Отречение

Аюрведа радио - 30 January 2008
запись эфира для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 3
длительность: 00:50:09 | качество: mp3 24kB/s 8 Mb | прослушано: 1480 | скачано: 2404 | избрано: 62
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 [Ведущая]Аюрведа радио – в объятиях прекрасного. Рада приветствовать вас на волнах Аюрведа радио, итак давайте начнем сегодня наш прямой эфир. С нами сегодня Олег Геннадьевич Торсунов и мы продолжаем развитие разума. 18 лекция. Лекция 18. Олег Геннадьевич здравствуйте!
[Торсунов О.Г.]Добрый вечер. Продолжаем нашу беседу. Сегодня мы будем говорить, о том что, об отречении, то есть это одно из качеств, которые развивают разум и считаются – это фактически – это главные качества, необходимые для того чтобы человеку утвердиться в себе как личности и встать на чисто духовный путь. Ну то есть, надо, наша цель заключается в том чтобы разобраться в том что это за качества, за черта характера, и как она, правильно развивается, как её можно применить в своей жизни, если ты даже будучи не отречённым человеком, как это работает? И кто такой отречённый человек тоже мы будем говорить, чтобы разобраться в этом вопросе.

00:01:11 Единственное, что хочется связать с прошлой лекцией, что самодисциплина, целеустремлённость развивает самодисциплину, как мы говорили, а самодисциплина приводит к отречению. То есть отречение – это не означает, что человека отшибает от чего-то и он как бы становится таким, туповатым, как некоторые думают, отречённый человек – значит у него не все дома, то есть, отречение – это не означает, что человек теряет вкус к счастью, вкус к жизни, теряет смысл жизни, и так далее, поэтому он отрекается. Отречённый человек – это тот человек, который обретает что-то, а не теряет, то есть отречённый человек, это человек который приобретает вкус возвышенного счастья, которого очень редко удаётся достичь обычным людям. Разум такого человека, связан с очень высокой целью. И так как цель высока, поэтому и энергия счастья исходит от него очень сильная, то есть, точнее духовная, и поэтому соответственно, духовная цель даёт очень огромную силу в нашу психику, в наш разум, питает нас огромной силой, и человек фактически способен жить самостоятельной и независимой жизнью.

00:02:29 То есть, если разобраться, вообще в том как мы живем, то мы можем увидеть, что мы в своей жизни зависимы очень от многих, людей, вещей, например, женщина зависит от мужа, если она, допустим, живёт одна чувствует себя очень тяжело, дискомфортно, начинают развиваться какие-то психические отклонения, потом физические болезни начинают развиваться , например, я недавно консультировал одну женщину, которая в принципе, так особо не хотела просто замуж. Ну ей казалось что это опасно, там страшно, а вдруг не тот человек попадётся и она в таком состоянии долго жила, в конце концов у неё начались развиваться различные заболевания женские, такие серьёзные, которые указывают всего лишь на то что она вымучилась, то есть вовремя не приняла то положение в обществе, которое ей диктует судьба. То есть она не вышла замуж вовремя, не начала рожать детей.

00:03:28 Точно так же женщина зависит от того, есть у неё дети или нет? То есть без детей она уже несчастна. То есть, если дети есть, муж есть, значит нужны друзья там, нужна хорошая обстановка в квартире. Так человек постоянно от чего-то зависит, то есть он не может быть счастливым потому что на него давит какая-то сила изнутри и говорит: «Тебе нужно теперь вот это для полного счастья, тебе нужно теперь вот это для полного счастья», а теперь вот это. И так, это состояние сознания называется – обусловленность. То есть мы очень обусловлены часто бываем в жизни и причина тому – это то что у нас нет возвышенной цели, которая бы нас грела и давала бы нам в жизни счастье. Женщины очень сильно привязаны к обстановке, к жилью, к комфорту, мужчина очень сильно привязан к положению в обществе, вот к деньгам, то есть к количеству денег, которые он получает. Тому насколько семья будет иметь хорошее положение в обществе, достаток там и так далее. И люди, они очень сильно страдают, если они не достигают своих целей.

00:04:35 Однако согласно Ведическому знанию, если человек ставит перед собой именно такие цели: достаток, комфорт, там всё прочее. То он погружается в пелену неисчерпаемых страданий. То есть – это и есть Самсара. Самсара переводится с Санскрита – как цыкл. То есть человек, который зациклен на своей, на своей, как бы, на своих проблемах, на том что ему в жизни нужно, и он не смог оторваться от этой идеи, не смог посвятить свою жизнь, кому-то другому, ну вот другим людям, Богу, то в этом случае он несмоненно сталкивается с трудностями материального существования, с трудностями жизни, становится просто абсолютно скован, психически, физически. То есть он не может ни нормально общаться с близкими людьми, ни нормально жить.

00:05:30 То есть он, его погружает вот эта вот тоска, скорбь, раздражительность, напряженность и так далее. И это приносит нескончаемый источник страданий. Нескончаемые страдания. С другой стороны, человек, который нашёл какую-то высшую цель, он может жить в точно таких же условиях, а может быть даже и хуже, и жизнь его, всё равно будет прекрасна. То есть он будет испытывать счастье в своей жизни, постоянно, у него будут очень глубокие, тёплые отношения с людьми и так далее. То есть в результате, такого подхода к жизни человек реально ощущает такое очень глубокое удовлетворение, и не надо думать, что такой человек, который испытывает удовлетворение в своей жизни, ему как-то по особому скроен так, ему повезло что он не обращает на всё внимание, некоторые люди, это как-то искусственно воспринимают. Говорят: «Вот у тебя такие потребности в жизни, а у меня вот такие потребности, и без них я не могу быть счастливым».

00:06:29 То есть люди этот вопрос рассматривают с позиции разности темпераментов, разности стилей жизни там и так далее, на самом деле разница только одна: насколько человек привязан к возвышенному и насколько он привязан к низменному. Потому что я, например, знаю среди своих пациентов таких людей, которые имеют столько в жизни, что мало вот не покажется, очень много в жизни. Например, одна женщина, у меня есть пациентка, которая является матерью, ну очень известного человека в России. Я не хочу просто называть имена, ну очень известного. И она самый несчастный человек с которым мне только приходилось общаться. То есть, её дочь купается в славе там, в почёте, в уважении, а она, ну она вышла хорошо замуж, в принципе всё то есть, а она постоянно всем недовольна, ей так плохо, потому что, ну как бы она чего-то не дополучает, может внимания, заботы там и так как возможностей много, а вся эта жизнь проходит мимо неё она испытывает жуткие страдания от этого всего, хотя она нельзя сказать, что она бедный человек, она имеет достаточно много денег в жизни и всё, но она постоянно в беспокойстве находится, постоянно в тревоге и так далее. То есть другими словами, вот уже человек достиг всего что, ну дочь там одна из самых популярных людей там в России, допустим.

00:08:04 Очень популярный человек, звезда можно сказать. Ну так и есть. Вот и мама испытывает страдания. Почему так происходит? Потому что, счастье не зависит от того сколько у нас денег, их может быть много или мало, счастье зависит от того для чего мы живём? Если цель возвышенна, благородна, то с нами связываются высшие силы. И полубоги дают своё благословение, и Господь сам дает своё благословение, в результате, человек начинает купаться в нектаре, который исходит изнутри. Он не снаружи исходит, он изнутри исходит сам по себе. Человеку просто становится хорошо. И даже если они не обустроены как-то всё в жизни, он всё равно испытывает счастье, постоянно испытывает счастье. И очень мало, редко когда испытывает страдания, иногда. И это связано не с тем, что ему повезло, там, что он цель какую-то возвышенную нашёл. На самом деле следует знать, что если бы он привлёкся к материальным радостям, точно так же с такой же силой, как все остальные люди, он бы точно так же испытывал такие же страдания как все остальные люди.

00:09:14 И что такое отречение? Отречение – это как раз вот способность разума отречься, не привлекаться ничем материальным, держаться от этого всего подальше. Ну допустим, большинство людей из нас, кто слушает Аюрведа радио, не находятся, я думаю что в гунне невежества. Им знакома та ситуация, что допустим, если человек очень пьян, или допустим он, под наркотическим трансом, то ну слушатели которые вот понимают меня, они будут держаться подальше от этого человека. Ну зачем с ним лишний раз общаться? ТО есть подальше, мы можем желать ему счастья, но слишком вот тесно жить с таким человеком рядом не хочется. И причина тому, заключается в том что его жизнь, она принципиально отличается от нашей. То есть мы ему говорим, таким людям: «Я люблю тебя, я к тебе хорошо отношусь, но у нас принципиально разная жизнь, мы не можем вместе с тобой там дела делать какие-то, мы не можем вместе с тобой, там каждый день за столом сидеть, вот, у тебя своя жизнь, у меня своя жизнь, почему? Потому что ты имеешь другое представление о счастье».

00:10:28 И даже люди в одной квартире живут: муж и жена, допустим. Кто-то из них в невежестве находится. Надо выполнять перед ним свои обязанности всё, ну и держаться чуть-чуть на расстоянии. Потому что разные вкусы представления о счастье. Точно так же благостный человек, он держится на расстоянии от всего, что связано со страстью. Допустим люди бегут за деньгами, их начинает трясти от этих денег. [Их постоянно вводит в стол], что им нужно деньги, деньги, деньги, а благостный человек, держится подальше от таких людей. Он знает, что излишнее общение не принесёт никакого счастья, потому что как только с ними начинаешь общаться, весь разговор, заходит только об одном, да? Что не хватает денег. Вот.

00:11:16 Я помню в советские времена. У людей – это была главная тема, что всего не хватает. Но вот лично я помню, у нас дома было всё, что нужно для жизни: холодильник трещал от продуктов, хотя всё по талонам было, вот нам, мы нормально одевались, хотя все всё время говорили что нет одежды, у нас, если надо было куда-то съездить, мы ездили, я даже помню съездил там, с родителями ездили и Питер, допустим на 10 дней ездили, там ходили по всем этим различным дворцам, просто отдыхали. Ну отдых, в отпуск мы поехали, хотя всё стоило очень, ну то есть – зарплаты были маленькие, всё стоило очень дёшево и в принципе всё было нормальною. И меня всё время удивляло, почему люди так сильно плачут, что у них нет денег, ведь нормально же все, более ли менее нормально живут, ведь никто не голодал, все нормально кушали, то есть какие проблемы? То есть голода не было, холода не было, у всех было всё необходимое для жизни, я думаю, что у большинства людей сейчас то же самое. Ну есть конечно расслоение общества сильнее стало, раньше все примерно одинаково жили. Особенно безработицы не было в стране, все имели работу и все имели пенсию там, ну жили нормально все в среднем.

00:12:44 Вот сейчас конечно есть действительно нищие люди, но кстати, они то меньше всего и стонут. Вот я наблюдаю, у нас тут есть две, вот в центре Москвы, я наблюдаю, есть такие толстые-толстые бабушки, на них много одежд, они ходят зимой, они спят там на лавках, такие порядочные, то есть не пьяные. Они с собой носят много кульков, они кульками себя окружают там, кто-то им то дал, кто-то сё, и там они сидят на лавочке беседуют, такие, то ли они родственники, то ли подружки, беседуют там, кушают чёто. Я вот никогда не видел чтобы они плакали. Они улыбаются, сидят спокойно беседуют друг с другом, и они какие-то счастливые, хотя у них не то что вообще, они нищие люди, у них даже нет, негде поспать, они на улице спят просто, и нормально себя чувствуют. Это же не значит, что всем так надо жить. Но вот идея сама, зависит ли ощущение счастья или страдание, зависит ли оно от достатка? Это очень вопрос такой, скользкий, как мне кажется и поэтому следует вот это вот понять, что самое то главное в нашей жизни – это на что мы нацелены? Какую цель мы перед собою ставим, какую идею в своей судьбе?

00:14:00 У меня сегодня на приёме было два молодых человека: муж и жена. И они мне рассказывали, как рушится их бизнес, там отношения всё. И мы когда с ним побеседовали, оказалось, что если ты не ставишь сильно высокую цель в своей жизни, то даже если у тебя есть деньги, невозможно нормальный бизнес построить, потому что есть только два способа нормально держаться друг за друга людям. Первый способ – это есть какая-то цель, какая-то высокая. И люди объединяются как веточки на ёлке вокруг этой цели, и вместе живут из-за этих идеи, цели, как бы терпят трудности. Второй вариант – это люди дружат сильно, они друзья, тогда в этом случае тоже как бы будучи друзьями они объединяются друг с другом и живут вместе. Я вот теперь подумал, а как друзья вообще могут бизнесом вместе заниматься? Это же очень сложно. Деньги постоянно портят отношения. Дружба такая тёплая не всегда является тем фактором, который может сохранить людей, если есть бизнес.

00:15:02 Там серьезные денежные отношения, могут быть конфликты какие-то. Поэтому дружба может разрушиться, но если нет ни дружбы ни цели единой, как люди могут вместе работать и долгое время быть партнёрами в бизнесе? А одному бизнес очень трудно сделать. Поэтому вот я поговорил с этим молодым человеком, он говорит: «А я не знаю чё делать? То есть я начинаю работать, и через какое-то время – доверие таит-таит-таит с человеком и отношения рушатся, и бизнес рушится поэтому, то есть просто расходимся и всё и опять надо что-то делать заново, и так уже много раз у меня было» - говорит – «Я не могу бизнес свой раскрутить, хотя есть опыт, есть понимание вещей, и хорошие специалисты, и бизнес, возможности хорошие, но бизнес не идёт, потому что очень трудно удержаться вместе, очень трудно». И причина тому – цели то не те. Цель – деньги, а деньги оскверняют людей. Даже близкие люди, муж и жена. У них допустим, они нормальные хорошие люди, но если у них, деньги закрались в их жизнь, как главная цель, представляете какая скорбь в этой семье, какое страдание постоянное, какие-то недовольства, какие-то проблемы, этот хочет то, тот хочет сё, и они постоянно мучают друг друга, издеваются друг над другом, страдают. То есть в этом заключается проблема.

00:16:21 Но, если человек понял эту истину и принял её как факт своей судьбы, тогда в этом случае, он считается серьезным человеком потому что у него достаточно высокий уровень разума, и такой человек несомненно принесёт всем счастья окружающим людям, и несомненно он сам будет счастлив тоже, поэтому, очень важно понять что такое отречение? Давайте сейчас поговорим о стадиях отречения, когда человек. Отречение означает, что человек способен оторвать чувства от объектов, то есть от объектов каких-то материальных и на первой стадии человек пытается сдерживать свои чувства. Он просто учится это делать, у него ещё высшей цели, которая бы отдёрнула чувства его каких-то материальных объектов, ну не хватает такой силы внутренней. Но он хочет, он уже понял, что ему не надо привязываться ни к каким материальным вещам. Он пытается, допустим ему говорят, о деньгах, он пытается не думать об этом. Ему говорят о том что, давай покушаем, допустим, вечером, вкусно всё. Он думает: «Нет, я хочу быть здоровым». Допустим, ему надо рано вставать, он пытается встать, ну хотя ум говорит: «Надо спать», то есть он говорит: «Нет, будем вставать».

00:17:43 То есть такой человек имеет силу как-то сдерживаться. На второй стадии ему становится гораздо легче сдерживаться, потому что человек уже имеет более высокий вкус к жизни и у него уже есть привычки положительные. То есть он уже может по привычке встать с постели, просто по привычке правильно питаться, просто по привычке не думать сильно о деньгах, просто по привычке не думать о сексе слишком много и так далее, то есть у него уже есть какая-то внутренняя сила, потому что каждый день он занимается самосовершенствованием. Эти ежедневные занятия они рождают стойкость такую, ум становится очень стойким, разум становится стойким, и вернее ум становится очень послушным, разум становится очень стойким. Но и тем не менее на тонком плане, даже на этой стадии, если человек, допустим, был привязан к кофе, у него всё равно периодически на тонком плане всплывает идея: «А не выпить ли чашечку кофе». И человек при этом не слушает свои чувства, хотя чувства всё равно продолжают действовать в этом направлении.

00:19:00 Вот. На третьей стадии происходит интересный феномен: человек как бы побеждает себя и у него же даже желание кофе пить не возникает, у него возникает негативная привязанность к кофе, то есть такой хитрый трюк. Ну допустим, человек бросил курить: на первом этапе он сражается, сдерживается, иногда срывается, на втором этапе, он уже не курит, но думает о сигарете и на третьем этапе – он побеждает сигарету в своём уме и начинает её ненавидеть. Если кто-то рядом курить начинает, его это просто в бешенство приводит, он говорит: «Как ты при мне куришь, я же бросил, там и далее», начинает ругаться. И то же самое, допустим, человек в монастырь ушёл, но высшего вкуса, какого-то у него нет. В результате, что происходит с ним?

00:19:55 На первом этапе он хочет, ему хочется к женщине, допустим, к женщинам. Найти себе жену. На втором этапе, он способен уже сдерживаться уже в уме картинки какие-то возникают. А на третьем этапе он уже начинает ненавидеть женщин. Он не любит, в плане, что они мучают его, и он старается от них держаться подальше, бегает от них. Таких монахов можно увидеть иногда, ведь женщина бежит куда-нибудь. Вот, а, это значит, что к ним остаётся интерес, потому что негативная реакция – это признак, того что есть интерес, есть реакция. И на четвёртой стадии отречения – человек утрачивает всякий интерес, но само представление об объекте остаётся. Ну так например, у монахов остаётся представлениях, что женщина может, к женщинам может тянуть. То есть, он понимает что это такое, это тяга у него и есть идея, но у него нет никакой тяги самой, то есть он не испытывает этого чувства. Или допустим, на 4 стадии человек чувствует, что да, знает, да что деньги иногда людей возбуждают так сильно, что их ум не может от этого отвлечься, или у женщины комфорт, их сильно возбуждает их психику. Они не могут от этой идеи отвлечься, что у нас не комфортная обстановка дома. Но тем не менее, он хоть и знает об этом, но его это не беспокоит.

00:21:25 Допустим женщина, находится в таком отречении: она спокойно может без комфорта жить на этом уровне, и счастлива при этом удовлетворена. Точно так же мужчина, допустим, без положения в обществе может жить, и счастлив, и удовлетворён, при этом. Это уже 4 уровень – самый важный, то есть, есть конечно и другие уровни отречения, когда человек вообще перестаёт даже воспринимать этот объект, как привлекательный. И вообще даже он забывает про него и ему это не интересно. Ну это очень высокий уровень сознания и сейчас нет смысла об этом говорить.

00:22:07 А, теперь вопрос заключается в том: а вообще, является ли исполнение, отказ от исполнения своего долга допустим, перед детьми, перед женой, перед обществом, отречением или это трусость – бегство от жизни. Это очень важный вопрос, потому что, некоторые мудрецы считают, что надо отказаться от семьи, уйти в лес, а другие говорят, что такой отказ, он приводит человека к деградации. То есть мнения расходятся, и здесь очень важно понять, кто прав, а кто не прав? Веды говорят, что если последствия в исполнения долга очень плохие, но, то можно отказать от исполнения этого долга, но – это очень важно понять, что такое решение человек не должен принимать самостоятельно.

00:23:08 Ну, например, жена живёт с мужем и у неё очень большие проблемы: муж, допустим, алкоголик хронический и никаких перспектив жить с ним нет, то есть реально он просто уничтожает жизнь такой женщины. И хоть нет никакого смысла жить с этим человеком. Вопрос заключается в том: как поступить дальше? Или просто развестись, разойтись с ним? Или, допустим, пожить отдельно какое-то время и попытаться исправить ситуацию, и так далее. То есть, есть разные пути, конечно, просто разойтись по время разводясь – это самый гуманный спокойный такой путь, который приводит к полному пониманию ситуации и тому как дальше жить, действовать. Но если человек, купит всё, так давая близкому человеку шанс исправить ситуацию, исправиться, то вот такой тип отречения, ну чаще всего является ложным отречением, тем отречением, которое, чаще всего, приводит человека потом к тяжёлой судьбе, тяжёлой карме.

00:24:15 Потому что когда человек рубит счастье другого человека, с мясом фактически вырывает себя из его жизни, то в этом случае он на себя накликает беду, то есть он как бы, он в следующей семейной своей жизни может получить тот же самый результат. Что от него могут точно так же уйти, или у него проблемы с детьми потом возникают в отношениях и так далее. То есть такие вещи происходят не случайно, то есть, если мы стаём на путь насилия, значит насилие, оно находится и живёт дальше, рядом с нами, поэтому не рекомендуется жестоко бросать своих близких, даже если они в 1000 раз достойны и заслуживают этого. Надо всё равно это, ну как бы решать как бы вопрос, очень мягко, тактично отстраняться от близкого человека. Стараться с ним общаться до тех пор, пока ситуация полностью как бы не выяснится, и не станет понятно, что все вроде бы согласны и Бог доволен тем что происходит.

00:25:20 Что касается выполнения долга перед детьми, то здесь вообще вопрос этот не стоит именно так. Потому что, если ребёнок в нормальном состоянии физическом, психическом, то в принципе, отказ от выполнения долга перед ними является фактически преступлением. Потому что в чём он перед тобой виноват, в чём проблема? Ты не хочешь, допустим, видеть своего сына, или допустим свою дочь. То есть отец допустим часто ситуация бывает, так что отец расходится с женой и при этом дети остаются без денег, без помощи отца. Ну понятно что, ты разошёлся допустим с женой, но с детьми то ты не расходился? Ты же не можешь с ними разойтись потому что они твои дети на всю жизнь. И ты перед Богом дал обет когда ты их рожал, и поэтому, и воспитывать начинал тоже с таким чувством, что это твой ребёнок. Ребёнок не может стать чужим. Допустим жена может стать чужой, то есть она была твоя жена, потом она стала, кого-то другого жена, но ребёнок то на всю жизнь твой остаётся, поэтому и долг перед ним не пропадает. Бывает, конечно, такие случаи очень редкие.

00:26:42 Вот допустим, у меня недавно лечилась одна пациентка, у неё ребенок, настолько буйно как бы такой – ну больно психически он буйный. То есть он измотал ей всю жизнь, то есть она не может, ни сама жить нормально, ни замуж выйти, ничего, то есть он просто убивает всё её существование, он бьёт постоянно, всех вокруг лупит, то есть очень маленький ребёнок, такой, но уже очень сильно агрессивно себя ведёт в среде окружающей и её старшие наставники посоветовали ей, чтобы сдать его в детдом. Потому что когда рушатся две жизни, надо из них хотя бы одну сохранить, то есть ясно что она должна сохранить свою жизнь, для будущих детей там, для будущего своего развития и так далее. Потому что у неё начала рушиться духовная жизнь, и так далее. Я сейчас не в курсе, как она поступила в этой ситуации, но то есть вероятность такого поступка возможна. И это является правильным я считаю, потому что человек должен позаботиться хотя бы о своей судьбе, если он не может помочь судьбе близкого человека никак, что с ним, что без него разницы нет, всё равно плохо.

00:27:57 Так же бывает, что человек отказывается от выполнения своих обязанностей, когда обязанности вступают в противоречия с религиозными принципами. Ну например, муж попросил жену сделать аборт, надо ли жене делать аборт, вот в чём вопрос заключается, он требует. Муж требует, чтобы она делала аборт. Надо делать аборт или нет? Как вы думаете Наташ?
[Ведущая]Муж – глава семьи.
[Торсунов О.Г.]Муж – глава семьи, но ещё кто бывает главнее в семье находятся, чем муж?
[Ведущая]Я не знаю, как поступила бы в этой ситуации.
[Торсунов О.Г.]Нет, я просто спрашиваю вас, кто главнее в семье?
[Ведущая]Ну, - Господь.
[Торсунов О.Г.]Вот именно. То есть и у женщины есть выбор: она имеет полное право отказаться слушаться своего мужа. Даже, допустим в этой ситуации, потому что он требует от неё убить ребёнка в её утробе. Поэтому она в этой ситуации ему может сказать, что я не буду прерывать беременность. И в этом случае, он может сказать: «Тогда я тебя брошу», допустим, но она, допустим, скажет: «Ну смотри сам, решай для себя сам, как ты считаешь для себя нужным».

00:29:13 И допустим – если он её бросает, то в этом случае, она не получает плохую судьбу, Бог позаботится о ней, потому что она защитила Дхарму. Дхарма дальше будет защищать её. То есть она религиозные принципы защитила, ребёнок было нормальным, должен был вырасти здровым, какой смысл его убивать? Нет никакого смысла, бывают такие случаи, когда ребёнок уродом должен родиться и она уже знает заранее и муж берёт на себя ответственность – он говорит: «Будем делать аборт, потому что ты не сможешь жить с таким ребёнком, твоя судьба будет уничтожена». И она говорит: «Я не хочу», он говорит: «нет, надо сделать». И она, допустим, делает и это не является нарушением принципов, то есть муж взял на себя ответственность, он как бы решил, что зачем мучить ребёнка, жену, пускай так вот всё произойдёт. Вот и в данном случае, её развод не принесёт никому благо, в такой ситуации. Если ребёнок должен родиться здоровым, то почему она должна слушать его в этой ситуации?

00:30:21 Мы же не знаем примеров таких? Что вот, допустим, ребёнок уже родился, начал расти, и он говорит: «Убей своего ребёнка», что она будет его убивать? Нет. А что она сделает, если он будет требовать? Или я или ребёнок, что она сделает?
[Ведущая]Разойдётся с мужем.
[Торсунов О.Г.]Конечно, вот та же самая ситуация вот здесь, просто разница заключается в том что, ну как бы в первом случае, когда она делает аборт, она ещё не видела кого убивает? То есть она в слепую убивает, а во втором случае, она уже знает, кого она убивает, вот и вся разница, то есть а больше, то никакой разницы и нет, поэтому соответственно, ну эта ситуация вот так решается.

00:31:06 Есть ещё один случай, когда человек отказывается от выполнения своих обязанностей, но этот случай встречается в нашей жизни чрезвычайно редко, и мало кто может себя назвать достойным этого случая. То есть когда человек, полностью посвятил всю свою жизнь – служению Богу, он является вот полностью до мозга костей преданным Господу, такой человек имеет право полностью отказаться от своих материальных обязанностей и уйти в монастырь. Но такие случаи бывают чрезвычайно редко. Если взять допустим, 100 человек, которые хотят уйти в монастырь или которые ушли в монастырь, из может быть, 2,3,4,5 ушли именно таким образом. Все остальные ушли только потому что им очень тяжело жить, ну по каким-то, по какой-то причине, им в миру стало жить невыносимо. И из-за этого, из-за того что им там тяжело, они решили отречься от мира и жить вот в монастыре, там проще жить, но 5 из ста, - 4-5 из ста, они уходят, из-за сильной любви к Богу, потому что они чувствуют, что им некогда заниматься материальными мирскими делами потому что их влечёт духовная жизнь.

00:32:20 Вот таким образом, три случая, которые мы обсудили, что можно отказаться от выполнения своих материальных обязанностей. Если последствия исполнения своих обязанностей плохие, то есть, когда мы говорили о том что последствия могут быть плохими, когда допустим ты, у тебя требуют сделать что-то не то. Ну то есть последствия плохие, тебя требуют сделать аборт, но ты должна слушаться мужа, но в этом случае она не слушается.

00:33:02 Дальше, когда долг вступает в противоречия с религиозными принципами, мы тоже в принципе привели тот же самый пример. Третий случай, когда человек полностью посвятил себя служению Богу. Он может отречься от выполнения своих обязанностей. Отречение бывает в 3 гунах. Само отречение под влиянием иллюзии, считается отречением в невежестве. Человек, который отрекается в иллюзии ведёт себя определённым образом. Он например, просто смело бросает семью, жену, и допустим уходит заниматься духовной практикой. Это самоотречение в иллюзии. Ко мне подошла как-то одна пациентка. Рассказала свою судьбу. Она занялась духовной практикой, и она жила с мужчиной, у неё был ребёнок, которого она очень любила, и муж её очень любил, была очень хорошая семья. Но она занялась духовной практикой, в результате этого, она вошла в период, в этап фанатизма. То есть первый период развития человека в духовной жизни – фанатизм. И она вошла в этот этап и решила, поставила ультиматум своему мужу: «Или ты тоже занимаешься духовной практикой или я от тебя ухожу».

00:34:24 Она бросила мужа, пыталась забрать с собой ребёнка, но ребёнка ей не дали, так получилось, что она уехала без ребёнка. Она уехала в какую-то общину, и там в этой общине она, ну поживя немного встретила себе такого же единомышленника, и вроде бы всё должно было быть хорошо. У них родился ребёнок после этого, и они имея трудности уже жить там вместе с ребёнком, уехали туда где её муж, ну жил – в этот город. И в этом городе, так же у этого мужчины, который тоже так же фанатично ушёл из семьи, осталась бывшая жена с двумя детьми. И как-то сильно его потянуло туда назад, что он под предлогом работы совместной, начал встречаться с этой женой, и в конце концов перешёл к ней жить постепенно. И эту женщину с ребёнком бросил. И она осталась полностью без заботы, а тот мужчина предыдущий, он уже к этому времени женился второй раз. И возвращаться, то есть возвращать назад уже особо ничего не хотел. В результате эта женщина осталась абсолютно несчастная, то есть она имела, одного ребёнка, которого от неё оторвали, второго ребёнка, который видел, что от неё отец просто взял и ушёл от неё, из их семьи.

00:35:56 И она ко мне пришла с фотографией мужчины, который на много хуже был чем первый и так же хуже, чем второй, ну как личность, но так как эта женщина была, в такой глубокой панике, депрессии, она не знала как ей дальше жить? Она готова была выйти замуж за любого, кто согласится это ей предложить. То есть представьте, себе что было сначала. Сначала было то что она жила с великолепным мужем, хорошим человеком, который её очень любил. Её хотел вернуть, он даже в эту общину ездил, пытался её как-то вернуть назад к себе, до тех пор пока она не связалась с другим мужчиной. Но ничего не помогло, она бросила всё под предлогом духовной практики, но результат её жизни оказался ужасным, так? И она забросила, в конце концов и духовную практику и всё. То есть, поэтому вот так как результат ужасный, можно сделать вывод, что такое отречение не является правильным, оно приводит людей к страданиям. Когда человек для выполнения духовной практики, отказывается от выполнения своих обязанностей перед мужем, перед женой, в 99% случаев, такой отказ является губительным для его судьбы, то есть он несомненно за это потом очень сильно будет расплачиваться и очень сильно пострадает. Это отречение считается отречением в гунне невежества.

00:37:22 Теперь следующее отречение – это отречение в страсти, когда человек отказывается выполнять свой долг, из-за того что это причиняет ему слишком много беспокойств. Ну например, мужчина перестаёт работать, он дома сидит в семье, работает жена приносит деньги, но он говорит: «Я просто не могу себе найти работу, когда работать начинаю, мне очень трудно я испытываю очень большие трудности, страдания, беспокойства». И он сидит дома, а жена работает за него, ещё потом приходит, дома готовит, кормит, и он как трутень живёт. То есть такое поведение – является отречением в страсти, которое приводит к тому, что у человека рушатся его, его рушатся его природные качества. Вот допустим, мужчина становится очень женственным, женщина которая отказывается от выполнения своих обязанностей семейных, то есть она не хочет готовить, не хочет заботиться о детях, она тоже входит в такое состояние, она как личность становится атрофированной.

00:38:22 То есть она, допустим, вместо этого говорит мужу: «Я буду работать, ходить на работу, а о детях, пускай заботится кто-то другой». И допустим дети сами себе предназначены, муж не понятно чем занимается, там работает, допустим, она тоже работает. И она вот, как характер её каким становится? Она грубеет, черствеет, ей очень трудно любить мужа, любить детей, ну то есть она становится таким сухарём. И то есть, если она пошла на работу с целью как бы убежать от обязанностей в семье, то есть она её женственность от этого полностью уничтожается. С другой стороны, женщина допустим может ходить на работу как хобби, ей это нравится, она и в семье всё успевает, и на работе, она развивается как личность в результате то есть – это не является проблемой.

00:39:10 Бывают такие случаи, когда выполнение обязанностей доставляют какие-то неудобства в жизни, но допустим ты должен жить с женой, но жить негде и надо жить с родителями, ну это такая трудность, неудобство такое сильное. Хочется жить одному, а допустим один ты можешь где-то жить, там снимать квартиру, а с женой ты уже не можешь, потому что там есть какие-то сложности. И человек разводится со своей женой, оставляя её с детьми. Причина: негде жить, доставляет неудобства. [неразборчиво] знает таких много случаев, это не то что я придумал, вот. Таким образом – такая ситуация тоже бывает, - это отречение в страсти, а что тогда такое – отречение в благости? Когда человек выполняет предписанные ему обязанности, просто потому что ему надо их выполнять, тогда вопрос: от чего он отрекается? Он отрекается от чувственного наслаждения, ну например, женщина хотела бы отдохнуть, допустим.

00:40:14 Но ей надо заботиться вот сейчас, допустим, учить уроки с ребёнком. Она отрекается от отдыха и учит уроки, или мужу допустим, хочется в отпуск поехать, но надо выполнять обязанности перед семьёй, там что-то и он это делает. Допустим, человек приходит с работы, ему хочется отдыхать, но он знает, что его главной обязанностью в жизни является духовная практика и поэтому он вместе с женой идёт в храм после работы, и там проводит какое-то время, то есть человек отвлекается от ненужного для нужного, например, он знает что ему лучше не наедаться на ночь, хотя ему хочется- он не ест – это отречение в благости. Дальше, человек, находясь в благости, отрекаясь в благости, он постепенно, всё больше и больше отрекается от ненужных материальных привязанностей в своей жизни, например, он понимает что театр, допустим для него, это уже низкий уровень очень, там в основном какие-то страсти разыгрывают, говорят все об необходимости денег, там славы, почёта и вокруг этого всё крутится.

00:41:20 Он думает: «Зачем мне ходить в этот театр, я пойду лучше в храм, там побуду, там говорят о Боге». Или, допустим ночной Ленинград, ночные рестораны какие-то в кабаре ходить там, но он понял что это место, не предназначено для людей, которые стремятся к чему-то высшему, и он поэтому отменяет это всё и перестаёт туда ходить. Таким образом ненужные связи с материальным миром постепенно разрывает, он оставляет нужные связи, а всё не нужное он убирает из своей жизни. И самое главное пожалуй, отречённость, которая самая практичная для нас и самая важная, которая действительно всех нас приведёт к успеху – это отречение в благости называется.

00:42:07 Освобождение от привязанностей к плодам своего труда. Человек, который трудится, просто с любовью радуясь жизни, не думая ни о чём. То несомненно такой человек является воистину правильным отречённым и такой человек, именно такое отречение приносит счастье в его жизнь, именно такое отречение даёт ему возможность, развиваться как личность, и очищать полностью постепенно свой разум, даже оставаясь дома, и такая фраза – даже оставаясь дома, что, в чём заключается идея? Когда мужчина находится рядом с женщиной, то эта связь между мужской и женской природой, она сама возникает и формирует такой очень сильный узел. Люди, сама эта связь, лишает уже человека возможности быть отречённым, но если не смотря на то что находится рядом женщина, находит в себе силы, не привязываться к плодам труда, не идти на поводу у ситуации, не бояться там трудностей и не беспокоиться о том что чего-то в жизни не хватает. Такой человек и есть воистину, по настоящему – разумный и святой.

00:43:12 Потому что в этом случае означает, что у него точно очень высокий вкус к счастью, что даже имея трудности в жизни, находясь в семье, он при этом не привязывается, не думает о том сколько он денег получит, не думает о том, какое будет положение в обществе и так далее. Он думает только о самом возвышенном в своей жизни, и дело в том что невозможно иметь одновременно возвышенный вкус внутренний и думать о плодах труда - это взаимоисключающие вещи. Если человек думает о плодах своих труда: там о деньгах, славе там, положении в обществе, квартире, машине там даче и не важно. То в этом случае, он уже не сможет никогда думать о чём-то возвышенном, потому что одно исключает другое. Если человек привязан к материи, то он не сможет привязываться к духу, если человек привязан к духу, то ему не следует привязываться к материи. От чего же человек не должен отказываться никогда. Веды говорят в Бхагавадгите 18-5, говорится, что от жертвоприношений благотворительной деятельности и аскез не следует отказываться никогда, ибо без них просто не обойтись. Воистину совершая жертвоприношение и аскезы, раздавая пожертвования, даже великие души очищаются от материальной скверны.

00:44:40 То есть человек не должен отказываться от того что, допустим, участвовать в каких-то благотворительных праздниках, человек не должен, ну в духовных праздниках имеется ввиду, человек не должен отказываться от того чтобы, ему предложили, вот мне недавно предложили в доме для брошенных детей, для сирот прочитать лекцию как дальше жить? Я, хоть мне и пришлось ехать там – 2 часа туда и 2 часа обратно, я всё остальное отменил, взял съездил, прочитал там лекцию. Это благотворительная деятельность, от неё не следует отказываться, потому что она очень очищает сердце. Вот и аскезы – это, ну что такое аскезы – это посты какие-то допустим, я занимаюсь хатха-йогой там, стараюсь молиться в таком очень правильном положении тела, которое тоже неудобно для организма, но зато психика от этого очень сильно выигрывает, концентрация внимания. Это тоже аскезы, режим дня – аскеза, питание правильное – это аскеза.

00:45:43 От этого человек не должен отказываться потому что он очищает этим всем свой разум, и его жизнь становится от этого счастливее. Нельзя сказать, что отречённый человек, он совсем такой – бесшабашный, это неправильное представление. Отречённый человек – наоборот – ещё более дисциплинированный и ещё более – себя держит в рамках, но эти рамки – они не сковывают его психику, они наоборот его раскрепощают и приводят его к счастью, потому что эти рамки, они на самом деле – они связывают его с высшим счастьем, они его не тянут вниз, некоторые люди думают что вот когда человек занимает духовной практикой, ему то нельзя, это нельзя, пятое нельзя, десятое нельзя, но всё это нельзя на самом деле – приводит к одному можно – такому человеку можно быть духовно счастливым.

00:46:37 Например: человек перестаёт есть мясо, вроде бы кажется, он должен больше страдать, потому что ему чёто нельзя, но он начиная есть вегетарианскую пищу он становится таким счастливым и радостным, потому что он постоянно не оскверняется. Это то же самое, что человеку говорят: «Тебе нельзя ходить вот туда вот – вонючее место». Вот, он не ходит в вонючее место, ему становится хорошо, а до этого он каждый день туда ходил, точно так же когда мы едим мясо, мы из своего тела делаем вонючее место, поэтому соответственно отречение от этого, не приносит никаких страданий, а приносит наоборот счастье. Точно так же, точно так же человек придерживается различных правил и предписаний, очень строго, ведя строгий образ жизни, на самом деле он не привязывается к этим правилам, он просто следует им, для достижения каких-то возвышенных целей. Но когда человек достигает, очень высокой духовной платформы, он может даже от всех правил отречься. Имеется ввиду, не совершая грехи, ну допустим, он может питаться когда он голоден, дело день это или ночь – это не имеет значения.

00:47:42 То есть когда человек в очень возвышенном образе жизни живёт, уже планеты на него не сильно влияют, поэтому он может питаться когда посчитает нужным, это не сильно скажется там на его здоровье там и так далее. Такой человек может допустим, повторять молитву в грязном месте и в каком-то вонючем, допустим. Был один святой, для того чтобы его не беспокоили, он возле туалета сел и начал молитву повторять и поклонники его, не могли туда подойти, потому что там сильно воняло. В результате он избавился от лишних беспокойств, потому что они его донимали постоянно и не давали ему погружаться в духовное состояние. Ну вот похоже у нас уже лекция подходит к концу, я ещё в конце хочу одну важную вещь сказать.

00:48:27 Что главное человек, качество человека кроме вкуса, сильно возвышенного вкуса к счастью, главного качества человека, который полностью отрекается от мира, как ни странно это звучит – является бесстрашие. Ну то есть человек, который принимает монашеский образ жизни, должен быть абсолютно бесстрашен и он должен знать что, если он отрекается, значит он должен принять тот факт, что ему придётся жить совершенно одному, без всякой поддержки и гарантии, что он должен, амм, что он что-то получит в этой жизни, какие-то возможности материальные. Такой человек должен во всём зависеть только от милости Бога и больше ни от чего. Он должен быть твёрдо убеждён, что Господь постоянно позаботится о нём и он должен так же чувствовать присутствие Бога постоянно, таким образом он не находится в полной степени, нельзя так сказать, что находится один, наоборот, он чувствует постоянную поддержку гораздо больше даже чем все остальные люди.

00:49:32 Например, от обычного человека сколько мы можем чувствовать поддержки? Вот допустим, человек говорит: «Я тебе помогу», ещё не факт, поможет он или нет? Но если Господь из сердца говорит: «Я помогу», а человек это явно чувствует, то ошибки здесь быть не может. Ну вот в принципе я всё сказал. Наташа – какие у нас вопросы?
[Ведущая]Ну вопросов у меня нет, радиослушатели тоже вопросов не прислали, настолько всё понятно, вы прямо вот Олег Геннадьевич взяли ложку, положили в рот, за нас разжевали, нам осталось только проглотить.
[Торсунов О.Г.]Хорошо, глотайте[смеется] надо сказать.
[Ведущая]Ну вот и будем глотать, спасибо Олег Геннадьевич за удивительную лекцию. Развитие разума, лекция 18, сегодня тема была – «Отречение». Давайте плавно перейдём в консультации?
[Торсунов О.Г.]Давайте.
[Ведущая]Аюрведа радио – в объятьях прекрасного.

транскрибирование: Сергей Коротун | с. Карловка, Марьинского района | Украина | 25 October 2014