Карма йога, гьяна йога, дхьяна-йога, бхакти йога

Вриндаван - 01 January 1990
лекция для глубокого изучения из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:58:03 | качество: mp3 32kB/s 13 Mb | прослушано: 280 | скачано: 481 | избрано: 15
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 [АтмаТаттва дас] Атма Таттва Прабху. Бхакти Шастры. Кассета 10. Карма, Гьяна, Дхьяна. Обзор, 1,6 глав Бхагавад Гиты.

00:00:10 Так. Времени у нас мало, у нас всё ушло. Итак, сегодня, очень-очень важная тема, которую, если не закончим, то я её продолжу завтра, потому что завтра по курсу у нас, тема, та же самая. Итак, сегодня у нас лекция 10: карма, гьяна йоги, бхакти-йоги. Лекция 11 будет – йога – это преданное служение. Любой другой вывод противоречит Бхакти Шастры. Практически тема та же. Одна позитивная сторона, другая – негативная. Так что если сегодня не закончим обсуждение, продолжим завтра. Возьмите вашу книгу и посмотрите на страницу 19, то есть на конец обзора 6 главы из обзора глав Бхагавад Гиты. Там есть такое примечание, и вот это вот на 19 странице в английском издании как раз находится. Баларам Прабху, не мог бы ты зачитать? Кто хочет? Кто-то громкоговорящий. Давай. 19 страницу.

Конечная цель всех видов йоги - осознание Абсолютной Истины

00:01:34Кульминация всех видов практики йоги – это бхакти-йога. Все другие йоги – пути достижения этого уровня. Ибо йога на самом деле – это бхакти-йога. Всё другие йоги – пути ведущие к бхакти-йоге. Сначала карма-йога в конца бхакти-йога – это длинный путь самосознания. Карма-йога без привязанности к плодам – начало этого пути. Когда карма-йога даёт знание и отречение – этот уровень называется гьяна-йогой. Эта гьяна-йога усиливает медитацию на сверхдушу, восьмичастной системе йоги, она называется аштанга-йога. Поднявшись над аштанга-йогой, достигнув верховной личности Бога – Шри Кришну, в бхакти-йоге человек достигает цели. Тот кто застревает на определённом уровне и не прогрессирует дальше, имеет определённое соответствующее имя – карма-йоги, гьяна-йоги, дхьяна-йоги, раджа-йоги, хатха-йоги и так далее.

00:02:36 Кришна в Бхагавад Гите соглашается со словами Арджуны о том, что сложно контролировать беспокойный ум. В то же самое время он говорит о том, что человек практикуя отречение может достичь этого уровня. Что это за практика? В наш век, никто не способен следовать строгим правилам, предписаниям и удалиться в святое место сконцентрировав свой ум на сверхдуше и, контролируя ум, чувства, соблюдая брахмачарью, жить в одиночестве и так далее. Однако практика бхакти-йоги, в сознании Кришны такова, что человек занимается 9 процессами преданного служения Кришне. Первый и самый важный процесс слушания о Кришне – это очень могущественный, трансцендентный метод очищения ума от всех недостатков, и чем больше человек слушает о Кришне, тем больше у него знания и отречения от всего, что уводит ум от Кришны. Данный процесс, напоминает процесс лечения болезни правильными лекарствами и соответствующей диетой. Слушание о трансцендентных действиях Господа, поэтому лучшее лекарство для безумного ума и принятие пищи предложенной Кришне, соответствующая диета для страдающего пациента. Такое лечение – и есть процесс Cознания Кришны, истинная и высшая система йоги для этого века.

00:03:49 Итак, я не думаю, что тут нужны, какие-то ещё большие комментарии и объяснения по этому поводу. Любой кто не понял, пожалуйста, поднимите руку. Если необходимо, то я буду ещё объяснять.

00:04:04 Очень просто, когда я присоединился к путешествующей санкиртане, как преданный, Махарадж, который в то время лекции проводил, он всегда в конце лекции спрашивал: «Атма Нанде всё ясно?», и я тогда говорил: «Да!», если я говорю «Да», он говорит: «Всё ясно, значит всем понятно». И когда я говорил: «Нет!», он говорил: «Ну, хорошо, значит буду объяснять другими словами». Этот Атма Нанда был последним идиотом, Свами Атма Нанда. И если этот человек понял, значит все поняли. И это в принципе мне ясно, поэтому, это значит, всем несомненно ясно. А! Вот говорит: «Не понял».
[Аудитория] Я хотел бы по поводу, ну не могли бы вы объяснить, что такое раджа-йога и хатха-йога упомянута.
[Атма Таттва дас] Ну это не важно, это потом, в другой лекции. Листья, ветки и плоды иллюзорного дерева. Подождите этой лекции, и запомните этот момент, и там можно спрашивать всё что угодно, кроме как о Боге. Это лекция, как раз для обсуждения каких-то безБожных тем, так сказать, я её отложил на эту самую, в соответствии с панчикой, этот титхи, этот день, он очень ужасное ракшас влияние. Сегодня хорошие титхи и тогда давайте сегодня обсудим хорошую тему. А там все обсудим.

00:05:25 Итак, это страница 19, и эти параграфы очень ясно объясняются, и чётко объясняются что такое каждая йога и что это всего лишь шаги по лестнице и так далее определённые уровни лестницы. Итак, страница 30. Взгляните на страницу 30 ещё на английском. Это конец десятой главы. Примечания к 10 главе в обзоре Бхагавад Гиты. Итак, начиная с 6 абзаца. Да, 6,7. Просто прочитайте 6,7 абзацы. Да! Бхагавад-карма.

00:06:11 Нужно знать, что цель наша – Кришна. И когда мы знаем цель мы следуем постепенно, ну верно, по пути и в конце концов достигаем цели. Когда человек знает цели жизни, он привязан к плодам деятельности, он действует на уровне карма-йоги. Когда он знает, что цель – Кришна, но при этом наслаждается ментальными спекуляциями, в попытках познать Кришну, то он действует на уровне гьяна-йоги. Если этот человек знает цель и пытается достичь Кришны в Сознании Кришны, в преданном служении, он действует на уровне бхакти-йоги или путхи-йоги ибо это совершенная йога и высшее совершенство жизни.

00:06:50 Качества, которые необходимы, для достижения этого уровня, в том что человек должен всегда заниматься Сознанием Кришны с любовью и преданностью совершать разнообразные виды служений. Он должен совершать какого-либо работу для Кришны, и должен делать это с любовью.

00:07:05 Спасибо. У кого-то есть вопрос по этому поводу? Всё ещё думаете? Перелистните на страницу 36 пока думаете, и может быть теперь разовьётся вопрос? Это примечание к главе 12 обзора Бхагавад Гиты. Так, страница 36 на английском варианте. Вот с этого абзаца, с 3 абзаца давайте прочитаем дальше.

Два пути достижения высшей цели

00:07:46 В достижении Кришны и высшей цели, есть 2 процесса: один процесс – постепенное развитие, другой процесс – прямой отречение от плодов деятельности и достижение знания через такое отречение и затем: достижение уровня медитации, и затем уровня понимания сверхдуши, в конечном счёте достижение верховной личности Бога – это постепенный процесс, в котором продвигаются шаг за шагом.

00:08:10 [Атма Таттва дас] Преданное служение в сознании Кришны – это прямой метод. В этом процессе есть два уровня: практика регулирующих принципов бхакти-йоги под руководством опытного духовного учителя, для очищения чувств – это первый уровень и на этом уровне человек может постепенно развить привязанность к Кришне. И на втором уровне, когда эта привязанность превращается в естественную трансцендентную любовь к Кришне человек обретает прямые отношения с верховной личностью Бога в преданном служении.

00:08:41 Хорошо, теперь посмотрим страницу 44 на английском – это примечания к главе 15 Бхагавад Гиты. С самого начала, прочитайте один абзац, первый.

00:08:57 После обсуждения важности бхакти-йоги кто-то может спросить: «Как насчёт Вед?». В этой главе объясняется, что цель изучения Вед – постижение Кришны. Поэтому, тот, кто осознавая Кришну совершает преданное служение уже постиг Веды. Цель Вед – сам Кришна объясняет, в том чтобы срубить иллюзорное дерево материального мира и достичь истинного дерева мира духовного.

00:09:25 Итак, то что мы всё время читали, всё это время читали. Тема для сегодняшнего и завтрашнего обсуждения и в конце, так сказать мы пришли к этим двум деревьям, и это будет лекция после нашего среднего текста, ну то есть после второй проверки, которую там проведу. У вас в кого-то есть вообще эти вопросы, вот то что мы прочитали сейчас, последние 2 примечания? Если вы, так сказать, не имеете вопросов, то тогда мы просто, так сказать уберём всё сияние и откроем лицо Господа. Что? Да?
[Аудитория][непереведено]
[Атма Таттва дас] Это всё цитаты из комментариев Шрилы Прабхупады. Всё что мы читали сейчас, это чистые цитаты из комментариев Шрилы Прабхупады. Здесь только Прабхупада всё это говорит.
[Аудитория] Мой вопрос такой, почему Шрила Прабхупада не подчёркивает гьяна-йогу, он больше, тут кажется, подчёркивает карма-йогу?

Карма – это не карма-йога

00:10:43 [Атма Таттва дас] Прежде всего карма-йога, гьяна-йога и дхьяна-йога, отличаются от кармы, гьяны и дхьяны. Карма – это не карма-йога, йога – значит «связь с Кришной», йога – значит связь. Вот эта карма связана с Кришной. Если она совершается для Кришны, это называется карма-йога. И началом является, то что человек совершает карму, но с какой-то привязанностью к результату. Это начало карма-йоги. И с развитием этого процесса карма-йоги, человек достигает совершенства, когда совершает карму он все результаты отдаёт Кришне. И сделав это, человек развивает мудрость: он становится гьяни – но и, тем не менее, гьяни – несовершенен, он должен связать свою гьяну с Кришной – это гьяна-йога. Когда он понимает, что всё принадлежит Кришне, всё приходит к нему, он продолжает действовать так как действовал и это фактически как бы, одно переходит в другое, как вы видите, карма-йога, когда он достигает совершенства, этот уровень называется гьяна, гьяна-йога. И гьяна-йога – это нечто, не думайте, что это что-то отличное от Сознания Кришны. Когда вы говорите - гьяна-йога, то это фактически Cознание Кришны, когда вы говорите - карма-йога – это Сознание Кришны, и когда вы говорите – дхьяна-йога – это тоже Сознание Кришны.

00:12:10 Но, если вы говорите – «Ну, это не Cознание Кришны – это гьяна-йога или карма-йога» - это значит, что вы что-то не понимаете. Потому что Сознание Кришны, как Прабхупада определяет – это осознавать Кришну. Это Сознание Кришны . И гьяна-йоги, если вы говорите – «Вот он гьян-йогин, но Cознания Кришны у него никакого нет», значит он не гьяна-йогин, он просто гьяна. Или карма-йоги, он говорит – «Я – карма-йогин, но никакого отношения к Сознанию Кришны не имею», это не правильно, что-то не то совсем. Он просто карми, он не карма-йогин. Или он просто гьяна медитирует, но не на Кришну, значит он гьяни. Но Кришна говорит: «[Йоги нама пасарвишам мартьятананта ратманам]» - тот кто медитирует на Кришну – является гьяна-йогом. Тот кто имеет мудрость и постигает, что всё приходит от Кришны, и что Кришна – источник всего, и что всё принадлежит Кришне – является гьяна-йогом. И тот кто действует для Кришны, тот отдаёт всё для Кришны, готовит для Кришны, ходит для Кришны, читает для Кришны, ест для Кришны, умирает для Кришны и дышит для Кришны – он карма-йоги, и этот карма-йоги, он – гьяна-йоги, и он же и бхакти-йоги, но это определённый уровень. Это как лестница. Когда вы поднимаетесь, одна стопа у вас на нижней ступени, и так вы лезете постепенно, если вы просто, например, остановились на одном уровне, вас будут называть карма-йоги, а если вы будете продолжать идти, то вас уже не будут потом называть карма-йоги.

00:13:52 Вот, например, человек совершающий омовение. Его не называют грязным, его не называют чистым, поскольку он совершает омовение, но его не называют грязным, потому что он совершает омовение. Итак, если человек лезет по этой лестнице, то его зовут преданным, который двигается к совершенству. Может быть он ещё не достиг совершенства, но, он двигается, он в пути, он совершает действия для Кришны, он изучает писания для Кришны, он воспевает – Харе Кришна, и так далее – он преданный, так он лезет по этой лестнице. Но если он застрял в какой-то месте, то его другие называют – «О! Это карма-йоги, а это гьяна-йоги, а это вот дхьяна-йоги», но, во всех этих случаях, если вы хотите использовать слово йоги, то [йоги нама писар вышван мадгетенам антаратман] – это он должен иметь связь с Кришной. Если он не имеет связи с Кришной, то это вообще не йоги, это не йоги. Это очевидная нить – есть разные конечно концепции. Я не собираюсь никакого противоречия создавать так сказать, в ваших идеях, но, поскольку, вы уже задали вопрос, я касаюсь этого момента.

Прямой и косвенный пути осознания Абсолютной Истины

00:15:09 Вы думаете, что есть какие-то определённые формы? Карма-йога, какой-то процесс, какой-то процесс – гьяна-йоги, процесс дхьяны-йоги и есть ещё процесс преданности, нет, есть вообще только один процесс. Процесс называется – Осознание Абсолютной Истины. И осознание Абсолютной Истины есть напрямую и косвенно, так Прабхупада объяснял. Напрямую – это значит – вы принимаете духовного учителя, это первое. Второе – вы принимаете у него инициацию и следуете его наставлениям. И третье – вы делаете всё только для Кришны. В этих 3 элементах, мы так сказать, всё остальное имеем ввиду. Это как прямой процесс. Косвенный процесс – это когда человек совершает действие, постепенно отказывается от привязанности к плодам потом у него развиваются определённые знания, он отказывается, потом от идеи брахма-гьяны он начинает медитировать, и потом он уже не хочет постичь никакую материальную планету, он хочет запустить так сказать себя назад домой к Богу. Это как пытаться добраться до носа, но не на прямую, а через шею другой рукой залазить. Этот косвенный метод применим, только для тех кто находится в дереве Ведической цивилизации, в иллюзорном дереве. Это метод, дхармы, артхи, камы, мокши. Вот вам, клише так сказать, всё раскладывается.

Ведическая система просветления

00:16:37 Косвенный метод – это Ведическая цивилизация, а прямой метод – это цивилизация Панчаратрики. Это 2 разных группы людей, 2 разных так сказать концепции достижения абсолютной истины. В Ведической цивилизации всё зависит от внешнего процесса. От положения во время рождения, о возвышенной инициации, знании писаний. От знания писаний, от совершенства тела и так далее: очень много всего, и человек зависит, и зависит, и зависит, и зависит от всего от этого, но Кришна говорит: «Сарвар гармар парикьяти малая гамшаранам врути» - «просто завись от меня!» Если вы зависите только от Кришны и вы не зависите ни от чего другог, тогда весь процесс вашей деятельности, называется: [Бхагаватам нараяни эна сваям] – это просто с Панчаратрики. И, каков же наш процесс? Наш процесс называется Бхагавад-дхарма. Что такое Бхагавад-дхарма [поёт на санскрите текст]. Не обращая внимания, на то, какова каста, каково положение, прошлые качества, хорошие, плохие, если человек просто слушает и воспевает, и памятует, и поклоняется и дружественно относится, и всё отдаёт Кришне, то он несомненно достигнет высшую цель в жизни. И величайшая сила, дающая это, дающая вдохновение двигаться в этом пути – это имя Бхагавата. Нама самкиртан сату самганам самкиртан.

00:18:10 Итак, Бхагават нам, Бхагават-дхарма, это процесс для тех кто очистили своё осквернение в материальной жизни и развили виракти – непривязанность. Либо через процесс варнашрамы, либо через какой-то другой процесс. То есть так или иначе человек должен прийти к разочарованию, это очень важно, к виракти человек должен прийти, только когда вы приходите в виракти, вы можете принять определённый процесс. И вы может пришли к виракти в прошлой жизни и в этой жизни, вы можете начать с самого раннего детства, или вы можете думать: «С самого начала дня, вообще, только Бог интересовал», но это не значит, что это так всё запросто. В прошлой жизни вас интересовала собака, дом, потом вы сдались, и обратились к Богу, и также есть вещь, не думайте, что она просто началась когда-то. Так что мы должны понять, [санскрит] – с незапамятных времён мы занимаемся чувственными наслаждениями и иногда живое существо, достигает этого уровня. Когда-то оно достигает этого уровня разочарования. Когда он достигает этого уровня разочарования, если в этот момент попросить Кришну, то оно встречается с чистым Бхагаватам. Этот Бхагаватам – может дать живому существу Бхагаватам-дхарму. Вот, написано – Бхагавата-дхарма.

Система Панчаратрики

00:19:29 И, суть в том, что из-за наших материальных привязанностей, мы не можем непосредственно сразу принять имя, и просто продолжать, просто думая в уме о Ратхи, Кришне, и просто имея это имя и путешествуя повсюду, как [неразборчиво] мы не сможем. И даже если хотите сделать, даже нам не позволят делать в окружающей нас, потому что век Кали всё хуже и хуже. Итак, мы используем систему Панчаратрики. Мы не используем Ведическую систему, мы используем систему Панчаратрики. Давай эту Бхагават инициацию. Итак мы используем прашчарья-видхи. Панчаратра даёт. И что там нужно? Прийти и жить в храме, мыть кастрюли, ходить на самкиртану, общаться с садху, читать Бхагаватам, читать Бхагавад Гиту, ходить на лекции, и таким образом, вы достигните определённого уровня разочарования, просто слушая. Потому что если вы продолжаете слушать Кришну, нет духовных, трансцендентных бед, гуны природы, женщина майя, и то майя, и это майя, и всё остальное, и надо слушать и слушать и слушать и не только это. Ещё кое-что входит внутрь: [влоджамун] в рот попадает – халава. Таков процесс. Это лучший процесс. Если вы возьмёте все 108 книг Панчаратры и, так сказать, сделаете из них коктейль запъёте, что получится? Вы увидите – ИСККОН у вас будет на стакане написано.Прекрасный коктейль 108 книг Панчаратры, хорошенько перемешанные с Бхагавад-дхармой, как вы знаете у нас есть там, например, продают, тут знаете, этот, коктейль, молочно-ананасовый. Это кстати, совершенно не Ведический напиток, ананас никогда в молоко не кладут, это кстати, это, ну бывает такой коктейль.

00:21:17 Итак, у нас бхагавад-дхарма хорошенько перемешана с правилами Панчаратрики, потому что в век Кали, достижение уровня Рагьи, просто придя с дороги – это не так уж возможно, и поэтому нужно так сказать присоединиться, садиться в машину распространять книги, возвращаться в храм, чистить храм, и так далее, использовать все свои чувства, и продолжать служить. Кришна – духовный мир – трансцендентный, то майя, это майя, это майявада вообще, это глупости это, и Прабхупаде не нравится, и Гуру Махараджу то не нравится, это не нравится. И так далее, и тому подобное, и так 6 месяцев. И после этого, кандидат готов принимать Бхагавад-инициацию. Это великий химический процесс, который отработали величайшие учёные истории, это был один величайший учёный, и его зовут: Бхактиведанта Свами Прабхупада, он сидел в храме Радха Дамудар и написал все эти формулы, там разрабатывал всё. Все формулы были разработаны, и в конце концов, он просто разжёг огонь, над пробиркой ИСККОНа.

00:22:15 И 10000 лет идёт отсчёт, отсчёт [палтеса]: 10000,9000,8000… Итак, если вы каким-то образом умудритесь как-то вписаться в этот процесс 10000 лет, если вы где-то там попадётесь, на этом времени, то вы несомненно вернётесь назад домой к Богу, и это так сказать истинная тема. То есть не бывает, какой-то отдельной карма-йоги и так далее, не думайте даже об этом. Шрила Прабхупада может быть, ну то есть, такого не говорит, но вы можете прочитать эти вот разборы глав. И вы можете подумать о странице, за страницей прочитав может действуют разные йоги, потом бхакти-йога есть, потом когда вы посмотрите разбор Бхагавад Гиты по темам, вы увидите, что, в принципе, тема всего лишь одна – и это бхакти-йога. Итак, мы будем снова и снова, обсуждать этот момент сегодня и завтра, и поэтому я здесь останавливаюсь, и задавайте вопросы, и…

00:23:15 Итак, здесь у нас карта, кстати, ещё висит. Главы разложены как раньше, раньше у вас были расписаны главы Бхагавад Гиты по стандарту абхидеи прайоджины. Извините за то что мелко написано, я просто не знал, какая будет так сказать комната для лекций, и всё остальное, я поэтому так нарисовал. На столе, она конечно очень большая карта, но когда подвешиваешь здесь, посреди стены, то это как-то мало, маловатый размер как говорится. Итак, всё то же самое, с этой стороны. Самбандха. И отсюда, эта вот колонка, и ещё, и ещё 3 – это абхидея, вот 3, тот кто готовит, то есть имена, названия, всё, всё тут расписано, это подобно прошлым картам, просто здесь у нас есть, ещё стихи.

00:24:24 Первая колонка – это самбандха, главы, здесь те же самые, абсолютно, я могу зачитать вслух: 6,10,11 главы в первой колонке, в колонке самбандхи, которая находится слева. Вторая колонка – это 7,8 главы, они больше связаны с колонкой прайоджины. И прайоджина – это 4,9,12 и 15, как и в прошлой карте, то же самое абсолютно, та же карта, просто здесь, ещё и стихи сбоку есть, если вы перерисовали прошлую карту, то можно на эту не обращать внимания. То же самое, абсолютно та же самая карта, которая у нас была на лекции по обзору глав Бхагавад Гиты. Всё то же самое, просто, тут ещё Махапрабху приклеен, потому что там была пустота, и я не люблю брахма-джйоти поэтому приклеил какое-то изображение. Та же самая карта. Итак.

00:25:33 Что касается объяснений. Видите ли в каждой главе есть определённая группа стихов в которых, ну скажем Кришна он имеет определённую дорогу. У него много есть, разных так сказать, дорожек по проповеди, и он иногда отходит в одну сторону, или в другую, но главная дорога – это бхакти-йога. И он что-то объясняет, там, объясняет, и повторяет что-то подчёркивает, потом раз и возвращается на бхакти-йогу опять. И эта дорожка прослеживается в каждой дороге Бхагавад Гиты. Со 2 до 18 конечно, до 17 или 18. Итак, здесь перечислены стихи, которые связаны с этим, 60-сяти, так сказать тысячно-вольтное путём бхакти-йоги. Номера стихов здесь даются. Нет проблем. Да! В нашей книге, в приложениях, когда мы будем рассматривать это вот приложение, [он вон сарьят] чьёто приложение, бхакти-йога там, там будут эти номера стихов. Есть небольшая разница, между этими приложениями, и теми приложениями, потому что там, там приблизительные стихи, а здесь точные. К несчастью мы их не смогли перечислить, потому что мы слишком рано начали печатать, поэтому завтра, когда мы будем обсуждать эти приложения, я вам дам все эти номера, в основном может они все есть, просто несколько стихов там не хватает. Но мы их можем добавить туда в нашу книгу, некоторые коррекции ко второму изданию можно произвести, но, Бог с ним. Так, я постараюсь объяснить, кое-что сегодня, и завтра мы продолжим.

00:27:23 В первой главе мы видим Арджуну. Он даёт определённые моральные принципы, и он их ставит выше социальных. Говоря это, он имеет ввиду, что «ну, я сражать не буду», зачем убивать грешников, которые, это в принципе греховно и ради царства не обязательно сражаться, зачем? Не для себя, зачем мне это царство? И убивая людей, такие неблагоприятные вещи произойдут и так далее, много всего, жаловался. Это обзор армии, то есть вишада-йога, Арджуна вишада-йога , то есть смущение. Что касается второй главы. Она называется – «Обзор Бхагавад Гиты», на санскрите она называется санкхья-йога. Прабхупада в конце главы, тем не менее, пишет, что карма-йога и гьяна-йога полностью объясняются в этой главе. Также в этой главе даётся небольшая информация об бхакти-йоге. Он пишет это в комментарии к последнему стиху, второй главы. Итак, здесь 2 стиха. Стих 13 - дехино 'смин йатха дехе. В этом стихе объясняется, что душа вечна, а тело меняется. Это санкхья, поэтому и глава называется санкхья. И это санкхья, санкхья – значит весь мир, проанализировать и выяснить, что? Что это такое? И когда вы анализируете, вы должны прийти к выводу, что весь этот мир, исходит от Кришны. И тогда это и называется дайви-санкхьи или Божественные санкхьи. Санкхья Cознание Кришны – если человек не приходит к этому выводу, то значит, он практикует асура-санкхью или настика-санкхью.

00:29:05 Есть 2 вида санкхья-йоги, первая – Девахути Капилы, которые являются инкарнацией Кришны, и вторая – ложного капилы, обманщики капилы. Этот обманщик капилы – он берёт мир, изучает, и в конце концов говорит: «Да! Это мир, а Бога нет». Но Девахоти Капила объясняет: «Это мир! И он исходит из Кришны». Это санкхья – этой главы, и есть много конечно стихов, но в принципе, основной стих, который Прабхупада обычно цитирует, вот сейчас и цитирую – 13 стих второй главы. [Наги натсми натсадахи] – даже зная, что идея что душа [трансвигирует], она исходит из этого тоже стиха. Далее важный стих в этой главе. [Трай гуни вишайа Веда нистраи гунйо, нистраи гунйо нирдвандво нитйа-саттва-стхо нирйога-кшема атмаван] – Веди предписывают много всего: делай то, делай это, делай то и поэтому на самом деле возникают некоторые смущения и Кришна чётко всё проясняет: «Не беспокойся, Веды связаны с тремя гунами природы». Если хочешь, достичь совершенства нистрай гунйо бхава – поднимись над этими гунами о Арджуна. Достигни чистой благости. Что это такое и как это сделать? Это всё позднее. В конечном счёте, по крайней мере Кришна здесь сказал, что истинная цель жизни стать нистрай-гунйя – это высшее совершенство жизни.

00:30:41 Трай гунйя – значит освободиться от трай гунйи – значит бхакти, он не страй гунйо преданный Кришны. Все остальные связаны с гунами. Гьяни, карми, йоги, они все в гунах, именно поэтому они не умиротворены, а преданный умиротворён, потому он ниттья-саттва потому что он в чистой благости. Здесь уже чётко отмечается – бхакти-йога – истинная санкхья. Стихи 13 и 45. Мы обсудим номера стихов потом. Когда будем изучать приложения. Это завтра, иначе вы будете смотреть туда, а не сюда. Итак, дальше, в основном, что мы сейчас делаем собственно говоря? Я объясню, чтобы вы не отвлекались - сейчас вы слушаете. И завтра, вы получите распечатанные эти приложения, и мы добавим те номера стихов, которых нет, и так далее. Мы всё сделаем. Сейчас вы просто послушайте, и посмотрите, как всё переходит из одного в другой моменты.

00:31:47 Далее глава 3. Карма-йога. И в этой главе, очень важный, ключевой стих – это стих 9. Шри Кришна говорит: «[Гьятха ткарманам ягйо вай Вишну]». Ягья – значит, в Ведическом Нирукти объясняется, ягья – значит Вишну и Кришна это подтверждает ещё в другом месте видите – «[Боктарам ягья тапасам сарвалока махешварам]». Я – ягья. Итак, Кришна – Ягья. Итак, Ягья-артхат – необходимо действовать ради ягьи, карману-аньятра – если делаешь что-то иное, локайа – неважно, брахма-деадишива – если ты не исполняешь действий для Кришны, карма-бандхана – будешь обусловлен деятельностью и реакцией. Это главный, важный стих. [йаджнартхат кармано 'нйатра тат-артхам карма каунтейа] – необходимо действовать для него, и здесь слово использующееся о нём – это татх – там где используется тат на Ведическом, в Ведах тат – это Вишну, тат Вишну парамам падам сада пришанти сыре. Тат – это Вишну – Кришна. А ему что делать? Торкать для Кришны, действовать для Кришны. Если человек совершает такие действия. Хотя он может совершать материальные действия, так кажется. Номукта-сангах – он станет джоин мукта, освобождённой душой.

00:33:14 Итак, это ключевой стих из главы Карма-йога. Далее – Трасцендентное знание, глава 4. Там есть стихи – 9 и 34. Что такое высшее знание? Знание – значит освобождение, невежество – обусловленность, и Кришна даёт здесь, знание о том, какое знание позволит избавиться от обусловленности. Что за знание? Нужно знать о Кришне. Кришна-гьян Хари катха Кришна бада. То есть нужно услышать божественность явлений и действиях Кришны и тогда вы назад не вернётесь. Это знание. И, как получить это знание? Высший стих из Бхагавад Гиты. Я где-то говорил, что Ман-мана – это самый высший стих, но сейчас я вам скажу – по скрытой карте, выше Ман-мана есть ещё один стих, который идёт вообще в 4 главе, 34 стих. [Тад виддхи пранипатена парипрашнена севайа упадекшйанти те джнанам джнанинас таттва-даршинах]. Наши гаудия-вайшнавы сампрадайи, истинный стих Бхагавад Гиты, который даёт всё остальное – именно этот стих. Прими, обратись и прими духовного учителя, и спрашивай у него. Из 64 принципов, вы увидите, первые 3 принципа являются истинными, и эта, вот эта практика является истинным золотым ключём ко всему. Хотя божества, и Упанишады есть, Махапрабху плакал и всё остальное, что только не происходило.

00:35:00 Если вы хотите всё это получить? Всё, всё, всё – ключ у духовного учителя. И это самый важный стих в 4 главе. Далее глава 5. Карма-санньяса-йога. Действия в сознании Кришны. Главы, в главе – стих 7. Даже действия при этом не обуславливаются. Как это сделать? Это объясняется и в 3 главе, что если человек работает для Кришны он не обуславливается, здесь говорится о том же: йога-йукто – если человек, связан со мной, йога-йукта. Вишуддхатма – имея связь с Кришной, человек становится чистым. И именно обусловленность является следствием грязи в сердце. И когда человек связывается с Кришной, сердце чисто, то вишуддхатма – кто такой вишуддхатма? Что он делает? Вишуддхатма виджитатма джитендрийах – он способен покорить свои чувства. Эти чувства непокоримы, если нет, то сердце – грязно. Если чувства не покорены, то сердце грязно, если сердце чисто, то чувства под контролем. [Сарва-бхутатма-бхутатма курванн апи на липйате] – такой человек понимает, что в каждом, каждом живом существе, есть сверхдуша. И благодаря пониманию этого знания, курванн хотя и действует, на липйате не обуславливается. Итак, первый стих, шришаштикам. Там мы найдём это [читудар панамаджанам] – человек очищает сердце.

00:36:41 Как человек достигает вишуддхатма? Йога-йукта. У меня есть связь, как связывается? Откуда узнаёт? Из 4 главы вы знаете информация приходит от гуру, брахмандара амите кон багиванджани. Гуру Кришна прасад даёт пая бхакти ласадеча. Вы получаете бхакти лата, что вы делаете с бхакти лата? Вы слушаете и воспеваете Харе Кришна. Итак, я увиювтат – получаете связь с Кришной, почему? Потому что Кришна его имя неотлично. Я может хиппи и кто-то ещё, и смарта-брахман, кто-то ещё, Кришна – он Кришна – с ним проблем нету, проблемы со мной. Я такой, сякой, мужчина-женщина матаджи, джипаджи, питаджи, кто угодно, но Он – Кришна-джи. У него проблем нет. Он повлияет на любого, у него нет ограничений и когда вы принимаете имя Кришны сердце очищается – чивудат панамаджанам, чистишь, панахадават нимибатбапинам ишутхатама. Ишутхатама значит чата дарпана, сердце очистилось и затем он покорил свои чувства – [баумаха дава нинирвапанам] – он покорил весь мир, потому что потушил тот огонь, который уничтожил повторяющиеся рождение и смерть.

00:38:02 Такова связь. И в следующем стихе говорится: «[брахманй адхайа кармани липйате на са папена падма-патрам ивамбхаса]» - кто то может сказать: «Ну погодите, я буду действовать», то есть воспевай Харе Кришна, я же буду есть ещё кроме всего прочего, вы воспевать Харе Кришну, в туалет же тоже нужно ходить, я буду воспевать Харе Кришна, но у меня деревья будут появляться. Воспевай Харе Кришна, но надо идти к шуртам, защищать собственности Кришны, как насчёт этой деятельности? Но Кришна говорит: «Брахманй адхайа кармани» - Брахман это кто? Брахман – это Кришна. Брахмани адхайа кармани – действуй для Кришны. Брахманй адхайа кармани сангам тйактва – не привязаывайся к результату. Сангам тйактва кароти йах липйате на са папена – такой человек никогда не получит греховных реакций, за то что он сделал, и падма-патрам ивимбхаса – и кто-то спрашивает: «Как он так будет совершать действия?», но при этом их осквернять не будет где и действия не будут его осквернять? Вы видели лотос? Он растёт в воде, но он сам не мокрый – падма-патрам ивамбхаса, таков пример Кришна приводит. И далее он говорит как эта наука работает?

00:39:15 Кришна сейчас даёт чёткое объяснение, почему действует? Потому что боктагам ягья тапасам сарвалока махешварам. То что он будет говорить в 15 главе, уже даёт ранее. Я – бокта – я наслаждающийся, я – друг, я – контролирующий. Любой кто знает это шанти мриччхати – обретает умиротворение. Почему боктагам? Если человек думает, что Кришна – наслаждающийся, он сам не будет пытаться наслаждаться, поэтому не будет кармии. Боктагам ягье тапасам сарвалока махешварам – я контролирующий всего что существует. Такой человек не станет гьяни. Почему? Потому что гьяни пытаются достичь этого уровня, он думает, что это положение свободно, он думает, что Бога, раз, и разлетелся на все другие живые существа и большая вакантность. Можно занять, и он пытается быстренько забрать. Брахма-сутра, Брахма-сутра пытается туда залезть и сидеть с 4 руками. Я – Брахман. Это его идея, но если он знает, нет. Кришна говорит: «Сарвалока махешварам» - не беспокойся, это место уже занято, туда не залезешь [гале супридам сарва ботанам] – вы не будете в йоге. Почему? [Эттре гешвара Кришна] – он истинный йоги, благожелатель каждого.

00:40:37 Почему человек хочет стать йоги? Чтобы контролировать материальные элементы. Почему он хочет контролировать материальные элементы? Потому что другие не могут контролировать материальные элементы, и он может дать им немножко пепла, кучку. Стать их благожелателем. Именно поэтому он становится йоги. И Кришна уничтожает карму, гьяну, йогу. Прямо тут в 15 главе в конце. И в 5 главе в конце. Итак бхакти-йога.

00:41:02 Бхакта – единственная личность, которая достигает шанты, поскольку король постоянно думает о наслаждении бхукти-ками, и гьяни постоянно думает об освобождении, мукти-ками, йоги постоянно думают о совершенстве – сизи-ками, но Бхакта – он всегда умиротворён, почему? Потому что он ништама – у него нет других идей. Ягьярта, он просто действует для Кришны.

00:41:23 Далее – глава 6. Дхьяна-йога. Кришна даёт прежде всего [определение]. Какая бы не была йога, яр-йога, хатха-йога, раджниш-йога, интегральная-йога, или супраментальная какая-то сакраментальная йога, какая-бы йога не была, Кришна говорит: «Погоди, прежде всего пойми, в чём? Кто такой йоги? Йоги – сарвабута стхитам йо мам баджати» - тот кто понимает, что я нахожусь в сердце каждого, и поклоняется мне, занимающим такого положения, такое положение. Это первое что необходимо. Далее – акатвамас чита сарватра вартаманы пи, не смотря на то что он может быть занимается какими-то делами, не думайте, в йоге он должен сидеть там и так далее. Левое колено на правое положив – это он пытается высморкаться как-то там, прикрывая нос пяткой. Он может распространять книги, писать книги, проповедовать в ночных клубах в любых клубах и так далее, и давать лекции может, путешествовать повсюду, встречаться с людьми. Он может распространять прасад, готовить прасад, траву подстригать, сарватра вартаману апи Кришна, говорит – «Сай йоги майвартете» - это авторитетный йоги майвартете, потому что действует для меня. Кто это говорит? Кришна? А кто такой Кришна? Йогешварам. Это йогешварам – Кришна – он высший йоги.

00:43:01 Давайте же примем его мнение, а не чьё-то ещё. Ошо говорит: «Не стучись в сердце, в сердце никого нет. Отправься к половым органам, потому что там всё есть». Кришна говорит: «Нет, не в сердце» - чет дам парамаджанам – очисти сердце и там я. Далее 47 стих ещё. [йогинам апи сарвешам мад-гатенантар-атмана] – йоги тот кто всегда следует мне. Это глава 6. Мы первые 6 глав разобрали, я оставлю всё остальное на завтра. С 7 до 18 мы обсудим завтра. В двух квалификациях мы будем использовать ту же самую карту, стихи здесь, а в приложениях есть такая часть, которая называется – Бхакти – это послания Бхагавад Гиты. Единственное послание Бхагавад Гиты – это приложение, я добавлю туда ещё стихи. Большинство уже перечислено в этом предложении, но если каких-то нет, то мы их впишем и обсудим. Итак, всё что мы сейчас уже обсудили, мы обсудили, если у кого-то есть вопросы, то можно задать, потому что я вижу, что слушая о наставлениях Кришны, все проблемы из сердца уходят, поэтому все похоже засыпают. Может какое-то обсуждение устроим.

Аштанга-йога

00:44:28 [Аудитория] Кришна даёт определение йоги в Бхагавад Гите. [неразборчиво, непереведено]. Есть разные определения, когда люди по другому объясняют йогу и так далее.
[Атма Таттва дас] Кришна объяснил аштанга-йогу в Бхагавад Гите, а это изначальная йога, не так уж много разных названий йоги есть. На самом деле в йоге практически, на физическом объяснении, и на физическом опыте йоги, фактически существует только аштанга-йога, и это аштанга-йога, которая имеет 8 частей. Итак, это называется аштанга-йога. Видите 1,2,3,4,5,6,7,8. Анга – значит часть, ашта – восемь, анга-частей, йога значит связь.

00:46:06 Итак, аштанга-йога – значит 8 частей, которые позволяют связаться с абсолютной истиной. Итак, если вы говорите – яма, яма – это регулирующие принципы. Нияма – значит «правила», мы рисуем правила и предписания. Асана – позиции, позы сидячие. Пранаяма – значит «контроль дыхания», пратьяхала – далее «отключение ума» от объектов чувств. Ахара – значит пища, пратья – значит лишённый ахар. Хар – пища. Прати – значит анти, то есть ну как бы против Пратьягара, что такое агара? Это глаза зрение ахара. Для глаза – зрение пища, для носа – аромат, для уха – звук, для кожи – касание, для языка – вкус. Это пища так сказать чувств. Это называется ахара. Итак, пратья-ахара, не смотри, не чувствуй вкус, не касайся, и так далее. И контролируй таким образом ум, это называется – пратья-ахара. Далее у нас есть тхарана. Тхарана – ловить, мы ловим определённую идею, волну мысли, ловите одну. Ум наполнен разными мыслями, и совершив ям ниям, асаны и пранаям и отключая чувства тем не менее, имейте определённые мысли, и ловите одну эту мысль – тхарана. Взяли тхьяну – это медитация. Тхарана – значит поймать, тхьяна – медитировать и затем самадхи.

00:47:56 Самадхи бывают 2 видов, как Патанджали говорит: есть 2 вида. Первая – сампрагьята, второе – асампрагьята, это всё объясняется в Бхагавад Гите в комментариях. Когда вы просмотрите 7,6 главы, там Прабхупада в комментариях обсуждает это. Сампрагьята-самадхи, и асампрагьята-самадхи. Сампрагьята-самадхи – это, прагьята – значит сознание, тот кто сознаёт, сампрагьята – значит соединённое с внешним сознанием. Асампрагьята – значит «лишённое внешнего сознания». Здесь 2 вида самадхи. И самадхи значит что? Самадхи – это полное погружение. Когда остаётся всего лишь 6 минут до подношения божествам, и вы ищите сахар на кухне божеств, и находите только соль. И вы смотрите там, смотрите здесь, бегаете и смотрите на часы, и смотрите и туда, и сюда, и время подходит, и уже время ндлярати, уже подходит, и всё скорее, скорее, вы молитесь всем полубогам и в мире, и включая Сай Бабу, «пожалуйста, пожалуйста, найди мне сахар» - это называется сампрагьята-самадхи. Вы внешне сознаёте, что время уходит и всё остальное, и пуджари идёт, и всё остальное, и все уже всё.

00:49:17 Но в то же самое время, вы чётко понимаете, что шугар, шугар, шугар, где этот сахар, сахар, сахар, как только вы находите, сразу накладываете потом уменьшаете, ложите на поднос, увариваете, всё остальное, потом вы ложите на поднос божествам и потом начинаете читать Харе Кришна, всё, потому что всё нормально, все ваши чувства были заняты. [Месья маниямасанем пранем пратьяхар] – и без всех этих глупостей вы уже достигаете уровня самадхи. Это один из примеров самадхи. Видите, как чудесно вам повезло, и вас спасли, от всех этих физических упражнений. Итак – это аштанга-йога. И когда вы говорите в Ведах в разных книгах, разные йоги описываны. Если все 8 присутствуют в описании, то это называется аштанга-йогой. Иногда они совмещают 2 разных элемента – ян и яму. Объединяют, объединяя получается у них, получается 7 каких-то разделений и это даёт этому определённое имя. Они например, не убирают пранаяму. Они заместо этого делают больше асаны, это будет называться другим именем. Таким образом изменения, разнообразные комбинации этих частей создают множество разных йог. Йога – значит аштанга-йога. Истинная йога – это аштанга-йога. И навидав, в соответствии со способностями человека, он может быть и не способен практиковать асаны, или ему, не нужно совершать асаны.

00:50:46 2 уровня есть. Одного парализовало, и он постоянно какой-то кривой. Как он может совершать асаны? А другой человек, он уже погрузился мыслями в Шримад Бхагаватам, и за сем ему не нужно совершать эту практику разных поз. Преданный ИСККОН встаёт утром, если он встаёт? Затем он совершает омовение, потом он наносит тилаку, находит мешочек с чётками, потом ему нужно одеться, то есть найти каупину собственно говоря, найти каупину в ашраме брахмачарьи, если никто не унёс конечно, то есть, если он всё это умудряется сделать, затем он бежит на мангларати, потом там читает 2 круга, то есть перед мангларати. Если он прочитал эти 2 круга, то он практически на уровне дхарати уже находится. Между 3-30 и 4-15 вы прошли первые 5 уровней аштанга-йоги. Какое сознание в этих, когда вы достигаете дхараны, и когда вы начинаете, когда первые 2 круга вы читаете и достигаете уровня дхараны. Это наш личный опыт? Я занимался до этого йогой, и вы видите, вон. Вы достигаете этого уровня. Всё входит.

00:52:06 Просто, если вы принимаете прасад, диета необходима, вы не должны есть куриц и предлагать Кришне это всё. Вот Кришна прими прими пожалуйста весь ум, не такие подношения. Если человек принимает Кришна прасад и читает 2 круга, с 3-30 до 4-15 он добирается до 5 уровня и как только потом открывается алтарь и поёт самсара, давана, кто-то начинает петь неправильно по крайней мере караталами стучит и на правильном уровне поёт там, правильную мелодию поёт, это даже на уровне дхьяны, и киртан разговается, и когда вы танцуете вы получаете самадхи. Все 8 частей. Почему? Следуя принципам Cознания Кришны. Вы уже не нуждаетесь в этих асанах, вы не нуждаетесь в этих правилах излишних и предписаниях. Смарнана-кала, почему? Потому что Кришна, тема нашей йоги, он делает всю эту работу за нас. Почему? Потому что он абсолютная истина. [Ом намакари багудха ниджьва сарва шакти сасрапитани метах смаранейна кала] – нет правил и предписаний, но я так несчастлив, что не привлекаюсь этим. Вот проблема.

00:53:27 Итак, здесь хатха-йога. Они значит больше подчёркивают асаны – это называется хатха-йога. Если больше подчёркивается пранаяма и дхьяна – это называется раджа-йога. Раджа-йога, итак, часть раджа-йоги, является кундалини-йогой. Кунадалини-йога, это они занимаются в основном пратьяхара, они концентрируются на пратьяхаре. То есть они чувства отключают от объектов чувств, они сидят в каком-то месте, и поднимают электричество человечества, как сказать, из нижней части в голову пытаются стукнуть, электричества много всего делают, и много разных уровней, и надо каждый уровень открывать, когда они поднимают, и если энергия как-то не так пойдёт, то вас немедленно сожжёт, спинной мозг весь прожжёт. Многие люди имели такие проблемы и погибали таким образом, и мясоеды, и люди, которые занимаются сексом каждую ночь, не должны этим заниматься, это ещё один важный момент. Следующий момент: любой, кто сел там закрыв глаза, скрестив ноги – он не йоги, поскольку нужно знать, на что медитировать. Если он думает о незаконном сексе, то он роги, он не йоги.

00:54:42 Итак, если человек полностью дошёл до пратьяхары, этот уровень называется раджа-йогой. Если человек полностью концентрируется на кундалини, только ни на чём другом, то это называется кундалини йогой. И таким образом, существует миллионы разных вариантов йоги. Но вообще в век Кали, когда Арджуна в Двапара-югу говорит: «Ум контролировать для меня сложно», а кто такоей Арджуна? Он смотрит на воду, берёт лук, стреляет, а там, колесо крутится вверху, отражающееся в воде, и так за колесом рыба, и он этой стрелой, попадает конкретно в глаз этой рыбе. Это в отражении, какая концентрация нужна? А он говорит: «Контроль ума». Кришна очень тяжёл, это очень сложно. Итак, те кто не могут даже бутербродом просто попасть не рассыпав на пол, они должны пытаться заниматься такой йогой, плюс к тому слишком много незаконного секса и человек слаб, и ум сходит, так сказать, со своих нормальных уровней, поскольку принимаешь ЛСД, и так далее. Какая йога? Единственная йога – это Харе Кришна.

00:56:10 Я думаю, что похоже, что договорились до чего-то. Наши действия – это сампрагьята-самадхи, печать книг, распространение книг, проведение Ратха-ятры, до самого последнего движения, мы имеем даже разрешение на Ратха-ятру. В каждую Ратха-ятру так происходит. И мы просто, Господь уже едет, и они вот они последнее имя там вписывают, где-то там, и кто-то быстро готовит халаву там, з а10 минут до начала Ратха-ятры доготавливает эту халаву. Итак, сапрайет с самадхами постоянно погружёны в эти вещи, и пытаемся всё хорошо спланировать, вдруг, за 5 минут до фестиваля, вдруг какие-то возражения появляются от какой-то личности: «Не делай так, не иди туда и так далее, и тому подобное, ах, тот, ах этот…» и вы бегаете и пытаетесь проповедовать в ИСККОН. И что вы проповедуете в ИСККОН? Только сампрагьята-самадхи, конечно, асампрагьята-самадхи нас не интересует, потому что мы хотим быть проповедниками. Мы хотим осознавать что происходит, и следим за этим, и книги вовремя в нужное место приносим. Мы не хотим быть в основном прагьята-самадхи, просто наслаждаясь собой.

00:57:13 Если вы наслаждаетесь собой, вы в конечном счёте становитесь шантой, материальное существо, оно в конце концов. Но если вы воспеваете Харе Кришна, [Яру деху тары каго Криншна упадеш] – если вы делаете это, то Махапрабху говорит: «[Врати эйстане пайбо марасанда]». Махапрабху говорит: «Ты получишь общение со мной». Всё общение, Шри Чайтанья Махапрабху. Кому какое дело, до этого сампрагьята-самадхи, когда вы просто думаете: «Да, я, это эго, это я». Итак, высшее благо, Пурушартха – это Кришна Премадхан. И это Кришна Према доступно в ИСККОНе очень отрыто, и если человек разумен, он никогда не должен, уходить, так сказать вылазить из Ганги, он должен продолжать течь по течению. Всегда оставайтесь в обществе ИСККОН.

транскрибирование: Сергей Коротун | с. Карловка, Марьинского района | Украина | 04 January 2015