мира еще не значит войти в безграничный мир служения. В ком есть хотя бы тень отречения и нежелания служить, тот не будет допущен в безграничный мир Вайкунтхи, мир преданности. Кунтха означает «ограниченность», Вайкунтха — «безграничность». Наша задача — войти в круг обитателей безграничного мира!

00:05:47 Понятие «ограниченное» приходится вводить, когда у живого существа возникает желание отгородить для себя часть безграничного. В действительности, ограниченного не существует — это иллюзия, наваждение. Когда наше ненастоящее «я» пытается «отмерить» часть безграничного и объявить ее своей собственностью, мы начинаем видеть реальность в искажении, усеченную бесконечность. Это наваждение, от которого нужно избавиться.

00:06:17 Другая крайность — думать: «Если я не могу подчинить себе окружающий мир, то лучше вообще отказаться от деятельности — отречься от всего, объявить забастовку». Этого тоже следует избегать. Нужно смотреть в сторону позитивного мира, из центра которого исходит лила – волна игр, забав Абсолюта. Эти Игры призваны наслаждать Всевышнего и мы должны отдаться этой волне.

00:06:44 Если же мы преследуем частные цели или не преследуем никаких, т.е. отказываемся от деятельности, мы не сможем соприкоснуться с вечным потоком удовлетворения Абсолюта. Только освободившись от пороков своекорыстия и отречения, мы сможем влиться в вечный поток, где каждый атом служит Единому Центру. Этот поток — не безжизненное пространство, там царят счастье и творчество, и мы почувствуем это. При одном только соприкосновении с ним все остальное теряет ценность. Этот поток служения — дорога домой. А корыстные желания удерживают нас на чужбине, где мы обречены на смерть, болезни, старость и новые рождения. Эти несчастья преследуют душу, которая по недоразумению отождествляет себя с временной телесной оболочкой.

00:07:36 бхукти-мукти-сприха яват
пишачи хриди вартате
тавад бхакти-сукхасьятра
катхам абхьюдайо бхавет

«Разве может сердце ликовать в преданности, пока оно одержимо желанием стяжать или отрекаться?»
(Бхакти-расамрита-синдху, Пурва 2.22)

00:07:47 Идеи отречения и обладания чужды нам. Они, как злые духи, овладевают нашим «я». Мы — добыча в их нечистых руках. Мы должны бежать от коварного наваждения, майи, как свободные граждане безграничного мира, омываемого волнами благородной преданности. Там не существует своекорыстных интересов — там река безграничной преданности затопляет наши сердца и устремляется к Центру. Там наш родной край, где мы живем вечно, где каждый — неповторимая личность, где нет смерти, рождения, старости и болезней. В той стране воскрешается наше подлинное «я», и мы попадаем в круг родственных душ.

00:08:32 В духовной жизни не следует полагаться на чувственный опыт. Наши представления о Боге не всегда соответствуют действительности: «Бог такой, каким я Его представляю. Я почти прикоснулся к Нему!».

00:08:45 Был один отшельник, которого многие считали великим святым. Когда он произносил Святое Имя, его тело принимало немыслимые позы, он заливался слезами, у него текло из носа, и приближенным приходилось вытирать ему лицо. Атеисты считали поведение отшельника типичным проявлением религиозного фанатизма, а простые верующие полагали, что это святой высочайшего уровня. Но наш Гуру Махарадж Шрила Бхактисиддханта Сарасвати сказал, что кривлянья этого отшельника не имеют ничего общего с религиозным чувством и что он не имеет ни малейшего представления о Боге.

00:09:26 атха нихсаттвах - нисарга-пиччхила-сванте
тад абхьяса-паре’пи ча саттвабхасам винапи
сйух квапи ашру пулакадаях

Потоки слёз, судороги и т.п., кроме внешнего сходства, не имеют ничего общего с настоящими эмоциями, вызванными божественным опытом.
Чаще всего плаксивость или безудержный восторг демонстрируют притворщики, чьи сердца мягки снаружи, но черствы внутри
».
(Бхакти-расамрита-синдху, Дакшина 3.89)

00:09:51 Кто выставляет напоказ признаки преданности Богу, тот не связан с миром преданности. Показная преданность способна впечатлить кого угодно, только не самих преданных. В театре пьяные актеры тоже изображают любовь к Богу — рыдают и танцуют в исступлении. Выглядит очень правдоподобно. Если потренироваться, можно ввести себя в такое состояние, когда слёзы текут ручьем и глаза закатываются. Но никакие внешние проявления не доказывают наличия подлинной преданности. Настоящая преданность — су-дурллабха, редчайший дар.

00:10:30 «Кто готов отказаться от свободы, тот, вероятно, обладает крупицей настоящей преданности. По сравнению с преданностью свобода кажется чем-то мелким и незначительным».
(Бхакти-расамрита-синдху, Пурва 1.14)

00:10:45 Истинная преданность Господу настолько редка, что вероятность того, что она достанется нам, почти равна нулю. Тот, кто называет себя преданным, вряд ли таков в действительности. Но если душа чувствует себя лишённой преданности, и при этом не желает ничего, кроме преданности, тогда можно говорить о ее возможном духовном росте.

00:11:08 Духовный путь начинается с того, что душа ищет чего-то не от мира сего, не вполне осознавая, чего именно. Так она непроизвольно тянется к святым и Священным писаниям, рассказывающим о преданности. Постепенно она понимает, что преданность относится к иному миру, миру, который она всегда искала. И когда душа чувствует, что лишена преданности, но преданность — это единственное, в чем она нуждается, тогда она входит в естественное для себя состояние – состояние готовности воспринять милость свыше.

00:11:45 Господь проливает милость на того, кто чувствует себя опустошённым и лишённым милости. Мы — бесконечно малые, «отрицательно заряженные» частицы сознания, созданы для взаимоотношений с бесконечно большим, «положительно заряженным» началом — Абсолютом. Но за эту связь нужно платить дорогой ценой. То, что связывает с Безграничным, нельзя купить дешево. Господь ценит только одну валюту — служение Его слугам, его преданным. Основное средство платежа — преданное служение и покорность Писаниям и святым. А за служение душе дается возможность служить еще больше, а именно — ещё глубже понимать слова Писаний и святых, ещё больше помогать им и повиноваться. Лучшего душе не пожелаешь.

00:12:37 Ничто не ценится так высоко, как общение с Писаниями и со святыми, поскольку богатство, которое они нам дают, не связано с зыбким иллюзорным миром. В этом мире ни на что нельзя опереться — то, что сегодня кажется важным и значимым, завтра превращается в прах. Пора понять, что здесь нет ничего надежного — сначала мы бежим за соблазнами, а потом понимаем, что это мираж, наваждение. И так продолжается вечно. Только осознав зыбкость материального бытия, мы будем искать что-то существенное — сат, чит, анандам — вечное сознание, способное к самовыражению. Самовыражение — вот, в чем нуждается душа. Вечное сознательное самовыражение:

00:13:27 прати анга лаги канде, прати анга мора
«Каждая часть моего существа ищет соответствующую часть Его Существа, чтобы соединиться с ней».
(Гьяна Дас)
Кришна говорит:
«Только в общении со Мной ты сможешь достичь полного самовыражения. Поэтому брось всё и иди ко Мне».
сарва-дхарман паритьяджья мам экам шаранам враджа
ахам твам сарва-папебхйо мокшайишьями та сучах

«Я возьму на себя ответственность за твои поступки в мнимом, иллюзорном мире. Я оплачу все счета. Только положись на Меня».
(Бхагавад-Гита, 18.66)

00:14:07 Чтобы обрести счастье, душе достаточно внять этому зову свыше и, насколько возможно, жить в согласии с ним. «Приди ко Мне, забудь о долгах. Я сниму с твоих плеч тяжкий груз», — уверяет Кришна. Услышать этот призыв и поверить в него — само по себе величайшее достижение. Кто услышал эти слова, пусть следует им насколько возможно, а возможно это только в обществе тех, кто целиком предался Господу. Среди преданных мы ощущаем тепло родного дома. Мы все родом из одной страны. Кто видит в преданных соотечественников, которые зовут нас на родину, тому нечего бояться. Сейчас мы блуждаем на чужбине и бессознательно ищем родной дом. Чтобы вернуться домой, нужно прислушиваться к голосу сердца и не ждать чуда извне.

00:15:02 Мы крохотные души, нам все что угодно может показаться чудом. Нас могут пленить фокусы йогов и чародеев. Маленькую душу легко удивить. В мире много «чудотворцев». Да убережет нас Господь от их чар! Не поддавайтесь их уловкам и запомните раз и навсегда — с помощью фокусов не прийти к Господу.
яди карибе кришна-нама садху-санга кара
бхукти-мукти-сиддхи-ванча дуре парихара
«Если ты намерен внимать Святому Имени, находись в обществе преданного и забудь про наслаждения, освобождение, сверхъестественные силы и чудеса».
(Према-виварта 7.3)

00:15:39 Нужно навсегда отказаться от потребленчества, отказаться от стремления к свободе и желания обрести сверхъестественные силы. Наше сердце принадлежит только Господу, только Он один способен утолить наши чаяния. Каждый атом нашего существа создан для того, чтобы быть связанным с Господом, и это связь высочайшего порядка. Так учит школа гаудия-вайшнавов Шри Чайтаньядева и Шри Нитьянанды Прабху.

00:16:09 В атмосфере Вриндавана Безграничное ближе всего к ограниченному — апракрита. В мире апракрита Безграничное настолько приближается к ограниченному, что различие между ними почти стирается. Божественное так близко, что воспринимается как ограниченное. Махапрабху советовал: «Попробуйте найти счастье во Вриндаване, там происходит нечто удивительное – Нанда и Яшода поймали Абсолютную Истину, и теперь Она ползает у них по двору. Постарайся найти себе занятие там, каким бы ничтожным оно ни казалось. Попытай судьбу!». Вот мы и ищем такое счастье, рядом с которым меркнут все соблазны.

00:16:54 кам прати катхайитум ише
сампрати ко ва пратитим аяту
го-пати-таная-кундже
гопа-вадхути-витам брахма

«Кому рассказать, да и кто поверит, Что Абсолютная Истина — это Возлюбленный пастушек Враджи, который развлекается в лесу на берегах Ямуны?».
(Падьявали, 98)

00:17:06 Немыслимо, чтобы Абсолют добивался любви деревенских девушек. Всевышний желает наслаждаться среди пастушек, которые даже не воспринимают Его как Всевышнего. Он настолько близок с ними, что это не укладывается в сознании.

00:17:22 Шри Чайтаньядев не только предлагает нам попытать удачу на этом поприще, но и обещает оказать помощь. В Чайтаньядеве объединены позитивная и негативная стороны Абсолюта, причем позитивная сторона «раздает» себя другим. Шри Чайтанья — бесконечная и непостижимо щедрая ипостась Абсолюта.

00:17:45 Наше естественное состояние — служить не Божественному, а слугам Божественного. У одного гуру был ученик, который служил ему верой и правдой. Господь, видя усердие ученика, решил проверить его и послал к нему гонца: «Бог доволен твоим служением и призывает тебя к Себе!» — «Нет, — ответил тот, — мне некогда гулять по Царству Божьему, я должен служить учителю». Мы тоже должны проникнуться таким настроением — вайшнав доверил мне служение, и не надо сбивать меня с толку.
сакхьяя те мама намо’ cту намо’ сту нитьям
дасьяя те мама расо’ cту раве’ сту сатьям

(Вилапа-кусуманджали, 16)

00:18:20 Шрила Рагхунатха Даса Госвами, выразитель идеи служения Шримати Радхарани, радха-дасьям, говорит:
«Меня не прельщает служение Ему как другу, на равных.
Меня не прельщает даже быть Его слугой. Мне по душе
быть слугой Его слуги. Я не считаю себя настолько близким
к Нему, чтобы служить Ему непосредственно.
Правда, если Он решит, что я буду полезен Ему в ином качестве,
Он может перевести меня в круг Своих приближенных слуг.
Но боюсь, я не подхожу для этого. Есть более достойные души.
А я послужу Тебе где-нибудь пониже
».

00:18:59 Внизу безопаснее, там меньше соблазнов. Наше дело — скромно служить, а Он Сам призовет нас наверх, если сочтет нужным. Если Он решит, что настало время нам служить наверху, Он даст об этом знать, и мы не сможем отказаться. Но в общем, слуга должен стремиться занять положение поскромнее. Поэтому Даса Госвами говорит: дасьяя те мама расо’сту — «Я хочу быть слугой, а не другом». Быть слугой — естественное стремление преданного.

00:19:33 Положение слуги самое безопасное. В мире служения не следует претендовать ни на что, кроме роли слуги слуги слуги. Так говорят Святые писания. Это может показаться крайностью, но таково наше реальное положение в Реальном мире. Быть слугой — наша природа, нам нужно лишь раскрыть в себе это качество. Заняв положение слуги, душа становится целостной личностью, поскольку из сердца уходит страх.

тайминг: Игорь Цуркин | Дорогобуж | Россия | 19 June 2024