Совершенные вопросы и ответы

Париж - 09 June 1974
Постичь Бога можно только от человека, сведущего в науке о душе, а не с помощью умозрительных рассуждений. Парикшит Махарадж спросил: «Каков мой долг, чтобы постичь Кришну?» Не нужно слишком сильно беспокоиться из-за страданий тела, потому что страдания в материальном мире неизбежны. Вопросы и ответы о Кришне – это не обычные вопросы. Грихамедхи и грихастха. Любовь к Кришне – естественное положение души.
лекция для начинающих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 1
длительность: 00:28:56 | качество: mp3 128kB/s 26 Mb | прослушано: 17 | скачано: 44 | избрано: 1
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Лекция по «Шримад-Бхагаватам», песнь вторая, глава первая, текст первый. Прочитана Его Божественной Милостью А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 9 июня 1974 года в Париже.

00:00:13 Преданный: — Перевод: «Шри Шукадева Госвами сказал: Дорогой царь, твой вопрос достоин всяческих похвал, ибо несёт благо каждому. Все трансценденталисты единодушны в том, что ответ на него — важнейшее из всего, о чём следует слушать».

00:00:46 Шрила Прабхупада: — Итак, «Шримад-Бхагаватам» состоит из вопросов и ответов. Прежде всего «Шримад-Бхагаватам» был изложен Вьясадевой, и его услышал его сын Шукадева Госвами. Затем Шукадева Госвами пересказал этот Бхагаватам Парикшиту Махараджу в момент его смерти. От Шукадева Госвами его услышал Сута Госвами. Такова парампара. В четвёртой главе «Бхагавад-гиты» Кришна говорит: [санскрит]. «Бхагавад-гита» была рассказана Кришной миллионы лет назад Богу Солнца. Это система парампары. Наша традиция Бхагаваты, или ведическая традиция, — это не исследование.

00:02:14 Сейчас это модно. Например, теософы ищут Бога. Они начинают с самого начала, они ищут Его. И многие лидеры приходили и уходили, но они по-прежнему ищут, и они будут продолжать изыскивать многие жизни. Но это не предмет для изысканий. Это не нечто заурядное, это нематериальное. Чирам̇ вичинван [ШБ 10.14.29] Вечность, миллионы лет, если вы будете рассуждать о том, кто такой Бог, у вас ничего не выйдет. Это не вопрос умозрительных рассуждений, нет. Это знание следует получать из верного источника, идя дедуктивным путём, не индуктивным. Дело в том, что наши чувства ограничены. Из-за ограниченности собственных чувств у нас не может быть совершенных представлений о чём-либо. Мы не можем увидеть этого.

00:03:36 Есть множество тому примеров, мы говорили о них. На санскрите используется конкретный термин. Есть два пути: ароха-пантха и авароха-пантха. Ароха-пантха — значит постижение чего-либо восходящим путём. Например, эти люди пытаются отправиться на Луну, на Венеру, на другие планеты, чтобы исследовать их. Они восходят, они поднимаются туда на летательном аппарате. Но они делают это уже последние двадцать лет, но так и не поняли истинной природы Луны. Это остаётся непознанным. Они летят, хотя неизвестно, летят ли вообще. Но ситуация говорит о том, что они не летали туда, возможно, они были на другой планете. Таково моё мнение.

00:04:37 Поскольку…потому что описание их Луны не совпадает с описанием, содержащимся в «Шримад-Бхагаватам», где описывается, что Луна является одной из райских планет. Там живут полубоги высшего уровня. Тот, кто возносится на Луну, живёт там десять тысяч лет. И каких десять тысяч лет? На Луне один день равняется нашим шести месяцам. Они живут десять тысяч таких лет. Столько длится жизнь на Луне. И последователи карма-канды, те, кто совершает ритуалы, церемонии добросовестно, возносятся на Луну. Есть также и другие планеты. Это Сваргалока. Есть семь планетарных систем выше Земли и семь планетарных систем ниже. Мы живём на Бхурлоке, на средней планетарной системе. Выше неё находится Бхуварлока, ещё выше — Сварлока, далее — Джаналока, Махарлока, Тапалока, Брахмалока.

00:06:02 Это ароха, вы не можете отправиться на Брахмалоку, хотя в шастрах написано, вы также не способны отправиться на Солнце, хотя вы видите его каждый день. У вас нет прав туда отправиться. Поэтому такой путь, когда человек утверждает: «Я отправлюсь туда, опираясь на собственные силы, я сделаю это при помощи собственных исследований, собственных знаний», — всё это мошенничество, это невозможно. Не говоря о том, чтобы понять Бога, вы не можете понять даже ваше положение в материальном мире и духовный мир за пределами этого мира. Парас тасма̄т ту бха̄во’нйо [БГ 8.20]. Есть другой мир, но у вас нет никаких представлений об этом мире. Даже эта одна лишь вселенная, то небо, которое мы наблюдаем, это лишь одна вселенная, но есть бесчисленные вселенные, таков материальный мир. И за пределами этого мира находится духовный мир. Там начинается духовный мир. Там также есть планеты Вайкунтхи. Выше планет Вайкунтхи находится Кришналока. Это обитель Кришны.

00:07:31 Итак, вы не способны постичь Кришну, Бога, или Его обитель при помощи умозрительных рассуждений, восходящего процесса. Это невозможно. Вы должны вопрошать. Поэтому Парикшит Махарадж вопрошал Шукадеву Госвами: «Каков мой долг сейчас, когда я нахожусь в преддверии смерти?» Его проклял мальчик-брахман на смерть через семь дней. И Парикшит Махарадж был вполне способен нейтрализовать проклятие мальчика-брахмана. Но он решил принять смерть, поскольку подумал: «Я оскорбил отца мальчика, надев мёртвую змею на шею этого риши». Его сын рассердился: «Ты оскорбил моего отца, умри от змеи». И Парикшит принял это проклятие.

00:08:45 Итак, находясь в ожидании смерти, он оставил своё царство, семью, всё, спустился к реке, к Ганге. Поскольку он был царём, множество великих людей, даже полубогов, великих святых, пришли повидать Махараджа Парикшита на последней стадии его жизни, последние семь дней. И он спросил: «В чём мой долг?» Он был преданным с самого детства. Парикшит Махарадж был преданным Кришны. Поэтому он спросил: «Каков мой долг, чтобы постичь Кришну?» И Шукадева Госвами с радостью откликнулся на его вопросы: «Твои вопросы о Кришне достойны хвалы. Праш́нах̣ — значит вопрос. Ты спросил о Кришне, это очень, очень хорошо. Почему? Потому что это благотворно для всего человечества. Ты спросил о Кришне, и мне придётся ответить. Люди будут слушать об этом, это будет записано, и люди получат от этого благо». Лока-хитам̇.

00:10:18 В другом месте Сута Госвами говорит, когда риши спросили… царь Парикшит получает ответ от Шукадева Госвами в данном случае, а в другом месте риши, великие святые, задали аналогичный вопрос, и Сута Госвами ответил им. Итак, такого рода вопросы и ответы называются а̄тмавит-самматах̣. Атмавит — это тот, кто знает, тот, кто постиг себя. Так не называют негодяев, которые не знают, кто они. Человек — животное, тот, кто не знает, кто он есть. Если я не вопрошаю об этом: «Кто же я? Неужели я тело? Или я нечто большее, чем тело?» Если этого вопроса не возникает в голове человека, то он не человек, он животное. Животное не может задавать вопросов. Кошки, собаки не спрашивают: «Кто я?» Они страдают. Все, у кого есть материальное тело, страдают. Таково положение вещей. Если у вас материальное тело, вам придётся страдать. Здесь не причём ваше происхождение, европейское, американское. Здесь не причём цвет кожи, чёрный или белый. Если вы животное или человек, как только у вас появляется материальное тело, вы вынуждены страдать. Таковы условия в материальном мире.

00:12:02 Поэтому наше движение сознания Кришны не предназначено для того, чтобы устранять так называемые страдания тела. Если есть тело, то страдания неизбежны. Поэтому мы не должны слишком сильно беспокоиться из-за страданий тела, потому что в любом случае нам придётся страдать. Даже если вы всё очень хорошо устроите, например, в сравнении с Европой и Америкой. Бывая в европейских городах, мы видим замечательные условия для жизни, большие дома, большие дороги, замечательные машины. В сравнении с Индией, если какой-нибудь индиец приедет из индийской деревни, он подумает: «Да это же рай! Такой замечательный дом, такое красивое здание, такие красивые машины». Но вы думаете, вы не страдаете? Вы можете думать, какой-нибудь негодяй может думать, что здесь рай, но те, кто живут в этом раю, они знают, что это за рай.

00:13:15 Итак, страдания неизбежны. Как только вы получаете материальное тело. Почему мы страдаем? Мы наслаждаемся. Чем вы наслаждаетесь? Есть ли гарантия, что вы будете наслаждаться дальше? У вас замечательные здания, красивые, хорошие дороги, машины. Вы думаете, вы наслаждаетесь, вы думаете. Но есть ли гарантия, что вы будете наслаждаться и дальше? В любой момент вы можете прекратить своё существование, в любой момент. Нет гарантий. Это не наслаждение. Настоящее наслаждение — это вечное наслаждение.

00:13:56 Например, мы строим какой-нибудь дом, изготавливаем крепкий фундамент. В вашей стране они делают очень крепкий фундамент. Но каков ваш фундамент, сэр? Крепок ли он? В любую секунду почва может уйти у вас из-под ног. Так что, прежде чем закладывать крепкий фундамент, почему бы вам не укрепить ваш фундамент так, чтобы вы могли жить здесь вечно? Но у них нет этого разума. Они впустую тратят время, закладывая крепкие фундаменты в основании своих домов, но не в основании своей жизни. Их фундамент дрожит и шатается каждое мгновение. Это называется йасйа̄тма-буддхих̣ кун̣апе три-дха̄ту [ШБ 10.84.13]. Подобного рода разум — это разум животных. Животные не знают, собаки не знают. Они живут шесть-десять лет, но очень гордятся: «У меня такой хороший хозяин, гав-гав». Нет ничего хорошего в такого рода разуме.

00:15:08 Поэтому здесь говорится а̄тмавит-самматах̣. Этот вопрос одобряют те, кто постигли себя. А̄тмавит — тот, кто знает, кто он. Самматах̣ — значит одобрено. Йах̣ парах̣. Парах̣ — значит высший. Мы привыкли слушать столько всего: радио, записи и так далее. Нам хочется слушать магнитофонные записи, или пластинки, или новостные сообщения в газетах читать. Нам всё время хочется этого. Какие-нибудь громкие новости, особенно в вашей стране, миллионы газет издаются. Просто чтобы послушать о том, что происходит в мире. Но прочитав одну-две страницы, вы выбрасываете её, потому что вам надоедает. Вы уже узнали, что какая-то политическая передряга произошла, пожар где-то, ограбление. Одно и то же. Жевание пережёванного. Оно не приносит вам настоящего наслаждения. Мы видели в вашей стране, да и сейчас в нашей стране, много новых журналов. Люди посмотрят одну-две страницы и выбрасывают их, потому что они не приносят им наслаждения.

00:16:50 Хотя мне хочется слушать о разных новостях, разную информацию, но это слушание не даёт мне наслаждения. Поэтому здесь говорится ш́ротавйа̄дишу йах̣ парах̣. Это слушание не для обычных людей. Эта тема, эти вопросы, кришна-праш́нах̣, вопросы о Кришне и ответы о Кришне — это не обычные вопросы и ответы. Это а̄тмавит-самматах̣. Те, кто постигли себя, поймут это, и они одобрят это. Потому что это трансцендентная тема. Так кто-то может сказать: «Есть много тем для слушания. Это, возможно, одна из них». Нет, Шукадева Госвами говорит: «Нет, это парах̣. Это трансцендентное знание. Это величайший вопрос и ответ».

00:17:53 Кто-то может подумать: «Есть столько разных тем для слушания, возможно, это одна из них». Поэтому в следующем стихе Шукадева Госвами говорит: «Мой дорогой царь», раджендра — значит лучший из царей. Парикшит Махарадж — лучший из царей. Он готовится. Он не думает: «Сейчас я царь, я умру и снова стану царём». Он не делает таких глупых выводов. Он знает: «Я в этой жизни, может быть, и царь, но в следующей жизни я могу быть собакой». Потому что он атмавит, он знает о атме, о душе. Что атма пребывает во власти природы. Он не может сказать: «Сейчас у меня хорошее положение, я приятной наружности француз или француженка, в следующей жизни я тоже стану им или ей».

00:19:04 Какой-то поэт в Индии пел так: «Я родился в этой стране». Все любят свою страну. Такова современная цивилизация. Наполеон в вашей стране так любил свою страну, а где он сейчас, вы не знаете. Осталась лишь каменная статуя, картина. Вы думаете: «Я поклоняюсь Наполеону». Вы в действительности не поклоняетесь ему. Поклоняться нужно вот так, как мы делаем, совершаем поклонение Божествам. Но вы выставляете его статую на улице, чтобы вороны испражнялись на него. Это не поклонение, это оскорбление. Допустим, если вы думаете, что эта статуя принадлежит Наполеону, и вы выставили эту статую на улицу, чтобы вороны испражнялись, разве это хорошее поклонение? Если я скажу вам: «Встань на улице и пусть вороны ходят тебе на голову». Вот это разум. Современная цивилизация. У людей даже нет здравого смысла. Если вы поклоняетесь Наполеону, то почему бы вам не делать так, как мы, как мы поклоняемся Кришне, мы храним его в хорошем месте. А они скажут: «Это идолопоклонство». Эти негодяи скажут: «Эти глупцы поклоняются идолу». А они же поклоняются Наполеону. Очень хорошо. Посмотрите, каков их разум.

00:20:34 Поэтому, поскольку они не знают, они не атмавит, поэтому их мнение не имеет ценности. Не имеет ценности. Мы не прислушиваемся к их мнению. Здесь говорится а̄тмавит-самматах̣. Нужно, чтобы постигшие себя души одобрили это. Вот их мнение очень ценно. В противном случае негодяй может говорить: «По моему мнению». Что представляет собой ваше мнение? Мы не прислушиваемся к нему. Мы прислушиваемся к мнению Кришны и преданного Кришны. Тот, кто является чистым преданным Кришны, или сам Кришна, или его представитель — вот их мнение мы выслушиваем. Это называется а̄тмавит-самматах̣.

00:21:20 Кто-то может подумать, что эти вопросы и ответы такие же, как и все остальные. Нет, Шукадева Госвами говорит: ш́ротавйа̄дӣни ра̄джендра, мой дорогой царь. Ш́ротавйа̄дӣни — тема для слушания. Обычные мирские темы включают в себя многие тысячи вопросов и ответов. Такова жизнь. Любой бизнесмен, как только он вступает в ассоциацию бизнеса, то там они только и делают, что слушают о ставках какого-то на какой-то продукт, о ценах, благоприятно ли покупать и так далее. Но не об этих вопросах и ответах идёт речь. Нет. Поэтому говорится ш́ротавйа̄дӣни ра̄джендра. Это также не касается радиосообщений или трансляций футбольных матчей. Нет. Всё это предназначено для обычных мирян. Нр̣н̣а̄м̇ — значит обычные люди. Такого рода вопросы и ответы насчитывают многие тысячи. Почему их так много? А здесь только один вопрос, один ответ о Кришне.

00:22:52 Об этом говорится в следующей строке. Люди в общей массе — гр̣хешу. Живут дома, но они грихамедхи. Есть два слова: грихамедхи и грихастха, в ведической терминологии. Грихастха — это семейный человек. Он живёт удобной жизнью с женой и детьми. Особенно в эту эпоху, особенно в вашей стране, принятие санньясы сопряжено с большими трудностями. Санньясу не следует давать или принимать. В действительности в эту эпоху санньяса запрещена. Но если человек очень силён, он может принять санньясу. Итак, лучше оставаться грихастхой и развивать сознание Кришны. Это лучше. Не нужно принимать санньясу по собственной прихоти и творить всякий вздор. Нет. Лучше оставаться грихастхой, но не грихамедхи. Грихамедхи — это тот, кто не знает ничего, кроме как поддерживать свою жену, детей, как жить удобной жизнью, как хорошо одеваться. Это вот грихамедхи. Его центр — это квартира. Он не знает ничего более своей квартиры. Это грихамедхи. А грихастха — это тот, кто знает много всего. Он знает Кришну. Его знание выходит за пределы его квартиры.
[Обрыв записи]

00:24:41 У людей сотни, тысячи вопросов и ответов. Но грихастха, его вопросы и ответы касаются лишь одного — Кришны. Это единственная тема, интересующая его. Например, в нашем движении сознания Кришны мы не говорим ни о чём. Мы говорим только о Кришне. И если мы говорим о Кришне, мы можем сотни лет говорить о нём, и эта тема всё равно не исчерпает себя. У нас столько книг. Даже если изучать уже то, что мы издали, если мы постараемся понять даже одно слово «Шримад-Бхагаватам», это потребует сотни лет. Одно слово джанма̄дй асйа йатах̣ [ШБ 1.1.1] если вы постараетесь понять, вам потребуется сотни лет. «Шримад-Бхагаватам» так прекрасен. Продолжайте читать каждый день, и вы увидите.

00:25:43 Читайте «Шримад-Бхагаватам», «Бхагавад-гиту» каждый день, и чем больше вы познаете себя, атмавит, вы увидите, что вам будет открываться всё новый смысл. «Шримад-Бхагаватам» такой замечательный. Если вы просто читаете «Шримад-Бхагаватам», видйа бхагаватавадхих. Каков предел учёности человека? Вот если вы постигнете «Шримад-Бхагаватам», это вершина ваших познаний. Если вы познаете «Шримад-Бхагаватам», вам ничего не нужно будет больше постигать. Поэтому говорится ш́ротавйа̄дишу йах̣ парах̣. Это высшее знание.

00:26:27 Грихамедхи не знают, что есть душа, и душа вечна. И мы в действительности стремимся к счастью. К чьему счастью? Это счастье души, это счастье Кришны. Мы стараемся защитить своё тело. Мы так любим своё тело. Почему? Потому что в нём есть душа. Все знают об этом. Как только душа покидает тело, тело просто выбрасывают на улицу. Никому нет до него никакого дела. Допустим, на улице валяется труп красивого мужчины или красивой девушки, никому нет дела до этого. Но если в этом теле есть душа, оно кажется очень красивым. Душа важна. В действительности мы любим не тело. Потому что если даже есть красивое тело, мы не проявляем к нему интереса, если в нём нет души. Поэтому я люблю в действительности душу. Это факт.

00:27:37 Это атмавит, атма-татва-вит. И почему я люблю душу? Потому что я люблю Кришну. Душа — неотъемлемая частица Кришны. Итак, почему я так люблю душу? Потому что она неотделимая часть Кришны. И в конечном счёте поэтому я люблю Кришну. Таков вывод. Если же я не люблю Кришну, то я нахожусь в неестественном состоянии. Моё же естественное состояние — это любовь к Кришне. Поэтому мы пытаемся пробудить сознание Кришны. Как только человек утверждается в сознании Кришны и начинает любить Кришну, он уже не желает любить ничего другого. Сва̄мин кр̣та̄ртхо ’сми [ЧЧ Мадхья 22.42]. Теперь я полностью удовлетворён. В противном случае у нас будут возникать множество вопросов, мы будем давать разные ответы, пока мы не постигли себя, мы просто впустую тратим время.

00:28:39 Поэтому кришна-праш́нах̣, вопросы о Кришне, должны продолжаться. И все ответы вы найдёте в «Бхагавад-гите» и «Шримад-Бхагаватам». И просто благодаря этим вопросам и ответам вы достигнете успеха в своей жизни. Спасибо вам большое.

транскрибирование: Анна Дубровина | Новосибирск | Россия | 31 May 2025