Как наказывать ребенка?

Аюрведа радио - 14 февраля 2007
Наказание в трех гунах материальной природы. Физическое наказание, уместно ли оно? Типы детей. Сенситивный тип. Активный тип. Каммуникативный тип. Рецептивный тип. Обзор методов воспитания. Вопросы - ответы.
запись эфира для начинающих из раздела «Воспитание ребенка» со сложностью восприятия: 3
длительность: 01:52:18 | качество: mp3 24kB/s 19 Mb | прослушано: 11332 | скачано: 8562 | избрано: 84
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Добрый вечер, дорогие слушатели нашего семинара, интернет-семинара по воспитанию детей. Сегодня тема нашего разговора – это наказание. Этот вопрос, этот аспект рассмотрим с разных точек зрения, как с точки зрения мнения родителей, то есть той ситуации, которая сложилась сейчас, на сегодняшний день, существует в семьях. Так с точки зрения древнего знания, ведического знания, и с точки зрения современной, альтернативной или, как еще принято называть, позитивной психологии.

00:00:50 Итак, начнем с опыта. Как мы в прошлый раз с вами говорили, одной из больших проблем на сегодняшний день в семьях, является неспособность правильного обращения, правильной реализации негативных эмоций, и в особенности такой эмоции, как гнев. Статистика показывает, что в результате так называемого, термина, применяемом на западе, «home violence» – домашнего насилия или насилия в семьях, в России ежеминутно избивается одна женщина. То есть за время нашей с вами беседы, это время передачи избиению подвергается 120 женщин и две женщины, то есть каждый час одна женщина убивается свои супругом.

00:01:49 То есть другими словами ситуация как бы не шуточная и люди, которые совершают тяжелые какие-то поступки, которые влекут за собой эти страдания, большие проблемы для окружающих, сознают то, что на самом деле основной причиной для свершения действий, которые они сделали, часто эти действия криминального порядка или очень низкие действия с точки зрения морали и нравственности -то главным двигателем являлся именно гнев. И Веды, они рассматривают наказание как способ поставить человека перед определённым выбором – совладать, сделать как бы правильные выводы, совладать со своей эмоциональной природой, правильным, здоровым образом. Потому что, подавление эмоций не приводит ни к чему позитивному, ни с точки зрения ведических писаний, не с точки зрения здравого смысла и опыта.

00:03:12 Таким образом наказание есть способ помочь человеку сделать правильный выбор между тем, чтобы пережить негативную эмоцию и тем, чтобы не справившись с этим получить определённые, определённые ограничения, дискомфорт или даже пережить боль от, или со стороны того человека, который является вышестоящим, является родителем, руководителем. И Веды рассматривают наказание в трех видах, в трех настроениях, в трех гунах природы.

Наказание в трех гунах материальной природы

00:04:01 Наказание в невежестве – это наказание, которое делается из ненависти, без учета правил и предписания и без всяких мыслей, мыслей о последствии. Также наказанием в невежестве является наказание, которое по сути никак не связано, с самим проступком или сильно неадекватно, очень… очевидно неадекватно, очевидно для окружающих, очевидно для наказуемого, для ребенка, но не очевидно для того человека, который действует под давлением эмоций. И в Ведах говорится что, следствиями гнева является определённые иллюзия, непонимание роли своей в жизни человека, на которого мы обращаем свой гнев под видом наказания, и его значение в нашей жизни. Таким образом, в невежестве – это гнев, который… или наказание... точнее гнев, который замаскирован под наказание. Мы говорили с вами о том, что те эмоции, которые родители подавляют, не имея навыков правильно проявлять их, в конечном счете, либо в открытой форме, в форме грубости, в форме критики, унижения ребенка, либо в форме побоев, оплеух, подзатыльников выливают на ребенка. Либо они, будучи подавленными, эти эмоции выливаются в форме такой эмоциональной контрабанды, когда работает принцип, о нем мы говорили в прошлой лекции, те эмоции, которые мы подавляем – ребенок проявляет.

00:05:58 Второй вид наказания, настроение в котором может быть применено наказание – это страсть. Состояние страсти. Такой вид наказания применяется либо в раздражении, опять-таки из-за того что накоплен определённый фон, как бы запас негативных эмоций, гнева и поведение ребенка становится последней каплей. Наказание по законам государства, по законам морали также относится к этой категории, к категории страсти.

00:06:39 И третий вид наказания – это наказание в благости. То есть в соответствии с писаниями или в соответствием с мнением мудрецов, великих святых, с мнением духовного наставника. Но и что, как самое важный атрибут наказания в благости – это беспристрастность наказывающего. Беспристрастность руководителя или, в данном случае, родителя в рамках нашей темы. Наказание с добрым сердцем, когда мотивом… человеку, которому приходится наказывать, приходится прилагать усилия к тому чтобы налагать определённые ограничения, скажем, для родителя в отношении ребенка. Поскольку видя, что это доставит определённый дискомфорт ребенка, при этом это в конечном итоге принесет благо ему.

00:07:45 Если говорится о наказаниях в благости, что требует в первую очередь того, чтобы родители, человек, который несет ответственность за своих подчиненных, за подопечных, детей, граждан, прежде сам должен находиться в благости. Благость означает – в знании. Человек должен в первую очередь знать все тонкости психики человека, все тонкости механизмов развития сознания человека, все тонкости его судьбы. А также все тонкости, особенности природы каждого из людей, за которых он отвечает. И в конечном итоге, писания говорят, что человек не должен становится не родителем, ни отцом, ни матерью, ни руководителем, царем, менеджером, если он не может освободить своих подчиненных от бесконечных наказаний этого мира, то есть бесконечных страданий этого мира. Которые, по сути, тоже в своем роде заставляют задумываться о правильности наших целей, правильности нашего восприятия окружающего мира, своего положения.

00:09:01 Известный индийский мудрец Ченаки Пандит, к трудам которого обращались многие поколения людей, разумных людей, ищущих смысл жизни, правители, говорил на этот счет, как бы он давал определённую схему, определённый график к применению наказаний. И, в одном из афоризмов он говорит так: «До пяти лет ребенок царь», то есть ребенка балуют, используется санскритское слово «лалает», «лалает» - это значит баловать. Дальше, пишет он, в течение десяти лет, ребенка нужно наказывать. И по прошествии этих лет, то есть к 14-15 годам, единственный правильный способ общения с ребенком это дружба. Но есть еще один… с этим все понятно, но есть одна тонкость, один момент. Когда мы говорим о детях, в возрасте от 5 до 14 лет, и слышим о том, что это возраст, в котором ребенку необходимо наказание, на этом настаивают мудрые, в этом возрасте наказания не избежать. То нечаянно в силу своего неведического образа жизни, неведической культуре, в которой… под влиянием неведической культуры, в котором мы живем, у нас может сложиться превратная картина об этом наказании, о том, каким должно быть наказание.

Физическое наказание, уместно ли оно?

00:11:05 Один из великих святых, мы можем сказать наших дней Шри Шрим, во второй половине 20 века проповедовавший ведическое знание на западе в это время также цитировал этот афоризм Ченаки Пандита. Но, когда однажды от своих учеников он узнал о том, что учитель в школе ударил по лицу ученика, он сказал, что этого учителя нужно повесить. И хотя он не имел в прямом смысле такого рода наказание, своё отношение к применению физической силы к детям, он выразил в довольно такой сильной, прямой эмоциональной форме. И это заставляет думать, что иногда высказывание ведических писаний мы принимаем, не то, чтобы слишком буквально, но перенося значения слов, которые читаем, в переводе с санскрита буквально на те обстоятельства или те ситуации, проецируем на них те ситуации, то наше восприятие вещей, которые мы имеем живя далеко не в ведических условиях. Таким образом, современная позитивная, позитивная практика воспитания людей, или практика позитивного родительства она рассматривает три аспекта наказания – это применение физической силы, угроза применения физической силы, и, также пристыжение или критика, посрамление. Посрамление может быть имеет даже внешне довольно сильную… внешне довольно безобидную форму, форму сравнения, например, с другим ребенком. Но при этом всё равно содержать в себе значительную долю насилия.

00:13:27 И мы с вами говорили, что в вопросах воспитания серьезным риском для родителей становится то, что вместо того, чтобы стать покровительственным для ребенка или покровителем, силой защищающей, помогающей ему развиться, реализовать свои цели в этой жизни, согласно своему вкусу счастья, родители могут стать одним из трех видом проблем или страданий, с которым сталкивается человек в этой жизни. Если родители очень строги в своем воспитании, применяют наказание в настроении невежества или страсти, то в этом случае, они попадают в категорию не покровителей и опекающих, а попадают в категорию, которая на санскрите называется адхибхаутика-клеша, то есть страдания, причиняемыми другими живыми существами. Если же родители не принимают никаких мер, что попадает в категорию воспитание в невежестве, то есть растут как трава или как еще говорят «на автопилоте», то в этом случае родители провоцирует ребенка на другой вид страдания, подталкивают его к другому виду страдания – страдания, причиняемые собственным телом и умом. И, поэтому определение баланса между, как бы, найти ту точку, золотую середину, чтобы не впасть ни в одну крайность, ни в другую, не стать источником страданий непосредственно для ребенка, ни косвенно создать условия, для того, чтобы он страдал от собственной природы. Как в произведении Достоевского «Подросток», юноша пишет, что иногда в его уме, его природе проявляется как будто бы черти, как будто бы темные силы заставляют его сделать какой-то отвратительный поступок, например, взять, снять со стены образ, икону и разбить его об пол. На самом деле каждый ребенок переживает такой опыт, когда какие-то силы в нем, которыми он не то что мог бы и управлять, а даже не может правильно охарактеризовать, они диктуют ему определённым образом вести себя.

00:16:06 При том, что ребенок понимает, что то, что он делает, вряд ли приведет к хорошим последствия, вряд ли это улучшит его отношения с родителями. Но при этом он не имеет силы сопротивляться этому, он сам. Поэтому роль родителей состоит в том с одной стороны, чтобы защитить ребенка помимо обеспечить ему сытое и благополучное детство – это защитить от первого вида страданий, защитить его от других живых существ, включая самих себя. Любое покровительство предполагает защиту, и защита, в том числе от других живых существ, которые могут причинить проблемы и в воспитании детей очень важным фактором является – защитить от самих себя. Как от грубых проявлений, как бы от грубых нападок, так и от тонких. Грубыми нападками обычно славятся мужчины, больше в кавычках профессионалами в этом является мужчины. А тонким террором, психическим террором, на основе подавления нереализованных эмоций, гнева в том числе, здесь непревзойденными, к сожалению, остаются матери. Поэтому вопрос наказания стоит рассматривать в первую очередь с точки зрения гигиены эмоций. И форма общения и самое главное с точки зрения наличия или отсутствия методов очищения сознания в семье. Потому что в конечном итоге, Веды говорят о том, что негативные эмоции, как таковые, являются с одной стороны естественной частью в нашей жизни, но они их присутствие тем более заметно и тем более тягостно или влияние их, чем менее правильные цели ставят люди, живущие в социуме или семье.

00:18:12 Таким образом, знание различных вкусов счастья, знания о смысле жизни, которое семья может получить только от человека, обладающего реализованным, полным знанием, от духовного наставника, на самом деле является лучшим средством для того, чтобы избежать этого как бы самоотравления, угара от негативных эмоций. То есть когда в семье нету правильной техники, нет понимания как правильно заниматься очищением сознания из-за неправильно поставленных целей, и на основе этого возникших неправильных отношений возникают своего рода токсины, как в прошлой беседе мы сравнивали это с огнем и дымом, когда семья, как бы пространство семьи оно загрязняется ядовитыми выхлопами эмоциями, возникающие на основе неправильно поставленных целей. И, в конечном счете, отношения и гармония в семье, они разрушаются настолько, ущерб настолько большой, что даже дети, которые вырастают, они не могут построить правильные отношения в своих семьях. И об этом опыте я думаю многие из вас знают не понаслышке.

00:19:38 Если говорить с точки зрения ситуации на сегодняшний день, в вопросах законодательства и наказания, то это спорный вопрос и наш семинар не призван обсуждать какие-то темы в подобном, в подобном, с подобной точки зрения, но, тем не менее, все больше и больше звучит голосов в пользу того, чтобы, например, отменить смертные казни в европейском сообществе такой вопрос поднимается тоже как одной из самых, можно сказать, жестких форм наказания. И Веды они оспаривают, можно сказать, высказывают конкретное мнение насчет смертной казни. В Ведах говорится, что такого вида наказания оно помогает человеку избежать страданий в последующих жизнях, то есть с этой точки зрения, почему я об этом упоминаю, можно было бы сказать, что родители, которые наказывают ребенка, физически причиняя ему боль действуют просто исходя из его кармы, и вот таких… каких родителей, заслужил, такие мы и есть.

00:20:53 А второе, можно также сказать, что мы действуем по принципу «пожалеешь палку – испортишь ребенка», мы, таким образом, заботится об его будущем в этой жизни и в следующей. Но, опять-таки есть одно серьезное «но» - это тот факт, чтобы для того, чтобы наказать человека в таком сознании, чтобы, в конечном счете, это было для него только очищением, никак не разрушало психику его. И самое главное, не приводило либо к саморазрушению, либо к тому, чтобы он мстил всему, всем тем людям, которые будут окружать его в последующей жизни для этого, для того, чтобы такого эффекта не было наказания, необходимо огромное благочестие того, кто наказывает. В ведические времена царя, который обладал святостью и абсолютным знанием принципов наказания называли Раджа Риши– то есть святой царь. В каком-то смысле, чтобы получить лицензию, получить право на физическое наказание на сегодняшний день человеку нужен статус святого родителя. Ибо если человек не обладает благочестием, через наказание он тем самым пытается, действует под воздействием своей собственной, под давлением своей собственной дурной судьбы и, в конце концов, только увеличивает эту плохую судьбу. В реальности на сегодняшний день об этом вы тоже наверняка задумывались, анализировали, слышали, читали, видели. Реальность такова, что методы наказания, которые применяются на сегодняшний день, одинаково неуспешны как в семьях, так и в обществе.

00:22:52 Как мы уже говорили, если грубая физическая сила или унижение, бесконечное унижение, бесконечное дерганье, критика, сравнение, неудовлетворение ребенка, происходит в отношении девочки, понадобится многие годы серьезной терапии, общение с очень сильными эмоциональными людьми и серьезными духовными практиками, чтобы человеку восстановить свой... девочке, девушке, впоследствии женщине восстановить свой естественный уровень, можно было бы сказать, самооценки, чувства собственного достоинства, способности не только служить, что естественно для женской природы, но и получать то необходимое служение, и ту необходимую заботу, дав себе право на это, которое необходимо ей, чтобы продолжать своё служение, как самый большой источник счастья в жизни. Если же такое обращение, такое насилие во имя чего бы оно ни было терпит мальчик, то мы создаем сами себе создаем очень, очень несветлое будущее, потому что, психика мужская психика, мы уже говорили об этом, устроена таким образом, что если насилие совершенно над мужчиной, он совершает насилие над окружающими, независимо от того, заслуживают они или нет, имеют прямое отношение к тому насилию, которому он подвергся или нет. С этой точки зрения понятно, почему большинство мест заключений как бы преобладающий, преобладающее число заключенных в нем мужчины, и почему на консультации астрологов, психологов, психотерапевтов на 80% пациентки, клиентки – это женщины.

00:24:56 Экономически современные или применявшиеся до сих пор методы наказания показывают также полную свою несостоятельность. В среднем содержание одного заключенного – это западные данные, возможно в России ситуация отличается, и тем не менее, содержание одного заключенного обходится налогоплательщикам в год 25 тысяч долларов. В любом случае даже… какую бы страну, какую бы территорию мы не взяли, намного… это гораздо дороже, чем просто обеспечить существование минимальное какое-то прожиточный уровень. Системы охраны сами по себе очень дорогостоящие, системы контроля и в итоге если человек получает в США, например, такое возможно, получает 25 лет, или набирает за несколько судимостей 25 лет тюремного заключения, то, он обходится, один всего лишь человек, обходится обществу в полмиллиона, более чем в полмиллиона доллара 625 примерно тысяч долларов. Это деньги, которые истрачены ни на что, то есть ничего не произошло – психологи, социологи, приходят к выводу, что тюрьмы в настоящее время на сегодняшний день становятся место повышения квалификации и обмена опытом среди заключенных. То есть человек выходит на свободу еще более озлобленным на общество, еще более квалифицированным, чтобы взять реванш, либо полностью уничтоженным как личность, с очень высоким уровнем собственного достоинства вряд ли способный функционировать в обществе, как полезная единица.

00:27:06 Тема не совсем, возможно, как бы затронута, связанная с воспитанием детей, но я хотел бы упомянуть об этом, потому что сам принцип наказания, сама идея о том, что мы считаем себя достаточно квалифицированными, уполномоченными, чтобы определить ту меру наказания, которую достоин ребенок. И главным критерием является его непослушание, то есть его нежелание сотрудничать, однако, позитивные методы воспитания, сама философия позитивного родительства, она говорит о том, что повысить мотивацию ребенка, увеличить его желание сотрудничать. Еще раз должен напомнить, сказать, о том, что сам факт очень светлый, этот факт очень светел и значим, но в силу нашей, нашего опыта, какой-то обусловленности мы забываем о нем – в каждом ребенке существует естественная склонность, иногда глядя на некоторых детей в это трудно поверить, трудно об этом помнить, существует естественная склонность стремление порадовать и удовлетворить своих родителей. То есть склонность сотрудничать. Эта склонность заложена в психике ребенка как самый лучший способ получить от родителей все то, что в дальнейшем, перенять у них, научиться, все то, что в дальнейшем поможет ему существовать в этом, достаточно сложном мире, развиваться и совершенствоваться духовно, двигаясь дальше и дальше по пути самосознания.

00:29:13 И, два, два фактора, которые методики позитивного родительства рассматривают как важные для увеличения мотивации ребенка к сотрудничеству. Первое – это коммуникативные навыки родителей, это большей частью связано с знанием природы ребенка, пониманием как строить с ним общение, то есть это требует знания, также как любая сфера деятельности, она требует знания. Если бы мы, если бы нас, предположим, врачи, медики, они лечили бы и заботились бы о нас, с тем уровнем, с тем же уровнем знания, или на том же уровне знания, на котором находится наше понимание природы, нужд и особенностей психики детей, то, пожалуй, бы практически не осталось бы в живых ни одного пациента ни в одной больнице. Поэтому первый фактор, коммуникативные навыки, он сродни с диагностикой в медицине, прежде чем лечить человека, необходимо точно установить точный диагноз, и определение точного диагноза в большей степени, в значительной степени определяет успех самого лечения. Второй метод - это непосредственно повышение мотивации, увеличение мотивации ребенка к сотрудничеству, это можно сравнить уже с самим лечением. Об этих темах мы, я постараюсь, как-то более подробно еще сказать, отвечая на ваши вопросы, поскольку тема связанная с, более углубленным знанием различных типов природ детей, их психофизиологической конституции – это одна из последующих тем нашего семинара.

Типы детей. Сенситивный тип

00:31:29 Но сегодня мы затронем такую тему, как типы детей, согласно их психологической структуре, согласно их природе. И современная психология разделяет 4 типа, которые в ведическом ключе соотносится с проявлениями, или сочетаниями определённых энергий. Энергия огня, воздуха, земли и воды. Первым из этих 4 типов является, к первому типу относятся дети чувствительного типа, или как еще принято называть их сенситивными. Этот тип связан больше, психика ребенка связана с элементом воды в большей степени, и характерными чертами является то, что они более незащищены, то есть их внутреннее ощущение, восприятие безопасности не столь велико, как у других детей. Они более эмоциональные, они остро ощущают свою реакцию на собственные нужды и желания и как обратная позитивная сторона медали – они блестяще чувствуют, очень быстро чувствуют, быстро реагируют, нужды и желания, переживания, страдания людей, которые находятся с ними рядом – взрослых и детей.

00:32:59 Им важнее понять свои чувства, чтобы сделать необходимые перемены. Когда мы говорим воспитание – мы предполагаем развитие ребенка, мы предполагаем выработку новых качеств характера в первую очередь, и во вторую каких-то навыков, которые помогают существовать и действовать ребенку в социуме. Так вот для того, чтобы пройти необходимые этапы совершенствования, развития, пройти определённые необходимые перемены, этому ребенку важнее понять, что он чувствует. Именно поэтому его классифицирует категории чувствительные, этих детей относят. Еще одно их качество – то что они отзывчивее, чем другие дети. И всегда, эта отзывчивость увеличивается в тем большей степени, чем больше они сами получают отзывчивость других. То есть когда они выслушаны и понятны, особенной такой характеристикой этого типа детей является склонность жаловаться, которая ни в коей мере не является проявлением какой-то особенно слабости характера, или избалованности ребенка или его какой-то чрезмерной склонностям к капризам. Капризы – это очень широкий термины, разные дети, каждый из типов которые я перечислю проявляет свои капризы по-разному, но эти дети проявляют капризы в самом классическом стиле, можно сказать – в форме жалоб и слез.

00:34:36 И оказывается, что сочувствие и понимание – это то, что сильнее всего мотивирует этих детей увидеть позитивное, если, например, родители стараются показать ребенку, что нет никаких оснований, для того чтобы жаловаться, или ничего страшного не произошло, часто родители так делают, именно в отношении этих детей. Говоря – «ну, ну, ну что такого произошло» или «ой-ой-ой, какая большая беда», «ну что тут, что-то случилось», т.е. такие некоторые насмешки показывая, что на самом деле ребенок преувеличивает свои проблемы. В действительности преувеличивает его проблемы не он сам, а преувеличивает его природа. Его природа, которая в дальнейшем в его жизни не позволят никогда пройти мимо проблем других людей, это те дети, которые впоследствии становятся самыми замечательными врачами, психологами, духовными наставниками и учителями.

00:35:39 Еще одним их качеством является то, что в целом, этим детям требуется больше времени, потому что трудно, очень трудно регламентировать, ограничить то время, которое нужно человеку, чтоб он мог поделиться своими эмоциями. В этом смысле, если этих детей торопить, пытаясь показать им, что сейчас не до жалоб не до слез, сейчас надо собираться в садик или нужно идти в школу. То ситуация, на самом деле будет ухудшаться, потому что ребенок будет сопротивляться. Это одна из причин – сопротивление детей, то есть их неуправляемости и не склонности сотрудничать – это способ показать или желание, причина состоит в том - желание показать, что мои определённые нужды неудовлетворены.

00:36:38 Это очень важный момент, потому что большинство родителей воспринимает сопротивление детей как вызов, как непринятие их авторитета, или попытка доминировать. Иногда ребенок действительно использует какие-то проявления негативных эмоций, чтобы получить контроль, но главная причина такого несотрудничества состоит в том, что ребенок показывает: «я не могу сейчас сотрудничать с вами, потому что необходимые эмоциональные нужды неудовлетворенны». Это можно представить также, например, в условиях боевых действий, какой-то воинское соединение отказалось бы подчиняться. Командиру их, хотя командир посчитал бы этих людей дезертирами, в результате бы оказалось, просто, что у них нет достаточной амуниции, нет питания, они просто не могут сражаться, им даже нечем сражаться, у них нету силы, у них нету здоровья, у них нету необходимого комфорта, чтобы поддерживать свою боеспособность.

00:37:42 То есть такого рода бунт принимает форму капризов у детей сенситивного типа. Если попытаться переключать на позитив этих детей, то результата может не быть, такого как ожидаем. Многие родители они используют такую методику – отвлечь внимание и чем-то развеселить ребенка. Это не особенно помогает, это может быть поможет выиграть немножко времени, если условия совсем не позволяют уделить ребенку больше времени, но использовать этот механизм, как способ стирания негативного не помогает никак. Если такой ребенок сенситивного типа не определился со своими эмоциями, то он, скорее всего, будет в еще более сложном положении через некоторое время и часто можно замечать, что такие дети, если удается уговорить их, что та проблема, которая, на которую они жалуются, она незначительная, и они соглашаются с этим, то они тут же находят какую-то следующую, более серьезную проблему. Например, если ребенок ударил коленку и плачет, и родитель говорит, ну что там такое, совсем маленькая царапинка, не надо так плакать, ничего страшного, пойдем. То, согласившись с этим, ребенок может тут же пожаловаться, что, например, болит головка или болит животик. Показывая, что как бы процесс не закончен, что внимание и возможность жаловаться ему по-прежнему необходимы и интересно, что такой тип поведения проявляется не только у детей.

00:39:24 Женщины, которые имеют подобные типы природы психофизиологические часто ведут себя тоже, и очень важно для мужчины понимание этого, что пока женщина не смогла до конца поделиться своим переживаниме или своей болью, пусть даже несколько гиперболизированной, раздутой форме, она не может почувствоваться естественным образом своё желание следовать мужчине. Это один из аспектов, как проявляется вот этот синтез, этот как бы тандем ответственности и способности следовать или послушание со стороны женщины. Самое глупое, что можно придумать в отношении детей чувствительного типа, когда они жалуются – это начать их веселить. Недостаток сочувствия может усугубить ситуацию, и ребенок просто будет отказываться сотрудничать с родителями, чем, в конечном счете, может навлечь гнев родителей и ситуация может только ухудшиться. То есть разрыв понимания, любовь, теплота в отношения с ребенком начинают убывать.

00:40:41 Самым важным для этого типа детей – дать понять им, что я тоже страдаю, что это страдание мне понятно. Это бывает проблемой для родителей, это бывает проблемой для отцов часто, потому что статус мужчины, как бы эго мужчины, его такая внешняя роль сильного, неподверженного никаким эмоциональным воздействиям, потрясениям, несклонного жаловаться, способного превозмогать все сложности и трудности, на самом деле оказывается иллюзорной, потому что если человек действительно чувствует себя так, то ему очень просто сострадать. Он легко принимает сложности, эмоциональные трудности другого и легко сопереживает ему. Но и матери иногда ведут себя также, хотя как женщины они знают, что иногда невозможно ничего сделать, пока ты не получила поддержки и права на жалобы. Право на плохое настроение. Обычно эти дети сопротивляются, если их заставляют с кем-то познакомиться, многие родители, которые сами не имеют эту природу. Их психофизиологическая структура другая, они воспринимают такое поведение ребенка по принципу «что-то с моим сыном, или что-то с моей дочерью не так» - он всех стесняется, он сопротивляется, если его пытаются с кем-то познакомить или говорят «иди, поиграй с детьми», «ты должен подружить с детьми». И в итоге, это самые несчастные дети, которые запихивают в детскую комнату во время какого-нибудь праздника и они сидят где-нибудь в углу, или просто стоят в сторонке или плачут или рвутся к маме, или стараются быть поближе к родителям.

00:42:39 Самый лучший способ – не ждать, что этот ребенок проявит чудеса коммуникативности, потому что он не принадлежит к типу коммуникативных детей. Создать условия для общения, безопасные условия. И самое лучшее для таких детей – дать им возможность общаться дома с одним, двумя детьми, которые прошли, как бы, ценз родителей, которые не агрессивны, которые не слишком активны, которые имеют похожую чувствительную природу. Создать им хорошие условия, для того, чтобы они могли общаться. Когда эта природа будет удовлетворена, когда человек, ребенок будет чувствовать, что рядом есть кто-то, кто действует как бы на одной волне с ним, родители или его друг, он сможет общаться с детьми других типов, которые может быть не столь гармоничны его природе и это может приводить каким-то определённым конфликтам и переживаниям. Но один из навыков, который необходим этим детям в первую очередь – это научить их прощать и забывать. Еще один важный навык – это делится своими разочарованиями и очень важно, очень важно, особенно для этого типа детей, понять, что их негативные эмоции – это норма. Дело в том, что особенность психики у этих детей состоит в том, что она очень восприимчива к любым психическим энергиям вообще, то есть часто эти дети.. негативные эмоции этих детей, на самом деле не являются их эмоциями. Они воспринимают их и реагируют на них только в силу своей очень чувствительной природы, поэтому можно либо защищать от этих воздействий в силу возможности либо столкнувшись с тем, что ребенок проявляет их, по крайней мере не стыдить и не наказывать за них.

00:44:43 Но, в обществе принято так, что капризы ребенка, это то, с чем надо что-то делать, «с ребенком что-то не так». И поэтому очень важно отличить – это капризы, которые являются проявлением какого, какой-то сильной ситуации или каких-то сторон характера ребенка негативного порядка или это просто его природа?

00:45:09 Если нужды этих детей удовлетворены, если они получают достаточно внимания, если никто не наказывает их за проявление эмоций, за жалобы, за свою боязливость, за свою чувствительность, то результат этого, то что вырастают люди, которые очень внимательны, очень наблюдательны, имеют творческий склад ума, оригинальны, очень хороши как собеседники. Потому что обладают одним из самых блестящих качеств любого собеседника – это способность слушать, они могут быть очень заботливы, очень мягки, очень сострадательны и всегда счастливы помочь другим. И если говорить о четырех психофизиологических типов, как рассматривают в ведических писаниях, то этот тип ближе всего к типу интеллектуалов, священников. То есть те качества понимать нужды людей, понимать их тревоги и беспокойства, сострадать, быть способным настроится на ситуацию человека для того, чтобы передать ему знания, для того, чтобы движимым состраданием, помочь, исследовать знание и передавать его другим – это является очень важным ресурсом эмоциональным именно этого типа детей.

00:46:36 Поэтому наказывать за капризность, за какие-то проявления может быть боязливости или сентиментальности, как может показаться родителям, является нарушением принципов, принципов воспитания в ведическом ключом, потому что в Ведах говорится, что божественное наказание, это то наказание, которое связано или направлено на то, чтобы преодолеть беззаконие. И с точки зрения Вед самым большим беззаконием является требовать от человека то, что согласно своей природе он сделать не может, и наоборот навязывать ему то, что для него неприемлемо по его природе. То есть веды рассматривают такое понятие как дхарма, одно из его значений это религия, второе… еще одно значение – это неотъемлемые качества. Поэтому если наказание является способом поддержать или развить естественные позитивные благостные неотъемлемые качества – такое наказание будет наказанием в благости, если же это наказание направлено на то, чтобы запретить человеку действовать согласно своей естественной природе, то это будет разрушительно как для того, кто подвергся наказанию, на примере чувствительных детей это может быть понятно, легко понятно. Так и для того, кто применяет такое наказание – для родителей.

Активный тип

00:48:18 Второй тип детей – это активный тип, внутреннее переживание этих детей заботит гораздо меньше, главная их потребность – это действовать и достигать результаты каике-то, достижение каких-то результатов. Особенно успешны эти дети, если есть план. Если они знают, что делать. Если есть какое-то задание. Они всегда готовы идти вперед, всегда вести за собой вперёд или действовать по своему усмотрению. Три потребности – всегда готовы идти вперед, если невозможно идти вперёд самому, то я готов вести за собой других, или если никто мне не говорит куда идти и некого вести за собой я просто буду действовать по своему усмотрению. Вот тут-то начинаются все проблемы. Поэтому для того, чтобы эти дети не выскальзывали из-под контроля позитивное родительство, система позитивного родительства, она рассматривают как бы такую категорию, что ребенок не… не ребенок ведет себя плохо или ребенок ведет так, что он сейчас заслуживает наказание. Просто категория такая – ребенок вышел из-под контроля. Дети активного типа выходят из-под контроля родителей, если в отношении их нету определённой системы, определённый системы ожидания, определённого плана действия для них. Это можно сказать такой армейский тип необходимо знать этим детям с самого начала каков плане действия, если план действия им понятнее, если проведена необходимая подготовка, они отзывчивы всегда и готовы сотрудничать, они никогда не будут устраивать маленький октябрьский переворот в детской комнате или в гостиной, где собрались взрослые.

00:50:16 Поэтому очень важно всегда указать сроки, условия и прочие детали того, что будем делать. Фактически как это делается в армии, команда или задание должно быть точно объяснено, должно быть предельно ясно. То есть например родители предельно говорят, сделаем так - пойдем сначала в зоопарк, потом на аттракционы, на каждом аттракционе каждый покатается по три минуты, если речь о нескольких детях. Они хотят находиться в центре внимания или там где постоянно что-то делается, поэтому очень трудно часто бывает такому ребенку сказать, матери это знают, отцы тоже – «иди, пожалуйста, и поиграй в комнате». В особенности если… то есть это одна из самых страшных мер наказания для такого ребенка сама по себе – «иди, пожалуйста, поиграй в комнате». Еще более страшным может быть «иди, пожалуйста, во что-нибудь поиграть в комнате», или еще страшнее «иди что-нибудь поделай в комнате», в другой комнате или у себя в комнате. Есть еще более страшное наказание для этого типа детей – «сядь, пожалуйста, и посиди». Согласно его природе, больше ничего и не надо, большего наказания не требуется, просто лишить этого человека возможности действовать. Кроме того не объяснив сколько нужно посидеть, зачем надо посидеть и кто за это отвечает.

00:51:40 Хотят, чтобы все было справедливо, от этих детей вы можете услышать… ключевая фраза, если вы слышите из комнаты, в которой несколько детей и взрослые или просто одни дети, вдруг звучит фраза – «так не честно!» возмущенная фраза «так не честно!», значит, в комнате однозначно находится ребенок активного типа. Как только родители ослабляют свой контроль, начинается маленькая великая, маленькая, но великая, октябрьская революция.

00:52:10 Потому что если эти дети сами не находятся под контролем, и в тоже время не уполномочены осуществлять определённый контроль или какую-ту систему руководства другими детьми, то они начинают просто вовлекать других детей в действия в действия так сказать по личному графику. Поэтому возможность дать ребенку такому стать успешным лидером, занять его в том, чтобы отвечать или занимать других детей является одним из лучших способов мотивировать их, такие дети могут уважать только уверенного в себе и компетентного руководителя и следовать его наставлениями. Более, скажем, если бы более поздние, или как сказать, более взрослых детей, старше пяти лет, девять десять, одиннадцать, до 14 лет, то… да и после, даже, самым, самый ключевой важной фигурой для такого ребенка является тренер или наставник. Очень пагубно на отношения с этим ребенком … такого типа и на мотивацию его действует нерешительность, мнительность, незащищенность самих родителей. Поэтому, мама, которая не вполне уверена в том, действует ли она правильно или нет, должна обязательно советоваться и общаться по вопросам воспитания сына с отцом. И большинство её пожеланий, распоряжений, наставлений, которые она дает ребенку, должны сопровождаться фразой «так папа сказал», потому что сама эта фраза она дает ребенку ощущение субординации в семье. Им нравится, когда есть, когда подчинение требует не только от них, когда есть кто-то, кто сам подчинен. И если, например, отец говорит, что… если он приходит к отцу и спрашивает – а почему ты так сказал? Если отец ему скажет, что так говорит дедушка, или так говорит духовный наставник, например, то это увеличивает мотивацию ребенка активного типа во много раз. Т.е. он чувствует, что здесь все находятся на ответственной службе.

00:54:33 Это признание правоты… признание правоты ребенка оно размыкает их, то есть оно делает их менее скованными. Они обычно не испытывают недостатка энергии, поэтому чтобы эта энергия не действовала разрушительно, нужна опять-таки установленная родителям система, иногда для такого ребенка гораздо проще по просьбе мамы на троллейбусной остановке бегать от столба к столбу на время, потому что это дает по крайней мере хоть какую-то систему, какую-то возможность выхода его энергии, плюс какое-то определённое совершенствование, например, в скорости своего бега, нежели просто спокойно стоять рядышком - это может быть для него очень большим испытанием. Роль лидера раскрывает в нем все самое лучшее, если ему дается возможность лидировать, этим детям, то самые лучшие качества в нем раскрываются, и контакт с родителями становится все более и более тесным. Они мучительно переживают покой и начинают бушевать если ничего не происходит. И если их никто не занимаются, то сами себя они могут занять не самым лучшим образом, но есть еще более тяжелые последствия, это то, что они начинают занимать, не самым лучшим образом детей, которые оказываются рядом. Когда их деятельность распланирована, то вся эта обильная энергия течет спокойно и без разрушений. Если такой ребенок ждет чего-то или ему нужно ждать вместе с вами они становятся беспокойными, надо дать какую-то работу или игру. Пример с троллейбусной остановкой я уже приводил. Самый естественный метод познания для этих детей, познания себя – это действуя и ошибаясь, для таких детей любая теория должна быть, подтверждена как можно более скорой практикой. И часто можно увидеть такое определённое нетерпение – едва такой ребенок что-то узнает в теории, он обязательно хочет этого попробовать, он требует у родителей, чтобы они дали ему это самому поделать.

00:57:00 Часто попадают в истории, если боятся наказания или критики, они могут скрывать свои ошибки, при этом лишая себя возможности учиться на них и развиваться. То есть действия и ошибки – является самым эффективным способом для этого типа детей развития, поэтому если в семье практикуется один из пяти принципов позитивного родительства «ты можешь совершать ошибки» в этом случае ребенок не будет оправдывать себя из страха наказания, опять таки к теме наказания сегодняшней имеет отношение, тем самым лишая себя возможности сделать вывод, осмыслить, какой-то почерпнуть урок из того, что он сделал. Обучение этих детей в основном происходит действием, работой или сотрудничая с другими – то есть в действии. Если они сопротивляются какому-то действию, лучше всего самому начать действовать и … присоединиться. Например, если речь идет об уборке комнаты, для ребенка с такой психикой, с такой природой самое важное сказать «давать начнем», «давай сейчас начнем это делать», «давай сейчас начнем убирать игрушки».

00:58:28 Само действие создает необходимый резонанс – то что, родители делают оно автоматически показывает, что есть возможность что-то сделать позитивное, потому что если это одна из форм какого-то сотрудничества, взаимодействия, дети до девяти лет психически очень плохо отделяют себя от, практически не имеют возможности разделять себя как индивидуальную личность, то есть как эго, хотя они могут называть «я», могут понимать, в теории, в разговоре обозначить своё понимание отличий от родителей. Но эмоционально они чувствуют себя крайне незащищенными, неуверенными, поэтому они могут также терять мотивацию и сопротивляться, если родители склонным побуждать их действовать самостоятельно, в одиночку, или по их заданию.

00:59:22 В этом смысле «иди – сделай», для ребенка такого типа гораздо менее эффективно, потому что создает в нем ощущение отделения «ты иди сделай, а я останусь здесь». Фраза «давай сделаем» потому что родители делают шаги к тому, чтобы скажем, на примере уборки комнаты что-то, какие-то сделать первые движения, оно создает ребенку ощущения защищенности, то, что меня не отделяют, я хочу делать, я хочу быть рядом с этим человеком, я хочу делать вместе с ним, я хочу учиться, я хочу что-то почерпнуть от него, что-то перенять от него. И если мне говорят, иди и сделай сам или иди в комнату поиграй, или садись, делай уроки, это создает любому из детей, любого психофизиологического типа создает ощущение одиночества. После девяти это не столь остро и в этом смысле методики воспитания, они несколько изменяются, далее то, что касается … от детей активного типа – если они, если очень долго объяснять им, очень долго посвящать их теории, рассчитывая на то, что чем более подробно он выслушает, то тем более качественно он сделает, обычно такое действие имеет обратный эффект, потому что долгие разговоры утомляют таких детей и часто воспринимается как наказание уже само по себе.

01:00:54 Они любят быть в команде победителей, и поэтому когда вы, побудив к действию такого ребенка, позже говорите ему «мы очень здорово с тобой убрали, посмотри, как мы здорово с тобой убрали! Никто бы не смог убрать так комнату, как мы убрали с тобой» - это является одним из хороших очень стимулов для них. Успехи, достижения, пусть даже через неудачи и ошибки, являются самым лучшим стимулом для этого ребенка, обратите внимание, что это не абсолютное правило для остальных, остальных типов детей. То есть только четвертая часть детей живущих на этой планете очень сильно мотивируется достижениями. И по как бы системе психофизиологических типов ведической, этот тип детей относится к категории администраторов. Администраторов, управленцев, царей ведических, … которые называют их « кшатрии». Им нравится власть, они ценят, когда родители спокойно и твердо руководят им по принципу - ты можешь сопротивляться, ты можешь не соглашаться, но как армейские принципы – приказы сначала выполняются, потом обсуждаются, то есть последнее слово всегда за родителями.

01:02:24 Необходимо твердо дать понять детям этого типа, что именно вы от них хотите, и теоретические каике-то установки, типа «так хорошо сделать» или «каждый ребенок должен» или «в твоем возрасте пора бы знать», или «ты девочка и поэтому» - эти все фразы практически не имеют никакой силы к мотивации у большинства детей, а у детей активного типа тем более. Самая сильная фраза – это если без лишних объяснений, это тоже один из навыков увеличения мотивации сотрудничеству, родитель говорит о том, что я просто хочу, чтобы ты так сделал. Фраза «я хочу, чтобы ты так сделал» может показаться слишком авторитарной, на самом деле ребенок чувствует, что вы сами понимаете какие цели у вас, у семьи и, стало быть, если он последует за ним, последует за этими целями он последует вашему желанию, он достигнет определённого успеха, по крайней мере, он сделает то, что вы хотите, и, стало быть, его естественная склонность удовлетворить, порадовать своих родителей, будет также удовлетворена.

01:03:40 Если они выходит из-под контроля чаще всего хуже всех детей, это именно активные дети, они могут обижать других, терроризировать других. Один из важных навыков, которые нужно знать – это никогда не критиковать в присутствии других и защищать их от старших педагогов, учителей, провести разъяснительную беседу с такими старшими, потому что мальчика поднимать перед всем классом или девочку, которая имеет активную природу, и несколько раз в саркастической форме и с маленькой издевкой подчеркнуть под всем классом его ошибку является разрушительным, как для отношений с таким старшим, с таким педагогом, так и для самого ребенка, ну и конечно же для отношений, создав определённые проблемы в отношениях с вами, с родителями. Если они сами не становятся лидерами, если им не дают такой шанс, то они могут начать оппозиционное движение, если в той среде, где они находятся, им не дают лидерство, то они создают своё движение и это движение, скорее всего, оно будет оппозицией, то есть они будут противится другим детям или взрослым и будут применять своего рода методы детского террора.

01:05:08 Они лучше всего, в их восприятии большинство детей – они все, как принято говорить, тормозят. Есть такой сленг, есть такой термин. В силу разницы их природы, в силу преобладании элемента огня в их природе. Но есть один уникальный, есть одна уникальная ситуация, в которой они легко терпят тормоза других, эту неогненность, неактивность других детей – это если кому-то надо помочь, если старшие признают то, что это избыточная, добавочная энергия, которой обладает в ребенок активного типа на самом деле может быть использована как раньше говорилось, в былые годы как мирный атом – на благо миру, на благо тем, кто не столько энергичен, тем, кто не насколько смел. Поэтому настроение покровительства, защиты в этих детях сильно как не в ком другом, поэтому воины, администраторы – это самая благодатная почва или сфера деятельности для детей этого типа в дальнейшем. Если этим детям обеспечена система, они автоматически становятся чуткими, щедрыми и милосердными, хотя это в общем-то эти качества не являются доминантами их природы, но добавочные как бы качества они развиваются автоматическим образом, кроме того сохраняя ответственность, знания, то есть искушенность в определённых сферах деятельности и очень опытными в руководстве.

01:06:53 И когда они достигают успеха, причём главным из позитивных моментов, почему этим детям необходимо достижения успеха – они становятся более чуткими, проницательными к другим, чего в начале в этом ребенке бывает заметно меньше всего.

01:07:09 Следующий тип – это… да, насчет, говоря в ключе наказания, говоря о активных детях, любые замечания, любая критика должна быть сделана либо, что принято называть «с глазу на глаз» либо очень ненавязчиво, и можно сказать какими-то знаками – движением руки, пальца, может быть условными знаками, которые приняты только в семьи и только ребенок знает о них, например, дотронуться до мочки уха или приложить палец к уголку рта очень незаметно для окружающих.

Каммуникативный тип

01:07:52 Коммуникативные дети, это следующий тип, это тип, который можно назвать типом «Серега, выходи гулять» если слушатели помнят достаточно знаменитый короткометражный фильм, один из номеров журнала, киножурнала «Ералаш», это мальчик, которого друзья позвали гулять и вот он начинает собираться, двигает по своей квартире, заполненной игрушками, перевернутыми стульями для того, чтобы имитировать машину. Восприятие мира и отношение с людьми у этих детей – это основа их личностного развития, в развитие минимальное- предыдущего типа – чувствительный тип – понимание и сочувствие, активный тип – действие и система, и коммуникативные дети – не предают значения ни первому, ни второму способу, можно сказать, познания себя и окружающей действительности, восприятия мира и отношения с людьми, коммуницирование – это основа личностного развития их, поэтому их называют коммуникативными. Видеть, слышать, попробовать на вкус – это самый важный метод познания этих детей. Широкий круг интересов обычно присущий им, и это те дети из практики консультативной, на которых обычно родители жалуются, что они за все берутся, но ничего не заканчивают толком, и в этой секции позанимался, и в этой позанимался, в этот кружок походил четыре раза и бросил, и на флейте играл, и на теннис я его водила, и ничего не может закончить. На самом деле это и есть способ закончить – перепробовать все, в том-то и дело, что чтобы все закончить для коммуникативного ребенка надо успеть во всех секциях побывать, во все поиграть и понимая, что на все у него не хватит времени, он переключает одну программу за другой, если родители его поддерживают.

01:09:50 Поэтому поддержка родителей в этом смысле очень важный фактор, возможны вспышки гнева, которые проявляются главным образом на рутину. Эти дети, если им каждое утро, те, кто направляются в садик или идут в школу, мама, которая принадлежит к другому типу, о нем я буду говорить позже, с методичной, такой, последовательностью, каждое утро, в одно и тоже время говорит – «сейчас иди, обуйся, одень пальто, и собирайся в школу», предположим так. То этот ребенок может начать сопротивляться не потому что мама говорит какие-то вещи, которые его унижают или оскорбляют, не потому что он не хочется одевать пальто или ему не нравится это пальто, он может не сделать это по одной только причине – надоело.

01:10:39 То есть рутина.. природа ребенка такого типа коммуникативности реагирует на однообразие, пытаясь сломать эту систему, систему рутины, требуя новых элементов, новых каких-то маленьких деталей, пусть даже незначительных. Они любят поступать по своему, не потому что они хотят …, а потому, что вносят свое, своё понимание разнообразия в ту деятельность, которая происходит в их жизни, внутри семьи, в отношениях с родителями. Родителям не следует паниковать по поводу того, как я уже говорил, что они начинают что-то, затем бросают начатое и тут же начинают что-то еще. Эти дети, дети больше чем другие любят перемены, и они очень неохотно концентрируются, движения для них жизнь, но движений не в плане как деятельность активная, физическая активность, движения, деятельность как у активных детей, а как разнообразие, движение – как стремление к новой какой-то информации.

01:11:44 Хаос – это часть процесса обучения этих детей, это очень важный фактор. Хаос – часть процесса обучения. Они могут научиться доводить дело до конца, если им дана возможность исследовать, менять и сохранять свою личность. От этих детей часто можно услышать в своей оправдание такую фразу, если родители чем-то сердятся, чем-то раздражены, тем, что не сделано, такую фразу – «я забыл», «ну и что, ну я забыл». На самом деле это тот тип детей, которые честно забывают, их нельзя стыдить и нельзя наказывать за это, потому что способности концентрироваться эти дети научатся в последнюю очередь, и они научится только в том случае, если будут уважаемы и удовлетворены их первоочередные, основные потребности, связанные с их природой. Если они сопротивляются вашей просьбе, надо дать другую возможность занятие или какое-то другое впечатление. Не система, не понимание, а перемены – это то, что больше всего мотивирует этого ребенка. И мамы, которые либо имеют такую природу, коммуникативную, либо поняли природу своего ребенка, коммуникативную природу своего ребенка, они чаще всего, если маленький ребенок совсем, они в своей сумочке имеют целый арсенал различных безделушек, каких-то ключей от потерянных замков, маленьких блестящих шариков, каких-то кусочков или целых маленьких игрушек, и так далее. Для того чтобы дать необходимое разнообразие этому ребенку как главный способ его успокоения и мотивации к его сотрудничеству. Воображение для них инструмент, главный инструмент в жизни и главный инструмент в ощущении своей природы, поэтому это избыточная информация, как бы большой поток информации в частности телевидение для них разрушительно, то есть они утрачивают свою естественную, присущую им способность создавать, проецировать своё будущее и будущее других людей, фантазия, создавать новое.

01:14:10 Слушание, в тоже время помогает снять сопротивление на самом деле для этих детей также разрушительно чрезмерный просмотр телепередач, мультфильмов, фильмов и так далее. Настолько же разрушительно, насколько и стимулирует их воображение слушание того, что читают родители для них. Слушание… коммуникативные дети – это самый веселые, самые нескучные дети, самые оптимистичные, самые подвижные. Больше всего в жизни они нуждаются во впечатлениях и изменениях и очень трудно дать ребенку то… мы говорили с вами о разных видах служения, потому что воспитание – это определённый вид служения, и очень трудно поверить, что какому-то, какому-то человеку, даже если это очень близкий человек, может быть важно то, что мне кажется не только не важным, но даже, может быть, опасным.

01:15:14 И поэтому родители часто руководствуются больше своей природой, и родительский кризис состоит в том, что проявляет себя главным образом в том, что если ребенок родился у меня, если я помню его с первого дня рождения, кровь от крови, плоть от плоти, значит, он должен проявлять те же качества природы, что и я. Но, увы, реальность совсем другая, совсем другая. Жизнь для детей коммуникативного типа должна быть приключением, они общительны, они разговорчивы, они быстро сходятся и всем им нравится, нет проблем, придя в любую компанию и сказать иди поиграй с детьми и вам не надо будет отрывать от своих брюк или от своей юбки, вам не надо будет вытирать ему слезы или смотреть через час вы не увидите его в углу стоящим там же где вы его поставили, когда привели в комнату. Они очень быстро вступают в контакт, начинают говорить на языке тех, кто, я не имею в виду вербальный язык, но как бы на волне тех детей, которые собрались в этом месте.

01:16:20 Они очаровательны и нравятся, как правило, всем, они легко входят в контакт, они способны к определённой мимикрии, то есть отождествлению себя со средой, в которой они находятся. Они уступчивы и, как правило, не помнят зла, но их привязанности, как правило, не глубоки у этих детей, то есть если родители желают получить самого ласкового на свете ребенка, то, пожалуй, на ребенка коммуникативного или активного типа, им медитировать сильно не стоит, Веды говорят, что прежде чем зачать ребенка, мать должна очень четко нарисовать себе картину не только внешности ребенка, а всех проявлений его характера, всех его склонностей, интересов для того, чтобы привлечь душу, похоже, как бы похожей психической структуры или конституции. Они могут быть поверхностны, забывчивы и ненадежны эти, это присуще их природе. Им трудно собрать все после занятий, поэтому если говорить об уборке, таком серьезном конфликте в семьях, или теме конфликтов, как беспорядок в комнате, то родителей детей этого типа я должен как бы огорчить, что все их надежды, что однажды комната будет, в комнате будет производится регулярная уборка практически обречены на провал, надеяться на это не стоит, лучше убирайте сами.Воевать в этом смысле совершенно бесполезно и хаос – это как бы часть, часть природы, часть формы действия этих людей, поэтому для них поддержать порядок в комнате очень трудно.

01:18:20 Очень важный фактор, что на самом деле они могут понять, что порядок в комнате нужно наводить, но наведя его, скажем, утром, к концу дня вы увидите, что все, находится в том же хаосе, все предметы раскиданы по всей комнате, также как это было несколько часов назад, то есть поддержать для них сложнее, потому что когда ребенок напряжен, он наводит порядок, он действует исходя из природы и понимания вещей родителей, когда же он становится самим собой, вещи вдруг чудесным образом оказываются лежащими на всех горизонтальных плоскостях в комнате. И поэтому добрый совет родителям коммуникативных детей – это чтобы в комнате было как можно меньше горизонтальных плоскостей – столов, полочек и так далее. Иногда пытаются создать уют своим детям, но в результате все этим плоскости будут заняты случайно попавшими туда хаотически, как после большого взрыва во вселенной, предметами. Сам ребенок будет делать уроки либо на диване лежа, либо на полу. Если коммуникативным детям дать возможности тем не менее немного развлечься, то есть всего понемногу, это нелегкий труд для такого ребенка, особенно если сами родители не имеют вкуса, такого вкуса, такого понимания счастья, то дав это разнообразие, увеличивается, у детей увеличивается способность концентрироваться, они могут углубляться в вещи, они могут быть более серьезны, то есть это отнюдь не, как сказать… не их пожизненная характеристика, то что, они всегда поверхностны, всегда не надежны, они могут развить качества, но это то, что они разовьют, только после того, как будет проявлено должное уважение к их теперешней природе и другими словами, когда они будут приняты такими, как они есть. И будут удовлетворены их основные нужды, связанные с этой природой, если нету должной поддержки, то рутина, и сверх нормативные, так бы я сказал, обязанности, нагрузка на этих детей могут стать, сделать их безответственными и легкомысленными. И взрослыми эти дети уходят от ответственности, фактически вся их коммуникативная природа, вся их способность жонглировать словами, способность манипулировать отношениями, и так далее, она будет направлена просто на то, чтобы избежать ответственности, вот в чем самая большая, пожалуй, опасность.

01:21:01 Но, тем не менее, есть шанс, при удовлетворении нужды, уважении нужд этого типа детей, у них есть большой шанс под покровительством родителей стать стабильными, ответственными, самостоятельными, способными концентрироваться и уверенными в себе и квалифицированными детьми.

Рецептивный тип

01:21:27 Последний тип, о котором хотелось бы сказать, чтобы понять в каких ситуациях, наши меры пресечения, наказания являются адекватными, а в каких они просто наша неправильная реакция на естественные проявления природы ребенка – это типа рецептивные дети. Это дети, которые хотят знать, в первую очередь, что произойдет дальше, и чего ждать. То есть если с активным типом ситуация обстоит чуть-чуть по другому, они хотят знать что делать, то для рецептивных детей, психика таких детей больше всего связана, и находится под влиянием элемента земли, для них не самое важное что делать, а самое важное что будут делать окружающие и другими словами, что произойдет вокруг и чего ждать. Новые, неожиданные ситуации, вызывают у них противостояние, точно также, как мы говорили о предыдущем типе детей, что новые, неожиданные ситуации являются их жизнью, это то, что воодушевляет их больше сотрудничать. Если ребенок земного типа, такой, несколько медлительной природы, ведическая медицина, аюрведа определяет их как капха типа, в природе которого преобладает элемент земли.

01:22:44 Если складываются новые, неожиданные ситуации, это блокирует ребенка, нужен режим, самые необходимые меры мотивации детей подобного типа – это режим, повтор и ритм, то есть определённое время для еды, определённое время для сна, определённое время для игр, особенные минут в течение дня на то, чтобы побыть и провести время с родителями, одежда, которое всегда кладется на тоже самое время, время делать определённые,… то есть заниматься определённым видом деятельности и очень важной фразой для детей такого типа, чтобы мотивировать – это «пришло время». То есть когда ребенку говорится «время делать то-то и то-то». Если скажем, вы помните, активный тип, фраза мотивирующая являлась «давай сделаем», то есть «сделаем» - как суть природы его – действие. И второе – «давай» - то есть я принимаю за это ответственность, я побуждаю и принимаю ответственность. То в данном случае фраза «время настало», «время делать то-то и то-то». Перевод этой фразы для ребенка рецептивного типа такой «все под контролем, все спокойно и упорядоченно». Или «теперь примемся за это», «сделали это – теперь примемся за это», «теперь время мыть руки и садится за стол», «сейчас время, чтобы почитать немножко, а через столько-то столько-то времени ты помоешься и пойдешь спать, предположим». Самые добросердечные, самые чуткие дети относятся к этому типу, нужно также больше времени для того, чтобы дождаться каких-то результатов, от тех усилий, которые родители прилагают, чтобы произошли каике-то перемены, позитивные перемены в поведении, в природе, в навыках ребенка. И если эти перемены не очень резкие, то могут быть очень отзывчивы к сотрудничеству дети рецептивного типа.

01:25:00 Для них самое главное, чтобы все происходило как намечено, все было обдуманно и распланировано. Одно из особенностей их поведения, так их легко идентифицировать, определить, это то, что они с удовольствием не будут ничего делать, если никто их не побуждает к какому-то действию, или никто не знает, что будет в ближайшие несколько минут или часов. Они могут просто есть, отдыхать, созерцать, слушать, спать. Поэтому можно сказать, той стороной, которую родители , их характеры и природы, которую ребенок проявит, как знак того, что его нужды удовлетворены родителями – это проявление большей, инициативы, большего творческого духа и выдумки, чего изначально ребенок сам не, не может проявить согласно влиянию своей природы. Другими словами, для таких детей самое важное показать, что вы в курсе того, что должно происходить, того, что впереди и, так сказать, озвучить это, сказав, что настало время делать то-то и то-то, в противном случае такой ребенок не будет делать ничего. Если говорить об отношении со сверстниками, в целом о каких-то отношениях в группе, в социуме, то для этих детей также нужно время для того, чтобы адаптироваться к среде и начать правильно взаимодействовать с ними. Такие факторы, такую информацию я хотел вам дать об особенностях четырех типов детей и тех методов мотивации их, которые бы помогли нам как родителям избежать злоупотребления своей карательной мощью, своей карательной властью над ними, то есть применить наказание, не только не достигнув должного результата, но при этом еще негативно повлияв на психику ребенка, разрушая её.

01:27:35 Итак, в целом, обобщая, какие мотивации для детей. Для детей чувствительного типа – больше внимания их переживаниям, для детей активного типа – внимания основное уделяется действию, система, действия, детей коммуникативного типа – разнообразие информации для чувств, и детей рецептивного типа – время и последовательность того, что делается. Может быть сейчас появились вопросы, не только в связи с разными видами природ детей, психофизиологических типов, но и может быть на тему наказаний, потому что название нашего семинара, точнее этой беседы почти шекспировская – «бить или не бить» и ситуация на сегодняшний день такова, что родители если и применяют физическую силу, то чаще всего не настолько, потому что они ожидают, что это приведет к какому-то результату, поскольку сами являются в какой-то степени жертвами такого же воспитания и знают отлично, что особенно хороших результатов это не приносит. Но больше от того, что они не понимают, каким другим образом мотивировать ребенка к сотрудничеству и взаимодействию, как сделать так, чтобы он не ускользал из под контроля родителей. Одна из подтем нашей сегодняшней беседы – это, как она была объявлена «где золотая середина». То есть тема о балансе между строгой системой воспитания и так называемой либеральной системой воспитания.

Обзор методов воспитания

01:29:47 Прежде чем появится вопросы я несколько слов хотел бы сказать об этих вещах. Итак, родители, которые придерживаются более строгого воспитания в основном исходит из того, что если я буду терпеть непослушание и сопротивление ребенка, то, в конечном счете, я его испорчу, он должен знать, кто здесь хозяин, кто в доме хозяин, кто решает. И поэтому не особенно анализируя мотивы сопротивления детей, их противостояния желанию, воли родителей, они подавляют любые проявления, не разбираясь как бы не разбираясь в.. типов природы. И в результате есть большой риск, что, очень большой риск, что ребенок проявить два типа поведения – либо поведение человека, который совершенно не понимает своих желаний, не имеет своих ценностей, и стремится в том направлении, в котором он чувствует наибольшее давление, которое более комфортно, чтобы избежать давление, и агрессии с чьей либо стороны.

01:31:01 Второй тип – это те люди, которые перенимают, те дети, которые перенимают вот эту вот тактику подавления, тактику насилия, как естественный способ достижения своих целей в жизни, что, в конечном счете, делает их достаточно несчастными людьми, наказание с точки зрения родителей, придерживающиеся вот этого метода строгого воспитания, может сделать детей покорными, это действительно так, но это чаще всего лишь на короткое время, и как будучи продуктом такого поведения в отношении детей, настроения страсти, гунны страсти, как мы уже говорили, результатом этого будет то, что в начале это будет определённое воздействие, но позже это будет вызывать еще большие сложности в отношениях чем в начале и в конечном итоге дети начинают бунтовать, бунт, бунт на корабле.

01:32:16 И возрастная планка бунтарей, так сказать в кавычках сейчас сползает все ниже и ниже. То есть если раньше было принято, что трудный возраст или переходный возраст – дети 14-15-16 лет, то сейчас родители сталкиваются с полным неподчинением детей, с полной, с самой сильнейшей оппозицией со стороны детей уже в возрасте 10-11 лет, причём не только мальчиков, но и девочек. Поэтому такой естественный прогноз того, что будет с ребенком в отношении которого принимаются строгие меры воспитания, это то, что в нем может выработаться покорность, которая отличается от подчинения, способности подчиняться, способность подчиняться – это когда ребенок не жертвует своими желаниями и целями ..принимает, то, что сейчас просто нету… сейчас просто не подходящее время, чтобы реализовывать свои желания и свои цели, он временно принимает те условия и те цели, которые ему можно сказать навязывают или подставляют ему родители. Он готов сотрудничать на таких временных условиях, временного контракта – то есть он принимает их цели, позже продолжает следовать своим. Покорность же опасна тем, что ребенок в принципе вообще отказывается от желания достигать свои цели, в принципе даже утрачивает способность видеть свои цели, поэтому покорность приводит к тому, что воля ребенка сломлена, ум и сердца его закрываются и в результате не остается шанса, для того, чтобы реализоваться в этой жизни. Что касается либерального воспитания, то родители, придерживаясь этого, этого метода воспитания, этого направления, они понимают важность слушания детей и анализа их природы, анализа их желаний, но они все-таки, в тоже время упускают из внимания важность роли контролирующего, то есть они как бы погружаются слишком сильно в нужды и как бы в особенности природы ребенка, настолько, что они утрачивают свою собственную природу. И из-за этого ребенок теряет возможность к тому, чтобы сотрудничать, то есть сотрудничать, возможно, только, если учтены как бы позиции обеих сторон.

01:34:43 Ребенок может сотрудничать с кем-то, если мы знаем свои желания, и при этом знаем желания второй стороны. Родители, которые следуют либеральному воспитанию, слишком либеральному воспитанию, они чаще всего отказываются от своих желаний или от проявления своей естественной потребности, природы, психической в пользу ребенка, что в конечном счете лишает возможности ребенка сотрудничать с другими. Тоже как метод самосознания, самореализации. Кроме того, мотивом к тому, чтобы либерально, мягко воспитывать и баловать их может быть иногда как просто альтернатива тому воспитанию, которое мы сами получили – жесткому воспитанию, мы хотим своего рода бросить вызов своим родителям, наложив табу на физические наказания, любого вида ограничения ребенка, дав себе клятву еще в детстве, что мы никогда не будет обращаться с детьми, как с нами обращались родители. Но этом случае родители часто просто избегают недовольства ребенка и его сопротивления, что является частью процесса роста, частью процесса понимания своих целей, своей природы, своих желаний. Кроме того, либеральное воспитание оно создает трудную репутацию методам воспитания в благости, потому что видели результат такого воспитания сторонники строгого, строгих мер воспитания, они говорят – «этот человек вырос неудачником», или «этот человек не может построить отношений» или «ваш ребенок сильно избалован» или «он не может принять ответственность в жизни», то есть они использует это как аргумент в том, чтобы утвердиться в своей, как бы, в своей правоте и правоте своего метода.

01:36:37 Поддаваясь ребенку, часто родители, сторонники мягкого воспитания, они косвенно дают ему понять, что капризы и требования, эмоциональный террор является самым лучшим способом достичь желаемого, что разумеется не является так, и ребенок узнает об этом, как только он вступит в собственную более менее взрослую самостоятельную жизнь. Поэтому предлагая выбор определённый, предлагая определённую свободу, родители снимают сопротивление, но при этом не побуждают ребенка сотрудничать. Я уже сказал по какой причине – потому что сотрудничать можно только с тем, кто сам знает, чего он хочет. Настоящее сотрудничество, то когда две стороны договорились о каком-то решение, которое было бы не только обоюдно выгодным, но оно было бы более эффективным, чем стремление или желание или действие каждой стороны в отдельности, так учит психология. Для этого каждая из сторон должна объявить свои желания, то есть такой принцип в психологии – как «сначала слушает, потом говорит». То есть родители готовы слушать детей часто, но они перестают слушать себя, свои собственные цели, желания, жертвуют ими, этими желаниями, без обоснования, в результате чего получается схема, которую психологи называют «проиграл-выиграл», «проиграл – выиграл». Такая схема всегда остается временной, и в итоге тот, кто выигрывал в конце-концов тоже остается проигравшим, потому что ребенок, который помнит свои желания, предположим, решил, что его желания – это единственные желания во вселенной столкнется неоднократно в свей жизни с большими проблемами в отношениях.

Вопросы - ответы

01:38:27 Вопрос: «Здравствуйте! Правильно ли я понимаю, что четыре типа детей проявляются не в чистом виде, а как правило тип смешанный, как в таком случае подбирать комбинацию воспитательных способов? Спасибо».

Ответ: Это правильное, действительной, правильное понимание – наша природа не столь однозначна, но распределение, это скорее идет из астрологического знания, из ведической астрологии, распределение акцентов, о том, как проявляется, как проявляет себя наша природа, примерно такой 60 – 20 -20. Я сейчас не буду вдаваться в подробности чего 60-20-20, то есть ясно, что никогда вот эти элементы, влияние этих элементов, ну, по крайней мере в моем, на моем опыте я такого не видел, они… огня, воды и воздуха, они проявляли в человеке в равной степени себя. Всегда доминирует какой-то один из типов в природе человека в большей степени, скажем, на 60%, то есть с перевесом. Как принято говорить в бизнесе – «контрольный пакет акций находится в руках одного из типов природы, природы ребенка». И это как раз тот тип природ, с которым мать взаимодействует больше всего. Астрологически, если наши слушатели имеют какое-то знание в этой сфере, надеюсь что имеют, астрологически это связано с лунным знаком, то есть лунный знак определяет доминирующую часть природы ребенка, которая связана с впечатлениями, принесенными из прошлой жизни.

01:40:09 Если говорить об отношениях матери и ребенка, то именно на этой волне, на волне луны, природы луны они и взаимодействуют. Солнечная, солнечная, солнечный знак в гороскопе каждого человека может быть представлен другим совсем знаком, с другой природой, поэтому человек будет одновременно проявлять и эту природу, причём как во внутренних отношениях, семейных отношениях, … отношениях больше мы проявляем лунную природу, когда мы оказываем в социуме, то начинает доминировать наша, наша солнечная природа, но ребенок тем больше готов учиться сотрудничеству, взаимодействию с другими людьми, как всем своим ролям, которые предстоят, предстоит ему сыграть, выполнить в социуме, только тогда, когда удовлетворена самая-самая насущная потребность, и самый самый главный, самые насущные потребности его основную природу, глубины природы, природы эмоциональной, природы луны. И самым большим специалистом, чтобы понять эту природу, является мать. Разумеется, есть астрологические методы, каким можно способом дать как бы намеки, подсказки, какая природа. Есть достаточно точное описание, вы может даже слушая эти четыре типа, об этих четырех типов вы узнали какие-то астрологические характеристики, или характеристики каких-то астрологических психотипов. Но мать, которая настроена, которая сама сосредоточена на деятельности во внутренней сфере, то есть она как бы адекватно своей женской природе действует в сфере семьи, она способна на такие оценки, на такой анализ просто интуитивно, поэтому ей не нужно делать очень сложные расчеты.

01:42:01 Вопрос: «Может ли быть ребенок смешанного типа, например, коммуникативного и последнего?»

Ответ: Последний был рецептивный – земной тип.

«И остаются ли эти особенности в зрелом возрасте?»

Вопрос такой… я ответил на этот вопрос уже.

Второе – «как спланировать рождение ребенка определённого психотипа, необходимо ли усилие обоих супругов или достаточно желания только женщины?».

Спасибо вам за вопрос. Планирование рождения ребенка согласно Ведам происходит благодаря усиленной медитации, сосредоточенной медитации, осознанной медитации, глубоко прочувственной медитации обоих родителей, но в особенности матери на те качества ребенка, на ту природу, на тот тип природы, который бы она хотела видеть в своем ребенке. Но это, тем не менее, остается не единственным фактором, потому что Веды говорят, что положение планет, то есть прошлая судьба ребенка, второе – положение планет на момент его рождения, и состояние сознания родителей в момент зачатия является определяющими факторами в том, какую, какова будет природа ребенка.

01:43:19 Поэтому действительно усилия обоих супругов здесь необходимо, но как бы генеральным директором здесь все-таки является мать, женщина. Говоря о двух сторонах я хотел бы добавить к теме о золотой середине в воспитании детей, и влиянию так называемых строгого и мягкого воспитания, я хотел бы несколько слов сказать о тяжелых, так скажем, последствиях, того и другого в отношении мальчиков и девочек, потому что всегда в воспитании важно делать поправку на то, кого воспитывать именно, нет универсальных методов, нету абсолютных методик для того чтобы воспитывать одинаково детей разных полов – мальчиков и девочек, поэтому система ведического воспитания всегда была раздельной для детей – для девочек и для мальчиков. И если родители ребенка являются, родители дочери являются сторонниками очень строго воспитания, такая классическая схема дочки советского офицера, часто приходится общаться с взрослыми имевшими такой жизненный опыт отца офицера советской армии или капитана дальнего плавания или человека другой деятельности с очень большой ответственностью. Чаще всего применения строгого такого воспитания приводит к тому, что девочка теряет самооценку и не верит в собственные силы. Мальчишки если они… они могут вырасти действительно сильными, они могут вырасти волевыми, но есть один побочный, очень неприятный эффект – они теряют сострадание. Побочные эффекты мягкого воспитания – это то, что девочки, тем не менее не смотря на мягкое воспитание имеют низкую самооценку и результат лишний жертвенности, излишней жертвенности. То есть настроение «я не достойна» начинает преобладать в женском сознании. Для мальчиков это грозит тем, что они становятся излишни активными и не дисциплинированными и им очень сильно начинает не доставать уверенности в себе.

01:45:52 Вопрос: «Дочери 18 лет, в этом году оканчивает школу, и хочет уехать в Лондон работать. Права ли я её не отпускаю или надо дать ей самой решать? Оксана».

Ответ: Спасибо, Оксана, за ваш вопрос. Веды говорят, что есть несколько факторов. Сейчас я скажу как бы абсолютную, я постараюсь сначала представить абсолютную точку зрения ведического знания, они говорят что есть несколько факторов, которые разрушают благочестие девушки – и одним из этих факторов является дальние путешествия, дальние длительные путешествия. Поэтому ответственность родителей состоит не в том, чтобы отпустить или не отпустить ребенка для учебы или работы за границей, а в том, что способны ли они должный образ, должный уровень эмоциональной защиты. Эмоциональной и физической, разумеется, защиты тоже, смогут ли они контролировать ситуацию, достаточно ли хороший контакт между родителями и ребенком в период нахождения где-то далеко за границей. И если с технической точки зрения сейчас это не сложно, мы живем с вами в век интернета и мобильных телефонов и даже спутниковых телефонов, так. Но вопрос доверительности отношений с дочерью, которые сложились или может быть не вполне сложили на протяжении этих 18 лет.

01:47:35 И высший пилотаж или как бы высшее проявлении успеха воспитания состоит не в том, чтобы говорить ребенку или подчинить его каким-то строгим правилам чего делать надо или чего делать нельзя или опасно, а в том, чтобы к этому возрасту он научился сам хорошо чувствовать, сам хорошо чувствовать разницу между этими двумя ситуациями – тем, что опасно, и тем, что благоприятно для него. И тем не менее опыт родителей всегда остается, если даже ребенок умеет, как бы благодаря правильному отношению родителей он достаточно разумен – девушка способна вести себя правильно, все-таки необходима поддержка и как бы в ситуации, в которых нужен более глубокий опыт, чем её собственный, может случиться неоднократно. Здесь вопрос доверительности отношений и правильного коммуницирования – то есть правильной связи, постоянной с ними.

01:48:35 Запрет сейчас на то, чтобы дочь 18 лет не ехала за границу вряд ли может быть очень эффективен, потому что даже с точки зрения ведических принципов, родители после 15 лет практически ничего не могут навязывать детям. Но, как я уже говорил, главная форма общения – это дружеские отношения, то есть как бы это общение как двух женщин, просто одна женщина более зрелая, двух женщин подруг, одна из которых более зрелая, которая не может ничего навязывать, потому что мы просто подруги. Но с другой стороны, как матери нужно помнить о том, что, о том принципе, что женщина всегда должна быть под защитой, кто бы не вступал в отношение, не оказывался бы вокруг – работодатели, коллеги, сокурсники и просто молодые люди, которым понравилась симпатичные, которые имеют какие-то, скажем, идеи в отношении вашей дочери или будут иметь, они должны быть в курсе, что за ней стоит покровитель, и что она готова сама всегда обратится к защиту, совету и покровительству этого человека – это может быть отец, мать, это может быть наставник, духовный учитель, просто может быть старшая подруга, поэтому для вас, как для мамы, важнее обеспечить вот эту связь, это может быть даже не с вами связь, это может быть связь с другим человеком , которому она доверяет, старшим человеком, ответственным, серьезным человеком, женщиной, желательно женщиной, в этом смысле вы можете быть способны. Дочери так или иначе уезжают… за границу. 18 лет это считает сейчас очень зрелый возраст.

01:50:24 Еще один вопрос, последний, поскольку время истекает нашей беседы.

Вопрос: «Здравствуйте, продолжая предыдущий вопрос – каковы остальные факторы, поддерживающие и разрушающие благочестия девушки. Прошу прощение, что немного не в формате семинара».

Ответ: Действительно, это тема, пожалуй, была бы для целого отдельного семинара, но я могу только, только дать вам адрес, адрес, где эти факторы перечисляют, это сборник афоризмов Ченаки Пандитов. Ченаки Пандит – ведический мудрец, есть переводы на русский язык, я думаю, что в интернете можно их легко найти и помимо, я могу не вспомнить все, помимо дальних путешествий, упоминает еще сон – дневной сон, и, некоторые из них могут, из этих факторов, показаться нам даже забавными и немножко неадекватными, и склонность разглядывать прохожих стоя у дверей своего дома или в дверях, дверном проеме своего дома. Мне запомнились только эти забавные такие, это из того источника, на который я ссылался. Но сам вопрос защиты благочестия девушки, её психической силы – это очень, действительно, серьезная, широкая тема и я бы вас либо попросил обратиться, посоветовал обратиться к лекциями доктора Торсунова «секреты гармонии в семье» - эта информация там уже сейчас изложена в более глубоком, научном, подробно, в таком, подробном ключе. Спасибо вам за ваши вопросы, спасибо за внимание, спасибо за то, что провели это время вместе с нами в интернет пространстве и до следующей среды.

транскрибирование: Алексей Гнилицкий | Киев | Украина | 25 июня 2010