Чувство собственного достоинства под влиянием трёх гун
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:01 Аюрведа-радио. [Радиоведущая] Добрый вечер, дорогие радиослушатели, воскресная программа начинается. Итак, в прямом эфире сегодня с нами Олег Геннадиевич Торсунов семинар «Развитие разума. Лекция 12». Добрый вечер, Олег Геннадиевич.
00:00:21 [Доктор Торсунов] Добрый вечер.
00:00:24 [Радиоведущая] И пауза. (Смеются).
00:00:27 [Доктор Торсунов] Я думал, вы что-то скажите.
00:00:29 [Радиоведущая] Да я думала, что может быть уже приступим, не будем затягивать, так как наши радиослушатели с нетерпением ждут продолжение семинара «Развитие разума». Мы говорили в прошлый раз о смирении.
00:00:40 [Доктор Торсунов] Я же говорил, что вы что-то скажите, поэтому и была пауза (Смеются). Вообще я думаю, как поздравить Наташу с днём рождения, не знаю. Хочу пожелать, что бы она всегда была счастлива, чтоб не болела, чтоб в семье было всё хорошо, и что бы она всегда была такая задорная, живая, неутомимая, проворная и изобретательная.
00:01:09 [Радиоведущая] Спасибо большое, Олег Геннадьевич.
00:01:10 [Доктор Торсунов] [неразборчиво] иногда ничего не работает и прямой эфир продолжается. Вот как сейчас там что-то происходит. И…
00:01:20 [Радиоведущая] Поздравленье.
00:01:22 [Доктор Торсунов] Наташе поздравленье. И что же я хотел? А я ещё что хотел сказать, что мы хотим также пожелать себе, что бы она всегда продолжала с нами оставаться.
00:01:31 [Радиоведущая] Хорошо.
00:01:33 [Доктор Торсунов] В этот знаменательный день.
00:01:36 [Радиоведущая] Так хотела в секрете скрыть от слушателей Аюрведа-радио о своём дне явления. Но с каждым бывает, с каждым бывает, появляется в этом мире и каждые день, можно сказать, праздник.
00:01:47 [Доктор Торсунов] Видите у меня развитие разума, какое происходит, я всё-таки додумался вас поздравить с днём рожденья (Смеются). Всё нормально, значит, лекции не зря читаю.
00:01:55 [Радиоведущая] Спасибо большое, Олег Геннадьевич. Спасибо.
Благочестие
00:01:57 [Доктор Торсунов] Спасибо вам. Ну, ладно. Значит, продолжим нашу беседу и мы поговорили о том, что смирение это следующий этап развития разума, после которого человек начинает дифференцировать, дифференцировать свои черты характера отрицательные. То есть он начинает понимать, их отличать как-то от хороших, от положительных. Дело в том, что вообще у обычного человека с этим большая проблема потому, что часто бывает так, что мы себя оцениваем достаточно высоко. То есть вообще чувство собственного достоинства это черта характера, которая может действовать совершенно разным образом на нашу психику и на наше восприятие мира. Вообще чувство собственного достоинства всегда связано с благочестием, которое у человека есть в его жизни. Чем больше благочестия он получает с прошлой жизни... Благочестие означает совершение в прошлой жизни каких-то хороших поступков, которые приносят счастье окружающим и приносят мир, гармонию в окружающую среду. Чем больше человек совершает таких поступков, тем больше у него накапливается благочестия. А благочестие, когда человек получает, в следующей жизни он рождается с более высоким выраженным чувством собственного достоинства.
00:03:28 И это чувство собственного достоинства бывает в трёх гунах. Чувство собственного достоинства в благости связано с истинным эго и означает, что человек очень сильно дорожит своей честью. То есть это означает, что он очень сильно обвиняет себя за то, что он совершает плохие поступки и удовлетворён собой, когда он совершает хорошие поступки. Не хвалит себя, а удовлетворён собой.
00:04:03 [Радиоведущая] А угнетать себя это хорошо или не очень хорошо?
00:04:06 [Доктор Торсунов] Человек, который… Если человек имеет благостное чувство собственного достоинства, он очень сильно себя обвиняет, когда совершает плохие поступки и это настолько сильное обвинение идёт, что сама идея совершать плохие поступки, у него уже настолько болезненно воспринимает его психика эту идею от того, что он себя когда-то уже за это наказал. Поэтому и особого желания совершать эти плохие поступки нет. Но если у человека чувство собственного достоинства работает по-другому, то есть оно находится в страсти… чувство собственного достоинства в страсти это как такой профессиональный дипломат. То есть человек считает себя достойным, если он способен себе объяснить, почему он так сделал. То есть, допустим, совершил какой-то плохой поступок и он начинает напрягаться с тем, что бы себе это объяснить. [неразборчиво].
00:05:05 [Радиоведущая] Но это как оправдание звучит.
00:05:06 [Доктор Торсунов] Да, то есть он начинает объяснять не только себе, он начинает философию целую из этого делать и объяснять это также другим, всем рассказывать, почему он так совершил такой поступок. Это чувство собственного достоинства в страсти у этого человека. И чувство собственного достоинства в невежестве, когда человек считает себя достойным, если он смог под себя кого-то подмять. То есть, есть рядом с ним человек, обязательно надо как-то издеваться над ним, обязательно надо как-то показать себя так, что бы он оказался ниже. Это означает чувство собственного достоинства в невежестве. Но в любом случае чувство собственного достоинства всегда означает связь с чем? С благочестивыми поступками в прошлой жизни. Чем сильнее эта связь, тем достойнее человек себя считает. У него больше этого чувства собственного достоинства.
00:06:01 [Доктор Торсунов] И проблема заключается в том, что на самом деле не всякий благочестивый человек способен… то есть это благочестие, которое он накопил с прошлых жизней не всякий человек способен использовать правильно. Единственная возможность правильно использовать это благочестие или единственная возможность энергию этого благочестия направить в нужное русло, которое принесёт действительно благо это развитие разума. То есть если человек разум не развивает, то он не сможет эту возможность осуществить. И первые признаки такой возможности, когда вот эту реку благочестия этой энергии благочестивой, которая, несомненно, есть в человеке, она его выделяет среди всех людей, его эту энергию задействовать в нужном русле можно только в том случае если человек развивает в себе смирение. Потому, что на самом деле каждый человек понимает, что у него больше чего-то, чем у другого. Ну, допустим у меня есть в кармане рубль, а у моего друга в кармане рубля нет. Ясно, что между нами есть какая-то разница, правильно?
00:07:20 [Радиоведущая] На рубль.
00:07:21 [Доктор Торсунов] На рубль, да. Мы отличаемся друг от друга. И я это чувствую, и он это тоже чувствует. Точно также, когда человек имеет благочестие, он это очень хорошо чувствует. И это ощущение, что у меня есть благочестие, он чувствует, что у меня больше благочестия, чем у другого человека, это ощущение называется гордость. Вот это чувство, что у меня больше чего-то, чем у того человека. Даже если у нас в кармане нет рубля ни у меня, ни у тебя, но один человек почему-то себя считает гораздо лучше другого. И у него есть к этому доказательства. Какие доказательства: у него лучше память, он может лучше общаться, он может лучше понять ситуацию, у него лучше проницательность, у него лучше способность влиять на людей, посмотреть и они на него как-то реагируют и т.д. Это всё признаки проявления благочестия. То есть это называется шакти или энергия, которая исходит от человека, способность влиять на других людей.
00:08:22 И всё, когда человек это чувствует в себе, ну представьте, допустим, идёт собачка маленькая, да, и идёт слон, такой величественный слон. Как там писал Крылов «Да, Моська! знать, она сильна, что лает на слона!» Это он писал к тому, что на самом деле все понимают, что Моська она Моська, а слон это слон. И поэтому слон это тот, у кого больше благочестия, большое животное, красивое, движется очень величественно, но собачка, она думает, что она может как-то слона, что-то с ним сделать. На самом деле это полный бред, конечно. Ничего она со слоном не сделает, просто так уж повелось, что если собачка лает, значит, она осуществляет какую-то волю человека, поэтому и слон идёт на поводу у неё иногда. Но если б человека рядом не было, допустим, в диком лесу собачка лаяла бы на слона, чтобы с этой собачкой стало.
00:09:27 [Радиоведущая] Исчезла.
00:09:28 [Доктор Торсунов] Слон, когда она знает бежать, то там не то что собачки, там большие деревья рушатся, падают. Точно также благочестивый человек, он прекрасно понимает свою силу и даже если кто-то там на него что-то там говорит, то когда-то он иногда, допустим, уступает, но вцелом любой благочестивый человек понимает свою силу, то есть он чувствует, что он сильнее, больше возможностей у него и т.д. И естественным образом из него лезет эта гордость, точно также как из слона лезет его рост. То есть мы не можем забрать у слона рост. Точно также у благочестивого человека мы не можем забрать его гордость, она является его атрибутом этого человека, его принадлежностью. И если благочестивый человек не развивает в себе смирение, а смирение это качество противоположное гордости, другими словами, чем больше у человека благочестия, тем больше у него… ему нужно развивать смирение, чтобы дальше эту энергию благочестия использовать как-то в позитивном русле.
00:10:35 [Радиоведущая] А когда человек гордится своим благочестием, то это разрушительная энергия.
00:10:41 [Доктор Торсунов] Несомненно, да, несомненно, приведёт в негативное русло. Поэтому в этом и вся идея, что благочестие это сила, которая даётся в психику человека, в его ум, а для того, чтобы её использовать, нужно развивать разум. Единственный способ развивать разум это культивировать в себе смирение. Мы говорили, это первый этап развития разума. Поэтому человек, который культивирует в себе смирение, он способен высвобождать энергию необходимую для того чтоб сделать свою жизнь счастливой. То есть, как это происходит, это происходит следующим образом, когда человек развивает в себе смирение, то он начинает постепенно различать, видеть разницу между своей гордостью и истинным достоинством, истинным эго. Он начинает видеть, где я поступил благородно, а где я просто гордился собой.
00:11:38 [Радиоведущая] Понимаю.
00:11:39 [Доктор Торсунов] И чем больше у человека смирения, тем он трезвее воспринимает свою гордость, тем он больше начинает её видеть и реально различать потому, что на самом деле, чем отличается чувство собственного достоинства, оно имеет одно свойство: оно скрывает от нас наши недостатки. Ну, допустим, когда петух идёт вот, такой гордый «Ко-ко-ко-ко», он же не видит себя со стороны, правильно, как это смешно кажется. Он не видит, поэтому ему кажется, что на самом деле, он ничего такого особенно смешного не совершает, когда он там проходит.
00:12:20 [Радиоведущая] Идёт, да идёт.
00:12:22 [Доктор Торсунов] Он просто живёт своей нормальной…
00:12:25 [Радиоведущая] …петушиной жизнью.
00:12:28 [Доктор Торсунов] «Ко-ко-ко». Это просто его нормальный голос. Поэтому особо никаких проблем с этим у него нет. Точно также мужчина, допустим, он заходит домой как петух: «Жена, принеси поесть там!» или ещё что-нибудь такого скажет, и он не воспринимает это как-то, как будто он ведёт себе как…
00:12:53 [Радиоведущая] Петушится.
00:12:54 [Доктор Торсунов] Да, петушится. Он просто нормально говорит, как ему кажется.
00:12:57 [Радиоведущая] Для него нормально.
00:12:58 [Доктор Торсунов] Да. Это означает, что просто человек, когда действует с позиции своего эго, то он не замечает в себе какие-то отрицательные проявления. Но оно тоже самое же у женщин, есть женщины, которые ведут себя более, допустим, спокойно, скромно, а есть, которые рисуются больше голосом и т.д. «Как вас зовут?» - «Ну, как вам сказать», - что-нибудь такое и рисовка пошла и туда глянем, и сюда взглянем. То есть то же самое, то есть немножко по-другому, другой стиль, но идея та же самая, что чувство собственного достоинства, оно проявляется, но человек не понимает, что это проявление гордости, идёт как гордость или ещё что-то. Ему кажется, что это нормально. И когда человек развивает в себе смирение, то он начинает очень трезво видеть в себе проявление гордости. В этом есть, в общем-то, самое главное, идея смирения. То есть смирение это энергия, которая берёт энергию разума и очищает её от эгоизма, просто с силой вот так вот берёт, как, допустим…
00:14:18 [Радиоведущая] Моющее средство так жух!
00:14:19 [Доктор Торсунов] Да, даже можно сравнить это с тем как мы, допустим, открываем окно. Ну, допустим, пусть оно условно открывается сверху вниз, мы так берём жжиик и открываем, усилием таким, оно хочет назад закрыться, а мы его с силой открываем. Смирение это усилие.
00:14:38 [Радиоведущая] Как в поезде окна открываются.
00:14:40 [Доктор Торсунов] Да, как в поезде окна открываются. Это усилие такое, мы прилагаем усилие и открываем, убираем эту энергию гордости, пытаемся разум освободить, очистить от неё и когда мы это усилие совершили, то дальше, что мы видим, мы видим свет, да? Окно открываем.
00:14:57 [Радиоведущая] О, свет.
00:14:58 [Доктор Торсунов] Мы видим свет. То есть мы видим то, что является противоположностью тьмы. Мы видим реальную картину своих сил, своей энергии, что вот я такой вот гордец на самом деле, вот как я веду себя, как петух хожу, ко-ко-ко ту говорю, надо на самом деле как то поскромнее себя вести ведь кроме меня тут ещё и другие.
00:15:23 [Радиоведущая] Ко-ко-ко.
00:15:25 [Доктор Торсунов] Слоны ходят. (Смеётся). То есть человек начинает понимать свой уровень развития, свои проявления гордыни, как себя вести лучше в обществе, как не надо говорить, то есть у него появляется тактичность в поведении, у него появляется возможность вести себя без насилия, не совершать насилие над другими своими действиями и т.д. То есть смирение, оно более трезвый мир перед человеком открывает и таким образом высбождает огромный потенциал энергии, который человек может направить в какое—то позитивное русло. То есть человек, это определённый вид силы и эта сила, её можно назвать, допустим, трезвость или здравый смысл, способность здравомысленно, то есть с позиции здравого смысла смотреть на окружающий мир. То есть это определённые состояния разума, определённое состояние чистоты разума.
00:13:39 [Доктор Торсунов] И вообще в развитии разума всегда, то есть мы сначала прилагаем какую-то силу к разуму, а потом получаем чистоту. То есть количество переходит в качество всегда, эти черты характера, они всегда перемежаются. Первое, что мы делаем, мы прилагаем силу и ставим себя в покорность по отношению к высшему знанию, то есть мы прилагаем силу, мы говорим: «Я хочу подчиниться высшему знанию, не хочу есть мясо и не хочу вставать поздно с пастели, я не хочу ложиться в полночь, я хочу ложиться раньше, не хочу наедаться на ночь», - то есть я прилагаю силу к себе, хочу подчиниться высшему закону, хочу подчиниться высшему знанию, хочу принять эту концепцию, что Бог всё создал, а не случайность какая-то и т.д. То есть я прилагаю силу, сначала я в это не верю, мне кажется: «Ну, как Бог может это всё создать? Это всё ерунда». Но потом….
00:17:44 [Радиоведущая] Собравшись.
00:17:45 [Доктор Торсунов] … с силой я это как-то принимаю. И в результате такого усилия, что рождается, мы говорили на прошлой лекции? В результате этого рождается смирение. Смирение это качество разума. Это уже определённый вид чистоты. Потом, когда смирение появилось, мы берём эту силу смирения саму и с помощью неё мы развиваем в себе трезвость, то есть трезвость это уже определённый вид чистоты. А дальше, когда мы становимся трезвыми, мы берём и начинаем с помощью этой трезвости мы усилия прилагаем и с силой начинаем смотреть на эту жизнь и видим на самом деле, что в этой жизни мы очень часто проявляем насилие. То есть мы совершаем насилие, говоря грубо с людьми. Мы совершаем насилие, когда не выполняем свои обязанности, совершаем насилие, когда поедаем животных и таким образом, возникает определённый вид чистоты, который называется ненасилие. Об этом будем говорить на следующей лекции. Сейчас мы говорим о трезвости, о том, как человек приобретает способность различать в себе дурное от хорошего. То есть зачатки голоса совести, фактически, они возникают как раз в этот момент, что… развитие разума всегда способность различать, но именно смирение даёт первую качественную возможность себя как личность, понять, как ты себя ведёшь, как раньше себя вёл, как сейчас себя ведёшь. То есть человек, который находится на этой позиции смирения, он постоянно давит на вот эту форточку и пытается добиться, чтоб свет всегда, свет был виден…
00:19:35 [Радиоведущая] Свету, дайте свету
00:19:36 [Доктор Торсунов] Дайте свету, да. Он хочет света и воздуха потому, что он не может уже этой гордостью своей дышать, ему нужно дышать чистым воздухом, и он хочет чтоб было светлее. Поэтому он постоянно держит ручку и давит на своё смирение. В этом состоянии, когда он находится, он очень трезво воспринимает свои недостатки, он как бы, раздваивается у него сознание. Он, с одной стороны, не способен ещё победить в себе проявления некоторые. Например, он иногда грубо говорит или, допустим, грубо себя ведёт, но он иногда автоматически у него вырываются какие-то фразы, иногда автоматически совершает глупые поступки какие-то, переедает, допустим, или ещё что-то делает в этом роде. Иногда как-то не смог вовремя спать лечь, иногда вовремя не встал. Но идея заключается в том, пока он ручку держит и тянет вниз свою гордыню, он всегда понимает насколько это губительно для его сознания, для его судьбы, для его здоровья всё, что он делает. То есть у него есть вот эта догадка, у него есть эта интуиция, она срабатывает. Он какое-то слово сказал, он ручку держит на пульсе, и у него второе сознание его, другое понимание мира, которое он только открывает для себя, он пытается его развить. Оно ему говорит: «Нехорошо поступаешь». А то старое понимание пытается защищаться, но ему не дают потому, что истинное чувство собственного достоинства всегда действует только в том случае, когда человек совершает к нему усилие.
00:21:24 Этот мир устроен таким образом, что низшие гуны, они завладевают нашим сознанием спонтанно. Ну, допустим, мы легли спать, чуть-чуть расслабились, вставать не хотим и нам не надо напрягаться, чтобы лежать в постели, правильно? Нам надо напрягаться, чтобы встать. Поэтому низшие гуны, они естественно. Если, допустим, мы сидим и нам надо писать что-то, допустим, выполнять работу какую-то, то это надо совершать усилие, а чтобы впасть в невежестве и ничего не делать для этого надо просто сидеть, просто расслабиться и всё. То есть другими словами, чтобы попасть под влияние низших гун для этого не надо никаких усилий совершать.
00:22:05 [Радиоведущая] Вообще ничего не нужно делать.
Истинное и ложное эго
00:22:07 [Доктор Торсунов] Да, то есть это всё происходит спонтанно, само собой. И человек попадает под влияние ложного эго тоже само собой. Это вполне естественно для нас в этом мире, попадать под влияние ложного эго. Но вот попасть под влияние истинного эго, чтобы истинное эго завладело твоим сознанием, и ты трезво посмотрел на вещи, для этого надо совершать постоянно усилия, которые называются смирением. То есть надо постоянно ручку разума опускать вниз и говорить себе: «Будь меньше, будь ниже, не гордись собой, ты не такой на самом деле тут великий» и т д. То есть постоянно говорить себе об этом и когда ты эти фразы внутри себя произносишь, то трезвость, она, несомненно, находится рядом, она тут же подаёт свой голос и говорит: «Ну, правильно, ну посмотри, как ты себя повёл, посмотри, как на тебя среагировали, посмотри, как на тебя обратили внимание, что теперь люди будут думать, как это вообще нехорошо получилось по-свински».
00:23:12 И ложное эго, оно может и в страсти себя вести или в невежестве и оно хочет то оправдываться, то просто говорит надо быть сильнее других и т.д. То есть, но истинное эго, когда человек культивирует в себе смирение, оно торжествует. То есть оно всё равно будет подавать голос потому, что смирение, вот этот свет, который проходит через створку окна верхнюю, это не что иное, как энергия сверхдуши. То есть, как только человек смирение начинает в себе вырабатывать, он давит свою гордыню вниз, то в верхней части разума появляются лучи сверхдуши, туда приходит энергия сверхдуши, а это всегда означает трезвость, всегда означает реальное понимание вещей то, что происходит на самом деле. Поэтому совесть, несомненно, торжествует у тех людей, которые культивирует в себе такую силу необычную. Они пытаются подавить свой оправдательный импульс, вот этот инстинкт самосохранения, который заставляет тебя говорить: «Ну, ты же прав, ну ты же правильно всё сделал. Ну, ты сделал всё хорошо». Это очень большая аскеза потому, что на самом деле всегда хочется сказать, свою правду объяснить и доказать и очень больно слышать правду от другого человека, особенно если она идёт против твоей правды.
00:24:50 Откуда возникают скандалы в семье: один говорит одну правду, другой другую правду и обе правды они являются правдами, самое интересное. Принять чужую правду очень больно. А отстаивать свою гораздо менее больно и это с первого взгляда кажется довольно надёжной штукой. Но смиренный человек понимает, что это не выход. Даже если перед тобой глупец, который, правда которого не имеет никакого смысла, то всё равно для того чтобы по крайней мере не уподобляться глупцу, ты должен его правду как-то не трогать, по крайней мере её не противопоставлять свою правду его правде. Допустим, как разумный поступает, допустим, глупый человек говорит: «Ну, я пью потому, что это облегчает мне жизнь, то есть…»
00:25:55 [Радиоведущая] Помогает расслабиться.
00:25:57 [Доктор Торсунов] «Помогает расслабиться, иначе я просто умру от напряжения». Вот и там есть правда, это же правда, он так воспринимает мир. И ты, допустим, если ты действительно борешься со своим эгоизмом, «Ну я же крутой, я не пью, а он кто такой, он же вообще пьянчужка. Я сейчас с ним говорю, то есть я очень гордо себя чувствую в это время». И надо вот эту гордость, взять форточку опускать вниз и первое что человек воспринимает, опуская форточку, он начинает, первое, что он чувствует, что он действительно прав, что он действительно не сможет здоровым быть, здоровым человеком, если он не выпьет потому, что он очень сильно напряжён, ему нужно расслабляться. То есть человека, первое, что у человека приходит к нему голос совести даёт импульс, видение другой картины, картины связанной с состраданием к этому человеку, к заботе о нём, попытки его понять, даже не смотря на то, что деградант, допустим, да. И вот это вот новая картина другая восприятия мира, она очень сильно, колоссально влияет на нашу дальнейшую речь. То есть человек вроде бы мне сказал какую-то фразу оправдательную, и он действовал с позиции гуны страсти или гуны невежества. Но если ты опускаешь свою ручку гордости, хоть: «Я знаю какая, правда. Ты не должен пить, это я тебе сказал…
00:27:31 [Радиоведущая] Это наносит вред твоему здоровью.
00:27:34 [Доктор Торсунов] Это наносит вред твоему здоровью». То есть такой вот.
00:27:39 [Радиоведущая] Нотация.
00:27:40 [Доктор Торсунов] Да. «Человек – это звучит гордо» То есть, я стал на пьедестал почёта. Но когда человек опускает ручку смирения вниз и говорит стоп, давай, опускаем, это всё не правда, это всё лож, так нельзя говорить, то он дальше начинает видеть в другом свете этого человека. В другом свете начинает видеть и после этого его речь, она совсем другую краску начинает иметь, он начинает говорить такие слова: «Слушай ведь и, правда, а как ты вообще без спиртного-то, ты же не сможешь жить» и действительно так. И тот начинает прислушиваться потому, что никогда никто не будет против, если его гладят по шерсти, правильно? Особенно ещё такой разумный человек, порядочный. И любой человек видит, что рядом с ним, тогда в этом случае он признаёт чужое благочестие. Он видит, что перед ним благородный человек стоит, который может что-то ему подсказать в жизни, а он уже замучился, ему тяжело жить, ему нужна помощь.
00:28:50 [Доктор Торсунов] И когда он начинает так говорить, то в этот момент у того человека открываются уши, его разум начинает слушать и дальше по-настоящему благородный человек, по-настоящему смиренный человек ему даст ровно столько, сколько тот может унести. И он может сказать ему, допустим: «Ну, ты знаешь, у меня был такой случай, мне тоже так напрягало, тоже хотелось выпить, и знаешь я разок случайно просто зашёл в храм, постоял там и там такие песнопения такие красивые были, знаешь меня так расслабило. Почему-то после этого мне не захотелось пить». Что-то такое, что-то он скажет ему, что действительно даст ему путь, человеку путь даст. Он, может быть, это не сильно поймёт, но отметит у себя в голове вот у него такой интересный был случай, что он хотел уже выпить, а пошёл там, мимо храма проходил, послушал, и его расслабило, интересно вот я пройду мимо храма…
00:29:58 [Радиоведущая] Психическое напряжение ушло.
00:30:00 [Доктор Торсунов] Да, пойду, проверю, может мне тоже расслабит. Ну, просто интересно проверить, как это работает. И то есть у него уже какой-то механизм вот такой какой-то может быть не на уровне ответственности. Потому что это полный бред, когда такому человеку, у которого вообще нет никакого чувства собственного достоинства, он уже пропил его, его взывают к ответственности: «Ну, у тебя же жена, дети, зачем ты пьёшь?» Какой смысл, у него этого чувства ответственности, у нет понимания жены, у него нет понимания детей, у него этих пониманий вообще нет в природе. Ему нужен другой механизм, который бы помог ему и этот механизм может почувствовать только смиренный человек. Все вокруг благочестивые, но помочь пьянице стать нормальным человеком может только один из них, который знает, что с этим благочестием делать. Он может его высвободить для других людей, и только такой человек может быть счастливым.
00:31:00 [Радиоведущая] Я вчера сидел в парикмахерской, подстригался. И там по радио шла передача об одном человеке, я уже не помню как его зовут. Он вышел из тюрьмы и решил, что он, у него появилась такая замечательная идея: он взял в аренду какой-то бывшее военное училище что ли, что-то такое в аренду взял, у него было достаточно денег и всех людей, которые выходили из тюрьмы, он звал, если им некуда деваться, он звал, им организовывал какую-то работу и первый человек, который к нему пришёл, он просто обворовал. Первый, который пришёл он его обворовал. И так как он тоже из тюрьмы, и он как-то своё чувство собственного достоинства так вот опустил до этого уровня, он просто начал ему потом звонить после этого не обиделся на него, начал ему звонить и так далее, в конце концов, этот человек настолько сильно проникся к нему, в конце концов, избавился от этой преступной жизни. И точно так же он начал приглашать других людей туда и организовалась целая такая община, люди просто жили и им нравилось быть вместе, они там работали и все, кто не находил приюта в этом мире потому, что мало кого такие люди.
00:32:23 [Радиоведущая] С пятном в биографии.
00:32:25 [Доктор Торсунов] Даже здесь не пятно, здесь же само общение. Ну, представьте у человека лицо такое, его способ общаться, его способ жить. Он приходит на работу, допустим, на нормальную, он говорит: «Мужики у вас есть здесь, где устроится, мне так капуста нужна». Вот и, допустим, сразу: «Нет, у нас ничего нету». То есть понимаете, он так живёт, у него свой стиль общения, то есть у него другие гуны в жизни. И мало кто, кому они нужны такие люди по большому-то счёту, а вот там его приняли как человека и дали ему возможность работать, развиваться и т.д. и довели его до определённого уровня сознания, при котором он мог уже дальше в жизнь идти.
00:33:04 [Радиоведущая] Замечательно.
00:33:05 [Доктор Торсунов] Вот такой вот, замечательно. Но попробуйте, допустим, принять тот факт, что тебя обворовывает кто-то, и ты спокойно к этому относишься. То есть он готов, эти люди же не простые люди, они всё что угодно могут сделать, и он прощает этим людям. Представляете, какой уровень сознания у этого человека, что он способен вот это всё терпеть. Ну, допустим, кто-то там укололся, кто ещё что-то сделал, понимаете, это всё надо же сначала человека выводить, чтоб из этого состояния криминального, ты же должен сталкиваться с его жизнью, с его поступками и надо, он же знал на что шёл это же заранее, это очень высокий уровень сознания на самом деле, не каждый человек способен на такие поступки. А что бы быть способным на это, надо иметь силу вот эту вот благочестия, то есть своё смирение поставить на такой уровень, что бы ты от человек мог принять всё что угодно, его воровство, его хамство, его наркотики и всё что угодно, понимаете. Ведь зачастую, почему мать не может спасти своего сына наркомана? Потому что она от своего сына этого не может принять. Она никак не может принять, что он наркоман. Она не может его в этом ракурсе принять, поэтому она никогда не сможет сделать так, чтобы ему помогло. Она не может опуститься до его уровня, она считает это ниже своего достоинства. А достоинство на самом деле не в том, чтобы себя считать выше, достоинство оказывается согласно ведам это в том, чтобы иметь силу и способность понять другого человека.
00:34:40 [Радиоведущая] И принять.
00:34:41 [Доктор Торсунов] И принять, да. В этом заключается и идея. Вот куда надо свои силы применять, чтобы у тебя постепенно возникло чувство сострадания, способность видеть мир другими глазами, глазами принятия, а не глазами отторжения. Поэтому настоящая ведическая культура это не культура гордых вегетарианцев или гордых религиозных людей, которых можно часто увидеть на улице. Не обязательно надо быть и изучать ведическую культуру, чтоб стать гордым человеком, достаточно просто ходить в церковь каждый день, когда человек это делает…
00:35:20 [Радиоведущая] Или хотя бы раз в неделю.
00:35:22 [Доктор Торсунов] Да, когда этот человек, вот он получает какой-то уровень благочестия и первое что у него возникает, если он при этом не развивает разум, первое что у него возникает?
00:35:30 [Радиоведущая] Гордость.
00:35:31 [Доктор Торсунов] Ну, возникает то, что все, кто ходят в храм, они на самом деле деспоты там, демонюги и т.д. и он смотрит на них уже свысока. И чем он от них отличатся?
00:35:42 [Радиоведущая] Да ничем. Он даже ниже падает.
00:35:45 [Доктор Торсунов] Он отличается только тем, что он съел то, что не может переваривать.
00:35:53 [Радиоведущая] Во как.
Кто такие демоны
00:35:54 [Доктор Торсунов] То есть один голодный, он не ходил в храм. А другой сытый, он сходил, но то, что он съел, он пока переваривать не может. Он получил это благочестие, а что с ним делать он не знает, поэтому его распирает как петуха. Но это не является признаком развития в этом вся проблема. На самом деле кто такие демоны. Демоны это живые существа, которые имеют столько благочестия, сколько у них гордости. Да, на самом деле есть полубоги и есть высшие живые существа, которые имеют много смирения, поэтому они признают Бога и признают своё подчинённое положение, не смотря на то, что у них много благочестия. Хотя иногда бывает у них гордость тоже прорывается, но Господь их быстро учит. То есть у них есть возможность учиться потому, что они всегда себя ставят на место, в конце концов. Но кто такие демоны – это живые существа, которые тоже совершали в прошлом благочестивые поступки, но эти благочестивые поступки, они тоже читали молитвы там и всё прочее, но эти благочестивые поступки к чему их привели. К тому, что они начала считать себе выше других, к тому, что они начали чувствовать, их чувство собственного достоинства превратилось в такую глыбу гордости, которую они...
00:37:17 [Радиоведущая] Унести не могут.
00:37:18 [Доктор Торсунов] Не могут не то, что унести, они не могут её даже оценить, то есть что с ними… Они считают себя очень возвышенными людьми, они очень высокого о себе как бы высокого мнения, и они очень низко смотрят на других. И Иисус Христос же боролся на самом деле с этим, он их называл фарисеи, книжники. Кто это такие, это люди, которые не могут переваривать духовное знание, то есть они его берут, но так как они не развивают разум, они просто его кладут в благочестие в своё, то есть они становятся выше других. В ведической культуре есть тоже подобное понятие. Например, смарта-брахманы, кто это такие?
00:38:00 [Радиоведущая] Не знаю.
00:38:01 [Доктор Торсунов] Не знаете, да. Смарта-брахманы - это кастовые брахманы, то есть это люди, которые получают, живут в брахманической культуре, допустим, получают брахманическое образование, но так как у них нет способности развивать свой разум, они этому не учились, они начинают в результате считать себя брахманами от рождения и считать себя на голову выше всех остальных людей. К ним даже прикасаться нельзя. То есть если кто-то прикоснётся к ним, это всё, это значит, что этот человек не уважает, он заявляет на него в полицию там и т.д. То есть идея в чём заключается, брахман, он на самом деле он настолько низко относится к другим людям, настолько себя считает высоким. Они на самом деле, брахманы по рождению, они и внешне отличаются от остальных людей, они же благочестивое рождение получили, у них более светлый цвет кожи, они более интеллигентно сложены, у них более красивое лицо, более приятная речь или и т.д. Но это всё не является признаком развитого разума, это признаки всё благочестивого рождения.
00:39:07 Развитый разум на самом деле начинается там, где у человека есть смирение. И смирение, прежде всего к кому, к тем людям, кто ниже. Потому, что смирение к тем, кто выше проявлять вполне естественно. Это если ты уже даже не смирен по отношению к тем, кто выше тебя, то это признак того, что ты действительно моська, которая лает на слона. То есть это уже совсем низкий уровень развития (смеётся), будем так говорить по нашей классификации. Но если человек способен даже уважительно относится к менее развитым живым существам, к тем, кто рождены, допустим, в низкой культуре вот здесь уже проявляется настоящий разум, развитый разум, чистый разум, разум способный оценивать окружающий мир трезво и способен правильно использовать энергию благочестия, необходимую для построения своей судьбы. Ну, вот в принципе так я более-менее тему раскрыл. Теперь может какие-то у вас, Наташа, есть вопросы?
00:40:25 [Радиоведущая] Подумать надо, чтобы были вопросы.
00:40:27 [Доктор Торсунов] Наташа смирение начала проявлять. Давай спрашивай что-нибудь.
00:40:32 [Радиоведущая] Ну, что-нибудь спросить так вот спросишь надо ж обдумать, что действительно не понятно. Вот у нас сегодня в студии есть гости и у нашего гостя есть вопрос. Вы можете его задать. Спрашивайте.
00:40:51 [Гость] Может ли человек прогрессировать духовно, устремляясь к возвышенным качествам, стараясь их обретать, и при этом замечаешь, что у него всё равно проявляется очень много низких качеств, и он осознаёт это, иногда не может ничего с этим поделать. Скажите, пожалуйста, будет ли когда-то, придёт ли такой период, когда он сумеет с ними справиться, то есть, не перетянут ли его вниз?
00:41:25 [Доктор Торсунов] Ну, если мы говорим о развитии, то мы всегда говорим о развитии разума, прежде всего. Потому, что без развития разума, опять же это не является развитием, а просто приобретением благочестия. Поэтому мы должны разделить эти две вещи: развитие настоящее и развитие просто, что мы надуваемся как мыльный пузырь. То есть идея, в чём заключается, в том, что человек должен очень чётко критерий своего развития обозначить потому, что некоторые люди… Ведь истинно считают, что если, допустим, они ходят в храм и в храме постепенно начинает всё больше и больше уважать, что им дают какое-то посвящение, какой-то сан, что они могут там больше обрядов, ритуалов совершать, что они более высоко ценятся уже всеми окружающими, что они могут, допустим, принимать там причащение или ещё, то есть давать какие-то наставления там и т.д. То есть это, если человек это считает своим развитием, то это является признаком того, что он ничего не понял. На самом деле настоящим развитием является развитие в себе смирения.
00:42:38 То есть если ты видишь, что ты не смотря на то, что тебе начали уважать уже старшие, что тебе даются возможности в храме совершать какие-то ритуалы, что ты на самом деле уже можешь носить какие-то более духовные одежды, что ты на самом деле уже ведёшь более чистый образ жизни и при этом ты всё больше и больше с состраданием относишься к окружающим людям и в себе видишь больше даже недостатков, чем в обычных людях, которые приходят на службу в храм, то тогда в этом случае ты развиваешься правильно. Даже если у тебя ещё остаются какие-то недостатки не имеет значения, они всё равно будут сожжены огнём знания. Но если ты вот развиваешься именно по этому пути, что тебя вполне удовлетворяет тот факт, что тебя начали больше уважать. То есть ты этим удовлетворён, что тебя больше ценят, уважают, что тебе дали посвящение, что у тебя более высокие должности и ты не задумываешься о том насколько ты имеешь много недостатков при этом характере, если ты не задумываешься о том насколько ты начал сильно гордится собой и своим положением, если ты принимаешь это как должное и считаешь, что у тебя в жизни всё нормально, вот это означает, что развитие идёт не по тому пути.
00:44:11 То есть если развитие идёт по правильному пути и человек считает, что он развивается правильно и если он начинает всё больше и больше видеть в себе недостатков и не ставит себя выше других людей, а даже ниже начинает ставить себя, даже ниже тех, кто у него получает наставления, то в этом случае человек развивается правильно и он однозначно преодолеет все свои проблемы, они не задушат его. Но если человек удовлетворён тем, что у него повышается положение в обществе, то в этом случае он находится на опасном пути и, несомненно, в какой-то момент он перестанет замечать в себе те проявления плохих черт характера, которые раньше его очень сильно беспокоили. Как только он о них забудет, они тут же его и прижмут. Вот такой ответ.
00:45:09 [Гость] Иногда проявления вот таких качеств не очень хороших удручает. Где искать источник вот тех знаний какой-то может быть ещё силы, что нужно искать в этой ситуации, чтобы помогать самому себе.
00:45:25 [Доктор Торсунов] На самом деле мы всегда стремимся к счастью, и нам кажется, что если нас что-то удручает это несчастье, это означает плохо. Но человек, который привык к аскетичной жизни, хочет развиваться, он понимает, что вот эти страдания по отношению к своим недостаткам это уж не такая плохая вещь на самом деле и не надо их бояться, не надо хотеть желать для себя чего-то другого. Если ты чувствуешь себя плохо от того, что у тебя есть плохие черты характера это не так уж и плохо в жизни на самом деле потому, что чаще всего мы пытаемся с плохими чертами характера чувствовать себя хорошо. (Смеётся). Вот это уже действительно большая проблема, когда мы заблудились, когда нас… мы набрызгали пыли в глаза, то есть грязи в глаза, взгляд на жизнь залеплен, мы ничего не понимаем.
00:46:19 [Радиоведущая] Надо дворники поставить.
00:46:21 [Доктор Торсунов] Дворники это как раз и есть вот это смирение и боль по отношению к тому, что у меня есть плохого. Не надо этой боли бояться, всё равно пока есть плохие черты характера мы не станем счастливее. Но на самом деле просто мы всегда стремимся к счастью, и хотим больше счастья себе иметь, и это причиняет нам страдание потому, что если есть плохие черты характера, значит уже нет счастья, и мы от этого страдаем. Но это заблуждение. На самом деле это признак инертности нашего мышления потому, что если ты хочешь быть счастливым надо немедленно стать им, надо начать немедленно действовать на благо другим: есть у тебя плохие черты характера или нет какая разница. Если ты действуешь на благо другим, ты немедленно во время этого действия становишься счастливым. И в этом заключается идея как надо жить. То есть пускай меня удручает мои плохие черты характера, если я сижу и удручаюсь это значит, что я просто живу инертно, я не живу так, как надо. То есть надо просто научиться правильно жить.
00:47:28 То есть если у тебя есть черты характера плохие, они тебя удручают, надо просто что-то делать другое, полезное людям и это всё не будет тебе сильно мешать в жизни. Счастье надо искать в деятельности, а не в очищении. Чистота это результат деятельности. То есть мы, допустим, делаем что-то хорошее, делаем, делаем, прошёл год, мы смотрим на себя уже страданий как-то внутри меньше и вот это удручающих факторов тоже меньше как-то стало. Может быть что-то другое начало удручать. Но при этом человек, который активно живёт для других, он совершенно не заморачивается по поводу того как у него много недостатков. Почему потому, что ему счастья в жизни хватает. Он получает своё счастье от позитивной деятельности. Следует понять, что есть люди, у которых настолько много грехов, что если даже они на секунду задумаются о своих проблемах, то им даже жить не захочется, даже жить не захочется. Поэтому если сравнить себя с такими людьми, то становится понятно, что на самом деле есть люди-герои, которые, не смотря на то, что им давно уже в ад пора или там всех убивать и насиловать, они не смотря такое количество грехов, они изо всех сил, без оглядки совершают благочестивые поступки. Ко мне на приём как-то пришёл человек, я по руке определяю, ну, как-то характер человека, карму и на тыльной стороне ладони здесь находится это место по которой видно какая карма входит в ум человека, какие поступки. И ко мне пришёл один человек, и я увидел там карму, вот на этой зоне, что этот человек убийца. То есть я увидел там зверскую энергию уничтожения окружающих людей.
00:49:37 [Радиоведущая] Ну, она может проявляться просто как тирания?
00:49:40 [Доктор Торсунов] Послушайте, что вот на самом деле произошло. Я когда посмотрел в лицо этого человека, я ужаснулся. Я увидел, что передо мной сидит самый настоящий убийца, который убил уже не одного человека на самом деле. И я ему сказал, что мне кажется, в прошлых жизнях вы совершали ужасные поступки, которые приводили к гибели других людей. И он совершенно спокойно мне ответил, что на самом деле вы ошибаетесь потому, что я совершал такие поступки даже в этой жизни. И говорит: «Эти поступки, они затягивали меня всё больше и больше своей петлёй, пока я не взял просто и не разорвал в себе эту силу, которая тянет меня вот к такой уже адской жизни. И я взял просто и начал совершать добрые дела, то есть я раскаялся во всём и стал на другой путь и до сих пор мне этим путём идти очень тяжело, очень тяжело, - говорит - Но даже если я, - говорит, - на секунду задумаюсь о своей жизни и судьбе, то мне захочется или самому удавится, или кого-нибудь прибить». Настолько тяжёлая карма как бы на него идёт, настолько тяжёлые мысли в голову заходит, но этот человек не собирается останавливаться. Говорит: «Я постоянно думаю о том, чтобы сделать хорошего кому-то. Я не хочу прекращать эти мысли потому, что малейшая остановка на этом пути для меня даёт мне большое отчаянье». Действительно я увидел, что какая карма у человека и куда она его тащит. Но он не хочет останавливаться. Это для нас должно быть очень хорошим примером, что на самом деле у нас не так всё плохо. Когда мы останавливаемся у нас не такая дикая идея в голове, что изнасиловать кого-то надо не появляется чаще всего. Поэтому я думаю, что у нас неплохо.
00:51:37 [Радиоведущая] Замечательно. У меня есть вопрос. (Смеётся). У нас всё хорошо вообще, всё прекрасно, жизнь прекрасна, солнце светит.
00:51:46 [Доктор Торсунов] День рожденья.
00:51:47 [Радиоведущая] Олег Геннадьевич.
00:51:49 [Доктор Торсунов] К сожаленью только раз в году. (Смеётся).
Гордость у детей
00:51:51 [Радиоведущая] Вопрос такой. Вопрос касается гордости и упрямства как итог у детей. Проявляется оно с трёх взять возраст, допустим, лет до четырнадцати. Дальше уже как-то.
00:52:05 [Доктор Торсунов] Берём до двадцати пяти лет.
00:52:06 [Радиоведущая] Даже до двадцати пяти, да?
00:52:07 [Доктор Торсунов] У детей, да.
00:52:08 [Радиоведущая] У детей, это всё ещё дети. Вот в данном случае меня интересует, так как я сталкиваюсь со сверстниками своей дочери, это десять лет, и в классе есть дети, которые очень гордые и как бы они мотивирует это тем, общаясь с ними, что если они такими не будут, то просто напросто в школе задавят. То есть будут игнорировать, бить или как-то там третировать. Как в таком случае смотреть на детскую гордость ведь она проявляется и в домашних условиях.
00:52:36 [Доктор Торсунов] Детская гордость это признак того, что у ребёнка много благочестия, но не развит разум. Просто на самом деле, есть такое ведическое представление, что когда мальчик рождается и он ведёт себя очень вот так достойно, вызывающе там, может даже капризничать, отстаивать своё, то есть с ним очень трудно родителям первое время, это значит, что может вырасти очень необычная личность, очень такая серьёзная и работающая над собой и т.д. Просто эту энергию надо родителям направить в нужное русло, показывая собственный пример. Ну, допустим, ребёнок кричит: «Я хочу мороженое!», допустим.
00:53:24 [Радиоведущая] У тебя горло болит, нельзя.
00:53:25 [Доктор Торсунов] Нет. И отец, допустим, говорит: «И я хочу мороженое!» Вот.
00:53:32 [Радиоведущая] И реакция сына…
00:53:33 [Доктор Торсунов] А мама говорит: «Ну, у нас денег только на одно мороженое». Допустим, вот такая ситуация. И отец говорит: «Ну, я хочу, я же большой, у меня больше голода, я больше хочу мороженое!» И сын, допустим: «А я маленький. Но у меня тоже много голода. Я больше хочу мороженое!» Сын это делает на полном серьёзе. А родители просто его чему-то учат.
00:53:59 [Радиоведущая] Подыгрывают.
00:53:00 [Доктор Торсунов] Они не подыгрывают, они его реально учат. И они, и отец просто говорит: «Ну, ладно сын. Хоть я и хочу мороженое, но в этот раз я тебе уступлю. Пускай мама купит для тебя мороженое». И он такой поднимает голову и показывает себя достойным. То есть он уступает. Показывает себя достойно.
00:54:29 [Радиоведущая] Отец.
00:54:30 [Доктор Торсунов] Да. Сын покупает мороженое, ест. Но чувствует, что как бы правда не на его стороне. Он типа вроде бы победил, он победил, но что-то не хватило в этой победе. (Смеётся).
00:54:42 [Радиоведущая] А если ребёнок не чувствует вот этого момента.
00:54:44 [Доктор Торсунов] Он чувствует потому, что в этом заключается идея воспитания. То есть отец, победителем остался же отец по идее, он чувствует себя достойным, а сын всегда смотрит, кто победил. Это такая игра. Дети всегда хотят побеждать.
00:55:02 [Радиоведущая] Хорошо, с дочерью с дочерью как?
00:55:04 [Доктор Торсунов] Точно также. Проявление женского достоинства тоже.
00:55:07 [Радиоведущая] Приведите какой-то пример не про мороженое.
00:55:10 [Доктор Торсунов] Ну, про платье тогда, допустим. Идея в чём заключается, в том, что на таких примерах, когда родители показывают, как можно себя преодолевать и при этом чувствовать себя хорошо, дети будут учиться позитивным каким-то вещам в жизни и потом дальше они сами себя так тоже себя благородно начнут вести, допустим. Сын пожертвует мороженое своему другу и тоже так поднимет голову.
00:55:41 [Радиоведущая] Ну, ладно, жуй. (Смеётся).
00:55:44 [Доктор Торсунов] То есть эта учёба не означает: «Ну, ешь, бери своё мороженное!» то, что матери иногда снисходит до сыну.
00:55:53 [Радиоведущая] А в душе: «Чтоб ты подавился», да.
00:55:55 [Доктор Торсунов] Не то что «Чтоб ты подавился», а: «В следующий раз я тебе не дам». Ну, что-нибудь такое. Но это не работает. Нужно действительно всегда все моменты слабости детей их надо использовать для правильного подхода к воспитанию.
00:56:10 [Радиоведущая] Вот если б знать ещё эти правильные подходы в воспитании. Ну, я думаю, что всё впереди и всё будет замечательно, научимся и будем применять. А сейчас я хочу поблагодарить Олега Геннадьевича и закончить на сегодня лекцию. «Развитие разума. Лекция 12». Олег Геннадьевич, спасибо большое.
00:56:28 [Доктор Торсунов] Ну, конечно с Днём Рожденья ещё раз сказать Наташе и пожелать ей всего хорошего. Потому, что на самом деле я читал для её удовольствия эту лекцию и итогом (смеётся), в итоге мы опять её поздравляем потому, что она нам очень всем дорога. А после лекции, консультации её ждут небольшие подарки.
00:56:55 [Радиоведущая] Как-то становится всё интересней и интересней. Итак, дорогие радиослушатели мы продолжаем, оставайтесь с нами. Консультации в прямом эфире по здоровью и взаимоотношениям Олег Геннадьевич Торсунов. Оставайтесь, оставайтесь с нами.