Консультации по воспитанию детей и семье. Выпуск №37

Аюрведа радио - 20 March 2008
Руслан Нарушевич в эфире Аюрведа-радио разбирает тему конфликтов между детьми и матерями. В частности, дает советы девушке, у которой возникли напряженные отношения с мамой из-за непонимания относительно выбора спутника жизни. Эксперт рассказывает и как правильно с точки зрения ведического знания подходить к поиску будущего супруга, и как строить отношения с матерью, если она не одобряет выбор дочери. Также Руслан Нарушевич разбирает ситуацию матери, сын которой в подростковом возрасте скатился в учебе на плохие отметки и стал получать негативные отзывы педагогов о своем поведении. Специалист советует, как вести себя с ребенком и как правильно взаимодействовать со школьными учителями.
запись эфира для начинающих из раздела «Семейные отношения» со сложностью восприятия: 3
длительность: 01:01:46 | качество: mp3 24kB/s 10 Mb | прослушано: 397 | скачано: 1395 | избрано: 34
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:09 ВЕДУЩАЯ: Вечер добрый все тем, кто слушает Аюрведа-радио. Вы ещё не устали? Замечательно! Замечательно, что вы ещё с нами. Итак, давайте продолжим. У нас в программе прямой эфир из Риги. Руслан Нарушевич – специалист в области семейной психологии и профессиональный ведический астролог. Мы продолжаем. По традиции каждый четверг консультации по вопросам позитивного родительства и семейным отношениям. Здравствуйте, Руслан.
Р. НАРУШЕВИЧ: Добрый вечер. Приветствую всех из Риги.

00:00:43 ВЕДУЩАЯ: Очень рада слышать Ваш бодрый голос. Итак, давайте приступим. У нас сегодня есть три письма. Но женщина с первого письма, с первой заявочки, не выходит на связь. И мы начнем со второго. Я зачитаю письмо, пришедшее к нам от Кати. «Здравствуйте, Руслан. На данный момент я живу с родителями. Уже несколько месяцев я встречаюсь с молодым человеком. Мы живем в разных городах. И он приезжает ко мне на выходные. Когда через какое-то время после нашего знакомства я представила его своей маме, я сразу заметила, что с её стороны идет недовольство по отношению к тому, что мы с ним встречаемся. Поначалу мама держалась более или менее нейтральной позиции, т.е. она не была в восторге от молодого человека, но она говорила, что эта моя жизнь, выбор делать мне. Но с течением времени я стала ощущать все большее давление с её стороны. Периодически она задает мне вопросы типа: «Что он может тебе предложить? Он не может обеспечить тебе жизнь, и ты никогда не переедешь в его город». Или: «Я не понимаю, почему ты так много времени проводишь с ним? Ты что, собираешься за него замуж?» Или: «Ты вообще собираешься развивать свою карьеру или нет? Твои посещения лекций по психологии – это бессмысленная трата времени». И т.д., - пишет Кати. – Мама категорически не принимает никаких объяснений, которые основываются на ведических писаниях. Ей не нравится тот факт, что молодой человек следует духовной практике, отказался от алкоголя и мясной пищи. По её мнению, вместо того, чтобы столько времени уделять изучению ведических знаний, посещению лекций и духовных мероприятий, молодому человеку нужно зарабатывать деньги, если у него серьезные намерения по отношению ко мне. Так высказывается мама.

00:02:30 Какую бы линию поведения Вы посоветовали мне выбрать по отношению к маме в данной ситуации? Так, чтобы не портить с ней отношения и в то же время строить свою личную жизнь в соответствии с тем, что для меня кажется важным. Какую тактику поведения лучше выбрать по отношению с ней в будущем, когда я выйду замуж?» Вот такое большое письмо прислала нам Кати.
Р. НАРУШЕВИЧ: Большое письмо, действительно. Но оно большое, наверное, ещё и потому, что это письмо от имени всех девушек, которые нас сейчас слушают. Потому что мне до сих пор за годы консультативной практики так и не удалось найти девушку, у которой в большой или меньшей степени не было бы проблем в отношении мамы, в отношениях с мамой. В особенности, когда речь заходит о выборе, о знакомствах, о том, как жить дальше, как вести себя в отношении своей личной жизни.

00:03:44 И, наверное, это не потому, что мамы сейчас все не квалифицированы давать советы, а просто потому, что ведическое знание, древняя мудрость говорит о том, что в принципе в вопросах, делах сердечных советницами девушки молодой… Обычно древние тексты рекомендуют в качестве советниц искать кого угодно, кроме мамы. Разумеется, не кого угодно. Это должен быть чистый человек. Это должна быть женщина, которая сама хорошо устроена в своем браке, которая счастлива в своем браке, которая имеет определённую мудрость. Возможно, это родственница матери, например, сестра близка к возрасту самой девушки. Возможно, это женщина, занятая духовной практикой серьезно. Как говорят, древние тексты, «хорошо знакомая монахиня» также может быть наставницей. Поэтому сама тема конфликта, она не уникальная. Конфликт отцов и детей, матерей и дочерей не уникален. Потому что в большинстве случаев каждой мамой руководит не столько ожидание счастья или пожелание счастья своей дочери, сколько страх, не безосновательный страх, о том, что результаты неудач дочери в её личной жизни лягут на плечи матери в форме детей, которых надо будет поочередно забирать из садиков и отводить в школы, решать жилищные вопросы дочери и т.д.

00:05:45 Именно поэтому матери настаивают на том, чтобы дочери главным образом обращали внимание на образование. Что на самом деле является, дорогие мамы, кто меня слышит сейчас, давайте честно сознаемся, является целенаправленной программой по воспитанию матерей-одиночек. Т.е. если упор делается в воспитании дочери, в наставлениях, которые ей даются, на то, чтобы она уделяла внимание своему образованию, имеется ввиду образованию академическому, а не вопросам устройства своей жизни, тем более, что этим вопросом никто другой не занимается… Если были бы альтернативы, если были бы те, кто серьезно занимался вопросами устройства брака девушки в то время, как она изучает какие-то науки, то в этом случае ещё как-то можно было говорить. Но теперь зададим вопрос: кто заниматься будет браком наших дочерей, если они будут учиться? Учиться долго, учиться нудно, заканчивать по пять курсов, затем поступать в магистратуру, затем переходить к практической деятельности. А затем вспоминать в ужасе, что им уже сейчас, на момент окончания всех этапов обучения и работ, им уже 30, а, может быть, дальше больше лет.

00:07:14 И шансы на устройство личной жизни у них хотя и достаточно велики по-прежнему, но вера, в то, что «я могу встретить самого дорогого человека и, самое главное, привлечь его в свою жизнь, уже не велика». Потому что привлекательность девушки максимально велика в 16 лет. Вся чистота её, красота проявлена именно в этом возрасте. А это как раз тот возраст, когда родители больше времени напирают на своих детей, давят на них с вопросом о том, где они собираются дальше учиться и что они вообще думают о своей дальнейшей жизни. И стоит девчонке сказать, что «я нигде не собираюсь учиться, я замуж выйду», то мне легко достаточно представить, да и вам, дорогие слушатели, тоже легко представить, что такая девушка услышит в ответ от своей мамы. Поэтому тактика поведения – это действительно очень тонкий момент, серьезный. О нем мы сейчас будет говорить в связи, в том числе, с Вашими астрологическими данными также.

00:08:20 Но прежде, чем я продолжу свой ответ на вопрос Кати, я хотел бы вместе со всеми слушателями Аюрведа-радио сегодня поздравить её с днем рождения, потому что в её данных… Обычно я не столь скрупулезен, не так приглядываюсь к данным, но я увидел 20 марта 1984 года. Поздравляем Вас с днем рождения! Надеемся, что этот эфир, консультация, будет для Вас приятным подарком. Аплодисменты в студии. Продолжим.

00:08:56 Итак, прежде всего, исходя из положения Вашей астрологической карты, надо сказать, что брак – очень важная составная Вашей жизни, важный аспект Вашей жизни. И по природе по Вашей также партнерство является самым важным аспектом. Т.е. Вам очень трудно понять не только направление, в котором Вам нужно двигаться в жизни, трудно понять, насколько успешно Вы двигаетесь в жизни, насколько успешно проходит Ваша самореализация, насколько Вы раскрываете себя, каким образом влияют на Вас те знания, которые Вы получаете. Т.е. очень трудно оценивать своё движения, свой прогресс без того, чтобы рядом находился человек, благодаря которому и при помощи которого можно было понять, что все в порядке, что, говоря языком кинематографа, в Багдаде все спокойно. Т.е. для Вас второй человек нужен как зеркало, чтобы видеть, что если этот человек счастлив, то, значит, «в моей жизни все в порядке, т.е. я делаю все правильно». Если он несчастлив, то это тоже будет значить, что Вы делаете что-то неправильно, но, по крайней мере, есть какой-то ориентир. Потому что мы бываем несчастливы по причинам, совершенно не связанными с окружающими. И, к сожалению, близкие люди часто на себя берут, делают выводы неправильные из нашего плохого настроения или тяжелого периода жизни, они обвиняют себя.

00:10:39 Но для Вас это очень важно – иметь рядом человека, для которого Вы могли бы жить и, не скажем сразу «посвятить всю свою жизнь», но хотя бы постоянно рядом был человек, в которого Вы могли бы смотреться как в зеркало, видеть себя целиком. Т.е. пока Вы одна, Вы в какой-то степени представляете половинку человека. Там можно сказать о любом человека, разумеется, особенно в отношении супружества и брака. Мы всегда немножко не полны, пока не встречаем родственную душу. И это процесс встречи близкого человека очень-очень сложный. Он сложен не потому, что не под силу пройти все этапы построения отношений, а он сложен потому, что его надо изучать. И гораздо проще сказать своей дочери, что давай-ка, дорогая, поступай в ВУЗ или думай о карьере, развивайся, кто что может тебе предложить… Ответ такой на вопрос: «Что может предложить мужчина?», обычно у матери любой уже есть ответ, сожалению: «Ничего». Причем, ни один мужчина не может предложить ничего. Это необоснованный скепсис родителей, матерей. И поэтому давление, которое оказывается на дочерей с целью, чтобы дочери развивались, получали карьеру, в какой-то степени оправдано. Но оно оправдано больше не желанием счастья в жизни дочери, а в большей степени страхом. Но страх относится к категории невежества, согласно ведам.

00:12:26 Несмотря на то, что мама не очень позитивно настроена по отношению к ведическому знанию, к семинарам, вот одна вещь, которая была бы полезна. Не навяжешь, не возможно навязать человеку знания, но одну вещь полезно знать: всё, что делается в невежестве – оно страдание от начала и до конца. Другими словами, любое воспитание ребенка, основанное на страхе, на страхе того, что останется одна, на страхе, что не сможет содержать себя, страхе того, что родятся дети в разведенном браке, а потом будет влачить своё существование, бороться за жизнь также, как мама это делает иногда… Т.е. не редко мамы очень сильны в этом своем убеждении, потому что их жизнь является с их точки зрения определённым доказательством того, что в этом мире ни на кого положиться нельзя. Но на самом деле это определённое предательство. Т.е. мы начинаем массовое производство матерей высокообразованных, кредитоспособных, но матерей-одиночек, которые будут давать воспитание дочерям в абсолютно том же направлении, имея собственный опыт ненадежности мужчин, так как попытки найти надежного не было сделано, а если и были, они были очень жалкими, эти попытки. Потому что основное время посвящалось карьере, получению образования в угоду матери, которая, как я уже говорил, в свою очередь не приложила никаких усилий для того, чтобы устроить личную жизнь дочери. Потому что существует невежество в этом вопросе, согласно которому люди убеждены, что устраивать тут нечего, дети сами выбирают. Дети сами выбирают.

00:14:21 Очень коварная позиция в этом смысле родителей. Простите, родители, что я сегодня вас так ругаю. Но просто больно смотреть на это. Девушки приходят на консультации, и ситуации очень тяжелые. Они чувствуют, что время идет, они чувствуют, что должны получить какую-то поддержку, потому что выбор спутника на всю жизнь – это процесс, в котором вероятность ошибки очень велика. Стало быть, нужно иметь позволение ошибаться. Нужно уметь строить отношения, уметь прекращать отношения и вырабатывать такую философию, такую концепцию, что бояться нужно не расставаний с молодыми людьми, а бояться надо разводов. Нужно встретиться и расстаться с таким количеством людей, определённым количеством молодых людей, что позволит, в конечном счете, выбрать того самого, с кем расставаться не придется никогда, не будет такой причины. Поэтому, не давая никакой поддержки, считая, что это складывается само, матери при этом вмешиваются в процесс выбора, т.е. с одной стороны матери как бы отказываются от ответственности, когда любая мама, мамы, если вы меня сейчас слышите, если у вас есть такая точка зрения, такой взгляд, что дочери должны выбирать сами себе спутника жизни, то в этом случае вы должны полностью передать в руки дочери этот процесс и не вмешиваться в него больше. Если же вы считаете, что ваша мудрость, понимание вещей и интуиция 100% правильные, а интуиция матери практически работает безотказно в понимании того, подходит ли человек дочери или нет. По сути родители являются самыми лучшими астрологами в плане выбора спутника жизни.

00:16:17 Но, к сожалению, большинство матерей не имеет такой силы внутренней, духовной, не имеют такой уверенности, защищенности, к сожалению, это не по их вине также, чтобы взять на себя ответственность просто прямо, что этот человек «на мой взгляд не подходит тебе». Или смело сказать: «Я думаю, что вы будете счастливы, несмотря на то, что сейчас непонятно, что этот человек может тебе предложить, где он заработает и т.д.» Что вообще может предложить человек, которому 22-24 года? О чем вообще речь? Мужчина, и то не каждый мужчина, может предложить женщине что-либо, какую-то стабильность, на сегодняшний день, как правило, не раньше 30 лет. Означает ли это, что любая девушка должна искать себе спутника только среди людей за 30? Что, в общем-то, рискованно, потому что к 30 годам большинство мужчин как-то уже определяются с семейной жизнью, и искать оказывается негде. Или она должна сама ждать до 30 лет, пока она дождется разводов в тех семьях, которые перешагнули этап четвертого десятка лет в своей жизни? И тогда пытаться? В чем? Я не понимаю общею концепцию матерей в отношении того, каков взгляд на супружество дочери.

00:17:42 На мой взгляд, эта концепция очень мрачная, этот взгляд очень пессимистичный. Он лишен веры в то, что человек может быть счастлив, что дочь может получить покровительство. Не безосновательно с одной стороны, потому что мы живем с вами в очень суровом мире, но это отнюдь не… Это даже увеличивает вероятность того, это должно увеличивать нашу веру в то, что девушке особенно важно получить покровительство, и особенно нужны вера и силы для того, чтобы найти самого близкого человека, под чьей защитой находиться здесь, в этом сложном месте, в это нелегкое время. Поэтому тактика, какаю рекомендуют ведические писания, поведение, манеры поведения в отношении родителей – это почтение. Обязательно почтение. Вступать в споры и конфликты – это вещь совершенно… занятие неблагодарное, потому что девочка так или иначе психологически, психически связана со своей матерью. Ничего, кроме беспокойства своего ума от таких противостояний, от таких конфликтов она получить не может. Поэтому, самое сильное, что можно рекомендовать, что обязательно нужно рекомендовать, это найти себе зрелую, искреннюю, свободную от зависти старшую подругу или наставницу, с которой бы можно было советоваться в вопросах личных отношений.

00:19:30 Для каждой девушки это самая важная вещь в её жизни, самый важный аспект. Потому что личная жизнь является самой важной. И если советоваться с подругой, которая делает попытки, тоже не имея знания, нее имея мудрости житейской в этих вопросах, то вдвоем можно наломать дров. Если руководствоваться статьями из журналов, то можно ещё больше создать себе в жизни проблем, к сожалению. Потому что знания, которые излагаются сейчас в прессе, представляются девушкам в отношении того, как построить отношения, к сожалению, они лишь частично правильные. Если бы они абсолютно были бы не верные, то люди, возможно, не читали бы. Они частично правильные, они привлекают. И у людей появляется вера, что «если я буду действовать так, то я достигну успеха». Чаще всего это приводит к разочарованиям. В конечном счете, читая любое издание, надо отдавать себе отчет, что оно, издательство, всего лишь ставит себе задачей продать как можно большее число экземпляров этого журнала, но не достижение благополучия и счастья читателей. Надо реально смотреть на вещи. Если даже в статье написано в очень приятном стиле с очень красивыми розовыми фотографиями, тем не менее, источник, во-первых, не проверен, во-вторых, каковы цели?

00:21:07 Цели источника знаний как девушке построить личные отношения, каким образом построить, найти человека, который был бы покровителем её на всей её жизни. Очевидно, что родители дисквалифицировали себя полностью, т.е. практика консультативная как среди юных девушек достаточно, так и среди взрослых женщин – матери не только не являлись воодушевлением определением к тому, чтобы найти свою половинку, но чаще всего причиняли очень большие проблемы, очень большие страдания, эмоциональные переживания. Поэтому, как сказал классик, спасение утопающих становится на сегодняшний день делом рук самих утопающих. Т.е. каждой девушке приходится овладевать новой техникой устройства личной жизни самостоятельно. Это не новость. Потому что сейчас браками детей, браками девочек не занимается никто. Такой практики нет, она утрачена. Поэтому приходится изучать девушкам самостоятельно эти знания, изучать от начала до конца, поскольку ну, если сравнить с технической сферой, изучение или освоение навыков того, как найти близкого человека – его можно было бы поставить на один уровень с изучением сверхзвукового самолета. Если человек, который считает, что, «поскольку у меня есть права для вождения, например, мотороллера или велосипеда, то, поскольку это тоже техника, точно также смело могу садиться за штурвал самолета», то, скорее всего, это приведет к аварии. Поскольку это более серьезно.

00:23:03 Вождению самолета научиться трудно. И, кроме того, довольно рискованно. И проблема в том, что поднять в воздух возможно такую крылатую машину, возможно, удастся, но, как говорят эксперты, специалисты, гораздо сложное дело – это посадка. Точно также с браком. Выйти замуж для любой девушки не составляет особых проблем. Выйти замуж просто как факт – это не проблема. Самая большая проблема – это остаться замужем. Если девушки не выходят замуж, они не выходят только по причине, что боятся, что не удастся там остаться, и поэтому нечего рисковать, нет смысла рисковать. В этом смысле это определённая наука и её надо изучать глубоко, и изучать, самое важное, под правильным наставничеством. Потому что это наука практическая. Сегодня вы узнаете о том, как строить отношения, а завтра вы уже делаете первые шаги и, возможно, сталкиваетесь с первыми проблемами. И, может быть, с результатами первых маленьких ошибок.

00:24:09 Для этого вам нужна поддержка и нужен совет всегда. Практически 24 часа в сутки. Это очень серьезный процесс. Потому что когда девушка строит отношения, отношения тем более глубокие становятся, чем, скажем, более круглосуточнее становятся. Есть ситуации – почти размолвки, есть дни, когда мы почти расстались, девушка очень сильно переживает, что, возможно, отношения идут, так сказать, на разрыв, поэтому 24 часа в сутки девушке нужна поддержка, нужен человек, к которому можно было самый момент напряжения позвонить и спросить: «Что мы дальше делаем?» И, возможно, лучше ничего не делать. Это самое важное. Если есть такие люди, с кем вы можете беседовать так или задавать вопросы – это очень здорово. Нужно стараться служить им, стараться выражать свою признательность, почтение, стараться им как-то помогать, возможно, дарить подарки для того, чтобы просить их любезно о встрече, об общении, заходить в гости к ним или приглашать самим в гости. Если нет, то такого человека обязательно надо найти, но до дет пор, пока вы ищите, мы можем предложить вам такие консультации и семинары, которые мы проводим как на Аюрведа-радио, так и в сети на других сайтах, на других страничках интернета.

00:25:45 Поэтому, первое, что нужно сделать для Вас – тактика, это сохранить определённое уважение к маме, постараться эти вопросы, в принципе, вообще не обсуждать, потому что начиная их обсуждать, Вы только начнете переживать более. Беспокойство мамы передастся Вам. И Вам труднее будет понять, чего хотите. И Вы потеряете уверенность в том, что это хороший человек. Самое безумное, что молодые люди могут делать на этапе, когда только познакомились – это задавать вот такие очень странные, на мой взгляд, вопросы: «Что он может тебе предложить? А где он зарабатывает? И т.д.» Потому что на протяжении достаточно долгого времени здоровым видом отношений между девушкой и юношей – это просто встречи, в которых каждый представляет себя с лучшей стороны из того, что он имеет. А девушка имеет много, когда юна, молода, со всей своей привлекательностью. Точно также и в мужчине может быть… Молодой человек может быть внимательным, заботливым. Он может восхищаться ей, говорить ей очень приятные слова, писать восторженные sms и письма. Т.е. речь не идет о том, кто что кому может оплатить. Нигде не сказано, что любые отношения, которые начинаются у девушки, должны начинаться как с будущим мужем. Это безумие! На самом деле это безумие. Девушки делают так по одной причине, что они бояться, что эти отношения осквернят их, что в конечном счете она будет осквернена этими отношениями, что возникнет какая-то поспешная близость, испортится репутация в глазах окружающих, так как она уже не с ним, они уже «не ходят». Знаете, у русских есть такое: «встречаются», «ходят», «спят» и «живут». Вот четыре категории общения.

00:27:40 И девушки бояться того, что репутация будет испорчена. И для того, чтобы избежать этого, они внутри себя, в своем сердце, часто объявляют досрочно, что «этот человек – мой муж». Что, собственно, и является началом конца. Это является началом маленькой трагедии. Потому что для того, чтобы найти близкого человека, как я уже говорил, необходимо встречаться. Встречаться больше, чем с одним молодым человеком. К вещей радости Вашей мамы, чтобы она запуталась в вопросе кто и что Вам может предложить, и когда Вам может предложить, и когда Вам переезжать. Надо, как говориться, сбить противника со следа. Трудно устраивать террор, когда за дочерью ухаживает три молодых человека. И у одного из них такие-то качества, у другого другие. Кто-то хорошо зарабатывает. Кто-то очень тактичен и чуток, но, может быть, не материально не устроен. Пусть это будет определённой загадкой для мамы.

00:28:48 Поэтому сам факт, что отношения развиваются линейно только с одним молодым человеком у девушки – сам по себе не очень желательный момент. Потому что в этом случае она оказывается не защищена. Во-первых, не защищена от самой себя, от тенденции женского ума привязываться. Если мужчина присутствует в жизни женщины какое-то время, привязанность возникает автоматически. Если это время насчитывает хотя бы несколько месяцев, полгода или, не дай Бог, год, то расстаться с ним уже практически невозможно безболезненно. Несмотря на то, что девушка может начать подозревать, что этот человек не тот, с кем она хотела бы прожить всю жизнь. И вот эти разговоры, извиняюсь, немного параноические о том, «что он может предложить?», «собираешься ли ты за него замуж?», а ещё лучше спросить «не беременная ли ты от него?», т.е. у мам иногда и такое бывает, такие номера отпускают, начинать читать лекции на счет преждевременной беременности и т.д. В этом у нас, у родителей много компрометирующего материала в плане нашего параноического поведения. Поэтому самое лучшее, если при разговоре с мамой стали бы вежливыми, нельзя сказать, что холодными. Вежливыми, несколько отстраненными и достаточно уважительными. И если разговор заходит не в то русло, надо постараться, хотя я понимаю, что это трудно, надо постараться как-то от него отойти, от этого разговора.

00:30:29 Поэтому я желаю Вам, чтобы Вы этот вопрос могли изучить. Это первое. И во-вторых, чтобы Вы поверили, что имеет право на ухаживание, на внимание более чем одного молодого человека. Это не значит, что я забираю у Вас того человека, пытаюсь отнять. Но здоровое положение вещей, если девушка пока не определилась и не решительно настроена развивать отношения, причём счастливо, не от страха, что ничего лучше не будет, а счастливо решила развить, углубить отношения с одним молодым человеком, то, в этом случае крайне необходимо познакомиться ещё с двумя. Если же Вы решительно настроены развивать эти отношения, в чем могут быть определённые перспективы, т.е. действительно, многие позитивные мужские качества этого молодого человека очевидны, в том числе и склонность к духовному, что обычно не означает склонность к материальному. Люди, которые стремятся к счастью, к поиску знаний как достигнуть счастья, чаще всего они не ставят акцент на материальной сфере, но это не значит, что этот человек должен стать нищенствующим монахом, и поэтому никак не может стать для Вас прибежищем и защитой.

00:31:54 Стало быть, изучение знаний – раз, касающихся отношений. Если Вы решили эти отношения раскрыть отношения глубже в понятиях, то дайте время. Прекратите эти обсуждения с мамой на счет того, кто за кого за муж собрался. Поставьте себе, что «мы просто встречаемся». Просто встречаемся. Для того, чтобы не появилось большое беспокойство, как я уже говорил в уме, чрезмерная привязанность, лучше не рассматривать этого человека как будущего мужа. Даже если Вы питаете к нему самые нежные и самые чистые чувства. Для всего нужно время. На самом деле найти близкого человека чаще всего не такая простая задача. Но эта задача достойна наших усилий, нашего терпения и времени. И если Вы в какой-то момент поймете, что Вам нравится этот молодой человек, что Вам нравится быть с ним, разговаривать с ним, но, тем не менее, не настолько, это очень важный момент, не настолько, чтобы понять, что Вы любите его. Очень важный момент, которого многие не знают. Оказывается, можно прийти к такому осознанию, к такому пониманию ситуации, что «я люблю этого человека, но не настолько, чтобы выходить за него замуж». Чаще всего мы тяготеем к каким-то полярным решениям: «если я его люблю, то должна выйти за него замуж». Или «я его не люблю, тогда нам незачем быть вместе».

00:33:26 И раз «я не могу сказать, что я его не люблю», а тут ещё и мешает эта привязанность возникшая за время общения девушки и молодого человека, трудно сказать, что «я равнодушна к нему», то вывод тогда напрашивается автоматически – вторая крайность, ситуация, представляющая вторую крайность: «я должна выйти за него замуж». Так вот очень полезная формула для всех девушек и женщин, которые сейчас слушают, эта формула звучит так: «Я люблю этого человека, он очень много мне дал, у меня с ним было проведено очень много времени светлого, позитивного. Он много сделал для того, чтобы я раскрылась и стала такой, какая сейчас есть, но, тем не менее, я люблю его не настолько, чтобы посвятить ему всю жизнь». Большинство женщин считает это предательством. А я говорю, что большим предательством, во много раз большим предательством будет, если девушка чувствует, что она не имеет полноты чувств, а девушки более проницательны в этом плане, и, тем не менее, соглашаются выйти замуж. Это предательство будет самой себя. Это предательство будет по отношению к мужчине, поскольку он бы мог, возможно, быть большим счастьем для кого-то еще. Это предательство для тех детей, которые будут рождены в браке, в котором нет полноты любви.

00:34:44 Поэтому можно любить человека, а можно любить многих людей. Но близкий человек – это особенная абсолютно категория. Родственная душа. Особенная категория. Встретить его нелегко, но для этого есть знания, для этого есть поддержка высших сил. Для этого, в конце концов, есть люди, которые готовы дать вам знания, совет, поддержку. Поэтому, как только Вы найдете таких людей, такую женщину, Вы сразу же почувствуете, что проблема отношений с мамой больше не стоит так остро. Потому что сейчас Вы апеллируете к единственному прибежищу в вопросах… Человека, который решает в Вашей жизни многое и, кроме того, человека, с которым совсем не хотелось бы, я понимаю, портить отношения перспективами выйти замуж за человека, с которым Ваша мама никак не станет… Поэтом, просто не напрягайте эти отношения. Двигайтесь своим путем, смело знакомьтесь, общайтесь, следуйте знанию, исследуйте знание построения семенных отношений. И тогда со временем Ваша мама просто увидит, что Вы просто счастливы, что Вы получаете много внимания от мужчин, что контролируете процесс. Она станет более снисходительной лично в отношении Вас. Так вот в день рождения я хотел бы ответить на этот вопрос. В день рождения Кати.

00:36:29 ВЕДУЩАЯ: Я присоединяюсь к поздравлению Кати Русланом. С днем рождения, Кати. Потому что на самом деле вот так вот попасть на Аюрведа-радио в день рождения… Может быть, она сейчас где-то празднует, а, может, и слушает Аюрведа-радио, кто знает. Итак, Руслан, я зачитаю следующее письмо.
Р. НАРУШЕВИЧ: Да, пожалуйста.
ВЕДУШАЯ: Оно тоже не сильно маленькое. Но и не сильно большое. Прислали его к нам из Владивостока. И разница с Москвой 7 часов! И я не знаю, слушают ли там сейчас Аюведа-радио, потому что там уже давно пора спать. И тем не менее, мы проконсультируем.

00:37:06 «Я мама двух мальчиков: 9 лет и 2 года. Все время в сложившейся ситуации, так как я нахожусь все время дома, занимаюсь младшим ребенком, старший находится под моим непрерывным контролем. Сейчас он в 3 классе. Всегда учился очень хорошо. С 8 января на заочной сессии, которая продолжалась 3 недели, я уезжала из дома в 7 утра и приходила в 7 вечера. За детьми смотрела няня. Учеба моего сына резко нарушилась. Если раньше он учился без троек, то появились даже двойки. Поведение и в школе, и дома, стало плохим. Учитель просто недоумевает, что случилось с ребенком. Две недели я пытаюсь ему помочь, но пока результата нет. Я тоже после учебы не могу прийти в равновесие, т.к. сильно изменилась и домашняя ситуация. Хотела бы попросить Вашей помощи в плане совета. Первый вопрос: не было ли чрезмерным моё влияние на процесс обучения ребенка, и как я могу сейчас ему помочь? Учитель его постоянно подгоняет, а он не успевает. За 2,5 года учебы никогда такого не происходило. Он расстраивается из-за того, что у него не получается. И вопрос второй: правильный ли был мой выбор времени выучиться на логопеда? Прошла только одна сессия. Их ещё будет пять. В общем 3 года». Такое письмо нам прислала Элла. Пишет Вам благодарности, Руслан.

00:38:44 Р. НАРУШЕВИЧ: Спасибо Вам, Элла, за письмо. Письмо такое очень серьезное, глубокое. В то время, как ситуация, я думаю, не особенно оригинальная, как от побережья Балтийского моря, вплоть до побережья Тихого океана женщины сталкиваются, впрочем, как и, наверное, везде в мире, сталкиваются с похожими проблемам. Но особенно в России, на постсоветском пространстве такие проблемы образования ребенка, такое отношение, такое беспокойство до сих является явлением очень распространенным. Потому что мы с вами как родители прошли определённую школу, подверглись определённому стилю воспитания. И мы пытаемся этот стиль воспитания перенести на наших детей. Я должен разочаровать всех родителей-слушателей сегодня вечером: эти методы совершенно не работают. Они практически не работают совсем. И Вы, как будущий логопед, как человек, обучающийся, в принципе, педагогической профессии, столкнетесь с этим ещё очень-очень много раз. И я надеюсь, что достаточно быстро сделаете правильные выводы из этого. Поверите в то, что действительно дети, которые рождаются и подрастают сейчас – это совсем другая категория живых существ.

00:40:27 До сих пор такого типа людей не приходило на эту планету. Ученые начинают писать о том, что появились неслыханные доселе дети индиго. И что эти дети не похожи на детей прежних поколений и т.д. Пытаются понять, что же это за такая особенная психика, что это за особенная структура. Поэтому, самое большое, что меня напугало в Вашем письме, как мальчика, т.е. как мужчину, который когда-то был так же, как Ваш Илья Сергеевич, был тоже ребенком. Меня напугали слова «находится под моим непрестанным контролем». На мой взгляд, именно в этом, как раз, основная проблема. Дело в том, что ребенку незачем, мальчику вообще незачем находится под непрестанным контролем. Потому что любовь, которую необходимо получить ребенку мужского пола, отличается полностью, категорически отличается от любви и внимания, которые необходимы девочкам. И Вы сейчас делаете то, что хотели бы, чтобы делали по отношению к Вам. Т.е. фактически Вы ведете себя так, как сама в 7 лет хотели бы, чтобы относились к Вам взрослые: давали бы опеку, чтобы Вы были всегда под контролем, чтобы всегда до Вас было дело и т.д. Но мальчик, когда начинает подрастать, особенно в период с 7-9 лет, когда он переходит в новую фазу развития своей психики, нуждается именно в мужском виде любви. А этот мужской вид любви в первую очередь – это доверие.

00:42:14 И Вы своей заботой и любовью, или может быть любовью и ответственностью, вместе с учителями из школы потихонечку добиваете психически своего Илью Сергеевича. Потому что мальчик не может развиваться нормально, если ему дается чрезмерное внимание, если в жизнь к нему лезут, если у него спрашивают: «Как? Почему ты так? Тебе в школе тяжело или не тяжело? Давай подумаем сейчас, садись». И т.д. Пытаются вникать в его жизнь, решать его проблемы. Она ходит периодически в школу, что-то выясняет с учителями, учителя что-то рассказывают про мальчика, приходят, принимают меры. Это кошмар для меня, как для мужчины. Не пожелаешь ни одному мальчишке. Поэтому, то, что ему больше всего нужно – это просто чтобы Вы были счастливы. Ребенок любой воспитывается, учится хорошо, сотрудничает со взрослыми, делает то, что они от него ожидают в меру своих детских сил, а мы иногда ожидаем во много раз больше, благодаря только одному механизму – желанию порадовать своих родителей. Вас порадовать невозможно, исходя из Вашего письма. Потому что, во-первых, у Вас есть младший ребенок, которому тоже нужна Ваша забота, а, во-вторых, потому что Вы начали учебу. И у меня есть такое подозрение, что Вы начали учебу для того, чтобы стабилизироваться материально. А это такой довольно, как принято говорить, толстый намек на то, что в Вашей супружеской жизни дела идут не очень хорошо. Далее. Если дела не очень хорошо идут в супружеской жизни, та любовь, которую Вы хотели бы направлять на близкого человека, Вы сейчас обрушиваете на своего Илью Сергеевича. И на самом деле ребенок находится под жутким прессом.

00:44:07 И трудно представить, чтобы кто-то мог оставаться, как говориться, в здравом уме и спокойном состоянии души под таким суровым давлением, таким пристальным вниманием учителей, матери. Кроме того, никто не доволен. Т.е. мало того, что все проявляют внимание, которое мальчику не нужно, мальчику нужно больше доверие. Дело в том, что да, у него могут быть спады определённые в учебе, потом все восстановится и все будет в порядке. Но не хватает у Вас на это смелости. Я точно знаю, что не хватает у Вас на это смелости, потому что идея такая: «если его бросить, а как же он сам? Надо же ребенком заниматься». Ребенком заниматься – это материнская идея. Это идея влезть по уши в жизнь ребенка, быть там безвылазно и все контролировать, каждый сантиметр. Вот эта фраза Вас нечаянно выдала: «Ребенок находится под моим непрестанным контролем». Представьте, что нам, мальчишкам, до лампочки. Нам не нужен совершенно непрестанный контроль. Мы хотим, чтобы мама давала нам любовь в форме доверия. Хотим, чтобы нам доверяли, что мы можем быть не дебилами без непрестанного контроля. Так, чтобы даже если учительница беспокоилась, боюсь, что у учительницы проблемы эмоциональные сродни Вашим, т.е. нереализованной женщины в личных отношениях делает её очень тяжелой для общения с другими. И, к сожалению, в школе, это довольно распространенной практикой является тип женщины. Учительница может быть сдержанным человеком в плане криков и ора на детей, но она может быть в таком беспокойствии, что своё собственное беспокойство переносить на успеваемость детей, на их поведение, на их развитие и т.д. И если две такие женщины встретятся, и их эмоции начинают резонировать вместе, эмоции беспокойства, то они могут просто угробить ребенка. Просто угробить ребенка.

00:46:07 Поэтому, я точно знаю, что сейчас больше всего нужно Вашему ребенку – улыбка на лице и немножко покоя. Немножко покоя с этой учебой. Немножко покоя. Потому что в конечном счете ребенок вырастает счастливым и успешным не потому, что у него хорошие оценки в школе. Если Вы мне покажете человека, который стал счастлив благодаря хорошим оценкам в школе – я буду очень удивлен. Потому что в моей консультативной практике таких людей вообще не было. Не видел ни одного счастливого человека, который был бы счастлив, потому что в школе у него были одни пятерки. Поэтому, рассматривая Ваши обе карты астрологические, я должен сказать, что, первое, Вам крайне необходимо, чтобы решить вопрос успеваемости ребенка, пусть Вам это покажется странным, но Вам крайне необходимо наладить свою личную жизнь. Для этого, возможно, Вам придется чуть-чуть нажать на тормоза в отношении Вашей учебы. Почему – секрет очень прост: женщины, которые бросаются в учебу, погружаются в учебу так, как Вы об этом пишете, вплоть до того, что ребенок с няней находился с 8 января, на заочную сессию три недели уходили из дома в 7, приходили в 7 вечера. Знаю, зачем Вам это надо. Вам это нужно для того, чтобы погрузиться настолько во все это, как наркотик, чтобы не чувствовать своих собственных проблем. Для того, чтобы не надо было думать и вспоминать о том, что Ваша личная жизнь не до конца устроена или не устроена вообще.

00:47:38 Это удобно Вам, возможно. Но это совершенно неудобно детям. Потому что они не видят Вас счастливой. Ребенок может достигать успеха, только делая попытки для себя маленькие, чтобы видеть радость на лице матери. Мать, которая вместо того, чтобы стать счастливой, пытается забыть, забить свою несчастливость работой, тем самым не оставляет ребенку никаких шансов получить главный стимул к его учебе. Поэтому, что произошло с ребенком – отчасти, Вы правильно, конечно, написали: учеба ухудшилась, потому что началась Ваша учеба. Но проблема не в том, что Вы учитесь, а в том, что Вы не делаете того, что делало бы Вас счастливой. Вы, может быть, станете эффективной как психолог, как логопед. К этому Ваша астрологическая карта большие предпосылки дает. Есть показатели очень серьезные. Ваша речь имеет зрительное качество. Хотя, честно сказать, с таким положением часто можно встретить врачей, которые сами раньше болели тем, от чего лечат. Поэтому, есть такое подозрение, что у Вас самой в детстве был какой-то маленький дефект речи, который, возможно, Вам удалось исправить. И теперь Ваша речь имеет практически мистическую силу. Вы здорово можете помочь другим в этих проблемах.

00:49:19 Кроме того, у Вас есть очень сильный потенциал по воодушевлению. Но он до сих пор не включен. Потому что просто напросто закрыто Ваше сердце. Потому что Вы не имеете поддержки, защиты и того, что у русских принято называть, «сильного плеча рядом с собой». Из-за этого Вы свои негативные эмоции, своё беспокойство нечаянно транслируете на своего ребенка. Даже если Вы себя очень корректно стараетесь вести. Когда ребенок чувствует такое состояние матери, у него не только сил учиться нет, у него желание жить может потихонечку начать пропадать. Дети, к счастью, оптимисты, у них тяга к жизни большая. Поэтому, самоубийства детей, к счастью, явление редкое. Но когда ребенок видит рядом с собой несчастливую мать, он сначала прилагает какие-то усилия в том, от чего, якобы, может быть, в каких сферах от него ждут успехов. Потом он просто не хочет делать ничего. Это естественно. Потому что живя рядом с матерью, которая несчастлива, внутренне и глубоко несчастлива, ребенок не только учиться, он может даже не хотеть жить.

00:50:33 Но дети, к сожалению, не могут Вам сказать об этом. Об этом только я могу Вам сказать. Потому что ребенок не умеет проговаривать свои эмоции. Для этого просто надо быть с ним рядом. Для этого просто надо с ним разговаривать. На что, к сожалению, у Вас, наверное, нет времени. И тут нет упреков в Ваш адрес. Без всяких упреков. Поэтому, если бы Вы смогли заглянуть, что называется, в глаза этому мальчику, своему дорогому Илье Сергеевичу, Вы поняли бы, что дело в Вашей семье совсем не в учебе. Есть гораздо более сложные проблемы. Есть гораздо более серьезные проблемы эмоционального порядка. Он просто переживает за Вас. Переживание за Вас – это попытки радовать Вас, присущие любому ребенку. Они пока что не увенчались успехом. И, естественно, это логично для развитого живого существа – если что-то не работает, пробовать что-то еще. Если не удалось с помощью учебы порадовать маму, не удалось совершенно. Его успехи не вызывали… Они были приняты как данное. Это я могу с уверенностью сказать. В лучшем случае «ну, молодец, Илюша. Молодец, хорошо». В худшем случае просто были проигнорированы. Просто Вам было не того. Иногда у нас даже нет времени похвалить своих детей, отреагировать на то, что они делают.

00:52:01 Поэтому учитель может недоумевать. Это его ситуация. Вообще-то учитель должен «доумевать». Работа учителя всегда «доумевать». И если учитель недоумевает, то не надо на него обижаться, но и никаких выводов из того, что он говорит, тоже делать не надо. Он становится педагогом, чтобы всегда «доумевать». Поэтому, не составляйте компанию и не начинайте вместе с учителем на пару недоумевать. Постарайтесь просто дать мальчику то, что ему нужно. А ему нужно две вещи. Первое, дать ему Вашу любовь и поддержку. А второе – дать ему проявить негативные эмоции. Это очень важно. И то, что он переживает сильно за свои результаты, а вернее, за их отсутствие в школе – это, отчасти не Ваша вина. Это естественный процесс. Ребенок чувствует, что он не столь же успешен, как прежде. И самое большое, что его пугает, опять-таки, что если хорошей учебой он не смог Вас порадовать, то плохой учебой он, скорее всего, просто введет Вас в депрессию. Такое опасение, что «мама из-за меня будет очень несчастлива». Кстати, Вы подтверждаете его прогнозы. Вы его прогнозы активно подтверждаете. И этот страх, что «мало того, что я не смог сделать счастливой свою маму, так я сделал её ещё и несчастной. Я совершенно не понимаю, что надо сделать для того, чтобы она была счастлива».

00:53:33 Она может любого человека ввести в такое психическое состояние, от которого он будет приходить в себя на протяжении не одного десятка лет, чувствуя себя неудачником, чувствуя себя неспособным сделать ни одного человека счастливым. Чувствуя, что он бессилен. Бессилен достигнуть каких-то успехов в своей жизни. Достигнуть высот, развиться. К сожалению или к счастью, придется посмотреть на весь процесс гораздо больше и глубже, чем нам удобно обычно. Нам очень удобно зацикливаться на свидетельствах учителей о поведении и энтузиазме в учебе ребенка. Но смотреть на это надо глубже. К сожалению, когда Вы приглядитесь, Вы скорее всего увидите, что, в общем-то, надо начинать с Вас в первую очередь.

00:54:33 ВЕДУЩАЯ: Как отбиваться от учителей, которые так настойчиво говорят, что «ваш ребенок погряз в тройках-двойках, неужели вы не воспитываете его и пр.» Вот такое выслушиваю! Ужас!
Р. НАРУШЕВИЧ: Я могу Вам дать рецепт моей мамы. У нее была одна мантра, которая помогла мне остаться более-менее психически здоровым человеком, чего нельзя сказать об одноклассниках позже, когда в жизни пришлось решать свои проблемы. Это фраза такая: «Детей надо баловать». Говорила моя мама: «Детей надо баловать. Только тогда из них вырастут настоящие бандиты». Это была фраза, по-моему, из мультфильма «Снежная королева».
ВЕДУЩАЯ: Шикарная фраза. Я даже представила себе глаза учителя русского и литератутры лично моей дочери, она будет в шоке!
Р. НАРУШЕВИЧ: Ну, шок иногда очень полезная вещь на самом деле. Не надо бояться шока. Скорее страшнее тот анабиоз, в котором мы живем. Тупо просто ходим по одним и тем же схемам. И, разумеется, если мама так говорит, это не подразумевает, что ей плевать. Ни одной матери на свете, практически, не плевать на судьбу своего ребенка. Но этой фразой, если она сказана в правильном настроении, можно дать понять, что «дорогие мои, меня совершенно не волнует ваша система образования, ориентированная на достижение результатов, главным образом, чтобы отчитаться перед Министерством образования и получить свою зарплату. Меня интересует мой ребенок, чтобы он сохранил человеческие качества, сохранил здоровую психику. И пусть он у меня будет последним двоечником, но, по крайней мере, он будет у меня хорошим мальчишкой».

00:56:18 Это очень важный фактор. Учителям это трудно принять, потому что они хотят сотрудничать с родителями, но они не понимают, что базы для сотрудничества нет. Потому что методички, система обучения, количество уроков в неделю, отчетность в процессе учащегося – это все дела, которые не имеют никакого отношения к развитию ребенка. Никакого! Это может иметь значение в карьере учителя и в зарплате преподавателя математики, но никакого отношения к здоровью, счастью ребенка и к развитию его личности не имеет совершенно. Поэтому, сотрудничества на сегодняшний день просто не может быть вообще с учителями. Если учитель, конечно, не является человеком, что называется, от Бога, который игнорируя все догмы, все установки администрирования, бюрократические установки в школе, он при этом остается человеком, который в первую очередь старается дать свою заботу, старается дать свою любовь, старается увидеть в детях те лучшие качества, которые в них есть, а не сосредотачиваться на их успеваемости. Поэтому это серьезная и глубокая проблема. Проблема не одной женщины, проблема не одной Эллы Рыбаковой, которая прислала нам письмо из Владивостока.

00:57:35 ВЕДУЩАЯ: Замечательно. И все же я буду стараться быть хорошей мамой. Повторите, пожалуйста, ещё раз фразу: «Детей надо баловать. И только тогда…»
Р. НАРУШЕВИЧ: …из них вырастут настоящие бандиты».
ВЕДУЩАЯ: Можно ли такую фразу сказать учителю, имея у себя дочь?
Р. НАРУШЕВИЧ: Веды на самом деле говорят о том, что у матери, особенно для ребенка до примерно 7-9 лет, т.е. в раннем возрасте, когда складывается его природа человеческая, человеческие качества: вера в то, что есть любовь, забота, главной функцией матери является защищать ребенка от террора окружающих. И, в принципе, в школе главная функция мамы – это не ходить на собрания и выслушивать то, чем недовольны учителя, а потом дома устраивать головомойку. А защищать своего ребенка, во-первых, от опасных одноклассников. Бывает так, что среда, в которой учится ребенок, настолько плохая, что все знания, которые ребенок получает в школе, никогда не оправдают того шока, тех травм, которые он получает в школе. И второе – должны защищать от бездарных учителей. Т.е. от тех людей, которые в школе иногда, не хочу обидеть, я очень уважаю людей, которые посвящают себя этой профессии, но, к сожалению, очень много людей в школе работают на сегодняшний день, профессиональный выбор которых остается загадкой не только для окружающих, но и для них самих. Поэтому да, это обязанность родителей – защищать, от издевательства над детьми, а не сотрудничать учителями.

00:59:17 ВЕДУЩАЯ: Замечательно. Мне вообще безумно понравилось то, что Вы сказали непосредственно Элле, отвечали на вопрос. Я тоже очень многое поняла. Остается только самим научиться правильно воспитывать своих детей. И скорее даже не воспитывать, а просто быть им хорошим другом. Правильно я понимаю, Руслан?
Р. НАРУШЕВИЧ: На самом деле воспитание – у нас не правильное понимание этого слова. То, что на самом деле детям нужно – это чтобы им была дана возможность сотрудничать с нами. Чтобы у них была возможность сотрудничать с нами. Потому что процесс воспитания обоюдный. Они тоже нас воспитывают. И я хотел бы, чтобы учителя, если кто-то сейчас в эфире слушает нашу передачу, если есть педагоги, учителя, чтобы они простили меня, пожалуйста, за вот такую резкость. Я не говорю это как бы безосновательно, потому что сам проработал достаточное время в школе. И картина, я думаю, что мной не приукрашена. Многие слушатели согласятся. И это не в укор учителям. Условия, в которых этим людям приходится работать и стараться дать знания, стараться сохранить свои человеческие качества, крайне сложные. Поэтому здесь нет обвинений с моей стороны. Здесь просто констатация факта.

01:00:46 ВЕДУЩАЯ: Я слышала такую фразу, когда, допустим, говорят, что детей не нужно воспитывать, потому что воспитывают детей в колониях. Детей надо выращивать. Потому что дети – это цветы нашей жизни. Не знаю где слышала, но мне кажется, что это правильная фраза, да?
Р. НАРУШЕВИЧ: Более правильная.
ВЕДУЩАЯ: Хорошо. Спасибо, Руслан, за эфир. Замечательная информация, я просто в восторге. Думаю, что наши радиослушатели тоже. Жалко, что очень мало отзывов присылают. Уважаемые радиослушатели, пишите отзывы. Думаю, они порадуют не только меня, но и Руслана. Спасибо большое, Руслан, что сегодня были с нами.
Р. НАРУШЕВИЧ: Всего хорошего и до новых встреч. Всем наши пожелания счастья из Риги. Всего хорошего.
ВЕДУЩАЯ: До свидания. А Кати мы ещё раз поздравим с днем рождения. Будьте счастливы, Кати! С днем рождения!

транскрибирование: Ксения Чуйкина | Калуга | Россия | 05 August 2012