Перемирие объявлено, начинаем переговоры

Аюрведа радио - 31 января 2007
Обзор Кали-Юги. Дети Индиго. Откуда наши дети приходят в эту жизнь? Этапы воспитания ребенка по ведам. Страх или свобода? Либеральное или жесткое воспитание? Плюсы и минусы. Пять элементов позитивного родительства. Вопрос про трудности в отношениях женщины и ее матери. Первый этап развития до 7 лет - потребность в защите и любви. Второй этап развития от 7 до 14 лет - дружба и общение. Третий этап развития с 14 лет до 21 года - выбор цели. Четвертый этап развития с 21 года до 28 лет - самодостаточность. Развитие после 35 лет - служение. Трудности с учебой в школе.
запись эфира для начинающих из раздела «Воспитание ребенка» со сложностью восприятия: 3
длительность: 01:52:25 | качество: mp3 24kB/s 19 Mb | прослушано: 15176 | скачано: 8626 | избрано: 73
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Добрый вечер, дорогие слушатели нашего радио-семинара «Двенадцать ступенек в небо», сегодня у нас второе занятие, вторая беседа, которую мы назвали «перемирие объявлено, начинаем переговоры». И подтемами, которые бы хотелось рассмотреть в этой беседе, надеюсь на ваши вопросы, чтобы эта беседа была двусторонней. Присылайте их в печатном режиме. А подтемами мы рассмотрим следующие три – «как стать родителями-индиго», немного коснемся ведического взгляда на феномен детей-индиго и как этот феномен связан с тем, что происходит сейчас во вселенной. Еще одна подтема, это «одной любви мало», мы рассмотрим все нюансы того, что в отсутствии понимания, какова природа нашего работа, какова его история, в отсутствии понимания собственной природы, и то, как мы взаимодействуем с детьми. Иногда на неосознанном уровне, мы в связи с этой темой, проведем небольшой такой анализ. И, наконец, последняя подтема – «дать больше или другого?». Подтема, которая касается всевозрастающих возможностей родителей дать больше опеки, образования, различных видов информации, разного вида знаний, даже практики, в том числе и духовных практик, гораздо в большем количестве, чем наши родители были способны дать такое знание нам, и какие проблемы в связи с этим могут возникать. Три такие подтемы у нас сегодня, в нашей беседе по воспитанию детей.

00:02:35 Как традиционно принимается, что воспитание детей – это определённого рода контроль. Как мы говорили уже на прошлой лекции, что существует два способа, каким человек может … две энергии, с помощью которой человек может быть контролируем – первая эта страх - контроль, основанный на подавлении личности ребенка. Второй – это любовь, когда его природа, духовная природа и истинная природа его сознания раскрывается, и, в этом смысле даже слово «воспитание» несколько дискомфортно применять. Потому что своего рода условный рефлекс есть у нас на этот термин. Потому что мы, так или иначе плоды... или некоторые сами мы - поколения родителей- являемся результатами, или, как сказать, плодами или даже можно было бы сказать жертвами воспитания в некоторых случаях. И поэтому... А в английском языке введено такое понятие, как parenting – т.е. родительство, поэтому мы поговорим с вами о позитивном и альтернативном родительстве. Чтобы не вызывать эмоциональных ассоциаций со словом воспитания, я буду его избегать.

Обзор Кали-Юги. Дети Индиго

00:04:15 Итак, если мы рассмотрим, для начала ситуацию, в которой сейчас рождаются, приходят в этот мир наши дети... согласно ведической космологией, вселенная развивается по циклической системе, и переживает в своем процессе, в процессе этого развития переживает различные этапы подъемов, спады, и эпохи, которые отличаются по своей продолжительности, согласно ведической космологии, формируют один год вселенной, который в общей сложности, продолжительность составляет 432 тысячи лет. Т.е. сумма эпох Кали-Юге, в который мы сейчас живем. Железный век, это зима вселенной. Дваупара-Юги, эпоха, которая предшествовала времени, в котором мы сейчас живем, это осень вселенной, можно так сравнить её. Далее, предшествовало осени эпоха, которая называлась Трета-Юга, она в три раза длиннее, чем Кали-Юга и еще более ранняя эпоха – золотого века, как её принято называть – Сатья – юга, весна вселенной. Четыре цикла вместе эти составляют один год, но, через определённые периоды времени, которые составляют тысячи таких лет вселенной, происходит определённый, как бы сбой в программе, феномен, когда привычный ход событий, привычное развитие, или скорее надо сказать для этого века – деградация, нарушаются, происходит нечто особенное, происходит наступление золотого века.

00:06:42 Согласно ведическому писанию, в эту Кали-Югу это одна единственная из тысячи Кали-Юг, тысячи лет жизни вселенной, одна Кали-Юга, она особенная, потому что в ней открывается определённое окно, в котором все живые существа, обитающие на всех планетах разного уровня, всего их, согласно ведическому знанию 14, могут достичь духовного совершенства – полностью реализовать свою изначальную духовную природу. И Веды также говорят о том, что основным поле деятельности, основным местом, где можно радикально влиять на свою дальнейшую судьбу, т.е. сменять траекторию движения из одной жизни в жизнь, являются средние планеты, всего, как я уже говорил, этих планетных уровней, согласно ведическому знанию 14, и мы с вами живем на планете среднего типа. Особенность существования состоит в том, что помимо того, что живые существа могут пожинать плоды своих прошлых действий, им открывается большая возможность создавать новую судьбу, в соответствии пониманием этих живых существ, их дальнейшего видения своего движения из жизни в жизнь.

00:08:27 Но сама Кали-Юга отличается особенным течением невежества среди людей и поэтому даже знание о том... что какие опасности в себе таит этот век, тем более знание о том, какие возможности, какие плюсы несет в себе эта удивительная эпоха золотого века, которая еще называют Гауратха – золотой век, также становится для людей или остается для, точнее, для людей, чем-то неведомым, чем-то тайным. Поэтому, когда люди сталкиваясь с естественными проявлениями, характерными для этой эпохи, такие как деградации чистоты, терпения, бескорыстия, страдания, вместе с тем они видят какие-то особенные проявления светлых сторон этой эпохи и, чувствуя, что есть разительный контраст между теми и другими проявлениями, люди пытаются назвать то, что происходит вокруг них и кто-то говорит, что наступила эпоха Водолея, кто-то говорит, что на самом деле сейчас наступила Сатья-Юга, то есть наступил золотой век, тем самым ставя под вопросы ведическое, космологическое летоисчисления в этой вселенной, но в сфере воспитания детей, психологи и педагоги, родители, сталкиваются с таким феноменом, как дети индиго, как в рекламном ролике фильма, который был показан на первом канале, вкратце давалась характеристика, как эти дети, или чем эти дети отличаются от нас - поколения родителей, когда мы были детьми, детей, которые совсем недавно еще рождались здесь.

00:11:00 И говорится, что их чувствительность, она во много раз превосходит, экстрасенсорные способности проявляются гораздо чаще, чем в детях нашего поколения, что их тело имеет, обладает в шесть раз более сильным волновым излучением,также что эти дети более резко и более решительно реагируют на любую несправедливость. В то же время приходится классифицировать детей индиго и выделять отдельную группу из тех детей, которые более интравертны, чем любые самые интравертные дети, которые приходили сюда, рождались здесь прежде. И все эти факты на самом деле говорят о том, что все эти дети, которые приходят сюда, имеют во много раз большую чувствительность. С ведической точки зрения это естественно, потому что век, в котором мы живем, он дает возможность, для очень большого духовного прогресса.

00:12:19 В тоже время, поскольку духовный прогресс, истинный духовный прогресс требует готовности человека к очень высокого уровня чувствительности, т.е. восприятия таких высоко духовных переживаний, как любовь, дружба, сострадание, и одна из особенностей этого века, на фоне того, что происходит вокруг, на фоне того, что видим в программах новостей, с экранов кинотеатров и телевизоров, мониторов компьютеров, одно из ярких черт эпохи, в которой мы живем, является то, что все эти нравственные нормы, которые прежде были главным образом темами обсуждения в кругах философов и духовных лидеров - любви, сотрудничества, сострадания, прощения, перестают быть таковыми, они перестают быть ограничены кругом, какой-то небольшой группы людей, которые стремятся к духовному совершенствованию. Дело в том, что такой глобальный сдвиг сознания на этой планете состоит в том, что сейчас все больше и больше людей сознают эту возможность прогрессировать духовно, не будучи связаны своим прошлым, которое выражает в той или иной форме обусловленность, как обусловленность, которое налагает на нас общество, воспитание, среда, общение, так и обусловленность, идущая из прошлой жизни, что эти рамки на самом деле люди чувствуют, что они не имеют больше такой силы над нами, и Веды говорят, что, человеческая форма жизни уникальная, тем, что у неё появляются возможности для быстрого прогресса и самосовершенствования, причём до самых высших ступеней, не просто развитие каких-то навыков, способностей, быстрого обучения, быстрого запоминания, развития экстрасенсорных способностей, но и полного духовного самосознания.

00:14:44 Поэтому, дети, которые приходят сейчас, они имеют уровень чувствительности, предназначенный именно для этих целей, именного для того, чтобы глубоко воспринимать и глубоко переживать все то, что происходит с ними, все то, что происходит с людьми рядом, которые живут рядом. И в первую очередь в поле зрения их, в поле постижения, в сферу постижения их чувствами этого мира, попадают взрослые, которые живут рядом с ними, и, появляется своего рода контраст. Дело в том, что, поколение родителей, то есть мы с вами, не привыкли к такому бурному и естественному проявлению эмоций, поскольку появление эмоций напрямую связано с осознанием своих желания, т.е. когда человек осознает свои истинные желания, свои истинные цели. Если он чувствителен к ним, если он не подменяет теми, которые просто общесоциально приняты, и те, которые более удобны, это грозит ему большим эмоциональным напряжением. То есть его жизнь становится жизнью во всей полноте переживаний, и поэтому стремление переживать любовь, глубокую любовь, сострадание, сотрудничество, всепрощение, она вызывает также необходимость человека переживать на пути сознания этих переживаний, гнев, страх, чувство вины, чувство скорби, которые мы, к сожалению, не имели возможности переживать открыто, не будучи наказуемы за это упреками или какой-то другой критике со стороны людей, которые окружают нас, или которые старше или людей из нашего окружения.

00:16:57 Таким образом, дети, которые приходят сейчас, с точки зрения ведического знания, они просто во много раз более живее, чем мы, и, как я уже говорил, это вызвано тем, что и цели внутренние их цели, гораздо более оформлены, чем наши. То есть, другими словами, те живые существа, которые приходят сюда, последние может быть 15-20 лет, не могут себе позволить такую роскошь не осознавать то, чего они хотят. Отчасти, это связано с тем, что очень много приходит живых существ, с планет более высокого уровня. Это информация не относится к разряду уфологической или просто экспериментально засвидетельствованной, что они приходят – это знание, источником этого знания являются также Веды, которые говорят, что в этот, в эту оттепель, когда наступает оттепель во время зимы вселенной, Кали-юги, в одну из тысяч Кали-юг, в одну единственную, люди, точнее живые существа, которые приходят сюда, они приходят с целью самосознания. Во-первых, потому что время для этого, хотя и объявлено, уже начато, в рамках существования времени существования вселенной это ничтожный срок, срок всего в 10 тысяч лет, и, поэтому, в Ведах говорится, что многие живые существа, с высших планет, даже с высших планет, для которых условия жизни, тела, которыми обладают эти живые существа, их экстрасенсорные способности, их знания, их культура, их этика, отличается настолько же порядков, от того что мы видим здесь, на планете, на которой живем мы, насколько выше находятся эти планеты. И как я уже говорил, наша планета среднего уровня, мы находимся на 7 уровне, и выше нас находится 7 планетных уровней.

00:18:16 Так вот, в Ведах говорится, что в этот век, все те живые существа, которые несут в себе память, или как говорится еще самскары – импринты, впечатления в прошлых жизней, гораздо больше развитые, с гораздо большими возможностями, экстрасенсорными и физическими, они приходят на эту планету, чего обычно никогда не происходит, поскольку если бы не начало вот этой эпохи оттепели, эпохи золотого века, приход сюда был бы очевидно деградацией для каждого из этих живых существ. Но, поскольку есть возможность, настало время когда можно очень быстро прогрессировать, эти живые существа, приходят сюда, для того, чтобы использовать эту возможность. И хотя, они не имеют тех форм тела, открыто очевидных способностей, сразу же, они приходят просто как наши малыши, они также рождаются, также издают первый крик, им также перерезают пуповину, они также плачут, им также меняют пеленки и памперсы, на самом деле многие из них это великие мудрецы, великие мистики, великие продвинутые личности, которые силой своего благочестия достигли высших областей этой вселенной, и сейчас добровольно согласились прийти сюда с одной только целью – чтобы прогрессировать духовно.

00:20:58 Поэтому, возникает определённая дилемма, то есть нам очень трудно понять поведение детей, иногда очень трудно понять их проблемы, потому что мы пытаемся найти в их проблемах, в их поведении определённую логику, но там этой логики просто нет, потому что во вселенной произошла очень нелогичная вещь. В эпоху, когда все говорит о деградации, открываются возможности, которые в очень короткий срок позволяют живым существам быстро прогрессировать, поэтому те, кто приходят сюда, они приходят с определённым запасом, фактически, уже в детстве имея то, на достижения чего, когда-то нам бы понадобились многие годы. Или даже если они пытаются чего-то достигнуть, они достигают этого в очень короткое время, чем удивляют своих родителей, учителей, и получают этот статус детей-индиго. Но концепция «дети с небес», она не относится только к детям индиго, дело в том, чтобы для того, чтобы обеспечить развитие своему ребенку, без сомнения нужно учитывать, то время, те особенности той эпохи, в которой мы живем, поскольку в каждое рождение, у каждого живого существа, оно чутко связано с желаниями живого существа, его стремлениеми, его вкусом счастья, которое он несет с прошлой жизни. Но, вместе с этим, сюда приходят живые существа и не из столь благополучных областей вселенной, и слушатели, те из вас, кто интересуются ведической астрологией, они, возможно, слышали, или даже пользовались методом, известным в ведической астрологии, определения прошлого каждого из нас по положению ЛуныЛуна связано с тонким телом, с умом, таким образом, она показывает по своему положению в конкретной звезде, она показывает на то, к какой категории живых существ относился человек, астрологическая карта которому составляется, или, например, ребенок.

Откуда наши дети приходят в эту жизнь?

00:23:35 И, помимо, категории Дэва, на санскрите называют жителей высших планет, существует еще категория Нара, то есть жители средних планет, все живые существа, которые воплощаются здесь, повторно, неоднократно. Но есть еще одна категория, которую редкие родители, хотели бы, добровольно хотели бы иметь как своих детей, это категория Ракшасу, т.е. это те дети, которые приходят с низших планет. И это знания вне контекста вот этой концепции «дети с небес», она может на самом деле причинять больше вреда, чем пользы, потому что мамы, которые смотрят на своих детей, мамы, которые серьезно интересуются ведическим знаниям, и вдруг узнают, что их ребенок пришел с адских планет, они теряют энтузиазм, чтобы заниматься духовным совершенствованием своего ребенка или даже начинают его боятся, эффект, который оказывает это знание иногда сродни эффекту, который произошел после выхода на экраны, это уже было где-то лет, наверно, 20 с лишним назад, «Изгоняющий дьявола», в газетах писали, что несколько матерей в США, в тех городах, где прошел показ этого фильма, сюжет которого несложный, где на протяжении всего фильма священник изгоняет из девочки дьявола, просто убили своих дочерей, маленьких дочерей, от пяти до семи лет.

00:25:29 Т.е. конечно же, о каком–то физическом насилии речь не идет, но восприятие ребенка очень сильно меняется, если мама узнает вдруг от астролога, что ребенок пришел с адской планеты, или низших планет, и, это одна из особенностей на самом деле не столько астрологии, сколько положения вещей в семьях на сегодняшний день. Мы с консультативной практикой сталкивались с такой проблемой, когда беспокойные мамы звонят и говорят, что совсем недавно мне астролог сообщил, сделав расчеты для моего ребенка, что мой ребенок демон. Но, проблема здесь не столько в самом ведическом знании, сколько в том, что психологическая особенность женщин, особенность психики женщин состоит в том, что когда она сталкивается с каким-то... с какой-то непреодолимой проблемой, с какой-то собственной некомпетентностью, или непониманием какого-то вопроса, или какой-то ситуацией, которая очень сильно её беспокоит, она начинает нагружать себя, увеличивать нагрузку в тех сферах, которые ей кажутся понятными. И поэтому, когда женщина-мать, не обладает знанием о том, каким образом воспитывать ребенка, и единственным, как бы, единственной отправной точкой, единственным критерием в том, как воспитывать ребенка, является опыт собственного детства, то есть идея что воспитывать как угодно, или может не воспитывать никак, но только не так, как воспитывали нас. И отчасти, эта идея правильная, но поскольку решения нет, и отношения с детьми становятся с течением времени достаточно сложными, то в паническом поиске ответа, и, ни находя его в тех людях, которые... или не встречая людей, или не находя должной литературы и поддержки, они обращаются за таким разъяснением к людям, которые иногда не вполне квалифицированны, чтобы дать правильную оценку.

00:27:59 Поэтому это маленький вот такой протест, астрологический протест против такой интерпретации астрологических карт, тех детей, или тех людей, которые имеют параметры положения Луны в звездах, которые связаны с демоническими энергиями, и эта концепция «дети с небес», она помогает, как бы помогает настроить своё восприятие, развить правильный взгляд на вещи, дело в том, что даже если астрологическая карта показывает положение или ситуацию, или инпринты, которые пережиты ребенком в прошлой жизни, незадолго до его прихода в вашу семью, как вашего ребенка, тем не менее, это не отражает его внутренней глубокой духовной природы. Веды говорят, что всего существует 8 млн. 400 тысяч форм природы, из которых 400 тысяч – человеческие формы, и всю ту траекторию движения, весь тот опыт ребенка, как живого существа, получающего многие воплощения или проходящие многие воплощения в этой вселенной. Он не может быть однозначно описан как демонический или божественный, но, безусловно, прочной и надежной точкой опоры является, как в юриспруденции принята такая формула или такой термин – презумпция невиновности, изначальное принятие ребенка как абсолютно чистой души.

00:29:50 Дело в том, что в этот мир, в этот век, особенный век Кали-юге, особенную зиму вселенной, в которую наступила такая пятьсот лет назад резкая оттепель, всего этот век длится 432 тысячи лет, и пять тысяч лет уже позади, и вот, на, можно сказать, этапе самого начала развития этой эпохи, вдруг, происходят вещи, которые не соответствуют никак расписанию и логике вещей. Таким образом, если мы сможем понять, что происходит очень нелогичные вещи, возможно, это поможет нам отказаться от каких-то не всегда правильных и порой поспешных выводов о том, что происходит с моим ребенком, о том, какой мой ребенок, о том, что нужно моему ребенку.

00:30:58 Таким образом, корда мы говорим, что перемирие объявлено, мы тем самым подтверждаем, что мы больше не хотим следовать той практики воспитания, взаимодействия с детьми, которой следовали наши родители. Но оказывается, что этого одного еще мало. Помимо того, что просто многие родители, они принимают то, что воспитывать таким методом, каким воспитывали нас, кстати говоря, не только родители – тренеры, спортивные тренеры, люди, которые обучают детей, получившие советскую закалку в советских спортивных школах, видят, что это не приносит должного эффекта. Педагоги в школах, все больше и больше приходят к понимаю того, что воспитание на основе запугивания, на основе подавления воли ребенка не только не приносит должных результатов, но и приводит к обратному абсолютно эффекту. То есть в этом смысле дети делятся на две группы. Эти группы очень просты – это мальчишки и девчонки, хотя в той или иной группе можно увидеть представителей обоих полов порой.

00:32:23 Итак, если практика насилия или практика подавления воли, практика унижения, практика ограничения, практика лишения любви, тепла, что, в общем-то, даже и не считалось прежние времена наказанием, то одна часть, или скажем, одна группа детей, если всех детей, живущих на планете, поделить на эти две группы, реагирует тем, что на это давление, на этот террор, реагируют тем, что становятся столь же агрессивны к окружающим, даже во много раз более агрессивными, это присуще больше мужской психике. При любом неправильном отношении, при любом унижении и подавлении психики, мужчины склонны реагировать вовне, это связано с природой мужской психики. В лекциях доктора Торсунова вы наверняка слышали, что мужская природа - это природа солнца – это солнечная природа, предназначенная для действия во вне. Так вот когда эта природа осквернена и эти энергии осквернены, психически, то мужчина склонен проявлять эту уже полученную негативную энергию, проявлять в том же ключе вовне, в социальном ключе, и начинает, как бы, мстить, за то, что с ним делали, всему обществу.

00:34:00 Вторая группа тех, кто подвергается неправильному методу воспитания, воспитанию на основе страха – это девочки, и для женской природы, поскольку эта природа связана с энергией луны, внутренней природы. То, они не действуют в ответ на насилие, причиняя такое же насилие другим и окружающим. Они начинают свершать насилие над собой и более склонны к саморазрушению, чем мужчины, в этом смысле статистика женской наркологии, и успешность её лечения, женских наркологических заболеваний не очень воодушевляющая. И каким образом можно было бы доказать, хотя я и не ставлю себе такую цель, что либо доказывать в нашем семинаре, хотелось бы просто побудить слушателей размышлять на эти темы, и размышлять не очень долго, а начать применять это знание. Потому что истинность любого знания подтверждается тем, что если вы действуете согласно ему, оно приводит к тем результатам, которые обещаны, или предсказаны в рамках этого знания.

00:35:34 И поэтому, особенно доказательств не нужно приводить, достаточно трезво посмотреть на положение вещей сейчас в мире и понять, что большинство заключенных в тюрьмах, то есть тех людей, которые наказаны обществом за асоциальное поведение, криминальное поведение являются мужчины, и, также нетрудно, нетрудно такую провести, такое статистическое исследование, мне тем более, как человеку, консультирующему на протяжении 15 лет, большинство, практически 90% клиентов, посетителей, пациентов, психологов, астрологов, психотерапевтов, является женщины. Поэтому это важный, важный очень момент, принять то, что практика насилия в воспитании, в любой форме не приемлема, даже когда мы читаем ведические писания, очень часто исследователи просто люди, разделяющие или поддерживающие ведическую традицию, ведическое знание и исследующие это знание, читают о том, что воспитание ребенка разделяется на три этапа.

Этапы воспитания ребенка по ведам. Страх или свобода?

00:37:05 Первый этап до пяти лет, ребенок царь, с пяти до 14 лет – солдат, и с 14 до, и далее, до уже полной зрелости – он друг, такие три основные… но дело в том, что есть определённые проблемы с восприятием этого термина «солдат» - дело в том, что мы его, мы читаем тексты, которые основаны на древних ведических писаниях, но реагируем на эти слова, согласно своему текущему опыту и большинство мужчин, которые слышат о том, что ребенок с пяти до 14 лет «солдат», вспоминают свой опыт, еще не столь может быть давний или давний, службы в рядах советской армии. Опыт, который может быть и можно было бы назвать школой жизни, но однозначно нельзя никак переносить, никаким образом нельзя переносить на платформу как бы знаний, которое связано с воспитанием детей. Потому что сама структура, социальная структура, общественная структура, воспитание, политика, пропаганда, в основе своей имели – страх и имеют до сих пор. Страх и насилие, подавление личности. Также как и в мире, социальные структуры делятся на две категории, это те, которые подавляют личности, те, которые дают полную свободу личности, это то, что называем демократическим обществом.

00:38:59 Точно такая же дилемма и вытекающие из этого проблемы возникли, во взглядах на воспитание детей. Часть родителей в мире до сих пор придерживаются идеи о строгом воспитании, часть родителей, которые сами пережили ужасы этого строго воспитания, ратуют за демократическое воспитание, либеральное воспитание. Но оказывается, что эти две крайности приводят к одному и тому же результату, и особенно это видно сейчас, на тех самых детях индиго, на примере этих детей, любого из детей, которые приходят сейчас, рождаются сейчас, в наших семьях. И если насилие над ними является тем, что мешает им развиваться, то, оказывается, парадоксально, но оказывается, что полная свобода, которая дается детям, также приводит к тому, что они не могут развиваться как личности. В чем, как бы, в чем, в чем здесь секрет? Веды говорят в том, что живому существу, которое приходят сюда в этот мир, приходится сталкиваться с тройственными страданиями. Это страдания, причиняемыми внешними условиями, природными явлениями, страдания, причиняемые другими живыми существами, и страдания, которые причиняют собственный ум и тело, собственные привычки с прошлой жизни, какие-то импринты, даже собственный страх, может быть таким вот видом страдания, который человек несет из прошлой жизни.

00:40:43 В этой жизни у него может не быть никаких оснований бояться определённых условий или определённых людей, но, тем не менее, его развитие заторможено, потому что этот страх реален для него, поскольку он несет его в себе, в сфере своего, своей эмоциональной памяти, глубинной эмоциональной памяти, которая хранит не, сколько впечатления прошлой жизни в форме картинок, место, имен, лиц, сколько в форме эмоциональных переживаний, поэтому очень часто ребенок может переживать то, что также как и взрослый, просто мы реже себе в этом сознаемся, что-то совершенно не связано с происходящим внутри нас, с той реальностью. И взрослые не сознаются себе в этом только по одной причине, для того чтобы не попасть в список психически нездоровых людей.

00:41:39 Более того, Веды говорят о том, что женщина очищается через эти эмоциональные состояния, очищение или отработка, как принято говорить в астрологических кругах кармы женщины происходит через переживания этих тяжелых эмоциональных состояний, и если она не дает себе права на эти тяжелые состояния, в силу того, что боится не получить поддержки, и зажимает эти проявления, как бы, подавляет их, боясь, как бы, того, что будет произнесен диагноз, близкими или даже врачом, то в конечном счете это приводит к самым большим препятствиям человека, поскольку человек утрачивает возможность любить, сострадать, сотрудничать, прощать.

00:42:28 Таким образом, дети, которые приходят сейчас, они обладают большей чувствительностью, и мы часто оказываемся, как бы, они застают нас врасплох, потому что эти дети индиго вынуждают нас самих стать родителями индиго, что означает в первую очередь стать людьми, готовыми переживать полный спектр эмоций, т.е. стать живым человеком, и этот этап переживания полного спектра эмоций, в том числе и негативных эмоций называется этапом очищения или этапом Анактха-неврити в ведической философии в ведическом эзотерическом знании. Таким образом, главный конфликт, который возникает на сегодняшний день, это адаптация родителей. Т.е. дети, которые приходят, они более адекватны тому времени, в котором они рождаются, в котором живут, чем мы. Это приводит к тому, что мы иногда пытаемся защитить от тех вещей, которые больше им не угрожают, с другой стороны мы иногда не даем возможность им развиваться в тех сферах, в которых они могли бы развиться просто потому, что эти сферы нам до сих пор были не известны. Как я уже говорил, тройственные страдание, которые причиняют, с которыми сталкивается живое существо, они по сути мешают, могут мешать его духовному развитию, при условии что он не получает должный эмоциональный, духовный, человеческой поддержки. Такие, и мы говорили об этом в прошлой лекции, что в действительности, родители не могут оградить своих детей тех испытаний, тех вызовов, тех препятствий, с которыми они сталкиваются, в своей жизни и должны преодолеть их. Для того чтобы просто вырасти эмоционально и духовно полными, совершенными личностями, я не говорю о каком-то запредельном совершенстве, но чтобы быть адекватными тех, тем возможностям, которые бывает время, в которые мы с вами живем.

ВНИМАНИЕ!

00:44:56 И я напомню эти, если может быть кто-то не слышал предыдущие лекции, те несколько факторов, которые этот материальный мир ставит препятствия, которые ставят перед ребенком, и, которые если ребенку не удастся их преодолеть или кто-то попытается избавить его от них, это само по себе может стать препятствием в его развитии. Итак, дети не могут научиться прощать, если рядом нет никого, кто совершал бы перед ними ошибку. Нельзя научиться прощать, если все вокруг безупречны. Просто потому что они считают, что они взрослые или педагоги, и стало быть они либо делают вид, что они не совершают ошибки, либо совершают ошибки, но не признают их. Второе – дети не могут развить терпение, или научиться откладывать на свою, удовлетворение своих чувств, если все происходит именно так как они хотят. Дети не могут научиться принимать своё собственное несовершенство, если все вокруг совершенно, дети также не могут научиться сотрудничать, если все происходит так, как они хотят, по их плану. Очень трудно ребенку научиться творчеству - находить решения, которые были бы новыми, которые были бы выше, сильнее, красивее тех опций, которые предлагает судьба и обстоятельства или другие люди. Если все делается за них, если эти решения, принимают родители, если они обустраивают так, что все было безоблачно и благополучно для ребенка.

00:46:44 Дети не могут научиться состраданию и уважению, если они сами никогда не чувствовали боли и потери. Речь не идет о том, чтобы причинять боль, это так, как могли бы аргумент, который могли бы высказать сторонники жесткого воспитания – «чтобы понял». Чтобы он понял. Классическая сцена – мама, шлепающая своего ребенка, или папа, раздающий подзатыльники со словами «сколько раз я тебе говорил не бей брата». Вот тебе больно, видишь, ему тоже было больно. Но речь не идет об этом, материальный мир на самом деле так или иначе предлагает человеку определённые опасности и ребенок сталкивается с самых первых своих шагов с болью и какими-то потерями. И роль родителей просто понять, что оградить от этого полностью его нельзя, и единственное, что мы можем – это дать возможность правильно реагировать на то, что, на те препятствия, на те вызовы, на те проблемы, который представляет этот мир.

00:47:54 И дети не могут научиться смелости и оптимизму, если они никогда не сталкивались с какими-то несчастьями, каким-то сложными ситуациями. Как родители мы, конечно, хотим оградить от них, но так или иначе, ребенок, он или она, оказывается, в среде или условиях, где родители, покровительство родителей не имеет силы, где ребенок не досягаем для них. Ребенок не может научиться настойчивости и силе, если все в его жизни происходит легко. Он не может научиться самоисправлению, т.е. рациональному подходу к своим ошибкам, если он никогда в жизни не испытывал трудности, неудачи, и не совершал ошибок. Он не может иметь здоровую самооценку, если никогда не приходилось преодолевать никакие препятствия. И так же ребенку будет очень трудно развить самодостаточность, т.е. уверенность такую, внутреннюю уверенность в себе, и в том, что при любых обстоятельствах, я могу оставаться сохранять человеческое достоинство и духовные качества, не деградируя.

00:49:07 Если он никогда не переживал опыт исключения или отторжения сверстниками или старшими, дети также не могут научиться выбирать цели, если им никогда не давали возможности сопротивляться авторитету, другими словами сказать нет или не было никогда ситуации, когда бы ребенок не получил то, что хотел, то есть вот этого противостояния. Об этих вещах, об этих всех аспектах мы поговорим с вами в следующих лекциях. Сейчас хотел бы сказать по поводу двух форм или двух методов, двух настроений воспитания либерального и жесткого. В действительности, если вы посмотрите на это, с точки зрения ведического взгляда на тройственные страдания, … уточняем – внешними условиями, другими живыми существами, и умом или впечатлениями прошлой жизни человека, эмоциональной его природой. На самом деле это на сегодняшний день одна из самых, один из самых больших страданий, чем более чем о более развитой стране мы говорим, тем больше проблем среди людей, живущих в этих странах, именно психологических проблем. Не нужно особенной статистики, достаточно просто узнать, посмотреть рейтинги самых популярных, самых высоко оплачиваемых профессий. Сейчас в западном мире, как всегда близко, к первым местам, если не на первых местах, находятся психологи и психотерапевты, потому что материальные принципы материального существования, таковы, что чем выше уровень материального благосостояния человека, тем очевидней для него становится, что его проблемы не находятся в сфере материального благополучия и комфорта. И в этом смысле есть даже такая шутка психологов, что женщину, которая достигла благополучия, и богатую женщину может понять только один человек, до конца понять все её переживания, все её эмоциональные нужды может только один человек – богатый психотерапевт.

Либеральное или жесткое воспитание? Плюсы и минусы

00:51:45 И если мы, если с одной стороны мы применяем более жесткие меры, меры воспитания на основе запугивания и ограничения ребенка и подавления его воли, то в этом смысле вместо того, чтобы дать поддержку и силы, правильно, правильно относится к тому, что происходит с ним, в этой жизни, в связи с этими тройственными страданиями, мы просто становимся одним из видов страданий – страдания, причиняемые другими живыми существами, только в категорию этих других живых существ в этом случае попадают сами родители. Если же мы решаем, что мы в состоянии оградить ребенка не только от агрессивных одноклассников, злых мальчишек во дворе... комаров, собак и так далее. Но при этом можем даже оградить даже от самих себя, считая, что это будет очень большим благом, при этом, предоставляя ребенку известную свободу... То нас может ожидать очень неприятный сюрприз. Потому что помимо страданий, да!, создать кроме этого, большинство родителей хорошо понимает это, создать необходимые условия, чтобы защитить ребенка от проблем, причиняемых внешними силами природы, то есть, когда оплачены счета за отопления, когда есть чистая светлая комната, когда в холодильнике всегда есть что-то пожевать. При этом мы оградили от любого давления неблагоприятного извне других людей, других живых существ, нам кажется, нам может показаться, что у демократического воспитания. «Создать все условия» – это достаточно распространенная картина в западных семьях, в благополучных семьях.

00:53:51 Созданы материальные условия и ребенок защищен от того, чтобы его терроризировали жестким воспитанием, таким, которым подвергались мы. Но, есть еще один маленький нюанс, есть еще третий вид страданий – и в этом случае, в случае либерального воспитания, ребенок оказывает полностью не защищенным от страданий, причиняемых собственным умом, собственной природой. Именно поэтому, наверное, есть поговорка, которую чаще всего как раз используют педагоги и люди, занятые на протяжении уже может десятилетий и столетий вопросами воспитания детей, которая гласит – «праздный ум – мастерская дьявола». Поэтому секрет позитивного родительства состоит в том, чтобы - не пытаясь оградить ребенка от этих трех видов проблем, с которыми он сталкивается, (так же когда мы когда-то сталкивались, и до сих пор сталкиваемся) просто прикрыть его, защитить его в той степени, в какой это поможет ему выиграть время, для того чтобы при нашем участии, нашей поддержке помочь ему развить те духовные и эмоциональные силы, те духовные качества, которые могли бы превратить эти препятствия, эти испытания, которые встали перед ребенком в жизни, превратили его позже в инструменты самосовершенствования, инструменты развития, инструменты достижения тех целей, ради которых многие из этих детей пришли.

Пять элементов позитивного родительства

00:55:47 Поэтому мы будем говорить как раз об этом, об этой золотой середине воспитания детей и формула основная, как построения этого воспитания или этого позитивного родительства состоит из пяти ингредиентов, пяти элементов.

  • Первое – это ты можешь быть другим, или ты можешь отличаться от других.
  • Втрое – ты можешь совершать ошибки.
  • Третье – ты можешь выражать негативные эмоции.
  • Четвертое – ты можешь хотеть большего.
  • И пятое – ты можешь сказать «нет», но последнее слово всегда за отцом и матерью.

Если быстро вы если успели запомнить, может быть записать, то многие слушатели поймут, не без горечи, что это как раз те вещи, особенно быстро это понимают женщины, в силу своей чувствительности, и большей склонности анализировать отношения, быстрее вспоминая опыт своего детства вы поймете, что это как раз те пять факторов, которые либо все отсутствовали в наших отношениях с родителями или отношения родителей к нам, либо большей частью отсутствовали, либо присутствовали только некоторые из этих. Но, помимо того, чтобы следовать этим пяти принципам, необходимо еще определённые навыки построения взаимопонимания и сотрудничества с детьми, которые основываются на том, чтобы глубже понять особенности, особенности природы своего ребенка и ведическое знание в этом смысле дает глубочайший очень, мудрый, мудрое знание, глубокий материал, о том, как, чем отличаются дети друг от друга, какие психологические, физиологические особенности, на какие психологические и физические особенности они имеют права, т.е. в этом как раз ведическая педагогика гораздо более демократична.

00:58:33 И эти методы, методы позитивного родительства, они будут эффективны только в той степени, в какой мы сможем мотивировать ребенка к сотрудничеству, потому что подавление... природа позитивного родительства, она в основе своей имеет именно сотрудничество, а не подавление. В этом смысле, те взрослые, которые когда-то пали жертвами такого радикального воспитания, жесткого воспитания, пали жертвами, разумеется, в эмоциональном плане, я надеюсь, что не необратимы, в этом особенность нашего вкуса, что он помогает нам самим себя перевоспитать, позаботится о себе, как о детях, восстановить те... сокрыть те пробоины эмоциональные, которые являются результатом неосторожного отношения к нам родителей, но многие из тех, кто не смог еще этого сделать, не смог вылечить и помочь себе до конца вырасти как ребенку, для многих до сих пор существует такая непонятная дилемма, такой вопрос – чем унижение отличается от подчинения.

01:00:22 Так вот, с точки зрения Ведической психологии, если человек отказывается от того, чтобы реализовать свои желания, поставив выше, (добровольно поставив выше) своего желания, пусть даже на какой-то определённый отрезок, добровольно, желание своего непосредственного авторитета, родителя, наставника или учителя, то это называется подчинением. Если же под давлением обстоятельств, человека или людей, под давлением психологическим или может даже физическим, человек отказывается от собственных желаний, то это называется унижением. Точно также, настолько, насколько здоровым является подчинение, которое помогает даже, еще более полно осознать свои собственные желания, настолько же разрушительно для личности является унижение или подавление его воли. И история педагогики на самом деле полна примеров, когда эта практика наказания, она доходила до чудовищных форм. Археологи, историки говорят о том, что раскопки, которые проводились, в районе среднеземноморья, раскопки, которые свидетельствуют об истории древнего Рима, обнаруживают захоронения, огромные захоронения или погребения тысяч тел детей и юношей, которые были избиты или забиты до смерти, своими собственными отцами за непослушание.

01:02:34 В наши дни, конечно, родители применяют меру физическую наказаний, как последнюю, последнюю уже меру, поскольку у нас есть определённые аллергические реакции в следствии своего детского опыта на такие меры наказания, но тем не менее, часто физическое наказание остается единственной альтернативой либеральному наказанию. Поскольку, когда либеральное наказание не приносит должных результатов, то мы, к сожалению, возвращаемся к старым, в кавычках, проверенным методам. И опасность, и сложность проблемы, беда даже, детей, которые сейчас растут и воспитываются нами, состоит в том, что мы, не обладая знанием, пытаемся поочередно применять один и другой метод, что еще более разрушительно для психики, ребенок, которому один день позволяют все, просто потому что у родителей хорошее настроение, но на следующий день, когда его оплошности и ошибки всплывают на поверхность, то они срывают на нем свой гнев и иногда применяют физическую силу, или хуже того, очень сильно унижают или подавляют ребенка, то такой эффект смены температур, такой эффект закаливания не приводит на самом деле к закаливанию ни духовному, ни эмоциональному, приводит просто к разрушению психики ребенка.

01:04:24 И, как я уже говорил, часть детей они устраивают бунт, начинают мстить обществу, или той среде, в которой они находится – самим родителям, учителям, своим сверстникам, одноклассникам. Часть начинают уничтожать себя, и один из способов самоуничтожения, самый, пожалуй, мощный – это вредные привычки или развиваются определённые, устойчивые эмоциональные состояния, такие как депрессии или постоянное беспокойство, или страх или тяга к самоубийству. Это крайние меры, но на самом деле они складываются из таких, казалось бы, простых, или крайнее проявления, но из таких простых, бытовых проявлений в наших отношениях с детьми, к детям. И, в этом смысле кризис воспитания детей, на этот кризис воспитания детей мы реагируем по-разному, я имею ввиду мужчин и женщин, отцов и матерей, и мужчины видя свою некомпетентность или не находя другого решения, попробовав метод либеральный и не видя никакого эффекта, попробовал метод радикальный, жесткий, и столкнувшись с протестом своей второй половины –жены - матери ребенка или осуждением близких родственников, отказывается в принципе заниматься воспитанием ребенка вообще. Такова природа психики мужчины, что, когда он сталкивается с какой-то непреодолимой проблемой, он просто перестает действовать вообще, если он видит свою некомпетентность, для того, чтобы не терпеть позора своей несостоятельности, он просто делает вид, что ему не интересно.

01:06:25 Женщины же, когда они сталкиваются с такой проблемой, они начинают придумывать себе нагрузки, придумывать себе, давать себе самим задание в той сфере, в которой они [не] чувствуют свою несостоятельность и беспомощность, и таким образом, не зная, почему ребенок несчастлив, ребенок, например, который до пяти лет часто болеет или эмоционально неустроенный или плохо ладит со сверстниками, не зная истинных причин этих, женщина пытается решить какие-то другие проблемы ребенка, и часто это проблемы, которые хотя и могут быть актуальны, но на каком-то этапе его жизни, они оказываются совершенно несвоевременны, в этом плане практика консультаций показывает, что матери детей, которым порой исполнилось только два – три месяца, полгода, которые еще может быть еще не говорят, все, что в чем они нуждаются, это просто забота, опека, любовь матери, её присутствие, не чувствуя поддержки, не чувствуя понимания важности своей роли в этом смысле, как той, которая должна быть рядом и должна дать тепло и любовь, они отчаянно пытаются дать детям что-то еще. И, приходя к астрологу, задают вопросы, классический такой вопрос – «куда направить ребенка?» И они обращаются за консультацией, спрашивают, куда направить ребенка. Но когда я узнаю, что дата рождения этого ребенка 2006 год, скажем декабрь-ноябрь, то я задаю им вопрос – а можно ли вообще его сейчас куда-то направить и зачем эта информация, решает ли она сейчас что-нибудь.

01:08:13 Т.е. кажется, что это знание очень, ну оно не практичное, и непонятно зачем вообще человек обращается за ним, но ответ на это, как я уже сказал, кроется в психологии и в особенности психики женщины, в том, что если она чувствует некомпетентность в каком-то вопросе, в отношении детей, то она пытается продолжать все-таки решать проблемы в тех сферах, в которых ей, в которых, как ей кажется, она компетентна. И поэтому, не зная как сделать своего ребенка счастливым, понять его природу, как строить с ним отношения, часто родители, либо слишком сосредоточены на его здоровье, на его плоскостопии, его сутулости, его косоглазии. И вещей, которые в принципе даже не заслуживают такого большого беспокойства и внимания и часто никакого радикального вмешательства не требуют, но суета и беспокойства вокруг ребенка родителей создает в ребенке определённое психологическое настроение, которое само по себе также может быть разрушительным для него впоследствии.

Вопрос про трудности в отношениях женщины и её матери

01:09:32 Возможно, возникли какие-то уже вопросы, для того, чтобы мне почувствовать обратную связь с теми, кто сейчас меня слушает, я бы хотел увидеть эти вопросы. Есть один вопрос. «Здравствуйте, спасибо вам большое за бесценный труд, за ясную и приятную речь, во время которой материал воспринимается очень хорошо и остается надолго. Спасибо за возможность задавать вам вопросы». Тут я сразу должен поблагодарить моих коллег, те, кто работают на интернет-радио, на сайте доктора Торсунова, итак вопрос: «я уже знаю, что задам их немало, начну с того, который связан с темой воспитания детей. В моем детстве, я воспитывалась всеми понемногу, так как мама устраивала свою жизнь со своим вторым мужем и не брала меня надолго к себе. В её воспитательных методах были наказания как физические, так и психические. Я испытывала насилие долгие годы, при этом никогда не позволяла себе огрызаться или плохо отвечать матери. Конечно, в душе росла большая обида, когда я выросла и глубоко занялась поиском ответов на вопросы о жизни, то задумалась, в чем же я так была виновата перед моей мамой в этой жизни или в прошлой, что она до сих пор относится ко мне с отторжением, с неуважением, а иногда даже с презрением. А мой вопрос: почему при всем моем искреннем желании научиться любить маму так, чтобы ей было хорошо, я не могу...». А! это вопрос!. «Мой вопрос – почему, при всем моем искреннем желании научиться любить маму, так, чтобы ей было хорошо, я не могу этого осуществить?. Какая форма общения вообще возможна с ней, учитывая, что именно я, а не она, делаю первый шаг к сближению и короткие оттепели всегда заканчивались, словно ни с того, ни с сего. В данный момент я уже полгода не общаюсь с мамой, потому что не знаю, что нести, ведь именно такая, какая она есть, не стремящаяся к материальной наживе, я ей не нравлюсь. Её раздражает, что я легко отдают людям то, что имею, что читаю духовную литературу, что веду сдержанный образ жизни, что до сих пор не вышла замуж, потому что не хотела выходить замуж за человека, которого не чувствую единомышленником. Я не общаюсь с мамой физически, но работаю над поиском моих ошибок, на тонком уровне прошу у мамы прощение, за то, что обвиняла её за то, что она не любит меня. Я осознаю, что делала ей больно. Что мне делать – попытаться сделать новый шаг навстречу к ней или отпустить все и довериться судьбе?»

01:12:58 Это большой вопрос, действительно, и, он отчасти только связан, скорее ответ на него отчасти только будет связан с темой нашего семинара о детстве, но я все-таки постараюсь на него ответить. Итак, человек в процессе своего развития, эмоционального развития, духовного развития, проходит определённые этапы, и в целом, есть две группы – или два больших периода, один заключает в себе этап получения или этап насыщения любовью, и второй, который связан с отдачей любви, со служением. И эти этапы, следующие, я упоминал о них, в связи с вопросом на прошлой лекции.

Первый этап развития до 7 лет - потребность в защите и любви

Первый этап, период до пяти лет, когда самая главная потребность наша, согласно ведическому знанию, опять-таки, это любовь и питание. Когда мы чувствуем, что самые две важные потребности, которые у нас есть на этом этапе жизни – выжить в этом мире, на самом деле, быть защищенным и накормленным. Получить любовь, безусловную, независимо от того, насколько я эффективен, знаю ли я государственный язык или иностранный, имею ли я образование или нет, могу ли я сам оправлять свои нужды или нет. Мы получаем любовь безусловную, и на основе этой любви безусловной любви, у нас рождается вера в себя, как тех, которые достойны любви независимо от того, что мы можем дать другим. Потому что такова особенность младенчества, что более беспомощные формы жизни трудно придумать, чем ребенок, который живет первый недели первой жизни. Ученые говорят о том, что у нас даже нет четко сфокусированного изображения, наши глаза не воспринимают формы в этот момент. А какой-то период жизни мы видим все перевернуто вверх ногами, кроме того, наша гортань, голосовые связки физически, физиологически не приспособлены к тому, чтобы вообще издавать какие-то членораздельные звуки, стало быть возможность коммуницировать, видеть людей, понимать их, поскольку мы не знаем языка того мира, и той страны, в которую приходит становится невозможным.

01:15:33 Более того, наше тело оно не управляемо, т.е. оно не в нашей компетенции, его функции не в нашей компетенции. Если бы взрослый человек сейчас бы представил, что он оказался в таком положении, и люди оказываются в таком положении, в связи с какой-то серьезной травмой, после аварии и так далее, то многие начинают подумывать о самоубийстве, поскольку состояние своей неэффективности, состояние своей беззащитности, с ощущением, что я в обузу, что такого меня любить не будут, оно доводит людей до идеи о суициде. Поэтому, это ощущение безусловной любви, оно... очень часто мы не имеем его в должной степени, потому что условия, в которых нас растили наши родители, воспитывали, часто не...( и философия как бы, культура, знания в обществе, в котором мы росли, будучи совсем маленькие, условия, в которых жили наши родители - все это.) не способствовало тому, чтобы мы получили все, что нам нужно на тот этап. Хотя нам нужно было не так уж много.

Второй этап развития от 7 до 14 лет - дружба и общение

01:16:49 Следующий этапом, с 5 до 14 лет, с семи примерно, 5-7 до 14 лет, это этап дружбы и общения. Многие матери совершают ошибку, отправляя своих детей в группы эстетического развития, различные детские сады, делая это слишком рано, на самом деле ребенок, не насытившись любовью, защитой, эмоциональном теплом матери, не может эффективно взаимодействовать с другими детьми. Точно также, как человека, у которого не развились мышцы или какие-то ткани его тела, он не может принимать на себя физическую нагрузку до определённого возраста. Итак, мы проходим этапы игр, развлечений, взаимодействия с другими, таким образом, учась радоваться жизни, учась очень большому, важному навыку в нашей жизни – правильно реагировать на свои ошибки. Потому что игры и общение или круг людей, детей, который нас окружают во время игр, создают эмоциональную безопасность, эмоциональный комфорт, для того, чтобы мы могли совершать ошибки, при этом, не принимая их слишком сильно на свой счет, потому что игра – это всегда коллективный процесс, и ошибки одного являются ошибками всех вместе, и победы и заслуги одного или нескольких также делятся на всех.

Третий этап развития с 14 лет до 21 года - выбор цели

01:18:21 После этапа с 7 до 14 наступает этап выбора цели и самое важное общение, которое мы здесь получаем, это общение с единомышленниками, люди пытаются понять, какие цели могут быть достигнуты и какие цели я бы хотел достигнуть в этой жизни, люди начинают общаться, согласно тому вкусу счастья, который они принесли из прошлой жизни, и пытаются развить его.

Четвертый этап развития с 21 года до 28 лет - самодостаточность

Следующий этап – это самодостаточность, этап, с 14 до, извиняюсь, с 21 года, до 28 лет, когда молодые люди, реализуя себя либо в духовной практике, либо в какой-то работе, в социальной деятельности, чувствуя свою абсолютную самостоятельность и самодостаточность, чувствуя, что для того, чтобы быть счастливым, им на данном этапе своей жизни не нужно ничего, кроме того, что уже дано ему судьбой и Богом. Того разума, тех навыков, тех рук, ног, физической силы, духовных качеств, которые начинают вскрываться и эмоциональных отношений близости, дружбы, которые сложились за предыдущий период. Затем наступают этапы, когда крайне необходимо построить очень близкие, сокровенные отношения с одним человеком, этот этап, он наш подъем в гору, когда мы больше получаем, чем отдаем, потихонечку заканчивается, мы приближаемся к вершине, и готовы теперь поднявшись на вершину, начать новый этап своей жизни, большой этап своей жизни – это этап служения, когда мы начинаем отдавать. И близкие отношения, супружество, является главным экзаменом, когда человек, учится отдавать так, как будто бы у него уже все есть, отдавай так, как будто бы у тебя уже все есть.

01:20:29 И потребность в этом, потребность в служении, она заложена в каждом из нас, в рамках семинара нашего очень важным знанием, очень важным, глубоким, важным знанием для нас является то, что по своей природе, каждый из нас, по своей духовной природе, природе своего сознания, тяготеет, имеет непреодолимое желание увидеть других живых существ, других людей счастливыми от нашего служения, в результате нашего служения. Т.е. стремления сделать других счастливыми, стремление служить, и на основе этой вечной потребности, вечной тяги, вечной природы, видеть близкого человека, и видеть других, счастливыми моим служением, каждый ребенок хочет порадовать свою мать, каждый ребенок, точно также как мать стремится к тому, чтобы отдать все самое лучшее своему ребенку. Каждая женщина стремится в глубине своей души, горячо желает, хотя проблема бывает в том, что не всегда знает, как об этом сказать или не всегда даже знает в какой форме это служение, эту любовь выразить, но имеет потребность служить любимому человеку. Каждый мужчина имеет потребность как проявлять свою любовь, тем, кто под его опекой, так и служить всем, кто стоит выше – старшим, духовному наставнику, старшим друзьям, родителям.

Развитие после 35 лет - служение

01:22:04 Оказывается, что в нашей природе, это не уничтожимое качество, оно не меняется с течением времени, оно не трансформируется никаким образом, оно просто направляется на разные объекты, на разные личности, на разных людей, которых мы, двигаясь в жизни, встречаем, с которыми как-то нас сталкивает судьба. Непреодолимое желание служить, но для того, чтобы прийти к этому уровню служения, начать служить – сначала одному человеку, следующий этап – после 35 лет появляется глубокая психологическая потребность служить тому-то, кто находится под твоей опекой – дети. В этом случае служить бескорыстно. Многие родители, конечно, становятся родителями, как таковыми, у них рождаются дети гораздо раньше этого возраста. Но, наверняка, те, кто меня сейчас слушает, согласится, что [есть] горячая потребность - в том, чтобы просто получать удовольствием от самой опеки, просто бескорыстно, не ожидая ничего взамен. Радость опеки кого-то, кто находится под твоим покровительством и защитой, радость, которая ничего общество не имеет с фразами типа «мы тебя растили-растили, мы тебя кормили - кормили». Когда родитель четко понимает, что это мое счастье - отдавать, поскольку у меня есть, что отдать и у меня не убудет, далее [возникает] – радость служить обществу, в котором человек живет, непосредственно обществу имеется в виду – община, приход, квартал, завод, не важно – той среде, в которой человек живет, служить другим.

01:23:51 И далее, на более поздних этапах жизни, посвятить себя служению миру. А еще больше, служению блага всех живых существ – служению Бога. Эти все потребности, невозможно реализовать, если мы не позволим себе получить то, что нам необходимо, что нам должно получить, подымаясь в эту горку отношений, на том этапе, когда мы должны получать любовь. Поэтому тот фактор, что женщина не строит личных отношений и посвятила свою жизнь служению другим, говорит о том, что на самом деле, надо очень серьезно задуматься, а есть ли действительно... есть ли это служение? И даже если оно есть, даже если люди признают это, достаточно ли оно оправдано, достаточно оно ценно? Стремление к служению нашей духовной природе, является нашей сутью, но в этом мире, где мы живем, для того, чтобы обеспечить это служение, для того, чтобы насытить его любовью, мы можем выполнять его только от полноты, когда мы обладаем чем-то, что мы можем дать. Мы так устроены. Ничего другого здесь изобрести нельзя. Поэтому... то, что у вас не строятся [ отношения] или вы считаете, что нет необходимости [строить] личную жизнь, на самом деле является следствием того, что нету насыщения или вы не даете себе права получать любовь, из тех источников, которые на определённых этапах жизни может быть не были доступны, поэтому вы находитесь в определённом дефиците вот этой энергии, витаминов, как говорят некоторые психологи, любви.

01:25:52 И получается замкнутый круг. Тяготея к матери, на самом деле движимая... женщина, движимая стремлением получить любовь от матери, в тоже самое время, считая себя недостойной этой любви, считая, что на самом деле я должна сама позаботится о своей матери. Хотя бы потому, что она отдала мне всю жизнь или она делала все, что могла или она сейчас старый и немощный человек и больной человек. Я, вместо того, чтобы получать эту любовь, опять начинаю делать попытки её давать, но давать может только тот человек, который получил. И получается замкнутый круг. Отказывая себе в общении с друзьями и времяпрепровождении, которое радовало бы вас, даже если...( Вот в вашем вопросе видно, что даже есть единомышленники, то есть какая-то концепция самосовершенствования и люди, с которыми вы двигаетесь по этому пути.) Но невозможно выжить на одном только, на одной только форме или прогрессировать на одной только форме отношения или на одной только форме любви и счастья в отношениях. Поэтому получается своего рода замкнутый цикл, женщина не развивается, отказывая себе просто во времени, для того чтобы получить другие виды любви, и из-за этого чувствует себя более истощенной эмоционально, чувствует этот дефицит, авитаминоз эмоциональный, и, в отчаянии пытается дать матери, что-то, в то время когда дать ей в этот момент нечего.

01:27:35 Поэтому, также как в практике безопасности пассажирских полетов на авиалиниях, когда пассажир поднимает на борт, экипаж, стюардессы проводят инструктаж на случай аварийной ситуации, и очень замечательным таким, на что стоило бы обратить внимание элементом является, когда в ситуации, инструктаж в ситуации, когда с самолетом произошла разгерметизация, больше в салоне самолета нет кислорода, то, выбрасываются кислородные маски и стюардессы дают строгую инструкцию – всем родителям, особенно матерям, сначала маска кислородная надевается на себя, потом на ребенка. И в данном случае роли немножко поменяны, но принцип остается тот же, сначала тот, кому пришло время получить или кто имеет право получить все эти виды счастья, заботы, опеки, любви, которые даются ему Богом, возможности получать их, он должен сначала получить их, а потом позаботиться о том, чтобы отремонтировать или залечить те раны, те шрамы, которые у него остались с прошлых этапов, в данном случае отношения с матерью. Поэтому, только став счастливой во всех остальных доступных вам видах отношений, то есть отношения с друзьями, отношения с единомышленниками, самодостаточность. (Самодостаточность женщины развивается тогда, когда она получает внимание мужчин, при этом не чувствет себя обязанной за эту заботу.)

01:29:35 И наконец, когда она получает любовь близкого человека, при этом не чувствует себя обязанной, когда отношения развиваются естественно из потребности отдавать, потому что накопилось уже так много, что куда-то надо девать. Только в этом случае женщина становится квалифицированной к тому, чтобы глубоко и серьезно решать проблемы со своей... отношения со своей мамой. В противном случае может получаться опять же циклический эффект может приводить еще к большим страданиям. Когда оба человека – мать и дочь стремятся друг к другу, но каждая встреча заканчивается либо оскорблениями либо слезами с той или иной стороны. Поэтому, вопрос в целом не совсем относится, не только относится к теме нашего текущего семинара «Дети с небес», но ответ на него я думаю, может оказаться всем, в том числе и в том, чтобы понять темы, которые рассматриваем. В этой связи, сама потребность в родительстве, естественность родительства, бескорыстность родительства, она объясняется именно через этот феномен. Феномен необходимости получения всех видов любви, для того чтобы начать её отдавать. Сама потребность давать любовь и служить, служение своё - она находится глубоко и неуничтожима в нашей природе, но условия, чтобы проявлять её здесь, проявлять эту любовь, служения, обеспечивается, прежде всего, тем, что мы учимся как давать любовь, получая её на протяжении четверти своей жизни в разных формах.

01:31:27 Поэтому секрет состоит в том, что если отношения трудно построить отношения к детьми, то, прежде всего обратите внимание на себя, действительно, насколько вы сами счастливый ребенок?, насколько вы… провести инвентаризацию тех витаминов или витаминов счастья, которые мы должны были получить, но по тем или иным причинам не получили. И рассматривать, «закрывать дело» за давностью лет является крайне опасным. Если мы считаем, что мы не в праве проводить время ив играх, или просто в легком общении, в котором мы просто вместе играем с людьми, я не знаю...в волейбол или в лото или отправляемся на байдарках вниз к какой-нибудь реке, в той местности, где мы живем... просто чтобы вместе эмоционально общаться, и делать что-то, во взаимодействии с другими людьми, которые благоприятно к нам расположены, и если мы считаем, что наш возраст уже не подходящ для этого, то мы тем самым, фактически, поезд своего духовного развития ставим на тупиковый запасной путь.

01:32:48 Поэтому, какой бы дефицит видов счастья мы не обнаружили в своей жизни, мы должны постараться восстановить его, преодолев эту склонность считать, что есть вещи, которые не своевременны. Быть любимым – всегда своевременно, для того, чтобы однажды человек мог получить величайшее счастье, величайшую возможность любить и служить другим. Поэтому, иногда в консультативной практике люди задают вопрос, «почему у меня нет желания иметь детей?», скажем, возраст уже, женщины пишут о том, что возраст дает о себе знать, что врачи настороженно предупреждают о том, что промедление может закончиться полной невозможностью иметь детей, но при этом есть известный страх или даже не желание, беспокойство о том, что мне нечего будет дать ребенку. И в особенности, в замешательстве оказывается женщины, которые достаточно благополучны, которые на самом деле, даже без поддержки супруга, могли бы родить ребенка и уже бы на протяжении нескольких лет, много лет назад, но при этом, всё равно не могут решиться на это, потому что их преследуют ощущения, что они не смогут быть хорошими матерями.

01:34:14 Вот, категория «быть хорошей матерью» на самом деле, лишь незначительной частью связана с природой, внутренней природой глубокой или, как принято говорить, кармой женщины в большей степени. Ощущения неспособности дать ребенку связано с тем, что не было получены в положенный срок вот эти виды как - бы «витаминов любви», виды счастья, в которх каждый человек испытывает глубокую потребность. Испытывает потребность не для того, чтобы эгоистично объедаться этими видами любви, а для того, чтобы двигаться дальше и испытать еще большее счастье, счастье давать кому-то любовь.

Вопрос про учебу в школе

01:34:59 Может быть есть еще вопросы, у нас есть немножко времени?. «Добрый вечер, Руслан. Как надо объяснить ребенку, что надо учиться в школе. Сыну 14 лет, он, и многие его одногодки, совершенно не уважают многих учителей, ему в школе совершенно не интересно. Он объясняет, что для него оценка не главное, главное, что он знает предмет, поведение в школе хорошее, учителя его ценят, как интеллигентного, отзывчивого ребенка. Интеллект у него хорошо развит, с шести лет, с большой охотой занимается шахматами, в школе он просто подавлен, там он не раскрывается, как ему помочь? Большое вам спасибо. Оксана». Мне, чтобы ответить на этот вопрос, мне, наверное, все-таки придется провести с вами еще десять вечеров у микрофона, потому что цикл нашей лекций состоит из 12 лекций, сегодня вторая, и все они направлены на то, чтобы именно эту проблему решить – как помочь ребенку, человеку, который пришел в нашу жизнь, как ребенок, помочь ему жить в этом мире счастливо, с пониманием того, для чего предназначена его жизнь и испытывая счастье от движения и развития в этой жизни. Но, в рамках сегодняшней лекции могу сказать, что, на самом деле, тенденция родителей сейчас состоит в том, чтобы дать своим детям как можно больше. И современные технологии, лучшие заработки, лучший режим пересечения границ и оформление виз, действительно раскрывает очень многие возможности перед нашими детьми. Те возможности, которые нам, как принято говорить, даже и не снились.

01:37:24 Но, необходимо помнить одну формулу – что дать больше, не всегда означает дать то, что нужно. Как я уже говорил, в прошлой лекции, существует несколько видов служения, служение это наша естественная природа, мы хотим того, кого мы любим, сделать счастливым, мы хотим служить ему. Но, очень часто мы это делаем, исходя из своего понимания счастья. Не пытаясь, стать на позиции, не допуская даже, что могут быть какие-то очень отличные от нашей позиции взгляды на вещи, взгляды и позиции своего ребенка. Так действует эгоизм, мы предлагаем ему то, что на самом деле хотели бы получить в 14 лет. И, многим родителям сейчас кажется, что в связи с возможностями сейчас, который открывает мир, которые открывает система образования, которые открывает современные коммуникации и современные условия в целом для ребенка, что их обязательно нужно использовать просто, потому что мы жили в совсем другой среде, в режиме, как раньше говорили железного занавеса, что о том, чтобы работать, или даже учиться за границей в самых престижных и самых перспективных учебных заведениях, о том, чтобы получить возможность жить и работать в любой стране по нашему выбору, это просто было из разряда фантастики для нас. И сейчас, мы пытаемся реализовать часто свои собственные нереализованные идеи и желания, пытаемся реализовать через своих собственных детей. И в этом смысле у нас появляется желание объяснить ребенку, что надо учиться в школе, но... В ней действительно нужно учиться, но, мы стараемся дать детям по принципу «Лиса и журавль», мы пытаемся дать то, чего сами считали бы очень хорошим. Поэтому, мы лисе – своему ребенку – лисе мы наливаем большой высокий кувшин, то, что хотели бы есть сами, и потом удивляемся, почему ребенку это неприемлемо, почему он не может почувствовать к этому вкус.

01:40:04 Поэтому, я не стану утверждать, что ваш ребенок относится к категории индиго или, что он пришел с каких-то очень высоких сфер этой вселенной, с высших планет, (что между тем не исключено). Но... Попробуйте понять такую вещь, что эти дети сюда приходят зачем-то, что они не способны как бы описать, произносить в слух. Единственное... им очень сложно понять, без должного руководства и должной поддержки, без должного общения, за чем именно они пришли, потому что память не хранит, наша память не хранит прямых оттисков и впечатлений прошлых жизней, и тех целей, которые мы ставили, но они очень легко... и дети теперешние дети они очень легко, легко и быстро определяют, что им НЕ нужно, они легко и быстро определяют, зачем они сюда НЕ пришли, сто процентов. И, увы, но многие из них... для многих из них наши ценности кажутся просто пародией на ценности, просто такой... бездарной карикатурой на ценности. Поэтому, когда вы даже если вы станете или мы станем объяснять хором, вместе с вами этому ребенку, зачем он должен учиться, прославляя и рекламируя, афишируя все те бонусы, преимущества, которые сейчас раскрываются перед человеком, если он имеет образования... То если посмотреть на это с точки зрения многих детей, которые сюда пришли из таких сфер, из таких областей вселенной, в которых те виды наслаждения, которые имеем здесь мы и те виды совершенствий, те виды достижений, которые имеем мы здесь, они, в общем, то, я даже не знаю, каким бы словом они это названии, если бы пришли сюда... :)

01:42:28 Поэтому мы не можем навязать им наши ценности, потому что сюда приходят живые существа с, гораздо более высших, развитых сфер вселенной, это один фактор. Второй - то, что в силу своей чувствительности, дети сейчас склонны больше к сопротивлению и противостоянию, если они чувствуют, что основные их потребности не удовлетворены. Если родители не гармоничны и даже не пытаются, в силу своего эгоизма или каких-то своих собственных ожиданий от ребенка, не пытаются, настроится на мою настоящую природу, просто воспринимают меня так, как хотели бы воспринимать себя, в теле 14-летнего ребенка, вот на этом этапе развития общества, или деградации общества в 2007 году, в январе – феврале месяце. Поэтому мы будем глубже рассматривать эту тему взаимодействия, но как уже в подтеме сегодняшней беседе говорится, одной любви мало, мало хотеть накормить лису, если вы журавль то вам очень важно понять, что то, что для вас удобно и вкусно, может быть совершено неподходяще и неприемлемо для лисы, пришедшей к вам в гости, т.е. для ребенка, который пришел в вашу семью, в вашу жизнь... наши ценности вас и учителей, даже если они оценивают, то, как интеллигентного и отзывчивого ребенка, тем не менее, он не обязан в знак признательности за то, что его ценят как «интеллигентного и отзывчивого ребенка», не обязан принимать наши ценности, вот в чем, вот в чем вопрос. Поэтому, отчасти ответ будет дан еще в десяти лекциях в перспективе, более полный ответ, но так бы вот я хотел ответить сейчас на этот вопрос.

01:44:34 Может быть еще один вопрос. Отчасти, ответом еще на этот, заданный вами вопрос является мысль о том, что просто нужно расширить нам, как родителям, свой спектр понимания счастья, пусть даже теоретически, пусть даже в нас по-прежнему, в нас глубоко дремлет или бьется наружу мечта пожить за границей, увидеть мир, попутешествовать, все те ценности, которые для нас казались недосягаемыми прежде, но приняв, хотя бы теоретически, что на самом деле, могут быть здесь, прямо с нами в одной квартире жить живые существа, которые такое видели и такое пережили, что на этом фоне, для них поездка на какие-нибудь тихоокеанские острова или приобретение двухэтажного особняка в Подмосковье является просто насмешкой.

Вопросы не по теме

01:45:50 «Здравствуйте, уже..», это следующий вопрос я читаю, «Здравствуйте, уже возраст большой, ребенок вырос, мужа так и нет. Хотя я положительная, все умею делать, правда, что делать, не знаю». Наверное, мне придется этот вопрос оставить на будущее, поскольку кроме как «ребенок вырос», к нашему семинару здесь… я, как бы, понимаю вашу проблему, и понимаю то, о чем вы спрашиваете, я все-таки должен придерживаться формата и темы нашего семинара. Поэтому, вы можете, прислать этот вопрос, может быть отдельно в переписке, в скайпе или на имейл. Мои данные, я думаю, появятся... или есть, на сайте доктора Торсунова. Поэтому мы отложим ответ на этот вопрос, может быть до следующих семинаров, касающихся семейных отношений. По крайней мере, как экспресс ответ, я бы мог вам посоветовать, очень настоятельно, послушать лекции доктора Торсунова, Олега Геннадиевича « секреты гармонии в семье». Они, возможно, транслируются тоже в интернет-радио на сайте, либо есть в архивах сайта.

01:47:42 «Здравствуйте, Яна, на прошлой лекции, 24.01 говорилось о душах, приходящих с высших планет на землю, так как духовный прогресс на земле возможен более быстрый. Возможно ли узнать, почему это так. Спасибо». Ну, в начале лекции я постарался вам, немножко неуклюже, но описать то, что космопологическую концепцию вед того, что происходит во вселенной. Но, вкратце это можно было бы одной фразой охарактеризовать так – «из каждого правила всегда есть исключения» или «исключения подтверждает правило». Поэтому, не смотря на то, что век, в который мы живем по веем своим данным является веком раздора, раздоров, конфликтов, противостояний, ссор, в семьях, между любьдми, между нациями, конфликтов человека с самим собой, тем не менее, вот, есть такое, есть такое знание, есть люди, которые распространяют такой знание, и есть такой сайт три даблю, торсунов ру, где люди получают ведическое знание вопреки того, что по расписанию этого знания сейчас здесь не должно быть. Поэтому это особенное проявление милости Божественной, так говорят веды, что своего рода амнистия, когда правители, императоры, цари в честь больших праздников или в честь больших побед объявляли освобождение тем людям, которые находились в заключении, вот что-то похожее сейчас происходит во вселенной. Что даже те, кто не заслуживает этой амнистии, чей срок заключения должен был длиться сотни и сотни, тысячи лет, здесь, в материальном мире, открывается потрясающая возможность, для того чтобы прогрессировать и часть детей, которая приходит сюда, приходит для того, чтобы прогрессировать, т.е. они приходят с такими уже целями, часть детей приходит сюда, для того чтобы дать нам возможность прогрессировать, это те души, которые достигли совершенства. И приходят только по одной причине - из сострадания к нам, но небольшая часть приходит, чтобы добавить остроты процессу. Надеюсь, это отвечает на ваш вопрос. Но более подробное объяснение этого вы также можете более научное, глубокое в лекциях доктора Торсунова «законы кармы», « качества характера» достаточно глубоко раскрывается этот вопрос. Спасибо за вопрос.

01:50:47 Дополнение ко второму вопросу еще есть. «Спасибо, да, все это правда, и прекрасно понимаю, но ведь с директором в школе об этом не поговоришь. Оксана». Оксана задавала вопрос про ребенка 14-ти лет. Действительно, о чем поговорить, опять-таки, я должен попросить вас определённого терпения, о чем поговорить и как с директором поговорить и надо ли говорить я как раз хотел бы об этом подробно и спокойно и глубоко поговорить с вами в последующих лекциях, но, скажу только, что среди главных методов позитивного родительства и покровительства своим детям, защита и понимание их, является защита их от опасных, так скажем, одноклассников и бездарных учителей. Увы, профессия учителя очень возвышенна, но иногда учитель не может проявить свои качества в силу тех условий – социальных или административных, в которых он находится, а иногда просто, этот человек, как принято говорить, может быть несколько не на своем месте. Поэтому обязанности родителей обеспечить ту среду и тех наставников, которые бы соответствовали максимально природе ребенка. И не желая вас как бы обязать, или вызвать чувство вины я вот так хотел бы ответить на ваш вопрос. Но как это сделать и как найти эту среду, таких наставников и окружения, об этом мы будем говорить в последующих лекциях. Спасибо за вопросы, наше время в эфире истекло. Всего хорошего, спасибо организаторам интернет-радио и доктору Олегу Геннадиевичу Торсунову за возможность общаться с вами. Всего хорошего, до встречи в следующую среду!

транскрибирование: Алексей Гнилицкий | Киев | Украина | 03 июня 2010