Естество души
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
О первоисточниках
00:00:00 – Комментарии Бхактивиноды Тхакура и Прабхупады являются обширными, подробными, но все же, если хочешь, ты можешь обратиться к «Лагху Бхагаватамритам», оригинальной работе Рупы Госвами и также «Тикпани» Санатаны Госвами, комментарию к «Бхагаватам». «Тикпани» означает комментарий к комментарию, окончательный или высший комментарий, подготовленный самим Санатаной Госвами, который обрел благословения Махапрабху.
00:00:40 Чтобы ты ни писал, Кришна поможет тебе в это время, когда ты будешь писать. – сказал Махапрабху. – Если Ты поставишь стопу мне на голову, тогда я обрету подобное мужество, – сказал Санатана Госвами. – Я положу ладонь тебе на голову, и Кришна поможет тебе, когда ты будешь составлять произведения.
И Санатана Госвами насильно поставил стопу Махапрабху себе на голову и сказал: «Теперь я уверен, что Кришна благословит меня».
00:01:14 Санатана Госвами показал нам верховный путь для нас, направление, образ действий. То, что он дал, есть окончательный вердикт. Если мы попытаемся пойти против этого, мы рискуем совершить оскорбление истинного решения, источником которого являются Махапрабху и Санатана Госвами. Поэтому мы должны поступить как-то иначе. Не идти против.
Градация прасадам
00:01:53 Преданный: Возможна ли градация прасадам в зависимости от человека, который предлагает?
Шридхар Махарадж: Это соответствует адхикару. Обычно я организовываю так, что дал и лакра для всех. Для больных определенная раса, вкус, который может быть уместен для них, для почетных гостей – более легкая диета.
00:02:32 Махапрабху имел обыкновение говорить: «Изысканные блюда вы должны раздавать среди Вайшнавов, но Мне, поскольку Я санньяси, подавайте только самые простые блюда». На основании этого. Только для того, чтобы душа оставалась в теле, мы можем собирать максимум энергии и использовать еЁ в служении, то, что необходимо.
00:03:11 Молоко может не быть необходимым для тех, кто занимается физическим трудом, но те, кто занимается умственным трудом, нуждаются в молоке. Учитывая это, проводятся подобные различия. В нашем прошлом Матхе (Гаудия Матх), Гуру Махараджа, система была именно такой. Сундара Нанда, издатель «Гаудия», не мог усваивать молоко, поэтому ему давали чану. Вы знаете, что это такое?
– Да, жареный горошек.
– Да, ему был необходим жареный горошек. А обычные работники Матха питались далом.
00:03:54 Существует такая пословица в вайшнавской среде: вайшнав - это человек, который способен терпеть дал и гал (гал означает оскорбления, упреки, брань). Если ты хочешь стать Вайшнавом, ты должен быть готов терпеть упреки твоих старших. Ты должен быть готов не стремиться к почтению в свой адрес, не искать его, но ты всегда должен быть готов выслушивать критику, упреки старших. Также еда не роскошная, но питательная и простая, такая, как дал, то есть ты должен быть готов питаться скромно дешевой и питательной едой, дал, и выслушивать гал, упреки Вайшнавов. Махапрабху говорит…
«Попробуй, что подают Джаганнатху»
00:05:20 Сваруп Дамодар был очень умен, он говорил Господу: «Попробуй, что подают Джаганнатху», и тогда Махапрабху не мог отказаться. Конечно, преданный должен пытаться следить за тем, как кормят Джаганнатха, не пересаливают ли, не слишком ли горчит, должен знать, каковы эти вкусы, таким образом всё восходит к Безграничному, а не ограничивается личной ответственностью. Возникает связь с Безграничным.
00:05:59 Джагадананда, ему была мало известна онтологическая сторона, он просто клал на тарелку Махапрабху изысканные яства и смотрел на почтительном расстоянии, будет ли есть Махапрабху. Если Махапрабху не ел, Джагадананда закрывался в своей комнате и постился, и боясь того, что он будет поститься, Махапрабху ел то, что давал ему Джагадананда, таким образом.
00:06:38 Они сумеют расставить все на свои места, но мы станем жертвами языка. Это сладкое, это очень вкусное, этот материальный вкус, материальная сладость сделают нас пленниками материального мира. Поэтому роскошные яства не рекомендуются.
00:07:05 Дас Госвами доходил до крайности – джаганнатх-прасадам, который был испорчен и который выбрасывали коровам, и даже они отказывались есть этот прасадам, Дас Госвами брал его, промывал большим количеством воды, смывал внешнюю часть, совершенно испорченную, и то, что находилось внутри, с сердцевине, он промывал водой, добавлял соль и ел. Так происходило долгое время, а ведь он был сыном человека, доход которого равнялся 20 лакхам рупий (очень болшие деньги в то время), единственный сын своего отца. Дас Госвами демонстрировал подобный пример, как Вайшнав должен вести себя.
Принцип «Золотой середины»
00:07:58 Но все они паршада-бхакты, они могут, они способны соответствовать этому стандарту, они могут обходиться вовсе без пищи, но мы не можем. Мы должны следовать принципу золотой середины, всё, что способствует телесному здоровью, чтобы я мог сохранять энергию и использовать её в служении, соответственно этому, юкта-вайрагья. Не слишком изысканная пища и не недостаток ее, но то, что помогает мне сохранять телесное здоровье, энергию и вкладывать её в служение Кришне. Это я буду принимать, такой будет наша позиция в отношении внешнего мира, юкта-вайрагья.
00:09:00 Это касается не только пищи, но также прогулок, сна, всё, что необходимо, всё, что делает меня пригодным для служения. Я не должен пренебрегать пищей, иначе я ослабею и не сумею совершать служение, это также потеря. Поэтому принимать ровно столько, сколько необходимо для служения, делать то, для чего я предназначен, такое действие, курс.
00:09:42 А все остальное: сон, физические упражнения или движения… Например, всегда сидеть может быть вредным, сидячий образ жизни. Сон, еда, омовение – всё это должно носить умеренный характер. Отдых, физические упражнения, во всех аспектах жизни мы должны быть умеренными, и стандарт будет таким, как я могу извлечь максимум энергии и вложить её в служение Кришне, такой должна быть наша идея. Крайностей следует избегать, поскольку они причиняют вред нашему делу, если это чрезмерная вайрагья или её отсутствие, ни то, ни другое, золотая середина.
Из любого правила есть исключения
00:10:45 Опять же, из любого правила есть исключения. Одно правило может быть неприложимо во всех случаях, каждый случай индивидуален. Кто-то не может переварить дал, кто-то не может усвоить молоко, кто-то не может терпеть холод, а кто-то, напротив, жару, таким образом индивидуальный случай, обстоятельства следует принимать в расчет. Общий стандарт должен быть таким, как описано выше.
Дас Госвами – прайоджана-ачарья
00:11:17 Преданный: Махарадж, Дас Госвами является прайоджана-ачарьей?
00:11:24 Шридхар Махарадж: Да! Поскольку он указал на цель – Радха-дасьям, Сваям Бхагаван и Радхарани. Сваям-рупа, поток определенного качества, который проходит между двумя такого рода качествами. Поток такого качества мы хотим, наше высочайшее достижение там.
00:11:55 Сваям-рупа, когда такого рода позитивное и негативное соединяются на этом уровне, то это явление высочайшего порядка. Даже малой толики, частицы этого явления мы хотим, поэтому рупануга-дхара.
00:12:14 Это явление также качественно и количественно максимально, когда младшие, юные девушки имеют свободный доступ к глубочайшей лиле, в глубочайшее измерение. То, куда взрослые подруги, сакхи, не могут приблизиться. Недоступное для них, но доступное для меня, этой группы - класса манджари. Это очень высокие беседы. Мы не достойны говорить часто об этих вещах. Нитай Гоура Хари бол!
Садху не опускаются на уровень, где обычные люди бодрствуют
00:13:34 Кто-то спит, а кто-то бодрствует. Для одного ночь, для другого день по отношению к тому или иному измерению. Как Свами Махарадж сказал Ачьютананде: «Если я открою тебе то, о чем мы беседовали в определенном измерении, ты потеряешь сознание», то есть твоё сознание достигнет уровня нуля, ты не сумеешь понять. Имеется в виду, что эти реалии находятся за пределами твоего сознания, если ты попытаешься их осознать, ты окажешься нигде, ты не поймешь, для тебя это будет нечто непостижимое.
00:14:22 Там, где один спит, другой бодрствует, и наоборот, там, где обычно люди бодрствуют, садху спят там. Существует измерение, в котором садху бодрствуют, но обычные люди спят в этом сознании, они не способны сохранить осознанность в этом измерении, тогда как садху не опускаются до их сознания, сознания низменной области, в которой обычные люди бодрствуют. Садху также теряют сознание в этом измерении, никаких следов их сознания в этом измерении. Нитай Гоура Хари бол!
Наше естество – это стремление обратно домой, к Богу
00:15:34 Если мы обретем это измерение в качестве своего прибежища, пристанища, то никакие враждебные обстоятельства и никакая сила не сможет изгнать нас из этого измерения. Подобную загадочную симпатию мы испытываем.
00:16:00 Отряд смертников, которые не заботятся ни о чем, кроме дела. Самбандха-рупа, кама-рупа. Трудно найти подобное измерение, если мы сумеем укрепиться в нёем, то не возникает вопроса о том, чтобы мы его оставили, – это немыслимо. Это непоколебимая позиция. Никто не способен разлучить нас, естество, врожденная функция, обратно домой, к Богу!. Дом означает место, из которого тебя невозможно выгнать. Настолько сладостен этот дом, что ты не можешь быть разлучен с ним.
00:17:00 Махапрабху сказал, что насильственная разлука невозможна, человек почти умирает, если его насильно лишить этой связи, этого дома. Если рыбу вынуть из воды, она умрет. Нечто в этом роде. Но смерть невозможна, потому что душа вечна. Как Свами Махарадж сказал Ачьютананде: «Ты потеряешь сознание…», в том измерении ты потеряешь сознание. Разлука невозможна, но если насильственно попытаться лишить человека этого явления, он практически умрет или утратит сознание. Он не сумеет сохранять своё сознание, поскольку он не дитя этой земли.
О Гопа Кумаре и пути души по различным измерениям
00:18:45 Мано-дхарма – означает то, что подвержено изменениям. Буддхи-лока более стабильна, измерение рассудка более реально и более стабильно, буддхи, разум, рассудок. Затем атма-лока ещё более стабильна и т. д. до измерения Параматмы. Соответственно степени нашего прогресса мы достигаем все более и более высокого измерения, и там для нас возможно оставаться долгое время.
00:19:30 Санатана Госвами показал нам градацию, как садхак достигает определенного измерения и живёт какое-то время там, но чувствует неудовлетворенность. Затем вновь ему дается связь, и он достигает более высокого уровня. Затем, по прошествии какого-то времени, он чувствует ту же самую неудовлетворенность.
00:20:07 Устраивается так, что вновь приходит связь с высшим уровнем, и он идет дальше, таким образом, постепенно, вплоть до Вриндавана, проходя различные измерения. Вайкунтха, Айодхья, Дварака и затем Вриндаван, таким образом. Сатья-лока, Шива-лока, Вайкунтха-лока, таким образом прогресс.
00:20:41 Как его звали, Сваруп, Враджа Кумар? Герой «Брихад Бхагаватамритам», как его звали?
Преданный: Гопа Кумар.
Шридхар Махарадж: Гопа Кумар, да! Его жизнь началась в низшем измерении, и постепенно он возвышался, показывая важность различных измерений бытия.
Окончательное место достижения зависит от сварупы
00:21:13 Преданный: У меня есть вопрос в этой связи. Хотя Гопа Кумар проходит через различные измерения, но, похоже, он не изменяется, и наконец в определенном измерении находит полноту удовлетворения. Но идя по этому пути, его тождество не изменяется, его внутренняя природа.
00:21:11 Шридхар Махарадж: Да, всегда, он не изменяется, он не затронут. Наша внутренняя самость, существо пребывает там. Если в силу самого нашего устройства, конструкции наше существо предназначено для Враджи, тогда прогресс будет иметь такой характер: пока мы не достигнем этого измерения, Враджа, мы не будем чувствовать удовлетворение. Мы не можем отождествить себя в полной мере с иными измерениями, иной деятельностью. Если же это тот, чья врожденная природа связана с Вайкунтхой, его окончательное место достижения – Вайкунтха, там он будет удовлетворен.
00:23:08 Гопа Кумар, это имя указывает на его наиболее сокровенную тенденцию. Само имя Гопа Кумар, он был так назван Санатаной Госвами, чтобы показать: его внутренняя природа – природа гопы, но если чья-то природа Вайкунтха-васи, Нараяна-севак, тогда по достижении Вайкунтхи он останется там вечно удовлетворенный.
00:23:48 Гопа Кумар, предположим, мы не способны видеть невооруженным взглядом, но благодаря рентгеновским лучам мы можем видеть, и также садху способен видеть каково естество души - её сварупа. Если сварупа – частица Голоки, и не просто Голоки, но дальнейшее измерение в Голоке, сакхья-раса, ватсалья-раса, можно это увидеть, то, что не очевидно, невидимо на поверхности.
00:24:24 Врожденная природа, естество, совершенно внутренняя природа, соответственно этому определенное имя было дано ему, Гопа Кумар. А тот, кто в своей стадии самоопределения, его линия садханы будет соответствующей, он не будет удовлетворен нигде, и постепенно он достигнет своего местоназначения, и там его садхана будет завершена.
00:25:04 Средство, ведущее к цели, будет исчерпано там, на этой заключительной стадии, потому что он обрел свой дом. Гопа Кумар означает «тот, чей дом в обществе гопов, он гопа, пастух». Если кто-то Вайкунтха-севак, он остановится на этой стадии Вайкунтхи.
00:25:36 Например, Хануман – Рама-севак, он остановится в Айодхье. Это его окончательное достижение. Его внутренний диагноз таков. А Гопа Кумар - у него природа гопы, поэтому он не будет удовлетворен, хотя ему могут предлагать многое на пути, но он не будет удовлетворен до тех пор, пока не будет способен достичь Вриндавана. Всё будет безвкусным для него.
00:26:14 Иногда на какое-то время он будет пытаться приспособиться к условиям окружающей среды, но будет неспособен, он будет испытывать неудовлетворенность. Затем ему дается что-то новое, он опять же изо всех сил пытается приспособиться к обстоятельствам, к параферналиям, окружающим реалиям, но не может, поскольку его внутренняя природа не позволяет ему осесть там навсегда. Он чувствует дискомфорт, неудовлетворенность. Затем ещё более высокое измерение, ближайшее более высокое и т. д., но он не будет удовлетворен нигде до тех пор, пока не достигнет того самого измерения.
Не вкладывай энергию в эксплуатацию и попытки познать всё
00:27:04 Преданный: Я хотел бы знать, эта внутренняя природа развивается?
Шридхар Махарадж: Она не развивается, она открывается. То, что уже есть, необходимо открыть, устранить оболочки. Смысл садханы в этом, эта природа уже есть, но в виде семени, неактивна. Необходимо устранить оболочки, и тогда эта природа проявится.
00:27:45 Преданный: Это означает, что душа даже в Брахмаджьоти имеет эту внутреннюю природу?
Шридхар Махарадж: Несколько раз я отвечал на этот вопрос. Речь идет о способности к адаптации к двум сторонам. Как они попадают из Брахмаджьоти в этот бренный мир, существует возможность к адаптации двух сторон. Эта стадия нераспознаваемая, и только под влиянием низшего начала душа может прийти в низшее измерение, а под влиянием высшего – прийти в высшее измерение.
00:28:28 Способность к адаптации в виде семени заложена в душе. Это буферная зона – Брахмаджьоти, абсцисса, отсутствие дифференциации, нераспознаваемое, тонкое явление, но способность к адаптации, принятия обеих сторон, низшей и высшей, заключена в душе.
00:29:03 Существует возможность опуститься или возвыситься, но если пристально рассматривать природу души, можно увидеть, какова эта высшая перспектива. Вплоть до Враджи, вплоть до Вайкунтхи, в различных расах, это в очень тонкой форме, нераспознаваемое на поверхности, но это нечто присутствует и это – сварупа.
00:29:39 И как мы могли оказаться здесь, в этом положении? Брамха, акхара, кутастха, недифференцированная, нераспознаваемая субстанция, нечто вроде непознаваемого положения, настолько тонкая. Возможность, татастха, пограничная среда, означает отсутствие активного участия в жизни обеих сторон. Но возможность участия в жизни обеих сторон присутствует, настолько удивительно положение татастха-дживы, об этом идет речь.
00:30:43 Это очень каверзный вопрос, на него невозможно дать однозначный ответ, нелегко ответить на него, но мы должны понять что есть что. Кришнера татастха-шакти бхедабхед-пракаш. Заключение таково: эта джива наделена способностью к адаптации.
00:31:26 Болезнь есть, и мы хотим лекарство. Для больного узнавать детально как он заболел – не его дело, это прерогатива доктора, студента медицины, не пациента. Пациента заботит избавление от болезни, излечение, как избавиться от страданий, для него важный вопрос: как я могу вылечиться, а не то, как эта болезнь возникла.
00:32:04 Поэтому – гьяна праяса тапасья, – не пытайся понять всю мистерию безграничного, таинственного. У тебя нет права узнавать все детали, поскольку это невозможно. Ты ограниченное существо, и ты хочешь измерить всю полноту Безграничного, – это абсурд.
00:32:37 Не разбивай голову о стену в попытках такого рода. Стремись к тому, что тебе необходимо. Тебе необходимо излечение, избавление от болезни – это твоё дело. Покорись, предайся Безграничному и попытайся получить свою квоту, Занимайся своим делом не пытайся вмешиваться в дела других, таково указание «Шримад Бхагаватам».
00:33:23 Занимайся своим делом. Как ты можешь получить величайшее благо в рамках Целого – это твоё дело, гьяна-шунья бхакти. Не вкладывай энергию в эксплуатацию и также не вкладывай её в любопытство, в попытке узнать все, это также нежелательно. Такого рода тенденция – твой враг на пути твоего поиска истинного блага.
00:34:02 Как я могу использовать всю накопленную энергию? С великими усилиями я накопил определенную энергию. Мы потонем в воде, если наши карманы набиты золотыми монетами. Мы должны избавиться от этого золота, и тогда мы выплывем на берег. Золото потянет нас вниз, на дно. Если выбросить золото, мы будем легкими, сможем добраться до берега реки, спасемся.
Любопытство – враг самопредания
00:34:44 Любопытство, стремление знать все и вся – это также тонкое бремя, бремя на твоих плечах, избавься от него, занимайся своим делом, предайся. Любопытство есть враг самопредания. Стремление знать то, то, то, стремление знать все, эта тенденция является врагом принципа самопредания, вручения себя. Он позаботится, Он безграничен, Он Абсолютное Благо.
00:35:26 Любопытство, стремление знать, природа знания такова: мы хотим утвердить свои права, когда речь идет о знании на основании расчетов, не дадут ли мне меньше, не буду ли я обманут. То измерение, куда я собираюсь войти, нет ли шанса, что меня обманут, поэтому я хочу знать. Я не могу доверять окружающей среде. Но эта среда не потерпит подобные тенденции, это нестерпимо там.
00:36:09 «Это атеист! Гоните его!». В нем присутствует подозрительность, следует отвергнуть этого скептика. Этот скептик не научился верить, он не достоин, его следует отвергнуть, это не место для скептиков. Этот человек хочет войти сюда в качестве шпиона, эти люди – шпионы низшей области, они должны быть отвергнуты. Только тот, кто имеет веру, оптимистичен, только такому кандидату будет открыт доступ туда, в измерение Преданности.
00:37:15 Поскольку сама природа той земли исключает обман. Обман – чужеродное явление, неизвестное обитателям той земли. Поскольку никто не может обмануть, сама природа обмана – это чужеродное явление, неизвестное обитателям той земли, и тот, кто страдает скептицизмом, обитатели той земли не хотят его общества.
00:37:33 Если человек ищет, ищет, он испытывает сомнения, и нам не нужно общества такого человека здесь. Шпион майи пробрался в нашу среду. Тот, кто хочет все измерить, оценить, а уж затем принять, этот человек нежелателен здесь, на этой земле. Ты понимаешь?
– Да
00:38:12 Простота, убежденность, доверие, самопредание... Только преданность принимается там, на той земле. Если ты хочешь давать оценку, измерять и оценивать, подсчитывать, насколько великим будет твой выигрыш, таким людям не место там. Те, кто рассчитывают свою выгоду. Например, если тебя обманут, ты будешь думать: «Мне повезло». Ты готов к этому? Если тебя обманет кто-либо там, ты должен будешь считать: «Я в высшей степени благословлен, достаточно удачлив».
История о Раманудже, грихастхе и одежде санньяси
00:39:15 Есть история в линии Рамануджи. У Рамануджи был один очень любимый им бхакта, грихастха, домохозяин, [не разборчиво имя] – так его звали. Очень любимый Рамануджей настолько, что санньяси, отрешенные души, завидовали этому человеку.
00:39:54 Однажды Рамануджа устроил следующее. Когда санньяси отправились совершать омовение, то оставили свои одежды. Рамануджа попросил одного из своих учеников. Эти санньяси оставили свои бахир-васы, каупины в определенных местах. Рамануджа попросил перемешать их.
00:40:28 Когда санньяси вернулись после омовения, началось: – Где моя одежда? Ты взял мою одежду! – Нет, ты взял мою одежду! Таким образом началась ссора. Рамануджа вышел и спросил: «В чем дело? Ваше единственное богатство – это каупина, и вы настолько привязаны к нему, что когда эти каупины перепутались, поменялись местами, это место превратилось в поле битвы. Как это понимать?» И успокоил их.
транскрибирование: Сарвабхаума Дас | 20 March 2017