Как избавиться от плохого влияния планет?

Ставрополь - 12 мая 2010
лекция для начинающих из раздела «Астрология» со сложностью восприятия: 1
длительность: 01:08:54 | качество: mp3 64kB/s 31 Mb | прослушано: 1373 | скачано: 704 | избрано: 14
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01 Сегодняшняя тема: «Астрология с точки зрения гун материальной природы». Эта лекция основана на таких ведических писаниях, как «Бхагавата-пурана», или «Шримад-Бхагаватам», также «Брихат-Парашара-Хора-Шастра» - это трактат по астрологии, ну и какие-то другие ещё могут быть ссылки, на «Бхагавад-гиту», возможно.

00:00:42 Для того, чтобы понять, как на нас влияют планеты, которых семь – это Солнце, Луна, Марс, Меркурий, Венера, Юпитер, Сатурн… Раху и Кета также являются теневыми планетами… – для начала следует рассмотреть, из чего вообще устроен этот мир, частью которого являемся мы, и частью которого являются эти планеты. Нужно рассмотреть процесс творения, как все происходит, как все появляется. И когда мы увидим эту картину с самого начала, то станет понятным сам этот предмет нашего обсуждения – влияние планет на нашу жизнь. Говорить о Ведах и не говорить о Боге – это просто впустую тратить время, потому что цель всех Вед – это познать его.

00:02:05 Итак, любая Вселенная, которая существует в этом творении материального мира, берет своё начало в Боге, то есть он – Начало, и это подтверждается в ведических писаниях, в частности, в «Брахма-самхите» говорится: [Санскрит] – «Верховный Господь Кришна – изначальная причина всех причин, сам он не имеет источника». И это стих, который мы можем повторять какое-то время, чтобы понять его. И чем больше мы его повторяем – тем глубже мы его понимаем. Рекомендуется изучать Веды именно так – несколько раз повторять один и тот же стих, и понимание будет углубляться, углубляться, углубляться… Если бы хотя бы задумаемся над тем, что причина всех причин – изначально источник всего, не имеющий начала, сам вечный, его тело – это суть вечность, знание и блаженство…

00:03:39 Но сейчас речь не об этом, а о том, что все, что мы здесь видим, является Его энергией, которая называется «майя-шакти», или иллюзорная энергия. «Майя» означает на санскрите «то, чего нет». То, чего нет для нас, то есть то, что вводит нас в иллюзию. И эта «майя-шакти» включает в себя такие понятия, иногда описывается такими понятиями, как «прадхана» и «пракрити».

00:04:23 «Прадхана» – это то состояние природы, как говорится в «Шримад-Бхагаватам» - когда в ней находится в инертном состоянии весь этот строительный материал этого мира, и это пять первоэлементов, такие как земля, вода, огонь, воздух, эфир. Также это пять чувств: зрение, обоняние, осязание, вкус и слух. Пять тонких качеств этих чувств, или пять объектов чувств – это звук, форма, вкус, запах и ощущения тактильные. Плюс ум, разум, ложное эго – все это составляет совокупность материальных элементов – это то, из чего здесь все происходит. И началом всего, энергией, в которой все это находится, называется…, или силы Бога, с помощью которых он управляет всем этим, называются гуны. И это нужно понять просто по аналогии, что же это за силы такие.

00:06:12 Я говорил уже об этом, что точно так же, как человек может иметь завод, и говорить: «Я выпускаю машины», но в действительности сам он не крутит гайки, но очевидно и понятно, что у него есть силы, с помощью которых он как-то все это поддерживает, все своё предприятие. И действительно, он выпускает машины, но в его силе – это сила сознания, как угодно можно назвать это его качество – действуют все остальные работники, все происходит, то есть он выпускает машины, не прикасаясь даже к гайкам. Точно также нужно понять, что Бог – он имеет безграничное количество энергии, и вот эта энергия, с помощью которой он управляет этим миром, называется гуны, которые наделены, в свою очередь, качествами: благость (всё хорошее), страсть (такое, среднее) и невежество (все самое плохое) – это основные качества этих гун. Благость, страсть, невежество. Они так и называются – саттва, раджас и тамас. Время – это элемент, который смешивает все это вместе.

00:07:35 Далее, в «Шримад-Бхагаватам» говорится, что как только живые существа, которые по сути являются частицами Бога, качественно едины с ним, входят в эту прадхану, и описывается, что он просто бросает взгляд на эту свою майю, «майя-шакти», на эту иллюзорную энергию, материальный мир, и через его взгляд он оплодотворяет её, живые существа входят через его взгляд в этот материальный мир, и их карма активизирует все в этом движении этих всех первоэлементов. То есть, что происходит: эго, дальше разум, ум, чувства, живое существо полностью, можно сказать, обрастает, духовное по своей природе живое существо обрастает всеми этими качествами, телом.

00:08:40 То же самое справедливо сказать о планетах. Мы видим здесь наши тела, но планеты – это тоже тела, и весь этот мир, он состоит из атомов, об этом говорится также в «Шримад-Бхагаватам», что весь этот мир состоит из маленьких частиц, все эти тела состоят из мельчайших частиц, которые отличны от живого существа, от меня, от духовного живого существа. Но глупые не видят этого, они думают: «Я – это тело». Но если это тело состоит из всех тех же частиц, из всех тех же атомов, которые составляют всю эту природу, все, что мы видим вокруг, абсолютно все, и когда это тело исчерпывает свой лимит, когда душа уходит из тела, то это тело смешивается, оно разлагается на те же частицы и становится просто прахом, разлагается на те же первоэлементы. И эти частицы по сути составляют все в этом мире: планеты, тела, все-все-все, под воздействием гун природы, под воздействием этих качеств.

00:10:14 Существует три вида планет: саттвика, раджасика и тамасика. Саттвика – то, что в благости, раджасика – то, что в страсти, тамасика – то, что в невежестве. То есть, планеты, которые отражают качества благости, страсти и невежества. И это такие планеты: планеты саттвика – это две сияющие и Юпитер, так говорится в «Брихат-Парашара-Хора-Шастра». То есть, Солнце, Луна и Юпитер – это планеты благости. Далее, Меркурий и Венера – это планеты в страсти, переносящие качества страсти или транслирующие их. И такие планеты, как Марс и Сатурн – планеты в невежестве.

00:11:32 Сам по себе процесс творения этих Вселенных – мы сейчас попытаемся увидеть посредством слушания, какое место занимают планеты во Вселенной, насколько они значимы или незначимы. Есть в Ведах такое сравнение, что Вселенных материальных бесчисленное множество - столько, сколько зерен горчицы, они такие маленькие, в мешке горчичном. Все они исходят из Бога, из его тела, подобного нам, из спор. Когда он выдыхает, то весь этот материальный мир проявляется. Когда он делает вдох, то все эти Вселенные входят в него, со всеми живыми существами. И в «Шримад-Бхагаватам» описываются размеры Вселенной, из чего она состоит. Мы держим в сознании, что все эти Вселенные по количеству бесчисленны, сколько горчичных зерен в мешке, все они создаются под воздействием гун природы – благости, страсти, невежества.

00:13:05 Сейчас просто попытаемся понять значимость этих гун, их вообще величие. Все эти бесчисленные материальные Вселенные созданы просто этими качествами, гунами – благость, страсть, невежество – их различными комбинациями. В «Шримад-Бхагаватам» описываются размеры каждой Вселенной, и размер нашей Вселенной – это её диаметр, это 40 в двенадцатой степени, то есть 4 с двенадцатью нулями… в общем, это столько миль, 40 миллиардов или 40 миллионов миллионов, вот так можно сказать еще. Ну хотя так не говорится, но в некоторых странах так говорится, 40 миллионов миллионов.

00:14:23 [Голос из зала] Миллиард.

00:14:24 Или миллиард, да. Или ещё называется биллион, причём в американской системе исчисления говорится, что…. если один миллиард, или один биллион, то в Америке считается, что это тысяча миллионов, тогда как в Британии – это миллион миллионов. Ну, оттолкнемся от того, что это миллион миллионов. Фактически, такими цифрами редко оперируют, и 4 с двенадцатью нулями – это столько миль, диаметр нашей Вселенной. А миля – это 1609 километров, поэтому если 40 биллионов умножить на 1609 километров, то мы получаем число, впереди 6436, и за ними ещё 12 нулей. Вот такое огромное число получается.

00:15:24 В «Шримад-Бхагаватам» говорится: «но человек со своим узким умом не может этого даже вместить в себя, не может даже представить, каков размер». Но это является диаметром. Одной Вселенной. Они подобны яйцам, которые имеют яйцеобразную форму, сверху у них оболочка, и вот такой диаметр Вселенной, в этой Вселенной находятся все планеты, все планетные системы. Их 14 планетных систем: верхние (которые сопоставляются с саттвой), средние (страсть) и низшие (это невежество). Соответственно, есть райские планеты, где больше благости, средние планеты, где страдание и счастье примерно одинаковы, где мы живем, где благость и невежество вперемешку, страсть. И где низшие планеты – это ад. Это подтверждается в «Шримад-Бхагаватам», также в 11-й песне говорится, что ад и рай – это преобладание благости или невежества. То есть, где больше благости – там рай. Фактически, мы, практикуя благость, или приходя в это состояние, обеспечиваем себе райскую жизнь или же, деградируя в невежество, мы обеспечиваем себе адскую жизнь.

00:17:05 Так вот, это расстояние огромное, 4 биллиона миль – это диаметр этой Вселенной, она покрыта сверху оболочками, состоящими из первоэлементов: земли, воды, огня, воздуха, эфира, ума, разума и ложного эго. Восемь оболочек – это её скорлупа такая, скорлупа покрыта. И первая оболочка Земли, первоэлементы Земли, она по своей толщине равна диаметру Вселенной, а каждая последующая оболочка – она в 10 раз больше, чем каждая предыдущая. Можете себе представить, какова толщина последней оболочки Вселенной. И вот такие Вселенные яйцеобразной формы, они находятся на Причинном океане. И все они исходят из Бога. Он одновременно творит их, одновременно он присутствует и в духовном мире, он безграничен в своих энергиях. И мы можем представить объем одной Вселенной. Но их бесчисленное множество. И все они сотворены гунами.

00:18:45 Теперь давайте представим эту Вселенную и каково значение планеты в этой Вселенной, как она выглядит на фоне всех этих расстояний, размеров. Землю очень трудно даже найти. Если вы видели снимки или компьютерные такие диаграммы, где много звезд, и там указывается Солнечная система, и где мы находимся, где Земля. Так вот, планеты – Марс, Венера, Юпитер – они на фоне даже одной Вселенной, они как пылинки такие, очень незначительные. Что уж говорить о наших телах. Мы тут как одноклеточные на фоне всей Вселенной. И все это делают гуны, или Господь посредством гун.

00:19:58 Каждая планета наделена, планеты благости наделены качествами благости, соответственно, если мы читаем в «Шримад-Бхагаватам» описание качеств благости, такие как контроль ума и чувств, верность предписанному долгу, знание, умиротворение и все хорошие качества, если мы почитаем описание качеств планет благостных в «Брихат-Парашара-Хора-Шастре», но есть и другие астрологические произведения по этой теме, то мы увидим, что Луна, Солнце и Юпитер – они описываются именно такими качествами. Что такое Солнце? Это умение следовать своему долгу, контролировать ум и чувства. Что такое Юпитер? Это знание. Что такое Луна и какими качествами обладает – умиротворением, покоем. По сути дела, эти три благостные планеты, они делят все описанные качества благости между собой.

00:21:22 Далее, страстные планеты, такие как Венера и Меркурий. И снова мы обратиться можем к качествам страсти, которые перечислены в «Шримад-Бхагаватам» в 11-й песне, такие как материальные желания, чрезмерное напряжение, смелость, дерзость, неудовлетворенность, даже в преуспевании, ложная гордость, тщеславие, мольба о материальном продвижении, размышление о себе как об особенном и лучшем, чем другие, рекламирование своей собственной доблести – это качества страсти. Если мы изучим качества планет, которые являются раджасика, или страстными – Венера и Меркурий – то мы обнаружим, что эти планеты делят качества страсти между собой. Что такое Венера? Это постоянные материальные желания. Что такое Меркурий? Это логика, не основанная на конечной цели. Венера – это желание комплиментов в свой адрес и мольба о материальном продвижении, размышление о себе как о самом лучшем. Меркурий – это объяснения постоянные логические, объяснения всему. Это планеты, которые просто делят между собой качества.

00:23:00 Таким образом, невежественные планеты, следовательно, делят между собой качества невежества: нестерпимый гнев. И какие это планеты? Это Марс и Сатурн. И мы читаем качества тамаса, или невежества, в «Шримад-Бхагаватам»: нестерпимый гнев – это чье качество, по планетам? Конечно, Марс. Скупость – это Сатурн. Разговор, не основанный на авторитете писаний, качества невежества также могут быть связаны с Сатурном, отсутствие знания. Ненависть с применением насилия – Марс. Проживание паразитом – такая крайняя степень невежества, когда человек лодырь и лентяй, это с Сатурном связано. Лицемерие, это связано также с этими планетами. Когда человек политично очень себя ведет, это связано с Марсом. Хроническая вялость, описывается, что это качество Сатурна. Стрессы, депрессии – все это качества Сатурна. Таким образом, можно посредством этого знания увидеть неразрывную взаимосвязь, увидеть, что все эти качества – благость, страсть и невежество – с их более широким описанием, они пронизывают все эти планеты, то есть, фактически эти планеты состоят из этих качеств, из благости, страсти и невежества.

00:24:41 Далее, продвигаемся в нашем познании, в нашем анализе. Наши тела сотворены из тех же качеств – благости, страсти, невежества, теми же силами. Человек в благости переносит качества благости или душа, находясь под влиянием или в благости, она переносит эти качества, которые хорошие, если мы о благости говорим, подобно тому, как воздух переносит ароматы. И мудрый человек понимает, что воздух остается при этом чистым, что воздух и аромат – это две разные вещи. Воздух может переносить различные ароматы – те, которые приятно пахнут, те, которые неприятно пахнут, но воздух при этом остается воздухом, соответственно, аромат остается ароматом. Точно так же живое существо, оно может выбирать из всего этого, то есть отличать, где благость, где страсть, где невежество. И оно также может переносить на себе различные качества – благости, страсти, невежества. Соответственно, ну ещё раз если напомнить качества благости – это для себя, для чего нам это нужно. Качество благости – это знание. Знание – это не наша заслуга, если так сказать. Это качества благости, точно так же как приятный запах – это не заслуга воздуха. Понимаете? Воздух остается всё равно воздухом, а запах запахом. Точно так же живое существо, которое находится в благости, оно начинает проявлять, переносить на себе эти качества, такие как знание, удовлетворенность, счастье, терпение, контроль ума и чувств. Все эти качества подобно ароматам переносятся живым существом.

00:26:56 Точно так же живое существо может переносить качества страсти или невежества. И точно так же как воздух, один и тот же воздух способен переносить либо хорошие и приятные запахи, либо плохие, точно так же живое существо либо в течение жизни, либо в течение нескольких жизней, может менять свои качества. Это возможно сделать в течение жизни, обладая знанием. И наверняка каждый из нас имел опыт, видя человека, который с детства был хорошим, добрым, ласковым, примером, потом наступает определённый возраст, он спивается и все – он уже совершенно другая противоположность, то есть был воздух, который пах, потом он как-то повернул над помойкой и завонял, тот же самый воздух. Точно так же человек – был в благости, потом в невежество попал и все, начал переносить эти качества на себе.

00:28:45 Есть по этому какие-то вопросы? Ну что живое существо, или я, которое находится в этом теле, которое фактически создано из вот этих мельчайших частиц, из атомов, из чего все состоит, оно не бывает затронуто всем этим, то есть две разные вещи: духовная душа и материальная природа. Материальная природа обладает вот этими качествами – благости, страсти и невежества, а духовная душа обладает качествами «сатчитананда» - вечность, знание и блаженство. И лишь только соприкасаясь с материальной природой, живое существо может просто быть обусловлено или загрязненным сознанием подвержено этой иллюзии, что материя действует сама, а живое существо думает, что на самом деле действует оно, хотя это не так.

00:29:54 Точно так же, как мы не контролируем действия своего сердца, мы не контролируем действия своей печени, оно само действует, сама природа действует. Но мы считаем, что мы моргаем. Мы считаем иногда, что мы говорим. Мы иногда думаем, что мы двигаем этими руками. Мы иногда думаем, что от нас что-то зависит. Но в действительности говорится, что если человек так думает, то это иллюзия. Он не является причиной действия в этом мире. Живое существо не может контролировать результат своей деятельности, потому что фактически оно бездействует, действует материя. Но если оно привязано к этой материи, очаровано и думает, что это все делает оно, то оно либо страдает, либо печалится, потому что когда человек действует и думает, что в результате его действий что-то произойдет, какой-то результат, но этот результат не происходит, то человек начинает страдать. И соответственно, когда этот результат достигается, то человек становится счастлив.

00:31:06 И качества счастья, или качества удовлетворенностью всем – это качества благости, это когда живое существо находится в благости, то оно полностью удовлетворено, и когда живое существо находится в страсти и невежестве, то у него никогда нет удовлетворения. Вот этот момент понятен, как это, все из чего состоит, что ум, разум – это все является просто материей, а такой элемент, как эго, или «аханкара» - это то, что является таким переходником между нашим духовным сознанием и грубой материей?

00:31:55 Следующий момент – это то, что так как и все планеты и все тела живых существ созданы материей, то само по себе положение планет в гороскопе отражает фактически, в какой гуне человек находится – в благости, страсти или в невежестве. Соответственно, каждая планета обладает какой-то частью качеств, из всех качеств конкретной гуны, то есть если мы говорим о благости и о трех планетах, то эти три планеты делят между собой все качества благости. Итак, если мы перечислим все качества благости, которые приводятся в «Шримад-Бхагаватам»: такие как контроль ума и чувств, терпение, проницательность, верность предписанному долгу, правдивость, милосердие, тщательное изучение прошлого и будущего, удовлетворенность в любом состоянии, великодушие, отречение от чувственного удовлетворения, вера, внутренняя нерасположенность к совершению неподобающего действия – то есть всегда человек действует по правде, подача милостыни, простота, смирение, удовлетворение в себе самом, все это качества гуны благости.

00:33:30 Теперь мы знаем, что есть три планеты: Солнце, Луна и Юпитер, которые являются благостными. В «Брихат-Парашара-Хора-Шастре» описываются их качества. Верность предписанному долгу, или ответственность, это чье качество, какой планеты? Солнца. Тщательное изучение прошлого и будущего, связанное со знанием, – это качество Юпитера. [неразборчиво] Юпитер. То есть, мы можем эти качества просто перераспределить. Великодушие, милосердие – это качества Луны. Простота – качество Юпитера. Контроль ума и чувств – качество Солнца. Терпение – качество Луны. Проницательность – и Луна, и Юпитер, ну и Солнце тоже. Человек, у которого Солнце, он очень проницателен. Что значит «человек, у которого Солнце»? Это означает, что вся эта Вселенная, весь этот большой механизм, который соткан из этих гун, очень сильно взаимосвязан между собой. И настолько это все совершенным образом сделано, что зная место, время рождения, можно увидеть, как планеты стоят в данном случае. А что означает «планеты стоят в данном случае»? Это означает, что какие желания, какие качества имеет человек… Что? [Голос из зала, неразборчиво] Да, к чему он стремился в прошлом, в прошлой жизни. Какие качества у него, какие качества он заработал, на каком этапе он сейчас стоит, какой у него есть потенциал вообще в принципе.

00:35:48 В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что очень легко понять, кем был человек в прошлой жизни, кем он будет в будущей жизни, даже не прибегая к астрологии, можно просто присмотреться к человеку и увидеть в нем различные черты, как он действует. И если мы видим, что человек действует как кот, то это значит, что он был котом. Если мы видим, что человек действует как тигр, то это значит, что он был тигром. Если мы видим, что у него заложенные качества человека, человечный такой, то это означает, что он был человеком. Если мы видим, что он ведет себя как курица, значит он был курицей. [Голос из зала, неразборчиво] Если как страус, то страус. И соответственно, мы можем понять, кем человек будет в будущем. Если он ведет себя сейчас как животное, то он будет животным. Пример яркий: если он любит, скажем, нырять под воду и долго там плавать, подолгу, как рыбка, то это означает, что он получит это тело, в конечном счете. Природа очень милостива, она дает эту возможность. Ну нравится тебе – Господь, он такой, исполняет все желания: ну надо – так надо. Но разумный человек может понять разницу этих тел, что рыбы – они ниже, чем люди. У человека есть больше возможностей, способность человека, которая отличает его от всех других – это способность размышлять.

00:37:31 [Голос из зала] А можно вопрос? А вот если на других планетах этот человек в прошлой жизни был, может же такое быть? Душа была, на других?

00:37:38 Конечно, да.

00:37:40 [Голос из зала] А как тогда понять, как инопланетянин, как таких людей?

00:37:46 В основном есть… Что такое рай, что такое ад? Мы в начале говорили, что рай… в основном, люди откуда приходят на Землю, на средний уровень? Либо с рая, либо с ада поднимаются, и рай – это преобладание гуны благости, то есть качеств благости, чем больше благости – тем больше в нас счастья, правильно? Чем меньше его, чем больше невежества, тем мы в аду живем. Даже на Земле это можно испытать. Ад и рай – в 11-й песне говорится «Шримад-Бхагаватам», что это по сути дела либо больше благости, либо её меньше, либо больше невежества. Больше ничего, все остальное – детали. Поэтому как понять, откуда человек пришел – с райских планет или с адских, с ада или с рая, с невежества или с благости? И человек, который с благости, соответственно, то у него остаются эти замашки жить красиво. Такие люди обычно либо разочаровываются в этой жизни, либо у них есть такая концепция, что… Что такое благость? Благость означает, что не надо напрягаться, все и так есть. То есть, такое счастье. И когда они попадают в человеческое тело где-то, где гуны смешаны, где надо и работать, и страдание есть, то люди, которые имели такое сознание благостное, попадая сюда, утрачивая память, соответственно, при рождении, они очень разочаровываются, они думают, что здесь не надо работать, у них есть такая концепция, что работать в принципе не надо, и они либо ищут счастья в наркотиках, просто легкое такое счастье, либо они как-то пытаются заниматься какой-то такой деятельностью, где лучше так работать, чтобы не работать, у них такое занятие. Либо это люди, которые понимают своё положение, осознают вот эти все вещи – благость, страсть, невежество, посвящают свою жизнь изучению знания, потому что по сути дела сознание благости означает, что мы понимаем, что здесь и так все происходит.

00:40:11 В [Санскрит] говорится: «Какой смысл думать о материальном поддержании этого тела, если оно и так само себя поддерживает?» Надо просто развивать отношения с Богом, с Творцом. Но это не означает лениться, здесь невежественное сознание может поспекулировать: «О! Хорошо, все и так происходит, значит я не должен ничего делать». Это на самом деле не так. Если человек не обладает знанием, если он не действует все время в направлении развития знания, то означает, что он просто в невежестве или в страсти, поэтому не следует отказываться от деятельности. В любом случае, никому не следует отказываться. И вот так можно понять, что человек стремится к чему-то такому…, его сознание мягкое очень, к красивому стремится. Это означает, что он с райских планет. Его черты лица, его манеры поведения очень плавные, нежные.

00:41:28 Когда человек приходит с адских планет, или душа в человеческое тело, то соответственно оно ведет себя аналогичным образом. Где страдание – там что? Там страх, постоянное, главное качество – это страх. Такой человек всего боится, в нем чувствуется напряжение: «Ой, не будет там чего-то, денег не будет, чего-то не будет, от меня всё что-то…» - вот в такой постоянной гонке находится, что чего-то может и не быть. И, соответственно, действует в соответствии со своим сознанием. Он пытается схватить, жадность проявляется ради результата, ради обладания он готов пойти на самые тяжкие грехи, обмануть, лишь бы у него было что поесть, видит счастье, как голодного человека если привести к пище, который голодал, как в фильмах показывают, он начинает сразу хватать, а те люди, которые сидят, у них постоянно эта пища, то они не испытывают такой страсти, не ведут себя так по отношению к пище, как ведет себя тот, кто этой пищи не видел. Поэтому тот, кто приходит снизу выше, получает возможность… ощущает это счастье, которого здесь больше, и пытается его схватить как-то.

00:42:56 Таким образом, такие люди больше жадные к жизни, они пытаются все здесь… ценят и каждую песчинку, и каждый стебелек. Соответственно, противоположность этому, когда человек, обладая знанием, видит, что по сути дела что золото, что грязь – одно и то же. Все состоит из одних и тех же элементов. Вот так можно понять. И вот этот весь такой…. образно если сказать, как такой кисель всего этого творения, с такими сгустками, как планеты, человеческие тела, любые другие тела – все это пронизано одними и теми же гунами. И, соответственно, живое существо, в зависимости от степени своей обусловленности или своих привязанностей – что нас здесь держит в невежестве, в привязанности, в привязанности к наслаждениям? И чем больше у человека привязанности к наслаждениям в прошлой жизни, то в этой жизни соответственно у него будут сильнее невежественные планеты в гороскопе, такие как Марс, Сатурн. И, соответственно, слабее будут такие планеты, как Солнце, Юпитер, Луна.

00:44:24 Или если человек в страсти в прошлой жизни был, действовал ради результатов, пытался наслаждаться этой жизнью, ну идеал – это не вредя другим живым существам, то он может родиться в этой жизни, и у него будут сильными такие планеты, как Венера и Меркурий. И что это дает? Это качества страсти. Это роскошь, то есть Венера, красота, гордость, соответственно, за все это, способность размышлять просто так, без цели, логика очень сильная, сознание, может образование быть, способности к образованию, разговаривать на многих языках – это определённая комбинация гун. Поэтому для того, чтобы не зацикливаться на влиянии планет, нам нужно постигать это высшее знание, и в «Бхагавад-гите» говорится, что знание о гунах, об этой материальной природе, то, о чем мы говорим, - это «гьянанам гьянам уттамам», то есть «самое лучшее знание». «Гьянанам гьянам уттамам». Понимая все это, можно не задаваться вопросом о том, как избавиться от плохого влияния планет. Наверняка, каждый из нас теперь, услышав это, знает, как избавиться от плохого влияния планет. Есть ответ у каждого. Как?

00:46:07 [Голос из зала] Благость [неразборчиво].

00:46:08 Да. Просто развивая благость. Что это такое? Если мы приходим в благость, то, соответственно, невежество и страсть на нас не действуют. Точно так же, как если мы из холодного моря переходим в теплое, то холод на нас уже не действует, постепенно мы начинаем нагреваться, чувствовать себя лучше. Точно так же из всех плохих качеств, из-под плохого влияния планет, достаточно просто следовать этим 10 агентам: [Перечисление на санскрите]. То есть вот эти 10 проводников «агама» или знания, с которыми мы соприкасаемся, вода, общение и так далее – все это является проводниками различных гун или различных качеств.

00:47:07 И мудрые люди восхваляют то, что находится в благости. Соответственно, контактируют с этим. Они игнорируют то, что находится в страсти. Как игнорируют? Говорится, что разумный человек видит одними глазами. Грязь, золото для него одно и то же, то есть он полностью игнорирует ценности, которые культивируются в этом мире, ему все равно, какое название человек на себя надел: президент или уборщик или там ещё кто-то, он не видит разницы в этом материальном мире, он игнорирует полностью, он не стремится занять какой-то пост, и он не стремится избавиться от унижений, он понимает, что все это относится к этому материальному миру, вся двойственность. Мудрый человек игнорирует полностью, он продолжает действовать согласно своей природе, не обращая внимания на почет и бесчестье, ни на что. И мудрецы решительно отвергают то, что находится в невежестве. И это я сейчас говорю из «Шримад-Бхагаватам», из 11-й песни, но это также подтверждается в «Бхагавад-гите». И то, и другое говорит Господь. По-настоящему мудрый человек не соприкасается с источниками страданий, а страдания во всех их формах – это качества чьи? Это что – это приятный аромат или это плохой какой-то запах, плохого места? Вот эти все качества, которые заставляют нас страдать, это всего лишь навсего качества невежества, поэтому мы всегда должны избегать тех вещей вот этих 10, которые находятся в невежестве, игнорировать то, что находится в страсти и всегда соприкасаться с тем, что находится в благости.

00:49:14 Таким образом, знание о планетах теряет свою актуальность вообще на фоне всего этого, понимаете? Что нас ждет в будущем? Очень просто: если вы в невежестве – вас ждут страдания, если вы в страсти – то вас тоже ждут страдания, если вы в благости – то вас ждет счастье.

00:49:38 [Вопрос из зала] Скажите, вот планеты, если вот эта концепция трех гун, у каждой же планеты тоже есть качества в страсти, в невежестве и в благости?

00:49:54 Да, они могут…

00:49:55 [Из зала] И можно, когда каждый человек под этой планетой родился, он может… или эти качества на него больше влиять?

00:50:03 Мы сейчас говорим о планетах, но если говорить в целом о гороскопе, то это сложная схема. Ну как сложная? Многогранная. Она не сложна для понимания, просто она многогранна, потому что помимо планет есть также созвездия. Созвездия тоже проявляют те же самые качества, сделаны из тех же гун. Допустим, если благостная планета находится под влиянием страстного созвездия, то она будет проявлять качества страсти точно так же, в какой-то степени. Или каждый дом управляется какой-то планетой, страстной, благостной или невежественной. Соответственно, планета благостная, входящая в дом, который управляется страстной планетой, мы можем сказать, что она проявляет такие же качества, то есть она указывает на то, что человек имеет смешанные качества гун, понимаете? Это не так, что вот здесь благость, тут страсть и невежество, вот они на разных полочках лежат, в отдельных упаковках. Нет, это все настолько перемешано, что это как красный компот влить в прозрачную воду, а потом еще… ну там малиновый компот, или там зеленый чай, влить в эту же жидкость. Мы не увидим, что там есть красный цвет, что там есть белый цвет и что там есть зеленый цвет, правильно? Точно так же вот они, трудно очень разобрать, где есть благость, где есть страсть и невежество.

00:51:43 Но мудрый человек, обладающий знанием, зная, какие качества благости, страсти и невежества, зная проводники этих качеств, он может соприкасаться только с благостью, и таким образом он может вычленять из всего этого хаоса только благость, видеть страсть и невежество. И это качество называется качество лебедя, или «хáмса». Лебедь, когда пьет воду, в которую пролито молоко, он может пить только молоко, а вода у него отходит. Когда мы выделяем из этого мира только благость, а вообще говорится, что нужно выделять только дух, а не благость, потому что материя – это материя, каким бы она качеством не называлась. Но если мы за всем этим – благостью, страстью, невежеством – видим, что за всем этим стоит Господь, и выделяем только это, то такой человек называется «парамахамса», то есть его сознание, способности выделять это. Я рассказывал историю? Как монах пришел в деревню, что ему там сказали ребята: «Ты кому-то поклоняешься? Как вообще живешь? Покажи нам своего Бога». И он говорит: «Вы знаете, я не пойму, вы говорите, что вы деревенские люди, и у вас корова, я не пойму, вы говорите, что масло находится в молоке, но я его чего-то не вижу». И они говорят: «Да ты глуп, смотри, масло находится в каждой клеточке этого молока, но для того, чтобы его получить, надо его сквасить, а потом взбить». И монах говорит: «Вот точно так же в этом мире Господь. Для того, чтобы его увидеть, надо сначала очистить своё сознание, пройти процесс определённый».

00:53:35 И мы не должны останавливаться на благости, в конечном счете, потому что мы духовные души, у нас есть источник, соответственно, духовный – вечность, знание, блаженство, Господь. И мы должны выделять из всего этого, видеть за всем этим материальным миром, за всеми этими планетами только Его, больше никого. И говорится, что мудрый видит только Его во всем, во всех проявлениях, что за всем стоит Он, за всеми действиями.

00:54:12 Поэтому если человек, как ещё в «Брихат-Парашара-Хора-Шастре» говорится, что прежде чем давать толкование гороскопа человеку, нужно понять, в какой гуне он находится сейчас; то есть, человек может быть в страсти, в благости или в невежестве. И обычно одного вопроса достаточно, чтобы понять, в какой гуне человек находится. И если человек говорит, что его интересуют материальные достижения какие-то – деньги, наслаждения, семья – то это означает, что он находится под влиянием страсти, то есть он чего-то хочет, результата какого-то, он неудовлетворен сейчас, он думает, что результат будет где-то. Соответственно, этот человек в страсти.

00:55:16 Человек в невежестве говорит только о страданиях: «Почему со мной это произошло? Что делать? Я так страдаю». Это означает, что человек находится в невежестве. А человек в благости – обычно он не приходит на консультации, потому что у него и так все хорошо. Если он приходит, то просто ему интересно что-нибудь узнать, поговорить. Такие люди, их спрашиваешь, какой вопрос, зачем пришли: «Да и так все в порядке, просто хотелось поговорить». И все заканчивается обедом, чем-нибудь хорошим, разговорами какими-то, потому что в благости – это удовлетворение, точно так же, как на поле ромашек аромат, если там воздух вдыхать, то он пахнет, и соответственно удовлетворение. Но если над помойкой скажем, то там нет этого аромата, и там хоть что делай, его оттуда не получить. Точно так же, в страсти нельзя быть удовлетворенным, точно так же в невежестве всегда будут страдания. И после этого только, когда астролог определяет, в какой гуне человек находится, то следующее, что смотрит, соответственно – какие качества планет [Неразборчиво].

00:56:43 [Голос из зала] Я работаю психологом, ко мне когда клиент приходит, он говорит «все замечательно, все хорошо», но на лице куча проблем. Там – «все хорошо». Это может быть ещё и защитный механизм, то что ребенок защищается, не хочет. Допустим, не хочет или боится решить какую-то проблему.

00:57:00 Это страсть. Это означает, что он находится в страсти, потому что, улыбаясь, он что хочет? Он хочет показать себя счастливым, то есть он вешает на себя, он хочет определённый статус. Статус – это качество страсти. Вот и все. И даже можно не гадать, просто ясно и так. И это всеми видно. Это всем видно. Это не только психологу видно.

00:57:30 [Голос из зала] Когда приходит за помощью, говорит: «у меня все замечательно, все хорошо».

00:57:33 Ну да. Это иллюзия, она называется… У этого материального мира, у этой майи, или иллюзорной энергии, у этой майя-шакти есть два качества, которые называют «пракшепатмика» и «аваранатмика». И вот «пракшепатмика» имеет такие признаки, что человек находится в иллюзии, он забывчив очень. И бывает так, либо человек, его встречаешь – и он улыбается, все там в порядке, но на самом деле, если копнуть, то у него там куча проблем.

00:58:13 [Голос из зала] Гордость даже проявляется.

00:58:15 Или другая ситуация, когда с человеком беседуешь, и он тебе начинает говорить в сердцах: «вот, у меня там такие проблемы, такие проблемы, такие проблемы…» И делаешь заключение: «Да, ты очень сильно страдаешь, ты такой несчастный». И человек задумается: «Нет, у меня все хорошо, я счастлив. Не, у меня все хорошо, все хорошо, все нормально». Это называется «пракшепатмика» - она покрывает, даже человек, который лежит на растяжках, после аварии, и у него чуть-чуть начинает сознание возвращаться, и более-менее он пришел в себя, у него спрашивают: «Как дела?». Он говорит: «Уже хорошо». Ну как хорошо, если весь тут лежит, разобран? Вот это называется «пракшепатмика». Сознание покрывается, человек не понимает, что он страдает. Человек не понимает, что он страдает. Человек даже в таком состоянии не может понять, что собаки страдают. Что люди, которые пьют, страдают. Что люди, которые женятся друг на друге, мужчина на мужчине, они страдают. Но сокрытые вот этой энергией, или функцией этой материальной природы «пракшепатмика», они сидят и рассуждают – «Ой, ну ему же вот так хорошо, значит ну пусть женятся, давайте закон такой издадим…» Понимаете, такая иллюзия создается всей этой жизни. И всегда есть оправдание наслаждениям.

00:59:52 И следующая функция – это «аваранатмика», стягивает вниз. То, что стягивает вниз. И если мы не гребем вверх в своей жизни, то мы постоянно деградируем. Мы можем видеть, что даже окружающие нас люди, они стягивают нас вниз. Родственники – если ты перестал есть мясо, если ты бросил пить и курить, если ты бросил гулять по ночам и ложишься спать рано, и просыпаться рано, то родственники начинают считать тебя своим врагом, потому что ты не уважаешь, потому что ты не пьешь, ты вообще никто. Ты не ешь мяса – да как ты вообще смел отойти от нашей вообще культуры, зачем ты предаешь? То есть это все, понимаете, такой механизм, который проявляется в сознании. Сознание – что такое? Это та же самая материя. И родственники, они начинают тянуть. Вот надо знать эти свойства этой материи, и соответственно несмотря ни на что продолжать стремиться в благость, потому что если не там, то счастья больше нет нигде. Достигая благости, что человек обретает? Это в «Шримад-Бхагаватам» говорится: «Достигая благости, человек обретает состояние, когда у него из сердца возникают вопросы о Боге, он начинает задаваться вопросами о смысле религии, религиозных действий, он видит не просто набор каких-то упражнений, а понимает глубокий смысл».

01:01:35 Следуя этим принципам, человек обретает сознание Бога. Он не становится Богом, он так и остается маленькой индивидуальной частицей. Бог безграничен. Мы малы по сравнению с ним, но качественно едины. Точно так же как капля океана, она несет в себе все те же свойства океана. Человек обретает сознание Бога – означает, что он начинает видеть весь этот мир так, как видит его Господь. И это приносит очень большое счастье, трезвую картину мира. Человек уже живет спокойно, ни о чем не беспокоясь, понимает, что все здесь делается [Санскрит]. «Весь этот мир мой» – так в «Бхагавад-гите» говорится, Господь говорит. – «И он действует под моим контролем».

01:02:43 Вот это очень такой момент, над которым следует поразмышлять, что это тело всегда действует само. И чем больше мы направляем его в благость – тем благостнее оно живет. У нас есть очень много разных сфер жизни: семья, дети, деньги, работа, учеба, машины, квартиры, дома, дачи, природа, ну и все такое… развлечения. У нас есть очень много сфер – общение с друзьями, у каждого. Можно сделать такую для себя картину – взять лист бумаги, нарисовать в центре кружочек, написать там «Я». И лучики отводить, и писать различные свои приоритеты, что там, чего я хочу, что меня интересует. У нас есть очень много сфер жизни. И человек, который поднимается в благость, в благости все эти сферы жизни приносят удовлетворение. Но когда человек в страсти находится, то он пытается улучшить одну сферу жизни, думая, что от него это зависит, и таким образом, все остальное рушится. Допустим, человек пытается улучшить свои дела на работе, в это время жена его: «Ты что, не исполняешь свои обязанности мужа, не поддерживаешь семью, не уделяешь мне внимания, все время на работе, все время?» То есть, дисбаланс происходит, означает уже неудовлетворение какое-то.

01:04:27 Также, человек, который устремляет свои силы на то, чтобы наладить отношения в семье, побольше с детьми, он теряет работу. Таким образом, эта сфера жизни страдает. К друзьям он пошел – там больше внимания, тут и здоровье потерял – выпил, и жена ушла, и все прочее. Соответственно, в страсти невозможно. На уровне страсти, на уровне людей, которые живут в страсти, существует очень много разных методик улучшения различных сфер жизни: методика зарабатывания денег, «как бороться с гневом?», «как бороться с раздражительностью?», «как бороться со стрессом?», как бороться с тем, как бороться с сем, с пятым, с десятым, «как развить смирение?», как развить то, пятое? И все это отдельные, какие-то разрозненные знания. Одно начинаешь развивать – другое теряется. Но когда человек просто в благость поднимается, то все эти качества благости – они там. Человек просто как на свет выходит, как солнце встаёт – человек все видит, точно так же человек в благости, для него уже не существует никаких раздельных сфер жизни, у него все везде хорошо. Он работает, удовлетворение в работе, удовлетворение в семье, удовлетворение в отношениях с друзьями, удовлетворение на всех фронтах – вот это благость. Все остальное – страсть и невежество.

01:06:13 Соответственно, что касается этого материального мира, то конечно нужно стремиться в благость. В благости приходит ясное понимание, кто такой Бог. Человек в страсти и в невежестве пытается стать духовным, религиозным, хватается за какие-то практики, что-то делает, и это приводит к фанатизму, к противопоставлению: это мое, это твое, это наше, это не наше. На уровне благости нету двойственности также: там все друг друга видят, как духовных душ, и Бог только один. А на уровне страсти есть много богов, там говорят: ты поклоняешься не нашему богу, ты поклоняешься этому богу, наш Бог такой, наша религия такая-сякая. Эта двойственность присутствует. Соответственно, ссоры, неудовлетворенность. Люди в страсти и в невежестве из страха хотят узнать, что их ждет в будущем, потому что это чувство страха в сердце заставляет задавать вопросы, потому что чувство, что придут страдания, оно есть, и человек стремится узнать: «Что же меня ждет в будущем? Что же меня ждет в будущем?»

01:07:37 Это как на экзамен приходят студенты: отличники ведут себя очень спокойно – стоят в сторонке умиротворенно, а те, которые не учили – они бегают и спрашивают: «Какой билет где лежит? Как там это? Где это все написано? А как то? А как се? А как он принимает? А какой он – злой или плохой?» Отличнику все равно: он знает, он уверен в себе, он пришел, рассказал и ушел. Его личность учителя вообще не интересует. А те, которые не учили, они спрашивают: «Ой, а он злой? А как он там? А он разрешает списывать? Подглядывать можно?» То есть, они уже начинают спрашивать о будущем.

01:08:22 Точно так же и в астрологии: соответственно, человек, который просто находится в благости, ему нечего бояться, у него нет страха, на него действует только хорошая планета, все его действия, которые он совершает прилюдно или уединенно, они все в благости, они все совершенны. Он и наедине с собой счастлив, он и с людьми счастлив, и люди с ним счастливы, и везде-везде-везде у него все хорошо. Поэтому, как Чанакья Пандит говорит, на такой пессимистичной ноте для астролога закончу: «Тот, кто часто обращается за советом к звездам, теряет богатство и благосостояние».

транскрибирование: Константин Волков | Москва | Россия | 28 сентября 2014