Итоговая чистота

Аюрведа радио - 13 апреля 2007
Что такое культура? Духовная и материальная культура. Варны. Обязанности членов каждой из варн. Ашрамы: брахмачари-ашрам, грихастха-ашрам, ванапрастха, санньяса. Подведение итогов семинара. Обязанности мужчины и женщины. Ответы на вопросы. Как быть женщинам, которые занимают лидерское положение в обществе? Как можно определить свои склонности к каким-то занятиям в системе варн? Как быть, если человек занимается нелюбимым делом? Список книг, рекомендованных для чтения людям, принадлежащим к определённой варне. Возможно ли воспитать в себе качества другой варны? Как называется книга, которую изучают вайшьи?
запись эфира для начинающих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 1
длительность: 01:08:47 | качество: mp3 24kB/s 11 Mb | прослушано: 337 | скачано: 409 | избрано: 13
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Здравствуйте, дорогие друзья. Мы с вами начинаем передачу прямого эфира радио «Аюрведа». В эфире Критский Владимир Георгиевич. Как вы помните, наш цикл называется «Философские основы ведической культуры». И сегодняшняя передача будет своего рода итогом, заключением этого цикла. И она будет посвящена обзору всего курса. То есть мы с вами рассмотрим наиболее важные, наиболее принципиальные моменты, идеи этого курса. И в заключение подведём определённые итоги.

00:00:58 Как вы все прекрасно знаете, современная эпоха ‒ это эпоха падения духовных ценностей, когда люди теряют не только духовную, но и материальную культуру. И поэтому понятие культуры очень важно и очень актуально. Почему мы заинтересовались именно ведической культурой? Ведическая культура ‒ это не просто культура древней Индии. Когда-то всё человечество было объединено единой идеей духовного совершенствования. И это было возможно на основе единого духовного знания, которое называется Веды, ведическое знание. Это было очень давно, много тысяч лет назад, ещё в дохристианскую эпоху.

00:02:00 И это то, что помогало человеку жить, решать возникающие проблемы и постепенно становиться личностью. То есть ведическое знание ‒ это древнейшее знание всего человечества. И в современную эпоху оно очень актуально, оно позволяет осуществить синтез древнего эзотерического знания и мудрости, идущей из глубины веков, и современных научных достижений и представлений, которые основаны на современной культуре. Что такое культура? В Большой советской энциклопедии даётся такое определение: это исторически определённый уровень развития человека или общества, выраженный в форме организованной деятельности людей и создаваемых ими материальных и духовных ценностей.

Духовная и материальная культура

00:03:05 На латыни слово «культура» означает образование, воспитание, развитие и почитание. И мы увидим, что ведическая культура имеет в себе все эти компоненты. С одной стороны, у нас есть внешняя культура, внешняя традиция, этикет. Это система обрядов и традиций, предписаний данного общества для продвижения человеческой цивилизации. Или можно сказать так, дать более глубокое определение, что это система традиций и обрядов общества, предназначенных для того, чтобы сделать всех людей счастливыми. И с самого начала мы с вами рассматривали, что культура, так же как и мировоззрение, подразделяется на две большие категории.

00:04:03 Это духовная культура и материальная культура. Точно так же, как в философии есть деление на философские учения материализма, материалистические учения, и идеалистические учения, в зависимости от того, что находится в основе, что считается главным, изначальным, понятием: или это понятие материи, или это понятие сознания, или духа. В соответствии с этим разделяются так же и направления в культуре. Наиболее ярким представителем материалистической культуры является современная западная культура, которая существует на западе, в Америке, в Европе. И наиболее ярким представителем духовной культуры является ведическая культура.

00:05:04 Хотя, разумеется, можно отнести к ней также христианскую культуру, мусульманскую и т. д. Но целью, задачей нашего курса является именно ведическая культура. И что характерно для материалистической культуры и, в противоположность, что характерно для духовной культуры? Материалистическая культура ‒ это культура эгоизма, когда каждый человек видит главной задачей своей жизни какие-то материальные блага, богатства, чувственные наслаждения, положение в обществе и т. д. И, напротив, духовная культура ‒ это культура, предназначенная для блага не только самого человека, но и всех людей на Земле, на основе не материальных, а духовных ценностей.

00:06:07 Как говорится в Библии: «Не копите сокровища на земле, где ржа истребляет и вор крадёт, а копите себе сокровища на небесах». Так вот, что такое духовная культура, духовное сокровище, которое мы должны копить, то есть обретать? Это, в первую очередь, духовное знание, понимание духовного смысла человеческой жизни. И духовная культура ‒ это реализация, воплощение этого духовного знания в жизни, каким образом мы можем достичь этого духовного идеала, духовного совершенства.

00:07:04 Веды говорят, что в материальной жизни главные цели, или главное счастье, ‒ это четыре вещи: еда, сон, секс, оборона. Побольше, повкуснее поесть, побольше поспать, соответственно, больше наслаждений от секса и оборона, для того чтобы всё это обеспечить. И, соответственно, ценности духовной жизни или духовной культуры определить немножко сложнее, они менее конкретны. Это достижение духовного совершенства, духовной чистоты, которая приносит человеку счастье. Потому что материальные богатства, материальные достижения не приносят человеку счастье.

00:07:57 Мы с вами приводили пример Америки, самой богатой страны в мире, где, оказывается, самый высокий процент самоубийств. То есть несчастных людей больше всего, хотя это самая богатая страна. Есть богатые страны в Европе, например Швеция. И там тоже очень высокий процент самоубийств. И что же даёт человеку счастье? В этом, так сказать, и задача духовной культуры, духовного знания. Само слово «йога» на санскрите или слово «религия» на латыни означает связь с высшей природой, с высшей духовной природой, природой Абсолюта, которая, согласно Ведам, Сат-Чит-Ананда, то есть вечна, полна знаний, полна блаженства.

00:09:08 То есть счастье ‒ это духовное понятие. Мы в материальном мире думаем, что счастье связано с какими-то материальными благами. Но зачастую эти материальные блага оказываются обманом, иллюзией. И человек, скажем, покупает новую машину, шикарную, какую-нибудь иностранную марку, едет на ней на огромной скорости, попадает в аварию и погибает. Он много лет собирал деньги и наконец купил иностранную машину, очень красивую, дорогую и встретил свой конец.

00:09:57 Ну, и много других подобных примеров, которые говорят о том, что сами по себе материальные блага, материальные богатства ещё не делают человека счастливыми. По крайней мере, далеко не всегда. И духовное счастье ‒ это счастье духовного совершенства, духовной чистоты. У нас самая последняя лекция была посвящена внутренней духовной чистоте (мы кратко об этом сегодня упомянем), которая достигается через духовную жизнь, через духовную практику. И, собственно, ведическая культура и учит человека правильной жизни.

00:10:51 Мы с вами говорили о трёх признаках культурного человека, согласно Ведам: отношение к чужому имуществу, отношение к противоположному полу и отношение ко всем людям в целом. Мужчины должны относиться ко всем женщинам, кроме своей жены, как к матери. Для того чтобы не чувствовать вожделения к другим женщинам, мужчина должен сознательно видеть в других женщинах мать. Потому что к матери у нас нет никакого вожделения, к матери у нас должно быть только почтение и уважение, любовь. И, соответственно, женщины должны смотреть на всех мужчин, помимо своего мужа, как на сына. Потому что отношения матери и сына, согласно Ведам, наиболее чисты, и женщина, естественно, не чувствует вожделения к своему сыну, если это нормальная женщина.

00:12:01 И поэтому она должна учиться смотреть на других мужчин, помимо мужа, как на сына. Это отношения к противоположному полу. Отношение к чужому имуществу должно быть подобно тому, как мы смотрим на мусор, лежащий на улице. Такова ведическая рекомендация. Подобно тому, как мы не привлекаемся мусором на улице, нас не должно привлекать чужое имущество. И отношение ко всем людям в целом должно быть таким же, как мы относимся к самому себе. Дальше мы с вами говорили о том, что кратко, в двух словах, духовный учитель Бхактиведанта Свами Прабхупада определял культурного человека как идеальный джентльмен. И, соответственно, если это женщина, то ‒ идеальная леди.

Варны

00:13:04 И очень интересно, что в нашей обычной жизни тоже есть представление, что джентльмен ‒ это идеальный человек, который беспокоится не только о себе, но и обо всех окружающих. Мы с вами рассматривали основные положения ведической культуры, и мы кратко их сегодня перечислим. В первую очередь, безусловно, исполнение своих предписанных обязанностей в соответствии с предписаниями священных писаний, почитание старших, защита слабых членов общества и наличие гуру, духовного учителя. Мы кратко рассмотрим эти четыре принципа. Они очень важные. В соответствии с Ведами всё общество делится на четыре класса: брахманы ‒ это интеллектуальный класс, кшатрии ‒ это административный класс, вайшьи ‒ торгово-экономический класс и шудры ‒ это рабочий класс.

00:14:16 И в зависимости от того, к какому классу, или варне, принадлежит человек, он исполняет те или иные обязанности. Скажем, главная обязанность брахманов ‒ учиться, постигать знания и помогать другим, то есть обучать других. То есть это интеллигенция, интеллектуалы, которые склонны к тому, чтобы всю жизнь учиться. И причём учиться достаточно бескорыстно, не получая, скажем, тысячи долларов, а живя достаточно скромно, потому что материальное богатство и знания, особенно духовное знание, как правило, несовместимы.

00:15:07 Главная обязанность кшатриев, или административного класса, ‒ это защита своих подданных, защита слабых членов общества. То есть это руководители общества, но они не просто руководят, а также защищают, обеспечивают безопасность людей. Вайшьи, торгово-экономический класс, обеспечивают общество материальными ресурсами, продуктами питания, одеждой, жилищем и т. д. Наконец, шудры ‒ это рабочий класс. Шудры работают в соответствии с указаниями, наставлениями своих, скажем так, хозяев.

00:15:57 И это большинство современных людей. Они работают где-то, в какой-то фирме или на предприятии, у директора или у какого-то начальника, босса, получают зарплату, и им больше ничего не нужно. Они просто действуют под руководством других людей. Это качества шудр. Хотя, конечно, это могут быть шудры, обладающие также какими-то другими задатками. Если, скажем, они работают где-то в институте, у них могут быть также брахманические наклонности, например к преподаванию, чтобы обучать других, преподавать. Или у них могут быть кшатрийские наклонности, если они в какой-то государственной структуре занимают какой-то пост и так или иначе организуют деятельность людей. Или это вайшьи, то есть они работают на какой-то фирме и также принимают участие в её управлении.

00:17:04 Одно небольшое уточнение, которое я хотел сделать, касается четырёх варн. Эти четыре варны являются универсальными, то есть они существуют в любом обществе. Необязательно в обществе ведической культуры. Скажем, в дореволюционной России у нас всегда были, скажем, священнослужители, которые соответствуют брахманам, у нас были дворяне, это соответствует кшатриям, были бизнесмены, купцы, которые соответствуют вайшьям, и были рабочие, крестьяне, которые соответствуют шудрам.

00:17:58 Или взять советское общество или современное общество. Всегда есть класс интеллигенции, интеллектуальный класс, духовный класс. Всегда есть руководящий класс, административный. Всегда есть торгово-экономический класс, как современные «новые русские». И всегда есть рабочий класс. То есть это деление является универсальным. Это не только прерогатива ведической культуры. Но в любом обществе эти четыре класса, эти универсальные подразделения людей существуют. Об этом говорится в «Бхагавад-гите». Это было заведено с самого начала. Это не является изобретением Маркса ‒ Энгельса. Это теория, скажем так, классового общества.

Ашрамы

00:19:00 Теперь мы переходим к ашрамам. Ашрамы ‒ это деление общества по стадиям духовного роста. Если варны ‒ это деление общества в соответствии с материальными качествами, в соответствии с гунами материальной природы: гуной благости, гуной страсти, гуной невежества, то ашрамы ‒ это этапы развития. То есть в процессе своего развития каждый человек проходит четыре стадии.

Брахмачари-ашрам

00:19:52 Первая стадия ‒ это стадия ученичества, называется брахмачари-ашрам. И основная обязанность учеников ‒ это учиться, постигать и духовные знания, и материальные знания. И учились в гурукуле, как правило, представители трёх высших варн, то есть брахманы, кшатрии и вайшьи. Шудры не учились, шудры обучались своей специальности дома или в какой-то мастерской, куда их устраивали родители и где они осваивали свою будущую профессию. Принцип ведического обучения очень интересен и более рационален, чем современная система образования. Если в системе современного образования пытаются всех научить всему, что в принципе невозможно, то в ведической системе, в гурукуле, обучали детей тому, что им нужно, тому, что им пригодится в жизни.

00:21:04 Скажем, брахманы проходили Веды или проходили какие-то разделы материального знания, если они собирались специализироваться в данной области. Изучали Аюрведу, Стхапатья Веду (архитектуру) или астрологию, или что-то ещё. Кшатрии изучали в основном Дханурведу ‒ это военное искусство, и затем искусство дипломатии. И обучение кшатриев длилось меньше, чем обучение брахманов: брахманы учились, как правило, до 20‒25 лет, кшатрии ‒ до 16‒18 лет. Их обучение гораздо меньше.

00:21:50 Вайшьи ещё меньше учились, они изучали (помимо, конечно, основ: грамматики, математики и т. д.) Артхашастру. Артхашастра ‒ это искусство зарабатывать деньги, искусство выгоды и также искусство общения с людьми, знания о том, как человеку жить в материальном мире, как зарабатывать деньги, как общаться с людьми. И о шудрах я уже упоминал. Шудры, как правило, в гурукуле не учились. Они осваивали свою профессию дома. И девочки тоже, как правило, в гурукуле не учились, хотя бывали исключения. Для очень талантливых девочек, стремящихся к знаниям, делали исключение. Но, как правило, девочки обучались дома. Их обучали матери или другие женщины в семье.

00:22:57 Потому что главное искусство, главная задача женщины ‒ это создать дома благоприятную атмосферу. Когда девочка взрослеет, выходит замуж. Мы будем говорить об этом в разделе «Грихастха-ашрам». Им не было нужды учиться и осваивать какую-то специальность. То есть главное дело жизни женщины ‒ это домашний очаг. И после грихастха-ашрама, после того, как дети оканчивали гурукулу, они могли жениться (или выйти замуж, если это девочка) и начать самостоятельную жизнь.

Грихастха-ашрам

00:23:55 Следующий этап семейной жизни называется грихастха-ашрам: примерно с 20‒25 лет для юношей, а девочки могли выходить замуж ещё раньше, потому что считалось, что чем раньше девочка выходит замуж, тем легче ей будет служить своему мужу, быть верной, преданной своему мужу. Она не успеет увлечься чем-то лишним, посторонним. И для женщины, как мы упоминали, главное качество ‒ это целомудрие, чистота. Грихастха-ашрам ‒ это основной ашрам. И мы сейчас его кратко рассмотрим. Когда у нас была эта тема, мы говорили об обязанностях мужа по отношению к жене, об обязанностях жены по отношению к мужу. И если это кратко рассмотреть, то обязанности мужа ‒ это защита жены.

00:25:01 То есть защита с материальной точки зрения: муж должен обеспечить семью всем необходимым, с эмоциональной точки зрения: то есть он должен жену вовремя успокоить, утешить, если она как-то вышла из себя, и духовная забота. Духовная защита ‒ это обязанность мужа, мужчины. И обязанности женщины, по сути, аналогичны. Она тоже должна защищать своего мужа, во-первых, тем, что она поддерживает уют в доме, поддерживает тепло домашнего очага. И в том числе она должна защищать мужчину эмоционально, потому что у мужчин тоже бывают эмоциональные проблемы, они тоже выходят из себя, могут чем-то увлечься, впасть в гнев или влюбиться.

00:25:57 И женщина должна достаточно скромно, смиренно и в то же время очень мудро дать мужу почувствовать свою роль, свою необходимость, что без неё мужчина ничего не сможет. Без помощи жены, естественно, семейная жизнь не будет полноценной. Причём это касается не только каких-то внутренних вопросов семьи. Это касается даже внешних вопросов. То есть, на самом деле, говорится, что именно жена даёт мужу благословение на какие-то дела, на совершение каких-то очень больших дел, исполнение своих обязанностей во внешнем мире.

00:26:50 Именно жена даёт эту внутреннюю энергию своему мужу и защищает его с эмоциональной точки зрения, помогает ему держать чувства под контролем, потому что без этого, без контроля чувств, невозможно не только успешное духовное, но и невозможна, по сути, материальная жизнь. То есть обязанности мужа по отношению к жене и обязанности жены по отношению к мужу в общем аналогичны: они заключаются во взаимной защите, взаимной помощи и с материальной, и с духовной точки зрения. Мы рассматривали очень интересный принцип дополнительности семейных отношений: чем более добросовестно жена исполняет свои обязанности, тем в большей степени она побуждает мужа исполнять свои обязанности, и, напротив, чем более добросовестно муж исполняет свои обязанности, тем в большей степени он будет побуждать жену исполнять свои обязанности.

00:28:01 И наоборот: если жена не исполняет свои обязанности, пытается исполнять обязанности мужа, как-то командовать в семье, то она тем самым побуждает мужа проявлять не мужские, а женские качества. Поскольку она уже в меньшей степени исполняет свои обязанности жены, переключается на другую роль, она тем самым вынуждает мужа восполнять этот недостаток и проявлять какие-то женские качества, что-то готовить, убирать, стирать и т. д. Это работает и в другую сторону. Это очень интересный принцип, глубокий, он подробно разбирался на семинарах Торсунова Олега Геннадьевича. Принцип дополнительности в семейных отношениях: чтобы ваш партнер исполнял свои обязанности, вы должны сами в первую очередь добросовестно исполнять свои обязанности, и это будет лучшим лекарством.

Ванапрастха

00:29:13 Следующий этап после грихастха-ашрама ‒ этап ванапрастхи, или отхода от активной материальной жизни. Для мужчины он наступает после 50 лет, для женщины он может быть немножко раньше. В этом плане женщина зависит от мужчины. Этот этап наступает тогда, когда муж в полной мере исполнил свои обязанности: воспитал семью, жену и детей, у него есть взрослые сыновья, которые могут взять на себя ответственность за семью. И он уже как бы пресытился материальной жизнью.

00:29:57 Несомненно, семейная жизнь даёт возможность человеку исполнять свои материальные желания: иметь дом, богатство, жену, детей. И рано или поздно материальная жизнь приводит человека к разочарованию. И когда этот этап наступил, когда муж готов отказаться от активной семейной жизни и принять жизнь в ванапрастхе, жизнь в удалении от активной семейной жизни, то он может либо остаться в семье, но уже не быть активным началом, руководителем семьи, а просто спокойно жить и заниматься духовной практикой, либо покинуть семью, причём он может это сделать вместе с женой, и удалиться в какие-то святые места, где полностью посвятит себя какой-то духовной практике.

Санньяса

00:31:18 И наконец мы с вами рассмотрим последний, четвертый, этап в жизни человека, ‒ санньясу, или жизнь в отречении, который для современных людей малопонятен, малоприятен. Тем не менее, он существует, и это реальность ведической культуры. Отречение ‒ это когда человек полностью порывает с материальной жизнью, с семьёй и полностью посвящает себя духовной жизни.

00:31:52 Он уходит из семьи, он уже не может оставаться дома, уже не может оставаться с женой. Может удалиться в какое-то святое место или путешествовать и давать людям духовные знания. В христианской традиции этому соответствует, скажем, уход в монастырь. В Ведах говорится, что, действительно, в Кали-югу жизнь в отречении, санньяса, практически исключается. Кали-юга ‒ такая эпоха, когда духовная жизнь настолько сложна, настолько далека от людей, что это слишком высокий духовный уровень.

00:32:46 Но тем не менее брахманам в ведической культуре это рекомендовалось, и мы видим примеры в ведической литературе и в современной жизни, когда наиболее чистые, святые личности принимали в конце вот этот статус санньяси, или жизни в отречении, когда они давали обет не только не заниматься активной материальной деятельностью, но и вообще ‒ обет удаления из материального общества, из материальной жизни.

Подведение итогов

00:33:22 И в заключение я скажу несколько слов об итогах нашего семинара. В современную эпоху, когда духовные ценности постепенно исчезают и у людей нет духовного стержня, духовной идеологии, особенно важна деятельность по распространению духовного знания. Некоторые пытаются это сделать на основе православной культуры. Мы пытаемся это сделать на основе ведической культуры. В любом случае это, несомненно, приносит людям благо и даёт какие-то духовные ценности, духовные идеалы, потому что материальная жизнь, насколько бы она не была возвышенной и совершенной, рано или поздно кончается ничем, пустотой. В конце концов каждый человек встречает неизбежную болезнь, старость и смерть, когда все его материальные достижения теряют свой смысл. Конечно, можно сказать, что он оставляет что-то потомкам, но самое ценное, что можно оставить потомкам, это духовное знание, духовная культура, потому что материальные блага, материальные ценности могут принести либо великое благо, либо великое страдание, великое несчастье.

00:35:06 И вся современная культура не помогает человеку приобрести эти духовные идеалы, а, напротив, как бы удаляет и помогает ему забыть о смысле, высшем смысле человеческой жизни. Между тем в душе у каждого человека есть этот идеал вечной счастливой жизни, которая нереальна, невозможна в материальном мире. И когда человек встречается с духовным знанием или с какой-то личностью, которая является носителем этого знания, он чувствует на душе какое-то облегчение, какое-то просветление и какую-то надежду.

00:35:53 Вот это то, что я планировал вам рассказать сегодня на этой заключительной лекции по курсу «Основы ведической культуры». Вы можете звонить по нашим телефонам или присылать свои вопросы на сайт Torsunov.ru. Напоминаю, что в эфире Критский Владимир Георгиевич, сотрудник института Бхактиведанты, и я буду рад ответить на ваши вопросы. Спасибо за внимание. [звучит музыка].

Обязанности мужчины и женщины

00:36:55 Я хочу добавить по поводу предыдущего. Дело в том, что об этом спрашивают довольно часто, когда мы рассказываем о ведической культуре и об этой идеальной формуле, структуре, когда мужчина исполняет свои обязанности, женщина исполняет свои обязанности, и всё очень хорошо, все счастливы. Это такая идиллическая картина, что люди, как правило, говорят, насколько это далеко от современной реальности, от современной эпохи, когда приходится мужу работать, жене работать, оба устают. И ещё можно, мне кажется, сказать несколько слов на эту тему, поскольку эта ситуация очень реальная, жизненная. Насколько я понимаю, вот этот идеал ведической культуры в Кали-югу имеет очень ограниченное применение.

00:37:53 И он для нас важен именно как идеал, именно как какая-то модель, к которой мы можем стремиться. Даже деление на брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр в современную эпоху очень трудно определить, потому что часто люди исполняют обязанности сразу нескольких сословий. Иногда человек работает как брахман, а потом как кшатрий или вайшья, торговлей занимается, а иногда как шудра ‒ нанимается к кому-то на работу. То есть ведическая модель ‒ это некий идеал, который нам очень важен как пример, как образец. И, в частности, в семейной жизни главное ‒ это сотрудничество.

00:38:48 Главное, что муж и жена должны не слишком давить на права и обязанности (кто должен исполнять? чьи права? у кого какие обязанности?), а относиться друг к другу с любовью и доверием, а также помогать исполнять те обязанности, которые необходимы, которые не может исполнять ваш партнер. Например, жена рожает или родила. Ясно, что на несколько месяцев она выбывает из «игры», из регулярной домашней работы, и мужу надо делать всё. Ну, если есть дети, более или менее взрослые, могут помогать дети. То есть я хочу эту идею ещё раз озвучить, что в современную эпоху не приходится привязываться к букве ведического идеала, а следует больше ориентироваться на реальную ситуацию.

00:39:49 И нам больше важен дух, сама идея ведической культуры: сотрудничество, любовь ко всем людям, ко всем окружающим. Это более важно, чем внешнее предписание ведической культуры. Вот то, что я хотел добавить по первому вопросу.

Ответы на вопросы

Как быть женщинам, которые занимают лидерское положение в обществе? Были ли такие примеры в ведической культуре?

00:40:31 В ведической культуре я таких ярких примеров не знаю. Разумеется, были примеры очень сильных женщин. Ну, например, Драупади была женой пятерых Пандалов. То есть она могла, скажем так, удовлетворить, обслужить, извиняюсь за такое жаргонное слово, пятерых мужчин. И это, конечно, может далеко не каждая женщина. Это говорит о том, что это очень сильная, яркая личность. Если вспомнить историю её рождения, то, конечно, она была необычной личностью, необычной душой. Но всё-таки она играла роль женщины, она не пыталась, так сказать, командовать, управлять, хотя по своей энергии, по потенции, она, несомненно, могла. И она, можно сказать, оказывала огромное влияние на своих пятерых мужей.

00:41:35 Есть ещё пример: царица Кунти, которая была тоже очень мудрой, интеллигентной женщиной. Она посвятила себя воспитанию сыновей. Она осталась без мужа. Её муж погиб в довольно молодом возрасте. Она осталась вдовой. И всю свою энергию, всю свою силу интеллекта и души она посвятила воспитанию пятерых сыновей, братьев Пандалов. Она нашла себя в роли матери. Ей не очень удалась роль жены, муж её безвременно погиб, и тут она, возможно, чувствовала долю своей вины. Но, по крайней мере, она полностью себя отдала служению своим сыновьям.

00:42:31 Я не хочу этим сказать, что в современном мире совершенно исключено, чтобы женщины занимали какое-то лидирующее положение, были начальниками. Потому что женщины, так бывает, даже руководят правительствами и т. д. Но они должны понимать, что они играют не свою роль. Они играют роль мужчин. И они, соответственно, уже не могут рассчитывать на то счастье, на которое могут рассчитывать обычные женщины. То есть, несомненно, они получают те плоды, которые получают мужчины. Их почитают, им поклоняются и т. д., но на простое женское счастье им уже рассчитывать очень трудно. То есть у них такой интеллект, такая карма, что они могут играть мужскую роль. Соответственно, они будут как будто наполовину женщины, наполовину мужчины. В Кали-югу очень часто встречается такая смесь, точно так же, как очень мало чистых брахманов, кшатриев и вайшьев. Всегда есть какие-то сочетания качеств.

00:43:48 Точно так же и мужские, и женские качества часто перемешиваются, и это душа, личность, которая родилась в женском теле, но имеет мужской характер. И, соответственно, у неё жизнь и радости жизни будут не столько женскими, сколько мужскими. Вот то, что можно сказать на эту тему. Это такая ситуация Кали-юги: всё здесь как будто перевёрнуто вверх ногами, и такие ситуации встречаются довольно часто. Спасибо.

[Ведущая] Спасибо, Владимир. А мы ждём вопросы в студии. Пожалуйста, присылайте. Ещё раз напоминаю наш телефон: 8-909-933-70-10.

Как можно определить свои склонности к каким-то занятиям в системе варн?

00:46:43 Спасибо за вопрос. Свои склонности определить можно. И самой простой естественный способ ‒ это наблюдать. Человек должен думать, какой вид деятельности, какой вид занятий ему ближе, какой ему больше подходит. В чём главный секрет? Когда человек исполняет свои предписанные обязанности, когда он находится на своём месте, то он может этим делом заниматься долго, ему не нужны для этого какие стимулы, какие-то поощрения, награды. Он не чувствует утомления. Например, великие художники или композиторы творили, они могли писать свои произведения дни и ночи напролёт и не думали о награде. Они не думали: заплатят ли им за это, продадут ли они свою картину или не продадут, потому что это был талант.

00:47:49 Это были люди, наделённые талантом от Бога, и, соответственно, они делали своё дело. Они творили, создавали гениальные произведения, шедевры. Это тот случай, когда человек находится на своём месте, и он творит, он дарит людям счастье своим талантом. Поэтому, по сути, критерий достаточно простой. Другое дело, когда человека привлекают разные занятия. С одной стороны, мне нравится играть в шахматы, с другой стороны ‒ играть в футбол, или что-нибудь в таком духе. И в Кали-югу это встречается часто, потому что у меня есть и брахманические, и «шудрянские» склонности. У меня есть какой-то процент саттва-гуны и есть какой-то процент тамо-гуны. Поэтому, отвечая на предыдущий вопрос, я говорил, что это реальность нашей эпохи, Кали-юги: чистых качеств сейчас почти не встречается, а всегда они в каком-то сочетании.

00:48:53 И человек должен, действительно, изучить свою природу, понять свою природу и решить, чем ему заниматься, чему посвятить свою жизнь. Именно любимому делу, от которого он будет получать удовлетворение и не ждать всё время какой-то награды за свои труды. Вот так я могу ответить.

Как быть, если человек занимается нелюбимым делом?

00:49:33 К сожалению, такое встречается очень часто. Я помню, в советскую эпоху была такая мода, чтобы все дети поступали в институт. И любой ценой родители загоняли своих детей в спецшколы, в математические школы, в английские школы, нанимали репетиторов. То есть это была мода, веяние эпохи: сто процентов молодежи, по крайней мере каких-то достаточно высоких классов, должны иметь высшее образование. Нравится это ребёнку или нет, соответствует ли это его склонности, неважно, главное ‒ получить престижную специальность, престижную профессию, образование. Это была, конечно, огромная ошибка. Сейчас, вроде бы, такой тенденции нет, сейчас есть другие какие-то проблемы. Но сейчас и образование бывает достаточно дорогим, к тому же и не всегда на работу легко устроиться. Но, по крайней мере, такая мода была.

00:50:45 И вот, скажем, изучение ведической культуры и ведической философии помогает человеку понять, что не нужно гоняться за какой-то престижной профессией или высокооплачиваемой профессией, это не принесёт человеку счастье. Счастье человек получит, если он будет заниматься любимым делом, если он даст возможность раскрыться своим внутренним талантам. И даже имея небольшую зарплату, человек будет настолько чистым, счастливым, что будет всем людям вокруг дарить своё тепло, свою любовь. И он будет счастлив, и люди будут довольны общением с ним. И материальные какие-то возможности, которых он, может быть, лишится, работая на менее оплачиваемой работе, он всё равно со временем получит из других источников, за счёт того, что люди не оставят его в беде, потому что он дарит им радость и счастье. И он будет отовсюду получать. Как говорится, не имей сто рублей, а имей сто друзей.

00:51:59 Я могу сказать, что не нужно стремиться к какой-то очень престижной и оплачиваемой работе, если это не нравится, если это идёт против ваших наклонностей. Потому что счастье можно получить и не имея высокой зарплаты. Вот духовное спокойствие и духовное счастье гораздо важнее. Вот, могу так я сказать. Спасибо, Ольга.

Список книг, рекомендованных для чтения людям, принадлежащим к определённой варне

00:52:43 Список книг у нас очень простой, потому что на русском языке ведической литературы очень мало. Я помню, в советскую эпоху любая книга ведической традиции была нарасхват. Ведь что было в советскую эпоху? Была «Махабхарата» в переводе Смирнова, были «Законы Ману» в переводе Эльмановича. И даже сейчас попробуйте купить «Законы Ману». Их было несколько изданий. Их все расхватывают сразу. «Законы Ману» ‒ это одна из книг, на которых был построен мой курс по ведической культуре. Но сейчас зато появились книги, издаваемые «Бхактиведанта Бук Траст», переводы духовного учителя Бхактиведанты Свами Прабхупады. Это издательство выпускает книги Бхактиведанты Свами Прабхупады, и самая лучшая ‒ это «Бхагавад-гита как она есть».

00:53:40 «Бхагавад-гита» является квинтэссенцией ведической мудрости, и в ней основы и философии, и культуры. В ней описываются основные системы йоги, но попутно даются необходимые сведения по философии и ведической культуре. После «Бхагавад-гиты», если вы её осилили, идёт «Шримад-Бхагаватам». Это уже многотомное издание, и там подробно описываются самые разные аспекты ведической культуры. Очень подробно. Сейчас издано где-то около десятка томов. Их можно приобрести в центре ведической культуры, метро «Динамо», Ленинградский проспект, 39. Он, по моим сведениям, будет действовать до июня. Есть также другой магазин философской книги. Он находится между метро «Динамо» и метро «Савёловская», улица Песцовая. Нужно уточнить адрес, я не помню.

00:54:48 Но если интересует, я могу найти адрес и сообщить, скажем, в следующий раз. Это постоянный магазинчик, который действует, и там тоже есть самые различные книги ведической традиции, в том числе и названные: «Бхагавад-гита» и «Шримад-Бхагаватам». Это самое главное, что можно назвать. Есть ещё одна блестящая книга с беседами Бхактиведанты Свами Прабхупады, называется «Наука самоосознания». Она тоже посвящена месту ведической культуры в современном мире, он беседует с учёными, философами, деятелями науки и искусства, просто с какими-то государственными деятелями. Есть одна беседа с полицейским. Там есть две потрясающе интересные беседы. Такой раздел называется «Наука и лженаука». Там беседа с двумя учёными: с доктором Бенфордом и доктором Сингхом.

00:55:49 Беседа с доктором Бенфордом называется «Цель познания». Это удивительный шедевр, где Прабхупада буквально «кладёт на лопатки» представления современной материалистической науки на основе ведического знания. Он говорит, что современная наука, несмотря на её огромные технические достижения, несовершенна. Она основана на несовершенных методах познания: на чувственных восприятиях и логических заключениях. И у неё нет источника об абсолютном знании. Она опирается полностью на несовершенные источники познания. Для того чтобы обрести совершенные знания, мы должны найти какой-то совершенный источник, тогда у нас есть шанс познать мир таким, какой он есть. Это великолепная книга, ещё раз я напоминаю, она называется «Наука самоосознания».

00:56:50 Её можно приобрести в тех же местах, она недорого стоит, где-то рублей 50 или 60. И я очень советую её прочитать, может быть даже до «Бхагавад-гиты», потому что она проще. Всё-таки «Бхагавад-гита» требует знания, знания культуры, там традиции и термины санскритские встречаются, а эта книга написана современным, можно сказать, популярным русским языком, и она очень ясно и живо объясняет место ведической традиции в современной культуре. Вот это, пожалуй, самое основное.

Возможно ли воспитать в себе качества другой варны?

00:57:43 Интересный вопрос. Если у вас есть тяга к другой варне, то, возможно, это неслучайно. Возможно, это у вас какие-то данные с рождения. И такие примеры есть в ведической литературе. Мудрец Вишвамитра родился как царь, был царём большого царства, но однажды он встретился с брахманом Васиштхой и пытался отнять у него корову Камадхену ‒ мистическую корову, которая исполняла желания. И брахман Васиштха полностью разгромил Вишвамитру своей мистической брахманской силой. Вишвамитра был настолько этим потрясён, что он захотел сам стать брахманом. Он понял, что его кшатрийские данные, его царское могущество, его войско ‒ ничто, по сравнению с силой брахмана. И он стал совершать аскезы, медитацию, изучать священные писания, и он провёл таким образом много лет. Это было в Сатья-югу или Трета-югу, тогда люди очень долго жили.

00:58:53 И он в течение сотен лет совершал аскезы и в конце концов добился своего. Его Господь Брахма признал брахманом Брахмариши. Он прошёл очень много испытаний, очень много было на этом пути трудностей, о которых рассказывается в ведической литературе, много раз падал. То есть это подобно тому, как человек пытается забраться на гору и вновь, и вновь падает, срывается, потому что забраться очень трудно. Но он с непоколебимой решимостью ползёт вперёд и вперёд, и в конце концов решимость бывает вознаграждена. Вот это одна из интересных историй ведической литературы, про Вишвамитру Муни. Есть другие истории, когда человек, будучи в одной варне, пытался обрести качества другой, и это приводило к тому, что его жизнь была очень сложной.

00:59:52 Другой знаменитый пример ‒ Дроначарья из «Махабхараты», который родился как брахман. Но он, видимо, хотел снискать лавры воинской славы, принял участие в сражении на поле Курукшетре. Хотя он был действительно великим воином, но как брахман он должен был учить воинскому искусству, а не сражаться самому. И в результате он погиб довольно трагической, бесславной смертью. Поэтому это не самый лучший вариант. Но если вы чувствуете в себе действительно такие наклонности, то, может быть, ваш первый выбор был не совсем правильным и ваше стремление вполне оправданно. Имеет смысл посоветоваться с какими-то опытными наставниками, потому что это вопрос непростой, неформальный. В каждом случае требуется определённое решение, рекомендации.

01:01:36 Дорогие радиослушатели, пока вопросов у нас нет, мне бы хотелось сказать несколько слов о теме следующей передачи. Как я уже говорил в основной лекции, основной курс по ведической культуре у нас завершён. По крайней мере, в том объёме, в каком он мне доступен. Разумеется, тема ведической культуры неисчерпаема, о ней можно говорить с утра до вечера и с вечера до утра, но я собрал те материалы, которые были в моём распоряжении, и составил такой небольшой курс, который вы слушали на протяжении нескольких месяцев. И общение будет более интересным и плодотворным, если оно будет в форме диалога. Сегодня было несколько интересных вопросов, и я думаю, вам было достаточно интересно послушать и их, и ответы. Ещё интереснее принимать участие самим.

01:02:45 Поэтому после окончания этого курса, когда начнутся следующие передачи, мы хотим начать такой режим консультации: вы в течение недели можете присылать на наш сайт Torsunov.ru свои вопросы и направлять их тому или иному ведущему, в данном случае ‒ Критскому Владимиру Георгиевичу. Я думаю, что мы будем отвечать вместе с Сергеем Васильевичем Зуевым, мы с ним как-то уже давно, много лет вместе сотрудничаем. Вопросы по ведической философии или культуре, по каким-то или научным, или практическим аспектам. И, соответственно, запланированной лекции мы не предполагаем, а предполагаем отвечать на ваши вопросы. И заверяю вас, это будет ничуть не менее интересно, чем такая стандартная написанная и прочитанная лекция.

01:03:49 И это, кстати, одно из, можно сказать, таинств ведической культуры: главное удовлетворение человеку приносят не какие-то материальные богатства, не какое-то материальное имущество, деньги или компьютеры, видеомагнитофон, а общение. То есть общение с другим человеком, с другой личностью гораздо более плодотворно и приносит большее удовлетворение душе. И в соответствии с этим одна из психологических проблем современности ‒ это одиночество, недостаток общения. Особенно это наблюдается, скажем, у пожилых людей, у пенсионеров. И они поэтому заводят себе собачку, кошку или попугайчика, чтобы хоть с кем-то пообщаться. Хотя бы с животным, поскольку с людьми общения не получилось.

01:04:47 Ну, это, конечно не так просто. Может, их сверстники уже все отправились в иной мир, а с молодым поколением какого-то тесного контакта не получилось, но, согласно ведической традиции, человек должен научиться мудрости. Он должен научиться общению, то есть развивать отношения с другими людьми. И к старшим, как вы знаете, нужно относиться с почтением, в духе служения. Это безоговорочно и без всяких условий и исключений. С равными нужно развивать дружеские отношения, а младшим нужно давать наставления, нужно их чему-то учить. Впрямую читать лекции, может быть, не получится, это скучно.

01:05:44 Учить их как-то косвенно, на каких-то примерах, через общение, через какое-то любовное, скажем так, и дружеское общение. Вот это идея для следующих передач. Желательно, чтобы вы присылали вопросы или предложения, что бы вы хотели услышать. И на это даётся целая неделя. Вопросы вы можете заранее присылать, чтобы мы могли к ним подготовиться, или напрямую звонить в эфир, задавать вопросы, чтобы они прозвучали в эфире. Вот что я хотел сказать по поводу наших планов. Если нет других вопросов, то я хочу попрощаться, поблагодарить всех за внимание. Напоминаю, что в эфире был Критский Владимир Георгиевич, цикл «Философские основы ведической культуры». Всего самого наилучшего.

Как называется книга, которую изучают вайшьи?

01:07:09 «Артхашастра». Поскольку вопрос прозвучал уже после того, как я попрощался, а вопрос довольно-таки серьёзный, давайте договоримся, что к следующему разу я приготовлю на него ответ. Мы начнём с него следующую передачу, через неделю, потому что это не та книга, которая лежит на полке и её можно купить в любом ларьке. Это книжка очень редкая, и я не уверен, есть ли она вообще на русском языке, её возможно и нет. Может быть, какое-то редкое издание и есть.

01:07:42 Я ещё раз благодарю, Григорий, за ваш вопрос, и я его оставляю на следующий раз. Вопрос по поводу «Артхашастр»: главное их содержание и возможно ли их достать и прочитать, воспользоваться их мудростью. Ещё раз я хочу поблагодарить всех за внимание. Всего самого наилучшего. В эфире был Критский Владимир Георгиевич. [Ведущая] Мы тоже благодарим Владимира Критского за его интересный семинар. Пожалуйста, присылайте свои вопросы на наш e-mail ayurvedaradio@mail.ru. Также вы можете присылать свои вопросы для других лекторов. В течение недели и на следующих семинарах вы получите ответы. До свидания. Всего доброго. Оставайтесь на «Аюрведа» радио.

транскрибирование: Наталья Колоцей | Речица | Беларусь | 30 декабря 2011
обработка текста: Ирина Коргушова | Петропавловск-Камчатский | Россия | 11 июля 2020