Желания не остановить, но можно очистить

Гавайи - 08 February 1975
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:23:33 | качество: mp3 192kB/s 33 Mb | прослушано: 83 | скачано: 122 | избрано: 1
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Лекция по Бхагавад Гите, как она есть, глава 16, тексты с 13 по 15, прочитано Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой, 08 февраля 1975 года на Гавайях.
Перевод: «Сегодня, - думает демон, -я получил хорошую прибыль, когда же мои планы осуществятся, я получу еще больше. Сейчас я владею неплохим состоянием, но в будущем оно станет еще больше. Этот был моим врагом, и я убил его. Та же участь ожидает и остальных. Я хозяин всего. Я наслаждаюсь жизнью. Я достиг совершенства, обрел могущество и счастье. Я богаче всех и меня окружают знатные родственники. В мире нет никого могущественнее и счастливее меня. Я буду совершать жертвоприношения, раздавать пожертвования и радоваться жизни». Так эти люди становятся жертвами собственного невежества.

00:01:50 Вчера вечером мы говорили о психологии демонов. Он не знает, что пока человек стремится обрести всё больше материальных вещей, он всё глубже запутывается в материальном мире. Кришна так добр, Он предоставляет мне свободу наслаждаться материальным миром, но из-за своих поступков я запутываюсь. Пока у меня сохраняется даже незначительное желание наслаждаться материальным миром, мне придется принимать соответствующее тело. Таков закон природы.

00:02:56 Мукти, освобождение- это когда вы действительно освободитесь от всех материальных желаний. Уровень мукти- это бхакти йога. Отсутствие желаний не означает отсутствие желания служить Кришне. Это настоящее желание. Другие желания материальны, искусственны. Это сознание Кришны. Когда все наши желания направлены на служение Кришне. От желаний невозможно отказаться. Это невозможно. Желания останутся при нас, но в настоящий момент, в обусловленном состоянии мы неправильно направляем свои желания. Беда в этом. Поэтому, определение бхакти- это аньябилашта шуньям. Шунья означает ноль, это называется нирваной. Философия Будды призывает к нирване, к отказу от желаний. Такова их философия. Из-за желаний вы запутываетесь. Так избавьтесь от желаний. Тогда вы не будете испытывать боль и наслаждение. Отсутствие желаний. Но это невозможно. От желаний не деться никуда. Я живой, я живое существо, у меня должны быть желания, это признак жизни. У камня нет желания. Но живое существо, каким бы маленьким оно ни было, даже крошечный муравей обладает желаниями. Муравей узнает, что где- то в другом углу комнаты, а для него это расстояние в сто миль, ведь мир относителен, так что для муравья эта комната от стены до стены, длиной в сто миль. Да, потому что в этом мире всё относительно и зависит от размеров и расстояний. Сейчас у нас есть скоростные самолеты, расстояния сократились. Расстояние от Гонолулу до Индии, если вы отправитесь пешком будет составлять 10 000 миль, но оно 10 000 миль, но благодаря быстрому самолету, это расстояние сократилось. Так что относительно, всё относительно. Вот, что такое относительный мир. Профессор Эйнштейн объяснил закон относительности.

00:06:30 Итак, чтобы добыть крупинку сахара, муравью приходится преодолевать сто миль по его меркам, но он пойдет, его толкает желание. Вы сами это видели. Положите сюда немного сахара. Муравьев приглашать не нужно, они сами придут, они сразу узнают. Например, из Европы много людей приехало в Америку, желая разбогатеть на добыче золота. От желаний не избавится. Желания есть у муравья, у Господа Брахмы, у меня и у вас. Избавляться от желаний искусственно- это невозможно. Поэтому бхакти предполагает очищение желаний, это бхакти. Сейчас мои желания связаны с упадхами, обозначениями, я- индиец и у меня соответствующие желания, а вы- американцы, у вас другие желания. Аналогично, у кошки тоже есть свои кошачьи желания, у собаки- собачьи. У каждого есть желания, разного рода желания. У младенцев- свои младенческие желания. У мальчика- желания мальчика. Желания зависят от тела. Когда же мы поднимемся над телесными представлениями, мы окажемся на духовном уровне. На этом уровне мы будем желать только служить Кришне. Не нужно избавляться от желаний, нужно очистить желания. Это бхакти. Нирмала означает безупречное, кристально чистое. Вот, что необходимо. Чувства останутся в нас, ум останется, разум останется, я останусь, всё это останется, но мы должны очистить желания, очистить их. Демоны тоже желают, но бадхах, они обуславливают себя.

00:09:31 Но преданный, хотя и желает, обретает мукти, освобождение. Поэтому в Бхагавад Гите говорится: «твой труд должен быть жертвоприношением». Жертвоприношение, ягья. Ягья- это удовлетворение Всевышнего, это жертва. Я жертвую своими удобствами, я иду на разного рода беспокойства. Это не беспокойства, это наслаждение. Например, мать идет на разные трудности ради своего малыша, но она не считает это беспокойством, это наслаждение. Если вы что- то делаете из любви, это наслаждение, это не беспокойство. В трансцендентном мире всё, что вы делаете, совершая преданное служение, приносит вам наслаждение. Это не беспокойство. Например, здесь вы танцуете. На самом деле для тела это беспокойство, потому что вы потеете, но вы не чувствуете беспокойств, вы чувствуете наслаждение. В противном случае зачем бы вы стали танцевать? Это трансцендентный уровень Демоны связаны с материальными желаниями, но желания преданных не связывают их. В этом различие. Это не порабощает. Философы- майавади не могут этого понять, они думают, почему эти люди подвергают себя таким трудностям? Танцуют, прыгают. Поэтому им это не нравится, их это беспокоит, потому что они не очистились.

00:12:08 Принцип демонов стать слугой своих желаний. И, если же вы поднялись на духовный уровень, все ваши желания направлены на преданное служение Господу. Мы стремимся к этому. Желания демонов описаны здесь. Тут нечего не нужно объяснять. У нас есть практический опыт в материальном мире. Они постоянно думают: «сегодня я заработал 500 долларов. Возможно больше или меньше». Майя лабдхам означает «я обрел это». «А завтра я сделаю еще больше денег, мой банковский счет станет огромным, я обрету большую силу». Идам астидам- «сейчас у меня столько всего, но будет еще больше, и счет мой увеличится. Таким образом я многократно приумножу свое богатство». Они не задаются вопросом возросла ли их любовь к Кришне. Но только бхакта думает об этом. Но, если бхакти нет, человек думает о материальном преуспевании, он думает, что другие- его враги. В действительности, на высоком уровне сознания, преданный никого не считает врагом. Сама, он знает, никто не может стать моим врагом, если Кришна не пожелает этого. Так зачем мне считать кого-то своим врагом. Кришна пожелал, чтобы кто-то поступил как мой враг, чтобы исправить меня. Зачем же мне тогда действовать против этого человека? Конечно, на таком уровне находятся только великие преданные. Это не относится к обычному преданному. Но факт остается фактом. Как кто-то может стать моим врагом? Если я слуга Кришны, как может кто- то стать моим врагом? Если кто-то действует, как мой враг, значит такова воля Кришны. У меня есть какие-то недостатки и он исправляет меня, поэтому это называется сама сарвешу бутешу. Так думает великий преданный. Но, если мы проповедуем, мы должны спуститься на второй уровень.

00:15:44 В духовной жизни есть три уровня. Первая, самая низкая ступень, средний уровень и самый высокий. Такое сознание «никто не является моим врагом» относится к высочайшему уровню, но это нельзя имитировать. Когда вы проповедуете вы должны низойти на второй уровень, даже, если находитесь на высочайшем уровне, вам придется сойти на средний уровень, потому что вы должны различать: «это преданный, это демон». На высшем уровне нет таких понятий, как демон, преданный. На высшем уровне преданный видит, что все служат Кришне, кроме него самого. Так рассуждает величайший преданный. У меня нет преданности к Кришне. Например, Радхарани думает: «все остальные с преданностью служат Кришне, кроме меня». Так сказал Чайтанья Махапрабху. Чайтанья Махапрабху сказал: «у Меня нет и толики преданности к Кришне. Если вы спрашиваете Меня почему я плачу, то я скажу, что это лишь напоказ». Так говорит Чайтанья Махапрабху. «Я плачу по Кришне лишь для того, чтобы показать, как я велик». Но, в действительности у меня нет и крупицы преданности. Нет, ты такой великий преданный, все говорят, но это не правда. Почему? «Потому что я продолжаю жить, хотя Кришны нет со мной. Это подтверждает, что у меня нет любви к Кришне». Так сказал Чайтанья Махапрабху. «Если бы у меня была хотя бы капля любви к Кришне, как бы я мог жить без Него»? Такова любовь к Кришне. Как могу я жить? Таковы чувства разлуки с Кришной. Это философия Чайтаньи Махапрабху. И Госвами следовали за Ним. Они никогда не говорили, что видели Кришну. Никогда. Чайтанья Махапрабху тоже сказал: «Мне снился Кришна, почему вы разбудили Меня, Я упустил такую возможность». Но Госвами говорили [Шрила Прабхупада говорит на санскрите], они лишь чувствовали разлуку. Они жили во Вриндаване, но никогда никто не слышал от них: «вчера ночью я видел, как танцует Кришна». Они никогда не говорили подобное. «Кришна, гопи, Радхарани, где вы все»? – взывали они. «Где вы»? Либо рядом с холмом Говардхан, либо на берегу Ямуны: «где вы»? Это бхаджан, преданность с чувством разлуки.

00:20:26 Так наше желание будет возрастать всё сильнее. Это надежда, это ожидание приведет нас к вершинам преданности. Так что, вместо того, чтобы думать, как этот демон «сейчас у меня столько денег, а будет еще больше; он мой враг, я убил одного из них, другой еще враг есть». Вот, что происходит на самом деле в материальном мире. Мы должны это исправить. «Я самый богатый человек, у меня столько друзей- аристократов». Джанаван дханаван- тот, у кого есть богатства, джанаван- тот, у кого есть люди, сила, известность, финансовые возможности. Чайтанья Махапрабху сказал надханам наджанам накавитам ваджигатише каме, это путь бхакти. Демон думает: «у меня столько денег, у меня столько друзей, столько родственников, столько членов семьи». Но Чайтанья Махапрабху говорит обратное. «Я не хочу никаких мирских друзей, ни последователей, ни денег. Я лишь хочу служить Тебе. Я только хочу служить Тебе». В этих трех стихах заключено всё.

00:22:41 Итак, мы рассказали о психологии демонов, но эти же желания можно трансформировать в преданное служение и тогда мы станем преданными или полубогом. Завтра я уезжаю, вы остаетесь здесь. Постарайтесь стать преданными и ни мыслить подобно демонам, это нам не поможет. Либо тогда аша паршатайя баддхах, мы так и останемся связанными материальными законами. Желания не остановить, это невозможно, но можно очистить желания. Очистите их. Это означает, что те же чаяния, те же надежды изменят ваше положение и вы станете преданным. Это поможет вам достичь в жизни успеха.
Спасибо вам большое.

транскрибирование: Мариам Губеладзе | Челябинск | Россия | 17 October 2022
обработка текста: Дмитрий Карпушкин | Челябинск | Россия | 24 January 2023