Не предавайтесь страстям этого мира

Гавайи - 06 February 1975
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:42:22 | качество: mp3 192kB/s 58 Mb | прослушано: 86 | скачано: 135 | избрано: 1
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Лекция по Бхагавад Гите, как она есть, глава 16, текст 10, прочитано Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой, 06 февраля 1975 года на Гавайях.
Перевод: «Потакая ненасытному вожделению и опьяненные гордыней, тщеславием и самомнением, демоны пребывают в плену иллюзии и очарованные преходящим, вершат свои грязные дела».

00:00:43 Итак, мы объясняли кто такие демоны, а кто такие полубоги, божественные натуры. Полубоги- это преданные Господа, Вишну бхакта. Вездесущая Верховная Личность Бога и Его преданные Господа называют дэвой, а Его преданных дайвой. Мы говорим о качествах демонов. Они утратили свой разум. Атмана значит «вечная душа». Они утратили разум души. Они не знают, что не являются телами, что они души. Поэтому они в невежестве, их называют [не понятно]. Они потеряли духовный разум. Почему? Алпа будхайя, они не очень разумны. Мы очень подробно разбирали это. Каждый, кто обладает разумом, способен понять «я не тело, в нашем теле заключена живая сила, без которой тело становится бесполезной грудой материи, не более того». Пока душа присутствует в теле, я остаюсь личностью, я-такой-то мистер, такой-то человек. Но, как только душа уходит, этот человек лежит на полу, его можно пнуть по лицу, никакого ответа не последует. Мистер перестал существовать.

00:03:14 Но глупцы продолжают печься о телесных обозначениях, но ни о душе личности. Без души тело лишь груда материи. Например, я видел механизмы в вашей стране, вначале, когда я только приехал в вашу страну, я увидел, что кто-то выбросил на мусорку печатную машинку. Конечно, в Индии они такие вещи не выбрасывают, они их ремонтируют, но здесь у вас ремонт обходится очень дорого, поэтому вы все выбрасываете. Машинка дорого стоит, но так как она не работает, вы ее выбрасываете, она бесполезна. Точно также, наше тело- это тоже машина. Об этом говорит Бхагавад Гита. Эта машина, данная майей, материальной энергией, асат. К примеру, самолет тоже машина, у него нет жизни, но жизнью является пилот. Пока присутствует пилот машина приносит пользу. Если пилота нет, самолет может простоять в аэропорту миллионы лет, но так и не взлетит. Очень практичный пример. Тем не менее они очень гордятся своим телом. Почему? Алпа будхайя. Им не достает разума. Отчего они стали такими недалекими людьми? В этом стихе сказано: камам ашритьйя, главный принцип их жизни- похоть, ашритьйя, они нашли прибежище главным образом у страстных желаний, камам ашритьйя. Наше изначальное положение в том, что мы должны найти прибежище у кого-то. Например, собака, если у собаки нет прибежища, нет хорошего хозяина, ее положение не завидно, бездомная собака, как говорят, ей негде поесть, негде жить, она, тощая, не знает, куда податься. Собаке по природе необходим хозяин, ей предназначено иметь хорошего хозяина, тогда она будет счастлива, ни в каком другом случае. Разве не так? Иначе она не счастлива, она просто беспризорная. Иногда служащие муниципалитета убивают таких собак.

00:06:26 Наше положение аналогично. Мы должны это понимать. Мы не можем жить независимо, это невозможно, не для какого из живых существ. Поэтому Веды предписывают [Шрила Прабхупада говорит на санскрите], Бог и живые существа, и те, и другие- живые существа, но в чем разница между Богом и живыми существами? Живых существ поддерживает Бог, Бог поддерживает их, в этом разница. Мы не можем себя поддерживать, Бог поддерживает, поэтому согласно христианским принципам люди ходят в церковь и просят у Бога хлеба, это факт. Мы не независимы, мы во многом зависим от Бога. Богу служит Бог солнца, он полубог, он исполняет волю Верховного Господа. Из ведических текстов мы получаем знания о Боге Солнца на солнце. Бог солнца или планета солнце- это глаз всех других планет. Дело в том, что, если не будет солнечного света, вы нечего не увидите, как бы вы не гордились своими крошечными глазами. Поэтому настоящий глаз- это солнце, а не ваши маленькие глазные яблоки. И всё же мы гордимся. «Покажите мне Бога». Что за вздор? А есть ли у вас глаза, чтобы увидеть Его? Вы не можете разглядеть даже себя, не говоря уже о Боге. Поэтому, это называется гордыней. Дамбха, хотя асуры, демоны- негодяи, раздуваются от гордыни, им нечем гордиться, но все же они гордятся.

00:09:18 Итак, я говорил о солнце. Кришна дал вам солнечный свет, чтобы вы могли видеть. Кришна дал вам приятный ветер, чтобы вы могли дышать и жить. Вы во всем зависите от Него. Мы зависимы. Можем ли мы жить без света, без воздуха, дождя или воды? Мы зависим от Него во всем, но из-за иллюзорной славы, из-за ограниченного разума, мы думаем, что свободны, «я- Бог, я всё могу». Это психология демонов. Как только придет смерть, мы, будучи полностью зависимыми, вынуждены оставлять свое положение. «Но позвольте мне остаться еще на час». Нет, даже ни на минуту. Таково наше положение. Но, демоны вместо того, чтобы принять прибежище у Кришны, вместо того, чтобы принять прибежище у истинного слуги Кришны, они предаются похоти, страстям и гордыне и многому другому. Они вынуждены предаваться, они не могут оставаться независимыми, но, если людям не достает разума, они принимают прибежище у всего материального. Разумным же предается Кришне. Тот же, кто находит пристанище в похоти, гордыне, тщеславии, иллюзиях, является демоном. Но, когда вы откажитесь от всего этого мусора и примите прибежище у Высшей Личности, вы становитесь божественным. Ни на каком этапе вы не можете объявлять о своей независимости. Это невозможно. Ваше изначальное положение зависеть.

00:11:42 Поэтому Веды говорят: Он поддерживает вас. Бог поддерживает. Это факт. Мы не можем поддерживать сами себя. Он дает тепло, свет, воздух, воду, фрукты, цветы, злаки и все остальное. Всё это для вас. Ни в чем нет недостатка. Но из-за недостатка разума, отдавшись вожделению и гордыне, мы злоупотребляем дарами Бога. Поэтому мы испытываем нужду и голод. По милости Бога в мире есть всё, пурна идам. В мире хватает всего, пурна идам. Это творение совершенно. Мир создан Богом и потому он совершенен, вы не найдете изъянов. Например, вы нуждаетесь в воде. Это очень важно. Особенно в тропических странах люди используют много воды для уборки дома, для купания, для мытья кухонной утвари, для стирки. Такова ведическая цивилизация- чистота. Чистота сопутствует божественности. Каждый должен тщательно мыться трижды в день. В Индии, не в городах, но в деревнях по –прежнему обязанность женщины прежде всего прибраться во всем доме. Рано по утру они метут весь дом. Ни квартиру с квадратный метр, а хороший дом со двором. Дом без двора- это не дом, это скворечник. Но вам нравятся скворечники. Но вам нравятся скворечники. Эти огромные небоскребы- голубятни. В Индии по- прежнему, несмотря на бедность, у людей есть свой двор с небольшим садиком. Такие дома в деревнях являются традицией. Так что, первое дело- чистота. Всё должно содержаться в чистоте.

00:14:39 Чинаки Пандит сказал: «если вы хотите мирского счастья, тогда вот, что необходимо: не поклоняйтесь глупцам и негодяям, мудха». Нужно также должным образом хранить продукты питания. Это ведическая цивилизация. Работать три месяца, не очень тяжело, но лишь для того, чтобы вспахать землю и засеять ее зерном и через три месяца собрать богатый урожай и сохранить его. И третье: заботьтесь о коровах, дханенан дханаван. Говорится, что богатый человек- это тот, у кого достаточно зерна, злаков, дханенан дханаван, такова ведическая, экономическая система. Гавайям, богатым считается тот, у кого есть коровы. Это правда. У каждого должен быть какой-то надел земли для выращивания хорошего зерна и коровы, чтобы получать молоко, тогда все экономические проблемы будут решены. Но асуры, как мы уже говорили, разбирая предыдущие тексты, где этот стих? Стих 9. Карма, вы должны работать. Вы не можете поддерживать себя, не работая. Таков материальный мир. Материальный мир- это не духовный мир. В духовном мире вам не нужно работать, равно, как и есть. Там все совершенно. Но в материальном мире приходится работать, чтобы существовать, но эта работа должна быть очень простой. Выращивайте зерно, держите коров. Берете их молоко, готовьте хорошую пищу и ешьте. Установите в доме Божество Кришны, Верховной Личности Бога и даже, если вы предлагаете Ему лишь небольшой плод и маленький цветочек, Он будет доволен. Кришна не хочет нечего другого. Кришна не говорит: «дай Мне мясо, дай Мне яиц, дай Мне рыбы». Нет. Он говорит: [Шрила Прабхупада говорит на санскрите].

00:18:08 Если вы преданный, вы не можете есть то, что не было предложено Кришне. Преданный должен предлагать Кришне то, что Кришна хочет. Например, если вы хотите предложить мне что-то, вы же спросите: «что вам нравится, что мне вам подарить?» Точно также, если вы пригласите Кришну к себе в дом или в храм, вы должны спросить у Кришны: «Господин, что я могу предложить Тебе»? Кришна сказал, Кришна говорит: «Предложи Мне патрам, то есть цветы, овощи и фрукты, пхалам- это также жидкость, воду ил молоко». Кришна не говорит: «поднеси мне мясо, яйца или рыбу». Нет. Кришна может съесть всё, что угодно, Он всемогущий, но всё же Он не ест это. Он может съесть всё, даже огонь. Это уже другое, но так как мы нуждаемся в прасаде, в пище, оставшейся от предложения Кришне, Кришна говорит: «дай Мне это, злаки, молоко, фрукты и цветы». В приготовленном или сыром виде, это не важно. Кришна хочет этого. Что же касается вайшнавов, иногда люди бросают нам вызов: зачем нам быть вегетарианцами? Нет, нет, мы не ссоримся с не вегетарианцами, пусть они едят мясо на свой страх и риск, мы же рекомендуем: принимайте прасад Кришны. Вот поэтому мы должны довольствоваться патрам, пушпам, пхалам, тойям и ничем больше.

00:20:23 Однако, к сожалению, вместо того, чтобы принимать прибежище у Кришны, мы предались похоти, и это демонично. Поэтому говорится душпурам, «ду»-очень трудно, «пурам»- удовлетворение. Душпурам. Мы приняли прибежище у ненасытного вожделения. Такого наше положение. Желания людей, материалистичных демонов никогда не удовлетворяются, но лишь усиливаются, все нарастают, нарастают. Это говорит о том, что мы запутываемся все сильней. Предназначение человеческой жизни- освободиться из плена материи, но вместо этого асуры или демоны, вместо освобождения из материальных уз, они еще глубже увязают в материальной деятельности. Например, когда вы запускаете воздушного змея, у вас есть катушка, вы знаете, вы можете запускать, змей поднимается очень высоко, все выше. В Индии очень любят запускать воздушных змеев. Вы даете подняться змею высоко в небо и в тоже время вы можете подтянуть его ближе к себе при помощи колесика. Так вот, это колесико, этот ролик, человеческая форма жизни предназначена не для того, чтобы продолжать вести нечистую материальную жизнь, но для того, чтобы положить ей конец.

00:22:37 Итак, остановите это. Вот, в чем смысл человеческой жизни, поэтому Веданта- сутра гласит [Шрила Прабхупада говорит на санскрите], теперь вопрошайте. Сядьте спокойно, задавайте вопросы о предназначении или цели жизни. Об этом сказано в Шримад Бхагаватам. Здесь это называется камой, кама значит «похоть». У нас есть тело, следовательно, у нас есть какая-то кама, это факт, этого не избежать. Вожделение присутствует и его можно удовлетворять для поддержания тела, но не предавайтесь такой похоти, которую невозможно удовлетворить, душпурам. Например, вожделение, как правило, ассоциируется с сексуальной жизнью. Сексуальная жизнь необходима для удовлетворения физиологических потребностей тела, так устроено природой. Секс также необходим для продолжения рода, иначе зачем Бог создал секс? В этом есть необходимость, но не душпурам. Не используйте его для чувственных удовольствий, прибегайте к нему во имя реальной цели. Если же ваша жизнь не упорядочена, то ваше вожделение никогда не найдет удовлетворения, вы всегда будете этого желать, постоянно.

00:24:58 Итак, эти демоны предаются похоти, которую никогда не удовлетворить, никогда. Но дэвы, божественные натуры держат свою страсть под контролем, ограничивают ее, поэтому смысл варнашрамы, четырех варн и ашрамов в том, чтобы держать вожделение в узде, это необходимо. В начале жизни дети с 5 лет до 25 лет живут, как брахмачарьи. Почему? Чтобы управлять камам душпурам. Те, кто не осквернен с детства дурным общением, благодаря практике целибата, сохраняют спокойный ум. Это называется жизнью брахмачари. Зачем это нужно? Чтобы обучить ребенка. Дело в том, что предназначение человеческой жизни: прекращение круговорота рождений и смерти. Это миссия. Поэтому шастра говорит [Шрила Прабхупада говорит на санскрите]. Мужчина не должен желать становится отцом, а женщина не должна желать становится матерью, пока оба они не поклянутся вызволить своего будущего ребенка из круговорота рождения и смерти. Это долг родителей. Родители не должны зачинать детей, как кошки и собаки. У жизни должен быть смысл.

00:27:19 Дело в том, что мы в таких обстоятельствах, наше тело не чисто, а, следовательно, нам приходится рождаться и умирать. Например, как только вы заражаетесь, у вас повышается температура. Точно также рождение и смерть- это своего рода болезнь. Они относятся к той же категории. Джанма, мритью, джара, видхи- рождение, смерть, старости и болезни. Они относятся к одной категории, но мы боремся с двумя из них, а именно со старостью, болезнями. Мы пытаемся оставаться молодыми при помощи косметических средств, но это невозможно. Аналогично мы хотим жить вечно. Врач говорила мне: «да, мы можем немного продлить жизнь». А затем что? В конце концов вам придется умереть. Продлите вы жизнь немного или надолго, вам не избежать смерти.

00:28:26 Итак, рождение, смерть, старость, болезнь, всем этим мы обязаны своему не чистому, зараженному материальному телу, но мы не думаем об этом. Не думаем о том, как освободиться от этого поражённого материального тела, как возродить свое изначальное духовное тело. Духовное тело внутри, но у нас нет знаний об этом, поэтому говорится алпа будхайя, подлинная жизнь внутри, но нас она не интересует. Кто думает о духовном? Где такой университет, где колледж, в котором учили бы тому, что мы вечные души, что тело временно, что долг вечной души- очиститься, чтобы не рождаться в материальном мире. Где дают это образование? Поэтому алпа будхайя, им не достает разума, они тратят все свое время на удовлетворение потребностей тела, люди не слышат о существовании настоящей живой силы. Это образование вы получите в Движении сознания Кришны, поэтому это уникальное движение. Оно дает людям в обществе образование, необходимое для того, чтобы выйти из невежества животного существования. Дело в том, что те, кто пребывает под влиянием телесных представлений, сайва го кхара, они не лучше ослов и коров. Го кхара, го значит «корова», кхара- «осел». Человек действует, как животное, корова или осел. Кто так поступает? Тот, кто считает тело собой. Наше тело- мешок из три дхату. Согласно аюрведической медицине тело функционирует за счет трех элементов: капхи, ваты, питты, поэтому оно называется три дхату.

00:31:18 Весь мир находится под влиянием этих представлений. У людей нет духовных знаний. Даже именитые профессора тоже твердят: «есть только тело, после смерти тела всему приходит конец», но это не правда. Следует усвоить этот первый урок духовной науки: «я не тело, я- душа». Кришна начинает начальный образовательный курс в Бхагавад Гите. Алпа буддха, категория не очень разумных людей, демонов, этого не понимают. Почему? Кама ашитьям душпурам, из-за дамбхи. Например, собака очень горда, она лает гав, гав, гав, она не понимает, что сидит на цепи, она настолько глупа, что, как только хозяин говорит ей: «ко мне», так что майя- наш хозяин: «негодяи, ко мне». Да. И она будет гордиться: «я важная». Это собачья цивилизация. Нашта будхайя, они утратили всякий разум, их называют не разумными. Камам, вожделение, из-за тела мы испытываем страсть, мы не можем ее игнорировать, но не превращайте ее в душ пурам, ненасытную страсть, ибо тогда вам конец. Ограничивайте ее, поставьте ее в рамки. Поэтому, хотя в ведической культуре признается сила вожделения, удовлетворение страсти допустимо лишь для обретения хорошего потомства. Это называется пурам, ограничение.

00:33:39 Итак, брахмачари обучается этому. До 25 лет он не имеет права общаться с женщиной, он не может даже смотреть на нее, это брахмачари. Он не должен даже смотреть. Если он обучился этому, то может оставаться брахмачари, наштика брахмачари. Если же он не способен на это, тогда ему разрешается жениться. Это называется жизнью грихастхи, семейная жизнь. Дело в том, что время между 25-ю и 50-ю годами- это период молодости, когда страсть очень сильна. Тот, кто не способен ее обуздать. Это относится не ко всем, есть много наштика брахмачари. Наштика брахмачари соблюдают обет безбрачия всю свою жизнь, но это невозможно в нынешнюю эпоху, равно, как невозможно и стать брахмачари. Времена изменились. Поэтому только благодаря сознанию Кришны вы можете сдерживать свои страсти, в противном случае это невозможно.

00:35:07 Один человек был царем, императором и естественно он очень был страстной натурой. И он отказался от царской жизни и стал преданным. Достигнув совершенства, он сказал…это был Ямуначарья, гуру Рамануджачари. Он сказал: «с тех пор, как я обучил свой ум всегда служить лотосам стоп Кришны, каждый день я служу Кришне и испытываю всё новые наслаждения». Если человек действительно ведет духовную жизнь, всё больше погружаясь в служение Господу, он будет каждый раз испытывать все новое духовное наслаждение, трансцендентное блаженство. Такова духовная жизнь. Итак, Ямуначарья сказал: «с тех пор, как я начал каждое мгновение испытывать трансцендентное наслаждение, служа лотосным стопам Кришны, [не понятно], с тех пор…Иногда мы испытываем тонкое наслаждение, размышляя о сексе. Это называется [не понятно], значит женщина, а «санга»- союз. Порой некоторые, не имея сношений с женщиной, думают о сношении с ней. Так вот, Ямуначарья сказал: «даже сама мысль о сношении, сама мысль, просто одна лишь мысль, бхавати мукха викара, я тотчас же чувствую отвращение, Боже, как это отвратительно». Он сплевывает. Это совершенство. Это совершенство. Пока мы размышляем об этом, это тонкий секс. Размышление. Люди читают эротическую литературу, это тонкий секс. Грубый секс и тонкий секс. Необходимо полностью освободиться от этих страстных желаний, а не отдаваться им, ненасытным душпурам.

00:38:12 Итак, демоны предаются ненасытному вожделению, душпурам, они никогда не найдут удовлетворения. Почему? Из-за иллюзии. Асат грахат, асат означает нечто преходящее, временное. Например, у нас есть материальное тело. Это асат граха, тело временно, все это знают, но всё же слишком привязаны к нему. Это называется асат граха. Пока мы привязаны к преходящему телу, мы неизбежно будем испытывать беспокойство. Прахлада Махарадж говорит: [Шрила Прабхупада говорит на санскрите], мы воплощены во временном теле, потому исполнены тревог. Отец спросил у Прахлада: «мой дорогой сын, чему хорошему ты научился в школе, скажи, пожалуйста». Каждому отцу хочется знать, как учиться его сын. И Прахлада Махарадж ответил: «Мой дорогой отец асура», он так и сказал: «асура варья», он не назвал его отцом. Он сказал: «мой дорогой асура, лучший из асуров, асура варья». Асура варья значит «лучший». Это глупость. Лучший. Он назвал его лучшим асуром. Отец услышал слово «лучший», называя его асуром, лучшим асуром и все же отец остался довольным, ведь он считал себя лучшим, лучшим асуром. У Прахлады Махараджа, преданного было чувство юмора, поэтому он не называл отца отцом, он сказал: «о, лучший из асуров». Думая, вот, что очень хорошо. «Очень хорошо» для кого? Дехинам, для того, кто воплощен в материальном теле. Это относится ко всем существам во плоти. Тот, кто исполнен тревог, это факт. Мы все в тревогах. Тревоги свидетельствуют о том, что мы заключены в материальное тело, поэтому мы беспокоимся. Для таких существ есть лучшее средство. Какое? Они должны оставить так называемую семейную жизнь, подобную темному колодцу. Темный колодец в полях. Такие встречаются. В былые времена люди копали колодцы и иногда они зарастали травой и какой-нибудь путник, не заметив…обрыв записи.
И он должен уйти в лес, ванам гатам. Какое благо это ему принесет? Харим ашрайета, просто примите прибежище у Кришны, предайтесь Кришне, а не страстям. Тогда ваша жизнь станет успешной.
Спасибо вам большое.

транскрибирование: Мариам Губеладзе | Челябинск | Россия | 03 October 2022
обработка текста: Дмитрий Карпушкин | Челябинск | Россия | 20 January 2023