Беспрекословное служение
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:09 Говорится, что в Божественную сферу бытия следует проникать с помощью звука — самого тонкого элемента грубого мира. Духовный рост протекает в звуковой среде, тем не менее, он невозможен без служения. Если душа отказывается служить Божественному Миру, никакой звук ей не поможет.
00:00:27 Действительно, в высший мир можно проникнуть с помощью самого тонкого элемента грубого мира — звука. Хотя сейчас для нас Божественный мир — отвлечённое понятие, но именно он — подлинная реальность.
00:00:38 Но самого звука недостаточно, в нём должна присутствовать жизнь. Безжизненный звук не приведёт в область Божественного. Чтобы звук наполнить жизнью, нужно научиться умирать, умирать каждое мгновение. Умирать в низшей сфере бытия, чтобы возродиться в высшей. Даже в нашем мире есть люди, чей девиз: «Победа или смерть». Многие политики и общественные деятели готовы отдать жизнь ради достижения своей цели. То же самое и в духовной жизни. Тот, чей лозунг «Победа или смерть, а третьего не дано», обязательно достигнет успеха.
00:01:12 Чтобы жить в духовном мире, нужно умирать в материальном, и не единожды, а каждое мгновение. Чтобы воскреснуть, нужно умереть. Каждый миг, каждый шаг надо прожить как расставание с миром эксплуатации. Нужно умереть, чтобы вознестись в мир служения. Тонкий, Божественный звук перенесёт в Высшую сферу лишь того, кто сбросил с себя балласт грубого мира — желание эксплуатировать, кто пожертвовал собой.
00:01:38 Служение означает вручить себя Богу, пожертвовать своим «я». Это ключ к вратам Высшего Мира. Жертвовать — значит постепенно отказываться от оболочек «эго», как грубых так и тонких, до тех пор, пока не останется чистое «я», подлинный дух, способный войти в духовный мир, как в родной дом. Чем грубее, «тяжелее» оболочка, тем глубже душа погружается в иллюзию и отдаляется от своей природы, сварупы, — естественного состояния слуги Целого. Олицетворённая Красота играет и танцует, упиваясь любовью и нежностью, и раздавая их другим. Но в этот круг можно попасть только если ты готов жертвовать собой каждое мгновение — умереть или дойти до конца, третьего не дано.
00:02:22 Успех ждёт того, кто жертвует собой, а не сидит в кресле и набирается «духовных» знаний, чтобы потом служить собственным интересам.
адау шраддха татах садху-санга 'тха бхаджана крия
«С верой идти вперёд вместе с преданными, посвящая свои труды Всевышнему».
(Бхакти-расамрита-синдху, Пурва 4.15)
00:02:39 Отдавать жизнь Всевышнему до последнего мгновения: не убивать своё тело, а использовать его ради Всевышнего — в этом смысл бхаджана-крийи. Самопожертвование означает не смерть, а жизнь ради Всевышнего.
00:02:52 Тато 'нартха-нивриттих сьят: «Кто готов на это, тот легко и быстро избавляется от всего лишнего и нежелательного». Затем наступает пора непрерывной связи с миром самопожертвования, тато ништха, когда преданность окончательно вытесняет все надежды и ожидания, связанные с миром эксплуатации. Затем приходит ручи — вкус к Божественному. До этой стадии всё, что душа ощущала, было не настоящим, поскольку воспринималось через призму корыстных желаний. Ништха или наирантарья — это ежеминутная, непрерывная связь с чарующей реальностью.
00:03:27 Далее сознательный вкус к Божественной Реальности ручи развивается в асакти — влечение к Божественной Реальности — и только потом наступает бхава — преддверие Божественной Любви, премы. Так происходит подлинный духовный рост. Любое искусственное вызывание в себе «божественных» чувств не ведёт ни к чему, кроме оскорблений, апарадх. Сведения об оскорблениях заносятся в «особую папку» и потом учитываются при решении, допустить душу в мир Любви и Бескорыстия или нет.
00:03:58 Следует помнить, что оскорбления рассматриваются как преступления перед Высшим Миром и поэтому служат причиной для отказа в выдаче «разрешения на въезд». Лучше иметь новый, не замаранный паспорт, чем старый со штампами об отказе в визе. Поэтому, начав новую жизнь, нужно быть очень осмотрительным, чтобы не попасть в «криминальный список». Об этом особо предупреждал наш Гуру Махарадж Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. Он заботился о том, чтобы мы попали в «отряд исключительной преданности».
00:04:27 Гуру Махарадж говорил: «Самое главное — дух служения, севонмукхе». И Он не позволял своим ученикам много читать, даже те Писания, где излагались общие представления о повседневной жизни преданного, садхане бхакти, не говоря уже о высших материях преданности. Он хотел, чтобы мы следовали не правилам, прочитанным в книгах, а услышанному от старшего преданного, посланника Высшего Мира.
00:04:52 В служении мы учимся правильно предаваться. Оно бывает разных видов: шравана, киртана, смарана, вандана — слушание, воспевание, памятование, молитва. Рупа Госвами перечисляет шестьдесят четыре вида служения Господу. В некоторых источниках их упоминается тысяча. Но это не имеет значения — не важно, что ты делаешь для Всевышнего, главное делать это жертвуя собой, забывая о собственной пользе. Этому можно научиться только в общении с вайшнавом, только служа ему.
00:05:22 Выполняя распоряжения представителя Высшего Мира, душа учится служить и начинает на деле понимать, что значит предаться. Главное условие — подчиняться руководству свыше. Не каждому предоставляется такая возможность. Повстречать посланника высшего мира – редкая удача, и тот, кому она выпала должен безоговорочно предаться и выполнять любые распоряжения. Приходит время, когда нужно выбрать, кому подчиняться: своим прихотям и желаниям себе подобных или же велению обитателей Высшего Мира. Кто выбирает второе, тот получает доступ к служению, ведущему к вратам Прекрасной Реальности.
00:05:59 Что означает севонмукхе, дух служения? Однажды, незадолго до ухода из этого мира, наш Гуру Махарадж сказал одному своему ученику-санньяси, который посвятил Миссии двадцать лет жизни: «Ты так и не увидел меня, не понял, кто я такой. Ты вёл себя как мытарь: собирая подати и часть их иногда жертвуя мне. Ты был вольнонаёмным, работая на себя и, частично, на меня. Но я хотел, чтобы ты полностью принадлежал мне, представлял другим не себя, а меня.
00:06:31 Ты поставил свою жизнь в зависимость от мирян, у которых просишь пожертвования, а должен зависеть от меня. Ты принадлежишь не этому миру, а мне. Поэтому должен делать то, что говорю тебе я, а не миряне, которые дают тебе деньги. Не продавайся в рабство внешнему миру. Не продавайся его соблазнам. Будь моим слугой целиком».
00:06:52 Безоговорочная преданность чрезвычайно редка в этом мире. Того, кто целиком предался потоку, нисходящему из Высшей сферы, следует считать самой счастливой душой.
00:07:03 вичарая майи дандам динабандхо даям ва гатир иха на бхаваттах касид анья мамасти нипатату шата-котир нирбхарам ва навамбхас тад апи кила райодах стуяте чатакена
«Птица по имени чатака пьёт только небесную воду. Чтобы утолить жажду, она поднимает клюв и ловит капли дождя, порой рискуя погибнуть от молнии. Дождь — её спасение. Никогда и ни при каких обстоятельствах она не станет пить воду с земли. Эта птица служит нам примером верности выбору. Мы, как она, должны принимать только то, что нисходит свыше, и противостоять диктату низшего мира. Очень важно, чтобы наша связь с Высшим Владыкой нисходила свыше, от Него. Только тогда духовная деятельность будет благотворна».
00:07:37 Можно сколько угодно воспевать Святое Имя с чётками или совместно с другими, но это будет бессмысленное и безжизненное занятие, если оно осуществляется не по вдохновению свыше, не искренне. Только находясь в связи с Высшей сферой и выполняя указания её обитателей, можно со временем перенестись туда. Только безоговорочной покорностью можно снискать расположение одного из представителей высшего измерения и получить от него «рекомендательное письмо», которое и будет позволением войти. Но нужно быть уверенным, что это письмо не поддельное, что мы выполняем волю действующего той сферы бытия.
00:08:14 Однажды уверившись в этом, нужно предаться безоговорочно и окончательно, поскольку, служа ему, мы учимся бескорыстному служению Высшему, не от мира сего началу. Всё, что нам нужно на этом пути, — это служение вайшнавам и гуру. Преданно служа гуру, мы достигаем всего, к чему стремимся этат сарвам гурау бхактья пурушо'хй анджаса джайет — (Шримад-Бхагаватам, 7.15.25). Истинного гуру можно отличить по некоторым признакам, но для этого мы должны обладать искренностью и желанием бескорыстно служить Высшему Миру, области Сверхсознания.
00:08:52 Пока этого нет, остаётся лишь служить и надеяться, что однажды нас призовут в Высшие сферы. Это обязательно произойдет, как только мы сможем соответствовать нужным требованиям. Следует помнить, что дух покорности и служения — единственное, что понадобится нам на родине, в Мире Сверхсознания.
00:09:09 В Веданта-сутре сказано, что попасть в Высший Мир можно лишь по приглашению — через откровение, а не через логические рассуждения, тарка-пратиштханат. В этом путешествии рассудок не помощник. Среди логиков всегда найдется самый умный. Среди самых умных всегда будет еще более умный, и так до бесконечности. Рассудок, т.е. способность логически мыслить, беспомощен, когда речь идет о Бесконечном, апратиштха. Там рассудку не за что ухватиться, поскольку Сверхсознание не помещается в рамки логики.
00:09:42 Логика нуждается в точке опоры, а в вечно меняющейся Бесконечности её нет. Невозможно сделать предметом изучения то, что всё время меняется. Это Высшее нечто можно лишь умолять снизойти до нас, предавшись ему и беспрекословно выполняя любое его желание. Его невозможно завоевать интеллектом, силой или обманом. Однажды это пытался сделать сатана, но у него ничего не вышло. Это должно быть для нас уроком.
00:10:09 Чтобы прийти к Богу, необходимо не просто жить не ради себя, а жить ради Него. Важно не просто служить, а служить Ему. В противном случае это всё равно будет служение себе — служение майе — в явной или скрытой форме. Нужно уметь видеть разницу между служением Реальности и служением её отражению, которое порой принимает якобы «божественные» формы. Это не пустые слова, часто душа служит себе, а думает, что служит Богу, и делает это с ещё большим рвением.
00:10:39 «Ум мой — враг мой». Гьяне праясам удапасья (Шримад-Бхагаватам, 10.14.3): «Если хочешь идти дальше, в глубины высшей сферы, то безжалостно отбрось всё, к чему призывают ум и рассудок. Всё, к чему привел тебя интеллект, лежит в низших, усечённых слоях бытия. За пределами этого простирается бесконечный мир веры, верности и любви. Где любовь бесконечна, там нет места рассудку. Там остаётся лишь покорно склонить голову, расстаться с рассудком».
00:11:11 Кто склонил голову, тот отдал сердце. Это необходимо в краю, куда мы направляемся, где нам предстоит в почтении сложить руки и стать вечными слугами. Там для нас уготовано место раба, а не господина. Чтобы попасть туда, нужно сделать смелый шаг — отказаться от собственной выгоды. В противном случае ты останешься повелителем здесь, в собственном аду, где всё знакомо и привычно. Сатана говорит: «Лучше править в аду, чем служить на небесах». Но того, кто стремится домой, в обитель любви, это не должно устраивать.
00:11:45 Никакие слёзы и воздыхания не заменят самопожертвования и служения. У вайшнавов служение означает полный отказ от желания извлечь пользу для себя. Это главное правило вайшнавов — обитателей Мира любви. Но важно не просто отказаться от собственной выгоды, а служить ради пользы Высшего Мира. Самопожертвование — не самоцель. Если не жертвовать собой ради Всевышнего, будешь жертвовать собой ради себя, что по-другому называется корыстью — третьего здесь не дано.
00:12:15 Обычно знание, гьяна, считается идеалом чистоты, чем-то запредельным, чем-то не от мира сего. В накоплении знаний многие видят смысл жизни. Люди полагают, что раз знание нельзя «пощупать», то оно не от мира сего. С незапамятных времён властители дум учили, что обладать материей, грубой энергией — нечто низменное и нездоровое, тогда как знание чисто и непорочно. Но знание, которое не связано с Кришной, так же грубо и мерзко, как и мёртвая материя, поэтому от него нужно бежать, как от чумы.
00:12:49 наишкармьям апй ачьюта-бхава-варджанам на шобхате гьянам алам ниранджанам
(Шримад-Бхагаватам, 1.5.12)
В этом стихе говорится, что знание, которое принято считать чистым и безупречным, не является таковым, если не имеет прямого отношения к Абсолютному Благу. Такое знание — враг. Кто действительно желает найти себе применение в мире веры и служения, должен под этим углом смотреть на всё, что связано со знанием и познанием.
00:13:20 Преданность настолько чиста и невинна (гьяна-шунья-бхакти), что любое знание по сравнению с ней воспринимается как грязь. Знание и беззаветная вера находятся в разных непересекающихся плоскостях бытия. Тому, кто хочет прикоснуться к чистой преданности, следует стряхнуть с себя грязь знаний. Тех, чьё сознание запачкано логикой, не допустят в сферу чистой, подлинной преданности.
00:13:44 Итак, следует побороть в себе и соблазн обладать материальными достояниями, и страсть познать всё до конца. Гьяна-кармадй-анавритам — Бесконечное можно познать лишь в определённых пределах: либо количественных, либо качественных. Бесконечное — это непрерывный и беспрепятственный поток непредсказуемого волеизъявления. Только глупец осмелится заявить, что этот поток возможно познать.
00:14:10 Познание — это сортировка и складирование опыта в мире относительного. Следовательно, всё, что познаётся опытным путём, относительно и не представляет ценности в вечности. Однако люди умудряются преподнести относительные знания так, что из них можно извлечь вполне ощутимую пользу в виде денег или славы. Чтобы быть приглашённым в благородное общество, нужно совершить благородный поступок — выбросить из головы желание познать, отказаться от знаний, полученных опытным путем.
00:14:40 Умение правильно распорядиться материей и знаниями (карма и гьяна) не входит в число достоинств обитателей Высших Сфер. Там ценится способность жертвовать собой. Как могут пригодиться знания там, где всё подчиняется воле одного существа, где не действуют законы и нормы? На чём там строить знания? У обитателей того мира нет ничего, кроме любви, им даже негде хранить знания.
00:15:05 Чистые отношения возможны только при безусловной преданности. Склонность служить заложена в нас от природы. Мы задуманы как частицы энергии служения, а служение предполагает служение Высшему, ни в коем случае не низшему или равному себе. Высшее, о котором идет речь, - это та сфера бытия, где нет грязи материального и интеллектуального накопительства. Мы должны стать слугами именно этой сферы бытия.