Типы интеллекта детей

Аюрведа радио - 07 March 2007
Различные типы интелекта Академический. Эмоциональный тип. Физический тип. Творческий тип. Художественный тип. Мудрый тип. Интуитивный тип. Тип "Особый талант". Почему нельзя сравнивать детей? Принцип позитивного родительства " Ты можешь ошибаться". Особенность психики ребенка до 9-ти лет. Почему нельзя физически наказывать детей? Почему дети не признают свою вину? Как развить в ребенке ответственность за свои ошибки? Важность неоднократного повторения в воспитании ребенка. Обучение ребенка исправлению ошибок на личном примере.
запись эфира для начинающих из раздела «Воспитание ребенка» со сложностью восприятия: 3
длительность: 01:46:30 | качество: mp3 24kB/s 18 Mb | прослушано: 5629 | скачано: 8667 | избрано: 170
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01 Добрый вечер. Добрый вечер дорогие слушатели. Снова рад вас приветствовать на цифровых волнах интернет-радио. Приветствую всех участников семинара «12 ступенек в небо». Ваши вопросы можно присылать на протяжении всей лекции. Поскольку в конце прошлой лекции вопросов не было, возможно они появились сейчас.

00:00:30 Сегодня мы продолжаем тему «Ты можешь ошибаться», точнее тему, которая предыдущая, не была закончена. Тема называлась « Ты можешь быть другим». Я напомню кратко, что мы говорили с вами о различных типах темперамента детей, связанных с влиянием элемента огня, земли, воздуха и воды. Также говорили о различных физических типах тела. И сегодня начнем беседу о такой категории, как типы интеллекта.

00:01:17 Существует в мире, по-прежнему, (уже на протяжении многих лет, существует) такая практика, как оценка интеллектуального уровня или IQ, людей и детей в частности, которые на самом деле не адаптированы, можно сказать, к реальному положению вещей, к природе детей, к различиям в природе. В частности, девочки всегда показывают, большая часть случаев, показывают меньший результат, меньшие показатели в этих тестах. На самом деле для того, чтобы мотивировать ребенка, для того, чтобы сотрудничать, для того, чтобы отношения были гармоничными необходимо, прежде чем отказаться от своей картины восприятия ребенка. Это очень трудно, поскольку она навязывается целой, можно сказать, системой впечатлений, системой ценностей, которая сформировывается нашей жизнью. Мы делаем часто неправильные выводы. Когда мы делаем неправильные выводы, в отношении природы ребенка, то у нас складывается такое впечатление, что с ребенком что-то не так. В действительности это не так. Выражается в том, что он просто не такой, как мы. Об этом мы говорили во время прошлой беседы.

00:02:54 И для самой, один из самых… это суть, суть принципа «ты можешь быть другим». Если в развернутом виде, этот принцип звучал бы так: «Ты можешь быть непохож на своих родителей, ты можешь быть непохож на своих братьев и сестер, ты можешь совершенно быть непохож на своих одноклассников. Ты можешь быть тем, кто ты есть. Маленьким человеком, имеющим уникальную природу»

Различные типы интелекта. Академический

00:03:30 Итак, типы интеллекта. Рассмотрим их сейчас. Первый тип – академический. Чем отличаются эти дети? Они очень хорошо учатся. Учатся, учатся, учатся… Вы знаете, вам знаком такой тип. Это люди, которые могут на протяжении всей жизни учиться, и когда они вдруг решают заняться какой-то практической деятельностью, приходят на предприятие или в какой-то офис, они вдруг понимают, что для того, чтобы быть эффективными здесь, поскольку время прошло, изменились определённые стандарты, необходим апгрейд, они решают, что им надо ещё чуть-чуть подучиться. Начинают новый этап. Они очень хорошо запоминают и повторяют, это естественно для них. К сожалению, не обязательно могут использовать то, что запомнили и повторили, они просто могут это повторить для кого-то еще. Они способны думать, анализировать, размышлять глубоко. Этих детей особенно стимулирует чтение, писание, слушание лекций. В этом смысле родители их, могут стать их спонсорами для того, чтобы они продолжали свою учебу. Дело в том, что я не хотел бы представить так, что дети с академическим типом интеллекта, они должны на протяжении всей жизни только учиться, и они, как бы, не способны ни заводить семью, ни проявлять себя как-то в обществе или заниматься духовной практикой. Просто тогда, когда это, их первоочередная, можно сказать, способность, или склонность удовлетворена вполне, только тогда можно говорить о том, чтобы расширять свои навыки, способности и сферы деятельности. Но ожидать, что они также успешны будут, например, в спорте, в отношениях с людьми, в художественной сфере, творческой сфере, или у них будет глубокое понимание духовных вещей было бы не совсем правильно, потому что это придает специфику природе ребенка, то, что он относится к этому всему.

Эмоциональный тип

00:05:42 Следующий тип – это эмоциональный тип. Они умеют создавать и поддерживать здоровые отношения, понимают других, понимают очень глубоко, понимают мысли и чувства людей. Способны коммутировать и сочувствовать одинаково хорошо, как дома, так и на работе. Им везет на работе. У этих людей обычно хорошие отношения, и поэтому перед ними открывают, у них много друзей, много поддержки, для них открываются большие возможности для движения в русле своего социального статуса. Также этот тип интеллекта, назовем его так, эмоциональный, дает возможность управлять своими глубокими чувствами и желаниями, и проявлять их правильно. Какова роль родителей в воспитании такого ребенка? В первую очередь вам нужно дать возможность быть в обществе, и самим развивать способность коммуницировать. Быть в обществе и самим развивать способность коммуницировать этим детям, самим налаживать и поддерживать здоровые отношения.

Физический тип

00:07:00 Третий тип – это физический тип. Эти дети успешны в спорте обычно, и всегда пребывают в хорошей форме. Здоровы, витальные, сильны. Они инстинктивно тяготеют к физическим нагрузкам и хорошему питанию, качественному питанию. Поэтому, одной из главных фигур в жизни такого ребенка является тренер-специалист. Очень важен наставник, который бы помогал развиваться этому ребенку и достигать успехов в сфере спорта и физической культуры должным образом. Врожденные способности этих детей развиваются главным образом, это важно знать, в соперничестве, в конкуренции и соперничестве. Здоровом, разумеется, соперничестве. Они очень нуждаются, гораздо больше, чем другие дети, они нуждаются в похвале, для развития самоуважения. Хотят хорошо выглядеть и хорошо себя чувствовать. Чаще всего этот тип детей, он не склонен не просто к достижению, но они также понимают баланс между спортивными достижениями и здоровьем. Стало быть, и сами, как тренера, и как люди, способные обучать других детей в перспективе, и они очень ценны. Для них очень важно осознать своё тело и четко знать его нужды. Это такая жизнеобильность, витальность. Она очень сильно помогает им в жизни. Поэтому, для родителей задачей номер один, пожалуй, не всегда легкой задачей, является найти тренера. Надо искать человека, который был бы квалифицирован, с большим опытом. Который был бы не только спортсменом, но также имел и глубокие энергетические данные.

Творческий тип

00:09:11 Следующий тип интеллекта – это творческий интеллект. Сильное воображение отличает этих детей. Это часто можно заметить, наблюдая за ними, поскольку они могут играть какими-нибудь деревянными кубиками часами, или совершенно невыразительными куклами. У них, часто у них есть воображаемые друзья. То есть, у них есть друг, с которым они общаются, которого они знают, как зовут, время от времени к ним приходит. И самое интересное, что это общение для них очень реально. Что-то вроде детского персонного персонажа, двух детских персонажей, такие отношения, как Малыш и Карлсон. Чтение рассказов очень стимулирует их воображение. Детали, когда описывается место, персонажи. Чрезмерное увлечение телевизором и компьютерами блокирует их воображение. То есть, впечатления извне препятствуют тому, чтобы ребенок мог фантазировать и создавать те образы, которые он хотел бы создавать. Удачлив там, где другие терпят неудачу, поскольку видят все под другим углом зрения, несколько другим углом, необычным углом зрения, я бы сказал. Успешны порой в жизни бывают даже не имея образования. Часто это люди, которые достигли в жизни большого успеха, хотя в детстве имели статус законченных двоечников. Успешней, удачливей, если делают какое-то своё дело, нежели следуют общему потоку. Нередко эти дети левши. Со стороны самая важная мера в воспитании этих детей – это поддержка и защита их от рутины.

00:11:30 Конечно же, в отношении детей творческого типа интеллекта может остро стать вопрос выбора школы, или вообще посещение школы, насколько, они будут настолько уникальны, что могут не вписаться в ту среду и общие программы, общие стандарты. И если у родителей нету другого выхода и ребенок, как это обычно бывает, должен посещать ту школу, которая находится просто вблизи дома, или нет возможности родителям найти что-то подходящее для них, то есть то, где среда была бы более гармонична типу темпераменту этого ребенка, то по крайней мере не должно быть очень больших ожиданий от того, что этот ребенок получит большой вкус к учебе, будет стремиться к результатам или к оценкам, будет внимателен на уроках. Это вовсе не связано с его недоразвитостью, как иногда родители полагают, что если ребенок не может концентрироваться, значит это проблема его психики, какая-то ущербность в его природе. На самом деле мечтательность, рассеяность. Часто такие дети оказываются, чаще, чем другие дети, такие дети оказываются в кабинетах школьных психологов. Поэтому поддержка и защита от рутины – самый важный фактор воспитания этих детей.

Художественный тип

00:13:02 Следующий тип – художественный тип. Эти дети любят петь. Это проявляется с самого детства. Рисовать, моделировать, писать, любят выступать. Сценическая деятельность интересна им. Любят романтическое, иногда юмористическое. Мальчишки иногда мечтают быть клоунами, или девчонки артистками. И для этого дать должную поддержку детям этого типа тоже нелегко, но в этом состоит подвиг, определённый подвиг жизненный родителей. Дело в том что они больше всего нуждаются в общении со сложившимися талантливыми людьми. И поэтому, если они общаются с другими, или другого типа, не столь утонченными, то они не получают необходимой поддержки родителей. Самое, можно сказать, яркое проявление любви к такому ребенку было бы помочь ему воплотить свою мечту, и взрастить свой талант и художественные способности. Постоянное приободрение и похвала от взрослых. Некоторые родители могут сказать, что «У нас нет таких связей, для того, чтобы мы могли. Мы сами не принадлежим к кругу людей искусства, или людей талантливых. У нас нет контактов, чтобы ребенок мог получить должную поддержку». Но на самом деле, даже в такой ситуации устраивание на праздники маленьких детских концертов, устраивание выставок в тех выставок по возможности дома, в школе, если педагоги замечают такое проявление в природе ребенка, выставок его рисунков. Возможность для ребенка драматическую студию или другие кружки, которые помогли развивать ему талант.

00:15:29 Со временем, когда он станет взрослее, самостоятельнее, если он будет видеть, что рядом есть два сильных взрослых человека, которых, хотя и сами не имеют очень большого вкуса к сфере, связанной с искусствами, тем не менее они верят в него. Верят в то, что его мечта сбудется и воплотится, даже, пожалуй, важнее, чем сами усилия. Такая похожая история, как бы отношений отца и сына, который отец в одном из фильмов о знаменитом артисте балета, английском артисте балета. Было показано по телевидению. Случилось так, что мальчик рос в семье шахтера, где мать умерла, и отец, помимо работы на шахте, он увлекался боксом. И как часто в этих семьях, от сыновей ожидают, определённого участия, преемственности, значит, когда они перейдут, пойдут этим же путем. По крайней мере, более или менее мужским путем, понятным отцу. И в самой этой истории, которая автобиографична, очень много таких драматических моментов, когда отцу вдруг приходилось осознать, насколько сильно влияние его эго на понимание природы своего ребенка, в том, что вначале это вызывало гнев, когда он видел, что мальчик вбегает в боксерский зал на ринг, в спортивный зал, который был в городе, в общественный спортивный зал, одевает самодельную пачку и начинает танцевать. Поэтому, независимо от того, насколько наша природа отличается от природы ребенка, очень большим подарком, очень большим проявлением любви является дать ему не то, что мы хотели бы сами получить, а то, что нужно ребенку согласно его природе.

Мудрый тип

00:17:48 Следующая категория достаточно также интересна. Называется мудрые. Эти дети скучают от долгих интеллектуальных презентаций, от долгих разговоров. Они хотят получать только практическое знание. Такие люди крайне ценны сегодня, потому что поток информации, можно сказать, зверский. И в школе этот ребенок очень часто с возмущением говорит своим учителям: «Ну зачем мне это нужно?» Они очень с большим трудом усваивают нефункциональную информацию. То есть, если он не видит её практического применения для самого себя, или для того, чтобы передать её другим людям, которые могли бы её использовать, они блокируют, они не могут изучать эту информацию. В тоже время они чувствуют себя стабильно, и совершенно не хотят учить то, что устарело. В отношении этих людей очень точным, как бы, описанием и их пониманием вещей, отношение к знанию может быть ведический афоризм, в котором говорится, что веды бескрайни, даже в отношении ведического… Веды безграничны, а жизнь человека коротка. Она ограничена. Поэтому человек должен выбирать только самую суть, только самую суть ведического знания. И поэтому очень часто такие дети, когда они вырастают, привлекаются такими квинтенсенционными трудами, писаниями, ведическими как Шримад-Бхагаватам, которые называются на санскрите веданты. То есть, полное завершение, или сливки всех вед. Родители могут оказать наибольшую поддержку детям такого типа, если в семье, в режиме каждого дня регулярно спланированы занятия, и в то же время ребенку дана определённая свобода действий.

Интуитивный тип

00:20:10 И последний из общей группы типов. Называется интуитивный. Эти дети знают, не изучая. Родителям, которые учились благодаря своей усидчивости, настойчивости, терпению, очень трудно принять, очень трудно поверить в то, что ребенок может что-то знать, ответить достаточно успешно в школе, не прилагая больших усилий. И они ложно начинают думать, что… и тогда ложная, превратная картина складывается, что вот он, даже не изучая, так много знает, и чтобы было, если бы он ещё посидел часик-другой и поизучал, насколько бы больше он знал. Но человек, который может посидеть часик-другой поизучать, относится к совсем другому типу, о котором мы говорили в самом начале, это академический тип. Требовать, чтобы ребенок вдруг, просто по воле родителей, изменился от одного типа к другому, это все равно, что требовать от мужчины, чтобы он забеременел и родил ребенка. Еще одно отличительное качество интуитивного типа, это то, что они очень духовно направлены. То есть, их счастье связано с духовной практикой. Часто, достаточно им прочитать несколько предложений из книги, они понимают и делают выводы. Этому не стоит удивляться. Их не принимают во внимание чаще всего, и поэтому, как говорят подростки, школа отдыхает. Академические достижения для них совершенно не важны.

00:22:04 Самым разрушительным для этих детей является телевизор и компьютер. Книги и личные контакты – это то, что помогает им раскрыть свою природу. Со стороны родителей проявление заботы, проявление поддержки, любви может выражаться в том, чтобы оценить их интуитивные способности. Я не скажу, что они знают своим чувством что им нужно, поверить в это хотя бы, принять это, что такое возможно. Не смотря на то, что в нашей природе, как родителей, мы не чувствовали, никогда не испытывали таких способностей.

Тип "Особый талант"

00:22:56 И наконец, есть одна дополнительная категория. Называется, эту категорию условно можно было назвать особый талант. У этих детей выражен один из видов интеллекта особенно сильно, поэтому они нуждаются в особой заботе и поддержке. Они не должны останавливаться, иначе теряют мотивацию и скучают. Страх неудач может сдержать их овладение новыми навыками, то есть нового вида интеллекта. То, что ребенок имеет, как я в начале говорил, предрасположенность к одному типу характера или виду интеллекта, но с течением жизни, когда он полностью почувствовал, получил поддержку со стороны взрослых, он начинает развивать другие цели, другие виды проявления интеллекта и характера. Но в случае с детьми особый талант, который к этой категории относится, часто получается так, что и родители, видя, насколько ярко проявлен этот талант, насколько дети сами не хотят, кажется, не хотят проявлять и развиваться в других сферах. Например, мальчик очень талантлив, он играет на скрипке, и родителя, видя, насколько он талантлив, дают возможность ему развивать, дают ему поддержку, так как и говорилось вначале, но вместе с этим акцент на этом становится настолько большой, что возможность развиваться в других сферах для них не является для них реальным, то есть, недоступным. Недоступно то общение, то знание, которое помогло бы развить в себе остальные навыки и способности.

00:25:09 Для того, чтобы вести счастливую и наполненную жизнь, эти дети, одаренные дети, особенный талант, они должны получать постоянную поддержку и для того чтобы они могли развить свой, своё особенное проявление таланта и иметь смелость для того чтобы взяться, как бы за другие сферы отношений и деятельности. В противном случае происходит так, что чем более человек перфектен, чем более он безупречен в своей деятельности, в той, в которой он особенно талантлив, тем больше у него страх сделать шаг и действовать в той сфере, где он может потерпеть неудачу. И это происходит от того, что родители особенно восхищаются вот этим его проявлением таланта, если он сделает что-то, в чем он не так искушен, то в лучшем случае он, в лучшем случае он не получит того признания, которое получает в своей сфере особенного таланта. И может быть даже увидит на лицах взрослых неудовлетворение и прозвучит что-то вроде фразы: «Нет, ты уж лучше играй на скрипке». И самый большой страх для детей категории особенный талант состоит в том, что они, если боятся, что если я не буду лучший, то я потеряю любовь близких.

00:26:54 Поэтому часто у одаренных людей возникают проблемы и в социальной сфере и в том, чтобы как-то практическую сторону жизни сбалансировать, стабилизировать. И в семейных отношениях, поскольку это тоже неизведанное, непонятная сфера для этих детей, поскольку родители очень сильно концентрировались на только одной, они тем самым, одной сферой его таланта, они тем самым делали его беспомощным в других сферах. Это выражалось в том, что ребенок учился в музыкальной школе, после школы он играл на скрипке. После того, как он достигал какого-то уровня, он выступал, ехал на конкурсы молодых исполнителей. Возвратившись, ему ставили новые высоты, устанавливали новые высоты для достижения, определённое стремление к престижу и призывали самих преподавателей талантливого ребенка также провоцировать на это, для того чтобы, ну условно говоря, за его счет подымать свой статус, подымать свою репутацию. Вещи эти приводят к тому, что слишком стимулируемый поддержкой и воодушевлением в одной сфере, ребенок переживает большой страх для того, чтобы сделать шаг за пределы этого круга и заняться деятельностью, которая не связанна с его особенным талантом.

00:28:26 Какова роль родителей? Главная роль родителей? В поддержке, воспитании и проявлении любви для этих детей. Побуждать развиваться в других сферах. Даже если у него есть этот талант, нельзя, грубо говоря, садится верхом на эту способность, поднимать свой престиж, как родители поднимают престиж преподавателей, а давать возможность им развиваться в других сферах, дав ему, тем самым, определённый опыт, что чтобы быть любимым, необязательно быть лучшим.

Почему нельзя сравнивать детей?

00:29:02 И в завершение этой темы, как итог темы о принципах, беседе о принципе «ты можешь быть другим». Я бы хотел вкратце выразить правило, которое следует, которым нам необходимо следовать в связи с этим принципом. Не сравнивать детей. Не сравнивать детей. Самый большой вред. Человек теряет свою личность. Человек превращается в завистливую личность. То есть, стремится к тем успехам, которых достигли другие, при этом, даже не осознавая, что достижение этих успехов, в силу того, что его природа совершенно другая, никогда не принесет ему счастья. В этом секрет той проблемы, что… для решения проблемы, что многие люди, даже на протяжении нескольких десятков своих жизней, при этом так и не могут найти то место, ту сферу деятельности, в которой бы они могли себя проявить.

00:30:13 Мы также с вами говорили о различиях в скорости обучения. Я вкратце напомню, что дети делятся на… условно на три категории: бегуны, пешеходы и прыгуны. Категория бегуны – это дети, которые моментально, едва столкнувшись с какой-то сферой деятельности, с какой-то темой для обретения навыков, они обретают их в очень короткий срок, очень быстро набирают опыт, и такое впечатление, что они это делали когда-то прежде. Вторая категория, пешеходы – это те дети, которые, можно сказать, начинают на чистом листе. То есть, чем больше усилия они в обучении прилагают, тем больше успеха они достигают. Поэтому всегда обучать таких детей, кажется, особенным [неразборчиво] в том, что очевиден собственный вклад в его достижения в его совершении. И третья категория – это дети, так называемые прыгуны. То есть, это дети с минус- судьбой. То есть, есть определённая негативная судьба, которая, несмотря на то, что прилагаются усилия, она не дает моментальных результатов. В целом это можно сравнить… такой пример привести, что если вы ставите на газ, на плиту ставите чайник, полный горячей воды, то он может закипеть через минуту. То есть, другими словами, кто-то его уже нагрел прежде, или газовая колонка или система снабжения горячей водой, и поэтому результат моментален. То есть, есть предыдущий, как бы задел, предыдущий запас, как в ведах говорится, благочестивых действий в этой сфере, навыков в этой сфере. Второй тип – это если вы просто набираете с крана воды, и через 15-20 минут чайник закипает. Чем больше вы кипятите, тем горячее и горячее становится вода, вы слышите, как начинает бурлить вода, потом слышите, как свистит свисток чайника. То есть, это самый как бы реально наблюдаемый процесс. Но если нечаянно чайник был оставлен где-нибудь в холодной кладовой или в сенях, и вода в нём превратилась в лед, то вам может понадобиться, не смотря на то, что вы уже и 15 минут, и 20, и 30 кипятите его, вода по-прежнему не закипает.

00:32:58 Поэтому, классификация по этим трем типам связана с опытом человека в прошлых жизнях в этой конкретно сфере. И важно отметить, что мы в разных сферах нашей жизни, мы можем вести себя как каждый, даже будучи взрослыми людьми, можем вести себя как каждый из этих типов. То есть, человек, например, может проявлять себя как бегун в том, чтобы согласно его характеру, типу интеллекта, проявлять в сфере, связанной со спортом, зато в сфере, касающейся музыки, он может быть прыгуном, или может быть даже пешеходом. Кто-то из людей очень быстро учится готовить есть. Женщины, которые очень быстро овладевают навыками, кулинарными навыками, но им очень трудно овладеть навыками вождения машины, и она сменяет, может сменить такая женщина одни курсы за другими, одного инструктора за другим, и результата как будто бы нет. Когда, в какой-то момент, как будто что-то переключается, и эти навыки приходят. Поэтому мы можем вести себя в разных сферах жизни как… в плане скорости обучение, проявляя все эти три типа, бегунов, пешеходов и прыгунов. Может быть, есть вопросы на этом этапе, поскольку мне хотелось бы завершить тему «ты можешь быть другим», и перейти к следующей теме «ты можешь ошибаться». Вопросов пока нету.

Принцип позитивного родительства " Ты можешь ошибаться"

00:35:08 Итак, следующий принцип позитивного родительства – это принцип «ты можешь ошибаться». Кроме того, что дети уникальны и отличны друг от друга по своей природе. Каждый ребенок приходит в этот мир со своей, со своим, как бы списком разных тем и проблем, которые ему приходится решать. Ни один ребенок, при этом, не является, хотя мы говорим «дети с небес», это принцип как бы педагогической, принцип педагогической непогрешимости детей. Тем не менее, каждый ребенок приходит для того, чтобы решать свою задачу здесь, и поэтому каждый из детей может совершать ошибки. Кроме того, в ведах говорится что, какой бы благочестивой не была судьба в прошлой жизни человека, сколь бы совершенен он не был, каждое живое существо в этом мире, оно имеет несовершенные чувства. Из-за этого картина окружающего мира часто больше или меньше искажена. На основе неправильного восприятия картины, как это в частности происходит в воспитании детей. Мы просто рисуем свою картину, в силу того, что мы не видим всей истории ребенка, наши чувства не позволяют заглянуть за его дату рождения, чтобы понять с каким опытом, с какими качествами, с какими проблемами пришло к нам это живое существо. И из-за этого мы находимся в иллюзии в определённой в отношении ребенка. И находясь в иллюзии, склонны совершать ошибки. То есть, мы даем ребенку не ту поддержку, не ту любовь, как бы, не тот вид, не то проявление любви, которое ему необходимо. И когда мы видим, что ребенок не может, не хочет сотрудничать, проявляется четвертое качество, так оно описано в ведах, всех живых существ, склонность обманывать.

00:37:13 Склонность обманывать проявляется главным образом в том, что мы оправдываем себя, говоря, что ребенок просто от рук отбился, или совершенно не хочет слушаться. То есть, другими ловами, мы просто объявляем, что с ребенком что-то не так. Это есть самый большой обман, потому что с ребенком все так. Мы просто не поняли, как в силу предыдущих трех проявлений природы каждого человека, каждого живого существа в этой вселенной, говорят веды. Поэтому ожидать, что дети не будут совершать ошибок – это делает их ожидания, что они не будут совершать ошибки, делает их жестокими, и неправильно воспринимающими саму идею о жизни. Это устанавливает для них стандарт в жизни, которым, в принципе, никогда невозможно следовать. И если родители ожидают безупречности, совершенства, то в этом случае дети могут со своей стороны только чувствовать себя абсолютно неадекватными, бессильными, для того, чтобы подтянуться к тем стандартам, которые установили их родители. Очень часто, не считаясь, узнав какие-то идеи из ведического знания, из ведических писаний, о необходимости следования режиму дня, о необходимости повторения имен Бога, о необходимости других практик, мы, не спрашивая детей, навязываем им это знание, ожидая, что если мы, нам понятно это знание, и мы имеем вкус, чтобы практиковать, то для них это должно быть естественно. Мы считаем, что с ними что-то не так, и часто выбираем для этого не самые лучшие эпитеты, когда они отказываются следовать этим вещам.

00:39:18 Если ребенок идет мажет себе бутерброды после 6ти вечера, или он ложится спать очень поздно, сидит у компьютера, или если он не встаёт утром тогда, когда это благоприятно, мы обрушиваемся на них часто целой батареей, шквалом цитат из ведических писаний, лекций по режиму дня, лекций по правильному питанию, лекций по духовной практике. Это одно из проявлений, что ребенок, в конечном счете, чувствует себя очень духовно неполноценным, и в принципе, он, хотя может по-прежнему уважать и ценить ту духовную традицию, которой следуют его родители, при этом считать себя совершенно не проходящим, не имеющим чистоты необходимой духовной природы для того, чтобы следовать этой практике. И как я уже говорил, мальчики в этом случае, они просто бунтуют и отказываются принимать те духовные традиции, которым следуют родители, и даже могут начать действовать вопреки принципам этой традиции. А девочки, они начинают чувствовать себя неполноценными, недостаточно чистыми, подходящими для общения с настолько возвышенными знаниями, настолько чистыми и возвышенными. Поэтому все дети, они могут, в принципе должны, совершать ошибки. Это совершенно нормально и этого стоит ожидать. Поэтому родителям постоянно необходимо абгрейдировать, как бы совершенствовать свои стандарты и ожидания от своих детей, согласно их естественным природным способностям.

00:41:21 В ведах говорится, что лучше человеку выполнять обязанности согласно своей природе, нежели выполнять чужие обязанности, обязанности, которые связаны с природой других людей, поскольку такой путь просто опасен. И опасен он в первую очередь в том, что человек не получает счастья от той деятельности, которой он занят, поскольку она не соответствует его природе. Он будет искать искусственные методы достижения счастья, очень часто искусственные. В этом смысле интернет, алкоголь, просмотр телепередач бесконечных, является таким проявлением такой неудовлетворенности, такого поиска счастья.

00:42:09 В каждом возрасте ребенок имеет возможность меняться естественным образом. У каждого ребенка, в свою очередь, различные возможности, отличные от других. И когда, если даже этот ребенок слаб в какой-то конкретной сфере жизни, то ему нужно больше поддержки и больше заботы может быть даже в этой сфере. Дети не должны, как бы видеть поведение и слышать в словах родителей, что намеки на то, что с ними что-то не так, когда они совершают ошибки. Слишком много посланий, которые являются упреками, или словами для сравнения, заставляет ребенка чувствовать себя крайне несчастным, недостойным, или как действительно заставлять верить, что что-то с ними не так. Они чувствуют, чувствуют, что они потерпели поражение и естественно теряют свою врожденную склонность, врожденную мотивацию и определённую доверительность с родителями.

Особенность психики ребенка до 9-ти лет

00:43:22 Маленькие дети, до 9ти лет, они не способны правильно воспринять посрамления, не взяв на себя слишком большое чувство вины, не загрузившись слишком большим чувством вины. Любое наказание, любое неодобрение или эмоциональное огорчение родителей, как реакция на ошибки ребенка, в конечном счете, для них является проявлением посрамления. То есть, послание, что с тобой что-то не так. И когда возникает какая-то проблема, если кто-то другой не примет ответственность за то, что сделал ребенок, берет на себя слишком большое, опасное для его психики чувство вины. Поэтому, до 9ти лет ребенок не может различать между… различать такие категории. Это связано, в том числе с определёнными этапами развития его головного мозга, даже его психики. И до 9ти лет он не может различать, чувствовать разницу между тем, что «я сделал что-то плохое» и «я плохой». Если мной недовольны, то довольны не столько моим поступком, сколько мной самим. И когда-то, я помню, ещё в советские времена, педагогическая литература, литература по психологии детей, в ней говорилось о том, что очень важно, это был такой совет родителям, очень важно говорить ребенку не «ты плохой», а «ты сделал плохо», чтобе ребенок мог почувствовать разницу. Но открытия конца ХХ века, ХХI века, является то, что ребенку просто нету, в его головном мозге просто нету центров, они не развиты, ещё не раскрыты, также как понимание, абстрактной категории понимания, например, алгебры. Она проявляется у детей в районе 13-14 лет, у некоторых детей это происходит раньше, у некоторых позже. И если , не дождавшись того, что эти центры откроются и начнут действовать, родители оказывают давление определённое, опять- таки, вооружившись идеей, что с тобой что-то не так, то ребенок очень серьезно психологически страдает.

00:45:48 Поэтому, независимо от того, говорим мы, что «ты сам не плохой, ну ты сделал плохо», или мы не говорим так, ребенок всё равно не может провести этой разницы. Нечем, не хватает, как говорят компьютерщики, hardware. То есть, не хватает мощности компьютера, чтобы эту программу… ну оперировать этой программой. Детям до 9ти лет несвойственно, у них нет способности к логическому мышлению. Поэтому ребенок реагирует следующим образом: «если я сделал что-то не так, что-то плохое, значит я плохой» или «если то, что я сделал не очень хорошо, значит я не очень хороший» Поэтому, когда ребенок, не имея полного сознания себя, как, как бы, как отдельный, ну это личность, до 9 лет, когда он совершает ошибку, у него нету поддержки, кто бы мог ответственность взять за эту ошибку. И если он делает какую-то ошибку, то значит «я есть сама» или «я есть сам ошибка». Если ребенок принимает слишком много ответственности на себя, родители могут, как бы скорректировать эту тенденцию, приняв ответственность на себя. Это очень важно. Очень важно понимать этапы развития, точно также как маленькому ребенку рассказывать о физиологических особенностях женщины и мужчины, не имеет не только никакого смысла, но может навредить ему, потому что может вызвать у него чувство неприятия или даже отвращения, если это сделано слишком рано. Точно также если воспитывать в ребенке ответственность за те ошибки, которые он сделал, слишком рано, то, в конечном счете, он вырастает психологически неустроенный, незащищенный, неуверенный в себе человек.

Почему нельзя физически наказывать детей?

00:47:49 Что уж говорить, если эти ошибки делаются первых 5 лет жизни, когда одна мама советует другой: «Если ты его не шлепнешь, он так не поймет, он так и будет думать, что все в порядке». Он так и будет думать, он просто не может думать по-другому. Потому что в его психике, в его функциях головного мозга нету таких файлов, нету таких микросхем, которые бы могли бы понять ценность вазы, которую он разбил, или размер зарплаты папы, который тяжело очень трудится и по 8 часов проводит на работе. Всех этих ценностей, всех этих факторов жизни нету в голове ребенка. И даже если бы они и были, даже если сказать ему о них, это не приносит никакого результата, поэтому «Иди сюда, я тебе сейчас дам. Почему ты так делаешь? Почему ты… Я тебе говорил, не бери это! Почему ты опять трогаешь?!» И дальше следует наказание. Это приводит к тому, что бьют только плохих. Мальчик вырастает агрессивным, девочка вырастает подавленной, с очень низкой самооценкой в этом случае. Многие взрослые страдают от низкой самооценки, и чувство такой ничтожности, чувство неадекватности, потому что они по-прежнему не могут почувствовать эту разницу. Они по прежнему, если кто-то из коллег, или их начальник выражает неудовлетворение тем, что они сделали, они начинают думать, что теперь никто не будет любить, и мы начинаем думать, как взрослые, и теперь нас лишат поддержки, а может быть, даже уволят с работы. У нас начинается такое параноическиое состояние, что за любую ошибку мы достойны очень сурового наказания. Когда они совершают ошибку, такие взрослые, они заключают, что они сами недостаточно хороши. И хотя, в отличие от ребенка, такие взрослые способны уже к логическому мышлению, когда они были моложе, младше 9ти лет, они не получили, как будто не был воспитан, не получил должного воспитания, опыт, переживание от собственной… ну даже это не было правильным, невинности. Опыт собственной невинности. Я хорош таков, каков я есть.

00:50:12 То есть, им очень трудно многим родителям, очень трудно принять. Поэтому многие мамы точно также реагируют на поведение, в силу этих же причин, реагируют на поведение своих детей, которые, предположим, в гостях ведут себя не очень аккуратно, будучи маленькими, что-то ломают, или что-то бьют. И тогда чувство вины за поступок своего ребенка, мать испытывает страх, что «поскольку я плоха, как мать, я не могу своего ребенка воспитать, и как бы дать ему правильные навыки поведения, то значит, я сама плохая». И боясь этого, из страха этого, она обрушивает свой, проявляет это как гнев, и обрушивает его на ребенка в виде наказания. Взрослый со здоровой самооценкой реагирует на её, или его ошибки с приятием и склонностью и желанием учиться на этих ошибках. То есть, здоровый человек с самооценкой, ошибки для него – это способ получить новый опыт, способ достичь чего-то еще. То есть, ошибка рассматривается не как подписание приговора о том, что «я плох, и меня не за что любить», а как повод для того, чтобы совершенствоваться в чем-то.

00:51:55 Поэтому, здесь я хочу несколько примеров привести того, как здоровый взрослый, может быть вам пригодятся эти примеры, реагирует на, логически реагирует на свои ошибки. Например, «если я сделал что-то плохо, я сам не плохой, просто я не знал, как сделать лучше» или «если я сделал что-то не так, я не плохой, потому что я делаю много других вещей хорошо». Особенно полезен список таких настроев, таких медитаций, при совершении ошибки для женщин. Потому что женщины склонны в большей степени испытывать чувство вины, только не проявлять его. Больше тяготится этим чувством собственного несовершенства, неполноценности. Поэтому, «если я сделал что-то плохо, я не плох, потому что я теперь смогу учится на моих ошибка, и сделать все гораздо лучше»

00:53:02 Следующий пример. «Если я сделал что-то не так. Сам я не плох, потому что я, все-таки, старался сделать всё, что в моих силах. Другие люди тоже совершают ошибки. И они при этом, их никто при этом не считает плохими. Если я сделал что-то плохое, я не плох, потому что я не собирался этого делать. В моих намерениях не было такого сделать». Следующее. «Если я сделал что-то плохо, я не плохой, я не плохая, потому что это была случайность. И если я сделал что-то недостаточно хорошо, я достаточно хорош, потому что я учусь, и скоро буду достаточно хорош. Если то, что я сделал недостаточно хорошо, я по-прежнему достаточно хорош, потому что я, не стоило ожидать от меня, что я буду совершенен. Если то, что я сделал недостаточно хорошо, я могу быть достаточно хорош, оставаться достаточно хорошей, достаточно хороша, потому что сегодня я просто болен, я чувствую себя плохо, и у меня был очень тяжелый день. Или то, что я сделал, не было достаточно хорошо, я по-прежнему считаю себя достаточно хорошим, потому что вызовы сегодняшнего дня, и проблемы сегодняшнего дня были труднее, чем в другие дни. Если то, что я сделал, не было достаточно хорошо, я должен себя считать, я должна себя считать достаточно хорошей, достаточно хорошим, потому что никто не может всегда выигрывать. Если я сделал что-то недостаточно хорошо, сам я, или сама я, остаюсь достаточно хорошим, или хорошей, потому что я признаю свои ошибки и смогу исправить их в будущем. Если то, что я сделал, недостаточно хорошо, я себя считаю достаточно хорошим, или достаточно хорошей, потому что другие не могут этого сделать тоже».

00:55:10 Этот… Правильно поймите настроение этих, этих таких медитаций. Они не призваны для того, чтобы оправдывать себя. Склонность оправдывать себя появляется тогда, когда человек не понимает того, что его, что совершение ошибок является неотъемлемой частью его жизни. В этом случае он использует методы определённые для того, чтобы переложить вину на других, либо оправдываться. Об этом мы поговорим позже. В каждом их этих примеров, как я уже говорил, главным, сутью того, что… как бы суть послания, которые мы сами делаем для себя, состоит в том, что «если я»… мы используем свою способность логически мыслить как взрослые люди, и восстанавливаем, восстанавливаем, как бы залечиваем те шрамы, те переломы нашей психики, которые сложились с детства. И идея главная такая, что «если я что-то сделал плохо, я сам по себе не плох».

00:56:28 Исследования в сфере развития ребенка четко показывают, что дети моложе 9ти лет не имеют свой собственной возможности логического мышления. И фокусируясь на ошибках ребенка, ребенок, если взрослый фокусируется на его ошибках, то ребенок может прийти к тому, что он будет чувствовать себя очень плохо, или неадекватно. Поэтому, вместо того, чтобы фокусироваться на проблеме, в принципах позитивного родительства, вдохновляет, [неразборчиво] родителей к большему пониманию на решение проблемы. Узнав, что они сами по себе хороши, дети остаются открытыми к нашему руководству и с охотой сотрудничают с родителями. Дети, которых без конца стыдят, в конце концов, закрываются. Это происходит чаще всего к 12-13 годам, довольно сильно, и тогда матери, в частных консультациях, приходят и жалуются, что он не хочет мне рассказывать ничего, он не хочет со мной делиться, он не хочет меня слушать. Послания, в которых есть упрек или сомнения, всегда имеют обратный эффект. Потому что мы хотим добиться после 9ти лет, является подходящим просить детей принять ответственность за свои ошибки в определённой степени. Но первые 9 лет – это время, когда ребенок должен почувствовать свою невинность. И тогда, в течение последующих 9ти лет, то есть, с 9 до 18, дети способны научиться тому, чтобы становиться более ответственными.

00:58:32 Когда ребенок, когда ребенку становится 9 лет, он или она уже начинает принимать больше ответственности за свои ошибки. И тогда, в то время, как ребенок, которому 9 лет, родители должны либо игнорировать полностью, либо смотреть, как это не покажется может быть вам непрактично, или пугающе даже, смотреть, я бы сказал, сквозь пальцы, или даже занимать нейтральное положение в отношении ошибок ребенка. Когда дети, когда мы заставляем детей чувствовать себя ответственными за их ошибки слишком рано, они начинают чувствовать себя плохо и недостойными различными способами. Поэтому без основы вот этого, прочной основы сознания невинности, естественная способность ребенка к самоисправлению не будет… для этой способности естественного самоисправления, не будет возможности развития. Вместо того, чтобы стыдить или наказывать детей, с целью корректировать или исправлять их поведение, лучше всего применять 5 навыков, 5 принципов позитивного родительства. И вместо того, чтобы концентрироваться, фокусировать своё внимание на проблеме, просто спросите себя сами, что бы вы хотели, чтобы получилось из этого ребенка, кто бы вырос из него, что бы из него получилось в будущем. Не копайтесь в самой проблеме, двигайтесь вперёд к её решению.

01:00:24 Когда ребенок например скидывает вазу, на самом деле нечаянно роняет вазу на пол, не очень хорошо фокусировать его внимание на этой ошибке. Вместо этого скажите что-нибудь, насколько вы сможете найти в себе сил, поскольку нам никто никогда не говорил ничего подобного, когда мы делали ошибки. Но нужно превозмочь себя и сказать что-нибудь нежное или теплое. Например: «О, это такая красивая ваза разбилась. Нам надо быть осторожными, например, когда мы рядом с вазами двигаемся или играем. Они очень хрупкие, и поэтому могут легко разбиться. Поэтому давай пока все оставим и уберем этот беспорядок». Поэтому никакого блага нет от того, что концентрироваться на ошибке ребенка. Расстраиваться из-за того, что ребенок, что у ребенка не увеличивается способность делать выводы из своих ошибок, или как учиться на ошибках. Это только вносит хаос, смятение в психику ребенка, и в очень значимой степени мешает его развитию. Поэтому когда ребенок разбивает вазу, например, мама может почувствовать, что, подумать, что я должна… он должен понять, что это не хорошо, то, что он сделал, и поэтому должен меня послушать. Но новые навыки позитивного родительства делает этот, необходимость престыжения ребенка, как меру воспитания, совершенно не необходимой.

Почему дети не признают свою вину?

01:02:29 На самом деле результат, который любая мама в этом случае ожидает – это то, что ребенок будет сотрудничать. И поэтому 5 навыков, которые мы будем разбирать, они… это, сейчас мы разбираем второй навык, «ты можешь ошибаться». 5 навыков, они будут, я надеюсь, что способствовать и помогут вам. На самом деле для ребенка даже не столь важно знать или ставить его в известность, что он разбил эту вазу, или свалил эту вазу, ну упала из-за него. Некоторые дети, потому что они боятся наказания, или неодобрения, они начинают из страха отрицать свою причастность к тому, что произошло. Они… в этом случае реальной проблемой является то, что ребенок является, страх ребенка, а не то, что он как бы уходит от ответственности, а то, что часто родителей приводит в гнев. «Мало, что ты сделал, так ты ещё и врешь мне! Врешь мне, что ты этого не делал».

01:03:49 Я вспоминаю такой случай. Путешествие в Индии. Я заказал себе полудрагоценный камень в одном из магазинов. И мужчина, который продавец в магазине, поскольку у него у него в магазине не было подходящего камня, он послал своего 8милетнего мальчика, 7-8милетнего мальчика домой для того, чтобы он принес этот камень. И когда прошло довольно много времени, может быть минут 30 или 40, мальчик пришел и спокойно подошел к магазину, к этой лавке, и просто глядя на отца, совершенно спокойно сказал: «Я его потерял». Отец никак вообще, ноль реакции, никак не отреагировал на это, хотя вещь достаточно дорогая. Он просто извинился передо мной и сказал, что вам придется подождать еще, и ещё раз послал его за камнем. Поэтому, это не теория, как бы, не интерестическая теория о том, как мы должны вести по отношению к своим детям. Во многих культурах эти принципы следуются естественно. Они следуются просто потому, что передаются из поколения в поколение. И ребенок, которого не стыдили и не наказывали до 9ти лет, когда вырастает и становится родителем, никогда не станет этого делать со своими детьми.

01:05:22 Поэтому ребенку нет необходимости в том, чтобы его наказывали, или читали ему лекции для того, чтобы он мог понять, насколько ценна была эта ваза, насколько как дорого она стоит. До 6-7 лет дети вообще не могут понять и соотнести денежные ценности. Для детей 5 долларов и 500 долларов, или 5 000 долларов – это одно и то же. Если вы понаблюдаете, как дети играют, когда они делают искусственные деньги, то у них очень особенные цены, и конфета может стоить, например, скажем 50 рублей, а машина может стоить 20 рублей. То есть, больше в зависимости от того, как это сейчас необходимо, и что, то есть, как бы, насколько ценно это в данный момент, а не сколько это ценно в какой-то общей системе расценок и тарифов.

01:06:26 Вместо того, чтобы пробуждать склонность к сотрудничеству у детей с помощью престыжения, посрамления и наказания, мудрые родители смотрят сквозь пальцы, или просто остаются нейтральными, или, как бы, занимают нейтральное положение, нейтральное восприятие, и фокусируются просто на том, чтобы исправить последствия этой ошибки. Даже в отношении детей предподросткового возраста, это от 9 до 13 лет, или даже подростков, это приносит очень мало пользы, если мы концентрируем внимание ребенка на ошибке, если он это отрицает, отрицает свою причастность. Дети предподросткового возраста и подростки обычно считают, что если я… если вы не можете доказать их причастность, то есть, их замешанность, то, что они замешаны в совершенной ошибке, тогда они действительно могут считать, что они этого не делали. То есть, это такое внутреннее понимание, внутреннее восприятие вещей. И поэтому, вместо того, чтобы признать свою вину, то есть, вынудить признать свою вину, родители мудрые, они должны увидеть в этом большую проблему, что мой ребенок, подросток, он не чувствует себя в безопасности, он не чувствует, что с ним считаются, что его могут любить, даже если он совершает какие-то ошибки. В этом случае родители могут просто объяснить, что бы произошло, если он или она, сын или дочь, были бы более ответственными за то, что они совершили.

01:08:43 Может быть есть на этом этапе какие-то вопросы. Задавайте, пожалуйста. Если смотреть с точки зрения позитивного родительства когда ребенок, 7милетний ребенок, например, разбивает вазу, это не её и не его беда. И ей, или ему, всего лишь 7 лет, и он, никто не может ожидать, чтобы он понял ценность этой вазы. И если он или она могут понять ценность её, то тогда вряд ли стоит ожидать, что они будут об этом помнить все время. Когда 7милетние дети играют, они иногда разбивают вещи, потому что энергии у них достаточно, движения очень много, тела более сильные. И если даже родители говорят ребенку не трогать вазу, это всё равно оказывается не виной ребенка, потому что ребенок забывает о том наставлении, которое получил в этот момент. И в самом настоящем смысле, и прямом смысле, он действительно оказывается, как бы вне контроля. И когда ребенок теряет контроль над собой, то всё, что происходит, даже то, что он делает, на самом деле нельзя считать его виной, его грехом, так скажем.

01:10:13 Например, если тормоза машины прекращают работать, то не вина самой машины, что она выходит из-под контроля. Это, или не вина ваша, что… То есть, если кто-то, положим, водитель троллейбуса, или автобуса, выехал на линию и допустим троллейбус не прошел должный техосмотр, не были устранены неполадки, то в случае аварии вина не ложится на плечи водителя, потому что в этом смысле вина будет службы технического контроля. Поэтому когда мы находимся вне сферы контроля, из-за того, что тормоза не работают, разбитая машина, автобус, или троллейбус – это не наша вина. С другой точки зрения, в какой-то степени, это может быть, если машина особенно частная, то это может быть и наша ошибка. Это ваша машина, и вы управляете ей, и вы врезались в чей-то забор, но с точки зрения ответственности, для того чтобы исправить эту проблему , в плане исправления этой проблемы, это ваша вина. В конце концов, кто-то должен платить за тот беспорядок, за то разрушение, которое сделано.

01:11:49 Из этого простого примера может стать ясно, что определение вины и ответственности – это очень сложный вопрос, который часто требует, особенно в таких случаях, дорожно-транспортных происшествий, опытных адвокатов или судей для того, чтобы определить чья вина. Поэтому если родители не могут определить вину без помощи адвокатов и судей, как же мы можем, взрослые я имею ввиду, то как же мы можем ждать, что это смогут сделать дети.

Как развить в ребенке ответственность за свои ошибки?

01:12:32 Следующий момент, о котором бы хотелось поговорить – это навыки принятия ответственности детей. Вместо того, чтобы учить детей тому, как чувствовать себя плохо совершив ошибку, то есть, такое послание от родителей, что если ты совершал ошибку, ты должен быть виноватым, то родители часто говорят: «Это что это ты тут уселся телевизор смотреть?! Ну-ка марш в свою комнату! Нечего! Видишь, напакостил, разбил, сломал что-то и теперь сидишь телевизор смотришь!» Ты должен чувствовать себя плохо, тебе не должно быть хорошо после того, как ты совершил ошибку. Но вместо этого мы должны… есть необходимость в том, чтобы научить ребенка учиться на своих ошибках, и потом, когда наступает подходящее время, проявить свою ответственность для того, чтобы внести определённые поправки, или как бы устранить последствия своей ошибки. То есть, больше, более сильный навык. То, к чему позитивное родительство призывает старших, мам, пап – это научить ребенка устранять последствия совершенной ошибки, и в этом смысле принимать ответственность за нее. Чаще всего родители, картина выглядит по-другому. Родители просто выгоняют, подшлепнув еще, ребенка в его комнату, и сами берутся за то, чтобы убирать, ворча, или ругаясь из другой комнаты. В конце-концов, мы не можем учиться на ошибках, или быть ответственными, к тому, чтобы устранять последствия этих ошибок, до тех пор, пока мы первые сами, в первую очередь не признаем свою ошибку. И для взрослых это очень важный фактор, и, к сожалению, он является таковым и для детей.

01:14:37 Дети, не стоит рассчитывать на то, что дети будут учиться на ошибках. Малыши, они вообще не имеют восприятия себя как отдельной личности. И тем не менее, они постоянно учатся и все время навыки их возрастают, и корректируют своё поведение. Обычно те люди, которые достигли успеха в жизни, и которые обрели этот навык корректировать себя, и менять своё восприятие, свой ход мыслей, своё отношение, и своё поведение, являются наиболее удачливыми в жизни. То есть, человек, который умеет делать выводы из своих ошибок, он, можно сказать, обречен на успех. На самом деле в детях естественным образом, это важно знать, заложена склонность, можно сказать такая микросхема есть в психике ребенка, для того чтобы самосовершенствоваться автоматически, после того как они совершили ошибку. И главная причина, почему взрослые и дети этого не делают, это то, что они не чувствуют себя в безопасности. То есть, они не чувствуют, что их прощают. Они не чувствуют вокруг себя атмосферы безопасности, для того чтобы признать, что они сделали ошибку. И это естественно самоисправляющая, как бы реакция требует чувство безопасности. Это для того, чтобы нам исправиться, нам в первую очередь необходимо чтобы мы могли получать любовь, независимо от того, совершаем мы ошибки или нет.

01:16:37 И в той степени, в которой дети боятся совершать ошибки, в такой же степени они теряют свою естественную способность. То есть, как бы эта микросхема перестает работать, микросхема естественного самоисправления. Это беспокойство, тревога, связанная с совершением ошибок, только увеличивает вероятность совершения новых и новых ошибок. Наказание, или пристыжение, посрамление детей за совершение ошибок, в основном увеличивает беспокойство и ослабляет естественную способность к самоисправлению. Родителям надо помнить, напоминать себе о том, что дети с небес. Поэтому самоисправление – это автоматический процесс, который в основном обеспечивается тем, что дети иммитируют, они подражают родителям и сотрудничают с ними, а не благодаря пристыжению и посрамлению. То есть, главный механизм, который запускает эту систему самоисправления, самоулучшения можно было бы сказать, это подражание родителям и сотрудничество с ними, а не наказание со стороны родителей и страх наказания и пристыжения.

01:18:08 Даже если удастся избегать в воспитании ребенка мер наказания и пристыжения, процесс самоисправления все рано остается постепенным. И как в отношении любого поведения, или любого отношения к вещам, есть определённая кривая обучения. Как мы уже говорили в предыдущей беседе, каждый ребенок, у него есть своя, свой режим, как бы свой режим постижения каких-то новых навыков. Кто-то учится кататься на велосипеде быстро, в то время как другим нужно быть очень настойчивыми и систематичными. Но даже если родители делают все хорошо, все правильно, добиться чтобы ребенок вел себя каким-то определённым образом, правильным образом, например за столом, может занять некоторое время, и потребовать довольно большой энергии, усилий и внимания. Поэтому, если детям иногда нужно в каких-то вещах больше времени, для того чтобы научиться, обрести какие-то навыки, это нельзя считать их недостатком. Просто давая определённые указания, определённые направления детям своим, мы уже можем корректировать их поведение. И родители, таким образом, учат ребенка правильному поведению, которое становится результатом постоянной работы по улучшению себя. Радостной работы, кроме того. Это главное, и пожалуй самое важное, что родители могут делать. И все остальное зависит от ребенка, и будет сделано или произойдет в положенное время. Тогда, когда по его судьбе, под влиянием положения планет, под влиянием усилий его, и усилий родителей, все может стать на свои места.

01:20:18 К сожалению, воспитание в настроении страсти, оно привязывает родителей к достижению немедленных результатов. То есть, родители хотят увидеть улучшение качеств ребенка ещё в детстве, потому что когда ребенок вырастет, он будет жить свою жизнь и наслаждаться его прекрасным характером, прекрасными навыками, лаской и отношением. Придется не им, может быть придется их супругам, супругам детей, и их детям, детям детей. Поэтому определённый эгоизм, определённая жадность заставляет нас запихивать в ребенка позитивные навыки с целью получить так называемый autcome, как продукт на выходе, как можно быстрее, чем чаще всего мы абсолютно портим все. Поэтому родители, имея такую склонность быть щедрыми, как бы по отношению с теми, кто, кого они любят, и терпение и реакция на ошибки детей, это естественное, как бы их проявление любви и великодушия, до тех пор, пока дети не научатся более глубоко и эффективно коммуницировать. И в этот момент родители ошибочно предполагают, что ребенок может слышать их, понимать, и поэтому он может сделать выводы из просьбы или требования родителей. Ожидать, что ребенок не будет рисовать на стенке только потому, что об этом ему говорят родители, приводя всякие доводы о том, что это потом надо будет красить, это сложно, дорого и так далее. Это требует логического мышления, на которое ребенок, к сожалению, неспособен, несмотря на то, что он уже коммуницирует и говорит и слушает родителей.

01:22:17 Ожидать, что ребенок отправится прямо в постель, потому что он или она будет чувствовать себя лучше, если завтра встанет вовремя, в 5-6 часов, как мы сами, как бы стараемся следовать этому, является, в общем-то, безосновательным ожиданием. Если ребенок роняет пищу, маленький ребенок, малыш, роняет пищу на пол, то родители остаются терпеливыми и прощают его за это. Потому что для нас очевидно, что такой малыш, ещё можно сказать младенец, не знает как это сделать лучше, не имеет способности к этому. Но есть одна проблема, когда ребенок начинает говорить, а стало быть, начинает понимать слова, родители предполагают, что ребенок должен знать лучше, как себя вести. Почему? Потому что он или она, им много раз говорили. То есть, вот это, можно сказать, опасная, убийственная для психики маленького ребенка фраза: «Тебе столько раз говорили!» Фраза о том, что тебе говорили, сам факт, что тебе об этом говорили, не говорит о том, что это понято, даже если ребенок слышит это, понимает и даже что-то отвечает.

01:23:36 Говоря о наказании, такую историю хотел одну вспомнить. Когда супружеская пара, которая прослушала семинар, столкнулась с такой ситуацией, когда один мальчик, один из их детей, у них двое мальчишек, стал бить, или ударил там, своего младшего брата. 4 и 2 по-моему, мальчишки. И отец сказал один раз, сказал второй раз, это не прекращалось. То есть, тебе было сказано. Фраза, которая звучит конечно так: «Я же тебе сказал! Я тебе сказал, там, Сергей, или Саша. Я же тебе сказал!» Сказал – это не значит что дошло. И бессмысленность наказаний состоит главным образом в том, что у ребенка нету никаких возможностей физиологических и нейрофизиологических, для того чтобы, психических, связать поступок и наказание. Как я уже говорил, то есть, единственное, что остается в памяти, что меня не любят. И когда отец, все-таки, шлепнул его, то мальчик расплакался, и отец спросил его, помня все-таки фрагменты из лекций, он спросил его: «Ты понял? Ты понял, за что тебя наказали? Ты понял, за что папа тебя наказал?» И мальчик сказал: «Понял». Тогда папа спросил: «Ну и за что?» «Я больше не буду плакать!» То есть, выводы, которые ребенок делает, могут быть совершенно неожиданными. Они могут быть для нас шокирующими. То есть, фактически получилось, что ребенок плакал, потому что его наказал отец, а ребенок посчитал это своей виной.

Важность неоднократного повторения в воспитании ребенка

01:25:27 В некоторых случаях ребенку иногда надо сказать 200 раз, прежде чем он сможет отработать определённые навыки в своем поведении. Дети, которых мы охарактеризовали как бегуны, они могут по первой просьбе начать сразу все делать. А прыгуны, им, может быть, понадобится 200 раз, прежде чем они совладают с каким-то определённым аспектом своего поведения. А пешеходы будут прогрессировать с каждой просьбой все более и более стабильно. И просто это будет требовать регулярного и систематичного повторения. Поэтому принятие, понимание уникальной вот этой кривой обучения, кривая обучения, то есть режим обучения, в каком ребенок обретает новые навыки, очень важен для того, чтобы дать и оказать ребенку поддержку на основе любви. То есть, ту поддержку, которая ему необходима, чтобы он мог исправить то поведение, которое причиняет беспокойство родителям, ему самому и окружающим. Эта концепция повторения, она становится более понятной, когда мы учимся, например, какому-то виду спорта. Если мы, например, бьем по мячу, может быть понадобится 200 попыток. Часто футболисты, они тренируются. Стоит вратарь на воротах, и один за одним подбегают и отрабатывают удар по воротам, члены его команды. И после, может быть, 200 таких возможностей, в конце концов, мяч начинает двигаться туда, куда мы хотим.

01:27:20 В таком же стиле, в такой же манере, может понадобиться 200 раз, прежде чем ребенок автоматически отреагирует на определённую просьбу, такую как «Пожалуйста, не бросай еду на пол» или «Смотри, чтобы еда осталась на тарелке, не рассыпай!» Поэтому, когда мама кормит своего малыша, достаточно разумно кладет клеенку на пол под него, в том месте, где он сидит. Ребенок может осознанно учиться на своих ошибках, но чаще всего он это не делает, и до возраста 9ти лет ребенок учится просто имитировать и следовать, подражать своим родителям. То есть, самый естественный и самый блестящий способ совершенствования, и следовать наставлениям. И если вы чувствуете себя дискомфортно или плохо, то ребенок тоже будет чувствовать себя плохо. То есть, принцип, что дети находятся на очень тесной связи с родителями, поэтому ребенок начинает имитировать вашу реакцию. Но, к сожалению, сам этого не понимает, поэтому они не могут логически, опять-таки не имеют способности размышлять и понять это до 9ти лет. Поэтому, если вы расстроены совершенной ошибкой своего ребенка, он будет себя чувствовать плохо, но это ни в коем случае не означает, что они чему-то научились, кроме как бояться вашей реакции, и подавляют свою волю, и подавлению своей воли. Поэтому позитивное родительство, оно позволяет, как бы сохранить, развивать волю ребенка, и укреплять его собственную волю, и укреплять его склонность или волю сотрудничать. Это самый лучший способ, каким дети могут обучаться.

01:29:37 То, что касается принципа «на ошибках учатся». Одна из самых больших ошибок родителей, это то, что они предполагают, что дети могут логически учиться на своих ошибках до 9ти лет, как мы уже говорили. И поэтому родители пытаются научить детей делать выводы из своих ошибок. И вместо того, чтобы концентрировать их внимание на решении, исправлении ошибки, концентрируют внимание на самой ошибке. Когда дети совершают много ошибок, в этом нет ничего удивительного, что они просто продолжают так и делать, потому что сознание концентрируется. Так устроен наш ум, что то, на чем он концентрируется, то он, к таким действиям снова и снова нас приводит. Поэтому, важно помнить, что дети не могут сознательно или логично учиться на своих ошибках до 9ти лет. Но тем не менее, они могут совершенно автоматически, неосознанно, не применяя логику и своё сознание понимания каких-то принципов, они могут исправлять своё поведение. Они учатся таким навыкам общения, как уважение, предложение помощи, склонность слушать, сотрудничать, и общаться, благодаря… или получать от родителей наставления и пример как действовать.

01:31:24 Когда дети продолжают совершать какие-то, беспокоящие окружающих, ошибки или они забывают то, о чем их просили. Это часто происходит не потому, что они… это часто происходит, потому что они не поняли и не получили структуру, ритм и определённый надзор в отношении того, что им нужно. С этой точки зрения, когда ребенок совершает ошибки, родители должны всегда быть ответственны. И на самом деле неправильно заставлять своего ребенка чувствовать ответственно. До 9ти лет дети не способны к самоконтролю, к самонадзору, или самоуправлению. Потому что без логического мышления они могут только имитировать. С возраста 9ти лет до 18ти дети по-прежнему могут учиться быть ответственными и надежными, учиться надежности. То есть, тому, чтобы на них можно было полагаться. Но когда они становятся вполне ответственные, это происходит примерно в возрасте 19ти лет, мы даем им возможность жить свободно в этом мире, который как вынуждает их полагаться только на свои собственные поступки и действия.

01:33:03 Многие родители, они ошибочно ожидают, что чувство ответственности, которое должен, которое должно развиться у ребенка в 19 лет естественным образом в силу его развития психики его головного мозга, оно появится у него в 8, 7, 9, или сколько-то лет до этого периода. Дети обычно учатся быть ответственными к тем предметам, или другим людям, и не тем, что они как бы принимают ответственность, маленькие дети, или развивают в себе качество надежности, но просто, благодаря тому, что они видят своих родителей, которые проявляют уважение к вещам людей, и к самим людям вокруг. Поэтому нередкой картиной бывает, когда мама шлепает своего ребенка и говорит: «Я не хочу, чтобы ты бил своего брата! Сейчас, ну-ка быстро извинись перед ним!» Лупит своего ребенка и просит его не бить своего брата. Дети учатся подражая. Если родители кричат на них, или бьют детей, тогда дети тоже начинают кричать и бить друг друга. Если родители уважают, и способны извиниться, принести извинения в отношении друг с другом, то тогда дети, в конце-концов, тоже начинают уважать друг друга, и они больше подготовлены оказываются к тому, чтобы стать надежными и ответственными, когда им исполняется 9 лет.

01:34:51 Когда дети имеют возможность быть, переживать это как бы настроение невинности, а не ответственности за свои ошибки до 9 лет, тогда после этого возраста, с наступлением этого возраста, они будут более способны учиться на своих ошибках, потому что к этому моменту их мозг, головной мозг разовьется достаточным для этого образом. А те же дети, которые не имеют возможности пережить эти 9 лет невинности и отношения к себе, где бы ребенку не навязывали чувство ответственности, тоже могут учиться на ошибках, но они не смогут себя в жизни прощать. Надо научиться прощать самих себя. Была такая известная книга, она сейчас очень популярна, она называется «Прощаю себя». То есть, это принцип, как один из важных в том, чтобы человек мог развиваться эмоционально и духовно, полноценно. Способность прощать себя. И нам, взрослым, может показаться, что мы должны быть ответственными за то, что делаем. Но если мы не пережили вот этот этап невинности в полной мере, то мы не только сами будем себя чувствовать плохо, совершая ошибку, но и мы будем все время создавать вот это тягостное чувство вины в своих детях. Поэтому, определённый смысл, определённая ценность в таких книгах, в таких текстах есть.

Обучение ребенка исправлению ошибок на личном примере

01:36:37 Когда дети научиваются безопасно совершать ошибки, они могут фокусировать своё внимание на том, что надо сделать, после того как я совершил ошибку, и когда ошибка сделана, родителям было бы хорошо показать им, продемонстрировать, как все привести снова в порядок, в прежний вид, как все сделать лучше до наступления катаклизма. И имитируя, как естественная склонность имитировать поведение своих родителей, дети потихонечку учатся тому, как восстанавливать последствия, или как устранять последствия своей ошибки. И конечно, самый лучший, и самый важный урок и самый лучший способ это делать на основе своего примера. Если два мальчишки, например, ваш сын и соседский мальчик, они стали драться или бороться, и он причинил ему какую-то боль, или ударил его, то стоит взять своего сына за руку и сходить, подойти к тому мальчику, которому он причинил боль, и когда ребенок готов слушать, скажите так: «Я…», предположим, «Мне очень жаль, что так произошло. Давайте помиримся. Или давайте все уладим». С помощью этой поддержки своего ребенка, может быть, найдите немножко льда, чтобы приложить к ударенному глазу, к синяку. И вместо того, чтобы ругать своего сына за ошибку, которую он сделал, постарайтесь разделить с ним вот это чувство потери через боль. Потому что боль переживает естественным образом, если он видит, что кому-то он причинил страдания.

01:38:49 Тем самым, вы демонстрируете своему ребенку, что всегда в жизни есть возможность восстановить баланс на весах, когда совершена определённая ошибка. И в этом смысле, приняв ответственность за то, чтобы исправить все, сделать все лучше, чем было после совершения ошибки. Ребенок постепенно развивает естественную склонность, желание исправить все, сделать все, как должно. И естественным образом, позже, начинает признавать свои ошибки, потому что в этом случае его не тяготит. Если он получает возможности перенимать у родителей навыки, как исправлять ошибки, ошибки сами больше не тяготят его. Когда, например, подросток приходит, ребенок, подросток приходит поздно или заставляет своих родителей долго ждать, кроме того, чтобы научиться его больше уважать время, ему нужно сделать, научиться его делать какие-то поправки к тому, что вот совершенные ошибки, исправлять это. И, как бы, настроение родителей, должно быть примерно следующим: «Если ты заставляешь меня ждать, что тогда ты можешь сделать, чтобы, например, сделать мою жизнь проще? Тогда, если так или иначе, ты меня заставляешь ждать, то что можно сделать, чтобы моя жизнь была проще?» То есть, вы не концентрируетесь на том, что ты все время заставляешь меня ждать. «По ночам я жду тебя до полпервого ночи…» и так далее.

01:40:34 И если родители воспитывают, как бы видя, что дети видят, что родители стараются сами исправить последствия совершенных детьми ошибок, что это реально, что какая бы тяжелая ошибка ни была, её можно исправить, и тогда автоматически подросток будет более, как бы проницателен, более участлив, и счастлив вносить какие-то коррективы. И тогда он может просто спонтанно сказать: «Извини, пожалуйста. Как я могу сделать, чтобы тебе было легче, или чтобы тебе было лучше?» А иногда ребенок может сразу выступит с каким-то предложением сам. «Я…» например, «Мне жалко, что тебе приходится ждать очень, меня все время. Хочешь, я тебе помою машину?» например, или «Хочешь, я уберу в комнате?» Еще одним здоровым видом ответа, как бы реакцией ребенка, может быть такое: «Я на самом деле очень, мне очень жаль, что заставил тебя ждать, и поэтому я у тебя в долгу. За мной причитается», что-то в этом роде. Или такая: «Мне очень жаль, что я опоздал, и поэтому ты мне» обращаясь к родителям, «был должен, как бы с прошлой недели», потому что не только дети, но и родители иногда заставляют ждать, «поэтому сейчас 0:0. Мы, все по счетам, все выравнено».

01:42:21 Позитивное родительство и навыки в этой сфере не используют наказание для того, чтобы мотивировать сотрудничество. Об этом мы говорили уже многократно. Но иногда родители могут ввести определённые коррективы в отношении свободы действий ребенка или подростка. Если ваш 8милетний ребенок продолжает прыгать на кровати в гостиной комнате, и вы, конечно, можете ограничить его в этой возможности играть в гостиной комнате только тогда, если вы где-то рядом. Поэтому, прежде чем применять эту меру коррекции, 5 навыков позитивного родительства должны быть изучены. Введение каких-то корректив. Дайте знать ребенку, что он получает, как бы, обратно возможность, получит обратно возможность играть в гостиной комнате, при условии, что он согласится на какие-то ваши условия. Или можно сказать нечто следующее: «Если ты согласишься со мной, и не будешь прыгать на кровати, когда я в комнате, тогда я пересмотрю своё решение, и ты сможешь играть в гостиной, когда меня там нет». В этом случае родитель не наказывает, он просто как бы вводит определённые коррективы и настраивает какие-то, как бы нити, красные нити поведения ребенка наводит.

01:44:06 В консультативной практике, в интернете, одно, было одно письмо интересное, когда мама написала, что ребенок вел себя неподобающе, что-то он там совершал что-то очень делал нехорошее там в школе, и получил предупреждение, потом был неоднократно наказан, и после того как наказан, был прощен, но продолжал делать тоже, что он делал до наказания. И как-то, показалось очень необычна, такая постановка вопроса, и в ответ я написал, что постарайтесь следующий раз простить до того, как наказываете. Поэтому, например, если 16тилетнему ребенку, крайний срок его пребывания в выходные вне дома в час ночи, и он, или она постоянно опаздывает, позже этого времени приходит, и тогда коррекция будет необходима, и этот крайний срок может быть перенесен на более ранние часы. Нет, не потому что это наказание, а просто для того, чтобы ребенок понял, что он ещё недостаточно ответственен для того, чтобы оставаться долго вне дома в выходные дни. Если он недостаточно ответственен, чтобы помнить время, в которое ему надо вернуться домой, то в этом случае родители сдвигают планку. Но прежде чем, до того, как сделать какие-то коррективы, подросток, в первую очередь, должен быть прощен. И для этого, опять-таки, должны быть какие-то сделаны меры, чтобы он мог загладить свою вину. Если родители даже применяют все 5 принципов, или методов позитивного родительства, если ребенок продолжает приходить поздно, то тогда родители, просто-напросто, могут признать…взять даже в этом случае ответственность, и сказать, что: «Мы, по-видимому, совершили ошибку. Мы совершили ошибку, в том, что позволили тебе слишком долго быть вне дома». То есть, слишком допоздна задерживаться вне дома.

01:46:25 Мы продолжим говорить на тему принципа «ты можешь совершать ошибки» в следующей передаче. Сейчас, может быть, у вас есть какие-то вопросы. [что-то с записью]. Спасибо вам большое за эту лекцию. Спасибо за то, что вы слушаете. Спасибо, что пришли. Может быть есть какие вопросы? На этом мы закончим нашу сегодняшнюю…

транскрибирование: Владислав Гранкин | Дружковка | Украина | 19 September 2010