Божественные качества освобождают

Гавайи - 31 января 1975
Божественные качества дайви-сампад. Кришна собственность каждого. Путь эволюции. Высший Отец – Кришна. Кришна для всех. Всеобщее братство. Настоящее знание. Истинный смысл жизни. Самопознание. Истинный вопрос. Майа. Тело источник всех страданий. Потребности тела. Госвами. Мукти. Годаса. Три качества материальной природы. Кали юга. Что такое освобождение.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:27:24 | качество: mp3 192kB/s 37 Mb | прослушано: 176 | скачано: 88 | избрано: 0
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01 Лекция по «Бхагавад-гите как она есть» глава шестнадцатая текст пятый. Прочитанная Его божественной милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой. 31 января 1975 года на Гавайах.

00:00:12 «Божественные качества ведут человека к освобождению, а демонические обрекают на рабство. Тебе, о сын Панду, не о чем беспокоится, ибо ты от рождения наделён божественными качествами».

00:00:25Бхагавад Гита 16.5
दैवी सम्पद्विमोक्षाय निबन्धायासुरी मता ।
मा श‍ुच: सम्पदं दैवीमभिजातोऽसि पाण्डव ॥ ५ ॥

daivī sampad vimokṣāya
nibandhāyāsurī matā
mā śucaḥ sampadaṁ daivīm
abhijāto ’si pāṇḍava

Это Очень важный стих.

Божественные качества дайви-сампад

00:00:36 «Дайви-сампад» - это божественные качества: абхайам, саттва-самшуддхир... Об этом подробно говорится в 1-3 стихах 16 главы:

00:00:58 अभयं सत्त्वसंश‍ुद्धिर्ज्ञानयोगव्यवस्थिति: ।
दानं दमश्च यज्ञश्च स्वाध्यायस्तप आर्जवम् ॥ १ ॥

abhayaṁ sattva-saṁśuddhir
jñāna-yoga-vyavasthitiḥ
dānaṁ damaś ca yajñaś ca
svādhyāyas tapa ārjavam

«Бесстрашие, очищение своего бытия, совершенствование в духовном знании, благотворительность, владение чувствами, совершение жертвоприношений, изучение Вед, аскетизм, простота,...»

00:01:08 अहिंसा सत्यमक्रोधस्त्याग: शान्तिरपैश‍ुनम् ।
दया भूतेष्वलोलुप्‍त्वं मार्दवं ह्रीरचापलम् ॥ २ ॥

ahiṁsā satyam akrodhas
tyāgaḥ śāntir apaiśunam
dayā bhūteṣv aloluptvaṁ
mārdavaṁ hrīr acāpalam

«...отказ от насилия, правдивость, негневливость, отрешенность от всего мирского, спокойствие, отсутствие стремления злословить, сострадание ко всем живым существам, отсутствие алчности, мягкость, скромность, решимость,...»

00:01:20 तेज: क्षमा धृति: शौचमद्रोहो नातिमानिता ।
भवन्ति सम्पदं दैवीमभिजातस्य भारत ॥ ३ ॥

tejaḥ kṣamā dhṛtiḥ śaucam
adroho nāti-mānitā
bhavanti sampadaṁ daivīm
abhijātasya bhārata

«...целеустремленность, способность прощать, стойкость, чистота, отсутствие зависти и стремления к почестям — таковы, о потомок Бхараты, трансцендентные качества праведных людей, наделенных божественной природой.»

00:01:28 Это «дайви сампад». Итак, вчера вечером мы говорили об этом. В этой главе описывается «дайви-сампад». Нет никаких секретов. Всё открыто. Если вы разовьёте эти качества абхайам (бесстрашее), саттва-самшуддхи (очищение бытия)... и так далее, вы станете обладателем божественного, «сампати». «Сампати» означает обладать, повелевать. Есть два вида «сампати». Божественное и демоническое. Существует также описание демонического «сампати»:

00:02:23 (Бхагавад Гита 16.4)
दम्भो दर्पोऽभिमानश्च क्रोध: पारुष्यमेव च ।
अज्ञानं चाभिजातस्य पार्थ सम्पदमासुरीम् ॥ ४ ॥

dambho darpo ’bhimānaś ca
krodhaḥ pāruṣyam eva ca
ajñānaṁ cābhijātasya
pārtha sampadam āsurīm

«Гордость, высокомерие, тщеславие, гневливость, грубость и невежество — таковы качества людей, обладающих демонической природой, о сын Притхи.»

00:02:36 «Асура» (демоны). «Асурим» — это прилагательное, асурим и дайвим – два вида «сампати». Оба вам доступны. Выбирайте то, что вам нравится. Решать вам.

Кришна собственность каждого

00:03:56 Не следует думать, что «дайви сампади» предназначена только для одной категории людей, как и «асури сампати». Это не так. Кришна открыт для всех. Ни один класс людей не может объявить свою монополию на Кришну. Не следует считать Кришну индийцем или индусом, или «кшатрием» и думать, что Он предназначен для этих категорий людей. Нет. Он Верховная Личность Бога. А потому Он собственность каждого. Согласно английскому словарю, Кришна один из индуистских богов. Это неправильное определение. Кришна не говорит: «Я индуистский бог». Они сами придумали такое определение в словаре. Они ничего не знают о Кришне.

00:04:04 Кришна говорит: «сарва-йонишу каунтейа» (Бг. 14.4). Во всех видах жизни есть восемь миллионов четыреста тысяч форм жизни. Девять «лакхов» форм жизни населяют водную стихию, к растительным формам относится два миллиона видов. Аналогично, насекомые. «Ставра лакши вимшоти». На одиннадцать «лакхов», один миллион сто тысяч видов, пресмыкающихся, то есть переходная форма те кто переходят от обитателей вод к обитателям суши по мере как вода высыхает живые существа выходят на поверхность.

00:05:00 Рождаясь в форме травы, овощей, деревьев, лиан постепенно они эволюционируют и становятся насекомыми, мухами. Затем появляются змеи. Так происходит эволюция. Создавая свою теорию, Дарвин не знал об этом. Он взял какие-то знания из «Падма-пураны» и попытался создать собственную теорию. Но, эволюция уже существовала. Обитатели вод становятся растениями, затем насекомыми, затем птицами, млекопитающими, затем людьми цивилизованными и нецивилизованными. Затем идут полубоги и другие. Таков путь эволюции.

00:05:51 И Кришна говорит: «сарва-йонишу каунтейа мӯртайах̣ самбхаванти йа̄х̣». «Существует восемь миллионов четыреста тысяч форм жизни. Я отец, дающий семя. А материальная природа предоставляет им материальные тела». К примеру, отец даёт семя оплодотворяя мать, а мать предоставляет тело. Тело принадлежит матери. А душа принадлежит Верховному Отцу.

00:06:39 Материальный отец является лишь посредником. В действительности наш Высший Отец – Кришна. Поэтому Он говорит: «ахам̇ бӣджа-прадах̣ пита̄» (Бг. 14.4). Кришна для всех. Кришну невозможно монополизировать. Это ошибочная теория «Он индуистский бог». Нет! Он для всех. Иначе, почему вы американцы, европейцы и все те, кто родился за пределами Индии, принимаете это учение? Дело в том, что изначально Кришна ваш Отец. Он Отец каждого. «Намайа вамшуджива». Не только вы, но и животные, растения, насекомые, обитатели воды, рыбы все сыновья Кришны. Это «дайви сампад».

00:07:37 Поэтому, когда вы приходите к «дайве-сампат» вы понимаете, что все мы братья. Вы приходите к идее всеобщего братства. Вы перестаёте рассуждать: «Этот американец мой брат, а эти американские коровы не мои братья, пусть отправляются на бойню». Это ошибочное представление! Истинное знание заключается в том, что Кришна наш Верховный Отец, а мы Его сыновья. «Пандита». Это настоящее знание. Поэтому, те кто пребывает в истинном знании, «самодаршана» [санскрит]…

00:08:36 «Пандит» тот, кто учён. «Пандит» это учёный муж, который понимает американцев, европейцев, африканцев или индийцев или этих коров, собак, слонов, растений, рыб. У них лишь разная одежда, но душа у всех одинаковая.

00:09:01 Это живая сила в теле. Духовная частица. Неотъемлемая часть Верховного Духа – Кришны. Это «дайви сампад». Когда мы поднимаемся на этот уровень знания – дайви сампад вимокшайа, мы тотчас достигаем освобождения. Вимокшайа - освобождение приходит к тому, кто поднимается на уровень настоящего знания. Вот, что такое освобождение. «Мукти». Определение освобождения приводится в «Шримад Бхагаватам» 2.10.6.

00:09:49 मुक्तिर्हित्वान्यथारूपं स्वरूपेण व्यवस्थिति: ॥ ६ ॥
muktir hitvānyathā rūpaṁ sva-rūpeṇa vyavasthitiḥ

00:09:57 «Хитва» означает отказ, «мукти» означает «хитва» отказ. Что-то противоположное. Я вечная душа, но я думаю, что я американец. Или индиец. Это «аниадхарупам». Не в этом состоит подлинный смысл жизни. Истинный смысл жизни это «ахам брахмасми». «Я вечная душа неотъемлемая частица Кришны». Это правильное понимание. Это называется самопознанием. Самопознание это ни нечто надуманное. Самопознание означает понимание своего изначального положения.

00:10:50 Например, Санатана Госвами обратился к Шри Гаурасунде Чайтанье Махапрабху. Он спросил: «Кеа ми?». «Кто я?». «Каково моё изначальное положение?». «Почему я испытываю тройственные страдания в этом материальном мире?». Вот истинный вопрос... Все страдают. Человек находится в невежестве и поэтому несмотря на свои страдания считает, что у него всё хорошо. Это называется «майа».

00:11:34 Майа – это принятие иллюзорного за реальное. «Майа». Ты веришь в реальность несуществующего. Это «майа». Мы считаем себя телом, американцем, индийцем, христианином, индусом, чёрным, белым, худым, толстым. Это «майа». Когда мы откажемся от этих иллюзорных представлений, то достигнем «мукти». «Мукти» освобождение. Это когда вы продолжаете существовать в том, же теле, но уже не подвержены воздействию «майи», материального сознания.

00:12:25 Поэтому говорится: «дайви сампади мокшайа». «Мокша» — это освобождение. Если вы развиваете «дайви сампад» вы становитесь достойными освобождения. Потому что каково наше положение? Почему мы страдаем? Почему мы умираем? Почему мы рождаемся? Почему стареем? Всем этим мы обязаны своему материальному телу. Это знание. «Джнана вайрагьйа». «Джана» и «вайрагьйа» необходимо и то и другое. Это «дайви сампад». «дайви сампад» это «джнана йога»

00:13:19 Это возможно, когда вы достигаете уровня знания. Знание — это понимание «я вечная душа. Я отождествляю себя с материальным телом ошибочно. Тело является источником всех моих страданий и обусловленности». Это знание.

00:13:51 Когда же мы пытаемся избавиться от невежества телесных представлений, постепенно мы обретаем освобождение. Прежде всего «абхайам». Абхайа - бесстрашее. Мы всё время боимся, мы всегда возбуждены, пребываем в беспокойстве, ибо думаем, что мы тела. Но, если вы доподлинно осознаете, что не являетесь телом, если поймёте, что вы вечная душа, вы немедленно освобождаетесь от беспокойств. Это называется «абхайам». Отсутствие страха и беспокойств.

00:14:43 Дело в том, что в итоге все боятся смерти. Если же вы ясно сознаёте себя отличным от своего тела, вас не пугает мысль о том убьют ваше тело или нет, ибо вы не привязаны к нему, поэтому Нароттама Дас Тхакур говорит: «Если человек освобождается от телесного мировоззрения, для него материальные страдания перестают существовать». Материальные страдания не влияют на него. Он знает, например, я надеваю эту рубашку, если она порвалась, неужели это влияет на меня? Не влияет. Я под рубашкой.

00:15:40 И аналогично, если я твёрдо убеждён в том, что я не тело, повреждения или болезни, или несчастные случаи, происходящие с моим телом, не будут выводить меня из равновесия. Потому что я знаю, что я не тело. И это самопознание.

00:16:01 Такие потребности как еда, сон, секс и защита – это потребности тела. Если же я познал себя эти потребности не станут вызывать у меня беспокойств. Есть многие люди, у которых у кого чувство голода или отсутствие возможности спать не вызывает волнения. Они не спят.

00:16:33 Про госвами говорится... эти материальные потребности, сон, еда, секс, защита — это потребности тела, но почему они стали «госвами» ил «свами»? Потому что они не становились рабами этих потребностей – это госвами или «свами». «Свами» — значит хозяин. «Госвами» - хозяин чувств. Если я слуга своих чувств как я могу стать «госвами»? Как я могу стать «свами»? Это лицемерие.

00:17:19 Если вы слуга чувств, вы – «годас». «Дас» – это слуга, а «го» - чувства. Если вы хозяин своих чувств, то вы «госвами». У каждого слова есть определённый смысл. Если мы не готовы, мы не должны называть себя этим титулом. Это не хорошо.

00:17:46 Итак, «мукти» (освобождение). Мукти – это когда мы не служим капризам своих чувств. Это называется «мукти». Но, покуда мы остаёмся их слугой и идём у них на поводу, мы «годаса» – слуги материальной энергии. И наша жизнь протекает на материальном уровне под воздействием чар материальной энергии. «Майа пракрити» заставляет нас действовать. То есть вы добровольно подчиняетесь требованиям материальной природы. Она не может приказывать вам если вы сильны. Но, если вы соглашаетесь: «Ты можешь повелевать мною» она берёт вас под свой контроль.

00:18:47 Например, если вы болеете, вам приходится терпеть страдания. Если же вы благодаря своим знаниям избегаете заражения, вы не заболеете. Об этом сказано в «Бхагавад-гите». Наши тела, желания и действия возникают по причине заражённости тем или иным качеством материальной природы. Есть три качества: «саттва-гуна», «раджа-гуна», «тама-гуна».

00:19:34 Если вы хотите находиться под влиянием «тама-гуны» вам придётся страдать от заражённости «тама-гуной». «Тама гуна» — это «нидра-аласьйа», сонливость-лень. «Аласйа» – это лень, «нидра» - сон. Невежество. Например, кошки и собаки не знают в чём состоит цель жизни. Они не отдают отчёта своим действиям. Это «тама-гуна».

00:20:15 «Раджа-гуна» - это деятельность ради удовлетворения чувств. Например, «карми» тяжело трудятся денно и нощно. Ради чего? Лишь ради секса. «Зачем вы так тяжело работаете уважаемый?». «Я буду наслаждаться сексом по ночам. Таков предмет моих желаний». О, очень хорошие желания. Этого же желают и собаки. «Зачем же вы так тяжело работаете?». «Нет, такова моя цель». Собаке даже лучше живётся. У собаки есть возможность заниматься сексом прямо на улице. При этом ей не приходиться тяжело работать. Но, я вынужден горбатиться ради тех же наслаждений. Поэтому, я хуже собаки. Следует это признать! Я хуже собаки. У собаки есть возможность секса без каких-либо…

00:21:13 «Шастра» говорит «двишайа». «Двишайа» означает чувственное наслаждение. Основные чувственные наслаждения – это еда, сон, секс и защита. Кому этого не хватает? У птиц есть эти возможности, у животных. У птиц и зверей эти потребности удовлетворяются естественным образом. Рождаются две птицы, два яйца. Изначально в одном яйце находится самка в другом самец. У нас тоже рождаются братья и сёстры. Но, человеческое общество не допускает брака или секса между братом и сестрой. Это правило по-прежнему существует. Но это тоже происходит.

00:22:05 Человеческое рождение – это более высокое рождение. В Инди один пенджабец очень хотел выдать свою дочь замуж. И брат написал отцу: «Мой дорогой отец, не беспокойся по поводу брака моей сестры, мы уже устроили всё сами между братом и сестрой». Так что сексуальная жизнь очень сильна. Хотя социально это запрещено. И брат с сестрой не должны вступать в брак и вступать в сексуальные отношения. Но, это тоже происходит. Это Кали юга.

00:22:49 Итак, природу уже предоставляет возможности для удовлетворения полового желания. Почему же существуют, существуют запреты на те или иные половые отношения? Например, мы запрещаем недозволенный секс (внебрачные связи). Кто-то может возразить: «В чём разница между сексом в браке или вне брака?». Действие одно и тоже. Нет! Разница есть. Это ограничение призвано вывести человека на уровень «дайви-сампад». Если человек уподобится кошкам и собакам он не сможет достичь «дайви сампад».

00:23:44 Если же он следует правилам и ограничениям, постепенно он поднимется на уровень «дайви-сампад». В чём предназначение «дайви-сампад»? дайви сампад вимокшайа! Если ты разовьёшь «дайви сампад», то станешь достойным «вимокшайа», освобождения. Что такое освобождение? Это свобода от «джанма мритьйю джарар вьйадхи». От рождения, смерти, болезни и старости. Вот этих четырёх вещей.

00:24:21 Люди не знают и их не интересует «вимокшайа» ни «бандхайа». Они живут как кошки и собаки стремясь удовлетворять четыре потребности материального тела. Движение Сознания Кришны совершает скромные попытки. Успех или неудача не имеют значения. Так как мы слуги Кришны наш долг представлять истинное знание. А примите вы его или нет это уже не наше дело. Я могу попросить вас воспользоваться этим принципом и достичь свободы от страданий материальной жизни. Но, люди стали равнодушными к этому.

00:25:19 «Даже если я буду снова рождаться и умирать, что с того? Ну стану я свиньёй и что?». Как-то я давал лекцию в университете, здесь на Гавайах, когда я говорил на эту тему один студент спросил: «А что плохого в том, чтобы стать собакой?». Да, он так прямо и сказал: «Я же забуду обо всём?». Вот результат академического образования. Человек не боится родиться собакой. Он думает, что это тоже здорово.

00:25:59 Где же настоящее человечество? Где человеческая цивилизация? Люди опустились так низко. Очень трудно побудить их подняться. Поэтому Чайтанья Махапрабху сказал и «шастры» тоже говорят об этом, что в эту эпоху люди очень падшие. Их очень трудно возвысить при помощи правильного образования. Они не хотят этому учиться. Они не могут. Поэтому Он рекомендовал «харер нама харер нама харер намаива кевалам калау насти эва насти эва насти эва…».

00:26:43 Итак, мы делаем всё от нас зависящее. Мы просим лишь об одном, по крайней мере тех, кто согласен, следовать нашим правилам, постоянно повторять «Харе Кришна». Такова моя просьба. Спасибо вам большое!

транскрибирование: Елена Роева | Кривой рог | Украина | 10 апреля 2022
обработка текста: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 10 апреля 2022