Итоговая чистота

Аюрведа радио - 13 апреля 2007
запись эфира для начинающих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 1
длительность: 01:08:47 | качество: mp3 24kB/s 11 Mb | прослушано: 313 | скачано: 368 | избрано: 9
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Здравствуйте, дорогие друзья. Мы с вами начинаем передачу прямого эфира радио Аюрведа. В эфире Критский Владимир Георгиевич. Как вы помните, наш цикл называется философские основы ведической культуры. И сегодняшняя передача — это будет своего рода итог, заключение этого цикла. И она будет посвящена обзору всего курса. То есть мы с вами рассмотрим наиболее важные, наиболее принципиальные моменты, идеи этого курса. И в заключении подведем определённые итоги. Как вы все прекрасно знаете, современная эпоха — это эпоха падения духовных ценностей.

00:01:07 Когда люди как бы теряют не только духовную, но и материальную культуру. И поэтому понятие культуры очень важно и очень актуально. Почему мы заинтересовались именно ведической культурой? Ведическая культура — это не просто культура древней Индии. Когда-то все человечество было объединено единой идеей духовного совершенствования. И это было возможно на основе единого духовного знания, которое называется Веды, ведическое знание. Это было очень давно, много тысяч лет назад, ещё в до Христианскую эпоху.

00:02:03 И это то, что помогало человеку жить, решать возникающие проблемы и постепенно становится личностью То есть ведическое знание — это древнейшее знание всего человечества. И в современную эпоху оно очень актуально, оно как бы позволяет осуществить синтез древнего эзотерического знания и мудрости, идущей из глубины веков, и современных как бы научных достижений и представлений, которые основаны на современной культуре. Что такое культура? В Большой советской энциклопедии дается такое определение. Это исторический определённый уровень развития человека или общества, выраженный в форме организованной деятельности людей и создание ими материальных и духовных ценностей.

00:03:05 На латыни слово культура означает образование, воспитание, развитие и почитание. И мы увидим, что ведическая культура имеет в себе все эти компоненты. С одной стороны у нас есть внешняя культура, внешняя традиция, этикет. Это система обрядов и традиций, предписаний данного общества для продвижения человеческой цивилизации. Или можно сказать так, дать более глубокое определение, что это система традиций и обрядов общества, предназначенных для того, чтобы сделать всех людей счастливыми. И с самого начала мы с вами рассматривали, что культура, так же как и мировоззрение, подразделяется на две большие категории.

00:04:04 Это духовная культура и материальная культура. Точно также, как в философии есть деление на философские учение материализма, материалистические учения и идеалистические учения. В зависимости от того, что находится в основе, что считается как бы главным изначальным понятием. Или это понятие материи, или это понятие сознания или духа. В соответствии с этим разделяются также и направления в культуре. Наиболее как бы ярким представителем материалистической культуры является современная западная культура, которая существует на западе, в Америке, в Европе. И наиболее ярким представителем духовной культуры является ведическая культура.

00:05:05 Хотя разумеется, можно отнести к ней также и Христианскую культуру, и Мусульманскую, и т. д. Но целью, как бы задачей нашего курса является именно ведическая культура. И что характерно для материалистической культуры, и в противоположность что характерно для духовной культуры? Материалистическая культура — это культура эгоизма, когда каждый человек видим главной задачей своей жизни какие-то материальные блага, богатства, чувственные наслаждения, положение в обществе и т. д. И напротив, духовная культура — это культура, предназначенная для блага не только самого человека, но и всех людей на земле не на основе материальных, а на основе духовных ценностей.

00:06:10 Как говорится в Библии, не копите сокровища на земле, где ржа истребляет и вор крадет, а копите себе сокровища на небесах. Так вот что такое духовная культура, так сказать, духовное сокровище, которое мы должны копить, то есть обретать. Это в первую очередь духовное знание, понимание духовного смысла человеческой жизни и духовная культура — это как бы реализация, воплощение этого духовного знания в жизни. Каким образом мы можем достичь этого духовного идеала, духовного совершенства? Если в материальной жизни главным, главной целью является четыре, согласно Ведам.

00:07:06 Веды говорят, что в материальной жизни главные, так сказать, цели, или главное, так сказать, счастье — это четыре вещи. Еда, сон, секс, оборона. Побольше, повкуснее поесть, побольше поспать, соответственно больше наслаждений от секса, и оборона для того, чтобы все это обеспечить. И соответственно, ценности духовной жизни или духовной культуры определить немножко сложнее, они менее конкретны, это достижение духовного совершенства, духовной чистоты, которая приносит человеку счастье. Потому что материальные богатства, материальные достижения не приносят человеку счастье.

00:07:59 Мы с вами приводили пример Америки, самой богатой страны в мире, где оказывается, что самый высокий процент самоубийств. То есть несчастных людей больше всего. Хотя это самая богатая страна. Ну тоже самое есть богатые страны в Европе, как Швеция. И там тоже очень высокий процент самоубийств. И что же дает человеку счастье в этом, так сказать, и задача духовной культуры, духовного знания. Само слово йога на санскрите или слово религия на латыни означает связь с высшей природой, с высшей духовной природой, природой Абсолюта, которая, согласно Ведам, сатчитананда, то есть вечна, полна знаний, полна блаженства.

00:09:10 То есть счастье — это духовное понятие. Мы в материальном мире, так сказать, думаем, что счастье связано с какими-то материальными благами. Но зачастую эти материальные блага оказываются, ну как бы обманом, иллюзией. И человек, скажем, покупает новую машину, шикарную, какую-нибудь иностранную марку, едет на ней на огромной скорости и попадает в аварию и погибает. Он много лет собирал деньги и наконец купил иностранную машину, очень красивую, дорогую и встретил как бы свой конец.

00:09:59 Ну и много других подобных примеров, которые говорят о том, что сами по себе материальные блага, материальные богатства ещё не делают человека счастливыми. По крайней мере далеко не всегда. И духовное счастье - это счастье как бы духовного совершенства, духовной чистоты. У нас самая последняя лекция была посвящена внутренней духовной чистоте. Мы кратко об этом сегодня помянем. Которая достигается через духовную жизнь, через духовную практику. И собственно, ведическая культура и учит человека правильной, как бы жизни. Мы с вами говорили о трех признаках культурного человека, согласно Ведам.

00:11:00 Отношение к чужому имуществу, отношение к противоположному полу и отношение ко всем людям в целом. Мужчины должны относится ко всем женщинам, кроме совей матери, кроме своей жены, как матери, то есть для того, что бы не чувствовать вожделения к другим женщинам, мужчина должен сознательно видеть в других женщинах мать. Потому что к матери у нас нет никакого вожделения, к матери у нас должно быть только почтение и уважение, любовь. И соответственно, женщины должны смотреть на всех мужчин, помимо своего мужа, как на сына. Потому что отношения матери и сына, согласно Ведам, наиболее чисты и женщина естественно не чувствует вожделения к своему сыну, если это нормальная женщина.

00:12:04 И поэтому она должна учиться смотреть на других мужчин, помимо мужа, как на сына. Это значит, отношения к противоположному полу. Отношение к чужому имуществу должно быть подобно тому, как мы смотрим на мусор, лежащий на улице. Такова ведическая рекомендация. Подобно тому, как мы не привлекаемся мусором на улице, нас не должно привлекать чужое имущество. И отношение ко всем людям в целом должно быть таким же, как мы относимся к самому себе. Дальше мы с вами говорили о том, что, кратко, в двух словах, духовный учитель Бахтаведанта Свами Прабхупада определял культурного человека, как идеальный джентельмен. И соответственно, если это женщина, то идеальная леди.

00:13:08 И очень интересно, что в нашей обычной жизни тоже есть это представление, что джентельмен — это идеальный человек, который беспокоится не только о себе, но и о всех окружающих и т. д. И мы с вами рассматривали основные положения ведической культуры, и мы кратко их сегодня перечислим. В первую очередь безусловно исполнение своих предписанных обязанностей, в соответствии с предписаниями священных писаний, почитание старших, защита слабых членов общества. И наличие гуру, духовного учителя. Мы кратко рассмотрим эти четыре принципа. Они очень важные. В соответствии с Ведами все общество делится на четыре класса: брахманы — это интеллектуальный класс, кшатрии — это административный класс, вайши — торгово-экономический класс и шудры — это рабочий класс.

00:14:20 И в зависимости от того, к какому классу или варнии принадлежит человек, он исполняет те или иные обязанности. Скажем, главная обязанность брахманов — это учиться, постигать знания и помогать другим, то есть обучать других. То есть это как бы интеллигенция, интеллектуалы, которые склонны к тому, чтобы всю жизнь учиться. И причём учиться достаточно бескорыстно, не получая, так сказать, тысячи долларов. А живя, так сказать, достаточно скромно. Потому что материальное богатство и знания, особенно духовное знание, как правило, не совместимы.

00:15:12 Затем кшатрии, или административный класс, их главная обязанность — это защита своих подданных, защита слабых членов общества. То есть это руководители общества, но которые не просто руководят, но которые так же защищают, обеспечивают безопасность людей. Затем вайшьи, торгово-экономический класс, они обеспечивают общество материальными ресурсами, продуктами питания, одеждой, жилищем и т. д, И наконец, шудры, это рабочий класс, который работают в соответствии с указаниями, наставлениями своих, так сказать, хозяев.

00:16:01 И это большинство современных людей. Они работают где-то, в какой-то фирме или на предприятии, у директора или у какого-то, так сказать, начальника, босса, получают зарплату и им больше ничего не нужно. И просто действуют под руководством других людей. Это качества шудр. Хотя конечно это могут быть шудры, обладающие также какими-то другими задатками, если скажем, они работают где-то в институте, у них могут быть также брахманические наклонности к, так сказать, вот там преподаванию, скажем, чтобы там обучать других, преподавать. Или у них могут быть кшатрийские наклонности, если они в какой-то государственной структуре, занимают какой-то пост. И так или иначе организуют деятельность людей. Или это вайшьи, то есть они работают на какой-то фирме и также принимают участие в её управлении.

00:17:09 Еще одно небольшое добавление, которое я хотел сделать, касается четырех варн. Эти четыре варны являются универсальными. То есть они существуют в любом обществе. Не обязательно в обществе ведической культуры. Скажем, в дореволюционной России у нас всегда были, скажем священнослужители, соответствуют брахманам, у нас были дворяне, это соответствует кшатриям, были бизнесмены, купцы, соответствуют вайшьям, и были рабочие, крестьяне, это соответствует шудрам.

00:18:02 Или взять советское общество или современное общество. Всегда есть класс интеллигенции, интеллектуальный класс, духовный класс. Всегда есть руководящий класс, административный. Всегда есть торгово-экономический класс, как современные новые русские. И всегда есть рабочий класс. То есть это деление является универсальным. Это не только прерогатива ведической культуры. Но в любом обществе эти четыре класса, эти универсальные подразделения людей существуют. Об этом говорится в Бхагавадгите. Это было заведено, ну как бы с начала мироздания. Это не является изобретением Маркса-Энгельса. Эта теория, так сказать, классового общества.

00:19:06 Теперь вот мы переходим к ашрамам. И ашрамы — это как бы деление общества по стадиям духовного роста. Если варны — это деление общества в соответствии с материальными качествами, в соответствии с гунами материальной природы, гуны благости, гуны страсти, гуны невежества. То ашрамы — это этапы развития. То есть на протяжении, так сказать. Развития каждого индивидуального человека, он проходит 4 стадии. 1-ая стадия — это стадия ученичества, называется брахмачариашрам. И основная обязанность учеников, это учиться, учиться, постигать и духовные знания и материальные знания.

00:20:17 И учились в Гурукули, ка правило, представители трех высших варн. То есть брахманы, кшатрии и вайшьи. Шудры не учились. Шудры обучались своей специальности дома или в какой-то мастерской, куда их устраивали родители, где они осваивали свою будущую профессию. И принцип ведического обучения очень интересен и более рационален, чем современная система образования. Если в современном образовании пытаются всех научить всему, что в принципе невозможно, то в ведической системе, в Гурукули обучали детей тому, что им нужно, тому, что им пригодится в жизни.

00:21:10 Скажем, брахманы проходили Веды или проходили какие-то разделы материального знания, если они собирались специализироваться в данной области, там Аюрведу или Скапатьяшастра — это архитектура, или астрологию, или что-то еще. Кшатрии изучали в основном Дарунведу — это военное искусство. И затем искусство дипломатии и обучение кшатриев длилось меньше, чем у брахманов, брахманы учились, как правило, до 20 — 25 лет. Кшатрии — до 16 -18 лет. Их обучение гораздо меньше. Вайшьи ещё меньше учились. И они изучали, ну помимо конечно основ, так сказать, типа там грамматики, математики и т. д.

00:22:08 Они изучали Артхашастру. Артхашастра — это как бы искусство зарабатывать деньги, искусство выгоды и также искусство общение с людьми, как человеку жить в материальном мире, как зарабатывать деньги, как уметь общаться с людьми. И о шудрах уже я упоминал. Шудры, как правило, в Гурукули не учились. Они осваивали своб профессию дома. И девочки тоже, как правило, в Гурукули не учились, хотя бывали исключения. Бывали исключения, когда очень талантливые, да, как бы девочки, стремящиеся, склонные, так сказать к знаниям. Для них делали исключения. Но как правило, девочки обучались дома. Их обучали матери или другие женщины в семье.

00:23:03 Потому что главное, так сказать, как бы искусство главная задача женщины — это создать дома благоприятную атмосферу. Когда девочка взрослеет, выходит замуж. Мы будем говорить об этом в разделе Грихасташрам. Им не было нужды учиться и осваивать какую-то специальность. То есть главное дело, так сказать, жизни женщины — это домашний очаг. И затем после грихасташрамы, после того, как значит, дети кончали Гурукулу, они могли жениться, выйти замуж, если это девочка. И начать самостоятельную жизнь.

00:24:02 Это следующий этап семейной жизни, называется Грихасташрам. Где-то примерно с 20 — 25 лет для юношей, а девочки могли выходить замуж ещё раньше. Потому что считалось, что чем раньше девочка выходит замуж, тем легче ей будет как бы служить своему мужу, быть верной, преданной своему мужу. Она как бы не успеет увлечься чем-то лишним, посторонним. И для женщины, как мы упоминали, главное качество — это целомудрие, чистота. Грихасташрам — это основной ашрам. И мы сейчас его кратко рассмотрим. Когда у нас была эта тема, мы говорили об обязанностях мужа по отношению к жене, об обязанностях жены по отношению к мужу. И кратко если это рассмотреть, то обязанности мужа — это защита жены.

00:25:07 То есть защита с материальной точки зрения, муж должен обеспечить как бы семью всем необходимым. С эмоциональной точки зрения, то есть он должен жену вовремя успокоить, утешить, если она как-то вышла из себя. И это духовная забота. Духовная защита — это обязанность мужа, мужчины. И обязанность женщины по сути аналогичны. Она тоже должна защищать своего мужа, во-первых тем, что она поддерживает как бы уют в доме, поддерживает как бы тепло домашнего очага. И в том числе она должна защищать мужчину эмоционально, потому что у мужчин тоже бывают эмоциональные проблемы, они тоже выходят из себя и могут чем-то увлечься там, впасть в гнев или влюбиться.

00:26:04 И женщина должна достаточно скромно, смиренно и в то же время очень мудро дать мужу почувствовать свою роль, свою необходимость, что без нее мужчина ничего не сможет. Без помощи жены, естественно семейная жизнь не будет полноценной. Причем это касается не только каких-то внутренних вопросов как бы семьи. Это касается даже внешних вопросов. То есть на самом деле говорится, что именно жена дает мужу благословение на какие-то дела, на совершение каких-то таск, это очень больших дел, исполнение, так сказать, своих обязанностей во внешнем мире. Именно жена дает эту внутреннюю энергию своему мужу.

00:27:04 И защищает его с эмоциональной, так сказать, точки зрения, помогает ему держать чувства под контролем. Потому что без этого, без контроля чувств, невозможно не только успешное духовное, но и по сути также и материальная жизнь. То есть обязанности мужа к жене и жены к мужу. Они вообщем-то аналогичны, они заключаются во взаимной защите, взаимной помощи как бы и с материальной и с духовной точки зрения. Затем мы рассматривали очень интересный принцип дополнительности семейных отношений, что чем более добросовестно жена исполняет свои обязанности, тем в большей степени она побуждает мужа исполнять свои обязанности. И напротив, чем более добросовестно муж исполняет свои обязанности, тем в большей степени он будет побуждать жену исполнять свои обязанности жены.

00:27:58 И напротив, если жена не исполняет свои обязанности, пытается исполнять обязанности мужа, как-то командовать в семье, то она тем самым побуждает мужа проявлять какие-то не мужские, а женские качества. Поскольку она уже в меньшей степени как бы исполняет свои обязанности жены, а переключается на другую роль, то она тем самым вынуждает мужа восполнять этот недостаток. И проявлять какие-то женские качества, что-то там готовить, там убирать, стирать и т. д. Ну и верно, так сказать и в другую сторону. Это очень интересный принцип и глубокий, который подробно разбирался на семинарах Торсунова Олега Геннадьевича.

00:29:03 Принцип дополнительности в семейных отношениях. Если супруг, чтоб его партнер исполнял свои обязанности, он должен сам в первую очередь исполнять свои обязанности и это будет как бы лучшим лекарством. И после Грихасташрамы, следующий этап, этап Ванапрастхи, или отхода от активной материальной жизни. Для мужчины он наступает после 50 лет, для женщины он может быть немножко раньше. В этом плане женщина зависит от мужчины. Этот этап наступает тогда, когда муж в полной мере как бы исполнил свои обязанности. Он воспитал как бы семью, жену и детей. У него есть взрослые сыновья, которые могут взять на себя ответственность за семью. И он уже как бы присытился материальной жизнью.

00:30:05 Несомненно, что семейная жизнь — это, дает возможность человеку исполнять как бы свои материальные желания, иметь дом, так сказать, богатство, жену, детей. И рано или поздно материальная жизнь приводит человека к разочарованию. И когда этот этап наступил, когда муж готов, чтобы отказаться от активной, так сказать, семейной жизни и принять, так сказать, жизнь в анапрастхе, жизнь, так сказать, в удалении, так сказать, от активной, от активной, так сказать, семейной жизни. То он может либо остаться в семье, но уже не быть как бы активным началом, руководителем семьи, а просто спокойно жить и заниматься духовной практикой.

00:31:09 Либо покинуть семью, причём он может это сделать вместе с женой, и удалиться в какие-то святые места, где полностью посвятить себя какой-то духовной практике. И наконец мы с вами рассмотрим последний четвертый этап в жизни человека, это Саньясу, или жизнь в отречении, который для современных людей мало понятен, мало приятен. Тем не менее он существует и это как бы реальность ведической культуры. Отречение — это когда человек полностью порывает с материальной жизнью, с семьей и полностью посвящает себя духовной жизни.

00:32:01 Он уходит из семьи, он уже не может оставаться дома, он уже не может оставаться с женой. Может удалиться в какое-то святое место или путешествовать и давать людям духовные знания. Это соответствует в Христианской традиции, скажем, удалению в монастырь. И в общем-то в Ведах говорится, что действительно в Калиюгу вот эта жизнь в отречении, Саньяса, ну практически исключается. Калиюга — эпоха, где духовная жизнь на столько сложна, на столько далека от людей, что это как бы слишком уже высокий духовный уровень. Но тем не менее для брахманов в ведической культуре это рекомендовалось и мы видим примеры в ведической литературе, да и в общем-то и в современной жизни, когда наиболее чистые, святые личности принимали в конце вот этот статус Саньяси или жизни в отречении.

00:33:14 Когда они давали обет уже не только не заниматься как бы активной материальной деятельностью, но и вообще удалении как бы из материального общества, из материальной жизни. И в заключении я скажу несколько слов о как бы итогах нашего семинара. В современную эпоху, когда духовные ценности постепенно исчезают и нет как бы у людей духовного стержня, духовной идеологии, особенно важно вот эта деятельность по распространению духовного знания.

00:34:05 Это пытаются некоторые сделать на основе православной культуры. Мы пытаемся это сделать на основе ведической культуры. В любом случае это несомненно приносит людям благо и дает людям какие-то духовные ценности, духовные идеалы. Потому что материальная жизнь, на сколько бы она не была возвышенной и совершенной, рано или поздно кончается как бы ничем, пустотой. В конце концов каждый человек встречает неизбежную болезнь, старость и смерть, когда все его материальные достижения теряют свой смысл. Конечно можно сказать, что он оставляет что-то потомкам, но самое ценное, что можно оставить потомкам, это духовное знание. Это духовное знание, духовную культуру. Потому что материальное, так сказать. Материальные какие-то блага, материальные ценности, они могут принести либо благо, либо великое благо, либо великое страдание, великое несчастье.

00:35:16 И вся современная культура — это вообщем не помогает человеку приобрести эти духовные идеалы, а напротив, как бы удаляет и помогает ему забыть о смысле, высшем смысле человеческой жизни. Между тем в душе у каждого человека есть этот идеал вечной счастливой жизни, которая нереальна, так сказать, которая невозможна в материальном мире. И когда человек встречается с духовным знанием или с какой-то личностью, которая является носителем этого знания, он чувствует на душе какое-то облегчение, какое-то просветление и какую-то надежду.

00:36:02 Вот это, так сказать, то, что я планировал вам рассказать сегодня на этой заключительной лекции по курсу основы ведической культуры. И пожалуйста, вы можете звонить по нашим телефонам или присылать свои вопросы на сайт Torsunov.ru. Напоминаю, что в эфире Критский Владимир Георгиевич, сотрудник института Бахтиведенты и я буду рад ответить на ваши вопросы. Спасибо за внимание. [звучит музыка].

00:37:05 Добавить по поводу предыдущего. Дело в том, что это спрашивают довольно часто, когда мы рассказываем о ведической культуре и об этой идеальной такой формуле, структуре, когда мужчина исполняет свои обязанности. Женщина исполняет свои обязанности и все очень хорошо, и все счастливы, и такая как бы идеалистическая картина, то люди как правило, говорили, на сколько это далеко от современной реальности, от современной эпохи, когда там приходится мужу работать, жене работать, оба устают. И ещё можно, мне кажется, сказать несколько слов на эту тему, поскольку эта ситуация очень такая реальная, жизненная. Что на сколько я понимаю ведическая, вот этот ведический идеал ведической культуры в Калиюгу имеет очень ограниченное применение.

00:38:04 И он для нас важен именно как идеал, именно как какая-то модель, к которой мы можем стремиться. Но реально надеяться, что даже вот деление брахманов, кшатриев и вашьи, шудр. Это в современную эпоху очень трудно определить. Потому что часто люди исполняют обязанности сразу нескольких сословий. Иногда человек работает, так сказать, иногда как брахман, а потом как кшатрий или вайшьи, торговлей занимается, а иногда как шудра нанимается к кому-то на работу. То есть ведическая модель — это некий идеал, который нам очень важен как пример, как образец. И в частности, в семейной жизни главное — это вот сотрудничество. Главное, что муж и жена должны не слишком как бы давить на права и обязанности, кто должен исполнять, так сказать, чьи права, так сказать, у кого какие обязанности.

00:39:12 А относится друг к другу с любовью и доверием и помогать исполнять те обязанности, которые необходимы. Которые не может исполнять ваш партнер. Например, жена, так сказать, рожает или родила. Ясно, что на несколько месяцев она выбывает как бы из игры, так сказать, из вот регулярной домашней работы, и мужу надо делать все. Ну если есть дети, более менее взрослые, могут помогать дети. Вот. То есть я вот хочу эту идею ещё раз провести, что в современную эпоху вот не как бы не приходится привязываться к букве вот этого ведического идеала. А больше вот как бы ориентироваться на реальную ситуацию.

00:40:00 И больше нам важен дух, сама идея ведической культуры, вот это сотрудничество, это любовь ко всем людям, ко всем окружающим. Это более важно, чем внешнее предписание ведической культуры. Вот то, что я хотел добавить по первому вопросу.
[Ведущая] Владимир?
[Критский В. Г.] Да, да. Слушаю.
[Ведущая] Еще вот один вопрос появился. Вот как быть женщинам, которые играют какие-то лидерские, лидерское положение занимают в обществе? Вот. Были ли такие примеры в ведической культуре?
[Критский В. Г.] В ведической культуре я таких примеров, очень таких ярких не знаю. Разумеется были примеры очень сильных женщин. Ну например, Драупадья была женой пятерых пандалов.

00:40:59 То есть она могла как бы удовлетворить что ли, обслужить, извиняюсь за такое жаргонное слово пятерых мужчин. И это конечно может далеко не каждая женщина. Это говорит о том, что это очень сильная яркая личность. Если вспомнить историю её рождения, то конечно она была необычной как бы личностью, необычной душой. Но все-таки она играла роль женщины, она пыталась, как бы сказать, командовать, управлять, хотя по своей энергии, по потенции, она несомненно могла. И она, можно сказать, оказывала огромное влияние на вот, так сказать, своих пятерых мужей. Есть примеры, скажем вот, с царицей Пунтией, которая была тоже очень мудрой интеллигентной женщиной. Она посвятила себя воспитанию сыновей. Она осталась без мужа. Ее муж погиб в довольно молодом возрасте. Она осталась вдовой.

00:42:07 И всю свою энергию, всю свою, как бы сказать, силу интеллекта и души она посвятила воспитанию пятерых сыновей, братьев Пандалов. И тоже она нашла себя в роли матери. Вот как бы ей не очень удалась роль жены, так сказать, муж её безвременно погиб, и тут она возможно чувствовала долю своей вины. Вот. Но по крайней мере она, так сказать, полностью себя как бы, так сказать, отдала служению своим сыновьям. Я не хочу этим сказать, что в современном мире совершенно исключено, чтобы женщины занимали какое-то лидирующее положение, были какими-то там начальниками. Потому что женщины так бывает даже руководят правительствами и т. д. Но они должны понимать,что они играют не свою роль.

00:43:05 Они играют роль, так сказать, мужчин. И они, соответственно, уже не могут расчитывать на то счастье, на которое могут расчитывать обычные женщины. То есть несомненно они получаю те плоды, которые получают мужчины. Во их там почитают, им там поклоняются и т. д. Но на обычное, так сказать, как бы простое женское счастье им уже расчитывать очень трудно. То есть у низ такой интеллект, вот такая карма, что им, так сказать, близка, и они могут играть такую мужскую роль. Соответственно, они будут как бы на половину женщины, на половину мужчины. И это по сути в Калиюгу встречается очень часто такая смесь, точно также как очень мало чистых брахманов, кшатриев и вайшьев. Всегда есть какие-то сочетания качеств.

00:43:59 Точно также и мужские и женские качества часто перемешиваются и это душа, так сказать, личность, которая родилась в женском еле, но имеет мужской характер. И соответственно, у нее жизнь и радость жизни будут не столько женскими, сколько мужские. Вот то, что можно сказать на эту тему. Это вот такая ситуация Калиюги, что все здесь как бы перевернуто вверх ногами и такие ситуации встречаются довольно часто. Спасибо.
[Ведущая] Спасибо Владимир. А мы ждем вопросы в студии. Пожалуйста, присылайте. Еще раз напоминаю наш телефон 8-909-933-70-10.

00:45:00 [звучит музыка].

00:46:36 [Ведущая] Владимир?
[Критский В. Г.] Да, да, да.
[Ведущая] Вот у нас ещё поступил вопрос от Вячеслава. И он интересуется как можно определить свои склонности к каким-то занятиям? То есть довольно сложно сейчас определить к какой.
[Критский В. Г.] То есть в системе варн?
[Ведущая] Да. В системе варн.
[Критский В. Г.] Спасибо за вопрос. Свои склонности определить можно.

00:47:03 И самой простой естественный способ — это человек должен наблюдать. Он должен как бы думать какой вид деятельности, какой вид занятий ему ближе, ему больше подходит. В чем так сказать главный секрет? Что когда человек исполняет свои предписанные обязанности, когда он находится на своем месте, то он может этим делом заниматься долго, ему не нужно для этого какие стимулы, какие-то, так сказать, поощрения награды. Он не чувствует утомления. Ну например, великие художники или композиторы творили, они могли там писать свои произведения дня и ночи напролет и не думали о награде. Они не думали о том, заплатят им за это, продадут они свою картину или не продадут.

00:48:00 Потому что это был талант. Это были люди, наделенные талантов от Бога и соответственно, они делали своё дело. Они творили, так сказать, создавали гениальные произведения, шедевры. Вот это пример того, когда человек находится на своем месте. И он, так сказать, творит, и он дарит людям счастье своим талантом. Поэтому по сути критерий достаточно простой. Другое дело, что иногда бывает, что человек это как бы не одно, есть разные занятия. С одной стороны мне нравится там, не знаю .играть в шахматы, с другой стороны играть в футбол, или что-нибудь в такой духе. И в Калиюгу это встречается часто, потому что у меня есть и брахманические склонности и шудрянские склонности. У меня есть какой-то процент сатвагуны и есть какой-то процент тамагуны. Вот. Поэтому вот это вот тоже самое на предыдущий вопрос, я отвечая, говорил, что эта реальность нашей эпохи, Калиюги, что чистых качеств сейчас почти не встречается, а всегда они в каком-то сочетании.

00:49:07 Вот. И человек должен действительно изучить свою природу, понять свою природу и решить, чем ему заниматься, чему посвятить свою жизнь. Именно любимому делу, от которого он будет получать удовлетворение и не ждать все время какой-то награды за свои труды. Вот так я могу ответить.
[Ведущая] Владимир?
[Критский В. Г.] Да, да.
[Ведущая] Скажите, пожалуйста, а вот если, например, человек занимается каким-то делом, вот, но оно не является его любимым делом. То есть как быть в такой ситуации?
[Критский В. Г.] К сожалению, так встречается очень страшно. Я помню, в советскую эпоху была такая мода, чтобы все дети поступали в институт. И любой ценой родители своих детей загоняли в спецшколы, в математические школы, в английские школы, нанимали репетиторов.

00:50:09 То есть это была вот мода, веяние эпохи. Все 100% вот молодежи, по крайней мере вот у, так сказать, каких-то вот классов достаточно высоких должны иметь высшее образование. Нравится это ребенку или нет. Соответствует ли это его склонности, вот главное вот получить престижную специальность, престижную, так сказать, как бы профессию. Образование и это была конечно огромная ошибка. Сейчас вроде бы такой тенденции нет. Сейчас другие есть какие-то проблемы. Но сейчас и образование бывает достаточно дорогим. К тому же и не всегда на работу легко устроиться. Вот но по крайней мере такая мода была.

00:50:59 И вот скажем, изучение ведической культуры и ведической философии помогает человеку понять, что не нужно гоняться за какой-то престижной профессией или за какой-то высокооплачиваемой профессией. Это не принесет человек счастье. Что счастье человек получит, если он будет заниматься любимым делом, если он даст возможность как бы раскрыться своим внутренним талантам. И даже, имея небольшую зарплату, он будет на столько человеком как бы чистым, счастливым, он будет всем людям вокруг дарить своё тепло, свою любовь, и он будет счастлив. И люди будут довольны общаться с ним. И материальные какие-то там возможности, которых он лишиться может быть, работая на менее оплачиваемой работе, он всё равно со временем получит из других источников, за счет того, что он даря как бы людям радость и счастье, они его не оставят как бы в беде.

00:52:06 И он будет отовсюду получать. Как говорится, не имей сто рублей, а имей сто друзей. Вот я могу сказать, что не нужно стремиться к какой-то очень престижной и оплачиваемой работе, если это не нравится, если это идет против как бы ваших наклонностей. Потому что счастье можно получить и не имея высокой зарплаты. Вот духовное спокойствие и духовное счастье гораздо важнее. Вот могу так я сказать. Спасибо, Ольга.
[Ведущая] Владимир, спасибо вам за ответ. Вот. У нас ещё один вопрос от Григория. Он просит повторить список книг, рекомендованных к чтению для каждой из варн.
[Критский В. Г.] Список книг.

00:53:00 Список книг у нас очень простой, потому что на русском языке ведической литературы очень мало. Я помню в советскую эпоху любая книга ведической традиции была на расхват. Ведь что было в советскую эпоху. Была Махабхарата в переводе Смирнова. Были законы Ману в переводе Лимановича. И до сих пор попробуйте купить законы Ману. Их было несколько изданий. Их все расхватывают сразу. Вот. Законы Ману — это одна из книг, на которых был построен, так сказать, мой курс по ведической культуре. Но сейчас зато появились книги, издаваемые Бахтивиданте Буктраст, переводы духовного учителя Бахтивиданте Свами Прабхупаде. Это издательство занимается издательством книг Бахтивиданте Свами Прабхупаде и самая лучшая — это Бхагавадгита как она есть.

00:53:55 Бхагавадгита является квинвесенцией ведической мудрости. И в ней основы и философии, и культуры. В ней описываются основные системы йоги, но попутно даются очень важные и необходимые сведения по философии и ведической культуре. После Бхагавадгиты, если вы её осилили, идет Шриватбагаватам. Это уже многотомное издание. И там подробно описываются самые разные аспекты ведической культуры. Очень подробно. Сейчас издано где-то около десятка томов. Их можно приобрести вот в центре ведической культуры, метро Динамо, Ленинградский проспект, 39. Он по моим сведениям будет действовать до июня месяца. Есть также другой магазин философской книги. Он находится между метро Динамо и метро Савеловское, улица Песцовая. Это нужно уточнить адрес, я на память не помню.

00:55:03 Но если интересует, я могу найти адрес и сообщить, скажем, в следующий раз. Это постоянный магазинчик, который действует. И там тоже есть самые различные книги ведической традиции. В том числе и вот названные: Бхагавадгита и Шриватбагаватам. Ну вот это вот основное, это самое главное, что можно назвать. Есть ещё одна блестящая книга с беседами Бахтивиданте Свами Прабхупада, называется наука самоосознания. Как раз она тоже посвящена месту ведической культуры в современном мире, он беседует с учеными, с философами, деятелями там науки и искусства, просто с какими-то там государственными деятелями. Одна есть беседа с полицейским. И там есть две потрясающие интересные беседы. Такой раздел называется наука и лженаука. И там беседа с двумя учеными, с доктором Бенфордом и с доктором Синхом.

00:56:04 Особенно вот беседа с доктором Бенфордом называется цель познания. Это удивительный шедевр, где прабхупада буквально кладет на лопатки представления современной материалистической науки, вот на основе ведического знания. Он говорит, что, ну вот собственно основные идеи мы разбирали о том, что современная наука, не смотря на огромные её технические достижения, не совершенна. Она основана на несовершенных методах познания, на чувственных восприятиях и логических заключениях. И у нее нет как бы источника об абсолютном знании. Вот она опирается полностью на несовершенные источники познания. Для того, чтобы обрести совершенные знания, мы должны найти какой-то совершенный источник, тогда у нас есть шанс вот познать мир таким, какой он есть. Это великолепная книга, ещё раз я напоминаю, она называется наука самоосознания.

00:57:05 Она в тех же местах, можно её там приобрести, она недорого стоят, где-то рублей 50 или 60. И я очень советую её прочитать, может быть даже до Бхагавадгиты, потому что она проще. Все-таки Бхагавадгита требует какое-то знание, знание какой-то культуры, традиции и там термины санскритские встречаются. А эта книга написана современным, так сказать, популярным русским языком и она очень ну как бы ясно и живо объясняет место ведической традиции в современной культуре. Вот это пожалуй самое основное.
[Ведущая] Владимир? Вот Григорий ещё один вопрос задает. Возможно ди воспитать в себе качества другой варны, нежели мне кажется, в которой я нахожусь сейчас?
[Критский В. Г.] Интересный вопрос.

00:58:01 Если у вас есть тяга к другой варне, то возможно это не случайно. Возможно это у вас какие-то данные с рождения. И такие примеры есть в ведической литературе, такого мудреца Вишамитра, который родился как царь, был царем большого царства. Но однажды он встретился с брахманом, Васитшхай и пытался отнять у него корову Каматхену. Очень такую мистическую корову, которая исполняла желания. И брахман Васитшхья полностью разгромил Вишамитру. Своей мистической брахманской силой. Вишамитра был на столько этим потрясен, что он захотел сам стать брахманов. Он понял, что его кшатрийские данные, его царское могущество, его войско, ничто, по сравнению с силой брахмана. И он стал совершать аскезы, медитацию, изучать там священные писания, и он провел много лет. Это было в Сатиюгу или Стратиюгу, тогда люди много, очень долго жили.

00:59:10 И он в течении сотен лет совершал аскезы и в конце концов он добился своего. Его Сватьбрама признал брахманом. Брахнариши. Он прошел очень много испытаний, очень много было на этом пути трудностей, о которых рассказывается в ведической литературе, много раз падал. То есть это подобно тому, как человек пытается забраться на гору, и вновь, и вновь падает, срывается. Потому что забраться очень трудно. Но он с непоколебимой решимостью ползет вперёд и вперёд и в конце концов решимость бывает вознаграждена. Вот это одна из интересных историй ведической литературы, литературы про Вишамитрумуни. Есть другие истории. Когда человек, будучи в одной варне, пытался обрести качества другой.

01:00:05 И это приводило к тому, что его жизнь была очень сложной. Другой знаменитый пример, это Дроначарий из Махабхараты, который родился как брахман. Но он видимо хотел снискать лавры воинской славы, принял участие в сражении на поле Карушетра. Хотя он был действительно великим воином, но как брахман он должен был учить воинскому искусству, а не сражаться самому. И в результате он погиб довольно трагической бесславной смертью. Поэтому это вообщем-то не самый лучший вариант. Но если вы чувствуете в себе действительно такие наклонности, то может быть ваш первый выбор был не совсем правильным и ваше вот стремление вполне оправдано. Имеет смысл посоветоваться с какими-то опытными наставниками, потому что это вопрос не простой.

01:01:00 Это неформальный. Это в каждом случае требуется конкретное определённое, так сказать, решение, рекомендации.
[Ведущая] Спасибо за ответ. Дорогие радиослушатели. Мы ждем ваших вопросов по телефону, ещё раз повторяю, 8-909-933-70-10. Вы можете также присылать СМС-сообщения.
[Критский В. Г.] Дорогие радиослушатели, значит, вопросов пока у нас нет.

01:02:00 И мне бы хотелось сказать несколько слов о теме следующей передачи. Как я уже говорил в основной лекции, основной курс по ведической культуре у нас завершен. По крайней мере в том объеме, в каком, так сказать, мне доступен. Разумеется тема ведической культуры неисчерпаема. О ней можно говорить с утра до вечера и с вечера до утра. Но я собрал вот те материалы, которые были в моем распоряжении и составил такой небольшой курс, который вот вы слушали на протяжении нескольких месяцев. И гораздо интереснее, и гораздо более плодотворно, когда происходит у нас сообщения не в режиме монолога, а в режиме диалога. То есть сегодня было несколько интересных вопросов и я думаю, вам было достаточно интересно их послушать, и послушать ответы. Еще интереснее принимать участие самим.

01:03:02 Поэтому мы хотим вот после окончания этого курса, начинаются следующие передачи. Начать такой режим консультации. То есть вы в течении недели можете присылать на наш сайт Torsunov.ru свои вопросы и направлять их тому или иному ведущему, в данном случае Критскому Владимиру Георгиевичу или кому-то еще. Я думаю, что мы будем отвечать вместе с Сергеем Владимировичем Зуевым, мы с ним как-то уже давно, много лет вместе сотрудничаем. Вот. Вопросы по ведической философии, или культуре, по каким-то или научным, или практическим аспектам. Вот. И соответственно, такой вот запланированной лекции мы не предполагаем, а предполагаем отвечать на ваши вопросы. И заверяю вас, это будет ничуть не менее интересно, чем вот такая стандартная как бы написанная и прочитанная лекция.

01:04:07 И это кстати, одно из, ну можно сказать, таинств ведической культуры. Что главное удовлетворение человеку приносят не какие-то материальные богатства, не какое-то материальное имущество там, деньги или там компьютеры, видеомагнитофон, а общение. То есть общение с другим человеком, с другой личностью гораздо более плодотворно и приносит большее удовлетворение душе. И в соответствии с этим, одна из психологических проблем современности, это вот одиночество, это недостаток общения. Особенно это наблюдается, скажем, у пожилых людей, у пенсионеров. И они поэтому заводят себе там собачку или кошку, или там попугайчика, чтобы хоть с кем-то пообщаться. Хотя бы с животным.

01:05:03 Поскольку с людьми общения не получилось. Ну вот это как бы конечно не так просто, может уже это их сверстники все отправились в иной мир. А с молодым поколением какого-то тесного контакта не получилось, но вот согласно ведической традиции, человек должен научиться мудрости. Он должен научиться общению. То есть развитию отношений с другими людьми. И со старшими .и к старшим, как знаете нужно относится с почтением, в духе служения. Это безоговорочно и без всяких как бы условий и исключений. С равными нужно развивать дружеские отношения. И младшим нужно давать наставления, нужно их чему-то учить. Впрямую читать лекции — это может быть не получится. Это скучно.

01:06:02 Учить их как-то косвенно, на каких-то примерах, тоже, тоже через общение, через какое-то любовное, так сказать, и дружеское общение. Вот это вот идея, так сказать, на следующие передачи. Чтобы начать как бы такой курс, я приду на какие-то беседы или консультации. И для этого естественно желательно, чтобы вы присылали вопросы или предложения, что бы вы хотели услышать. И это, на это дается целая неделя. Вопросы вы можете заранее присылать, чтобы мы могли к ним подготовиться или впрямую звонить в эфир, задавать, чтобы они прозвучали в эфире. Вот это вот несколько слов, которые я хотел сказать по поводу наших планов. Если нет других вопросов, то я хочу попрощаться, поблагодарить всех за внимание. Напоминаю, что в эфире был Критский Владимир Георгиевич. Цикл философские основы ведической культуры. Всего самого наилучшего.

01:07:05 [Ведущая] Владимир?
[Критский В. Г.] Да, да.
[Ведущая] Спасибо вам большое за ваши лекции. Вы не могли бы ещё на один вопрос ответить?
[Критский В. Г.] Ага.
[Ведущая] Григорий опять спрашивает. Вы говорили, что книга, которую изучают Вайшьи, называется Архашастра.
[Критский В. Г.] Артхашастра.
[Ведущая] Уточните, пожалуйста, название книги.
[Критский В. Г.] Значит, поскольку вопрос прозвучал уже после того, как я попрощался, и вопрос довольно-таки серьезный. Давайте договоримся, что к следующему разу я приготовлю на него ответ. И мы начнем с него как бы следующую передачу, через неделю. Потому что это не та книга, которая лежит на полке. Ее можно купить, так сказать, в любой ларьке. Это книжка очень редкая. И я не уверен, есть ли она вообще на русском языке, её возможно и нету. Может быть какое-то редкое издание и есть.

01:08:00 И я ещё раз благодарю, Григорий, за ваш вопрос. И я его как бы оставляю на следующий раз. Вопрос по поводу Артхашастры, главное их, так сказать, содержание и возможно ли как бы их достать и прочитать, воспользоваться их мудростью. Еще раз я хочу поблагодарить всех за внимание. Всего самого наилучшего. В эфире был Критский Владимир Георгиевич.
[Ведущая] Мы благодарим тоже Владимира Критского за его интересный семинар. Вот. Пожалуйста присылайте свои вопросы на наш e-mail ayurvedaradio@mail.ru. Также вы можете присылать свои вопросы для других лекторов. Вот. В течении недели и на следующих семинарах вы получите ответы. До свидания. Всего доброго. Оставайтесь на Аюрведарадио.

транскрибирование: Наталья Колоцей | Речица | Беларусь | 30 декабря 2011