О ненасилии и о зависти

Аюрведа радио - 25 ноября 2007
Рассказ о насилии, его формах и проявлениях, о причинах, его вызывающих, о ненасилии (ахимсе) и первом его этапе – отказе от мясной пищи. Как энергия насилия от убийства животных влияет на нас на физическом и тонком плане. О ложной гордости, демонических и божественных личностях, демоническом и божественном пути развития цивилизации. О современном обществе и развитии материи, об истинном прогрессе. Зависть – черта характера, приводящая в насилию. Связь зависти с ревностью и изменой. Автором объясняется, для чего нужно культивировать независтливость, желание духовного счастья. Разумность, благородность с точки зрения Вед. Описывается, что наказание – это не всегда насилие. Затрагиваются многие аспекты жизни с точки зрения ненасилия и развития разума, стремления к духовному, а не материальному счастью.
запись эфира для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 3
длительность: 00:54:12 | качество: mp3 24kB/s 9 Mb | прослушано: 1451 | скачано: 1859 | избрано: 29
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:25 (Ведущая) Добрый вечер, дорогие радиослушатели, приветствуем вас на волнах Аюрведа-радио. Итак, наша вечерняя воскресная программа начинается. В прямом эфире Олег Геннадьевич Торсунов, семинар «Развитие разума», лекция 13. Здравствуйте, Олег Геннадьевич!
Здравствуйте, Наташа! Что-то я зачитался (Смеется) о развитии разума, но я решил развивать свой разум… (Смеется)
(Ведущая) Не меньше чем с тринадцати лекций.
Не меньше, чем с тридцати, наверное, я думаю. Просто тема такая, она всеобъемлющая, и поэтому я решил так потихоньку двигаться в перед, может быть когда-нибудь придем к какой-то завершающей лекции, но пока вот конца и края нет. И поэтому мы продолжаем.

00:01:17 Итак, мы остановились на том, что побеждая в себе
(Ведущая) Гордыню?
Гордыню, развивая смирение, человек, в конце концов, способен понять, а затем – победить свою ложную гордость. То есть первый этап – это все-таки развитие смирения. То есть сначала мы смирение развиваем, потом гордыню побеждаем, вот такая последовательность. И самое удивительное заключается в том, что победа над гордыней приводит не к чему-то там непонятному, допустим, победа над гордыней, вроде бы, к чему должна, опять к смирению приводить. Но интересно понять, что победа над гордыней приводит к тому, что человек начинает этот мир воспринимать более трезво, как мы говорили в прошлой лекции, и видеть в нем разные стороны его жизни. Например, когда он не гордо воспринимает окружающий мир и других людей, он начинает видеть их проблемы, их боль, их трудности и т.д.

00:02:44 И первый этап развития этого понимания заключается в том, что он начинает, становится альтруистом, т.е. он начинает реально чувствовать боль людей, он начинает сражаться за то, чтобы над людьми не совершалось насилие.
(Ведущая) Это альтруист?
Да, то есть человек, который хочет, чтобы все были более или менее счастливы. Он как-то становится антропофилом, начинает реально любить людей, но именно не то что, любить людей не означает женщин любить (Смеется) или там мужиков (для женщин). Любить людей – означает…
(Ведущая) Как личности любить людей.
Да. Это означает, что он именно сострадает тем, кто попал в беду, и не то, что там ногу ему оторвало или ещё что-то в этом роде, или «Соберем пожертвования для какой-то умирающей девочки», так и обычные люди все склонны сострадать детям. Дети у нас вызывают всегда чувство жалости, заботы, это естественно для каждого человека. Но, допустим, какой-то алкоголик, который валяется на улице, вряд ли он вызывает чувство жалости.
(Ведущая) Нет, не вызывает, навряд ли.
Но есть люди, которые победили в себе ложную гордость. И они реально чувствуют жалость к этому человеку. И все будут проходить и пинать его, а этот человек возьмет его, будет тащить куда-то, чтобы он хотя бы как-то не замерз, по крайней мере, на этой дороге.

00:04:22 Ко мне недавно пришла женщина, показала мне фотографию, и спросила: «Где сейчас мой муж?». А прошло где-то уже 10 или 12 дней. Ее муж замерз по дороге домой. Это было буквально месяц назад, тогда было похолодание. Он выпил на работе и пьяный пошел домой. А дорога была дальняя, и он где-то там упал и замерз, пропал без вести, насмерть, он сутки целые был живой, а потом он замерз. Конечно, жена испытала к нему сострадание, это факт, но испытали ли те люди, которые проходили мимо, вот в чем заключается смысл. Для нас этот человек, который лежит там, на улице, это просто пьяница, так? Но на самом деле у него есть дети, у него есть жена, то есть у него есть родственники, которые его ждут дома, а может быть, он просто так, сорвался и выпил, может быть, не так часто и выпивает, да. А просто упал и замерз. То есть человек, фактически, спиртное – это же болезнь. И человек, когда он выпил, он просто больной, тот же самый больной, просто он него пахнет перегаром. А от больного человека (вот мой опыт врача показывает), что особенно хорошо никогда и не пахнет. Чем бы он ни болел, особенно пушистого и сладкого запаха от него не будет. Мы сладкие и пушистые, когда мы здоровые. (Смеется) В этом заключается идея.
(Ведущая) Все верно.

00:06:04 И когда человек гордость свою немножко уменьшает, чуть-чуть её так балует, уменьшает гордости, то он начинает сострадать людям. Но самое удивительное заключается в том, что если он чуть-чуть ещё гордость свою уменьшает, он начинает сострадать животным, растениям, и в этот момент у него начинает появляться, закрадываться в его голову какие-то смутные сомнения, по поводу того, стоит ли вообще есть мясо убитых животных.
(Ведущая) Рубить елку на Новый Год?
Да, и так далее, то есть он реально начинает думать о том, правильно ли он делает, что совершает такие подобные поступки, есть ли смысл вообще, или связан я вообще, вот он смотрит на эту курицу без головы, которая лежит для того, чтобы её поджарили, на прилавке, и он реально начинает чувствовать, не то что это философия какая-то, он реально начинает чувствовать, что ему не хочется это есть. И это не потому, что он слишком брезгливый человек и т.д. На самом деле, многие брезгливые люди, которые не сидят рядом даже с тем, у кого изо рта попахивает, с большим удовольствием эту курочку лопают в это время, когда они сидят рядом с тем, у кого изо рта попахивает.

00:07:28 На самом деле, кого они едят? Они едят труп животного.
(Ведущая) Тело.
Да. Который, на самом деле, вот представьте себе, что такое труп, вот подойдите там и…ну это же вообще, вызывает отвращение, даже сама мысль, что ты будешь труп есть, правильно, чей-то? Сама мысль вызывает…
(Ведущая) «Но это же не труп, это курица!!!» - говорят.
Да, ну то есть у нас вот эта идея, что это курица, а не труп, возникла и существует в нашей голове только по одной причине: что у нас уровень этой гордости внутренней, он закрывает нам глаза на ту жизнь, которой мы живем, на те вещи, которые происходят вокруг нас, и это большая-большая проблема для нас.

00:08:17 На самом деле, следующий этап развития разума, который является ключевым вообще, в эволюции человека, ключевым, потому что есть всего 2 направления эволюции, не как Дарвин там говорил, много направлений эволюции, веточки разветвляются, у кого-то голова вытягивается и он становится там…
(Ведущая) Крокодилом!
Да, крокодилом, у кого-то она сплющивается, он становится обезьяной (Смеется) в процессе естественного отбора. На самом деле, есть всего два пути эволюции, которые существуют в этом мире, и самое удивительное заключается в том, что именно отношение к мясной пище и определяет то, каким путем эволюции человек пойдет. Если человек употребляет мясо и склонен к этому чувству, то он идет, развивается как личность, имеющая демоническую природу, и склонная не верить в Бога, не любить гармонию этого мира, считать, что здесь все развивается по законам хаоса, признавать вот эту вот атеистическую науку за основу своей жизни, признавать, что прогрессом является развитие материального, а не духовного.

00:09:40 То есть прогресс, на самом деле (он считает) – это когда больше холодильников, качественнее, когда стиральные машины сами подлетают к белью, хватают его…
(Ведущая) Посудомойки.
Да, и т.д., и моют, и вешают сами и высушивают, вот это – прогресс. А то, что человек становится совестливым, честным – это все просто сантименты. То есть мы перепутали ведь на самом деле. Посмотрите: у нас развивается что? Материя! У нас развивается грубая материя очень сильно, а тонкая материя от этого что с ней происходит?
(Ведущая) Страдает? Разрушается?
Конечно! Потому что дети, с развитием ЭВМ, они уже не могут в уме считать.
(Ведущая) Да, это я заметила.
Они уже умножать даже не могут, не то что какие-то более сложные операции в своей голове проводить. По типу, допустим, звуком вызвать дождь, и т.д. Понимаете? То есть мы считаем, что мы развитые живые существа, не понимая, что та цивилизация, которая была до нас, она, наоборот, не давала материи развиваться, с той целью, чтобы развивалось сознание. И поэтому они перемещались сами в пространстве, они с помощью мысли могли, как в телевизоре, видеть, что происходит вокруг, они могли звуком вызвать дождь, или прекратить его, и т.д.

00:11:01 И вот в этом заключается истинное развитие, потому что истинное развитие означает развитие личности, правильно? Если, допустим, мы очень сильно разовьем свою одежду, ну, мы очень-очень крутую одежду наденем на обезьяну. Что, это является показателем самого цивилизованного, что есть в нашем мире? Точно также, этот мир материальный, окружающий – это просто одежда, в которой мы живем. Это наше внешнее пространство. Развив его, и при этом став обезьянами, это не является, на самом деле, прогрессом. Но люди, которые употребляют в пищу мясо, их чувства грубеют. Они не способны, то есть они имеют дело с очень как бы оскверненной тонкой материей, в результате ум заплывает этой силой гордыни, величии, собственного могущества. «Мы не должны ждать милости от природы, взять их у нее – наша задача». То есть мы такие лозунги начинаем выдвигать и т.д., то есть у нас появляется такая очень серьезная идея господства в этом мире. То есть мы господины, поэтому все остальные животные предназначены нам в пищу.

00:12:22 Дальше если эту мысль господства развивать, то женщина предназначена для моего наслаждения, дети рождены для моего наслаждения, это страна предназначена для моего наслаждения, и т.д., т.е. человек становится Богом. Ну то есть это и есть демоническая концепция. Что такое демонизм? Демонизм – это когда человек не кого-то Богом считает, то есть он не Богу поклоняется, а поклоняется самому себе. В этом заключается идея демона. И эта идея, она подпитывается, если взять, допустим, дерево, поливать – оно растет, да, от воды. Точно также от мяса растет вот эта идея демонизма в нашем сознании. И с другой стороны, идея божественного сознания, то есть идея развития чистоты, духовности, то есть божественные натуры (не те, которые Богом себя считают, а те, которые поклоняются Богу), в этом разница, настоящее понимание божественных натур именно в это заключается. Божественные натуры – они становятся божественными натурами с того момента, встают на этот путь, когда они отказываются от насилия.

00:13:33 И самым первым, коренным шагом к отказу от насилия, является отказ от употребления в пищу мяса и рыбы. Почему? Очень просто, потому что мы можем делать вид, что мы не насильники, можем лозунги выдвигать по антропофильству там какому-то, и всяким другим идеям, которые могут прийти в нашу голову, что мы защищаем человечество и все прочее, и это хорошо. Но если мы при этом едим мясо, т.е. мясо, согласно ведическому знанию, животные – они по эволюции очень близко стоят к человеку. Фактически, у них разум уже пробуждается, а ум уже полностью развит. То есть у них есть эмоции, у них есть чувства, у них есть память, все функции ума работают у них, у них только не работает функция разума, как у человека. И они по развитию стоят перед нами. То есть фактически, Веды их называют младшими братьями, и они сравнивают животных, их сознание, как сознание детей. Они говорят: вот, допустим, ребенок родился, ему 2 месяца отроду, он, по своему сознанию, похож на сознание, допустим, собаки уже взрослой, или, допустим, свиньи и т.д. Вот такой маленький совсем ребенок, месяц-два отроду, его сознание как раз такое же. Но может быть, взгляд более осознанный, но сознание само по себе, как оно включается, как оно работает, оно работает даже, может быть, и до года ребенок по сознанию похож на развитое животное.

00:15:12 Часто собаки даже ведут себя очень интеллектуально, на самом деле. То есть они много чего понимают, делают, и т.д, или другие животные, если они находятся рядом с человеком. Но не важно, они, даже не находясь рядом с человеком, в лесу, они тоже много чего понимают и делают, просто мы об этом не знаем. Нам это неведомо, недоступно. Так вот идея-то в чем заключается? В том, что когда мы этих животных убиваем, кушаем, то (а если бы мы не хотели их кушать, кто бы их убивал, кому бы они были нужны?)
(Ведущая) Да никто бы их не убивал. Спроса бы не было.
Да, если нет спроса, и нет, значит, и действия, поступка нет. Поэтому, в этом и вся идея заключается, правильного понимания вещей, конечно, мы можем сказать, что я не убиваю, поэтому я не виноват, но природа считает по-другому. Раз ты мясо ешь, значит ты хочешь такой жизни, хочешь, чтобы это все развивалось, чтоб демонизм процветал, чтобы демоническая цивилизация, в которой дух и душа, и все самое высокое, забывалось, а развивалась материя и наука вся была направлена именно на развитие этой материи.

00:16:25 Это как раз все происходит из-за того, что мы увлеклись мясной пищей. Связь эту понять, конечно, очень сложно. Но те люди, которые изучают тему ненасилия, которые понимают, что эта тема сильно развивает разум, и именно эта тема является основой прогресса человечества, как бы фундаментом этого прогресса, эти люди реально очень глубоко осознают и понимают то, почему мясо не надо есть. Есть много разных причин. Есть, конечно, причины и физиологические, я, например, точно знаю, что те, кто едят мясо, они кормят все раковые клетки в своем организме. Потому что раковые клетки, им же надо чем-то питаться. Раковая клетка – это что? Это клетка насилия, которая совершает насилие над нами. А мясо? Какую энергию оно содержит?
(Ведущая) Насилия.
Когда животное умирает, что, думаете, оно счастливо от того, что его грохнули там, убили? Оно ручкой машет хорошо в тонком теле? Оно реально…
(Ведущая) Страдает, испытывает ужас.
И оно естественным образом переносит свою неудовлетворенность на всех, кто с этим ямом в своей жизни соприкасается. Таково последнее слово этого животного, которое находится в тонком теле.
(Ведущая) Вам бы так.
Да, вот что-то вроде этого.

00:17:51 И потом, когда человек это ест, эта же энергия насилия, она должна куда-то деваться, у нас есть в мире закон сохранения энергии. Куда она девается? Она идет…
(Ведущая) Преобразуется либо в наши эмоции, да?
Да, то есть в то, что мы агрессию в себе, проблемы копим, если этого нет, или уже достаточно мяса и для этого, т.е. эмоциям хватает, да? Она идет куда? В раковые клетки.
(Ведущая) Переизбыток.
То есть развивается вот это вот все, что у нас там растет, это все развивается от мясной пищи.
(Ведущая) Понятно.
Конечно, абсолютно правильно сказать, что (т.е. эта тема понятна, да, ясна?) это не единственный вид насилия, который существует. Я просто хочу сделать только одно утверждение: что именно употребление или неупотребление мясной пищи является основой для движения в сторону демонической культуры или в сторону божественной культуры. То есть это абсолютно точно, это то, что сказано в Ведах. Это не то, что я придумал, это именно так.

00:18:58 И поэтому все здравомыслящие люди, они просто из-за того, чтобы идти путем прогресса, они должны заставить себя отказаться от этого ужасного наркотика, который губит душу, губит в нас проявление духовности и чистоты. Этот вкус насилия, который так хочется есть, который очень сильно прилипает к нам, когда мы начинаем это кушать, потому что, фактически, это наслаждение чужой плотью, это наслаждение бывшим чужим счастьем, наслаждение тем, это пир во время чумы, другими словами. То есть кого-то убили, а мы радуемся, едим, мы счастливы от этого. Это пир во время чумы. Поэтому, естественно, что результат такой деятельности всегда очень печальный.

00:19:49 Итак, это не все, что является, на самом деле, насилием. Есть ещё один удивительный феномен, который мы должны в себе победить, и который, собственно, и приводит всегда к насилию, этот феномен, как вы считаете, как называется? Какое чувство, черта характера, всегда приводящая к насилию, в нас живет? Которую мы должны победить, и именно победа над этой чертой характера в полной степени, можно сказать, если ты победил, то ты тогда, значит, обрел эту черту характера, этот вид чистоты разума, развития разума, который называется ненасилие?
(Ведущая) Гордыня, надменность?
Нет.
(Ведущая) Ну простите, не знаю.
Ну я тоже не знаю, но просто я это изучал. На самом деле, эта черта характера называется зависть.
(Ведущая) Тогда знаю.
Зависть – это ничто иное, как желание иметь…
(Ведущая) Лучше и больше.
Нет, желание просто быть материально счастливым.

00:20:56 Само по себе желание, так как душа вообще по своей природе имеет склонность к бесконечному счастью, она стремится к бесконечному счастью по своей природе, потому что она духовна по природе. И если человек не победил в себе вот это желание в материальном плане бесконечно быть счастливым, если он силой усилия своего интеллекта, разума, начал заставлять себя хотеть быть бесконечно счастливым на духовном плане, а именно: бесконечно счастливым в том, чтобы служить своим близким, а не пользоваться их служением, бесконечно счастливым в том, чтобы служить окружающим людям, а не эксплуатировать их, бесконечно счастливым в том, чтобы служить этой планете, а не эксплуатировать её, бесконечно счастливым в том, чтобы служить Богу, а не просить у него подряд все что нужно. Вот, т.е. идея в чем заключается? Что если человек действительно захотел духовного счастья, и захотел его бесконечно много, то в этом нет ничего плохого. Это зависть не рождает. Зависть рождает вот эта вот идея, что я хочу много материального счастья. В этом является корень насилия, который существует в этом мире.

00:22:15 Потому что когда ты хочешь бесконечно много счастья, то естественно, что ты это не получишь сразу. А есть люди, которые это уже имеют. И это значит, что ты будешь совершать насилие над этими людьми. На самом деле, даже измена, супружеская измена или разврат – причиной тому является всего одна причина: это зависть. Когда мужчина имеет свою собственную жену, он начинает смотреть на чужих жен, на женщин, которые ему не принадлежат, он смотрит тоже с позиции чужого счастья. Он просто смотрит, что вот этого у меня нет, а хотелось бы иметь. И он, таким образом, пытается наслаждаться этой чужой женщиной. При этом, фактически, предает своих родственников, свою семью, потому что он может сказать: «А в чем я предаю своих детей?» Конечно, ничем, но почему-то, когда человек занимается сексом вне семьи, то почему-то, вдруг, в какой-то момент его жизни, его дети остаются сиротами, т.е. они остаются без отца. Отец живет где-то в другом месте, а они живут где-то в другом. Или он может подумать: «А я, на самом деле, ничего плохого своей жене не желаю». Но почему-то, в какой-то момент, к ней любовь пропадает, чувства пропадают.
(Ведущая) Она становится холодной к нему.
Да, пропадает интерес к её проблемам жизненным, пропадет интерес к тому, чтобы у нас была теплая и дружная семья и т.д.

00:23:58 То есть все близкие почему-то становятся несчастными. Когда человек, на самом деле, в это время он не имел ввиду, что он хочет сделать всех несчастными. Естественно, когда у него проявляется зависть к чужой женщине, которая выражается как вожделение в данном случае, он никакого насилия совершать ни над кем не хочет, правильно? То есть он хочет просто счастливой жизни для себя и он хочет больше материального счастья. И желая материального счастья больше, он вообще особенно о насилии не думает. Но это рождает насилие. Это всегда, неизбежно рождает насилие. И это чувство симпатии к чужой женщине, к чужому мужчине всегда приводит именно к такому результату.

00:24:46 Но зависть в этом мире – она имеет разные варианты. Она может прийти в виде неприязни, допустим, к соседям. Ну, допустим, соседи очень весело смеются на площадке каждый день. Они там веселятся почему-то, им нравится рядом друг с другом быть. И это может вызвать зависть. Зависть может вызвать любое проявление счастья или просто благополучия тех людей, которые находятся рядом с тобой. И это немедленно вызывает желание совершить насилие. Поэтому культивирование в себе независтливости, культивирование в себе желания духовного счастья, является основой для развития благородной личности.

00:25:43 Чтобы стать благородным человеком, который никому не приносит беспокойств (потому что в этом и заключается основная идея ненасилия: не завидовать никому). И тогда ты сможешь действительно жить так, чтобы никого не трогать, чтобы никто не страдал рядом с тобой. Потому что ревность: что такое ревность? Думаете, это то, что женщина, жена, обязательно гуляет с кем-то? Нет. Ревность – это чувство, которое означает всего одну вещь: что моя жена счастливее меня. Как моя жена может быть счастливее меня, хотя живем мы вместе, рядом. Допустим, жена начинает заниматься духовной практикой, думает о Боге, и становится счастливее, естественно. Часто у мужчин это вызывает чувство ревности. Они начинают ей запрещать ходить в храм, начинают очень сильно злиться на то, что они там ходят на эти занятия духовные какие-то. Конечно, бывает, женщины ходят туда порисоваться и из-за этого рушат свою семью, но часто бывает и не так. Жена просто хочет в церковь, помолиться Богу, и она ходит в платочке туда в каком-то, но у мужчины это может вызвать очень странные чувства. Он может реально перестать её пускать в храм только по той причине, что она там, почему то, становится счастливой.

00:27:05 И вот это ощущение, что близкий человек счастливее меня, это гнусное ощущение, на самом деле, оно является самым большим насилием, которое мы совершаем по отношению к близким людям. И оно вызывает глубочайшие травмы, потому что близкие люди искренне считают, искренне верят в то, что ты им хочешь только счастья и больше ничего. Но когда такие вот поступки совершаются, то они начинают очень ясно и четко осознавать, что ты счастья для них не хочешь. Что ты хочешь счастья только для себя. И больше ни для кого. Хотя, на самом деле, это не так, ты вроде бы хочешь, чтобы твоя жена была счастливой, но почему-то, из-за того, что ты стремишься больше к материальному счастью, чем к духовному, в какой-то момент твоей жизни, так как человек, когда к чему-то стремится, он всегда хочет большего, он увидит большее счастье у своей жены, но не у себя, и все. И это чувство зависти, его не надо ждать, его не надо звать, оно просыпается само и насилие в сердце человека немедленно рождается. И он говорит своей жене: «А ты куда ходила-то? Что ты там делала?» И понеслась, вот это вот беседа, которую мы хорошо знаем, что это такое (Смеется), с чем её едят.

00:28:32 На самом деле, проблема не в том, что мы хотим насилие совершать, в том-то и весь секрет, что большинство людей вообще не хотят этого делать. Они не хотят издеваться над своими детьми, над своей женой, и так как они привыкли жить по течению, они привыкли жить как все, смотреть в одну сторону, как все. Там все считают, что Рамстор, малина, которую надо собирать – это хорошо, что надо больше товаров копить, чтобы больше баллов было, то есть они считают, что… Вы понимаете, о чем я говорю?
(Ведущая) Да, я понимаю, такие карточки для скидок, малина, да.
Малина. То есть в чем идея заключается? Привязать людей к этой идее материального счастья, что вот копим материальное счастье, копим его. Вроде бы, безобидная вещь, но, оказывается, именно такие штуки и рождают зависть.

00:29:30 Когда целью человека становится не что-то духовное, сколько он молитвы накопил в своем сердце, сколько он аскез накопил, сколько ранних вставаний накопил, сколько отказов от мясной пищи накопил, сколько прощения накопил, то есть то, что реально является малиной в его судьбе, реально является малиной, он забывает. А вот та малина, которая ему грезы эти все, что-то ему дадут.
(Ведущая) Синтетическое.
Да, синтетическая малина, что он поедет на курорт, эта синтетическая идея на самом деле – полный бред. (Смеется) Ну какой бизнесмен просто так что-то отдаст? Правильно?
(Ведущая) Да.
Но сама идея очень заманчива, поэтому, конечно, что-то дадут, это факт, вопрос только сколько и когда? (Смеется) Но люди искренне карточки берут, тем более что они бесплатно выдаются, и подписывают этот приговор думания о том, сколько у меня баллов. То есть сколько счастья дальше мне прибудет.
(Ведущая) Я накопил.
Да, сколько материального счастья, и сколько нужно мне для того, чтобы мне наконец-то достичь этой заветной цели и съездить там в Германию бесплатно. Ну, это самый топ такой, который может предложить (Смеется)
(Ведущая) Гипермаркет Рамстор.
Гипермаркет Рамстор, вот, выше топа не бывает в нашей жизни.

00:31:04 Так вот, идея в чем заключается? Что человек платит очень дорого за это все. Когда он начинает так настраиваться, то ревность, зависть к соседям…
(Ведущая) У кого в тележке продуктов больше.
Ну, это уж совсем такое.
(Ведущая) Это минимальное.
Это надо уже дойти, нет, на самом деле, я именно не это имел ввиду, я имел ввиду то, что мы даже не думаем о том, какая связь бывает между баллами малины или какими-то ещё идеями нашими материальными (купить больше холодильник) с ревностью к жене, связь какая есть? Вообще нам кажется никакой вообще связи.
(Ведущая) Пока не увяжешь вообще. Где логика-то?
Логики нет. Но если человек такую концепцию, идею в голове поставил, и начинает думать о каких-то материальных вещах слишком много, то он привязывается к этой структуре психической в целом, и в результате у него возникает такая идея в голове, идея желания иметь это счастье материальное. И так как кто-то уже имеет, то это вызывает, естественно, протест. Потому что: почему он имеет, а я не имею?
(Ведущая) Понимаю.
Вот именно материальные отношения – они рождают такие вещи.

00:32:28 С другой стороны, давайте возьмем духовный прогресс. Ну, допустим, я прихожу в церковь и человек святой какой-то сидит возле Бога там, три часа аскезы совершает, и я думаю: почему я не могу такие аскезы совершать, как он? Смотрите, тоже, вроде бы, как зависть, да, работает? Но смотрите, оно рождает уважение к этому человеку, почтение, хочется поклоняться ему, думать: Господи, какой же ты удивительный, почему же я то так не могу? Почему я не могу ходить в одной простой одежде, радоваться тому, что мне Бог для жизни дает? Почему я не могу все считать, что это дает мне Бог, а не сам я себе зарабатываю? Почему я не могу так мыслить, мыслями раскаяния, мыслями нежелания совершать насилие, почему я не могу вот в этих рамках поставить свою жизнь, что я думаю о чем-то возвышенном постоянно, а не о том, что у меня не хватает денег?

00:33:33 То есть почему я не могу так жить, почему я не могу так себя вести? Почему я не могу соблюдать какие-то правила правильные питания, питаться по-человечески? Потому что Веды говорят, кстати, что питание мясом не является цивилизованным способом жизни. Веды говорят, что человеческая форма жизни в полной степени начинается с отказа от насилия. И именно от насилия в убийстве животных, и дальше – от зависти. То есть независтливость – это первая черта, согласно Ведам, первая черта цивилизованного человека. То есть, если человек ревнует жену, если он ненавидит соседей, что является, опять же, признаком всего лишь зависти. Почему ты ненавидишь других людей, а именно своих соседей, другие тоже люди кричат, допустим, по утрам, мешают тебе спать и т.д., почему именно соседей ты ненавидишь? Так просыпается зависть, вот так проявляется именно зависть. Поэтому независтливость является главной, т.е. не главной, а первой самой чертой порядочного человека. И неупотребление мяса является самой главной, самой первой чертой, которая определяет, что человек стал Homo Sapiens, человеком разумным.

00:34:57 Не то, что он, допустим, там что-то делает возвышенное, а именно неупотребление мясной пищи, потому что как отличить разумного человека от неразумного? Самое такое простое проявление разума – это сострадание, потому что разумность означает, что мы глубоко понимаем то, что происходит вокруг нас. Глубокое понимание не означает ненависть, злоба, жестокость, желание сопротивляться, господствовать. Глубокое понимание означает видение проблем окружающих людей, сострадание, забота по отношению к ним, то есть это и есть проявление разума, разумности, разумного существования. То есть разумное существование отличается чем-то от жизни в скорлупе, жизни своими идеями, связанными с чувством превосходства собственного и т.д.

00:35:55 Разумность означает всегда видение чужих проблем, чужих потребностей, и когда человек действительно разумен, то сострадание является самой первой, неотъемлемой частью его характера, и эти все такие проблески разумности – они возможны только в том случае, если человек не подпитывает эту силу жестокости, которая все глаза закрывает. Вот попробуйте человеку, допустим, который ест мясо, показать на прилавке мясную тушку и сказать: «Вы как, вам жалко вот этих вот, допустим, свинюшек, которые лежат?» Что он вам ответит?
(Ведущая) Жалко.
Да, он может сказать жалко, там, или не жалко, но ему совершенно все равно, лежат эти свиные тушки там или не лежат. У него нет никаких эмоций по отношению к этому, понимаете? Но теперь второй вариант: человек не ест мясо уже несколько лет. Он подходит, допустим, к прилавку, там лежат свиные тушки. Я просто по своему опыту знаю, потому что я не ем мясо уже порядка 20 лет. Я знаю точно, что возникнет у человека, который его не ест. Он будет испытывать ужасное чувство несправедливости по отношению к тем животным, которые вот, что это вызвало вообще, такие поступки, как убивать их, расчленять, и т.д.

00:37:38 Поэтому естественно, что отказ от употребления мяса – он сам по себе развивает в человеке разумность и является такой визитной карточкой в разумную жизнь. Потому что разумность и означает: взаимодействие с этим миром с позиции сострадания, с позиции заботы, желания ему служить, желания защищать то, что окружает нас. Это отличает человека, который именно так должен относиться к окружающей среде, от животного, который окружающую среду только использует. Найдите мне хоть одно животное, которое заботится об окружающей среде. Даже если животные и заботятся об окружающей среде,
(Ведущая) Они не знают об этом.
Да, оно это делает просто для использования окружающей среды, оно эксплуатирует.
(Ведущая) Природа у них такая.
Да, любое животное, просто природа так создала, что, допустим, если барсук эксплуатирует окружающую среду, создавая себе из бревен
(Ведущая) Плотины.
По воде плотины, то это очищает воду. Но вряд ли у него такая идея очистки воды в голове существует, которую мы, кстати, ему, когда мы мультфильмы смотрим, то мы эту идею ему приписываем. Барсук там бегает по воде и кричит: «Эй, бревно поплыло, сейчас засорится река, давай сюда». Мы как бы разумного барсука делаем, но, на самом деле, он собирает, потому что это просто у него такое чувство собственничества именно к этим бревнам возникает. Вот и все. Другой идеи нет.
(Ведущая) Природа такая.
Природа такая.

00:39:25 Вот, а человек – он очищает реку потому, что он сострадает природе, хочет, чтобы она была чистой, красивой, это признак разумности. Но человек, который употребляет мясо, у него притупляется это свойство быть разумным, оно постепенно превращается в другое свойство, если он реку очищает, то с целью продать бревна. (Смеется) У него другой подход к жизни.

00:39:56 Итак, ненасилие – это серьезная черта характера, это свойство ненасилия – серьезная черта характера, которую можно объяснить и развивать по-разному, т.е. это широкий спектр вопросов, и, как мы уже сказали, не завидовать – это один из критериев ненасилия, другой интересный критерий – ахимса, т.е. это именно термин ненасилия, «ахимса» на санскрите звучит. «Химса» означает насилие, а «ахимса» - это что-то противоположное. И Ведическое знание говорит, что, на самом деле, ненасилие можно рассматривать ещё более глубоко, серьезно. Когда человек, допустим, мы думаем, что мы просто не трогаем окружающих людей, это и означает ненасилие, но если мы просто их не трогаем, означает ли это, что они от этого…
(Ведущая) Счастливее становятся.
Счастливыми становятся или не становятся несчастными.

00:41:11 Ну, например, я живу рядом с человеком, который совершает какие-то поступки, которые, несомненно, приведут его к страданию. Ну, допустим, он курит каждый день или выпивает, или изменяет своей жене. И это происходит на моих глазах. Допустим, он мой сосед. И я думаю: не буду его трогать, совершу ненасилие. Пускай живет как хочет, и все прочее, и пускай он будет счастлив от такой своей жизни, и никак не пытаюсь ему помочь. Так вот, согласно ведическому знанию, это является проявлением насилия. Это не является проявлением
(Ведущая) Любви, сострадания.
Любви, сострадания, или как в нашем, современном понимании слова «демократии». Ну Веды так, те, кто изучают Веды, они любят значение слов разбирать, и у них, почему-то, слово «демократия» как-то связано с демонами. (Смеется)Но это уже другой вопрос.

00:42:12 То есть наше вот это вот понятие, демократия, или свобода человека, часто очень сильно упирается именно в тот момент, что мы должны человеку возможность дать быть таким, каким он хочет быть. И например, в Америке, в Лос-Анджелесе, проходит раз в год по одной из центральных улиц демонстрации гомосексуалистов. И попробуй кто-то во время это демонстрации скажи, что ребята, вы живете неправильно, это нехорошо, без штанов ходить, показывать свои гениталии всем и т.д. И нехорошо девочкам с девочками сексом заниматься, а мальчикам с мальчиками. «Это нехорошо!» - может добренький дядя сказать. Но этого добренького дядю, если он это скажет во время демонстрации, могут потом посадить в тюрьму. И знаете за что?
(Ведущая) Нарушение прав человека.
Совершенно верно. Идет против демократии.

00:43:10 Так вот, согласно ведическому знанию, именно такой стиль понимания демократии – это как раз и есть насилие. Потому что мы, таким образом поступая, мы толкаем человека, во-первых, к адскому существованию в будущей жизни, а во-вторых, мы реально способствуем развитию в нем процессов, которые приведут к тяжелейшим страданиям даже уже в этой жизни.
(Ведущая) И никак не способствуем развитию в нем хороших качеств и поступков.
Да, здесь, конечно, можно ещё одну грань как бы сказать, что если человек пытается помочь человеку неправильно, в этом тоже есть проявление насилия. Потому что, если, допустим, ты хочешь помочь человеку и в состоянии фанатизма, озлобленности, или просто из чувства гордости по отношению к себе начинаешь ему говорить о том, что он такой плохой, что он вот так вот, что развратом не надо заниматься, ты, на самом деле, деморализуешь себя, и т.д., эти слова все, т.е. это ведь не помогает человеку. Он, наоборот, начинает злиться на тебя и ненавидеть тебя за то, что ты ему сказал. И это тоже является насилием. Потому что, на самом деле, настоящим ненасилием является то, что когда ты проявляешь заботу о человеке и действительно даешь ему то общение, которое очищает его, вот это вот в полной степени можно назвать ненасилием, а не что-то другое.

00:44:45 То есть, если ты подошел к человеку и просто выложил ему свои мысли о том, как ты о нем думаешь, это ещё не значит, что ты совершил ненасилие и помог. И часто бывает так, что человек начинает заниматься духовной практикой, вроде бы становится вегетарианцем, и вроде бы идет к ненасилию, но почему-то, у него разваливается семья, почему-то он уже не может жить с женой, почему-то он не может смотреть уже на своих детей, почему-то он начинает вместо того, чтобы любить своих соседей, начинает их ненавидеть. Как вы думаете, в чем причина?
(Ведущая) Возгордился.
Да, причина заключается в том, что он начал совершать аскезы какие-то благочестивые, но при этом не пожелал развивать разум, т.е. он не начал работать над своим разумом, не начал изучать, как это делать правильно, и он начал прессовать свою жену, за то, что она продолжает есть мясо, начинает брезгливо смотреть на своих соседей, из-за того, что они собачку свою кормят, и при этом убивают куриц, которыми кормят собачку и т.д. То есть он осуждает все вокруг и как бы это делает в состоянии брезгливости, отвращения ко всему, что происходит вокруг него в этом ключе.

00:46:09 Дети, которые едят мясо, становятся для него тоже врагами и т.д. И он таким образом, его семья разваливается, отношения с соседями разваливаются, и он становится изгоем из общества. И он потом думает, так как общество плохое, поэтому я с ним ничего общего не хочу иметь. Это не признак духовного развития человека. Это просто такой способ возгордиться. Через какие-то действия, вроде бы благочестивые, стать вегетарианцем – благочестивое действие, но оно тоже может привести вот к таким последствиям печальным, если человек действительно не занимается развитием правильно. Поэтому, когда человек встаёт на путь развития внутреннего, он должен изучать материалы различные, слушать лекции, т.е как-то двигаться туда, где ему придёт понимание, как развиваться правильно, как использовать знания правильно, как быть вегетарианцем правильно, как не завидовать правильно, потому что везде есть подводные камни. И даже в передаче духовного знания, оказывается, нужно ненасилие.

00:47:26 То же самое, есть тонкие такие как бы способы совершить насилие. Например, мы можем человеку рассказать все правильно и привлечь его, или рассказать ему все фанатично и оттолкнуть его. Это вот фанатичный способ рассказа – это тоже насилие. Или мы заставляем кого-то совершить пожертвование нищему. «Давай, дай ему денег!». Тоже это не сильно помогает человеку очиститься. Когда мы заставляем совершить пожертвование в страсти, т.е. пожертвование, совершенное с насилием – это пожертвование в страсти, то это не развивает человека. С другой стороны, следует понять, что иногда люди совершают насилие и поступают благородно. Например, если человека нужно наказать за совершенное преступление, и человек не то, что он с улицы, там, наказывает, какой-то, а он действительно должен этим заниматься, это его долг, он, допустим, прокурор, который выносит обвинение, то это не является проявлением насилия. Это воля Бога, её надо выполнить.

00:48:45 То есть, если человек провинился, а кто-то должен наказать, родители, допустим, должны наказывать своих детей, если они провиняются, т.е наказание должно быть, если они провинились. Наказание должно быть в той степени, в которой человек провинился. Все это надо изучать. Когда ребенок совершил какой-то небольшой поступок, а родители его ненавидят за это. Ненависть вообще не является наказанием. Ненависть – это грех. Когда человек другого человека наказывает, он при этом должен сострадать ему, хоть он может, допустим, его в тюрьму посадить или по попе побить. Т.е. ненасилие присутствует, на самом деле, во всех поступках, которые даже с насилием связаны, если человек действительно чист и у него разум работает правильно. Но если разум работает неправильно, то даже в тех поступках, которые внешне гуманными являются, человек, на самом деле, совершает насилие.

00:49:41 Например, я не так давно видел объявление, что какой-то комбинат крупный промышленный решил совершить пожертвование нищим Москвы и решил накормить их сосисками с пивом в таком-то месте.
(Ведущая) Шикарно, ага.
Вот, и сотни нищих собрались, чтобы поесть сосиски с пивом. Но я не против, как бы, накормить пищей нищих – это хорошее дело, с этой стороны все правильно. Но так как разум не включен у этих людей, они не понимают, что они, с одной стороны, дело хорошее сделали, хоть по-любому, чтоб не умереть с голоду, человеку все что угодно можно дать, и это будет не грехом, в принципе, чтобы он наелся и, по крайней мере, выжил. Но, на самом-то деле, ведь если человек разумный, он бы мог накормить их чем-то другим!
(Ведущая) Хлебом, молоком.
Да, то есть пищей, которая не приведет их к деградации. Потому что нищий же он голодный, т.е. ему все равно, что есть, а мы-то сытые, мы должны как-то развивать в себе мышление и понимать, чем лучше нищего кормить, а чем хуже.

00:50:51 Так что когда человек не способен развивать свой разум, он не может быть ненасильником. Он по-любому станет насильником. Он или через зависть будет совершать насилие, или через ревность, или есть ещё 6 врагов человека, такие как: вожделение, гордость, жадность, зависть, которую мы уже упоминали, безумие и т.д. То есть эти враги человека всегда приводят нас к насилию. Вожделение приводит к насилию, гнев приводит к насилию, жадность приводит к насилию, это неизбежность, и поэтому человек, который способен в себе культивировать ненасилие, он естественным образом начинает задумываться о том, чтобы избегать этих шести врагов человека. Он постепенно избавляется от зависти, он, в конце концов, приходит к вегетарианскому питанию, он рано или поздно приходит к тому, чтобы людям объяснять все правильно и воспитывать детей правильно, и относится к жене правильно, и вести себя с соседями правильно. В конце концов, этот человек, он обретает следующий дар, о котором мы будем говорить в следующей лекции. Поведение в духе ненасилия приводит к истинному терпению, когда человек, терпя трудности, не злится, а наоборот, пребывает в состоянии полного спокойствия, что, в свою очередь, дальше очищает его разум, и человек после спокойствия обретает истинную простоту.

00:52:36 Ну ладно, это уже тема следующих бесед и лекций. Какие-то, может, у Вас вопросы есть?
(Ведущая) Вопросов нет, все замечательно, я просто хотела по одной из Ваших лекций пример привести, когда меня сегодня спросили: «Но ведь рыба же это не животное?». Я сказала: «Ну хорошо, это растение». И по Вашему примеру, когда рыбак из проруби достает рыбу, и она, попадая на лед, трепещется и, открывая рот, там, закатывает глаза, жабрами шевелит… Конечно, это очень похоже на типичные действия растения. Человек все понял, и как бы сказал: «Слушайте, вы правы!».
Да.
(Ведущая) Такая вот ситуация.
Просто рыбу когда хочется кушать, любишь её не той любовью, тогда, естественно, её чувства нам неинтересны. Потому что есть же два типа любви: есть истинная, честная любовь, которая основана на разумности сострадании, и эта любовь проявляется у тех людей, которые не едят мясо. Любовь, в том числе и к жене так проявляется у них. А есть любовь у тех, кто едят мясо. Любовь к курочке, например, у них проявляется в том, что они любят её есть. В этом заключается их любовь, а раз такая любовь развилась, то уже к чувствам курочки здесь особого интереса нет. Эта любовь приводит к неразумному существованию. К сожалению, в этом проблема.
(Ведущая) Давайте на этом завершим.
Счастливой ноте, да? (Смеется) Закончим нашу несчастную беседу.
(Ведущая) Развитие разума, лекция 13ая, в прямом эфире О.Г. Торсунов. И мы плавно перейдем к консультациям. Дорогие радиослушатели, оставайтесь с нами. Спасибо Вам большое, Олег Геннадьевич.
Спасибо Вам.

транскрибирование: Лариса Кокстова | Симферополь | Украина | 28 ноября 2012