Близость христианства и ведической традиции

фестиваль "Садху-Санга" - 24 сентября 2009
Кришна не вмешивается ни в чью жизнь. Близость христианства и ведической традиции. Поддержание вместо разрушения. Милосердие должно быть по отношению к каждому. Поиск Абсолютной истины. Веротерпимость. У каждого свой уровень духовного развития. Помощь в духовном развитии. Доказательства существования души. Что такое «хорошая проповедь»? Откуда разночтения и противоречия в Библии и христианских писаниях. Трансформация Еваегелие от Марка в Евангелие от Иоанна. Шри гуру пармапара - цепь ученической приемственности.
лекция для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 4
длительность: 01:22:21 | качество: mp3 64kB/s 37 Mb | прослушано: 7659 | скачано: 3222 | избрано: 63
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Кришна не вмешивается ни в чью жизнь

00:00:15 Мы будем говорить с вами на достаточно тонкие темы. Кришна говорит в Бхагават Гите что мы не должны возбуждать умы других людей. И безусловно не следует возбуждать умы тех, кто уже следует какому-то духовному пути. Это не наше дело – ходить и наказывать кого-то, осуждать. И даже не наше дело пытаться поменять их веру в какую-то другую. …Не наше это дело, мешать кому-то в их духовной практике. Потому что даже сам Кришна этого не делает. Кришна не вмешивается ни в чью жизнь. И люди, сами люди находятся на разных уровнях развития. И в соответствии с их конкретным уровнем развития они практикуют ту или иную религию. Из Бхагавад Гиты мы узнаем, что существуют религии в различных гунах благости.

00:01:53 Что касается нас, то многие из нас это выходцы из христианской традиции. Именно поэтому мы должны знать эту традицию, которая окружает нас сейчас. И мы должны быть способными говорить о ней так, чтобы никто не был оскорблен. Какую бы веру не исповедовал человек, общаясь с вайшнавами такой человек должен выходить обогащенным, понимая, что он что-то обрел от этой беседы. И такова деятельность в гуне благости.

00:02:47 В гуне благости мы сохраняем то, что уже есть и добавляем то, чего не хватает. Кришна сам говорит об этом в Бхагавд Гите [неразборчиво]: «Я добавляю то, чего не хватает людям». Но в гуне страсти мы пытаемся что-то изменить. В этой гуне мы пытаемся действовать засчет разрушения чего-то другого. Такова гуна страсти.

00:03:37 В гуне невежества же мы полностью уничтожаем все. Уничтожаем храмы, мечети, для того, чтобы установить собственные идеи. Наша проповедь брамманическая. Это значит, что если мы видим, что кто-то практикует духовную жизнь, и это хорошо, может быть эта практика несовершенна, но мы не беспокоим человека.

00:04:18 Я вчера рассказывал об этом и может быть многие из вас были, когда Шрила Прабхупада был в Германии, он разговаривал со многими и также он встречался с одним католическим монахом. Это был брат Мануэль. Он сейчас является аббатом в одном из самых крупных монастырей в Германии. Шрила Прабхупада заметил, что у него были четки. И они были слегка другие, чем обычно у католиков, они были чем-то похожи на наши. И Прабхупада спросил у него: «Что ты делаешь этими четками?» Он сказал: «А я следую русской православной церкви, которая идет давно от отцов пустыни».

00:05:37 Это течение берет (имеет) свои корни в четвертом веке от Святого Августина. И эти люди практиковали медитацию и разработали специальную методику молитвы – использовали для этого четки. И это называется исихазм. Можно в интернете посмотреть об этом. И они разработали эту традицию и Иисусовы молитвы, они молятся на четках.

00:06:28 Возможно вы слышали об этой горе в Греции, Афон, да? Это рай для брахмачари. Туда не допускают женщин, только мужчины. И все там русские, хотя само место в Греции, и их методика – это воспевание на четках. Если вы мужчина, вы можете прийти туда, если женщина, то не получится. И это очень древняя традиция, они воспевают на четках. В действительности есть книга на русском даже об этом, которая называется «Филокалия» [1], посвящена воспеванию Святого Имени.

Близость христианства и ведической традиции

00:07:36 Мы видим, эта традиция в действительности очень близка нашей. В ней присутствует разработанная теология о воспевании святого имени. В конце концов, мы живем в кали-югу, и это значит, мы должны воспевать имена Бога. И точно также Иисус говорил, что отец на небесах, и мы должны воспевать его имена. И также, когда Шрила Прабхупада увидел эти четки у монаха, он спросил: «А что ты делаешь с ними?» И тот сказал: «Я следую русской православной традиции и воспеваю имена Бога». И Прабхупада спросил: «А что за молитва, какие имена там?» И там молитва звучит как: «Господе Иисусе Христе, сыне Божий, пожалуйста, помилуй меня грешного». Это известная «Иисусова молитва». И Прабхупада не стал говорить, что Иисус – это не имя же Бога. Прабхупада понимал, что этот человек убежден, что Иисус это Господь. И зачем беспокоить его? В конце концов, он обращается к Господу!

00:09:19 Как, например, вот как Вас зовут? Артем? Артем. Артем. Артем. Вот, я подхожу к вам и подношу какие-то красивые цветы и говорю:
– Дорогой Дмитрий, пожалуйста, возьми эти отличные цветы.
– Нет, иди, иди в ад! Прочь! Я не знаю тебя. Потому что меня зовут не Дмитрий. Меня зовут Артем.
Но Кришна знает, если мы обращаемся к нему. Даже если имя не совсем точное. В конце концов, Иисус это же сын, он не Отец. И все же Кришна удивительно милостив, он принимает молитву каждого. Поэтому Прабхупада не стал спорить с этим человеком. Он сказал: «Здорово!» И затем сказал: «Но там же говорится – пролей на меня свою милость, будь милостив. И это значит, вы тоже должны быть милостивы к животным».

00:10:42 В Новом Завете есть стих, где Иисус говорит, что «благословенны милосердные, потому что они смогут обрести милость Господа». Вы должны быть милосердны, чтобы обрести милость. Нельзя просто так убивать животных. Потому что, если вы убиваете их, о какой милости идет речь? Если Вы убиваете, значит Вы не милосердный и не можете ждать милость Бога. И поэтому, когда Прабхупада услышал эту молитву: «Господи, помилуй меня грешного», Прабхупада отметил: «вы должны прекратить убивать животных».

00:10:43 Очень аккуратно, он выдвинул этот момент. Он также объяснил ему, что само слово «Христос» происходит от «Кришна». Но самое главное, что он подчеркнул – «вы не должны есть животных. Воспевайте эту молитву, прекратите кушать животных, и Господь непременно спасет Вас». И это классический пример проповеди в гуне благости.

Поддержание вместо разрушения

00:12:22 Мы ничего не разрушаем. Если мы видим какое-то благочестие в человеке, мы должны подчеркивать и говорить, что это очень здорово. Но, пожалуйста, не убивай животных. Будь добр ко всем. И таким образом, мы поддерживаем их практику. Мы восхищаемся тем, что они ходят в церкви, мечети, в синагоги. Потому что, если бы не было всех этих церквей и мечетей, куда бы эти люди ходили? Им же нужно куда-то ходить. Не все находятся на высочайшем уровне преданного служения, поэтому все эти религиозные институты, безусловно, имеют своё место. Кто-то, может быть, не может следовать всем религиозным принципам, кто-то не может оставить мясоедение – им нужно идти в церковь. Очень просто. Если вы не можете следовать всем регулирующим принципам, то для вас остается церковь, мечеть, иначе вы потеряетесь.

00:14:03 Поэтому мы должны понимать, что все эти другие религии и традиции имеют своё место. Они заботятся об определённом классе людей. Прабхупада никогда не критиковал, наоборот он ценил, когда люди посещали церкви, мечети. Он встречался со многими христианскими монахами, епископами, слушал их философию, как вот с этим кардиналом - очень большая личность. Кардинал – это очень высокая должность в католической церкви. Прабхупада очень хорошо общался с ним о религии. Но в конце он спросил у него:
– А что Вы кушаете? – Мясо. – И Прабхупада рассмеялся. – Ну, тогда Вам придется родится тигром в следующей жизни.

00:15:31 Прабхупада никогда не смешивал философию, не шел на компромисс. Но, в то же время, он не причинял никому беспокойств. И это искусство, искусство проповеди заключается в том, что мы не заставляем никого рыдать или проливать кровь, никаких беспокойств. Если человек уже утвердился в каком-то религиозном пути, зачем беспокоить его? Наоборот, нужно вдохновлять, и говорить, что ты можешь ещё кое-что добавить. Просто не убивай животных. Потому что Иисус говорил: «То, что ты сделал меньшим из своих братьев, ты это делаешь мне».

Милосердие должно быть по отношению к каждому

00:16:37 Кришна – это Господь, отец каждого. [Неразборчиво] «Я отец всех живых существ». И он говорит: «Я нахожусь в сердце каждого живого существа, Господь каждого». И не важно, как называют Господа – Аллах, Иегова – очень много имен. И не стоит беспокоить никого. Наша миссия вовсе не в этом. Но мы можем им помочь, добавив кое-что ценное. Сказать им, что если вы станете вегетарианцами, вы добавите к своей духовности. Потому что религиозность и религия – это значит милость.

00:17:47 Быть милосердным к одним, но жестоким к другим – это вовсе не хорошая философия. Наша жизнь должны быть целостной. Милосердный, значит милосердный к каждому. Не так, что мы милосердны к христианам, но жестоки к иудеям. Или мусульмане милосердны к своим, но жестоки к индусам - это вовсе не милосердие. Каждый должен по достоинству оценивать других. Не беспокоить людей. Если мы можем помочь им чем-то в их духовной жизни – это очень здорово.

Поиск Абсолютной истины

00:18:40 Итак, много людей в разных совершенно духовных традициях, которые при этом неудовлетворенны. Они не могут найти там все ответы на свои вопросы. И начинают оглядываться по сторонам. И в Бхагават Гите Кришна называет таких людей « Ищущими Абсолютную Истину», тех, кто не удовлетворены тем, что их окружает.

00:19:21 Есть другие, они любознательны. Множество людей. В Росси, в Германии, везде. Которые уже даже отчаялись и не ходят в церкви. Возможно, у них родители были атеисты. Или какие-то иллюзии рассеялись у них. Вот как раз такие люди – это хорошие кандидаты, чтобы стать сознающими Кришну, потому что они ищут. Они не нашли, но говориться, что «ищи и ты найдешь». Если кто-то серьезен в этом поиске, он, безусловно, найдет Кришну, нет сомнений. Ведь говориться «ищите и найдете, стучите, и вам откроют», об этом говорит Библия.

00:20:28 И в любой стране мы можем найти много таких ищущих людей, которые оставили свою традицию, церкви или синагоги, мечети, потому что они были неудовлетворенны этим. И это люди, которым мы можем проповедовать. И много преданных как раз приходят из таких людей.

00:20:58 Другими словами, мы не являемся соперниками, конкурентами кому-то. И вовсе не хотим никакого соперничества. У нас есть нечто очень ценное, чтобы предложить, зачем нам просто соперничать? Мы можем просто общаться с теми, кто не удовлетворен и находится в поиске. И вместо того, чтобы они стали атеистами, лучше пусть они станут «хари Кришна». Или чтобы они стали наркоманами, пили водку и бегали за женщинами? Пускай лучше они придут в движение «хари Кришна» и начнут воспевать святое имя. Не так ли?

00:21:50 В действительности, никому не стоит бояться движения оCознания Кришны. Потому что, не наша миссия – воровать чью-то паству. Настроение преданного – не брать, наше настроение в том, чтобы отдавать. Отдавать всем. Если кто-то христианин, мы поможем ему стать ещё лучшим христианином. И если человек вообще не знает, что делать со своей жизнью, мы можем предложить ему стать преданным, посвятить свою жизнь этому.

Веротерпимость. У каждого свой уровень духовного развития

00:22:34 Наша проповедь должна быть абсолютно в гуне благости. Вся история мира записана кровью, потому что одна традиция борется с другой. Мы вовсе не хотим продолжать этот путь. Мы терпимы. Мы готовы признать, чтобы человек поклонялся тому, чему ему хочется. Мы вовсе не отклоняем людей с этого пути. Наоборот, мы глубоко оцениваем.

00:23:20 Если человек приходит к нам и задает какие-то вопросы, мы безусловно дадим ответы, все очень просто. Еще раз, все находятся на разном уровне духовного развития, и не все могут следовать высоким принципам Cознания Кришны. Погрузиться в философию интимных взаимоотношений Радхи и Кришны, это очень высокая философия. Прабхупада говорил, что это не для масс, не для толпы. Это для людей особого класса. Для тех, кто серьезны. Которые хотят иметь что-то еще. Которые ищут более глубокий смысл.

00:24:18 Долгое время я проповедовал в Ирландии, являющейся католической страной. Сто процентов католической страной. И я никогда не устраивал какие-то драки и споры с церковью. Я посещал множество монастырей, говорил со священниками, и всегда оставлял о них хорошее впечатление. Часто бывало, что путешествующие преданные санкиртаны стучали в дом такого священника и просили у него переночевать. И священник позволял им даже ночевать в церквях.

Помощь в духовном развитии

00:25:16 Мы были очень осторожны. Так чтобы не быть конкистадорами в этом деле. Потому что наша проповедь была в гуне благости. Мы сохранили то, что уже есть, и добавляли нехватающее. Кришна очень четко говорит об этом в Бхагавад Гите, что не стоит беспокоить умы тех, кто не знает полностью. Мы должны вдохновлять их в их деятельности, и занимать их в духе преданности. Как в частности, распространяя книги, вы просите кого-то купить ее. Он может принадлежать совершенно разной традиции, но он покупает книгу. Может быть, он не будет читать, положит на полку или отдаст кому-то. Но человек может двадцать лет ходит в церковь, открыть эту книгу и понять, что: «О, здесь много интересного! Я присоединюсь». А человек, который дал пожертвование за книгу, он совершает огъято-сукрити. Это обозначает случайное преданное служение.

00:26:58 Есть беседа между Харидасом Тхакуром и Господом Чайтаньей. Господь, безусловно, зная все ответы, спрашивал у Харидаса Тхакура множество вопросов. И Господь Чайтанья спросил: «Как все эти люди могут обрести какое-то благочестие?» И Харидас Тхакур ответил, что, прежде всего, они должны совершить какое-то случайное сукрити.

00:27:41 Кришна говорит: «Не беспокойте умы невежд. Вы должны вдохновлять их. Так, чтобы они были заняты в духе преданности». Вы продаете книгу, берете какой-то прасад, берете пожертвование, и таким образом этот человек совершает огъято-сукрити. Со временем, оно перерастет в нестоящее сукрити. А человек откроет книгу. Может быть, он умрет, но в следующей жизни… и внезапно он в следующей жизни посмотрит в зеркало и увидит, что волос-то нету – я же преданный «хари Кришна», побритый.

00:28:36 Распространяя эти книги, мы создаем очень много новых преданных. Многие из них, может быть, не станут преданными в этой жизни, но это случиться в следующей. Как говориться в этом стихе из Бхагавад Гиты [читает стих на санскрите] как говорится в этом стихе, что на этом пути нет потерь, и любое продвижение избавляет человека от его величайшего страха. Для большинства людей, то, что мы можем сделать, это как раз распространить книгу, дать им какой-то прасад, получить пожертвование, провести киртан. Не обязательно устраивать какие-то сложные философские дебаты, которые они не поймут.

00:29:37 Я приведу пример. В 1974-м году Шрила Прабхупада приехал в Амстердам. И за пять минут до того, как приехал Прабхупада, ещё никого не было в аудитории. И [Хамсалюда], который был в JBC там в то время, предложил выйти, на улице устроить киртан и начать всех созывать на праздник. И в скорее все помещение было забито местными хиппи. Они носили эту прически, набитые ЛСД головы, гашишем, ну, в общем, стимуляторы употреблявшие. Они все были под наркотиками. И Прабхупада зашел в эту комнату и начал киртен. Пропел « Джай Радха Мадхава», посмотрел на этих людей и засмеялся. «Ну посмотрите, эти люди бесполезны. Просто дайте им прасад. Проведем просто киртен, и я еду дальше». И Прабхупада ушел.

00:31:19 Мы накормили всех прасадом. И Прабхупада хорошо знал, что эти люди не поймут эту философию, ведь это «Раджи видья, раджи вухьем» - самое высшее знание. Для того, чтобы быть в этом месте и понять философию, нужно обладать благочестием сукрити, другого пути нет. И каждый, кто сидит здесь, безусловно, обладает каким-то запасом благочестия сукрити. То есть, идея в том, что здесь собрались действительно очень особенные люди, эксклюзивный клуб так скажем. Конечно, все могут, кто угодно может прийти сюда и послушать Кришна катху.

00:32:50 Люди, которые приходят к сознанию Кришны – это очень ценные, особые люди. И это те несколько слов, которые я хотел сказать, подчеркивая, что цель семинара – обогатить, а вовсе не в том, чтобы стягивать кого-то и критиковать. Все это о том, чтобы добавить что-то полезное. Чтобы дать больше. Чтобы помочь каждому. Будь он христианин, муслим или хинду, мы можем дать и помочь каждому – вот наша идея. Такова проповедь в гуне благости. Поэтому не стоит бояться.

00:33:46 И это была первая часть того, что я хотел сказать. На это момент есть ли какие-то вопросы у вас? Хорошо.

Доказательства существования души

00:34:14 Когда приходят новые люди, какие темы мы должны обсуждать с ними? Тема должна быть о том, что мы - не тело, а душа, являемся частичками Господа, должны служить Ему. Первое, что мы должны обсуждать – это всегда разница между душой и телом. Для многих это уже целая революция, радикальная идея. Идея о том, что ты всегда существовал и никогда не умрешь. Тело может умереть, и оно умрет обязательно. Но тебе уже множество миллиардов лет. И ты никогда не умрешь; вечность - значит нет начала и нет конца.

00:35:23 Помните, вам было пять лет. Вы были таким маленьким мальчиком. Я помню, когда я был таким же, в детском саду. И мое тело уже было тогда большим. Они называли меня «толстячок». И мне это не нравилось. Когда я кушал, все падало мне на живот. Я был единственным ребенком, которому нужно было что-то надевать, чтобы не пачкаться. Я был толстый и всегда пачкал свою рубашку. Ну и кто помнит это? Душа в теле. В семь лет, я помню, как убежал от своей матери. В десять лет отец купил новую машину и поставил её в гараж.

00:36:31 [А можно звук режиссеру сделать погромче? Нормально так?]

00:36:53 Когда мне было десять лет, отец купил новую машину и поставил её в гараж. Мне было десять лет. Оставил ключи там. Я вошел, повернул ключ и въехал в стену. В общем, не смешно было.

00:37:25 Когда мне было семь лет, мы ехали из Голландии в Германию. Голландский сыр очень дешевый, Голландия известна своим сыром. Германский сыр наоборот дорог. И поэтому мой отец купил огромную головку сыра и прятал её под сиденьем, чтобы на таможне не заметили. И на таможне спросили:
– Мистер Бринкман, у Вас есть что-то, заявить, что вы везете?
– Нет, ничего нет.
– А что там, у тебя же сыр там лежит!
– А, у Вас там сыр, мистер Бринкман?
Мы ехали дальше, он остановил машину и ударил меня по лицу.
– Зачем ты это сделал?! Ты всегда говорил мне быть честным!
Он сказал:
– Ну, не всегда!

00:38:57 Я был очень маленьким мальчиком, и я помню эту. Я помню первую девушку. Я никак не мог поцеловать её в первый раз. Тогда я был молод и красив, у меня были длинные волосы. А сейчас… Я помню, когда женился, когда появились дети. Но тело при этом все время меняется. И объяснить им, что та же самая личность смотрит этими глазами, как через окна, и получает этот опыт различных тел.

00:39:45 Тело меняется. Эмоции меняются. Если я выпью бутылку водки, мои эмоции поменяются. Если вы дадите мне бутылку водки сейчас, я, наверно, по-русски заговорю. Итак, тело меняется. Эмоции меняются. Но вы всегда остаетесь той же личностью. Это очень важный момент. И Кришна говорит, что глупцы не могут понять этот момент. Как тело все время меняется, а душа переселяется. Как в пятнадцатой главе, седьмом стихе он говорит, что любой… Кришна говорил, что глупцы не могут понять, как душа переселяется из одного тела в другое. Я не говорю, что вы все дураки, кто не понимает реинкарнацию. Кришна сам сказал об этом. Все очень просто.

00:41:21 И если вы встречаете кого-то, и он говорит, «что-то я не понимаю эту вашу реинкарнацию», можно ответить – потому что ты глупец! Потому что об этом в Бхагавад Гите сказано.

00:41:52 И самое первое, что мы должны рассказывать людям, что они не являются этим телом – они являются душой. А душа, она ни христианская… Точнее, ни католики, ни православные, ни белые, ни черные, ни американцы, ни русские и так далее. Первый урок, «[Ахам брахмнасин]» - «Я есть брахман». И уже этим вы дадите людям огромные знания, они будут потрясены. Это совершенное не секстанское знание. Трансцендентное.

Что такое «хорошая проповедь»?

00:42:31 Как вы общаетесь с кем-то, кто является религиозным фанатиком? Вы занимаетесь служением Кришне. Не нужно спорить с ним. Как-то раз я ехал с одним человеком в поезде, в Ирландии. И он был очень жесткий фанатик. И он говорил, что если ты не обратишься к Иисусу, то отправишься в ад и не сможешь никогда спастись. И я ему стал говорить ему:
– Ну, вот смотри, я воспеваю святые имена хари Кришна, я вегетарианец…». Но он не слышал, он говорил:
– Нет, ты всё равно пойдешь в ад.
Я ему сказал:
– Я не верю в такую философию!
– Почему?
Я сказал:
– Позволь задать вопрос: сколько у тебя денег в кармане?
– А какое это имеет отношение к нашей дискуссии?
Я повторил вопрос:
– Сколько денег у тебя в кармане?
– Ну, сто долларов.
И я сказал:
– Иисус, говорил об этом, что «то, что ты делаешь меньшему из своих братьев, ты делаешь мне». И, по-твоему, никого не может быть более низким человеком, чем преданный хари Кришна, да? И смотри, Иисус говорил обо мне, я и есть тот самый меньший твой брат. То, что ты делаешь мне, ты делаешь и Иисусу. Дай мне пятьдесят долларов, иначе я не поверю в твою религию. Дай мне эти деньги, иначе я не поверю.
– Ну хорошо, держи.
Я сказал:
– Да, ты хороший христианин.
Вот это хорошая проповедь.

00:45:06 Очень хорошо. Вы не ссорьтесь, не беспокойте, используйте его собственные описания… Используйте его собственные описания, чтобы занять служением Кришне – вот таков образ действий, и об этом наш семинар.

00:45:34 Мы не должны находиться в невежестве относительно учений других традиций. Мы должны показывать людям, что просто применив свои собственные учения, вы сможете идеальным образом понять Кришну. Идеально. Как Прабхупада говорил: «Если вы поймете Иисуса, вы поймете Кришну». И у нас замечательная философия. И у нас нет врагов. У нас вообще нет врагов, все друзья. Будь религиозный или атеист, глупец или профессор, мы всегда видим его как душу. Не пытаемся вводить его в беспокойство. Пытаемся помочь. И занять этих людей служением Кришне, точно так же как я сделал с этим фанатиком. Я мог бы с ним спорить десять тысяч лет на эту тему. Но мы бы никогда не пришли ни к какому выводу. Этот человек был как бы идеологически в заключении, в тюрьме. Он не мог мыслить свободно. И если у человека нет этой свободы мышления, с ним не о чем говорить. Можно общаться лишь с теми, кто открыт. И вот таков мой ответ вам. Не стоит никого беспокоить. Мы здесь, чтобы помочь, чтобы улучшить. Если кто-то сбит с толку, не знает, что делать – мы скажем ему что делать. Когда они готовы – тогда готовы.

00:47:41 И Прабхупада говорил, что «лошадь, испытывающая жажду, найдет свой водоем». И точно также я могу вам сказать, что в России тысячи и тысячи таких жаждущих лошадей, которые не могут найти духовного удовлетворения. Они искали в разных местах и не смогли найти это удовлетворение. Вот это как раз люди, к которым мы обращаемся. Никого не беспокоим, никого не крадем. Мы ищем и обращаемся к таким людям, которые неудовлетворенны и находятся в поиске, которые ищут что-то другое. Вот наша идея.

00:48:37 Есть интересный пример. Классический пример. Во времена Иисуса, когда правили римляне. Римляне были очень жестокие. И один из римских генералов, он пришел в Иерусалим в 33 году до нашей эры. Варос. Генерал Варос. Он пришел с тысячами римских солдат. И в первый же день в городе он набрал тридцать три тысячи юношей и распял всех. За один день тридцать три тысячи людей. Для того, чтобы просто показать, «насколько мы могущественны. Принимайте наше правление, или вы все умрете». И таково было римское правление – одно лишь слово против, и вы мертвы.

00:50:07 И такова была атмосфера, в которой жил Иисус. И они спрашивали, люди приходили к Иисусу и спрашивали:
– Должны ли мы платить налоги?
И он говорил:
Покажи мне монету. Кто на монете?
– Царь.
И поэтому Иисус отвечал, что:
– Давай Цезарю цезарево, кесарю кесарево, Богу богово.

00:50:59 Поэтому, как бы, не имейте дело с этими какими-то официальными системами. Наша цель вовсе не в том, чтобы драться с кем-то. Мы вовсе не должны драться с правительством и отдавать кесарю кесарево. И Господу то, что ему принадлежит. Мы не боремся ни с какими религиозными структурами. Мы следуем вот этой поговорке.

00:51:36 И в таком случае мы не будем запутываться во всем. Самое важное для нас, это наши отношения с Кришной. И не важно, кто там, на верху, в каких обстоятельствах мы живем, мы должны развивать нашу духовную жизнь. И мы помогаем всем остальным, кто тоже хочет развиваться духовно. Если кто-то хочет идти своим путем – пускай идут, это не наше дело. Не наше дело беспокоить других. Есть множество ищущих людей, которые жаждут истины. И как Иисус говорил, что «благословенны те, кто жаждет эту истину». Для тех, кто жаждет её, есть бесконечное количество книг. У нас есть Бхагаватам, Бхагавад гита, рассказанная самим Господом Кришной. И это нельзя побить в споре. Это настолько необычная литература. Поэтому давайте искать тех, кто жаждут, и они везде.

00:53:19 По всей России буквально тысячи и тысячи таких неудовлетворенных людей, которые могут легко прийти в Cознание Кришны. Эти люди уже там и ждут. Если они не здесь, с нами на фестивале, это только потому, что мы не приложили достаточно усилий, чтобы найти их. Это все. Эти люди уже существуют. Тысячи и миллионы, которые могут прийти на этот фестиваль. Мы просто должны найти их. Харе Кришна!

00:54:16 И это было введение, для того, чтобы обозначить настроение этого семинара. И эта проповедь в гуне благости.

Откуда разночтения и противоречия в Библии и христианских писаниях?

00:54:32 А сейчас мы несколько технических моментов ещё обсудим. Если вы читаете Новый Завет. Обычно люди читают одно Евангелие за другим. И они так собирают целостную историю: из одного Евангелие из другого… То, что вы не найдете в одном Евангелие – обнаружите в другом. И так, в итоге, все сливается в единую историю. Иными словами, это как бы чтение Библии по вертикали, когда вы идете от Марка к Матфею, потом к Луке, потом к Иоанну… И все это сливается в единую целостную историю.

00:55:59 Но если вы будете читать Новый Завет горизонтально: здесь Марк, здесь Матфей, здесь Лука, здесь Иоанн… И вы начнете сравнивать, и вы найдете там очень много проблематичных ситуаций. Как, например, история «в пещере»..? что-то? Из пещеры, из пещеры… да, Иисуса, туда положили, правильно? И так вот вопрос: был он там или нет? И вот послушайте.

00:57:17 Итак, Матфей пишет: «Мария Магдолина, другая Мария, приходят к ученикам и сказали, что Иисус восстал, никто не поверил им…»

00:57:40 У Иоанна: «Один человек идет к гробнице. Она находит, что камень уже отодвинут, бежит и находит Петра, все трое идут к гробнице...» И там не было Марии, этой женщины не было, и её тоже не было… То есть, все те женщины, о которых говорилось в предыдущих Евангелие там не присутствовали. Не было никаких охранников, никакого землетрясения и никакого ангела, который двигает камни. И в этот раз двое из них входят в пещеры и находят, что она пуста, и возвращаются домой. И только Мария остается там, и внезапно появляются два ангела. Там был садовник. Позже она понимает, что этот садовник и был Иисус».

00:59:14 Вот… Теперь посмотрите – четыре совершенно разные истории. И они не только противоречат друг другу, они даже исключают друг друга. Если Матфей прав, то остальные нет. Если Марк прав, то все остальные нет. Если Лука прав, то все остальные нет. И также с Иоанном.

00:59:46 И вот так вот, если вы поставите все Евангелие в ряд и сравните их. И это лишь один пример. Иисус умирает в три различные часа в разных описаниях. И в разных Евангелиях он говорит разные вещи. Такое, очень часто мы можем встретить подобное непостоянство, и вот в чем проблема.

01:00:25 Ученые, которые исследовали эту библейскую традицию, пришли к выводу, что существует очень серьезная проблема. Что-то… Есть какая-то ошибка. Скажем, идет дело в суде. И сначала приходит первый свидетель, и в суде спрашивают:
– Что случилось?
Он говорит:
– Я видел, человек шел по улице, машина выехала и убила его (сбила).
Судья говорит:
– Хорошо, следующий свидетель.
И он говорит:
– А я видел, как человек ехал на лошади, упал с лошади и умер.
– Так… хорошо, следующий свидетель.
Он говорит:
– Там не было лошади, никакой машины, человек просто шел со своей женой, и у них был какой-то спор, и случился инфаркт. Он упал, а женщина убежала в страхе.
А четвертый говорит:
– Нет, вообще не так все было. Там летел вертолет над этой улицей, человек выпал оттуда, и, естественно, он умер.
И что же делать судье в таком случае?

01:01:57 Вот вы смеетесь. Но вот такова история. Судья просто выкинул это дело из суда. Он сказал: «Я не могу разобраться в этом. Четыре свидетеля говорят четыре разные вещи – правда или нет?»

01:02:20 И поэтому точно также среди ученых есть понимание, что библейские свидетельства не всегда отражают подлинную историю. Что-то могло быть добавлено позже. А что-то просто вырезано. Ну, это естественно. Потому что никто в те времена толком не мог писать и читать. А люди, которым проповедовал Иисус, были рыбаками.

01:03:01 Вот возьмите… езжайте во Владивосток, возьмите какого-нибудь рыбака и попробуйте объяснить ему философию [Ахам Брахмас]. Что они поймут? Никто не может писать, читать. И поэтому вполне естественно, что в Евангелие столько много вещей исказилось, потерялось.

01:03:27 Но то, что я говорю – это не мое какое-то исследование, знание. Это вполне обычные вещи. Вы просто зайдите в интернет, и вы увидите, как все страницы в интернете подчеркивают вот эту проблему библейской традиции. И там говориться, что Евангелие вовсе не были написаны вот этими личностями, как Марк, Матфей, Иоанн. Они были записаны гораздо позже – второе или третье поколение. И каждый из этих Евангелие был записан уже вне Израиля.

01:04:17 Ни у кого из этих людей не было непосредственного опыта. И вообще, единственный, кто мог писать среди этих евангелистов, был Матфей, потому, что он собирал налоги. Если вы собираете налоги для римлян, вам нужно уметь писать. И другой человек, который умел писать – это был Иуда, который предал Христа. А другие были обычные люди. Вот в чем проблема.

01:05:10 Мы знаем, что… что, вот эти вот первые три Евангелие, до Иоанна, они были написаны где-то в 80 – 85 году нашей эры, через пятьдесят лет после ухода Христа. Подумайте вот об этом, что пятьдесят лет спустя после того как Шрила Прабхупада оставил тело, все его ученики также уже уйдут. Никого не будет. И все это будет записано уже со слов предыдущего поколения. И именно вот эти вещи, записанные и изложенные следующими поколениями – это, что составляет как раз веру современных христиан.

01:06:31 Вот, это то, что я говорю, это не что-то новое, если вы откроете Британскую энциклопедию или подобные издания, вы увидите эти темы. Но это также не обозначает, что если кто-то искренне ищет Иисуса, он не сможет найти его. Если вы серьезны в отношении Господа, вы, безусловно, найдете его в любой традиции. Я знаю о многих великих христианских святых, например, как Серафим Саровский. Он практически ничего не ел и жил в лесу, воспевая целыми днями имена Господа. И, естественно, к нему пришли плоды этой практики. И хотя в самих писаниях может быть множество недостатков, или в организации, но если кто-то действительно серьезен, он найдет.

Трансформация Еваегелие от Марка в Евангелие от Иоанна

01:07:47 Сейчас я хочу ещё один технический момент объяснить. Сейчас будем такие моменты рассматривать с вами. Итак, первое Евангелие записано, Евангелие от Марка. Это самое старое Евангелие. Затем Матфей. Здесь от Луки. Интересный момент заключается в том, что история описания жизни Иисуса, которая есть в Марке, вы можете найти также у Матфея и у Луки. Хотя эти Евангелие были записаны гораздо позже. Они сочетаются друг с другом, в тех местах, где они следуют за Марком.

01:09:04 Это означает, что оба автора работали с Евангелием от Марка, у обоих он был. Они используют его книгу. То есть Марка можно найти в Евангелие от Матфея и от Луки. И, в тоже время, у Матфея и у Луки есть множество новых…нового материала. Множество новых высказываний Иисуса Христа, которых нельзя найти у Марка, но которые присутствуют в этих двух Евангелие. И, несмотря на то, что эти Евангелие писались в разных местах, и авторы не знали друг друга.

01:10:13 И ученые пришли к выводу, что должна быть некая другая книга, которая вот называется «Кью». То есть книга-источник. Книга, описывающая именно высказывания Иисуса Христа. И оба автора брали материал из этой книги. Другими словами, логика в том, что у Матфея были обе этих книги – Евангелие от Марка и вот эта книга источник. И точно также у Луки.

01:11:19 Если вы вычтите как бы математически из Матфея вот эти две книги-источник, и если вы вычтите из Луки вот эту книгу источник, вы получите Евангелие от Марка. Это называется теория двух источников. Что было два источника для этих двух более поздних Евангелие, вот так они технически были созданы.

01:11:54 Затем есть Евангелие от Иоанна. И его Евангелие очень сильно отличается от всех остальных. Мы знаем, что это Евангелие было записано во втором веке, где-то в 110 – 120 год. Практически сто лет после Иисуса. И в этой книге мы уже находим полностью развитую систему теологию. В этом Евангелие Иисус уже Господь. И вот скажем в Евангелие от Матфея мы видим такое изречение Петра, он говорит: «Господин, ты есть благо». И Иисус говорит: «Нет. Только Господь является Благом». То есть, Иисус очень четко подчеркивает, что не он изначальный Господь. Только Господь – это благо.

01:13:29 Но в Евангелие от Иоанна мы встречаем, что Иисус говорит: «Я – Свет, я Истина! И никто не придёт к Отцу, как кроме через меня». Это известное изречение, с которым мы сталкиваемся, общаясь с христианами. Это изречение из второго века. И существует множество ученых, которые считают, что это не подлинное изречение. Это изречение отражает лишь попытку вот этого нового религиозного движения как-то утвердится в обществе, обозначить себя.

01:14:24 Если вам кажется, что вы как-то ненадежно обустроены, вы начинаете преувеличивать. Вот давайте подумаем чуть-чуть. Если человек находится на действительно высоком уровне духовности, и он станет вот на красной площади и скажет:
– Я Истина и Свет, и никто не придёт к Отцу, кроме как через меня.
Люди сразу разойдутся. Они скажут:
– Да тебе врача надо повстречать.
Великие души, они не говорят о себе и не привлекают внимания к себе. Они говорят о Господе. [Сататум кертенте маво] – они всегда воспевают славу Господу. И из этого мы видим проблемы, существующие в Евангелие от Иоанна.

01:15:41 Я изучал сравнительное религиоведение в Германии. И обнаружил, что даже множество христианских ученых подтверждают, что это Евангелие не слишком достоверно. И вы должны знать об этом, что если кто-то подходит к вам с этим изречением, что «никто не приходит к Отцу кроме как через меня», можно ответить – ну, ты думаешь, что Иисус сказал это. Но это же из писания, записанного во втором веке. Есть множество ученых, не согласных с этим. И даже во времена Шрилы Прабхупады люди выдумали о Прабхупаде множество – вот Прабхупада сказал то, сказал сё.

01:16:41 Как-то я был в Париже, Шрила Прабхупада сидел на [вьес-асане], и после лекции один человек сказал:
– Ну как же, вы говорили в лекциях, в прошлом, вот так и так.
И Прабхупада ответил:
– О, а я никогда не слышал такого.

01:17:17 Было очень забавно услышать об этом, как Прабхупада говорил, что существует очень много вот этих вещей, Прабхупада сказал то, сказал сё – многое из этого ложно. И даже несмотря то, что сейчас люди умеют писать и читать, есть возможности записывать аудио, видео, и всё равно люди будут выдумывать что-то свое.

01:17:53 И поэтому, когда люди говорят, что это святой дух, который вдохновлял написать эти писания, мы можем видеть проблемы, содержащиеся в этой идее – что есть вот эти четыре разные истории у гробницы. Но ведь святой дух не делает ошибку. Наверняка должно быть какое-то влияние человека. Поскольку люди непременно ошибаются. Это естественно. Поэтому мы должны смотреть, ну, особым образом на эти писания.

Шри гуру пармапара - цепь ученической приемственности

01:18:45 Если вы встречаете каких-то последователей того или иного писания, мы должны быть сострадательны к этим людям, потому что у них есть проблема, из-за множества разногласий в их писании. У нас нет такого. Это не так, что в одном месте Бхагавад гиты Кришна говорит одно, а в другом совсем другое. Наши писания целостны и плюс к этому, у нас есть шри гуру парампара. И если такой цепи ученической преемственности нет, Кришна говорит, что «если отсутствует гуру парампара – знание теряется, уходит».

01:20:07 И вот это два непременных условия, которые всегда должны быть, - совершенность описания и преемственность учителей. Прабхупада объяснял это как два рельса на железной дороге. И они должны быть абсолютно параллельны друг другу. Если одно лишь отклоняется, то поезд сойдет с рельс. И, если вам, как-то вот вы попали в такую традицию, где нет гуру парампары, и там где нету целостности и стабильности в писании – это значит, что у вас большая проблема. Но, к счастью, мы не в такой ситуации. Вся слава Шриле Прабхупаде.

01:21:19 Мне кажется, я смогу вам дать определённое глубокое понимание, что же происходит вот в этой сфере. В конце этого семинара у вас будет инструментарий, у вас будет лучшее понимание, которое вы сможете использовать, чтобы помогать другим. Не для того, чтобы сбивать их с толку. И в тоже самое время, вы гораздо сильнее утвердитесь в целостности нашей собственной традиции. Такова милость Шриле Прабхупаде.
Пожалуйста, возвращайтесь завтра, здесь будет ещё много интересного.

1. Добротолюбие (греч. φιλοκαλείν — Филокалия) — сборник духовных произведений православных авторов IV—XV веков. Большая часть текстов принадлежит к традиции исихазма. Сборник составлен Никодимом Святогорцем и Макарием из Коринфа и был впервые опубликован на греческом языке в 1782 году.

транскрибирование: Олег Волков | Москва | Россия | 01 декабря 2010
обработка текста: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 24 декабря 2011