Для Бога возможно всё

Навадвип-дхам - 17 January 1982
Лекция Б.Р. Шридхара Свами от 17 января 1982 года
запись беседы для глубокого изучения из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 9
длительность: 00:33:27 | качество: mp3 128kB/s 30 Mb | прослушано: 102 | скачано: 144 | избрано: 9
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:02 Шридхар Махарадж: Что сделать, чтобы публика приняла эту работу, написанную от имени Джагадананды? Это была его цель, но он искусно выразил эту мысль. (Речь идет о книге, написанной Бхактивинодой Тхакуром от имени Джагадананды) «Мы не находим каких-либо упоминаний этой книги в прошлом, но она полностью подтверждает гаудия-вайшнава-сиддханту, — сказал критик. В «Чайтанья Чаритамрите» мы находим, что четверо последовали за Махапрабху из Бенгалии в Ориссу, но в «Чайтанья Бхагавате» их шесть, аномалия». Они не всеведущи. Вайшнавы-паршады, Кавирадж Госвами, они все паршада-бхакты всеведущи, но посмотрите, насколько они всеведущи. Мнение одного всеведущего отличается от мнения другого всеведущего. Таким образом он пытается, прилагает максимум усилий для того, чтобы дискредитировать, подорвать доверие к Махапрабху и Его учению в глазах публики. Он был профессором университета Патны и он написал диссертацию, посвященную Чайтанье.

00:01:36 Что касается меня, то я скажу, что это великая идея гипноза. Например, как ушел Махапрабху? Кто-то говорит, что Он вошел в Джаганнатха, кто-то — что в Тота-Гопинатха, кто-то — что Он растворился в океане. Но что касается меня, я утверждаю, что все возможно, одновременно возможно и то, и другое, и третье. Попытайтесь опровергнуть эту точку зрения. Он может продемонстрировать свой уход определенным образом представителям определенных групп как Он того хочет. Даже йоги способны делать подобное, что же говорить о Махапрабху, самом Боге. Многочисленные йоги могут достичь подобных сиддхи, совершенств, если они могут являть себя в любых телах, все эти сиддхи. Йоги находится в одном месте, но он может являться и в другом месте также. Вы, материалистичные глупцы, вам ничего не известно о путях и законах духовного мира. Если даже обычный мирской волшебник способен на это, способен творить чудеса, то как вы осмеливаетесь отпускать замечания в адрес того явления, природа которого вам совершенно неизвестна. То, что является воздухом, вы проецируете на эту субстанцию в качестве земли или эфира.

00:03:38 Когда Кришна появляется на арене состязаний во дворце Камсы, тогда столь многие представители разных групп и категорий по-разному видят Его. В одном и том же месте они находятся, но одни говорят: «О, неведомое нечто явилось». Другие говорят: «О, мой сын приближается ко мне», третьи: «О, наш истинный царь», таким образом люди видят его по-разному. Речь идет о стадии реализации, это возможно. Дхритараштра мог увидеть Его, оставаясь физически слепым. Он просил: «Пожалуйста, на время устрани мою слепоту, сделай меня зрячим, чтобы я мог получить Твой даршан». Кришна ответил: «Нет, физическую слепоту не нужно устранять. Я скажу: «Видь», и ты увидишь». И он действительно увидел, но он был физически слеп, как это понимать? Это Его воля. Он контролирует всех субъектов, которые воспринимают Его, всех подчиненных субъектов в бытии, поскольку Он есть Высший Субъект. Речь идет о Верховном существовании, которое способно контролировать все многочисленные подчиненные субъектные частицы. Это положение не является ненаучным, подобно тому как солнце способно контролировать силу гравитации. Многочисленные планеты большей массы способны контролировать тела меньшей массы, также и Верховный Субъект способен контролировать многочисленные меньшие субъектные частицы. Это положение не является ненаучным, нерезонным. Законы и правила материального мира мы хотим проецировать на духовную субстанцию. Но когда речь идет о духовной субстанции, там действуют другие законы, принадлежащие другой природе. Закон этого мира не приложим в случае того мира, пытаться подчинить все закону этого мира глупо. У них есть их собственные законы, и мы должны понять природу закона реалий высшего уровня.

00:06:30 Сева — это молот, который обрушивается на наши головы. Ты существо бренного мира. Ты хочешь получить благо на путях эксплуатации: нет эксплуатации — нет отношений. Мы дети земли эксплуатации, для нас отношения возможны только в смысле эксплуатации. Но существует другая земля, природа которой противоположна. Если ты не хочешь, чтобы тебя эксплуатировали на святой земле, тебя не пустят на эту землю. Ты должен благодарить свои счастливые звезды, звезды своей удачи, если тебя примут на эту землю. Твое отношение, твоя жертвенность, насколько они будут подлинными, это следует принимать в расчет, это следует оценивать. Лишь Преданность на словах Преданностью не является, речь идет о подлинной Преданности. Существует критерий подлинной Преданности, и люди, которые являются знатоками этой земли, они могут распознать, что есть Преданность. Говорить, что это Преданная душа бесполезно. Был один директор в Пури, в Ориссе. Когда мы приехали в Мадрас, Бон Махарадж, ваш покорный слуга, Мадхава Махарадж — Хаягрив Брахмачари в ту пору. Гуру Махарадж послал группу, чтобы она установила отпечатки стоп Махапрабху. Мы находились в Пури, в арендованном доме. Матх был основан, Тотакути он назывался. Один Парашурам Патанаяк, он был последователем Брахма-самаджа. Он был старшим учителем, директором, возможно, какой-то школы, и он узнал о том, что последователи Гаудия Матха — спиритуалисты, их не интересуют никто, даже индийские ученые. Они следуют своему собственному богоизбранному пути и принимают исключительно «Бхагаватам», Махапрабху, Шатгосвами и их не интересуют другие авторитеты. Они говорят, что только они способны дать Бога, никто другой не способен Его дать, настолько они тщеславны, горды. Он обратился к нам:

00:09:08 — Вы считает, что Бог существует в действительности?
— Да, мы верим в это, мы так думаем, и наша собственная жизнь служит свидетельством Его существования. Поскольку мы верим в Него, мы отправились Его на поиски, — ответил кто-то из нас.
— Можем ли мы обрести Его?
— Да, мы можем обрести Его?
— А вы способны Его показать?
— Да, если вы будете следовать нашему пути, есть надежда, что вы Его увидите.
— Как вы можете показать Его?
— Шаранагати, если мы вручаем себя Ему, мы приближаемся к Нему, становимся все более и более близки к Нему.
— Да, я шаранагата, я вручил себя Богу, проверьте, если вы попросите меня прыгнуть в океан, я сделаю это немедленно, — ответил этот человек.

00:10:16 И члены нашей группы несколько растерялись, когда он заявил подобное. Тогда я подумал, такая мысль возникла у меня. Я её озвучил: «То, что вы говорите, есть нечто прямо противоположное шаранагати. Мы видим это в Писаниях, предавшаяся душа искренне чувствует: я не могу стать шаранагатой, я не могу предаться. Насколько человек будет способен предаться, вручить себя Богу, настолько он будет чувствовать, что я неспособен это сделать. И эта позиция прямо противоположна тому, что вы говорите. Этот человек не нашелся, что сказать. Члены нашей группы почувствовали облегчение. А почему я заговорил об этом? О чем шла речь?

00:11:27 Севая, парипрашнена севая, самопредание, наша пригодность, наш сертификат, мой собственный сертификат, который я сам написал себе не сработает. Сертификат должен быть выдан подлинным источником. Что есть самопредание, что есть жертвенность? Мы можем надеяться на то, что есть нечто, потому что здесь, в этом мире, все постыло. В концепции материального мира мы не испытываем никакого очарования, в этом мире меня ничто не привлекает. Тогда пранипат возможен, теперь ищи атхато брахмаджиджнаса («теперь исследование Брахмана», первая сутра Веданты). Этот мир не удовлетворяет меня, я разочарован этим миром. В таком случае я должен искренне искать парипрашнена и сева, твой поиск должен быть таким. Ты не сумеешь быть господином в том измерении. Ты должен будешь стать рабом, слугой того измерения. Если мы хотим служить безраздельно, без остатка, дух служения, тотальный дух, не желая получить что-либо в награду. Ты готов занять подобную позицию? Если готов, только тогда ты сумеешь установить контакт с некой высшей обителью, но если подобная позиция отсутствует, ты не сумеешь утвердить себя в том измерении никоим образом.

00:13:21 Природа эксплуатации должна навсегда исчезнуть, быть уничтоженной, эго эксплуатации должно быть уничтожено. От тебя такого, какой ты есть в данное время, от тебя не останется и следа, речь идет о тотальном обращении. Готов ли ты? Рассказывают, что речь идет о работорговле в Индии, когда людей похищают или покупают, а потом используют их в качестве чернорабочих, кули. Готов ли ты занять подобное положение? Готов ли ты потерять настолько с точки зрения твоих нынешних представлениях о потере и приобретении? Но некая золотая фигура, золотой образ восстанет из тебя, и ты скажешь: «Да, я получил шанс, я смогу войти», «Умереть, чтобы жить». Он для Себя, но если мы примем это, мы изумимся, увидев, что не только мы для Него, но и Он для нас. Кажется, что Я наслаждаюсь всем, казалось бы, но все равно. Сарвалока махешварам, Я контролирую все, Я Самодержец, Абсолютный Монарх, но следующая стадия: Я твой друг. Только тогда ты можешь обрести подлинное умиротворение ума. Я все и вся, а у тебя нет положения, но Я твой друг в то же самое время. Все предназначено для Меня, и это факт. Я контролирую все, это также факт, но Мой темперамент, Моя природа такова, Я представляю интересы вас всех. Дружественным образом, в качестве друга. Если ты способен принять подобное положение вещей, тогда ты обретешь умиротворение, а иначе твой случай безнадежен. Ты должен постараться занять подобную позицию в отношении Меня, а не путаться. Сосредоточить власть в своих руках, контроль — это не есть ключ к высочайшему успеху, попытка быть контролирующим.

00:16:21 Према, любовь и вожделение, вожделение и любовь, Божественная жизнь, трансцендентная, буддхи-грахьям атиндриям. Кришна-према не предназначена для этого бренного мира, Санатан, говоря откровенно, по-дружески, Кришна-према не есть явление этого мира. Она не предназначена для этого мира. Как мы можем стремиться к ней? Если каким-то образом кто-то по удаче своей обретет связь с этим явлением, тогда он не сумеет лишиться этой связи, это будет постоянная связь. Речь идет о подлинной связи с этим явлением. Если эта связь оборвется, он не сумеет вынести боль разлуки и умрет сразу же. Люди психически здоровые не могут говорить о Кришна-преме, лишь люди психически больные, с точки зрения этого мира, способны говорить о Кришна-преме, тратить время на явление, которое не имеет никакой ценности в этом бренном мире, их рассматривают как сумасшедших. Люди здравомыслящие, психически здоровые не способны мириться, принимать подобное. Тот, кто имеет дело с этим явлением, рассматривается как безумец, тот, кто говорит об этом явлении, и тот, кто слушает об этом явлении, Сознании Кришны, также рассматривается как безумец здравомыслящими людьми. Кто поверит в это? Я безумен, и вы также можете считать себя безумцами. Мы оба ненормальные, поэтому давайте продолжать в том же духе, продолжать эту неестественное взаимодействие. Одни люди способны видеть ночью, то, что для совы ночь, — это день для нас. Ночь для нас — это ночь, а для совы ночь — это день. Человек соответственно своей природе, измерение жизни, измерение сознания, кто-то сознает радости этого мира, чувственное наслаждение, кто-то всегда стремится видеть трансцендентную истину, стоящую за всеми реалиями, всеобъемлющую Первопричину, стоящую за всем. Та Первопричина, которая порождает, поддерживает все бытие, и то Первоначало, в которое входят все реалии в бытии. Иногда Он сушукти, тонкое состояние. Пытайся искать Его, этого Бога, эту Первопричину. Он всеобъемлющая и самая обширная субстанция. Если ты способен знать это нечто, ты способен знать все.

00:22:17 Был один врач, я встретил его с какой-то целью, проконсультироваться по поводу какого-то заболевания. Я сказал ему:
— Брахма-гйана — это самое всеобъемлющее явление.
— Я не верю в это. Вы стремитесь к Брахме?
— Да, мы стремимся.
— А вы знаете все?
Я не мог ответить на этот вопрос и спросил у него:
— Когда вы изучаете больного, вы знаете полностью все устройство его тела?
— Нет, я не знаю.

00:23:04 Я не стал продолжать эту дискуссию, остановился на этом. (Имеется в виду, что врач спросил у Шридхара Махараджа: «Почему вы претендуете на то что вы всезнающий? Вам известна природа Высшего Начала, если вам неизвестны элементарные вещи?») Я не нашелся с ответом, но впоследствии ответ пришел ко мне. Следующее решение возможно: все зависит от Его сладостной воли. Таким образом мы можем утверждать: я знаю все.

00:23:55 Первое измерение — это измерение результатов собственной кармы человека, а последнее измерение — это Его сладостная воля. Его сладостная воля — причина всего. Каждая деталь может быть объяснена только так: это Его воля. Кришна-ича, Кришна-лила, если говорить одним словом, — это ответ на все вопросы и это нечто реальное. Он способен контролировать, Он способен отстраниться, изменить. Даже мертвого сына своего Гуру Он вернул к жизни, это возможно, поэтому все законы этого мира тщетны. За всем стоит Его воля, и знать Его волю — значит знать все. Это Его воля. Иногда мы слышим от некоторых людей: Кришна-ича, Говинда-ича — это Его воля. На промежуточной стадии мы можем не знать этого, но первопричина, отправная точка такова: все зависит от Него. Знать это — значит знать все. Все отдавать Ему, все предлагать Ему. Нет иного лекарства, нет иного долга, все виды долга заключены в этом долге, и знать это — значит знать все. Знать Его не только каким-то образом, но реальным образом, — это центральная истина, один Контролирующий. Он есть причина всего, и постичь это — значит стать сарвагья, знающим все в реальном смысле. Иначе какими бы ни были масштабы нашего знания, это знание ограничено по сравнению с Безграничным. Даже самый обширный опыт лишен ценности, когда мы сравниваем его с Безграничным. Лишь частица, и даже эта частица относительна. Сегодня что-то есть, завтра нет ничего, отсутствие уверенности. Но знать, что это Его воля, — это значит знать все, знать в истинном смысле.

00:26:56 Оправдание этих слов Кришны: «Оставь все виды долга и приди к Моим стопам». Никаких реакций, никаких сожалений, Я заверяю тебя, гарантирую тебе, оставь все виды долга, обязательств и приди ко Мне. Все виды твоего долга с одной стороны, а Я с другой стороны, и Я вешу больше. Всё, что ты можешь себе представить как противоречащее Мне тщетно. Я таков, таким образом попытайся понять Меня, и ты обретешь умиротворение. Иначе умиротворение невозможно, то, что ты ищешь: умиротворение, внутренний мир, обрести это умиротворение невозможно. Ты ищешь то, другое, А, В, С, но оставь все эти занятия и ищи Его, это подлинное занятие, настоящее дело, остальные попытки тщетны, глупы. Ты придаешь большое значение тому, что на поверхности, и стремишься к этим поверхностным явлениям, но эти явления ничто. Они являются порождениями Моих прихотей. Погрузись глубоко, узнай, что следует искать. Наш внутренний поиск обращен к Вишну, не к поверхностным реалиям. Мы не можем этого понять, поэтому мы бесцельно блуждаем, мы придаем слишком большое значение поверхностным вещам, оболочке и пренебрегаем субстанцией. Подобно тому, как один слепец ведет другого слепца, взаимодействие такого рода, оба они слепы в отношении объекта своего поиска, подобное состояние. Это охота за дикими гусями (то есть заведомо бессмысленное занятие). Люди очень заняты и заняты пустым.

00:29:44 В начале «Бхагаватам» Шукадева Госвами говорит это. Тысячи занятий окружают нас, тысячи объектов, целедостижение посредством слуха, осязания, обоняния, бесчисленное множество реалий, в них нет недостатка, в объектах поиска. Но диагноз не был поставлен, человек не знает, какова его внутренняя природа, и он выдумывает тысячи всевозможных занятий. Но тот, кто знает себя, знает свою истинную потребность, тот занят только одним. Внутренняя природа не исследована, человеку не известна внутренняя потребность, но этот человек бегает повсюду, преследуя некие эфемерные цели и ложные ценности. У людей существуют ложные ценности, они считают нечто центром и стремятся к пустому, таково наше положение, правительство из народа, правительство, возглавляемое народом и правительство для народа. Народное правительство приемлемо, правительство для народа тоже приемлемо, но правительство, возглавляемое народом, — это абсурд. Во главе правительства должны стоять знатоки, не массы. Массы невежественны, поскольку им неизвестно, что является их благом. Эти ущербные создания, Авраам Линкольн заложил основы демократии, учредил демократическое правительство, такой была его идея, правительство из народа, правительство, возглавляемое народом, и правительство для народа, — это фундамент демократии. Они танцуют с именем демократии на устах. Глас народа не есть глаз Божий. Если у нас есть возможность рассмотреть, обсудить величие такого явления, как Шри Чайтаньядев, то мы будем просто изумлены, увидев насколько благородные реалии Он открыл для нас, насколько высокую перспективу Он принес к нашим дверям. Мы будем очарованы, если мы сумеем увидеть, мы будем просто очарованы. Какую перспективу Он открыл для нас, наше место назначения, самоопределения, куда ведет нас наше самоопределение. Воспользовавшись преимуществами человеческого рождения, встретив духовного руководителя, если человек не пользуется этим преимуществом…

транскрибирование: Сарвабхаума Дас | 16 March 2017