Всемирная конференция йоги в Нью Дели 1970 го

24 April 2011
Конференция йоги в Нью Дели. Знакомство со Свами Рамой. Встреча со Свами Сат Чит Анандой. Выступление Джидду Кришнамурти. Письмо родителям. Репродукция с изображением таинственного божества.
аудиокнига для начинающих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 1
длительность: 00:35:50 | качество: mp3 64kB/s 16 Mb | прослушано: 1468 | скачано: 1289 | избрано: 37
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Конференция йоги в Нью Дели

00:03:31 Как-то холодным декабрьским утром в старом Дели, планируя свою поездку, чтобы найти йогов и мудрецов в Гималаях, я случайно увидал объявление на старом здании викторианского стиля. Всемирная конференция йоги, проводимая в Нью-дели, открывалась в этот самый день в девять утра. Взволнованный я бросился туда. Организатором этого огромного и престижного мероприятия являлся британский йог Кристофер Хилс ( Christopher Hills), обожающий Индию и всё, что с ней связано.

00:04:10 В предстоящие 4 дня конференции ожидался благотворительный базар гуру, йогов, лам, пандитов и мудрецов, решивших поделиться с миром своими дарами. Некоторые из них после нескольких десятилетий проведенных в полном уединении в джунглях обещали предстать перед современным обществом. С утра до ночи были запланированы даршаны – духовные встречи, проводившиеся одновременно в семи разных местах. Позже я узнал, что на это мероприятие собралось вместе 800 йогов.

00:04:47 Я не мог поверить в свою удачу. Под гигантским тентом я увидал йога из гор Гималаев преподававшего науку хатха-йоги на примере маленьких детей, которые под его руководством демонстрировали различные асаны или физические позы, предполагавшие гармонизацию тела и ума. Один ребёнок сидел с закинутыми за шею ногами, повторяя мантру ОМ, другой удерживал равновесие опираясь на предплечья, в то время как его ноги были заброшены назад и ступни касались головы. Ещё один неподвижно стоял на голове, в то время как другой балансировал на одной ноге, выгнув дугой спину и вытянув вторую ногу над головой.

00:05:36 Мальчик приблизительно одиннадцати лет глотал длинную ленту из ткани, затем вытягивал её назад, словно занимаясь чисткой тела изнутри. Другой мальчик прочищал пазухи носа, вдыхал тонкую верёвку через нос и вытаскивал её уже изо рта, протягивая взад-вперёд. Я поразился той легкости и непринужденности, с которой дети могут выполнять упражнения, если их обучать этому с молодых ногтей. Во время представления их наставник, гуру объяснил аудитории преимущества каждой из этих техник.

00:06:16 В первый же день ко мне подошел какой-то человек: маленький худенький буддистский монах из юго-восточной Азии. Голова его было обрита, он носил какое-то яркое одеяние оранжевого цвета. Лучась чистой улыбкой, он представился мне как Битху Вивакананда. Он был очарован тем, что я молодой американец, который ищет Бога, и мы свели с ним близкую компанию на этой конференции.

00:06:50 Битху был духовным лидером тысяч монахов в монастыре в Таиланде. Ему пришлось проделать большой путь, чтобы попасть на эту конференцию. Хотя ему уже было далеко за 50, он был столь же жизнерадостен и энергичен, как подросток. Пока мы вместе с ним изучали программу конференции йоги, он с приятным тайским акцентом рассказывал мне о буддистской философии.

Знакомство со Свами Рамой

00:07:17 Также именно здесь, на этой конференции, я впервые встретился со Свами Рамой, который с той поры снискал себе широкую известность, как основатель гималайского института. Это был высокий человек с величественной походкой, безукоризненно одетый с благородной аурой. Весь вид его внушал благоговение. У него были глубокие темные глаза, а голову обрамляли серебряные волосы, зачесанные назад и спадавшие ему на плечи.

00:07:49 Мне не терпелось узнать о нём как можно больше от многочисленных участников конференции, среди которых я оказался. Помимо того, что я просил его учеников рассказать мне о нем, я прочитал всё, что только мог достать о его биографии. Родившись в 1925 году в деревушке среди гималайских гор, Свами Рама с самого детства привык бродить по джунглям и жить вместе с риши или святыми людьми. Глубоким низким голосом он рассказывал о том, как его гуру наставлял его нести древнюю мудрость гималайских мудрецов на запад.

00:08:28 - Делай всё, что в твоих силах, - сказал учитель Свами Рамы. Но всякий раз, когда ты кормишь своё эго или пытаешься сделать что-нибудь эгоистичное, ты не сможешь добиться успеха. Моё благословение тебе таково: как только ты захочешь стать самоотверженным, любящим и неэгоистичным, ты ощутишь как сзади тебя сильно толкают вперёд, и тогда ты никогда не потерпишь неудачу в стремлении к добру.

00:09:04 Дабы продемонстрировать могущество йоги Свами Рама привел с собой нескольких американских врачей. Когда он вошел в йогический транс, они подключили к его телу современные диагностические приборы.

00:09:17 Среди прочего он продемонстрировал также, что сознательно может увеличить температуру в отмеченной точке на своей левой руке на 10 градусов, замедлить удары сердца с 74 ударов в минуту до 52 всего за 50 секунд, по требованию сгенерировать определенные образцы волн мозга, сознательно перемещать физический объект через полкомнаты и даже остановить своё сердце.

00:09:45 Выйдя из транса, Свами Рама пояснил: «Всё, что касается тела, находится в уме, а ум развивается контролем самосознания. На самом деле нет никакой нужды знать множество вещей, но определенно необходимо практиковать то, что вы знаете». Сложив вместе пальцы, он добавил: «Я проделал всё это не для того, чтобы показать, что я сверхчеловек, а чтобы лишь продемонстрировать науку йоги».

00:10:20 Он продолжил объяснять, что йогу практиковали уже начиная со стародавних времен и что она является величайшей из всех наук. Йога не основывается ни на суевериях, ни на сектанстве и с её помощью можно достичь того, что не поддается никаким объяснениям современных ученых. «Это, - сказал он, - такая наука, посредством которой человек достигает внутреннего просветленного состояния».

00:10:52 Я почувствовал искреннее восхищение Словами Рамы. Когда я попросил его о благословении, он произнес глубоким голосом: «Основное на твоём духовном пути – держаться компании святых людей». Он возложил на меня свою раскрытую длань. «Благословения мудрецов помогут тебе преодолеть все препятствия на твоем пути».

00:11:20 Каждую ночь я в одиночестве спал на земле под баньяновым деревом около конференц-центра. По утрам меня будил клекот ястреба, расправляющего крылья в своем гнезде над самой моей головой, а затем парившего высоко в небесах. В ожидании момента, когда откроют двери, я медитировал под этим небом на свежем воздухе Дели. Заключительная сессия конференции проходила в вигьян бхаване – самом крупном концертном зале Нью-дели. В тот вечер там собралось 3000 человек, ищущих знания и благословения у ассамблеи йогов.

00:12:01 Сам организатор Кристофер Хилс напомнил нам о нашей необычной удаче находится в одном помещении со столь многими духовными учителями, а потом, к нашему удивлению, он объявил, что программа должна завершиться ровно в 19-00 вечера. Мы тогда не знали, что его уведомили о готовящемся в 20-00 покушении на него самого и всех остальных свами.

00:12:29 Но разве такое возможно, что программа стольких свами и йогов могла закончиться вовремя, тем более в Индии. Когда стало ясно, что не всем дадут шанс высказаться со сцены, один из йогов вскочил и набросился на Хилса с градом оскорблений. Кристофер постарался удовлетворить желания каждого присутствующего в зале, но тем не менее исподволь напряженность назревала.

00:12:59 За несколько минут до 7 вечера Кристофер Хилс нервно взял микрофон в руку и в молчании застыл на мгновение, прежде чем объявить, что пришло время заканчивать конференцию. Какой-то свами принялся повторять заключительный слог мантры ОМ, который, как я знал, был божественной вибрацией, означавшей приведение нашего сознания в гармонию с Господом. Пунктуальность окончания конференции взбесила некоторых из тех, кто лишился шанса выступить. Даже когда звучало ОМ, слышался какой-то шум, поскольку некоторые йоги сцепились, чтобы заполучить микрофон в свои руки. Один из них овладел микрофоном и молол всяческий вздор с глазами пылавшими пламенем, словно какой-то политик.

00:13:48 Ошеломленная аудитория наблюдала сражение йогов на сцене. Неужели это были те самые люди, которым предназначалось нести мир, спокойствие и гармонию? Никто не знал, что сказать или предпринять в такой ситуации. Мы с Битху Вивеканандой только качали головами. Мои наивные ожидания были обмануты. Наконец Кристофер Хилс героически овладел микрофоном и выдернул шнур из розетки, затем он исчез со сцены. Конференция была закончена.

00:14:32 После программы в уединенном зале рядом с хаотически перемещавшейся публикой я натолкнулся на высокого худого человека с длинными белыми волосами, гладкой бородкой и одетого в шафрановые одежды, личностью, достойной всякого почитания. Он походил на древнего мудреца, сошедшего со страниц священных писаний.

Встреча со Свами Сат Чит Анандой

00:14:56 Свами Сат Чит Ананда приветствовал меня веселой улыбкой и чарующим взглядом. Как ученик известного гималайского святого Свами Шивананды, Свами Сат Чит Ананда распространял древнюю науку йоги на западе и у него были последователи по всему миру. Смысл его межконфессиональной работы заключался в его постоянном стремлении объединить людей различных вероисповеданий в соответствии с единством духа.

00:15:27 Во время своей первой встречи с папой римским Свами Сат Чит Ананда высоко оценил усилия папы в деле объединения христиан во всём мире, а затем быстро добавил: - А теперь почему бы вам не выступить с инициативой объединения всего мира? Во имя достижения гармонии в религии, должны объединяться не только христиане, но и все люди.

00:15:52 Появившись на легендарном вудстокском фестивале рок музыки он буквально за одну ночь снискал себе национальную славу, став известным, как вудстокский гуру. Промоутеры этого фестиваля просили его произнести вступительную речь в надежде, что своим обращением он создаст у всех соответствующее умиротворяющее умонастроение. Прилетев на вертолёте, он оказался лицом к лицу с сотнями тысяч хиппи и стал говорить с ними о том, как звук управляет вселенной, как Америка правит миром. Он убеждал американскую молодежь использовать звуки их музыки для создания умиротворения и радости. - Давайте не бороться за мир, – предложил он, - а прежде всего искать и находить этот мир в нас самих.

00:16:49 Во время всемирной конференции по йоге я внимательно наблюдал, как он сохранял своё собственное достоинство на протяжении всего недавнего хаоса, а теперь он мягким голосом говорил мне: - Сожалею, что вам пришлось стать свидетелем этой драки. Прошу вас понять одну вещь: каждый человек находится на своем собственном уровне прогресса. Мы не можем ожидать совершенства ни от кого, и даже от людей, занимающихся практикой. Когда мы осуждаем других за их ошибки, мы попадаемся в ловушку. Лучше верить в людей с хорошим характером и самим культивировать практику йоги.

00:17:32 Он располагал к себе своим спокойствием и уравновешенностью. И ещё меня тронула его манера речи: размеренная, внушительная. Он наставлял меня, что мы созданы для счастья, любви и света, но позабыли об этом, потому что сильно отождествили себя со своими телами и разумом. Изначально мы были прекрасны, но потеряли своё совершенство. Вот тогда мы и стали обусловленными. - Самая суть йоги и религии, – говорил он, - состоит в том, чтобы позволить нам соответствовать нашей забытой природе, которая есть дух.

00:18:14 Йога представляет собой процесс обработки. Он подчеркивал, что мы преодолеваем тенденциозную предрасположенность нашего разума к эгоцентрическим вопросам, дабы понять суть нашей природы. Существует только одна причина для всех наших беспокойств и треволнений – эгоизм. Процесс, которому он учил для достижения осознания сути человеческой природы, стал известен всему миру, как интегральная йога – синтез 6 дисциплин йоги.

00:18:49 Свами Сат Чит Ананда рассказывал о духовности в своей обычной манере, несколько приземленной, проницательной и зачастую юмористической. Поблагодарив его, я собирался отойти. Выпрямившись Свами произнес, изящно взмахивая худощавой рукой: - Будьте искренни и дисциплинированны в своей практике. Истинный йог – это тот, кто живёт по самым высоким стандартам человеческой культуры. Он прикрыл глаза, глубоко вздохнул и раскрыл ладонь в благословляющем жесте. - Ричард, вами пройден долгий путь. Да откроются вам сокровища вашего сердца.

Выступление Джидду Кришнамурти

00:19:50 В тот вечер мы с Битху Вевеканандой присутствовали на лекции, которую отдельно проводил всемирно известный автор и оратор Джидду Кришнамурти (Jiddu Krishnamurti). Мы вошли под большой навес или пандал, и сели на стулья во втором ряду. Пандал быстро заполнялся, и рядом с нами сел мужчина лет 60-ти. Его звали Делиб. - Хотите, я расскажу вам кое-что о жизни Джиду Кришнамурти, - спросил он нас. Это мой учитель. - С удовольствием, - ответили мы. Он скрестил ноги, откинувшись на спинку стула, и приступил к своему повествованию.

00:20:34 Он рассказал, что Кришнамурти родился в южной Индии в 1895-м году и, будучи ещё ребёнком, был обнаружен известным ясновидящим Чарльзом Летбитером (Charles Webster Leadbeater), а Энни Безент (Annie Besant), возглавлявшая теософическое общество, заявляла, что ребенок был транспортным средством того же самого всемирного учителя, который говорил с людьми через Христа. Энни Безент обучила мальчика в Англии и стала возить его по всему свету, где тысячи людей принимали его, как грядущего мессию и образовали вокруг него орден звезды.

00:21:15 Когда ему было 27 лет, он формально принял роль просветленного учителя, и вскоре ему уже поклонялись более 60 000 членов этого ордена. Делиб наклонился вперед. Но в 1929 году он отказался от своего положения учителя, распустил своё религиозное движение и ...

00:21:40 Внезапно все поднялись, приветствуя появление на сцене Джидду Кришнамурти. Это был уже пожилой человек 75 лет, невысокий и стройный, безупречно одетый в жакет, как у Неру и в свободные штаны. Его чисто выбритое лицо, изборожденное линиями морщин, и волосы почти все седые придавали его внешности академичность.

00:22:05 Мягкий взгляд его блестящих глаз вспыхнул энтузиазмом, когда он любезно обратился с приветствиями к собранию со своим специфическим британским акцентом. Однако довольно скоро он перешел на призывы к революции. Потрясая сжатыми кулаками, он объявил: «У вас в этой стране слишком много гуру. Они диктуют вам что делать, что думать, что практиковать. Они диктаторы.» Под тентом воцарилась тишина.

00:22:38 - Правда - это неисхоженная земля, но йога с её дыханием и асанами является ничем иным, как психоматической акробатикой. Ашрамы и монастыри – это концентрационные лагеря ума. Он сделал паузу и вдруг взглянул мне прямо в глаза. - И если у вас есть какая-то система медитации, то это уже более не медитация, а совершенно бесполезная вещь, которая не имеет никакого значения вообще.

00:23:15 Он рассказал историю о дьяволе, который прогуливался вместе со своим другом. Они увидали, как какой-то человек, шедший впереди них по дороге поднял некий блестящий предмет. Друг дьявола повернулся и спросил: - Что нашел этот человек? Дьявол ответил: - Он обнаружил правду! - Плохо дело для тебя, - сказал тогда друг. - Ничуть, - отвечал дьявол, - я как раз собирался помочь ему найти её! Чтобы усилить впечатление от этого рассказа Кришнамурти прикрыл глаза и замедлил темп речи.

00:23:55 - Мы должны совершить революцию в нас самих. Но как это может произойти, коль наша жизнь так поверхностна? Мы проводим в офисах целые годы, влачим мелкое, пустое существование. Он наклонился вперёд. - Человек не может достичь просветления ни через организацию или своё кредо, ни через догмы священника и ритуалы, ни посредством какого-либо философского знания или психологической техники. Он должен понимать, что содержится в его собственном уме, смотреть и наблюдать, а не заниматься умственным анализом или интроспективными размышлениями.

00:24:43 Меня даже передернуло от мысли, какое действие произведет подобный дискус на моего Битху Вивикананду. В конце концов он же был гуру для тысяч монахов в специально организованном монастыре, где их обучали медитации и исполнению ритуалов. Я повернулся к нему и прошептал: - Битху, он нападает на всё, чему ты посвятил свою жизнь. Как тебе это?

00:25:11 Битху изумленно раскрыл глаза и воскликнул: - Он всё верно говорит! Озадаченный я спросил: - Что же ты собираешься теперь делать, Битху? Он посерьёзнел и опечалился. - Мне нужно будет серьёзно подумать над этим.

00:25:33 В течении последующих нескольких дней мы с ним посетили ряд докладов Кришнамурти, где им была продемонстрирована удивительнейшая сила логики и суждений. Даже при том, что он был известен, как человек, умеющий ответить практически на любой вопрос и разбить любую аргументацию на личностном уровне, он был мягким добрым человеком с потрясающим чувством юмора.

00:25:59 Я задумался над его учением. В восточной литературе есть множество преданий о просвещенных святых, которые неукоснительно следовали своей религии или учениям определенного гуру. Как же я мог проигнорировать их всех на основе понятий только одного человека? Тем не менее, Кришнамурти произвел на меня очень сильное впечатление своими убеждениями, что в духовной жизни нет места поверхностному отношению к чему-либо.

00:26:33 Нам необходимо брать на себя личную ответственность. Если мы становимся чрезмерно привержены внешнему, к материальному, то это грозит нам тем, что мы можем забыть саму цель – необходимость в очищении сердца.

00:26:56 Однажды, сидя вместе с Битху под тенью дерева пипол, я спросил: знает ли он уже сейчас как поступит. Он пробежался пальцем по краешку своей кружки для подаяния. - Да, Ричард, знаю, - сказал он. Я возвращусь в свой монастырь в Таиланде. - Правда? – отреагировал я. А что же по поводу того, что сказал Кришнамурти? Задумавшись, он смотрел перед собой, а затем проговорил: - Я послушаюсь мистера Джиду Кришнамурти. На его губах заиграла озорная мальчишеская улыбка. - Сказать, каким образом? - Да, конечно же. - Я отвергну учение учителя, который учит нас отвергать всех учителей и учения, - шутливо ответил он со своим мягким тайским акцентом.

Письмо родителям

00:27:57 В тот день я чуть позже распростился с Битху и пешком побрел в Коннет Плэйс ( Connaught Place) к коммерческому центру города. Там я уселся под деревом ашока и написал своей семье в Америке следующее: «То, как влияет на меня Индия превыше слов и этим всё сказано. Я так люблю вас всем своим сердцем! Я молюсь, чтобы у вас всё было хорошо. Ричард. Нью-дели. Индия. Декабрь 1970 года».

Репродукция с изображением таинственного божества

00:28:57 Спроектированный британцами коннет плэйс располагался посреди огромного круга со всех сторон охватывающего просторный парк. Я исследовал одну из прилегающих аллей, когда моё внимание привлекла надпись, выполненная от руки, которая гласила: «Религиозное искусство СС Бриджабаси сыновья».

00:29:22 На тротуаре были сложены сотни листов напечатанной продукции размером 8 на 10. Я соблазнился и подошел поглядеть поближе. Эти репродукции каких-то изумительных изображений поразили меня своей очень необычайной и привлекательной красотой. Они походили на окна в мир цветов, тайн и волшебства. Мне захотелось, чтобы у меня была одна из таких картин, чтобы медитировать на неё. Заглянув в свою небольшую сумку я увидел что у меня едва ли наберется мелочи для покупки одного единственного изображения. Я сидел на тротуаре почти целый час, выискивая себе подходящую картину.

00:30:10 Среди картин была одна, изображавшая какую-то восьмирукую красавицу, державшую мечи, ножи и копья и едущей верхом на льве, затем другая, с восседающем на мыши фантастическом, несколько пухловатым человеком с головой слона. Разглядывая их, я увидел ещё на одной картине какую-то красивую личность с кожей синего цвета с четырьмя руками, украшенными изящными драгоценностями. Он возлежал на многоголовой змее. Следующим было изображение неподвижно застывшего йога, погруженного в медитацию. Вокруг его рук и ног обвивались змеи, на голове покоилась луна, а с волос проливалась вода.

00:30:58 Затем перед моим взором предстал героический мальчик, держащий в руках копьё и оседлавший павлина. Я наткнулся на картину с великолепной обезьяной в короне, глаза которой лучились преданностью. Улыбаясь, обезьяна летела по небу, без малейшего усилия удерживая в руке гору. Я зарывался всё глубже в стопку репродукций, покуда не обнаружил какого-то человека с дюжинной голов, каждая из которых не была похожа на другую и со множеством рук. Отвратительные ужасные люди летели к нему в пылающие разверзнутые рты, и он заглатывал и пожирал их.

00:31:42 Само искусство, как таковое, не поддавалось никакому описанию. Изображенные фигуры были просто немыслимыми. Откуда всё это? Из каких сказок или мифологий? Я не знал. Но я чувствовал каким вдохновляющим было это искусство. Я ума не мог приложить, как тут можно было выбрать только одну картину.

00:32:07 Внезапно из горы репродукций возникла какая-то личность привлекшая меня как никакие другие до этого. С лицом голубоватого цвета и павлиньим пером, воткнутым в его корону, он стоял на берегу реки, изящно изогнувшись, и играл на флейте. Позади него была изображена белая корова, любовно глядящая на него. Полная луна заливала очаровательный лес светом жемчужного сияния. Неожиданные слезы набежали мне на глаза, неизвестная личность с картины, казалось, проникает мне в самую душу. Что это происходит со мной? Я чувствовал, что он зовет меня. Но как? Это была только картинка изображавшая какую-то нереальную личность, которую я даже не знал. Его имя было написано внизу буквами из какого-то древнего алфавита, прочитать который я не мог.

00:33:11 Я отдал продавцу все деньги, какие только у меня были, но этого оказалось не достаточно. Однако продавец улыбнулся, и всё же отдал мне эту репродукцию, картину, с которой я не буду расставаться всё время до самого окончания своего путешествия. Кто же был изображен на этой картине? В течении долгого времени это оставалось для меня тайной.

транскрибирование: Анна Колесниченко | Донецк | Украина | 02 May 2014
обработка текста: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 18 October 2016