Как умирать. Важность гуру

Париж - 14 June 1974
Чем бы вы ни занимались, если в момент смерти вы забываете Нараяну, то всё это бесполезно. Санкхья-йога — аналитическое познание мира. История о лодочнике и учёном. То состояние, в котором вы находитесь в момент своей смерти, перенесёт вас в следующее тело. У каждой формы жизни есть родители, но не Гуру и Кришна. Поэтому человеческое рождение предназначено для обретения Гуру и Кришны. Суть второго рождения, двиджа. Тело — это одежда.
лекция для глубокого изучения из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:21:06 | качество: mp3 128kB/s 19 Mb | прослушано: 170 | скачано: 114 | избрано: 2
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Лекция по «Шримад-Бхагаватам». Песня вторая, глава первая, текст шестой. Прочитана Его Божественной Милостью А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 14 июня 1974 года в Париже.
एतावान् सांख्ययोगाभ्यां स्वधर्मपरिनिष्ठया ।
जन्मलाभ: पर: पुंसामन्ते नारायणस्मृति: ॥ ६ ॥

etāvān sāṅkhya-yogābhyāṁ sva-dharma-pariniṣṭhayā
janma-lābhaḥ paraḥ puṁsām ante nārāyaṇa-smṛtiḥ

00:00:15 Преданный: — Перевод: «Высшее совершенство человеческой жизни, которого можно достичь, либо познав природу материи и духа, либо овладев мистическими силами, либо в совершенстве исполняя предписанные обязанности, состоит в том, чтобы в конце жизни помнить о Личности Бога».

00:00:31 Шрила Прабхупада:Анте на̄ра̄йан̣а-смр̣тих. ̣ Если вы сможете помнить Нараяну или Кришну, в момент смерти, тогда ваша жизнь успешна, что бы вы ни делали. В Бенгалии есть такая поговорка. Это означает, что вы можете быть выдающимся духовным лидером или йогом, или каким-нибудь великим человеком. Чем бы вы ни занимались, это не имеет особого значения, потому что, как они говорят, всё ведёт ко Всевышнему тем или иным образом.

00:01:27 Об этом говорится здесь. Санкхья-йога, карма-йога, гьяна-йога или дхьяна-йога. Люди придумали множество разных путей. Хорошо. Вы можете говорить: «Каким бы путём вы ни следовали, и в конечном итоге мы все достигаем той же цели». Это очень хорошо, при условии, если вы действительно движетесь к одной и той же цели. В противном случае вы просто можете идти в неверном направлении. Здесь описывается, каким бы путём человек ни шёл, он ведёт к той же цели.

00:02:08 Мы это признаём, и это описано здесь, анте на̄ра̄йан̣а-смр̣тих̣. Всё, что вы делали, может быть очень хорошим, но в момент смерти, если вы забываете Нараяну, то всё это бесполезно. Всё бесполезно. В этом смысл. В момент смерти, о чём вы думаете? В это время, если ваш ум сосредоточен на Нараяне, тогда ваша жизнь успешна. Вы перенесётесь в духовный мир и будете общаться с Нараяной. Вы достигаете высшего совершенства. Если вы думаете о собаке в момент смерти, вы станете собакой. Все ваши занятия санкхья-йогой, философией, практикой йоги, коту под хвост. Вы становитесь собакой.

00:03:04 Итак, если вы не практикуете, в этом смысл. Человек должен помнить о Нараяне в момент смерти. Если так, то почему бы непосредственно не приступить к этой практике? Это практика. У нас есть Божества, форма Нараяна или Кришны. Если вы всегда заняты служением Кришне, в вашем сердце остаются впечатления о Кришне. Если вы продолжаете жить так, тогда ваша жизнь успешна. Иначе всё это ваше красноречие, зажимание ноздрей, нагибание головы — вы просто попусту тратите своё время на это. Но гарантирует ли это вам, что в момент своей смерти вы будете помнить о Кришне или Нараяне? Вот чего нужно желать.

00:04:02 Анте на̄ра̄йан̣а-смр̣тих̣. Так говорит Шукадева Госвами, авторитет в этой науке. Итак, в этой бенгальской пословице говорится, вы прекрасный трансценденталист, вы практикуете разные методы, хорошо, но знаете ли вы, как умирать? Это важно. Если вы умираете в сознании Бога, в сознании Кришны, тогда ваша жизнь успешна.

00:04:36 Нараяна — это Личность Бога, трансцендентная к материальному творению. Нараяна. Майявади говорят: «Нараяна такой же, как и мы. Поэтому я с таким же успехом могу помнить кого угодно: свою жену, своего мужа, ребёнка — и при этом я достигаю той же цели». Нет, это невозможно. Поэтому здесь конкретно говорится: анте на̄ра̄йан̣а-смр̣тих̣. Помнить нужно не вашего друга, или полубога, или ещё кого-нибудь. Нет, на̄ра̄йан̣а-смр̣тих̣.

00:05:16 Итак, всё создаётся, поддерживается и в конце уничтожается в пределах махат-таттвы и материи. В другом месте сказано: [санскрит].

00:05:42 Об этом же сказано здесь: эта̄ва̄н са̄н̇кхйа-йога̄бхйа̄м̇. Великие санньяси рассуждают о санкхья-йоге, о метафизике. Они анализируют, что есть дух, что есть материя. Нети-нети, не это. Вот это называется санкхья-йога. Изначальная санкхья-йога — это бхакти-йога, потому что санкхья-йога была поведана Капиладевой, сыном Девахути.

00:06:17 Это чистая бхакти-йога. Позднее один атеист, тоже носящий имя Капилы, говорил о санкхья-йоге, но это материалистичный анализ. Система философии санкхья-йоги очень нравится жителям Европы и Запада, потому что это система метафизики, анализа всего космического мироздания.

00:06:52 Есть двадцать четыре таттвы в этой философии. К примеру, пять таттв материальных элементов: земля, вода, воздух, огонь, эфир. Затем идут десять чувств: пять чувств для приобретения знаний, пять чувств для наслаждения. Пять и пять — десять. Плюс пять элементов — пятнадцать. Затем пять принципов наслаждения, то есть речь, прикосновение, обоняние и так далее. Так или иначе, существует двадцать четыре элемента — ум, разум, также эго и главный элемент — душа.

00:07:44 Всего в общей сложности двадцать четыре элемента. И санкхья-йоги глубоко анализируют эти элементы. По их мнению, нет ничего кроме этих двадцати четырёх элементов. Двадцать четвёртый элемент — это тот, кто сочетает, комбинирует и уничтожает. Это Верховный Господь, Прадхана, Вишну. Обращаетесь ли вы к философской системе Капиладевы изначального или того, кто пришёл уже позже. Если благодаря своему анализу вы не отыскали Нараяну, создателя материального мира, материальных элементов, то это просто бесполезная трата сил, тяжёлый труд.

00:08:42 Например, химик или физик, они тоже изучают материальные элементы в своих лабораториях, но это не означает, что они обретут освобождение в конце своей жизни. Нет. Если же вы хотите достичь освобождения, потому что, в конце концов, вы — вечная душа, вы запутались в этих двадцати четырёх элементах. Ваше истинное предназначение — выбраться из них. Этого следует желать.

00:09:14 Допустим, если вы больной человек, и вы приступили к анализу своей болезни, как это называется, патология, врач берёт анализ вашей крови и обнаруживает, что там содержится какая-то инфекция. Хорошо. Но даже если вы понимаете анализ крови, патологию, это не означает, что вы излечиваетесь. Лечение — это нечто другое.

00:09:49 Все эти философы, они могут делать тщательный анализ этих элементов, они могут сосчитать даже атомы, из которых состоит весь этот материальный мир. Но это не означает, что вы постигли изначальную силу, создавшую всё это.

00:10:11 Об этом говорится здесь. Эта̄ва̄н са̄н̇кхйа-йога̄бхйа̄м̇. Вы можете стать великим учёным, великим физиком, химиком. Хорошо. Но вы должны знать, как помнить о Нараяне в момент смерти. Наш Сатсварупа Махарадж рассказал очень интересную историю, которую напечатали в журнале «Обратно к Богу».

00:10:43 Один учёный встретился с паромщиком. В Бенгалии есть множество рек, и, как правило, люди перемещаются через них при помощи паромов, лодок. И один учёный из Калькутты возвращался к себе домой в деревню на лодке. И он был счастлив.

00:11:07 Он спрашивал у лодочника: «Дорогой лодочник, ты знаешь, что это за звезды? Ты знаешь астрономию, как всё это работает?» «Нет, господин, я не знаю». «Ну, 25% своей жизни ты прожил зря, не знаешь ничего». Через некоторое время он спросил: «Ты знаешь геологию, землю, воду, из чего они состоят?» «Нет, господин, я бедный человек, что я могу знать?» «О, ну тогда половина твоей жизни прошла зря». Неожиданно набежали чёрные тучи, начался ураган. И в этот момент лодочник спросил: «Господин, вы умеете плавать?» «Нет, не умею». «Ну тогда 100% вашей жизни прошли зря. Вы утонете». [смех] И он прыгнул, а тот утонул.

00:12:07 В этом смысл. Вы пытаетесь аналитически изучать материальный мир, это очень хорошо. Но если вы не знаете о том, как помнить Нараяну во время смерти, тогда вы родитесь кошками и собаками. Поскольку вы очень любите собак, особенно в западных странах, у каждого джентльмена, у каждой леди есть собачка. О чём же вы будете думать в момент смерти? О собаке. Таков закон природы. Йам̇ йам̇ ва̄пи смаран бха̄вам̇ [БГ 8.6].

00:12:44 Вы прочтёте об этом в «Бхагавад-гите». От того состояния сознания, в котором вы находитесь в момент своей смерти, которое вы создали, перенесёт вас в следующее тело. Поэтому не приобретайте собачье умонастроение. Пусть ваш ум думает о Кришне. Это очень хорошо. В момент смерти вы будете помнить о Кришне, и вы перенесётесь на Кришна-локу. Об этом говорится здесь.

00:13:13 Поэтому советуется, кем бы Вы ни были, неважно, практикуйте сознание Кришны, это спасёт Вас. В противном случае… Джанма-ла̄бхах̣ парах̣. Джанма-ла̄бхах̣ — значит определённое рождение. Есть разные виды жизни. Так называемые учёные, физики, они не знают, почему жизнь столь многообразна, почему не только люди на свете живут. Есть и кошки, собаки, крысы, мухи, змеи, деревья, лианы, рыбы. Столько разных форм жизни, восемь миллионов четыреста тысяч видов жизни. Они также рождаются от своих родителей, будь то насекомые, кошка, собака или человек. Процесс рождения для всех одинаков. У всех есть отец, мать — в любой форме жизни. Поэтому один поэт-вайшнав пел так: [санскрит].

00:14:32 Рождаетесь ли вы как человек, или как кошка, или собака, или как насекомое — у вас есть отец и мать. У каждой формы жизни есть родители, но не Гуру и Кришна. Поэтому человеческое рождение предназначено для обретения Гуру и Кришны. Отец и мать есть у всех. Даже если вы змея, у вас есть отец и мать.

00:15:00 Такова природа рождения, поэтому джанма джайате шудрах̣. Даже в человеческом обществе каждый человек рождается шудрой. Самскарад бхавед двиджах̣. Ему необходимо получить второе рождение при помощи самскары, реформы.

00:15:23 Например, мы даём второе рождение, посвящение. Второе рождение — это значит, что отец ваш — это духовный учитель, а мать — это Веды. Первое рождение вы получаете от своих родителей. Точно так же второе рождение, двиджа, происходит благодаря духовному учителю — отцу, и ведическому знанию — матери. От этих родителей вы получаете второе рождение. Это необходимо, и это возможно только в человеческой форме жизни.

00:15:56 Даже кошка рождается от своих отца и матери. И вы тоже так же. Но ни кошка, ни собака не имеют возможности получить второе рождение от второго отца и от второй матери. Это невозможно. Если мы не пользуемся этой возможностью второго рождения, то в чём разница между вашим рождением и рождением собаки? Об этом сказано так. Джанма-ла̄бхах̣ парах̣ пум̇са̄м. Вы родились человеком. У вас лучшее тело. Этому учат все ведические тексты. Они подчёркивают это снова и снова.

00:16:38 Но что такое материальная цивилизация? Это труд, животный труд. Люди занимаются тем же самым, что и животные. Едят, спят, занимаются сексом, защищаются. В вашем городе, в Париже, столько зданий. Но где та культура, которая превращает человеческую жизнь в совершенную жизнь? У вас замечательные здания. Это признак разума. Множество прекрасных зданий. Люди приезжают, чтобы посмотреть на эти здания. Но это не конец всего. Если вы будете использовать свой разум только для этого, конечно же, это разум, нет сомнений.

00:17:19 Но если вы пользуетесь своим разумом лишь для того, чтобы заниматься материальной деятельностью, то вас нельзя назвать разумным. Вы глупец. Об этом говорится здесь, джанма-ла̄бхах̣ парах̣ пум̇са̄м. Вы должны создать культурную организацию, где бы люди могли получать образование, учиться тому, как помнить Нараяну в момент смерти. Это необходимо. В противном случае все наши усилия бесполезны. Вы тратите столько времени, чтобы построить прекрасный дом, но в момент смерти, если вы не можете помнить о Нараяне, если вы вспоминаете о своём хорошем друге или собаке, то какой в этом смысл? Что в этом ценного? Они этого не понимают. Они не знают, что есть жизнь после смерти.

00:18:23 Так же, как вы меняете своё тело с младенческого на детское, с детского на юношеское. Это очень простая философия. Но негодяи этого не понимают. Они не понимают, что меняют тела. У меня было детское тело, но сейчас у меня другое тело. Я сменил его, поэтому я уже поменял тело множество раз. Но так же, как я меняю своё тело, одно за другим в течение жизни, точно так же, когда моё тело становится бесполезным, я меняю его на новое. Допустим, я надеваю этот свитер, когда он изнашивается, я его выбрасываю, покупаю себе новый.

00:19:14 Всё очень ясно объяснено. Это лишь одежда. Тело — это одежда. Поэтому мы не акцентируемся на одежде-теле. Для нас главное — душа. Мы не различаем: это одежда индуса, это одежда мусульманина, это одежда христианина, белая, чёрная. Нет. Мы не имеем ничего общего с одеждой. Мы говорим о душе, которая облачена в эту одежду. Она — неотъемлемая часть Кришны, она забыла о Кришне, поэтому она страдает. Поэтому наше движение призвано возродить сознание Кришны и вернуть душу к Богу, домой. В этом смысл движения сознания Кришны. Анте на̄ра̄йан̣а-смр̣тих̣.

00:20:02 Это очень важное движение, и разумные люди могут принять его. Разумны вы или нет, по крайней мере, если вы благочестивы, вы сможете принять это движение. Но если так или иначе вы примете это движение, ваша ценная жизнь обретает успех. Джанма-ла̄бхах̣ парах̣ пум̇са̄м.

00:20:29 Мы не должны жить жизнью кошек и собак. Наша человеческая форма жизни очень ценна, используйте её должным образом. Должным образом означает в сознании Кришны, не в сознании собаки и кошки. Это вам не поможет. В сознании Кришны, тогда вы сможете помнить Кришну в момент смерти. И вы правильно используете эту свою ценную жизнь. У вас очень ценное тело. Но вы сможете должным образом воспользоваться им, если научитесь помнить Нараяну во время смерти. Спасибо вам большое.