Что говорят Веды об уважении?

16 May 2007
Что сильнее всего влияет на нашу судьбу? История о царе Юдхиштхире. Все построено на уважении. К чему можеть привести азарт? Уважение дает человеку возможность обрести смирение. Нация, где не уважают старших, обречена на уничтожение
лекция для практикующих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:12:51 | качество: mp3 24kB/s 12 Mb | прослушано: 1356 | скачано: 1028 | избрано: 46
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Принцип уважения пронизывает собой, собственно, всю ведическую литературу. И вся ведическая культура построена на этом принципе – принципе уважения. Мы в течение этих нескольких лекций поговорим, какие же три критерия влияют на жизнь любого человека, также, чему учили в гурукуле, в ведической школе, какому самому главному принципу, почему? Также мы поговорим, что значит уважать других, какое определение « уважению» дают Веды, что происходит с обществом, где не уважают старших. Также 5 вещей теряет человек, это все цитаты из «Махабхараты», если он не уважительно относится к другим. Также, какие 4 вещи обретает человек, если он уважает других. Также, о многом другом поговорим мы на протяжении наших занятий, на протяжении наших лекций.

Что сильнее всего влияет на нашу судьбу?

00:01:32 Парашара Муни, автор «Джйотиш шастры», ведической астрологии, говорит, что 3 критерия влияют на жизнь любого человека. Самый первый критерий, который влияет на жизнь любого человека – это звезды. Второе – воспитание, и третье – общение. Мы в нескольких словах скажем об этих составляющих, как они связаны с той темой, которую мы будем сегодня обсуждать вместе.

00:02:19 Звезды обладают огромной силой и могуществом, на санскрите звезда звучит «граха». Граха – как что-то неотвратимое, что-то очень огромное, большое. И, мы знаем, что, например, приближение, удаление луны приводит к тому, что миллионы тонн воды в одном месте. Где-то вода прибывает, где-то она убывает. И под теми звездами, под которыми родился человек, от влияния этих звезд будет зависеть, какую жизнь он проживет и т.д. И многие качества, которые мы получаем, мы получаем уже от рождения, также звезды будут влиять на нашу продолжительность жизни. Но, даже положение звезд можно изменить, даже на свою судьбу можно повлиять за счет воспитания. Поэтому, вторым критерием, который влияет на жизнь любого человека, говорит Парашара Муни, является воспитание. Самое главное, чему должны были научить ребенка в ведическом обществе, самая главная обязанность родителей и гурукулы, школы, это уважать и почитать старших. Мы поговорим, почему.

00:03:53 Самым первым учителем является мать. Потому, что любой ребенок первое время, особенно первые свои 5 лет в основном находится с матерью. Именно мать является первым учителем любого человека. И дети, по мнению современных психологов до периода половой зрелости впитывают максимальный объем информации. Самое большое, что получает человек - знания о мире, о том, как себя вести, он получает в основном, через наблюдение за поведением своих родителей, немножко через общение. Но, для него очень важно, как ведут себя родители. И, в течение первых пяти лет, он в основном наблюдает за поведением своей матери. И мать должна научить его уважать отца. И если она этому его научит, то, как говорят Веды, этот ребенок поймет самый главный принцип – принцип принятия авторитетов в жизни. Он научится учиться, поймет принцип, который стоит за учебой.

00:05:37 Потому что, чтобы овладеть каким-то знанием, нам нужно прийти к тому, или уважать того, кто обладает большими познаниями, чем у нас, чем обладаем мы. И, поэтому, мама всегда должна слушаться при присутствии сына или дочери своего мужа. И даже, если папа что-то говорит, . мама должна говорить: «Так, папа сказал, умрем, но сделаем». И тогда ребенок естественным образом начинает уважать своего отца. Ему гораздо легче будет учиться в своей жизни. Потому, когда он пойдет в школу, он также будет слушать преподавателей. И также он будет познавать духовную науку, потому, что для того, чтобы обрести какое-то знание, если это касается работы над собой, нам также придется обратиться к тем людям, которые выше нас. Чтобы обратиться к этим людям, которые больше чем мы знаем, нам нужно обладать определённым умонастроением, чтобы воспринять все это.

00:07:14 Говорится, что с чайника можно налить в стакан, если он ниже чем чайник. Если стакан выше, чем чайник, туда не нальешь. В человека можно вложить какое-то знание, если он обладает определённым уважением к преподавателю. Если он независимо настроен, очень гордо, не уважает преподавателя, то он ничего не воспримет. Даже то знание, которое быть может, он услышит, оно очень быстро покинет его сердце. Поэтому, человек должен научиться этому принципу - учиться, мы поговорим ещё об этом подробнее, позже.

00:08:12 « Махабхарата» говорит, ( более точно это говорит «Джйотиш шастра»), что если человек просто научится уважать старших, две самые главные звезды в его гороскопе – солнце и луна, независимо от его кармы займут самое благоприятное положение. Если человек просто усвоит этот принцип, он начинает жить в гармонии с законами вселенной. Все законы вселенной меняют своё отношение к нему. Потому, что этот принцип уважения, он пронизывает всё это мироздание, он лежит в основе всего. И иерархия этой вселенной, даже высшие вселенские силы, если они видят, что человек проявляет такое отношение к другим, так себя ведет, делают так, или устраивают его жизнь так, что ему начинает во всём сопутствовать удача. И меняется весь его гороскоп, настолько могущественен это принцип уважения. И также «Махабхарата» говорит, что если человек уважает других, или научился уважать других, все начинают его любить.

История о царе Юдхиштхире

00:09:56 Есть знаменитая история с царем Юдхиштхирой. Мы расскажем некоторые эпизоды о битве на Курукшетре. «Махабхарата» - это огромный эпос. Она в основном описывает историю жизни пятерых братьев Пандавов, которые были великими, очень великими личностями. И также очень духовными людьми, великими царями. И с самого детства они получали очень хорошее образование, они были очень благородными. Но, их отец умер в раннем возрасте. Их отдали на воспитание к дяде, который до того момента, пока эти дети не вырастут и займут трон выполнял обязанности управляющего царства. Он был слеп, его звали Дхритараштра, у него было сто детей во главе с Дурьедханой. И они очень привязались к власти, он не хотел делиться той властью с этими пятью отпрысками царя Панду.

00:11:45 Поэтому, в результате различных интриг пять братьев были сосланы в лес, их пытались убить, сжечь, отравить. В конце концов, у них забрали, благодаря незаконной игре в кости их обманули, забрали все царство, выслали в лес на 14 лет. И, через какое-то время, спустя много-много лет была огромная битва. В конце этой битвы они вернули себе власть. И вся «Махабхарата» в основном рассказывает преимущество, рассказывает их жизнь, жизнь этих пятерых братьев Пандавов. И самый старший из них был Юдхиштхира. Сначала они обучались все вместе, эти сто сыновей Дхритараштры и пять Пандавов, братьев, обучались вместе боевому искусству Дроны, их учителя. Его спросили: «А почему ты очень любишь Юдхиштхиру, и не любишь Дурьедхану, старшего из этих ста сыновей?» И учитель сказал: «Я вам объясню. Я отношусь к ним по-разному, потому, что у них разное поведение. И мало того, я даже по их поведению могу сказать, какое у них будет будущее». И сказал: «Я вам сейчас покажу, чем они различаются».

00:13:53 Он вызвал Юдхиштхиру, сказал: «Юдхиштхира, у меня к тебе есть просьба». «Да, учитель». «Пойди и найди человека, который тебя во всём хуже». Потом вызвал Дурьедхану и сказал: «Дурьедхана, иди и найди человека, который лучше чем ты». Они поклонились учителю, и каждый пошел выполнять просьбы. Спустя много часов оба они вернулись измотанные. Когда подошел Юдхиштхира и сказал: «Учитель, прошу прощения, но я не смог исполнить вашу просьбу. Вы мне сказали, чтобы я нашел людей, которые ниже чем я. Я поехал в места, где живут самые низкие люди, у которых масса недостатков. Но, внимательно приглядываясь к ним, я заметил, что даже у них есть особые качества, которых нет у меня, которым я могу у них учиться, есть качества, из-за которых я могу их уважать. Поэтому, как я не искал, я не мог найти людей, которые ниже чем я. Каждый в чем-то меня превосходил».

00:15:35 Потом пришел Дурьедхана, тоже измученный: «Учитель, я не смог также выполнить ваше задание». Почему? «Я поехал к самым благородным людям. Вы попросили найти людей, которые во всём меня превосходят. Я потом стал наблюдать за ними, увидел гнев, у них есть какие-то недостатки. Они всё равно ниже, чем я, я их лучше». Учитель отпустил их обоих. Ну хорошо. И когда он остался наедине с этими людьми, которые спросили его, он сказал: «Посмотрите, просто по тому, насколько они уважают других, насколько качество уважения проявлено в их жизни, так пройдет вся их жизнь. Я предсказываю, что Юдхиштхиру будут все любить, он будет очень благородным, проживёт долгую жизнь, будет душой и жизнью всех своих подданных. А Дурьедхану все будут ненавидеть. В конце концов он очень плохо кончит». Он сделал предсказание, и в будущем всё это подтвердилось.

00:17:07 Царя Юдхиштхиру любили все, одно из его имен на санскрите звучит как «аджата шатра» – тот, у кого не было врагов. Хотя, кто-то, может быть, считал его своим врагом, но, у него не было врагов. Он любил всех, его любили все. Любой из его подданных был готов отдать за него жизнь. Он был жизнью и душой всех – своих подопечных царства. Дурьедхану все не любили, все знали его злобный, жестокий характер, сварливый. И в конце концов он погиб. И ещё до своей гибели он смог причинить боль стольким многим людям вокруг, был главной противоположностью Юдхиштхиры.

Уважение к учителю

00:18:08 И перед битвой на Курукшетре, когда две армии стали сходиться, строиться в боевом порядке, Пандавы, выйдя из изгнания собрали военные силы для решающей битвы. Сначала они попросили у Дурьедханы, который узурпировал власть. Сказали: «Дурьедхана, хорошо, ты обманывал нас, но мы дДаже не требуем то, чтобы ты нам вернул все царство. Мы войны! Мы должны управлять, мы цари, дай нам хотя бы 5 деревень и мы не будем сражаться с тобой». Дурьедхана в гневе закричал: «Я не дам вам даже места, чтобы воткнуть иголку, убирайтесь отсюда». И битва была предрешена.

00:19:22 И когда войны построились в боевом порядке, вдруг Юдхиштхира сел на колесницу, и поскакал в противоположный лагерь к армии Дурьедханы. И все другие четверо Пандавов испугались, они знали, что Юдхиштхира – воплощение милосердия, воплощение нравственных норм. Они боялись, что вдруг он сейчас подъедет скажет: «Забирайте царство, мы не будем сражаться». И он мог так сделать... Но они очень уважали его. А ведическая культура такова, что если старший что-то говорил, другие принимали это, даже если внутри были не согласны. И они вынуждены были бы согласиться. Столько усилий в подготовке к этой битве.

00:20:26 Но, к их изумлению, Юдхиштхира подъехал первым к Бхишме, к своему деду, который сражался на противоположной стороне. Так получилось, что вся династия того времени, вся цивилизация разделилась на два лагеря, на противоположных сторонах были сыновья и дети, сыновья, родители, деды, дядья. Все сошлись на этой битве. Он подъехал к своему деду, слез с колесницы, предложил ему поклон, сложил руки и сказал: «Дорогой мой дед, пожалуйста, благослови меня, чтобы я мог сражаться с тобой. Если ты не благословишь меня, я не возьму в руки оружия, и не буду сражаться!». Тогда слезы накатились на глаза деда Бхишмы и он сказал: «Дорогой мой сынок, дорогой мой внук, спасибо, за то, что ты сделал это. Если бы ты не попросил у меня этого благословения, то я бы проклял тебя. А теперь, ты очень сильно благословлен и я знаю, что ты победишь!».

00:22:12 Потом он подъехал к ачарье Дроне, своему учителю боевого искусства и сказал: «Дорогой мой учитель, благословите меня! Если вы не благословите меня, я не буду сражаться!». Дроначарья обнял его, сказал: «Спасибо за то, что ты поступил так. Я бы тоже проклял тебя, если бы ты не попросил у меня благословления. Сражайся и победи!». И после этого он подъехал к Шалье, к своему дяде по матери. Шалья, на самом деле, ехал на это поле битвы, чтобы сражаться за Юдхиштхиру, но Дурьедхана решил его обхитрить. Шалья так спешил к своему любимому племяннику, сел на колесницу, и больше ста километров проехал не останавливаясь. Дурьедхана, не зная по какой дороге поедет Шалья, разбил через каждый километр большие палатки с яствами, развесил флаги вдоль всего путешествия, поставил людей, которые его приветствовали.

00:23:35 И Шалья не останавливался, он не знал, что это сделал Дурьедхана, и думал, что это Юдхиштхира из любви к нему, таким образом, украсил всю дорогу. Когда он приехал на поле битвы, и для того, чтобы прославить своего дорого племянника, он громогласно, перед собранием всех других царей, которые также прибывали туда вместе со своими армиями, произнес: «Для того человека, который так меня любит, так устроил все моё путешествие, так все организовал, так украсил дорогу, так меня встречал, я готов отдать жизнь, готов сражаться на его стороне». И Дурьедхана тогда закричал: «Это я, это я сделал! Всё, ты дал слово, это слово война, слово кшатрия. Все, ты будешь сражаться на моей стороне!». Сложно даже представить, что переживал Шалья... потому, что он воин! Но он вынужден был согласиться. В те времена если люди давали слово, то они не забирали его назад. Особенно касалось брахманов, священников, тех, кто был носителем ведического знания, и также воинов, кшатриев.

00:25:15 Есть бенгальская пословица, которая говорит – что если вы говорите что-то, т.е. вот это обещание, вы должны быть готовы положить голову на плаху, но сдержать это обещание. Если вы не уверены в этом, лучше не обещайте ничего. Когда войны что-то говорили - всё. И Шалья будет сражаться на другой стороне. Его сердце обливалось кровью. Он приехал для того, чтобы сражаться за своего любимого племянника, но тут ему придется сражаться против него, на стороне его врагов. Это его слово.

00:26:03 И когда Юдхиштхира появился перед ним, он тоже предложил поклоны и сказал: «Дорогой дядя, пожалуйста, благослови меня. Если ты не дашь мне свои благословления, я не возьму в руки меч и лук, и не буду участвовать в битве». Со слезами Шалья сказал: «Спасибо. Я бы проклял тебя, потому, что я приехал сюда только ради тебя. Если бы ты не пришел и не сделал это... Пожалуйста, иди и сражайся! Сражайся, ты победишь не беспокойся, я уверен в этом!».

00:26:53 И в будущем Шалья даже поможет им. Именно Шалья в последние дни возглавит всю армию Дурьедханы, даже армию возглавит. Потому, что он будет один из последних в живых, оставшихся в живых военачальников Дурьедханы. И в один из дней, разгаров битвы, он очень сильно поможет Пандавам в битве с Карной. Он будет мешать Карне сражаться с Арджуной. И Юдхиштхира вернется назад, вернется назад, получив благословение, и после этого будет сражаться в свою полную мощь. Насколько он уважал старших! Насколько они уважали его, они готовы были дать ему такие благословения – сражайся и победи.

00:28:05 Эти принципы уважения пронизывали собой все. Сама битва продолжалась целый день. Но, есть очень интересный эпизод, как начиналась эта битва. Самой первой личностью, которая должна будет выпустить стрелу, знаменующую начало всего этого сражения, которое уничтожит практически, всю цивилизацию. Во время это битвы погибнет 640 млн. человек. Она будет длиться 18 дней. Вся цивилизация того времени, на ней всей и скажется эта битва. Описывается также, что даже царь Египта также участвовал в этой битве и он на стороне Дурьедханы, было одно из небольших государств и он вернулся разбитый. Он бежал в один из дней с поля битвы, вернулся к себе. Его армия, которая сражалась на стороне Дурьедханы также была разбита и с остатками воинов он вернулся к себе в государство.

00:29:45 И Арджуна, Дрона, Бхишма, Карна убьют большую часть этих воинов. Трое из этих личностей – необычные живые существа. Они были рождены иерархами от иерархов других, высших планет. Бхишма был сыном Ганги, Арджуна – Индры, иерархом высших планетных систем, Карна – был сыном бога Солнца, тем живым существом, который правит этой планетой. Они очень не обычным образом появились. И трое из этих четверых перечисленных нами личностей обучались искусству владения луком у самого Парашурамы, это особое воплощение Бога, описанное в Ведах, ответственное за боевое искусство. Они были величайшими ассами своего дела.

00:30:59 Ведическое боевое искусство называется Дханур-веда. Дханур переводится как «лук», веда – знание. У нас может возникнуть вопрос, а причём здесь лук? Неужели луком можно убить много людей? Лук в то время представлял собой очень мощное оружие. Лук был в рост человека, древки, концы лука были острыми. Мало того, что человек мог пускать стрелы, он мог сражаться луком, как шестом, и убить огромное количество людей. Также воин мог перерезать горло противнику тетивой. Есть целая техника боя стрелами. Потому, что если даже он лишался лука, то просто стрелами он мог нанести огромное количество колющих ран противнику.

00:32:01 Также в самой «Махабхарате» перечисляется, не меньше чем на 12 страницах только перечень оружия, которым пользовались воины того времени. Юноша с наклонностями воина до 20 лет выучивал 360 комплексов упражнений. Комплексов. Это очень и очень отработанная техника. Притом, воины, кшатрии, цари, им открывались ещё секреты владения небесным оружием, или оружием Богов, которое приводилось в действие с помощью тонких звуковых вибраций, мантр, это все держалось в секрете. С помощью звуковой вибрации стрела наделялась также определённой вибрацией. Произносились определённые мантры. С помощью этой стрелы можно было пробить любые доспехи, разрушить колесницу противника, срезать голову слону и т.д.

00:33:19 С помощью мантр применяли ядерное оружие, которое на санскрите называется «брахмастра», оружие ветра, оружие смерти, горное оружие и т.д. Они использовали тонкие технологии. Также воины, помимо грубых доспехов надевали на себя тонкие энергетические доспехи, разные виды кавач или защит, которые также защищали его тело. В эти секреты посвящались только самые опытные из лучников, из воинов.

00:34:02 Говорится, что когда Арджуна пускал стрелы, не было видно даже, как он смыкает и размыкает руки, как смыкается его и размыкается лук. Его лук представлял из себя сплошную дугу, круг. Стоял такой звук от его лука, что люди на расстоянии нескольких десятков метров не могли стоять на ногах. Разумеется, у него также был не обычный лук. Чтобы получить это особое оружие, потому что как и любого настоящего воина, если даже как у самураев, у них были мечи, которые ковались по 5, по 10 лет, которые стояли целое состояние. Их оружие также было не обычным. Никакой обычный лук не в состоянии был выдержать такую нагрузку. Чтобы получить этот лук, он долгое время совершал аскезы. И, в конце концов, перед ним появился Варуна, личность, которая во вселенной, иерарх, который отвечает за энергию воды вселенной. И он дал ему этот лук. Это была основная цель аскез Арджуны. Лук сиял подобно Солнцу.

00:35:22 И Арджуна должен был пустить несколько стрел, начав битву. Арджуна достанет 2 стрелы из своего колчана. На глазах у всех он коснулся ими лба и сердца и пустил эти стрелы в Бхишму и Дрону - в своего учителя и в своего деда. И каждая из этих стрел подлетит и плашмя ляжет перед колесницей Дроны и Бхишмы. На языке воинов перед началом битвы он скажет – дорогой мой дед, дорогой мой учитель, я в поклоне склоняюсь перед вами, я предлагаю вам свои поклоны, предлагаю вам своё уважение. Дрона и Бхишма достанут по стреле и пустят в Арджуну. Каждая из этих стрел подлетит и оперением коснется шлема Арджуны и полетит дальше. На языке воинов они скажут – мы благословляем тебя, сынок, сражайся, победи.

00:36:51 Через несколько секунд они будут сражаться насмерть, убивая друг друга, пуская тысячи стрел. И там потекут реки крови, но между тем, какое уважение, которое стоит за всем этим, какое почтение друг другу. Хотя внешне они воины, слово «кшатрий» - «кшат» означает «боль», «трета» - «защищать». Обязанность воина сражаться. Говорится, что если к воину подходит кто-то, бросает перчатку в лицо и говорит: «Идем сражаться, я вызываю тебя на дуэль», - он должен все оставить, взять и идти сражаться. Он не скажет: «Простите, вы ошиблись адресом, я не пойду, найдите кого-то другого». Нет! Если воину отрубали правую руку, он брал меч в левую и продолжал сражаться. Такова сила. Кшатрии и воины могли терпеть боль. Они знали, они не боялись смерти. Потому, что они знали – если мы победим в битве, мы получим славу. А если нас убьют, погибнув в праведной битве, мы достигнем высших планет, высших планетных систем. Потому, что Веды говорят – воин, погибая в праведной битве достигает высших планет. Поэтому битва для воина – это счастье. Или он получает царство, получает славу победителя или достигает рая, если он сражается ради высших принципов, в праведной битве погибает.

00:38:34 Они выполняли свой долг, но, уважение пронизывало собой все. Самое удивительное было в следующем, что как только Солнце заходило – трубила раковина. Эта раковина извещала конец битве. Все вкладывали мечи в ножны, армии отступали назад. И самое удивительное было то, что ночью, под покровом ночи обе из этих противоборствующих сторон ходили в гости друг к другу. Они вместе пировали, сидели в шатрах, общались друг с другом, весело проводили время. На следующее утро они одевали доспехи, вооружались и шли, чтобы сражаться на смерть. Нам это очень тяжело понять, потому, что люди честно сражались друг с другом, но, за всем этим стояло очень глубокое уважение. Даже, чтобы обратиться друг к другу, если мы почитаем «Махабхарату», прежде чем даже просто что-то сказать, люди очень много говорят славословий в адрес друг друга, они прославляют, выказывают своё уважение. Почему? Это принцип, это этикет. Принципы уважения к равным, к старшим, даже к младшим. Он пронизывает собой все.

К чему можеть привести азарт?

00:40:45 Например, один из удивительных эпизодов «Махабхараты». Когда Юдхиштхира проиграл свою жену в кости. Это был очень такой страшный план, который придумал Шакуни, ближайший советник Дурьедханы. Он решил обманом выгнать Пандавов. Но, сначала предложил ему сыграть на деньги, он знал, что у Юдхиштхиры была слабость, что он был привязан к игре в кости. Сыграли на деньги, потом проиграл деньги. Суммы все росли, росли, росли. В конце концов, он все проиграл. Сказал: «Хорошо, у тебя осталось царство». Сначала они сыграли на дворец, потом сыграли на все царство, он проиграл царство. Но, каждый раз он ему говорил: «Всё, всё, что ты проиграл, давай, последний бросок, ты всё это отыгрываешь, но, вот это ещё ты можешь поставить».

00:42:07 И он проигрывал и проигрывал, потому, что кости, которые бросал Шакуни были особые, они были фальшивые, отточенные, они попадали им так, как было нужно. Сказал потом: «Хорошо, поставь тогда, ты все проиграл, смотри, все свои богатства, все своё царство, но ты можешь всё это отыграть и …». Потом он проиграл себя, кстати. Сказал: «Ты себя можешь поставить на кон». Он поставил себя на кон. Потом он сказал: «Хорошо, ты можешь всё отыграть, если ты поставишь кого-то из своих братьев на кон, всё это, себя и всё царство». И он – хорошо. В конце концов, он проиграл и всех четверых своих братьев еще. Потом сказали: «Хорошо, у вас осталась жена, Драупади, ты можешь поставить её на кон. Если ты поставишь её на кон, то вы, все пятеро будете свободны теперь, всё царство вернется к вам, всё остальное». И он проиграл и её. И Дурьедхана просто закричал: «Всё! Они стали рабами теперь, они проиграли себя, Юдхиштхира проиграл своих братьев, которые тоже превратились в рабов, они проиграли и собственную жену».

00:43:44 И Дурьедхана тогда сказал: «Приведите её, приволоките её сюда за волосы». Драупади пряталась в женском дворце, в женской части дворца. Она скрывалась там, и её приволокли, за волосы буквально. Ей сказали сначала прийти самой. Она сказала: «Подождите». Она узнала... Ей сказали – твой муж проиграл тебя. Она сказала: «Подождите, как человек, который проиграл себя, может проигрывать других? Он уже себя проиграл. Означает, что он не может меня проиграть, потому, что я уже ему не принадлежу, он сам себе не принадлежит теперь». Но, её не слушали, приволокли, прямо на глазах у всех её хотели раздеть. Она взмолилась тогда Господу, и Господь сделал её сари бесконечным! Духшасана тянул это сари, но, хотя она должна предстать перед всеми была обнаженной, оно, это сари стало бесконечным, там было уже огромное количество материи на полу, он сам взмок весь, но сари не кончалось. И она, Драупади стояла с поднятыми вверх руками и повторяла имена Господа: «Господь, помоги, защити меня, я полностью вручаю себя тебе, помоги мне». Это было чудо для всех.

00:45:46 И после этого они снова сыграли, и их отправили в лес на 14 лет. Им сказали: «Последний раз, хорошо». И в это время, когда всё это происходило, вдруг голос раздался с небес: «Что вы делаете? Всё ваше царство будет уничтожено!». И голос раздался также еще. Некоторые из этих братьев Пандавов дали страшные проклятия Бхима сказал, (один их этих пятерых братьев), «Я стану причиной смерти ста твоих братьев, 99 братьев и тебя самого, о Дурьедхана, я лично убью вас всех! И, помяни моё слово, этого Духшасану, который раздевал мою собственную жену я вырву его руки, вырву его сердце и напьюсь его крови.» Такие страшные проклятия он давал. Все ужаснулись просто от этого. И царь, слепой царь, Дхритараштра, перепугался, он сказал: «Пожалуйста, забери эти проклятия, все вы свободны, только ни…» Бхима сказал: «Это моё слово воина!». И он сказал также Драупади: «Драупади, проси всё, что хочешь». Драупади сказала: «Освободите моих мужей, верните им всё царство и все богатство». Он сказал: «Хорошо, попроси что-то для себя». Она сказала: «А для себя я ничего не попрошу».

00:47:55 И до тех пор, пока, и самое любопытное, что потом, когда они пошли, снова к себе во дворец, Дурьедхана устроил истерику своему отцу, он сказал: «Мы чуть было сейчас все, наших врагов в лес не отправили, все не получили без битвы, а из-за тебя, моего отца, мы вынуждены были вернуть им царство, вернуть им свободу. Я сейчас наложу на себя руки!» Царь испугался. Тогда Дурьедхана сказал: «Позволь мне сделать последний шаг, последний раз сыграть и всё, на этом мы закончим». Он согласился. Они послали снова за Пандавами, те вынуждены были прийти, они не могли, как воины, отказаться. И тогда им предложили – хорошо, последний раз играем. Результат этой игры будет таков – или вы выигрываете и получаете своё царство, получаете ещё наше царство, а в другом случае, вы на 14 лет уходите в лес и 15-й год вы должны прожить инкогнито. Если в течение 15 го года вас кто-то найдет из наших шпионов, то вы ещё на 14 лет уходите в лес. Хорошо? И они вынуждены были сыграть и опять их обманули. И они вынуждены были уйти в ссылку на 14 лет.

00:50:04 И 14 лет они будут жить в лесу, цари. Их жена пойдет за ними. Любопытен тот факт, что всё, что с ними приключилось, это из-за их родных братьев, из-за одного их старшего брата. Они лишились всех своих богатств, своего имущества, всех своих денег. Их унизили перед всеми, отправили в лес, их жену чуть было не раздели. Ни разу они не упрекнули его за это. Внутри, они очень сильно переживали, они, конечно, были не довольны всем этим, но ни разу они не сказали ему об этом вслух, потому, что он был старше. Хотя их жена, Драупади, из-за него её чуть было не раздели перед всеми, это страшный позор для любой женщины, она ни разу его за это не упрекнула вслух. Хотя внутри она скрежетала зубами, она внутри была недовольна, но, она ни разу не сказала ему. Она сказала, единственное, что она сделала, она сказала: «До тех пор, пока за меня не отомстят». Она была кшатрийкой. Кшатрийка означает, что она была женой воинов, у нее был воинственный дух, и она сказала: «Пока Бхима не исполнит свой обет, пока он не убьёт этих сто сыновей Дхритараштры, я не заплету свои волосы в косу».

00:51:59 Потому, что в те времена, если женщины ходили с распущенными волосами, то они могли это делать только в двух случаях, даже в трех. Они могли с распущенными волосами ходить при трауре, также наедине с мужем, наедине с детьми. И если женщина просто ходила с непокрытой головой или с распущенными волосами, это было позором в то время. Обычно так могли ходить только женщины легкого поведения. Для них это было очень большим позором. И она сказала: «Я никогда не заплету свои волосы до тех пор, пока за меня не отомстят». И было только 2 случая за всю история, когда Юдхиштхире напомнили об этом.

Уважение дает человеку возможность обрести смирение

00:53:04 Первая история была, когда не далеко от Раджастана, будучи в изгнании, братья пришли на берег Ганги. Пять братьев Пандавов вместе со своей женой, вместе со своей матерью Кунти. Они пришли на берег реки. И Бхима, самый сильный из братьев, он решил покупаться. Прыгнул в Гангу, стал плескаться, поднимая огромные волны. Переплыл на другой берег. Как только он вышел на тот берег, вдруг что-то с его головой случилось. У него лопнуло терпение, стал бегать по берегу, стал кричать: «Юдхиштхира, это все ты, ты виноват, из-за тебя мы здесь сейчас страдаем, как нищие бродим по лесу, из-за тебя мы влачим это существование! Всё из-за тебя!».

00:54:02 И все Пандавы, они смотрели на все это, широко открыв глаза, они были изумлены. Мать была шокирована всем этим. Также жена тоже. Все были в очень большом шоке. Это не обычно, какое-то очень не обычное поведение. Юдхиштхира сказал: «Ну-ка, давай-ка, давай-ка сюда плыви». И он переплыл назад. И когда он переплыл на другой берег, вдруг опять у него все на место встало. Схватился за голову, сказал: «Что я наделал, как я мог такие вещи говорить старшему, как я мог себя так вести». Ему было очень, очень стыдно, упал на колени, стал просить прощения у него. Юдхиштхира сказал: «Ничего, ничего, на самом деле, там царство Кауравов начинается, место оскверненное, дурное, не беспокойся». И он, до конца своих дней не мог себе простить этого, что он сказал это вслух.

00:55:07 И также во время битвы на Курукшетре, в один из дней, когда Юдхиштхира сражался с Карной, Карна был очень могущественным воином, Карна победил его в дуэли на колесницах. Они пускали тысячи стрел друг в друга. Но, Карна был таким опытным лучником, что не только разбивал все эти стрелы, которые в него летели, ни одна стрела даже не могла его коснуться, он обрушивал огромный шквал стрел на Юдхиштхиру. В конце концов, он убил его лошадей, он убил возничего Юдхиштхиры, тот стал пешим. Он перерезал стрелой тетиву на луке Юдхиштхиры. Юдхиштхира схватил меч и щит, но он своими стрелами выбил из его рук и щит и меч, он остался безоружным. В него летело множество стрел. И тогда он бросился бежать. Карна поскакал за ним на своей колеснице. И в след ему он закричал: «Куда ты бежишь, словно пес, ты только что говорил, что ты меня победишь, что ты такой герой!».

00:56:37 Перед началом этого поединка они обменялись такими бравадами, что сейчас мы сразимся и посмотрим, кто из нас кто и т.д. «А сейчас ты убегаешь». И он догнал его колесницей и лук надел ему на шею, сказал: «Видишь, на самом деле ты мой раб, я сейчас могу тебя убить, прикончить и делать с тобой всё, что хочу, видишь. Но ты такое ничтожество, что ты даже не заслуживаешь того, чтобы я с тобой сражался, чтобы я тебя прикончил сейчас, беги отсюда, давай, как собака последняя убегает. Ты даже не заслуживаешь того, чтобы я марал об такое ничтожество как ты свои руки».

00:57:25 Можно было представить, что внутри переживал Юдхиштхира, на глазах у всех. Он бежал, он вынужден был продолжать бежать. И говорится, что для уважаемого человека позор хуже смерти. Особенно касалось воинов. Внутри себя он думал «Лучше бы он меня прикончил, лучше бы он меня убил. Он меня оскорбил просто перед всеми, унизил просто.» Хотя он встал, ему подвели другую колесницу, он продолжил свою битву. И в битве со Ашватхамой его тело было изрезано стрелами с широким наконечником. У него было очень много ран. Израненный он упал без сознания в колесницу. И колесничий вывез его с поля боя чтобы спасти ему жизнь. Стрелы были извлечены из его тела, раны как-то перевязаны и он лежал, приходил в себя, но его сердце не находило покоя от тех ран, которые были больнее ран от стрел, которые нанес ему Карна. Думал, «Кто же за меня отомстит? Кто же убьет этого Карну?».

00:58:56 И Кришна, колесничий Арджуны, сказал: «Арджуна, твой брат, возможно мертв, давай сейчас оставим битву на какое-то время, посмотрим, он живой или нет». Он согласился, потому, что был обеспокоен судьбой своего брата. Когда они приехали в тыл, Юдхиштхира увидел своего брата Арджуну. Он знал, что никто, кроме Арджуны не смог бы справиться с Карной. Карна слишком могущественный воин. Никто с ним не мог сражаться на равных. И он подумал – наверняка Арджуна приехал сюда для того, чтобы порадовать меня вестью о том, что он победил Карну и отомстил за меня, своего брата, смыл с меня это пятно позора. Тогда он сказал: «Арджуна, ты сделал это ради меня, спасибо, ты убил его, да? Ты отомстил за меня?» «Нет, я не убил его». И в сердцах Юдхиштхира сказал: «Уж лучше бы ты свой лук Гандива подарил кому-то другому тогда, какой же ты тогда великий лучник?. Потому что сейчас тысячи и тысячи людей из нашей армии гибнут под стрелами Карны»

01:00:46 На самом деле, когда Карна сражался, все, кто вставал на его пути, они все умирали. И не было воинов, которые могли бы его остановить. Целый день он только и делал, что убивал всех на своем пути. Единственный, кто мог его остановить – это только Арджуна. Но Арджуна сражался на другом фланге, с другой стороны, поэтому, они не могли встретиться. И это были роковые слова. Потому, что в своё время Арджуна дал обет. В своё время, когда он получил этот удивительный лук, за счет которого ему пришлось столько много аскез претерпеть, он до такой степени гордился этим луком, что он сказал: «Если кто-то попросит меня отложить этот лук в сторону или бросить его, оставить этот лук, я сам лично убью этого человека». И когда его старший брат такие вещи сказал, у Арджуны сразу все заклинило. Он достал меч и пошел, чтобы исполнить своё слово, свой обет.

01:01:55 Кришна тогда встал и сказал: «Подожди, ты чего хочешь сделать? Это же твой брат!» Арджуна развел руками и сказал: «Что я могу поделать, он знал, что я дал этот обет, я не могу нарушить своё слово, я пообещал. Я не могу, это слово воина, он тоже воин!». Тогда Кришна сказал: «Хорошо...». Веды говорят, что оскорбить человека - это то же самое, что его убить, особенно это касается воинов. Ты не убей его физически, ты убей его морально, оскорби его. И облегченно Арджуна узнал, что делать теперь. Он вложил меч в ножны и сказал, обращаясь к своему старшему брату: «Это ты говоришь, что я трус? Это ты трус! Вся эта битва из-за тебя! Из-за тебя мы проливаем свою кровь! Это из-за тебя сейчас там гибнут сотни тысяч людей! Из-за тебя мы лишились всего своего царства! Из-за тебя нас чуть было не отравили! Из-за тебя чуть было нас не убили! Из-за тебя нас чуть было не сожгли в своё время во дворце, пропитанном смолой. Ты причина всех наших бед, из-за тебя мы 14 лет провели в изгнании! И ты ещё меня тут упрекаешь и говоришь, что я трус? Всё ты! Из-за тебя тут сейчас все гибнут!».

01:03:36 И когда он посмотрел на своего брата, он вдруг увидел, что Юдхиштхира стоит и плачет. Он сказал: «На самом деле ты прав. Уж лучше бы меня сейчас убил Ашваттхама , уж лучше бы я тогда сгорел в этом доме из шелока. Если бы я погиб тогда ещё... тогда бы вы бы не страдали, все ваши страдания только из-за меня». И тогда Арджуна решил покончить с собой. Он достал нож, решил покончить, убить уже себя. Тогда снова Кришна заговорил: «Подожди, почему ты себя хочешь убить?» «Я старшего оскорбил!». Говорится, что тот человек, который оскорбляет старшего, он лишается всего. Единственное наказание, которое я заслуживаю, я заслуживаю только смерти, я сделал это!» «Нет, ты не должен так поступать, ты сделал это не нарочно. Ты вынужден был сделать это, чтобы не убить его!»

01:05:13 Это очень интересный момент. И какое уважение стояло за всем этим, человек, который не уважал старших, он терял всё. Мы расскажем какие-то подробности, как всё это происходит, почему это все происходит, что значит уважать, как это все может проявляться. Может быть, более подробно на будущих лекциях, мы сейчас просто рассказывали какие-то примеры из Вед, из «Махабхараты», иллюстрирующих, насколько уважение пронизывало собой всё, и как все было построено на уважении. И может быть, я расскажу ещё очень маленькую историю.

Нация, где не уважают старших, обречена на уничтожение

01:06:11 Этот доктор Рао, один из известнейших астрологов, когда он приехал в Америку, и прочитал статью в газете, в которой говорилось о том, что сын позвонил в полицию и сдал в полицию своих родителей за то, что они поставили его в угол, наказали. И полицейские приехали, забрали родителей, отвезли в полицейский участок, на несколько суток посадили их в камеру. И они написали – посмотрите, какая у нас страна великая. Даже дети могут своих родителей посадить, сдать их в полицию. Рао услышал, он схватился за голову, он сказал: «Это обреченная нация. Нация, где не уважают старших, она обречена на уничтожение».

01:07:18 В одном из ведических писаний « Шримад-Бхагаватам» говорится – в том обществе, где нет заботы, где не уважают, где не заботятся о детях, женщинах, коровах, духовных людях, священниках или брахманах, носителей духовности и пожилых людях, там где не заботятся о старших, где они не защищены, там где нет уважения к ним, в этом обществе всегда будут страдания. Это общество обречено на страдание!. Это то, что мы сейчас наблюдаем. Кому-то нужны старшие люди? Сейчас наоборот, если люди уважают старших, это считается странным. Сейчас в Америке повсеместно все сдают своих родителей в хосписы. Определенный возраст наступает, они просто их сдают туда, чтобы не видеть больше никогда. Это очень жестоко! И даже к ним не заезжают никогда. Как отработанные! Всё! Выкидывают их просто на помойку. Это очень страшно!

01:08:48 Один из моих знакомых общался с директором гурукулы, индийской духовной школы. Это очень необычный человек. Он был директором на протяжении 10 лет. Во Вриндаване, в особом городе в Индии. Он был не только директором этой школы, он был ещё йогом. Он очень глубоко изучал Веды также. Спал на голом полу, делал асаны. При всем при этом он был миллионером, директором нескольких заводов. И также он закончил курсы кинематографов в Голливуде, он также снимал удивительные фильмы. Очень талантливая личность. И история этого человека очень не обычна. Мой друг рассказал мне подробности, что в своё время, когда он начал движение Ганди в Индии, его сын стал коммунистом и ушел из дома. Тогда отец дал обет, что до тех пор, пока не вернется мой сын, я не буду есть ни соли, ни сахара, ни каких специй, даже масла!

01:10:24 И прошло двадцать лет. Его сын так и не вернулся. И он продолжал есть обычные овощи, сваренные на пару, или что-то такое пресное. Вы не пробовали поесть просто без соли что-нибудь? На долго нас хватает? Это очень тяжело, согласитесь! Может пару дней, мы, зажав зубы, можем вытерпеть. После этого мы скажем, да пропади оно всё пропадом и всё. Двадцать лет не есть ничего сладкого, ни есть соли, есть безвкусную пищу, будучи миллионером, спать на голом полу. Нам тяжело понять, но это человек слова, человек определённых принципов. И этот человек, он был единственный, кто вставал, когда заходил преподаватель в Голливуде. Эти американцы сидели нога за ногу, в одной руке у них была банка с пивом, сигарета в зубах. Другой рукой они обнимали свою подружку. Заходил преподаватель – они сидели, пускали изо рта дым, говорили: «Ну, давай, и что ты тут скажешь?» Человек принципа, он единственный, который вставал. Глядя на этих людей, он сказал: «Америка – это обреченная нация, они совершенно не уважают старших, они обречены просто».

Спасибо большое!

транскрибирование: Алексей Сентюрёв | Смоленск | Россия | 25 October 2012
обработка текста: Дамаянти д.д. | Чиангмай | Тайланд | 18 January 2013