Аюрведа
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 Предыдущая лекция была посвящена как раз тому, что я объяснял, почему следует верить Ведам. Ну, не следует, а просто на основе каких факторов мы можем допустить, то что Веды говорят правду. Там мы проверяли, как действуют законы математики, всё это изложено, вот.. И заручившись вот такой базой доверия можно спокойно говорить о том, как это всё было. Индра получил знания от Ашвини Кумары. Это лекари, как сказать, полубогов. Они в свою очередь получили это знание от Творца Вселенной - Брахмы. Брахма получил это знание от самого Бога. Таким образом, Аюрведа – она не создана тоже человеком и является частью ведического знания. Очень ценная наука. Думаю, это будет понятно очень скоро. Очень практичная. Ничего общего не имеющая с какими-то выдумками. Так она постепенно дошла до нас, до людей. Мы имеем возможность её изучать. Это такая небольшая история Аюрведы. В основном, сама по себе Аюрведа, считается, что она является упа-ведой или под-ведой. Основных Вед существует четыре: Риг, Сама, Яджур и Атхарва Веда. Включают в себя очень большое количество знаний, стихов, слог. И Аюрведа является, или считается, Упа-Ведой [неразборчиво]. Подведой.
00:01:58 И, хотя её так классифицируют, тем не менее, это совершенно отдельное направление знаний, которое существует практически независимо от всего. Но, т.к. все Веды они имеют одну и ту же терминологию, у них нету противоречий. Я просто на опыте уже заметил, что если углубляешься в изучение какой-то области знания. Ну, допустим, какое-то время я изучал Аюрведу. Затем мне стало интересно изучить астрологию. И я заметил, что всё то же самое. Те же мудрецы, те же термины, всё то же. И очень понятно становится. Т.е. изучаешь что-то одно, а практически начинаешь понимать о том, что когда ты соприкоснешься с чем-то другим, начинаешь это понимать. Потом мне стало необходимо просто написать диплом по Артха Шастре. Это наука о политике. И я её коснулся, и с удивлением понял, что те же самые личности, те же самые имена. Практически та же самая терминология, но уже там - о политике. Очень такое практичное знание и не разрозненное, ничего, комплексное. Хотя и совершенно разные сферы жизни рассматривает.
00:03:20 И Аюрведа включает в себя восемь основных направлений. Она подразделяется на восемь таких ветвей. Это первое, это [Кая чикитса]. Или общеоздоровительные методики описывает. [Чаракастамхита] как раз и посвящена [Кая чикитсе]. Или терапевтическим методам воздействия. Не хирургическим. А так же следующая ветвь это Шалья. Это хирургия. Её описывает [Сушрута Сахита]. Шалакья - это следующая ветвь. Это наука, которая описывает о лечении болезней, которые с головой связаны. Ухо, горло, нос - Шалакья. Так же есть ветвь, которая называется [Каумара Притхи]. Каумара означает ребенок. Каумара Притхи означает медицина, педиатрия короче говоря. Педиатрия, так же в нее включена гинекология. Следующая ветвь, это Агада. Агада Тантра. Агада Тантра, или противодействие нагам. Противодействие змеям. Ядам всяким, ну, в общем, всё, что связано с токсинами, и, как их? Токсикология.
00:05:16 И шестая - это [Бхута видья]. Бхута видья, это ветвь, которая рассматривает, как бороться с микроорганизмами и духами различными, которые действуют на организм. Духи. Бхута видья. Ну, на человека могут воздействовать различные духи. И Бхута видья рассматривает именно этот вопрос. Мы как-то были в Индии с женой, пару лет назад. И она проходила там курс лечения аюрведический. И ей что-то не помогало, и врач говорит: «Хорошо, я приглашу сейчас, ну, не сейчас, а завтра, приглашу священников из храма, брахманов. И они просто с тобой побеседуют, вероятно, у тебя какой-то дух там беспокоит. Надо лечить уже не медикаментами, а там ягья, жертвоприношение провести». И нам интересно так стало. Как [неразборчиво] метода.
00:06:32 И этот священник пришел, с ним было ещё семеро помощников. Они там начали что-то делать сразу, подготавливать. И он тоже там участвовал, но потом он позвал нас в кабинет. И мы зашли: я, жена, врач, который нас лечил. И этот священник. И он говорит жене: « Загадай число от 1 до 12. Любое». И она подумала, подумала, и говорит: «Загадала». Какое? Пять. И он ей начал рассказывать всю судьбу. Что у нее все родственники по отцовской линии погибли какой-то насильственной смертью. Что, ну, какие-то ненормальные события. Т.е. я даже этого не знал. Она сидит, кивает, говорит - Да. Ну, такое знание, оно очень интересное. Вот. Он говорит там, ну чуть ли не сказал, какое поколение, из какого поколения он там не ушел куда-то. Дух этот сидит там и беспокоит. Надо провести ягью специальную. Провели ягью, ей сразу легче стало. Удивительно.
00:07:40 Ну ладно бы это, знаете, одно, ещё можно было бы сказать, что это совпадение. Но с нами ездила знакомая, у нее ухо вдруг разболелось. И он ей говорит: тебе тоже надо ягью провести. И у нас называлась чакра-ягья. Такая защитная. А ей провели анвантари ягью. Анвантари - это Господь, имя Бога, который, ну, воплощение Бога, который аюрведу поведал. Ей проводили эту анвантари ягью, там специальные растения, какие-то веточки в костер бросали, столько дыма было. И у нее после ягьи ухо сразу перестало болеть. Хотя до этого она какие-то там антибиотики уже даже принимала. Сразу после ягьи ухо перестало болеть. Удивительно было. Вот как действует это всё.
00:08:28 Следующая ветвь это - Расаяна, или омолаживающая терапия. То, как следует сохранять свою молодость. Здоровье поддерживать. Тоже очень интересная. Особенно для женщин очень интересная, как это всё. Методы очень простые. Даже когда слышишь только, кажется, что Боже мой, ну чего я раньше до этого не додумался? Знал же! Чё не делал? Непонятно!? - такое чувство возникает. И следующая, заключительная ветвь это Ваджикарана. Ваджикарана, или наука об афродозиаках. О том, как человека побудить к желанию овладеть потомством, завести потомство. Ваджикарана. Т.е. там женщин подготавливают к родам, мужчину подготавливают, чтобы у него всё в порядке было. Ну, такая наука - Ваджикарана.
00:09:38 Соответственно эти восемь частей Аюрведы есть. И мы видим, что, фактически, в современной медицине нету ничего того, чтобы вышло за пределы этого. Наоборот, даже чего-то и нету там. И как вчера говорил на лекции, что если применить ко всему этому метод экстраполяции, то мы поймем, что современная медицина, это просто следствие. Переразвитое какое-то следствие и видоизмененное, но, фактически, суть-то одна и та же. Соответственно источником является древнее знание, которое и было в общем. Это так же подтверждается памятниками культуры, медицины даже. Есть такой трактат Тибетской медицины: Чжуд Ши называется. Там прямо написано, что все принципы, которые изложены, применены в этой медицине - тибетской, они взяты из Аюрведы. Из индийской медицины. Знание - оно кочует, но, все названия, которые, или растения, которые используются в тибетской медицине, они – местные. Поэтому взяты из Аюрведы просто принципы, а всё остальное..
00:11:03 Так же и мы можем изучить. Я не знаю, удастся ли нам за это время изучить основные теории, но это достаточно просто для понимания. И зная эти принципы, мы можем сориентироваться спокойно: с нашими травами что делать, чтобы пользоваться спокойно аюрведическими методами. Сама по себе Аюрведа это не система каких-то рецептов, списка какого-то. Там есть и рецепты, но основная идея это – знание основных принципов, о которых мы и будем говорить. В аюрведе существует несколько основных теорий. Ну и основная, наверно, с которой следует начать, это теория Три Доши. Теория Три Доши.
00:12:00 Это не оторванное понятие от всего ведического знания. Три Доши это: Вата, Питта и Капха. Условно, можно перевести, как Воздух, Огонь и что-то скользкое и жидкое- Капха. Откуда всё это берется? Т.е. Вата, Питта и Капха - это составляющие нашего организма, можно так сказать. И, если посмотреть вне Аюрведы на эти принципы, то мы можем понять их вообще начало. Этот мир состоит из пяти грубых и трех тонких элементов. Это - пять грубых: земля, вода, огонь, воздух, эфир, или пространство. И три тонких, это: ум, разум и ложное эго. Вот эти значения на русском языке они практически не отражают ничего. И их буквально понимать - не следует. Не надо привязываться к русским названиям. Легче будет понять по признакам. По признакам, которые проявляются косвенно. И тогда мы можем глубже понять, что же такое - земля, что такое – вода, воздух, огонь, эфир, ум, разум, ложное эго.
00:13:44 Начать наверно следует с описания признаков ложного эго. Каково оно? Это - тонкий материальный элемент, который способен подстраиваться под наши желания. Под желания духовной души. И делать это так, что я уже перестаю различать, где я, а где материя. Где дух и где материя. И это ложное эго, оно, говорится, как узел, как плотный узел связывает душу с этой материей. Вот представьте, что-то разнородное связать вместе, да? Как веревкой привязать воду. Можете представить? Ну, может там узел быть, да? В воде. Разнородные вещи. Связь происходит на основе желаний. Желаний наслаждаться чувствами. То, о чем мы вначале говорили. Или другими словами, желание быть Богом. Вообще Бог - наслаждающийся. Но если я хочу наслаждаться, то он исполняет все желания и говорит: ну на тебе вот эту песочницу из пяти первоэлементов, почувствуй себя здесь наслаждающимся. Но есть условие, что это тело умирает, т.е. есть какие-то ограничения.
00:15:16 Итак, ложное эго и его признаки. Как в себе можно продиагностировать ложное эго. Подвержены мы его влиянию или нет. И у него есть два признака: [Ахам Мамэтти] Я и МОЁ. Это два признака ложного Эго. Если я заявляю, что я являюсь этим телом, я и есть это (Ахам), и я заявляю, что есть тут моё что-то ([Мамэтти]), то это означает, что я поражен жуткой болезнью ложного эго. И нахожусь в тисках иллюзии. И это надо понимать, что эго - корень всех болезней и страданий в этом мире. Ложное эго. Это самый тонкий элемент. Его называют ещё [Аханкара]. [Аханкара] - ложное отождествление себя с тем, чем я не являюсь фактически. Я хочу жить вечно, но это тело умирает, и я страдаю оттого, что я умираю. Но я не умираю, умирает - тело. Соответственно, если бы я не считал это тело собой, то бы и страданий не было. Но ложное эго, оно заставляет меня жить не своей жизнью. Фактически это называется шизофрения, когда я считаю себя кем то, кем я не являюсь и начинаю действовать таким образом. Такая двойственность возникает.
00:16:37 Следующий элемент это ум. Ой, разум. Сложно так от самого тонкого ложного эго переходить к разуму. И разум, его функция (или он на санскрите называется [будхи]), его функция, отличать различия: хорошо или плохо. Хорошо или плохо - для чего? Для того, что я считаю собой. Разум подчинен ложному эго. Сначала я себя отождествляю с чем-то, или с кем-то, а потом разум уже определяет: что для меня хорошо, что для меня плохо. Так, например, если моё ложное эго, или моя [аханкара] такова, что я считаю себя ну скажем, коренным русским казаком, христианином, вот это - моё ложное эго. То, соответственно, для меня что будет хорошо? Для меня будет хорошо то, что хорошо для казака, для русского, для христианина. Соответственно, что для меня будет плохо? Всё инакомыслие для меня это просто плохо.
00:18:01 Но это для кого плохо? Для меня, как для души, или для ложного эго? Для ложного эго!!!! Поэтому и приходят страдания. Если я отождествляю себя с кем-то, ну, скажем, я - русский, зачем мне вообще всё это индийское? Зачем мне эта Аюрведа там, да, можно так сказать. Всё это деятельность ложного эго такая. Она, и это первые страдания, первые весточки страданий приходят, потому что если я себя с чем-то отождествляю и не принимаю что-то холодным разумом, то это означает, что я просто что-то отвергаю, может быть даже и нужное. И могу принять то, от чего все страдают. Если Я- казак, значит нам сейчас нужно просто чарку вина, шмоток сала и всё. И счастье - оно же в этом заключается. Понимаете? Т.е. фактически отравить себя и всё. Ради того, что я себя кем-то считаю. Ну и так можно не просто с казаками себя отождествить, можно себя отождествить с молодым человеком, или с молодой девушкой. Можно себя отождествить с пенсионером или с пенсионеркой. И считать, что да, я вот такой, поэтому мне сейчас - что важно? Что важно молодежи? Пей, гуляй, веселись, и прожигай свою жизнь, пока у тебя есть возможность. Нам ещё мамы и папы говорят, что пока ты студент, наслаждайся, сыночек, такого времени в жизни больше никогда не будет. Соответственно, что? Ну - я студент. Зачем мне вообще какие-то другие нужные вещи, знания, там куда-то ходить? Я буду - как все. Т.е. это ложное эго называется. Оно приводит к страданиям просто.
00:19:45 И так каждый. На своей волне называется. Ложное эго. Соответственно разум - он выбирает уже потом: ага, я такой-то, такой-то, значит мне надо то-то, то-то и то-то. Вот и всё, больше ничего. И дальше - УМ. Следующая [Манас]. Его функция: нравится/не нравится. Разум: хорошо/плохо, а ум – нравится/не нравится. Т.е. да, для меня, допустим, как для молодого человека, хорошо ходить по ночам в какие-то клубы. Ну, так все молодые делают. Соответственно ум уже дальше начинает выбирать: ага, этот мне - нравится, а этот мне - не нравится. На основе ума. Человек смотрит: О, у этого - название такое красивое. Такая табличка (вывеска) - очень яркая. Это мне нравится. Это действия ума. Разума здесь нету даже уже. Потому что разум он призван говорить о том, что это хорошо или плохо. Но если у меня есть ложное эго, что я студент, ну или молодой человек, то мой разум уже поражен ложным эго, соответственно, мой ум уже ограничен в своем выборе, он выбирает только уже среди какого-то второго сорта. Но фактически, выбора нет: идти-то всё равно надо. В «Хромую лошадь» или в какой-то другой, без разницы уже, но куда-то идти-то всё равно надо, потому что я же - студент! Все же - идут! Т.е. вариантов нет. Это путь уже называется к страданиям. И дальше что? Дальше… Это мы рассмотрели тонкие элементы материального мира.
00:21:36 И дальше – грубые элементы. Это пространство, или [Акаша]. Ну или эфир. Такие значения можно использовать. Акаша. Его функция - это давать чему-то существовать внутри себя. Функция пространства - это давать возможность чему бы то ни было существовать внутри себя. Как можно это пространство, или эту функцию, или это качество увидеть на простом примере? Допустим, берем зерно пшеницы. Твердое там, плотное, - нету пространства. Кладем его в землю. Оно что делает? Лежит и набухает, появляется пространство. Когда появляется пространство, сразу начинается движение. Движение, это признак воздуха. Это - следующий материальный элемент.
00:22:26 Т.е. Акаша, следующий - Ваюх. Ваюх - это воздух. Если у Акаши признаком является пространство, дающее возможность чему-то существовать, то первое, что в нём начинает существовать, это движение. Движение - это свойство Ваюх, воздуха, его можно заметить. Если мы, допустим, видим, что ветви движутся, то это означает, их что-то движет. Хотя мы не видим это, мы можем это понять. Итак, Акаша, Ваюх - следующий элемент, его признаком является движение. В нашем организме, если мы видим, что что-то двигается, это означает, что функционирует Ваюх. Пища проталкивается вниз, потом она выходит, ну и дальше проталкивается. Ребенок из утробы, его что-то толкает. Что-то поднимает воздух их желудка наружу, что-то выталкивает обратно. Это разные функции воздуха. И в организме он называется Прана. Существует связь Пран различных. Т.е. это его уже такие периферийные явления Ваюх, как первоэлемента.
00:23:45 Следующим элементом является после воздуха - огонь. Или Агни. Когда есть движение, создается температура. Появляется Агни. И его функцией (признаком) является трансформация. Семечко мы положили, оно начинает разбухать, появляется пространство, начинается движение воздуха и этот воздух он толкает элементы этого семечка в определённом направлении. Это называется ростком потом. Все элементы они движутся в определённом направлении. В одном. Элементы семечка. Образуется росток. Дальше этот росток контактирует с инородным предметом. Инородный предмет - это земля для семечки. И от этого контакта, через этот росток семечка получает питательные вещества для роста. И вот это усвоение - является признаком того, что есть огонь. Только огонь может что-то трансформировать. Одно в другое. Форму может менять. И признаком огня является трансформация. Огонь он проявляется на всех уровнях нашей жизни. В нашем желудке, или там - пищеварительный тракт - полностью зависит от огня. Если огонь слабый, пища не переваривается. Огонь сильный – переваривается. Мы получаем знание, получаем знание, или соприкасаемся со знанием. Я вчера объяснял, что знание - это тоже материальный элемент, точно так же, как пища. И его надо переваривать чем-то. Существует [Манас Агни], т.е. огонь ума. Если этот огонь слабый, то человек сидит, ему хоть в лоб, хоть по лбу, всё едино, как говорится. Как об стенку горох. Но если огонь ума сильный у человека, то он очень легко всё усваивает и понимает. Очень хорошее понимание.
00:25:36 Следующим элементом после огня является вода. Это как огонь превращается в плазму. Свойства воды - это прирощение. Ну, что-то к чему-то, что-то с чем-то скрепляет. Если есть вода, то что-то с чем-то держится. Вот, допустим, вы берете цемент. Сама по себе это – пыль. Но если вы нальете туда воды, то уже не пыль, это уже – бетон. Соответственно вода - она скрепляет одно с другим. И признаком (вот у этой семечки если просмотреть аналогию) признаком воды - есть рост. Т.е. инородные вещества преобразуются огнем в ту форму, которая (ну, или в те вещества), которые необходимы для семечки, усваиваемые ….. Затем эти вещества они каким-то образом прикрепляются к этому растению. И постепенно оно начинает расти это растение. И вот это склеивание всех этих веществ происходит за счет воды. Если воду убрать, то вещества начинают разлетаться.
00:26:48 И вот эта функция, следующий элемент, который происходит, это земля. Земля и её функция - структура. Т.е. дерево выросло из семечки, обрело какую-то структуру - это признак земли. Плотность. То, что всё держится на своих местах. У каждого из этих элементов, из этих первоэлементов, в частности - грубых, есть своё качество. Качеством пространства является Звук. И это очень легко можно понять, даже здесь. Если пройтись, по стенам постучать, то там, где пустота, там будет звук. Там, где нету пустоты, звука не будет. Качество.. Это качество пространства. Качество воздуха - это прикосновение. Т.к. воздух имеет движение, он способен оказывать давление. И наши чувства, прикосновения - напрямую связаны с воздухом. Если взять, допустим, какой-то предмет в руку, или - очки одеть, то через какое-то время, если они остаются неподвижными, без движения, или в руке там что-то, то можно ходить и искать по дому ключи эти, там - телефон, хотя он будет в руке. Но чуть пошевелить рукой, то сразу понимаешь, там что-то есть, что это телефон точно. Ну и наверняка, что-то такое бывало. Т.е. наши чувства слуха - это так же - материальное.
00:28:28 Т.е. я к чему говорю? Что одно происходит из другого. Чувства (чувство слуха) происходит из первоэлемента Акаши, эфира. Чувство зрения происходит из (или чувство прикосновения) происходит из первоэлемента Ваюх, воздуха. Т.е. оно непосредственно связано, мы видим уже, да? Что давление связано с нашей кожей. Следующая - это форма. Форма связана с огнем, Агни. И чем мы воспринимаем формы? Глазами. Наше чувство зрения - это проявление Агни. И далее - Вкус. Связан с водой. Если на язык, или - язык высушить каким-то образом: феном, или полотенцем вытереть, и насыпать на него - сахар, соль, перец, то, в принципе, ничего особого и не почувствуем. Но если он немного мокрый будет, то сразу всё станет чувствоваться. Вода это (или, на санскрите [Апэ]) это вода, первоэлемент воды. Является прародителем чувства вкуса. Предшественником или источником.
00:30:01 И осталось у нас - запах. Это непосредственно связанное с землей. Если вы возьмете, скажем - нечто мокрое, ну какой-то, допустим, комок специй (перца) и начнете его сушить и нюхать. Если он мокрый, то запаха такого и не будет, если ещё маслом смазать, то вообще изолируется. Но как только мы начинаем подсушивать его, то что? частицы начинают отлетать, попадают нам в нос, мы их – усваиваем, т.е частицы это что такое? Это земля практически. Поэтому чувство обоняния непосредственно связано с элементом земли. И если так вот разобраться теперь, в комплексе посмотреть на всю эту картину, то чем мы пытаемся наслаждаться? Чувствами. Это что такое происходит? Говориться, что в этом мире (в Бхагавад Гите говориться) в этом мире ничего не происходит, кроме того, что чувства соприкасаются с объектами чувств. А что такое чувства и что такое - объекты чувств? По сути дела это одно и то же. Это как красная жидкость соприкасается с прозрачной жидкостью. Видели когда-нибудь? Вода красная соприкасается с прозрачной водой. Наливаете, и такая гармония там. Так - раз, всё красиво, никаких резких углов.
00:31:30 Точно так же и чувства. Они соприкасаются с чем-то очень однородным. Т.е. - глаза соприкасаются с формами. Есть, знаете, люди, которые визуалы. Они наслаждаются только формами, глазами. Есть люди, которые звуками наслаждаются, есть люди, которым дай потрогать что-нибудь. Есть люди - языком наслаждаются. Разные виды наслаждений, но, по сути дела что происходит? Чувства - соприкасаются с объектами чувств. Я - стою вообще в стороне. И говорится, что душа, она - зачарованная вот этой материей, как она тут гармонично связана, попадает в рабство иллюзии. Тут фактически считает, что это она наслаждается. Это точно так же, знаете, как хозяйка может, ну, или механик, ну, или кто угодно, может. Хозяйка, допустим, может взять муку, налить туда воды и сметанки, соды там или кефира, помешать, поставить, испечь, получается такой поднятый кулич. Но что произошло? Она гордится, что у нее вот такие получаются. Но что произошло? Она взяла то, что уже было давным давно, просто это всё как-то смешала - получилось. Точно так же механик. Он берет запчасти от автомобиля, которые сделаны на заводе, собирает их и думает: О, как хорошо у меня всё подходит. Этот подшипник входит в эту ступицу, а эта шестеренка одевается туда. И складывается ложное впечатление, что это делаю я. Но фактически всё это было уже давно подогнано и так обдумано.
00:33:02 Точно так же и эти чувства с объектами чувств. Они контактируют и без нашего участия идеальным образом. И наша задача просто не обуславливаться всем этим. Не считать, что в этом наслаждение. Да, это очаровательно. Как всё это происходит. И причем, знаете, разным людям нравятся разные формы. Тем, кто (есть ещё 3 гуны, но о них мы поговорим завтра) тех, у кого выше, больше благости, те видят какие-то формы прекрасные, наслаждаются природой, естественными цветами. Те, кто в страсти находится, наслаждаются как правило противоположным полом. Мужчина – женщиной, женщина – мужчиной. В этой книге говориться, что тело женщины включает в себя все объекты чувств одновременно, в одном месте. И для мужчины - это очень большое испытание. Потому что женщина - она приятно пахнет, ну это - аромат. Её звук – приятен. Касаться к ней - приятно. Т.е. чувства они контактируют идеальным образом. Потом, что ещё? Её вкус - приятен. Что у нас ещё остается? Формы её приятны. Т.е. всё, можно в такую иллюзию впасть, и это происходит. И вы видите, как этим всем пользуются. Там - автомойка, женщина сверху на машине сидит голяком. Холодильник, женщина рядышком голяком. Ну, т.е. такие вот, понимаете? Иллюзия такая. Эксплуатирует, называется, чувства.
00:34:40 Но всему этому есть противоядие. Это знание. Когда мы видим эти вещи такими, какими они есть. Фактически, тот, кто наслаждается чувствами, это просто сумасшедший человек. Это точно так же, как я сел на этот стул и потом буду говорить, что - не трожьте меня, мне он нравится! И вообще, я тут.. Мне вообще тут всё нравиться, я хочу здесь жить. Оставьте меня в покое [смеется]. Точно так же человек, он привязывается к этим чувствам, и в конце, когда приходит время стареть, умирать, когда чувства тоже стареют, и когда уже нету остроты восприятия вкуса, то мы клянем судьбу и коммунистов, и говорим, что раньше конфеты были вкуснее. И вообще всё было лучше [смеется]. Всё было лучше. Но для детей те же самые - всё ярко и свежо. А чувства когда стареют, то всё, конфеты «Птичье молоко» - уже не то. Вот раньше, в наше время - да! Но это - иллюзия. А когда умирать, так это вообще катастрофа. Я же тут всем наслаждался, что теперь? Что делать дальше? Что происходит? И страх очень большой. Но тот, кто всю жизнь культивирует знание, о том, что он не является этим телом, не является этими чувствами, и что эти чувства, это не наслаждение на самом деле, а просто взаимодействие какой-то отдельной среды с другой средой, то такому человеку легко и умирать. Он тут не привязан ни к чему, потому что он сознает себя душой, отдельно от этого материального тела, от всех этих элементов.
00:36:19 И он уже здесь и сейчас мёртвый фактически. По сути дела, все эти тела, которые мы видим, они мертвы. Понимаете? Они рухнут когда-то. Точно такими же и останутся. Ну ещё через несколько часов потом разлагаться начнут. Но пока в них есть душа, они как-то функционируют. Что такое? Что происходит? С точки зрения Аюрведы. Я сейчас, так немножко, образно, чтоб интересно было, что такое Аюрведа. Что такое наше тело? Это такой кусок мяса. Вы когда-нибудь наблюдали за мясом, которое лежит долгое время на температуре 36,5 градусов? Летом. Что с ним будет происходит? Теоретически можно представить. Оно очень быстро начнет (там мухи на нём) разлагаться, вонять, всё такое прочее. Но наше тело - тоже кусок мяса. Просто температура высокая, что происходит? Происходит очень большая скорость циркуляции крови, которая вымывает все токсины. Те же самые токсины, которые появляются в куске мяса, если его положить на солнце при такой температуре. Те же самые процессы и у нас происходят.
00:37:31 Кровь постоянно вымывает все эти разложившиеся отходы, выводит их там, с испражнениями. Поэтому всё это очень воняет и неприятно. Наше тело не производит никаких духов. Мы это должны понять. Оно постоянно, из всех отверстий нашего тела выходит постоянно очень много испражнений. Оно такое.. Ничем не привлекательное. Говорится, что для собаки тело женщины – это просто кусок мяса. Для того, кто поражен вожделением, это объект для наслаждений. Но для мудреца это просто тело. Это просто труп [неразборчиво]. Т.е. мы должны посмотреть на всё глазами знания. Тогда легче станет жить. Вот. Что я хотел сказать? Ну продолжим.
00:38:32 Сама по себе Аюрведа, она именно и начинается с того, что мы начинаем видеть мир таким, какой он есть. И по сути дела, тоже говориться, что.. Что такое тело? Вообще, что надо лечить? Такой вопрос стоит. А лечить надо.. Ну, из чего состоит это тело? Есть душа и есть 5 первоэлементов. Вот и всё. Всё остальное - комбинации. Т.е. есть духовная душа и есть 5 материальных первоэлементов: земля, вода, огонь, воздух, эфир. Просто они у каждого в разной степени соединены. В разной консистенции. У кого-то тело мягче, замечали? У кого-то тело грубее. У кого-то больше воды в теле, а у кого-то чуть меньше. У кого-то больше земли. У кого-то тело – лёгкое, больше воздуха. Кто-то худой, кто-то плотнее. Это всё различные степени, различные консистенции первоэлементов.
00:39:40 И три доши, они очень связаны с 5-ю первоэлементами. Так, например, Вата-доша, это комбинация пространства и воздуха. Т.е. Акаши и Ваюх. Пять, они сверху изначально. В Аюрведе, для простоты понимания, просто они соединены. Вата-Доша, это комбинация Ваюх и Акаши. Питта - это комбинация воды и огня. Т.е. Агни и [неразборчиво]. Капха-Доша это комбинация воды и земли…… И теперь мы можем представить очень легко, что такое вата, пита и капха.
00:40:35 Что такое Вата? Это что-то такое очень подвижное, легкое, холодное, тонкое, прозрачное, хрупкое, шершавое, оно не гладкое. Это я сейчас перечисляю качества. Качества каждой доши. Понимая эти качества, мы можем очень легко понять, к чему человек относится, к какой. И это - база. Понимая это можно легко разбираться то, как человека лечить. Или самому себя. Фактически, самым лучшим врачом для каждого являемся мы сами. Никто другой не знает лучше нашего организма, чем мы сами. И это - утверждение в аюрведе, что лучший врач для человека - это он сам. Единственное - надо знание получить. Итак, это качества Вата. Т.е. она - грубая, шершавая, подвижная, холодная, тонкая. Всему этому есть свои санскритские термины, но мы не будем их сейчас записывать.
00:41:54 Качествами Питты являются какие? Мы можем… Т.е. это.. Я хочу, чтобы мы все поняли, что принципы аюрведы, они очень естественны. И все мы можем просто очень легко их понять. Самостоятельно. Важно в изучении Вед не зазубривание, а именно - научиться понимать. И давайте перечислим качества Питты. Какая она? Если она состоит из огня и воды. Какая Питта? Ответ из зала [неразборчиво]. Горячая? Горячая, она - тягучая, слизистая, да. Она, какая ещё? Она - гладкая, ну или - нежная (т.е. она не шершавая). Слизистая, это не очень, ну она такая, жидкая. Обладает такой формой. Вода и огонь. Видели кислоту когда-нибудь? Кислота - это проявление Питты. Кислота в желудке. Т.е. это - она и переваривает, да? И в то же время - жидкая. Естественно, если серную кислоту налить, то она сжигает, хотя она жидкая. Это такое проявление. И размышляя о качествах кислоты, мы можем понять качества Питты. Она - едкая. Она имеет запах очень острый. Она жжет, соответственно. Она такого желтоватого цвета.
00:43:20 И дальше можно перечислить качества Капхи. Капха это вода и земля. И это что такое? Это нечто тяжелое, холодное, тягучее. Качества Капхи. [Реплика из зала. Неразборчиво] Ну она больше тучная, чем рыхлая. Рыхлость уже указывает на воздух. Капха она такая тягучая очень. Это качество Капхи. Соответственно, каждый человек, он имеет те или иные признаки. И, чтобы разобраться в себе или в других - очень легко. Это нужно просто понять, на что нужно смотреть, чтобы увидеть проявления того или иного качества. И нужно смотреть фактически на всё. Но раздельно. Нужно смотреть на волосы человека. Первое. Диагностируем себя, допустим, да? Или другого человека. Смотрим на волосы. Волосы у Ваты (Вата-тип, конституция) будут какими? С какими признаками? С признаками Ваты. Т.е они будут какими? Сухие, хрупкие, ломкие, тонкие - признаки Ваты
00:45:00 Соответственно, уже можно понять по человеку какова его конституция, просто посмотрев на волосы. Это первый признак. Дальше на что можно смотреть? [Реплика из зала. Неразборчиво] У Питты те же самые качества, что и у Питты. Они какие? Они такие – яркие, маслянистые, прочные, хорошо сформированные.Питта. Они - упругие, гнущиеся хорошо, не хрупкие. Питта. У Капхи они густые, во-первых. Они тяжелые там, такие - упругие. Ну - все признаки Капхи. Они - здоровые. Ну, знаете, их - много и они такие: не ломаются, не секутся, ничего.
00:46:00 Дальше можно посмотреть на структуру скелета человека. Какой у него лоб, или какие черты лица. Соответственно, у Ваты какой будет скелет? Если её характеристики те, которые мы перечислили? Да, кости будут тонкие, хрупкие. Какие они ещё будут? Удлиненные какие-то, да. Обычно люди длинные, худые. Лоб - узкий, соответственно. Это признаки Ваты. Признаки Питты - это хорошо сформированный скелет. Т.е. всё пропорционально сложено. Это преобладание Питты означает у человека. Дальше – Капха. Естественно, кости - широкие, массивные, толстые. Это Капха
00:47:00 часто на консультацию приходят женщины и спрашивают, какая у меня конституция? При этом все абсолютно уверены, что у них - Вата. Потому что у всех идея Фикс - похудеть [смеется]. Но видно же по человеку. Т.е. волосы - густые. Хоть она и похудела, но всё торчит, все косточки – широкие. Говоришь, что Капха - обижается: Нет, все говорят, что я - Вата! [смеется]. Но такие вот признаки неизменные, их никуда не скроешь. Лучше быть.. ну лучше.. своей природе - поддаться. Потому что если, допустим, Капха начнет худеть, то у нее начнутся беспокойства. Понимаете? Естественное состояние Капхи - это спокойствие. Это есть. Если она начинает худеть, то соответственно начинаются беспокойства. И человек вообще, как не в своей тарелке. Но это уже с психикой связано.
00:48:03 Соответственно дальше мы можем посмотреть на глаза человека. Глаза тоже о многом говорят. Какие глаза у Ваты? Форма глаз какая? У Ваты? Они маленькие такие. Маленькие глаза, узкие. Как ведут себя глаза в глазницах у Ваты? Как они себя ведут? Они постоянно двигаются. Такой человек он очень редко смотрит кому-то долго в глаза. Постоянно бегают. Ну и соответственно это указывает уже на психику, что у него в голове твориться [смеется]. Обычно с такими… такие люди - не движут прогрессом. Они постоянно в каких-то идеях, постоянно заняты чем-то таким - не усидчивым. Это - глаза.
00:49:01 Дальше на кожу можно обратить внимание. [Реплика из зала. Неразборчиво] А, Питта. У Питты (если взять 3 категории глаз) одни - маленькие, другие средние, другие большие, то Питта это - среднего размера глаза. Они с таким желтоватым наливом. Ну, если у Ваты они серенькие (белки). То у Питты они обычно либо с покраснениями, либо с желтизной какой-то. Вот, средние глаза, смотреть невозможно долго, потому что видишь, что сейчас прожжет. Такой, проницательный очень взгляд. Это - крайнее проявление Питты. Есть же комбинации: Вата + Питта, знаете, у кого-то и то, и другое может быть, или Капха. Но крайнее проявление Питты, это когда человек смотрит, и невозможно смотреть, кажется, что в голове начинает что-то плавиться, вплоть до пяток. Пронзительный взгляд такой. Вот это - Питта. Глаза они такой формы - миндалевидной. Знаете, такой - немного вытянутой, но не сильно. И глаза Капхи они очень большие. Необычайно таких больших размеров. Белки очень большие и белые. Глаза на пол-лица. Знаете, такой … проявление Капхи прям. Очень спокойный взгляд. В нем хочется просто утонуть, и чтобы тебя никто не спасал, как в океане любви. Очень любвеобильные люди, спокойные. В их глазах нету никаких беспокойств. Капха - спокойное море.. Так выдают Капху глаза. Они удлинённые. Удлинённые и большие.
00:50:59 Дальше можно на кожу обратить внимание. На любой участок кожи. У Ваты это очень - какая кожа? [реплика из зала] Тонкая, сухая, прозрачная, все вены видно. Это Вата. Она шелушиться, иногда сохнет, трескается. Тоненькая. У Питты кожа, она - эластичная. Такая маслянистая, ну и она гармонично сложенная, т.е. поры, все нормально. У Капхи поры могут быть немного шире. Глубокими могут быть поры и кожа у Питты она такая нежная, эластичная. Т.е. у Ваты она слишком тонкая, то у Питты она средняя, а у Капхи она толстая. И у Ваты кожа она обычно холодная. У Питты всегда горячая (в большинстве случаев). И у Капхи она тоже в большинстве случаев холодная. Она толстая. Поры - широкие.
00:52:16 У Ваты обычно мало волос и они очень тоненькие (на коже). У Питты - это заметный волосяной покров. У Капхи это тоже тоненькие светлые волоски на коже. Но не сильно выдающиеся. Хотя, может быть какая-то смесь, поэтому всегда это надо учитывать, что фактически в нас всегда есть эти пять первоэлементов. Присутствуют.. Земля, вода, огонь, воздух, эфир. Поэтому .. соответственно все три доши - в нас. Доши - это те же первоэлементы. Поэтому чего-то может быть больше, чего-то меньше. Кто-то может быть там: Вата, Питта, Капха. Классический такой. Ну это явно будет проявлено. Кто-то может быть Вата-Питта. Кто-то может быть Вата-Капха. Кто-то может быть Питта-Вата. Ну, это.. Питта-Капха. Кто-то может быть…. Ну, различные комбинации могут быть, вообще их 7 насчитывается. Соответственно, мы должны так смотреть, на то, что у большинства людей - смесь какая-то. И это - нормально. Главное – понять свою природу и всё.
00:53:43 Это что касается трех составляющих Дош. Ну, ещё какие можно…. На какие признаки можно посмотреть? Скажем, на нос. Нос у человека-Вата он острый, у Питты такой правильной формы, иногда с горбинкой. И у Капхи он правильно расположен, может быть– немного удлинен, но обычно правильной формы. Соответственно губы у Ваты они - тонкие и светлые. У Питты они среднего размера и красные. У Капхи они могут быть немного бледноватые, но они большие. Зубы у Ваты они обычно деформированы. У Питты может какой-то дефект быть, немного желтоватого цвета они бывают. У Капхи это высокие, правильно расположенные зубы. Ровные, белого цвета.
00:54:50 Ногти. Ногти у Ваты - хрупкие. Тут никакого зубрежа не надо. Просто надо помнить, что такое Вата. Что это комбинация воздуха и эфира. А что такое воздух? Он - тонкий, сухой. Что такое Питта? Это огонь и вода. Соответственно, какие ногти будут у Питты? Они будут красного цвета. Они будут эластичные. Не хрупкие, соответственно. И у Капхи какие ногти будут? Они будут да, такие плотные. И у Питты они могут быть хрупкие, и сам ноготь, вот эта пластинка, она может быть немного удлиненной формы, но обычно плоская, но иногда может закругляться. У Питты это обычно такая вот форма, как… лопатки, да. Обычно - вытянутая, да. Хорошо закругленная. Это - Питта. И у Капхи это кругленькие такие ноготочки. Круглой формы. Тоже - не ломаются, такого светловатого цвета они могут быть.
00:56:19 Запах от человека тоже. От Ваты – редко чем пахнет. От Питты, обычно, у него запах пота всегда. И от Капхи тоже может попахивать [смех в зале]. Много признаков. Даже образ жизни. Скажем, Капха - это такой накопитель. Который собирал марки в детстве, и на пенсии он своим внукам он их и показывает. Говорит: вот, смотрите. Или: внучок, гордись! Я передаю тебе это, как самое дорогое. Т.е. он такой - всё накапливает. У него нету лишних вещей в жизни. Всё- нужное. Со всем жалко расставаться.
00:57:16 Питта он очень легко может что-то.. ну может - заменять вещи. Как-то не такой уж накопитель. А Вата - он вообще не имеет практически собственности. Ему - всё равно, он не привязан, как ветер, ему хоть здесь хорошо, хоть там хорошо. Постоянно в беспокойствах находиться. Это теория три Доши называется. Она очень понятна, главное не делать из этого что-то очень страшное. Соответственно, если человек к какой-то Доше ну, у него какие-то первоэлементы проявлены, то - что для него будет болезнью? Болезнью для него будет то, когда этот баланс нарушен. Скажем, если человек – Капха. И он не получает достаточно питательных веществ, чтобы поддерживать это состояние Капхи. Недостаточно кушает жирную пищу, допустим. Недостаточно жидкости пьет. То у него этот естественный баланс он нарушается. Организм начинает неправильно функционировать. И это проявляется во всём. Ум начинает беспокоиться, там, что-то где-то начинает болеть, тянуть, судорога какая-то - проявление воздуха. Или гастриты какие-то: проявление огня. Означает что надо - что делать?
00:58:48 Что-то противоположное этим проявлениям. Т.е. если у нас признаки воздуха (т.е. там беспокойство начинается), то надо его чем-то погасить. Во-первых, надо исключить то, что привносит в нашу жизнь этот воздух (обратим внимание на пищу). Допустим пища, которая привносит в нашу жизнь воздух, она какая? Она - холодная, сырая, сухая, вот она. И хрумтящая и шершавая. Вот она пища, которая привносит в нашу жизнь воздух. Соответственно, если кушать такую пищу, то избежать последствий проявления воздуха - невозможно. Он начнет действовать, а это означает беспокойство, бессонница и вообще - суета. Если человек хочет избавиться от этого, то ему нужно нечто противоположное. Т.е. Капха. Что это такое? Это масло, это теплая пища, с огнем тоже связано. ТО, что успокаивает воздух. Если взять пушинку, допустим. Положить и так рукой махнуть, она начнет шевелиться, просто от незначительного колебания. Но если на неё капельку масла капнуть, то она уже не двигается с места.
01:00:02 Точно так же наше сознание. Если мы его немного постоянно промасливаем, даже посредством пищи, то нам уже легче жить становиться. Суета проходит. А если мы ещё ежедневно тело промасливаем, как рекомендуется здесь: ноги промасливаем, руки, голову. В нос закапываем масло, в уши - это рекомендации, кстати. Каждый день закапывать масло топленое сливочное в нос. Сразу - сон нормализуется, ум очень спокойным становится. Никаких беспокойств - нет. Всё - спокойная жизнь. Масло топленое сливочное. Тело так же можно перед душем утренним промаслить и всё. Пойти искупаться. Сколько надо масла - оно войдет в организм. Да, топленое сливочное масло. В принципе, можно кунжутное использовать. Вообще масло можно выбрать по запаху. Единственное, не рекомендуют подсолнечное и арахисовое - оно такое тяжёлое. Миндальное очень хорошо в косметических целях даже. Ну и оно должно быть тёплое, чтобы не было всяких таких факторов, связанных с воздухом, которые его возбуждают.
01:01:10 И эта тема - это уже следующая теория Аюрведы: как восстановить баланс. Мы сейчас рассмотрели теорию: Три Доши. Теперь мы рассмотрим теорию Саманья Вишеша. Два слова: Саманья и Вишеша. Единство и различие. Саманья - это единство и Вишеша - это различие. Это практически фундамент. Фундамент, который позволяет нам построить правильное лечение. Правильные методы подобрать. Тоже очень просто всё. Наше тело – это комбинация пяти первоэлементов. Из этих же первоэлементов состоит вся эта вселенная. Этот стол, этот стул, эта книжка, этот микрофон. Всё это из одних и тех же элементов, просто в разных пропорциях. Соответственно, точно так же, как наше тело, как природа реагирует на какие-то раздражители внешние. Скажем, если дует ветер, то деревья колышутся. Точно так же наше тело, оно - реагирует. Если мы замечаем беспокойство или колыхания какие-то, то означает - дует ветер. Образно говорю. Т.е. воздух вышел из равновесия. Это называется Саманья - единство. Мы видим во всём этом единство.
01:02:46 Соответственно, если на улице - ветер, и мы выйдем на этот ветер. Даже если - не выйдем, просто в комнате будем. То мы заметим, что беспокойство начинает нарастать. В ветреную погоду если погулять, то беспокойство начинает нарастать, ум начинает входить вот в это беспокойство. В ветреную погоду могут быть запоры, т.е. – болезни, связанные с ветром. Поэтому не рекомендуется гулять в ветреную погоду, чтобы избежать всех этих беспокойств. Соответственно, когда на улице жарко, нам тоже - не холодно. Это единство - оно присутствует везде. Мы не можем скрыться, даже находясь под крышей. Если солнце жарит, то оно жарит, ну - жарко везде. Это - единство.
01:03:38 Соответственно, различие - в чем заключается? В том, что если мне жарко, но надо использовать холод. Если у меня – беспокойство, надо использовать что-то, что не является таким уж подвижным и беспокойным. И это легко понять - в организме как это происходит. Смотрите, если кожа начинает шелушиться, т.е. очевидно, что воздух вышел из равновесия. Что надо сделать, чтобы она перестала шелушиться? Маслом её намазать, тёплым. Т.е. - применить различия, Вишешу. Если у нас температура повысилась, если нам жарко - что надо сделать? Холодной водой, да. Или там - лимоном, ну чем-то таким, что испаряется быстро. И так - всё. Если более глубоко посмотреть, допустим, боля, или бессонница. Это шелушение кожи такой, наглядный пример. Ну, скажем - бессонница. Что это? На что это указывает? Это указывает на беспокойство. Человек, у которого бессонница, он лежит, и у него там ветер в голове. Постоянно о чем-то думает, думает, думает. Не может расслабиться даже. Засыпает в каких-то мыслях (если засыпает). Просыпается, всё то же самое. Постоянное напряжение. Что мы можем сделать, для того, чтобы расслабить его? Убрать этот симптом? Достаточно просто промаслить. Намазать себя маслом. И это сразу легче станет. Как вариант, можно голову просто промаслить. Корни волос кончиками пальцев. В масло и по волосам повтирать.
01:05:24 Следующий метод – это закапать масло в нос. Это вообще: прибить свой ум гвоздями к полу. Называется. Напрямую воздействовать. Чувство обоняния, это, знаете, самый близкий.. Нос, это самый такой близкий путь к тому месту, где вообще ум обитает. Вообще, он в сердце находиться, но мозг - это его инструмент, через который он как-то проявляется. Вот смотрите: у меня есть (ну, у каждого из нас есть) физическая сила, да? И вообще: энергия, или сила - её разделяет только лишь органы, через которые она проходит. Если она проходит через мышцу, такую вот, которая в руке находится, то с помощью этой энергии я поднимаю книгу. Т.е. это физическая сила. Но если эту же энергию направить в ум, то она уже будет совсем другие вещи делать. Точно так же, как электроэнергия. Ей можно и нагреть помещение, ей можно охладить что-то. Понимаете? Вопрос в том, через какой этот направить её. Можно свет получить вообще. Вопрос в том, через какую среду её направить.
01:06:38 Точно так же у нас есть энергия. Энергия души. Я вот начал говорить о куске мяса, который там лежит и гниёт. О крови, которая омывает этот кусок мяса, вымывая оттуда всё. Но и продолжая эту тему, говориться, что душа, она в области сердца находится. Вот здесь. Если мы говорим, а вы.. такой тест иногда проводят: Вы - это рука? Нет. Ну, можем поучаствовать. Вы - правая рука? Нет. Вы - левая рука? Нет. Вы - левая нога? Нет. Вы - правая нога? Нет. Вы - живот? Нет. Вы - голова? Нет. А где вы? И все показывают вот сюда. Сознание - оно здесь. Душа находится в этом месте. В области сердца. Описывается процесс, как эта искорка, духовная душа дает энергию всему телу. Это можно тоже по признакам очень легко понять. Наверняка каждый из нас отлёживал руку. Ну - как-то она затекала. Или - ногу. И потом идешь, не чувствуешь вообще, как она там двигается. Сама по себе телепается. И потом ещё начитает покалывать, болеть. Что происходит в это момент? Кажется, что связано что-то с нервами, но нервы при этом остаются нетронутыми. Мы их - не пережимаем. Что пережимаем? Сосуд. Кровеносный сосуд, по которому просто не попадает кровь. Что происходит? Мы теряем сознание в том месте, где кровь - не поступает. Понимаете? Мы теряем контроль над этим органом.
01:08:20 И описывается, что душа находится в области сердца. Когда кровь возвращается назад, то она вместе с воздухом получает вот эту энергию души, сознания, которая разносится по всему телу. Если мы пережимаем кровь, то энергия уже не поступает, и мы соответственно не чувствуем, потому что сознание не доходит. Понимаете? Сознание - не с нервами связано. Сознание связано с кровью. Я осознаю эту руку до тех пор, пока в ней есть кровь. Если я щас её пережму, то я перестану её осознавать. Закрою глаза, как будто бы её нету, только смотрю - что-то телепается рядом. Соответственно, так можно понять, как душа действует в этом теле. Точно так же, когда душа уходит, это тело просто падает онемевшее. Его уже никто не расшевелит. Вот. 01:09:18 Источником жизни, источником сознания является то, что находится в области сердца. Или Я. Всё остальное, это как машина. Говорится, что это Янтра. Янтра - означает машина. Точно так же, как в автомобиле: если нету водителя, который там ключ поворачивает, то она и не работает. [Реплика из зала. Неразборчиво] ну, бывают ситуации, да, там машина иногда заводится, иногда - не заводится. Такое бывает. Но, процессы, которые происходят в теле, они нами - не контролируются. Процессы, которые происходят в теле - не контролируются мной. Я вчера об этом говорил, что это прерогатива Бога - управлять всей этой материей, всеми этими элементами. Он говорит: [неразборчиво на санскрите]. Вся эта материя, Пракрити - она моя. Все эти 5 первоэлементов, они - мои, он говорит. И я всем этим управляю сам. Посредством там - рычагов. Есть определённая градация, как на производстве. Хотя и генеральный директор или владелец говорит: смотрите, я управляю всем этим заводом. Но это не значит, что он там - гайку последнюю закручивает на машине, которую делает этот завод. Нет, но он говорит, что он - управляет, и он управляет тонкими своими какими-то силами: интеллектом, средствами там, ну что у него, какие могут быть? У каждого из нас есть какие-то силы.
01:10:46 И точно так же Господь. Он управляет этой энергией. И это тоже можно очень легко понять по признакам. Задав себе несколько вопросов. Перевариваю ли я пищу в своем желудке осознанно? Расщепляю ли я жиры в своей печени, там фильтрую ли я осознанно в печени кровь? Нет. Отделяю ли я вещества одни, от других веществ? Нет. Кто это делает? Все это функционирует само по себе. Т.о. мы можем понять, что кто-то всё это делает в конечном счете. Невидимыми для нас энергиями, рычагами, интеллектом. Если человек может спутник на орбиту вывести и управлять им там как-то, то можно представить, что может сделать Бог. Планеты летают по орбитам с огромной скоростью, не сталкиваются друг с другом. Везде - порядок, всё замечательно. Пищу, которую мы глотаем, она не выпрыгивает назад, если мы здоровы. Т.е. всё происходит как-то определённым образом. Этот организм хочет спать, есть. Фактически, я просто - приспосабливаюсь. Я приспосабливаюсь. Он хочет спать, я - вынужден идти спать. Он хочет есть, я - вынужден идти и есть.
01:12:00 Иногда, конечно, люди гордятся, там: Я - хочу есть! Но кто хочет есть? Это тело просто захотело есть, а я - душа, просто поддаюсь всему этому. Если человек обусловлен всем этим, то считает, у него есть - эго: я и моё, то он думает, что это я всё хочу. Но в момент смерти эта иллюзия спадает, потому что умирать то никому не хочется. Вся гордость разрушается только в момент смерти. Но до этого момента люди могут наслаждаться чувством ложного такого престижа. Что да у меня такое тело, да у меня - такое, да я хоть гвозди перевариваю, да я там могу спать, могу не спать. Есть такие, есть. Да я сова, да я – жаворонок. Ну, какой в этом смысл? Это всё не нами контролируется. Совы и жаворонки это.. Ну, жаворонки ещё можно сказать, что здоровые люди, а совы - однозначно это болезнь. Потому что они живут вне ритма этой природы. Есть такая теория: Саманья Вишеша. Мы можем проследить на своем теле. Допустим, если огонь выходит из равновесия. Увеличивается огонь.. Конечно, этому предшествуют факторы. Или мы много где-то рядом с огнем находились, на солнце. Если долго на солнце находимся, то все признаки того, что огонь вышел из равновесия - налицо, да? Сразу начинается облазение какое-то, ожоги. Организм - реагирует. Или другое появление огня- это когда прыщики начинают красные появляться. Это тоже означает, что огонь вышел из равновесия, надо его утихомирить немножко. Чем надо утихомирить?
01:13:45 По крайней мере надо перестать его возбуждать. Что возбуждает огонь? Это уже следующая теория щас будет у нас Аюрведическая. И так все проявления. Допустим, если у нас появилась сонливость, лень, вообще непонятно что там, ну – грузность, тучность, начинает как то разносить. Что это означает? Капха вышла из равновесия. Соответственно надо перестать употреблять то, что связано с Капхой: пищу тяжелую, маслянистую. И соответственно надо начать больше кушать того что Вивеша, противостоит этому, т.е. - сухая.. Ну нужен баланс конечно всегда. Нельзя просто переходить на сухую пищу ради того, чтобы похудеть, потому что это будет следующая крайность. Как раскаленное железо опустить в холодную воду сразу. Ничего хорошего не произойдет. Лучше - постепенно. Просто понять этот принцип и лучше отказаться от вредного, что повышает и не спешить с тем, чтобы добавить резко того, что противодействует. Это с Капхой. Ну, и с Ватой, соответственно: человек беспокойный, боли по всему телу, кости начинают хрустеть. Знаете, иногда так: то там заболит, то там схватит. То голова болит, т.е. здесь (ну, в общем, хруст везде в суставах) - это означает, это Вата вышла из равновесия. Или она увеличилась. Соответственно надо что-то делать, чтобы противодействовать ей. Это - масло, маслянистая пища. Больше отдыха.. ну, такое вот.
01:15:30 И следующая теория, которую мы рассмотрим, это теория вкуса. Теория вкуса или [Раса]. [Раса] означает вкус. Итак, есть шесть основных вкусов. Они неразрывно связаны с пятью первоэлементами. Т.е. у каждого первоэлемента есть свой вкус. Или как следствие - вкус. И существует (ну, если начать, допустим, от более тонкого к более грубому идти) то это: горькой вкус, потом - острый вкус. Следующий - кислый вкус, солёный, сладкий и вяжущий. Всего-навсего шесть вкусов. Всё остальное - их комбинации. Всё, что мы можем ощутить, ну, если проанализировать, то всего лишь шесть. Больше их нету. Может, конечно быть и кислый и сладкий и вяжущий в одном комплекте, а может быть и сладкий и горький, если перец с мёдом смешать, но, фактически, если разложить, то всего лишь шесть вкусов.
01:17:04 И мы можем легко понять что (с чем связан) горький вкус. Горький вкус связан больше с эфиром и воздухом. Он такой - грубый. Горечь… Горький, это не острый, это не то, что жжёт. А острый вкус уже связан с воздухом и огнем. Он - разжигает, разгорается. Следующий вкус это - кислый. И мы можем понять, что он связан с водой и огнем. Огонь и вода. С этими первоэлементами. Кислота. Она непосредственно связана с огнем и водой. Следующий вкус - солёный. Этот вкус связан с водой и землёй. И так же там есть огонь. Но больше - вода с землёй. Так принято классифицировать. Сладкий вкус связан с водой. И терпкий вкус связан с землёй. Он - связывает, как земля. Это теория [Расу]
01:18:30 Соответственно мы можем теперь очень легко понять: как лечиться с помощью вкусов. И так как у всего этого (ну, что мы можем попробовать) есть вкус: у каждой травы, у каждого растения есть вкус, то на основе этой теории мы очень легко можем понять - чем лечиться. Какие травы для нас будут лекарственными, какие не лекарственными. Скажем, если вышел из равновесия огонь, какие вкусы следует употреблять? Чтобы его не возбуждать, ну, какие вкусы? [реплика из зала, неразборчиво] Да, если огонь вышел, то надо употреблять сладкий вкус и терпкий. Избегать.. Ну и можно там – горький даже. И избегать огненных вкусов. Тех, что связаны с водой, ой, с огнём. Соответственно огонь будет (и все болезни, связанные с огнём) они будут уходить. Если у нас Капха вышла из равновесия, или увеличилась, то чем её можно? Чем - слизь, чем жидкость можно удалить? [реплика из зала, неразборчиво] Ну да, это - огонь. Т.е. она - испаряется. Соответственно надо исключить сладкий вкус, который связан с Капхой. Ну - с землёй и водой. И употреблять больше тех вкусов, которые связаны с огнем и воздухом.
01:20:03 Соответственно, это очень просто, мы можем любое растение продиагностировать. Взять - пожевать какую-то траву. Скажем – полынь. Горькая? Горькая. Однозначно поможет от того, чтобы избавится от Капхи. Понимаете? Процесс такой [реплика из зала, неразборчиво]. Не, бывает, конечно, но они особо, как.. Те травы, которые имеют яркий вкус. Чем ярче, тем они лечебней. Ну или их воздействие на организм более сильное. Можно так просто понять - чем лечить. Пища тоже является лекарством. Все растения, которые мы потребляем в пищу, они являются лекарственными растениями. Люди их не зря выделили в группу ежедневно поедаемых. Понимаете? Это же не просто так. Ну - откуда они появились? Они не с рынка там. Кто вообще… Они веками, веками эта растения культивируют. Естественно это связано с тем, что они приносят пользу людям. Пользу. И таким образом они культивируются как-то и поедаются постоянно. Фактически любое растение, которое мы употребляем в пищу, или его называют лекарственным, какое-то другое. Практически все растения лекарственные.
01:21:32 И питаясь, мы можем выстроить наше питание таким образом, что оно будет лекарственным для нас. Лекарственные растения будем поедать. Ориентируясь по вкусу. Скажем, если мы, допустим - Капха (скажем, Капха человек) по конституции, т.е. у него преобладает земля и вода. Если он замечает, что у него есть какие-то беспокойства, ну - начинаются, т.е. выходят из равновесия доши. Соответственно ему как диету разработать. Соответственно ему надо всё время балансировать. Чтобы с одной стороны не налегать на сладкое, а Капха - она склонна к этому. Потому что это её естественное желание, понимаете? Капха это что такое? Это вода и земля. Соответственно её тянет к этим вкусам постоянно. Больше к сладкому. В основном к сладкому. К солёненькому, что накапливает всё в себе.
01:22:31 Соответственно это надо знать и эти вкусы балансировать. Их надо употреблять, несомненно, чтобы поддерживать естественный баланс в теле. Но так же нужно и потреблять те, которые может быть и не хочется особо, но, вооружившись знанием, можно употреблять больше там сырого. А человеку с конституцией Ваты, ему надо наоборот, меньше сырого. Потому что это и так ему хочется и оно выводит.. Ему хочется постоянно орешки, и такие люди они склонны кушать набегу. И вообще, зачем тратить время на еду - они думают. Ведь так прекрасна жизнь! Жизнь - это движение! Ну, у них такая концепция жизни. Достаточно просто пару орешков в кармане, сухофрукты. Бежишь, поел и время не теряется и вообще замечательно просто. Это - психотип таких людей. Но они должны понимать, что это ненормально. Потому что это приведет ещё к большему такому накалу вот такой суеты. Поэтому им следует больше кушать пищи, которая взвешена. Там - маслянистая, теплая. Это такова теория вкусов. Вообще это целая отдельная ветвь аюрведической науки, которая называется [Дравья Гуна Вигьява]. [Дравья Гуна Вигьява] означает знание о качествах растений. И на основе этих… Мы сейчас просто верхи теории рассматриваем. А так эти все теории они очень глубоки ещё на самом деле. И вся теория [Дравья Гуна Вигьява] она основана на этих качествах, на этих вкусах. Очень важное знание. Но мы можем просто размышлять над этим. И это очень полезно, по крайней мере зная какие-то основные принципы уже не будем их нарушать в отношении себя хотя бы.
01:24:26 Следующая теория, это теория о тканях, которые есть в нашем теле. [Тхату]. Вот, и [реплика из зала] ткань. На санскрите называется [Тхату]. И наш организм, он, помимо (ну, если углубляться в Аюрведу) как я уже говорил по-моему, что если рассмотреть, вот так образно, то есть конституция - самый главный закон государственный. Высший закон. Т.е. она - тонкая книжечка, но в ней заложены и прописаны все основные положения в очень кратких формах. Ну а потом уже другие законы, они раскрывают суть тех норм, которые изложены в Конституции, более широко. Точно так же и здесь. Мы коснулись того, что душа.. Что такое наш организм? Это - душа и пять первоэлементов. Это верх. Ну - самые высшие сферы. И теперь мы дальше идем. Что можно под другим углом рассмотреть? Что наш организм состоит из тканей. Они называются Тхату.
01:25:56 Первая ткань это [Раса]. [Раса Тхату].[ Раса Тхату] означает (ну, если переложить на форму) то это – она связана с лимфой и кожей. Следующая ткань это [Радха Тхату]. [Радка] означает кровь. [Радха Тхату]. Т.е. это - ткань нашего тела. [Радха]. Следующая ткань это [Мамса Тхату]. Или мясо. Следующая ткань - это [Медха Тхату]. Или жир.[Медха Тхату]. Следующая ткань это [Астхи Тхату]. [Астхи] - означает кости. Костная ткань. Следующая ткань это [Маджат Тхату]. [Маджат Тхату] - означает костный мозг. И заключительная ткань - это [Шукра Тхату]. [Шукра Тхату] означает семя - у мужчины и яйцеклетка - у женщины. [Шукра].
01:28:00 Эти семь тканей они имеют свои индивидуальные свойства. Так Раса Тхату, её свойство - защита. Ну как кожа. Она - покрывает. [Радха Тхату]. Её.. Или свойство Раса Тхату это [Трайм], что означает - защита. Свойства [Радху Тхата], это [Дживана], что означает то, что переносит жизнь. Ну, как мы обсуждали этот вопрос, что по крови переходит вот эта жизненная сила. Следующая Тхату - Мамса (мясо). Её функция - [Лепана]. Она - облепляет кости. [Лепана]. Следующая Тхата это – [Медха]. Её функция – смазывать. Она - смазывает всё. [Медха] – жировая ткань, смазывает.
01:29:35 Следующая ткань это [Астхи]. Она дает структуру. Держит. Функция костного мозга - это наполнение. Т.е. он заполняет пустоты. Костный мозг. И функция [Шукры] это – потомство или продолжение рода. Соответственно, на основе этих Тхату можно так же определить тип человека. Вот, допустим, если у человека преобладает Раса Тхату, то, ну его внешний вид он такой, что он, ну кожа - она очень такая плотная у человека Раса Тхату. И обычно он склонен к полноте. Его кожа она светлого цвета, бледноватого. Следующая Тхату это [Радха] (кровь). Тело такого человека, оно красноватого оттенка. И болезни, которые связаны (чаще всего случаются) это болезни крови. Следующий тип людей, это [Мамсу Тхату], связанный с мясом. Его мышечная ткань она очень развита. Ну и такие люди они имеют мышечную массу, ну - склонные к нарастанию
01:31:25 Следующая ткань это [Медха] (жир). Соответственно, у них больше всего жировой ткани. И они такие - мягкие все. Следующая ткань это [Астхи] (кости). Такие люди они имеют очень выдающийся скелет. Их скулы - широкие, лоб – широкий. Все кости очень твердые, они высокие такие люди. [Астхи]. Обычно такие люди не склонны к изучению чего-либо, потому что они склонны работать больше. И следующий тип людей, это [Маджат Тхату]. Они - с мозгом связаны, у них большая голова обычно, мозгов очень много. [реплики из зала] Да, вообще весь мозг. У них - большая голова, и они такие – интеллектуалы. Следующий тип людей – это Шукра Тхату. Шукра Тхату это люди, которые очень так тонко сложены, выглядят очень красиво. Таким людям даже не надо в жизни зарабатывать деньги, потому что им их сами несут люди. Ну, такова природа человека.
01:32:50 Это большая заслуга из прошлой жизни. Человек просто получает такое тело, которое в принципе, оно - не болеет, не стареет, оно - сияет. Ну, само по себе шукра (семя) оно дает такую энергию света луны. И человек, который соблюдает целибат, он - светится. Ну он - необычно выглядит. У него есть (ну, если посмотреть на того, кто теряет семя постоянно, то он - черный). А человек, который сохраняет целибат, он - светлый. Это можно заметить. Соответственно люди, у которых шукра Тхату проявлена очень сильно, или её больше всего, они постоянно сияют. И это сияние очень привлекает других людей, которые готовы даже платить за то, чтобы они просто были рядышком. Это - теория о Тхату, о тканях человека.
01:33:55 Есть какие-то вопросы? Потому что мы изучили. Всё понятно? [Вопрос из зала. Неразборчиво] Должно ложиться, да. [Вопрос из зала. Неразборчиво] Ну, знаете, у каждого - определённое количество денег, а машину - хотят все. Поэтому - нельзя же сделать одну дорогостоящую машину. Но надо по спросу ориентироваться. Есть у людей 3 тысячи, надо сделать машину, себестоимостью… Ну или по цене 3 тысячи. А у кого-то есть 180 тысяч. Надо и такую машину сделать, понимаете? Поэтому у кого сколько этих денег или другими словами - благочестия с прошлых жизней, такой тип тела он и получает. Кто-то на запорожце кряхтит от рождения до смерти, а кто-то на таком теле, к которому деньги сами все приносят, понимаете? Есть разница.
01:35:03 Как экспонату музейному. Просто знаете, подходят и бросают монетку, чтобы ещё разок вернуться на это место. Есть и такие экспонаты. Поэтому тут уж, кто как трудился, как говориться. Кто на что заработал. Так вот, что раньше? Всё впереди, как говориться. [Реплика из зала. Неразборчиво] Ну, само по себе это тело, это уже - проклятье, понимаете? Для души. Для вечной души смертное тело это просто страдание. Поэтому основная задача Аюрведы: вернуть человеку сознание к тому, что он - есть душа, это тело – бренно и вернуться обратно к Богу в духовный мир. Это все Веды [Говорит на санскрите]. Цель всех вед - познать Бога. Аюрведа - это тоже Веды, поэтому она может помочь как-то не страдать здесь. Но надо понять цель.
01:36:12 И я говорил вчера, что есть четыре столпа Аюрведы, это: душа…. Что надо лечить вообще? Комплексно, сразу? Душу, ум, чувства и тело. Что-то одно - нету смысла лечить. Больному человеку очень трудно объяснить, что такое душа. Вот… А если лечить просто грубое тело, то, не затронув чувства, ум и душу, то очень трудно сохранить человека здоровым потом. Но если человек осознает себя как душу, то он уже потом не будет совершать поступков, которые приводят к болезни, соответственно будет здоровым. Поэтому это очень важно сразу всё полностью изучать и то, что мы сейчас делаем - это уже лечение. Понимаете? Это уже процесс лечения. Дальше следует коснуться психического состояние человека, которое связано с гуннами и эта тема будет продолжена завтра, но я вкратце скажу, что есть три гунны. Если физический тип человека мы можем понять по Дошам, то психический тип человека мы можем понять по Гунам. Доши они не изменяются в течении жизни, Гуну - можно изменить. И есть [Саттва, Раджо и Тамо].
01:37:37 Т.е. есть три Доши: Вата, Питта, Капха. Есть три гуны: Саттва, Раджо и Тамо. Саттва - это благость, т.е. это - самая хорошая. Раджо – это нечто такое усредненное: чувство такого легкого недовольства. Когда всё уже есть, но чем-то всё равно не доволен. Постоянная гонка за чем, за чем-то, ещё и ещё. В благости человек он полностью всем доволен. В каком бы положении он ни находился, он понимает, что я - не это тело, поэтому - что мне грустить и переживать? В страсти человек он отождествляет себя с этим телом, поэтому пытается что-то улучшить. А в невежестве человек он просто пребывает в ужасном состоянии, в кошмаре просто. Для него вообще непонятно ничего в этой жизни. Он живёт как по течению, говориться. И соответственно, мы можем очень легко понять, как человек себя ведет. Ну, если начертить такую сводную таблицу, где сверху будут три гунны (да, вот это - строка), а в колонке будут три доши. И у нас получаются как в шахматах точки.
01:38:57 Соответственно здесь у нас: Вата, Питта, Капха, а здесь: Благость, Страсть, Невежество. И так мы сводим: Вата-Саттва. Вот она эта точка, да? Как будет проявлять себя такой человек? Человек.. Ну, сначала мы разберем, что же такое Саттва. И Саттва - она имеет качества. Это - самое тонкое практически (что есть в этом мире) - это гунны, качества. Они тоже нам не принадлежат. Но всё ими пронизано. Мы привыкли говорить, что у меня есть такие качества, а у меня - есть такие. Я вчера говорил, что это точно так же, как воздух переносит различные ароматы, сам оставаясь чистым. Точно так же: я – душа, переношу различные качества, которые существуют - отдельно. И вопрос лишь в том, какие качества я хочу переносить. Вот.. и Саттва - это контроль ума и чувств. Это качество - не наше. Иногда мы стремимся к контролю ума и чувств, пытаемся как-то его обрести, но достаточно просто войти в Саттву, и контроль ума и чувств - как приложение такое будет, бонусом придет. Дальше - удовлетворение в любом состоянии, доброта, вера, верность предписанному долгу, всё самое хорошее фактически в этой жизни. Все самые хорошие качества: милосердие, сострадание. Все эти качества - не наши. Мы их можем просто перенести. Если у нас их нету, то это значит, что мы – не в благости. Это значит, что мы в страсти или в невежестве.
01:40:32 Вопрос не в том, как развить в себе эти качества. Вопрос в том, как перейти. Потому что само по себе развитие, оно (понятие) несколько неправильно может отражать суть происходящих процессов. Потому что как душе, мне развиваться не надо. Потому что я и так уже совершенная частица Бога. Но как находящимся в этом теле, в этом мире, как улучшить свои качества? Да? Качества жизни. Мои качества - они улучшат качество (т.е. это неразрывно). Если я обладаю хорошими качествами, качество моей жизни тоже будет хорошее. Удовлетворительное. В благости - это удовлетворение. Точно так же, как свет в этой комнате он - везде. Если я из темноты захожу на свет, то он - везде. Солнце встаёт - светло везде. Это не так, что где-то посветлело, где-то - нет. Точно так же и в благость человек заходит, у него светло везде. Все отношения, какие есть (мы завтра это подробно разберем).
01:41:40 И каковы качества в страсти? Это (первое) - неудовлетворенность, дерзость, желание слушать похвалы в свой адрес, привязанность к телу, привязанность к результатам своего труда, жадность. Ну вот такие все качества. Корысть. Каковы качества невежества? Это: слишком долгий сон, стресс, переживания, апатия. Если к реалиям ближе, то это - долги. Ну вот такое всё. Кредиты. Всё это невежество означает. Разного типа переживания. Т.е. надо понять, что человек просто находится в невежестве. Надо из него выйти и всё решится. Соответственно, смотрим теперь по этой таблице. Вата-Саттва. Сводим. Это просто будет объединение этих качеств вместе. Что такое Вата? Что-то подвижное такое состояние, да? Человек, какой он? Соответственно Саттва. Это что такое? Хорошее, доброе, светлое. Соответственно такой человек (Вата в благости) он какой будет? Он будет таким генератором постоянных идей каких-то. Сам при этом он мало что может делать, ему надо постоянно бежать и кого-то вдохновлять там что-то делать: давайте, давайте! Мы сделаем это. Т.е. человек Вата он в коллективе он проявляет себя именно так. Он со всеми… Ко всем – вхож. Постоянно знает всё обо всех, постоянно (если он в благости) то он всех вдохновляет на хорошие дела. А вы ещё не встаете рано утром? Да как же так? Все уже давно встают! [Смеется] Ну вот такая идея. Как же? Как же? Ну и он в суете постоянной находится. Доброй такой.
01:43:39 Соответственно, Вата (дальше смотрим) - в страсти. Вата в страсти. То же самое: подвижность, но прибавляем к этому - корысть. И такой человек уже подбегает и говорит: Как? Вы ещё не подписаны на Орифлейм? И на Амвей? Да как же так можно? Да это же всё самое лучшее в жизни! Т.е. он начинает вдохновлять ради корыстных каких-то идей своих собственных, понимаете? Дальше смотри: Вата в невежестве. Что такое невежество и Вата? Ну это такая апатия и желание умереть, граничащее с такой суетой. Этот человек он просто бегает и говорит: Как? Вы ещё не слышали, что 12-й год? Надо на Урал переезжать! Разве вы ещё не в курсе? Давайте побыстрей, я уже там землю присмотрел. Ну как же так? Ну и он начинает зажигать из страха. Эти все качества в невежестве, они вот все, с этой активностью, ну и получается вот такой вот генератор нездоровых идей, который просто приносит беспокойство.
01:44:42 Дальше можем посмотреть, что такое Питта в благости. Питта, это такой очень рассудительный, трезвый человек. Питта - логика сильная. Переваривается всё у него нормально. Если он в благости, то, качества благости какие? Там - доброта. Т.е. он такой: тоже зажигает людей, но он это делает так, как солнце. Как солнце светит, он просто греет всех. Разжигает, растапливает сердца. Питта в благости. Как огонь, который используется для добрых целей. Он - созидает. На нем можно готовить пищу. Он что-то делает очень такое - значимое. Питта в страсти это огонь, который неуправляемый. Вот… И такой человек, он просто эксплуатирует других людей. Обычно Питта - это такой харизматик. Ну у него - огонь горит. Вот и он пытается забраться высоко на трибуну с лысиной на голове и закричать: Товарищи! Революция состоится! [Смеется] Такой Питта в страсти.
01:46:09 И Питта в невежестве это ну.. такой огонь. Огонь. Власть и такое - невежество. Этот человек он будет говорить так: Горбатого давай! Ну что-нить, вот эти все воры в законе, они - очень влиятельные, но используют свою власть на такие какие-то моменты невежественные. Разрушение приносят. Соответственно, Капха. В благости. Капха в благости это такое.. Ну, Капха это нечто такое очень всеобъемлющее. Вода. Всё окутывает. Соответственно, если это в благости, то человек, он просто затопляет своей любовью. Если к человеку в благости, к Капхе в благости подсядешь или познакомишься, то разговор будет очень долгим, деликатным, очень будет стыдно его прервать. Потому что будет говориться обо всем и сразу. И в такой манере, как будто бы вы уже 100 лет друзья и вообще всё нормально. И не хочется будет уходить. Ну, человек такой добрый, располагающий и никуда не спешит, не суетится. С ним рядом садишься, и ты уже в раю. Вот такое состояние.
01:47:30 Капха в страсти - это, с одной стороны.. Капха такая.. Всё к ней прилипает, да? И с другой стороны страсть - это жадность. Соответственно, Капха в страсти это такие банкиры, которые всё к себе прилепляют, знаете.. Ну, если на них посмотреть, они все такие плотненькие там, с животами. У них много денег, они хотят накапливать, накапливать постоянно. Т.е. пользуют вот эту энергию в таком направлении. Ну, конечно, не обязательно там на таком ярком уровне. Можно и на обычном уровне посмотреть. Деньги - не зависят.. Человек в страсти, он..Капха в страсти он постоянно хочет себе что-то накопить, ему всё время дома что-то нужно и.. ну вот, он такой. [Реплика из зала. Неразборчиво]. Ой, это да, мне пригодится. Давайте, это хорошо. Ну, ничего, полежит. Щас не нужно, потом пригодится.
01:48:35 И Капха в невежестве это такие [неразборчиво]скряги, которые лелеют там тапочки, которые им подарила бабушка в детстве и марки собирают. Для них это очень важно. Банки пивные там, коллекция осталась, внукам хвастаются. Такие они.. У них всегда в доме такая атмосфера очень тяжелая. Ну там… всё, ни до чего нельзя притронуться. Эти часы поставила сюда моя бабушка и я не могу до них прикасаться и передвигать. Это - реликвия. Не тронь! Ни в коем случаи ничего не трогай здесь! А эти часы остановились, когда дедушка мой умер, и там эта батарейка до сих пор гниёт. Ничего не трогай. Это мне очень важно. И так они живут. Там всё завалено в домах. Всякой рухляди, старой мебели, но всё это имеет свою историю и свою ценность. И это очень важно. Везде там невежество и грязь. Но каждая грязинка, это что-то очень важное в их жизни. Капха в невежестве. Ну вот такой психотип. О чем мы, ну об этих гуннах мы будем говорить завтра на лекции по психологии. Если есть вопросы по сегодняшней лекции, то пожалуйста, задавайте. А так - спасибо за внимание.