Атма - центр вселенной

Навадвип-дхам - 02 January 1982
запись беседы для глубокого изучения из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:41:39 | качество: mp3 128kB/s 38 Mb | прослушано: 462 | скачано: 182 | избрано: 6
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:05 Преданный: Махарадж, я всегда думал, что у нашего Гурудева было некое особое сокровище, но он не открывал его. Но я считаю, что он оставил это сокровище у вас.

00:00:17 Шридхар Махарадж: Какое сокровище?

00:00:19 Преданный: То, что вы говорите нам, в точности подтверждает то, что он проповедовал. Но он также оставил что-то, утаил, и это нечто он оставил вам на сохранение, может быть.

00:00:38 Шридхар Махарадж: Он неоднократно просил меня: «Я привожу их к тебе, позаботься о них», и я продолжаю это делать соответственно моим способностям и реализации, я не могу пренебречь этим. То, что я есть, и то, каким он знал меня, что он видел во мне.

00:01:17 Это правда, несколько раз он просил меня об этом и покинул этот мир, а я остался, и я чувствую определенные обязательства в качестве ученика Гаудия-миссии, потребность выполнять долг по отношению к сампрадае. Я делаю, насколько это в моих силах, неохотно.

00:01:49 Он оказывал на меня давление с тем, чтобы я совершил некое служение. Я почти всегда чувствую, что Гуру Махарадж хотел бы, чтоб я совершил служение. Многие светила нашей миссии рекомендовали меня в качестве кандидата в проповедники на Западе. По их словам, этот Шридхар Махарадж – самый квалифицированный человек, способный проповедовать на Западе. Но так или иначе этого не произошло, и сейчас я вижу, что все же до известной степени это произошло и я делаю.

00:02:44 По своей природе я человек тугой на подъем, можно сказать, сдержанный и бездельник. Гуру Махарадж называл меня любителем комфорта, спокойной жизни; человек не склонный делиться, склонный мало говорить, но много думать; человек не красноречивый, но мыслитель. Иногда детское настроение также присутствует во мне, я бываю простым и говорю очень открыто, прямолинейно.

00:03:50 Планета Буддха оказывает большое влияние на меня в гороскопе, и ей присущ детский темперамент, некоторая толика поэтичности и любовь… Детский темперамент – влияние планеты Буддха, и также Брихаспати и Шани – это направляющие звезды в моем гороскопе. Брихаспати означает онтологическое знание, Буддха означает поэтичность, детскость. А Шани (Сатурн), означает отрешенность и связь c людьми, находящимися за пределами варнашрамы, внекастовыми людьми, Шани указывает на эту черту.

00:04:58 Дух отрешенности от мира, безразличия ко всему мирскому и также соприкосновение с людьми, находящимися за пределами варнашрамы. Это Шани, Буддха и Брихаспати, эти звезды занимают главенствующее положение в моем гороскопе. Брихаспати – источник онтологического разума, безразличие к мирским реалиям, Шани – детскость и поэтичность.

00:05:50 Иногда светила нашей миссии говорили мне, выражали своё недоумение: «Мы люди серьезные, занимающие высокое положение, пытаемся общаться с ним. Зачем же он общается с этими примитивными детьми?», но это моя природа, я люблю общаться с детьми.

00:06:17 Они были не в силах это терпеть: «Мы столь серьезные, сдержанные, нас интересуют философские темы высокого уровня, а этот человек общается с детьми, простолюдинами», общение с людьми низшего типа, как они выражались. Такие жалобы в мой адрес звучали. Такова моя природа, детский темперамент.

00:06:52 Преданный: Мы тоже дети низшего типа, и вы столь милостиво общаетесь с нами.

00:06:57 Шридхар Махарадж: Нет, мы с вами говорим на серьезные темы, ничего детского в наших беседах нет. Я развиваю с вами серьезные темы. В центре моих интересов стоит Махапрабху в любом случае, и Он привел меня к моему Гуру Махараджу. Когда речь зашла о выборе Гуру, роль Махапрабху в этом вопросе была абсолютной.

00:07:29 Я питал некоторую любовь к Кришне «Гиты», не в такой степени к Кришне Вриндавана, хотя в детстве я испытывал некое мистическое, трансцендентное почтение к Вриндавану, Радхе и Кришне. В детстве я несколько раз посетил уважаемый храм Радхи-Говинды, он был расположен неподалеку от нашей деревни. Там мой отец и дед читали «Бхагаватам» в течениe каждого месяца Картик.

00:08:25 В детстве, когда мне было 6 лет, возможно, я посещал тот храм, и я помню, что, испытывал мистическое благоговение к Шри Мурти. Я по-прежнему помню, некие мистические представления возникли у меня в связи с Радхой и Говиндой там. Но сознательно, возможно, во мне преобладали суждения морально-этического порядка, и я не мог на этом основании принять Кришна-лилу во Вриндаване. Но то, что дал Махапрабху, моё почтение к Нему привело меня к Радхарани.

00:09:20 И в будущем мой высочайший центр – Радхарани, но нынешний центр – Махапрабху, и от Него я пришел к Гурудеву, пытаясь узнать, кто является самым достойным проповедником, лучшим оратором, лучшим из дающих Махапрабху. В поисках такой личности я встретил Гуру Махараджа (Сарасвати тхакура), но вначале в центре был Махапрабху. Это произошло внезапно, когда я учился в 4-м классе колледжа, мне было 23 или 24 года в ту пору, Махапрабху внезапно явился в моем сердце и пленил меня. В противном случае…

00:10:14 Я родился в семье смарта, мои родители были логиками высокого уровня, ньяя, индийская логика, и знатоками смрити, пуранического знания, «Бхагаватам». Смрити, ньяя и Пураны – три явления культивировались в этом роду. Но у меня было нечто приобретенное в прошлых жизнях, поскольку во мне всегда было стремление стать садху, а не домохозяином, влечение к образу жизни садху, жизни санньяси.

00:11:06 Никакой конкретной формы не было, но эту форму мне дал Махапрабху. Он мой капитан, и только через Него я сумел прийти во Вриндаван. Естественно, мои представления о Вриндаване не могли оказаться на уровне сахаджизма. Мы прирожденные его ненавистники, эти люди бесполезны.

00:11:41 Но когда я вначале соприкоснулся с Махапрабху, эти сахаджии также показались мне близкими друзьями, они хотя бы призывают Имя Чайтаньядева, так я думал. Кем бы они ни были, даже если эти люди отбросы общества, но они так или иначе призывают Имя Чайтаньядева, который столь дорог и близок мне, и с этой точки зрения я даже мог рассматривать этих людей с неким почтением, с чувством близости, настолько это явление было дорого мне.

00:12:26 Но когда я пришел в Гаудия Матх, я вновь стал их ненавидеть, поскольку эти люди ложным образом подают Гаурангу. Они призывают Его Имя, но ложно интерпретируют Его, совершают не служение, но антислужение Гaуранге. Сегодня меньше вопросов и больше ответов.

00:13:06 Преданный: Махарадж, ваша способность давать ответы превосходит нашу способность задавать вопросы.

00:13:16 Шридхар Махарадж: Пятница, первое января, этот день занимает особое место в моей памяти, поэтому сегодня я начал говорить не будучи спрошенным. Это наша великая удача. Пятница первое января – день ухода моего Гурудева.

00:13:42 А наши новые друзья, им есть что сказать? Есть ли какие-то актуальные, безотлагательные вопросы? Я говорю по-английски лишь в силу вынужденной необходимости. Я не знаю английский, и не способен понимать английскую речь, и не привык говорить на нем, но так или иначе, поскольку возникла потребность, я прилагаю максимум усилий, чтобы выразить мои мысли, и конечный результат в искаженной форме…

00:14:23 Преданный: Мы находим ваши речи очень элегантными.

00:14:29 Шридхар Махарадж: Меня направляет мысль, не язык. Похоже, что есть люди, направляемые языком, а не мыслью, но мой темперамент таков: жить и двигаться в измерении мысли и пытаться озвучить эти мысли.

00:14:51 Преданный: Мы находим ваши речи шедевром.

00:14:59 Шридхар Махарадж: Ну каким шедевром.

00:15:01 Преданный: Нам кажется, что вы в совершенстве владеете английским.

00:15:07 Шридхар Махарадж: Нет, не всегда точные слова приходят ко мне, особенно сейчас, когда память с каждым днем слабеет. Я подыскиваю точное слово, но иногда не могу найти и мне приходится каким-то образом идти окольным путем, потому что прямо передо мной нет нужного слова. В противном случае мои речи, манера говорить всегда пряма, но иногда не могу подыскать точные слова, поэтому приходится двигаться зигзагообразно.

00:16:01 Но по крайней мере эти слова несут смысловую нагрузку, этот смысл максимально приближен к Истине, насколько я способен передать Её. Такова природа моих речей, я всегда бью в цель, пытаюсь поразить мишень, не хожу вокруг да около. Таков в целом стиль моей речи, я всегда пытаюсь поразить цель.

00:16:37 Мой метод скорее синтетический, чем аналитический, я всегда пытаюсь захватить центр, таков стиль моего мышления. Я не удовлетворен ничем с окраины, не оболочка, но сердцевина, суть, центр интересует меня, я всегда хочу понять внутреннее содержание.

00:17:13 Когда Прабхупад покидал этот мир, он произносил речи. Многие, даже старшие санньяси и преданные присутствовали. После этого старшие санньяси просили меня объяснить то, что говорил Прабхупад, и я делал это, и они были удовлетворены.

00:17:41 Речи Прабхупады были очень глубокими, обычные люди не могли понять, глубокая философия, и меня просили пересказывать его лекции даже старшие последователи нашего Гуру Махараджа, и я делал это к их вящему удовлетворению.

00:18:23 Мадхусудан Махарадж и другие люди независимой природы, не склонные на кого-то полагаться, также говорили, что когда они слушают мои речи, они чувствуют, что это речи Прабхупады. Мои речи, по их словам, очень близки к речам нашего Гуру Махараджа, онтологическая сторона. Специфической чертой лекций нашего Гуру Махараджа была онтологическая сторона, и моя тенденция также всегда такого рода: онтологическое понимание природы вещей...

00:20:10 Нежелательные элементы, присутствующие в нас, уйдут благодаря продолжению памятования Кришны, постепенно уйдут, и позитивная сторона блага окажет на нас влияние. Наше существо будет очищено, а все остальные чужеродные элементы, которые не являются Кришной, будут устранены и в то же время самбандха-гьяна и равнодушие ко всему, что не есть Кришна, усилится.

00:21:35 Продолжение памятования о Кришне, слияние с сознанием Кришны, погруженность в него, Кто есть Кришна, кто я для Него, каков мой долг по отношению к Нему – постепенно все эти реалии проявятся, и поскольку памятование будет интенсивным, постепенно… Кто-то приехал из Майапура?

00:22:27 Преданный: Еще нет, этот джентльмен, Сатьянанда, сказал, что приедет, но ещё не приехал
Шридхар Махарадж: Вас здесь пятеро? Есть ли какие-то вопросы?

Как гаятри-инициация способствует повторению Харинама?

00:22:54 Преданный: Да, Махарадж, не могли бы вы объяснить, как гаятри-инициация способствует повторению Харинама?

00:23:10 Шридхар Махарадж: Помощь состоит в том, что гаятри делает более прочным фундамент. Конечнo, речь идет о Вайшнавской интерпретации гаятри. Интерпретация Шанкары такова: они считают, что зенит гаятри – это недифференцированное нечто, лишенное качеств. Но с Вайшнавской точки зрения иначе…

00:23:56 «Шримад Бхагаватам» начинается так (цитирует).

00:24:20 Говорится о «Бхагаватам» и Пуранах, что есть «Бхагаватам»? В самом «Бхагаватам» сказано: «Зрелый плод древа Веды», а в другом месте о гаятри сказано: «Истинный смысл «Веданта-сутры» заключен Ведавьясой…» «Веданта-сутра», заключающая в себе суть наставлений Упанишад, сама суть «Махабхараты» представлена в «Бхагаватам», он представляет собой продолжение, расширение смысла гаятри. Весь смысл Вед в виде семени заключен в гаятри, она есть мать Веды, в виде семени смысл всех ведических писаний заключен в гаятри.

00:26:10 Я слышал, что Джива Госвами Прабху дал объяснение гаятри, но я не сталкивался с этим объяснением и сам извлек определенный смысл. «Бхагаватам» представляет собой расширение гаятри, поэтому смысл гаятри должен подтверждать заключения «Бхагаватам», данные нам. И следующее...

00:27:03 Бхух бхувах свах. Бхух означает мир чувственного опыта, бхувах – ментальная сфера. Далее измерение, которое можно принять только с помощью разума, – буддхи, буддхи-лока. Таким образом всё более и более тонкие, высокие измерения бытия, и также в сфере бренного бытия – грубое, тонкое, ещё более тонкое, грубое, ещё более грубое.

00:27:49 Здесь 14 измерений жизни, люди вначале, затем другие, эти локи: семь измерений от грубого к тонкому, развитие такого рода. Затем Брахмалока, татастха-лока, души, дживы, начало Вайкунтхалоки, пограничное положение – Вираджа и Брахмалока, затем Вайкунтхa и Голока. Земля эксплуатации и земля преданности, с этой стороны Вираджа, она представляет собой буферную зону, на другой стороне Вираджы Брахмалока, затем область Вайкунтхи. Совокупность мира эксплуатации.

00:28:20 И кто показывает этот бренный мир? Савитар. Савитар означает Сурья, Солнце, савитар, тот, кто показывает все эти реалии, благодаря кому всё можно увидеть, савитар. Подобно тому как женщина рожает ребенка, он появляется на свет из её лона, также и опыт материального мира приходит. Солнце показывает планеты, благодаря его свету видны небесные тела, Солнце – савитар.

00:30:19 Все виды концепций берут своё начало в Солнце, если устранить его, никаких концепций не останется (имеется в виду представления о материальной реальности). В «Бхагавад-гите» также говорится, что есть атма, в данном случае атма – это свет знания; если её убрать, то ничего не останется. Тело и ум могут присутствовать, но если устраняется атма, все погружается во тьму. Таким образом этот источник порождает весь мир опыта, это савитар, сознание.

00:31:28 Речь идет о выражении почтения этому сознанию, это явление есть вареньям, объект почитания, поклонения, это Вайкунтхалока, сварупа-шакти, высшее знание, бхарго. Она есть почитаемая, бхарго, сварупа-шакти, и последняя сияет, это сияние центра и это Шри Радха.

00:32:14 шлока

00:32:20 «Бхагаватам» говорит: «Благодаря его свету все ложные представления и дурные поступки аннулируются». Это дхам, обитель Господа такова, что в свете этой обители все невежество и все заблуждения уходят. Бхарго. Что есть бхарго? Бхарго принадлежит дева, двоякий смысл. Дева означает «тот, кто игрив, игривое существо и очень прекрасное», красота и игры.

00:33:18 И Он бхарго, тот, кто является владельцем этой дхамы, по Его сладостной воле все находится в движении. И дхимахи, это означает, что с помощью нашего чистого сознания мы достигнем служения Ему, сознательного служения. Дхимахи означает буддхи, гьян, шиванам, сознательное культивирование, дхимахи.

00:34:02 Лишь благодаря нашему сознанию мы можем приблизиться к Нему и совершать служение. Каким будет результат? В качестве награды Он даст нам способность служить Ему, усилит эту тенденцию, Он даст мне прему в качестве награды. Према подразумевает дополнительные способности служить, мы будем служить Ему, и Он даст нам больше способностей любым образом служить Ему больше и больше, таков скрытый смысл.

00:35:01 И бхарго означает «вся сварупа-шакти», она есть вайбхав, часть сияния Шримати Радхики в мадхурья-расе. Это самая обширная раса, которая включает в себя все иные виды служения, если присутствует мадхурья раса, то присутствует и ватсалья, и дасья.

00:35:35 Таков смысл гаятри, моя санскритская поэма написана об этом.

00:35:54 шлока

00:36:32 Шаг за шагом в ней последовательно, совершенным образом открывается смысл гаятри, мать Вед, и необходимо понять, каким образом она помещена в гаятри, в этот ряд. Мы должны обсуждать это, и только в настроении преданности мы можем пытаться вступить в глубины тонкого духовного измерения и осознать больше и больше.

00:37:29 – Никто не приехал сегодня из Майапура?
Преданный: Нет.
Шридхар Махарадж: Сегодня могут приехать люди из Калькутты, в субботу?
Преданный: Да, в субботу.
Шридхар Махарадж: Сарвабхавана не пришел?

00:38:14 Преданный: Махарадж, не могли бы вы рассказать нам историю появления Шримати Радхарани?

00:38:26 Шридхар Махарадж: Как Она появилась. Она вечная, но мы должны понять, Она низошла в это измерение бытия так, Она родилась. Кришна рождается и Она рождается, это нечто подобное рождению солнца. Мы говорим, что солнце рождается, но оно становится доступным нашему зрению, оно всегда есть, и нитья-лила в Голоке всегда происходит.

00:39:02 Лишь по Их милости иногда Они дают шанс нам, обитателям этого мира, чтобы мы могли пережить, получить опыт этой лилы. Например, где-то делают телетрансляцию, когда какие-то события транслируют на большой экран. И прапанча, то, что вечно происходит за пределами материального мира, иногда показывают его обитателям в прапанча-лиле. Тогда обитатели этого мира получают впечатления об этом явлении, и затем у них может родиться желание присоединиться.

00:40:20 Или иногда устраивают выставки. Для чего? Для того, чтобы привлечь клиентов, выставки достижений народного хозяйства. Эти реалии являются в прапанча-лиле. И, испытав влечение, мы можем обрести желание достигнуть этого нечто, можем получить доступ.

00:40:49 Нитья-лила – это вечное явление, но иногда оно нисходит сюда для того, чтобы завербовать, пленить нас, привести туда. Ее отец увидел, как в реке плывет лотос, в котором была прекрасная маленькая девочка, а у Вришабхану не было детей, и он взял эту девочку.

транскрибирование: Сарвабхаума Дас | 27 May 2018