Уровни сознания часть 1
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:14 Итак, сегодня я хочу продолжить лекцию по развитию разума, и в прошлой лекции я говорил об уровнях сознания и не закончил эту тему. Вспомним, что первая лекция была посвящена строению тонкого тела, вторая лекция мы беседовали об ана-майя, то есть это уровень сознания, при котором человек телесное сознание, какие-то желания связанные с телом, когда сознание пропитывает тело, ставит своей целью жизни. В результате этого, его разум, он поглощен именно этими идеями телесными и ему очень трудно человеку оторваться от этого психически. В результате все его функции психические, физические, физиологические, они связаны с телом. Все функции, связанные с телом, они приобретают огромную силу в его психике, то есть ему очень трудно, допустим, вообще сдерживать себя в пище, или очень трудно сексуальное желание сдерживать. Или очень трудно, допустим, не спать, если ему хочется спать, то есть сознание настолько сильно приковано к телу, что человек становится рабом тела, фактически, телесных желаний.
00:01:31 На уровне прана-майи человек не может победить своё тело, сдерживать его желания, но при этом ему очень трудно не двигаться, действовать на уровне ума. То есть ему надо обязательно что-то делать, двигаться, он должен выполнять какие-то действия, или, допустим, если его сознание избаловано, то ему хочется делать то, что ему нравится, движения, которые ему нравятся, только эти и все. Он может, допустим, в игры какие-то играть, там в теннис бегать играть, или ещё что-то делать такое, что ему нравится, допустим, даже зарядку, но если его заставить картошку копать, он не захочет (Смеется)
00:02:19 Это тоже уровень сознания прана-майя. Некоторые другие люди способны трудиться хорошо, у них есть на это сила и возможность это значит, что уровень прана-майи этого сознания у них более-менее очищен. То есть сознание пропитывает этот уровень сознания, но эгоизм не так сильно, ложное эго не так сильно касается этого уровня сознания праны. В результате этого человек любит трудиться. Он делает пользу большую своей жизнью, и он способен много сделать хорошего, полезного, но ему очень трудно, допустим, думать о чем-то, или ему очень трудно делать выводы, потому что это другие уровни сознания.
00:03:05 В результате жизнь тоже не становится успешной, потому что работать же можно совершенно глупо, мы знаем примеры, когда человек работает всю жизнь и не достигает никакого успеха от этого, даже материального, то есть он за гроши просто жалкие работает. И тем более духовный успех, конечно, он по природе такой человек бескорыстный, если он трудится, он чист по природе, но это не дает удовлетворения слишком глубокого, потому что, в принципе, уровень сознания прана-майя означает определённый все-таки животный уровень сознания, потому что это как раз то сознание, в котором активно живут собаки, допустим, антилопы, животные, которые любят двигаться, тигры и т.д. птицы, то есть как раз этот уровень сознания прана-майи, когда движение – это основа жизни.
00:04:04 У человека, все-таки, сознание развито более тонко и глубоко, и человеческая форма жизни она считается разумной. Это значит, что сознание доходит до уровня разума. То есть оно там уже активно себя проявляет, а мы знаем, что между разумом и праной ещё стоит ум. То есть и мы начали на прошлой лекции уже это обсуждать, что, в принципе, уровень мана-майи, то есть «мана» означает ум, «майя» означает покрытие, то есть оболочка. То есть на уровне тонкого тела ума сознание принимает такие свойства, похожие на ум. То есть сознание когда соприкасается с умом, а почему оно соприкасается с умом мы говорили на прошлой лекции, потому что разум этого хочет.
00:04:57 Если человек поставил своей целью, он считает, что счастье – это быть умным, допустим, или много знать – это счастье. Некоторые люди считают, что счастье – это двигаться уметь, то есть быть активным в жизни, активная жизненная позиция – это счастье. Высшая цель в жизни – это научиться какому-то труду, стать мастером спорта, достигнуть олимпийских рекордов. Это значит, что человек находится на платформе прана-майи. Также платформа прана-майи характеризуется тем, что человек добивается вообще в жизни просто успехов.
00:05:34 Успех, сама идея успеха, она имеет тоже природу активности, то есть надо быть очень активным, надо много психической энергии тратить, чтобы достигнуть успеха. Здесь тоже затрагивается прана-майя, но успех может быть и на уровне мао, на уровне разума, и даже чтобы победить всех в пище, тоже надо много энергии иметь (Смеется) затрагивается уровень прана-майи. В целом, вот этот уровень прана-майи, он очень сильно освещен в Книге рекордов Гиннеса. То есть кто кого переплюнул, перепрыгнул, кто съел больше самолетов… (Смеется) как раз вот тот вид совершенно сумасшедшего применения своему сознанию, постановка цели в жизни, это – плюнуть дальше других. Это очень возвышенная цель (Смеется) можно в следующей жизни очень запросто родиться верблюдом, потому что он очень хорошо плюет. (Вопрос ведущей): Олег Геннадьевич, а если человек не хочет, не любит трудиться, но он вынужден, в силу обстоятельств, двигаться постоянно, работать тяжело, это значит, что он находится на уровне каком? На уровне прана-майи он находится, да, но у него сознание пропитывает прану, психическую энергию, вместе с эгоизмом, то есть он другого выхода в жизни не видит, он понимает, что надо трудиться физически, у него другого выхода нет.
00:07:02 Это значит, что он на этом уровне сознания находится, но он не достиг просветления на этом уровне сознания. Допустим, есть тоже люди, которые не видят другого выхода в жизни, как, допустим, они вообще ничего не хотят делать, в принципе, и даже трудиться физически, и они просто валяются на улице, допустим, попрошайничают, ещё что-то делают. Они хотят кушать, но они не понимают, что даже для этого, вот не понимают слишком сильно, что для этого надо работать. Они понимают, что вот попросить, если сильно поплакать – дадут. Ну, то есть возможно такое тоже, я не говорю про там, искалеченных, инвалидов, сильно пожилых людей, которым просто нужно для поддержания жизни. А есть же молодые люди, которые, в принципе, могут работать, но не хотят совсем. Или есть бандиты, которые готовы тебя прирезать из-за денег, то есть это тоже прана-майи очень примитивный уровень, когда человек удовлетворяет свои животные потребности ценой жизни других людей там, ну или ценой насилуя их и так далее. То есть самый примитивный животный уровень сознания, когда человек готов убить или искалечить другого человека ради удовлетворения своих насущных потребностей.
00:08:19 Мало кто, допустим, для удовлетворения своего интеллекта, насилие совершает. Это очень редкий случай. В основном, все насилия какие-то, это изнасилование, это, то есть ради сексуального желания, это ради того чтобы разбогатеть, человек насилие совершает, ради денег – это уровень прана-майи, кстати, деньги – означают прана – психическая энергия. И, в основном, ана-майя, прана-майя – самые низшие уровни находятся в людях в невежестве, они на этом уровне сознания живут.
00:08:53 Уровень прана-майи и мана-майи – это уже уровень страсти. То есть, страсть означает, что человек имеет какие-то цели вне себя уже, то есть это немножко другой подход в жизни. Если человек находится, его цели находятся внутри себя, – это невежество; ну, имеется ввиду, внутри грубого тела. Не внутри себя, души там, внутри разума, а внутри грубого тела. Это значит, что человек в невежестве, то есть его цели – это самые такие животные, примитивные способы жизни. Если человек ставит себе внешнюю материальную цель, то он уже в страсти находится. Он начинает вести себя очень бурно в жизни. (Обращается к аудитории) То есть, ну какие цели внешние мы знаем? Достижение богатства – это внешние цели, дальше, внешними целями бывают также: достижение большого знания материального мира, то есть, допустим, человек хочет стать большим ученым, изучать там законы физики, химии, ещё какие-то законы, он хочет все узнать. Это уровень ума, это не уровень разума, потому что разумный человек, он, прежде всего, задаст себе вопрос: а зачем мне это надо, вот это все изучать?
00:10:07 Если, допустим, ученый скажет: «Ну как зачем? Для того, чтобы стать славным, прославиться в этом мире, занять большое положение в обществе, иметь много денег». Это все один и тот же уровень сознания, означает мана-майя. То есть, прана-майя и мана-майя, вот там, где-то между двумя этими уровнями находится. Если человек хочет денег – это прана-майя, если человек хочет славы – это уже мана-майя, повыше уровень сознания, то есть слава означает, что где-то функция ума [неразборчиво] то есть человек когда погружает сознание в свой ум, то у него появляется способность с помощью ума побеждать других. То есть славным обычно… ну, дурак славным не будет. (Ведущая) Не будет. Да, то есть если у тебя на уровне прана-майи сознание находится, ты можешь, допустим, много работать, но стать славным человеком – для этого уже надо как-то мозгами шевелить. (Смеется). Нужно иметь уже какие-то умственные способности достаточно сильные. И люди этого мира, в основном, находятся на уровне мана-майи, большинство людей. Почему? Потому что, ну посмотрите вокруг, чем люди занимаются? Они занимаются тем, что они достигают каких-то успехов в жизни, в основном. (Ведущая) Да. Ну в этом материальном вокруг нас вот, допустим, какие успехи могут быть? Мы уже перечислили: это стать большим ученым, стать очень известным человеком, допустим, власть обрести, то есть стать человеком, который управляет другими, иметь богатство. Дальше: стать человеком, который способен побеждать других в чем-то, допустим, да? Ну, то есть, это уровень мана-майи все, потому что человек таким образом, когда он стремится к этому, у него сознание, оно проникает в определённые сферы ума.
00:12:10 Ну для того, чтобы, допустим, обрести власть, что нужно для этого? Иметь определённые черты характера, человек развивает в себе характер. То есть для этого ему надо иметь очень твердый характер, выполнять все обещания, обеты свои, которые ставишь, дальше: для достижения власти человек должен быть психически сильнее других, он должен быть очень терпеливым, выносливым, он должен быть смелым – без смелости власти не бывает – то есть, он должен побеждать других людей во всех отношениях. Дальше: он должен обладать остротой мышления, очень быстрым реагированием на все. Он должен иметь хорошую память, потому что иначе просто он не сможет сориентироваться быстро в ситуации. Знать законы тоже он должен, чтоб манипулировать ими и так далее, то есть, чтобы иметь власть, надо очень много черт характера иметь. Черты характера означают развитый ум, означает сознание уже сильно погрузилось в ум. Чтобы характер был развит, для этого надо реально очень сильно сознание в ум погрузить. Но черты характера… допустим, у меня есть ответственность. Это ещё не значит, что я в духовном плане ответственный. То есть ответственность на уровне ума действует, функционирует, но она не имеет чистую природу, потому что по-настоящему ответственный человек – это человек, ответственный за судьбы других людей, ответственный за свою жизнь, за свою судьбу, ответственный перед Богом, ещё более высокий уровень ответственности означает духовная ответственность, уже стоящая выше всех уровней сознания наших вот именно таких, связаных с нашим тонким телом. Это уже ананда-майя, самый высокий уровень сознания.
00:13:57 И, на самом деле, люди, развивая свой ум, поставив целью своей жизни развитие ума, развитый ум, достижение вот всех перечисленных успехов, они находятся не в благости, это уровень страсти. Страсть означает состояние сознания, при котором человек не способен полностью себя контролировать. То есть он обычно перевозбужден, то его чувства обычно очень внешне ориентированы, то есть ему очень трудно в себе разобраться.
00:14:30 То есть, есть два способа вообще воспринимать мир: мир, восприятие мира через призму совести, голоса совести, когда чувства обращены глубоко внутрь, человек сравнивает истину, которая находятся внутри себя, со своими поступками. То есть вот я поступил и думаю. Дальше ему надо сосредоточиться и понять: я правильно поступил или нет? Это означает внутреннее сознание, внутренняя работа сознания. Есть внешняя работа сознания, когда человек особенно не сосредотачивается на совести, он сосредотачивается на успехах, то есть его критерий его поступков: как к нему относятся другие люди. Ну, допустим, я тебя уважаю, ты меня уважаешь, мы уважаемые люди (Смеется) – вот это вот шутка смешная. Но на самом деле критерием истины является ведь что-то другое, потому что мы можем, допустим, уважать друг друга не совсем искренне, правильно? То есть просто нам надо друг друга уважать, чтобы как-то жить в этом мире. Мы уважаем друг друга, потому что мы боимся не уважать. (Смеется) [неразборчиво] мы можем потерять положение в обществе и так далее.
00:15:36 Но люди, которые находятся в страсти, они искренне, абсолютно убеждены искренне, что если их все уважают, значит они живут правильно. То есть если вот меня все окружающие уважают, то я живу правильно. Но насколько они действительно уважают – это уже другой вопрос. (Ведущая) То есть они об этом даже не задумываются или они как бы не хотят об этом задуматься? Чтобы не разочароваться? Чтобы захотеть задуматься, для этого надо понимать, что это такое – задумываться. (Смеется) То есть, не у всех функция эта глубоко работает. Мы задумываемся о целях, успехах в своей жизни, да, но задумываться о том, правильно ли я вообще в жизни поступаю… Все люди так или иначе об этом задумываются, но в какой степени – это вопрос, потому что, допустим, человек руководит людьми, он реально, он уверен очень в себе, то есть ему очень трудно задуматься глубоко, правильно ли я поступаю, потому что все считают, что я прав. Большинство людей, мои друзья говорят, что я прав, все вокруг, что я прав. Ну вот, допустим, по существу, я совершил поступок какой-то – наказал преступника. Ясно, что я прав, и здесь даже сомнений никаких нет, но веды говорят, что сомнения есть, потому что если ты поступил со злобой, наказал его со злобой внутри – значит, ты греховный человек, значит ты… этот преступник, он не поймет, что ты правильно поступил, потому что ты, в твоем сердце не было доброты к нему внутренней. Внешне ты должен его наказать, это факт, здесь нет никакого спора. Но если ты внутри сострадания не проявил к нему, своё сострадание, это значит, что этот человек сядет в тюрьму, но он все время будет со злобой думать о тебе, он никогда не поймет, что ты хотел ему сделать что-то полезное в жизни.
00:17:28 Таким образом, это пребывание его в тюрьме, оно не дает никакой пользы в этом случае. Человек просто озлоблен и он реально не чувствует себя виноватым. Он чувствует, что его хотели наказать, потому что его ненавидели, а не то, что ему хотели что-то полезное сделать. То есть уровень мана-майи – это такой уровень сознания, при котором нет душевных отношений, нет глубокого понимания вещей, потому что люди, они общаются языком бизнеса друг с другом, дома они стараются не трогать друг друга, стараются какие-то формальные вещи соблюсти, чтобы близкий человек тебя не трогал. Не трогал, другими словами не приносил тебе страданий. То есть такие люди, они могут жить двадцать лет, допустим, друг с другом, и они реально не способны быть близкими друг другу. Они близкие, да, то есть у них есть половые отношения, у них там есть дети, это факт. В этом плане как бы кажется, что они близкие, но они не способны открыть друг другу сердце, потому что на уровне мана-майи сердце не открывается.
00:18:36 Человек даже может очень много эмоций проявлять очень сильно, он может эмоциональным быть. Вот, допустим, одна из проявлений мана-майи – это все виды творчества находятся на этом уровне, кроме духовного творчества. Есть духовное творчество – это более высокий уровень, и есть много видов творчества – поэзия, допустим. Если она не затрагивает аспекты высшей истины, то эта поэзия обычно что описывает? Природу (уровень прана-майи), чувственную деятельность человека – любовь, допустим, между людьми. Зачастую, часто это бывает не слишком высокий уровень. Конечно, бывает и высокий уровень любви. Мы знаем: в поэзии есть любовь, которая это самопожертвование, это уже ближе к духовной платформе. Но часто это бывает просто сексуальное желание какое-то, или желание насладиться, особенно сейчас, песни такие в основном, на эту тему поются, там: «Я тебя любила, я тебя разлюбила, больше мы тебя не любим, там, плюнем, поцелуем, там…» В общем, ну такой, очень примитивный уровень сознания.
00:19:46 (Ведущая) Но это пользуется спросом. Потому что люди-то как живут, в основном? Они, в основном, находятся во внешнем сознании. То есть внешнее сознание означает: мы ставим внешние цели в жизни, вне себя, цели вне себя, не понимая, что счастье находится внутри, оно не вовне находится. Допустим, человек миллионер, он достиг – очень много денег у него, но если он не поймет, что счастье внутри находится, он так и не будет счастливым, потому что он будет себя окружать людьми, которые будут ему улыбаться; хорошо, очень хорошо. Действительно, богатые люди способны окружить себя людьми, которые могут вести себя очень уважительно, это факт. Вот подойди к любому богатому человеку и его окружают люди, они очень уважительно ведут себя. Даже жена и дети, все могут вести себя очень… потому что он имеет власть, силу, может лишить человека, допустим, своего богатства, части своего богатства, и человек от этого страдает, поэтому он боится этих всех страданий. И поэтому он тебя уважает. Но является ли это сердечными отношениями? Как вы считаете? (Ведущая) Не обязательно. Миллионеры, они, наверное, всегда в сомнении: любят меня за деньги или за то, что я вот такой…
00:21:03 Это для них самая главная тема, на самом деле. Потому что любой богатый человек задает себе только один вопрос больше всего в жизни: что этому человеку нужно – мои деньги или я? И чаще всего – именно деньги, как ни странно. Но если этот богатый человек имеет чуть-чуть более высокий уровень сознания (потому что не факт, что именно деньги его привлекают, он мог просто заработать деньги в силу своей благочести) то есть человек благочестивый – ему легко деньги даются в жизни. Почему? Потому что он всем нужен. Когда человек всем нужен, то, естественно, у него есть средства на жизнь, это естественным образом так происходит. Потому что он служит всем и он всем нужен. Но это уже другой уровень сознания, это уровень сознания уже вигиана-майи, то есть уровень сознания разума, разумное существование. Разумное существование означает: стать выше, выше каких-то внешних проявлений счастья. Ну, мы чуть позже об этом поговорим.
00:22:04 Итак, мана-майя. Какие ещё проявления мана-майи мы знаем? Это чувственная деятельность находится на этом уровне, на уровне ума. И, допустим, мы очень изощрены в чувственной деятельности вообще. Мы пытаемся какие-то яства приготовить, там, слишком вкусную пищу, чрезмерно, допустим. Мы пытаемся как-то насладиться отдыхом изощренно, там, допустим, какие-то сверхкомфортные условия там, все прочее. Без понимания чувственной деятельности человек не способен на это. То есть, ему надо реально понять, как чувства работают. И он, допустим, какие-то возвышенные произведения; мы ходим в театры, в кино. Там, допустим, если все изыскано, возвышенно, деликатно, имеется ввиду «возвышенно» – означает «утонченно» в данном случае, не идет речь о той возвышенности, которая реально ведет к чистоте и к каким-то глубоким проявлениям нашей натуры. Но мы говорим о той возвышенности, которая означает утонченность.
00:23:12 Ну, допустим, есть аристократическое общество, да? Аристократы, они находятся на платформе мана-майи, большинство, в большинстве своем, я не говорю про всех, но в большинстве своем, они такие. На какой платформе человек находится можно определить очень просто: чем он занимается в свободное время? (Обращается к ведущей) Вот чем он занимается? Чем, в основном, аристократы занимаются в свободное время? Ну давайте, перечислите. (Ведущая) Гуляют. Гуляют, допустим, по Бродвею, то есть… (Ведущая) Приемы устраивают. Друг другу приемы устраивают. Дальше. (Ведущая) Покупают картины дорогие. Дальше. Потом показывают их. Дальше. Они беседуют друг с другом. (Ведущая) Да. На темы, которые приятны всем, да? Они ходят в театры, какие-то, допустим, элитные произведения, там что-то такое элитное, очень утонченное. Они пойдут, допустим, вот, там фильм смотреть, такой, пошлый какой-нибудь, или нет? (Ведущая) Нет. Нет, они не пойдут. Они будут что-то смотреть такое утонченное, чтоб там тонкий юмор был и так далее. Это все проявление самого изысканного проявления, это все виды самого изысканного проявления мана-майи – уровень ума. Вот, допустим, такой аристократ начнет слушать мои лекции. Так, первое, что он услышит – картавит. Второе, что он услышит – язык не точный, не четкий, спотыкается, там, какие-то проблемы с речью, не совсем «чисто московский» говор, выговор не совсем московский.
00:24:48 Дальше. Иногда логика уходит в сторону. Потом, есть какие-то всевозможные слова: «так», «а», там, ещё что-то, которые мешают. Ну, все, что, зачем слушать этого человека? (Смеется). Никакого смысла и интеллект низкий, то есть определение интеллектуальности – это насколько человек (Ведущая) Правильно… правильно ставит свою речь, насколько человек способен очень деликатно говорить, никого не задевать. Допустим, пошутил по поводу кинотеатров, ну, значит, он недостаточно образованный человек, потому что в кинотеатрах могут идти и какие-то возвышенные произведения, там. Я не против этого, но я сейчас говорю в целом об идее. И аристократы, у них есть своё общество, допустим, да? То есть, в которое ты не попадешь, если ты неправильно одеваешься, неправильно себя ведешь. Одно слово не так сказал – все, значит ты не член этого общества аристократов. Вот. И поэтому там очень... особо не расслабишься. (Смеется). Там надо реально вести себя очень сдержанно и вести себя надо сверхкультурно и так далее. Не дай Бог, ты затронешь какие-то вопросы, которые кого-то беспокоят реально в жизни, уже неделикатное поведение, так?
00:26:04 То есть, это уровень мана-майи, то есть ум в данном случае работает как внешнее сознание. Ум, конечно, может и работать достаточно глубоко, реально наш ум может нас привести к очень возвышенным вещам, если он соприкасается со сверхдушой. Ум, в конце концов, это шестое чувство, то есть он может работать как шестое чувство, познание, то есть восприятие тонкого мира, как раз на уровне мана-майи восприятие тонкого мира очень обострено. То есть, вот эти все люди, находящиеся на уровне мана-майи, на платформе мана-майи, они очень тонко воспринимают тонкий мир. Это глубокая поэзия, допустим. «Унылая пора, очей очарованье, приятна мне твоя прощальная краса». Про осень, «прощальная краса». «Люблю я пышное природы увяданье». То есть пышное что-то значит, что кажется, что-то такое расцветает как будто, а он – природы увяданье, подчеркивает. « В багрец и золото покрытые леса». И я даже слова такого «багрец» не сразу не вспомнишь, да? (Ведущая) Да. И золото, допустим, леса можно сказать, если меня спросят: «Какой лес осенью?», я скажу: «Желтый!». А, допустим, Пушкин говорит: «Золотой». Представьте, насколько ум утончен, насколько утонченная психика у этого человека. Это феноменально просто, невозможно такой стих написать, вот просто, взять и написать, это невозможно, это феноменальное утончение восприятия мира.
00:27:44 На уровне мана-майи люди достигают такого уровня, они способны создавать шедевры искусства, когда человек реально чувствует очень тонкое понимание вещей, понимание пространства, понимание музыки, понимание поэзии, понимание движения, танцев, просто так это танец – это уже не прана-майя, это уровень мана-майи. Человек не может так станцевать тонко, если он просто двигается. Для того чтобы станцевать, для этого надо очень изыскано двигаться, очень тонко, и глубоко понимать суть каждого движения. Таким образом, развитый ум, он вводит нас в тонкий мир в целом, то есть мы начинаем понимать язык жестов, эмоций, понимать язык всевозможных изречений иносказательных, чем тоже пользуется светское общество. Допустим, тебе не скажут там, что ты балбес, как у нас, допустим, у простых людей, (Смеется) не скажут в светском обществе. Скажут тебе: «Вот ты сколько классов закончил образования?». То есть это уже, ну как тебе ответить? Ты скажешь: «Я, у меня высшее образование, институт я закончил». Но сам вопрос: «Сколько классов закончил?» означает, что о твоем институте уже речи не идет. (Смеется) (Ведущая) Не доучился. Ну да, то есть там вопрос уже на него не ответишь, то есть там надо просто промолчать и все, потому что, если тебе сказали, спросили, ты сколько классов закончил, это значит, что ты уже балбес. То есть здесь необязательно называть все вещи своими именами, то есть светское общество, оно обзывает вот таким вот образом. (Смеется) Ну вот лично для меня, насколько вот мне… мне хоть скажи: «Ты балбес», хоть спроси, сколько классов закончил, я не вижу никакой разницы, это одно и тоже. (Смеется) То есть это, и то, и другое – обзывательство, фактически, просто по-разному сказанное.
00:29:39 Поэтому надо понять, что аристократизма без совести не бывает. То есть настоящие Веды описывают настоящее понятие аристократизма. Аристократизм, или разумность человека, или цивилизованность человека определяется, прежде всего, его способностью контактировать со своей собственной совестью. Если человек реально совестливый, если он способен понять, что он не прав по отношению к кому-то, извиниться, глубоко осознать эти вещи, это значит, что он – аристократ. Это значит, что он глубоко интеллигентный человек. В противном случае, просто вести себя как-то воспитанно, культурно в обществе, этого ещё недостаточно. Это нужно, это факт, что я не высмеиваю эти вещи в полной степени, хотя это иногда доходит до абсурда. То есть иногда это становится просто… вот это вот манерное поведение, оно простым людям кажется смешным. Но люди, которые находятся в этом манерном обществе, им кажется, что так и надо себя вести, по-другому никак. Но у человека, которого реально совесть работает, голос совести работает, или голос истины, его называют по-другому, он смотрит, и ему кажется, что в таком поведении есть элементы чего-то такого напыщенного. (Ведущая) Искусственного. Искусственного, да, то есть что здесь нет настоящей жизни, настоящей чистоты.
00:31:02 Поэтому не факт, что более воспитан тот человек, который знает вот эти все манеры. Иногда простой деревенский человек может быть более воспитан в том плане, что он очень глубоко совестливый, что он реально способен жить по совести. Вот эта способность жить по совести означает разумное существование, это более высокий уровень сознания, когда человек способен отказаться от внешних целей жизни. То есть жить по совести очень тяжело тому, кто рвется к этим внешним целям, к этим внешним результатам. «Мы верим твердо в героев спорта, нам победа, как воздух, нужна; мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена». Если, допустим, ну неважно, это спорт или это в работе, если мы хотим рекордов, если мы наши имена хотим там чтоб были, мы ещё подумаем, стоит ли говорить правду или нет, потому что иногда правда тебе никогда не даст никаких шансов имя твоё чтоб там было. Правда здесь уже мешает, потому что она портит репутацию. (Смеется) Поэтому люди, которые хотят «звонких своих имен», чтобы их имена стали очень звонкими, вот, для этого человеку очень трудно быть совестливым. Здесь это реальное препятствие.
00:32:30 И поэтому вигаиана-майя, или уровень разумного существования начинается с того момента, сознание именно пропитывает разум, в основном, это происходит с того момента, когда человек способен отказаться от внешних целей жизни, и целью своей жизни поставить какие-то более внутренние, более важные ценности. Внутренние в данном случае означает не кишечник, ни поджелудочная железа, ни печень, то есть, цель моей жизни – вылечить печень. Это не внутренние ценности, это означает уровень ана-майи, то есть уровень животного существования. Животные тоже больше всего в жизни боятся, чтобы их повредил кто-то.
00:33:14 Но наша цель совсем другую природу имеет, внутреннюю. Внутренняя – означает, что она, так или иначе, соприкасается с голосом совести, с голосом истины. Внутреннее означает, в данном случае «не внешнее». И, согласно ведическому знанию, интроверт… согласно современной психологии – это человек немножко шизофреничный такой, есть даже такой термин «аутизм». Аутизм означает, что человек очень замкнутый в себе, ему очень трудно понять, что вокруг происходит. То есть он находится внутри себя, как бы такой, в своей тарелке живет. И он немножко такой рассеянный, или сильно рассеянный, бывают такие формы аутизма, когда человек вообще дебилом становится, он вообще не понимает, что происходит вокруг. Это не означает «интроверт». Интроверт, согласно ведической философии – это человек, который способен очень глубоко сосредоточиться на своих каких-то внутренних ценностях (экстраверт – интроверт). И именно с этой позиции, но, конечно, интроверт – это и тот, кто находится в вот этой вот оболочке своего эгоизма и не хочет считаться с другими людьми. Это признак тупости полнейшей, то есть невежества. Есть другой тип интровертов.
00:34:40 А современная психология считает, что вообще быть интровертом – это очень сильно способствует развитию психических болезней; надо как-то отвлечься от этого всего, копаться внутри – означает с ума сойти чаще всего. Но Веды говорят, что если человек сравнивает все с голосом совести, он становится трезвейшим из трезвых, он никогда ни то что не заболеет психической болезнью, он никогда даже от состояния трезвости и понимания вещей не отойдет, то есть он будет все понимать, так, как есть. У него не будет никаких сомнений, никаких вопросов, как внутри себя, как в своих поступках, так и в поступках других людей. Он никогда не будет в иллюзии, то есть, допустим, у нас есть много желаний, желания нас вводят в иллюзию часто. Человек, когда он пошел на поводу у своих желаний, разум то есть подчинен желанию – все, это значит, что человек попал под влияние иллюзии. То есть, и в этих состояниях мы все глупости в своей жизни делаем.
00:35:46 Но если разум человека постоянно, если сознание человека постоянно сосредоточено на совести, то есть человек хочет знать, что такое хорошо и что такое плохо, это означает всегда внутреннюю направленность сознания, то есть человек счастья ищет вот именно в совести своей и внутри себя, это всегда означает внутреннюю направленность сознания, и это уже уровень сознания выше мана-майи. Этот уровень сознания называется уровень разумного существования, когда мы своё сознание направляем на разум для чего? Мы считаем, что главное в своей жизни – это правильно поставить себе цель. Не просто выбрать ту цель, которой люди живут, те цели, которыми общество живет, это как все, то есть не надо выделяться – это уровень мана-майи, социализация человека в жизни.
00:36:40 Ну, допустим, человек из деревни приехал, он, допустим, вышел на улицу, и он выглядит не как все, у него какая-то рубаха, там, до колен, он такой, в рубахе узорчатой вышел на улицу, у него, допустим, волосы заплетены сзади в пучок какой-то, глаза такие широкие, открытые, спокойный взгляд такой. Вышел, допустим, в каких-то широких штанах и пошел, допустим, по Арбату. Ну, ясно: или сектант, или дебил, одно из двух. (Ведущая) [неразборчиво] Да. Люди не будут считать его нормальным человеком, если он в такой одежде идет. Потому что он не социальный, асоциальный тип. Но если посмотреть, допустим, ему на лицо, то можно увидеть, что там есть признаки глубокой социальности, то есть он сострадательно… (Обращается к аудитории) Вот, в чем социальность заключается? В том, чтобы холодно улыбаться друг другу? Или в том, чтобы говорить какие-то ключевые фразы? «Привет!» «Привет!» «Как дела?» «Как дела?», то есть «До свидания. Желаю удачи». То есть это не признак социальности. Признак социальности – это когда ты имеешь сострадание к окружающим людям – это главный признак социальности.
00:37:55 В чем ещё может быть социальность проявляться? Ты способен помочь другим людям, всегда активен в помощи, по-доброму настроен. Доброта означает принятие недостатков другого человека. Доброта – это не означает, что ты улыбаешься мягко. Это означает, что ты реально способен принять недостатки другого человека в своей жизни. Не разозлиться на недостатки, потому что не разозлиться на что-то приятное все могут, это не признак доброты. (Смеется) Признак доброты – если ты недостаток принимаешь человека в свою жизнь, что ты способен его простить. Это означает доброта. Вот эти признаки социальности и глубокой интеллигентности, не воспитываются с помощью принятия внешних целей никогда, то есть человек не сможет истинных черт характера достичь в жизни, если он находится на платформе мана-майи. Если его сознание все поглощено, находится в уме, и все выходит наружу через чувства, которые являются щупальцами ума, то есть его проявлением ума, сознания, если все проходит, выходит наружу через чувства и целью жизни вот эти вот чувственные ощущения ставятся, то есть машина, дача, социальное положение, то есть тонкие какие-то цели в жизни, внешние, социальные… Слава – это что такое? Это тонкое достижение, не грубое, славу же не пощупаешь, но она есть.
00:39:16 Нельзя сказать, что у человека есть положение в обществе, допустим. Есть, а где оно, пощупайте, где положение в обществе? Корка? Ну, можно корку напечатать, но это положение в обществе не сделает. (Смеется) Генеральские погоны некоторые вешают, там, это не сделает положение в обществе, если ты так как-то нарядишься, над тобой наоборот будут смеяться. Положение в обществе – это вполне реальная вещь. Если человек его имеет, у него печать даже на лбу, то есть и он виден, что он не простой человек, у него есть какое-то положение в обществе. Если человек придёт в чужое незнакомое место, и, допустим, он просто покажется на глаза, уже возникает такая… ну, если конечно ты совсем уж ненормальный, ты не обратишь на это внимание, но чуткие люди, внимательные, они заметят, что этот человек ведет как-то себя особенным образом. Он ничего не боится, то есть он реально чувствует силу свою, это значит, что у него есть положение в обществе. (Обращается к аудитории) Да? (Ведущая) Угу. Но положение в обществе, оно, хоть оно и дает силу, и дает возможности, там, и так далее, положение в обществе, оно не означает разумное существование.
00:40:31 Конечно, разумному человеку легче добиться положения в обществе, но положение в обществе ещё не означает разумное существование. Это уровень мана-майи. Ты можешь достичь этой тонкой цели (это тонкая цель), ты можешь её достичь с помощью работы ума, деятельности ума. Делать то, что этим нужно, делать то, что тем нужно, то есть как-то взвешивать свои поступки, там, что-то делать, думать, накопить много знания. Знание, в данном случае, не означает уровень разума: там тоже знание находится, но другое знание, знание реализованное, знание, которое изменяет человека полностью всю его жизнь, судьбу. В данном случае копится какое знание? Развивается память о фактах, которые происходят. Я читал, как-то один человек запомнил в городе в одном, сколько в каждом доме, в каждом подъезде ступенек на каком этаже. Он полностью всё это помнил. Когда он всё это выучил, он дальше начал расписание поездов учить по всей стране и давал консультации по движению поездов без всяких справочников. То есть он знал точно, на каком пункте, на какой станции, поезд в какое время до секунды останавливается, полностью это знал. У него была феноменальная память. Он мог выучить все, один раз посмотрев, и запоминал навсегда это, на всю жизнь. Это уровень мана-майи, то есть уровень вот такой вот, способность запоминать такая, без разбора – это деятельность ума, это не деятельность разума, потому что разумный человек просто не будет этим заниматься. (Смеется) Ему некогда будет свою жизнь тратить на такие пустяки. В этом он не найдет никакого смысла для своего существования вообще.
00:42:19 Таким образом, разумное существование начинается с изучения: что такое хорошо и что такое плохо – это контакт с голосом совести и постановка целей в жизни – это контакт со счастьем. То есть человек, разумный человек начинает две вещи изучать очень серьезно: как правильно поступать (первая вещь) и вторая вещь: в чем заключается высший смысл жизни, высшее проявление жизни. Разумный человек изучает это очень серьезно и, таким образом, его сознание постоянно направлено на две истины. Первая истина – это взаимодействие с голосом совести в его сознании, постоянно изучает в чем правда, в чем истина, оно постоянно изучает, он думает постоянно об этом, потому что его все сознание направлено в разум и сознание постоянно выгоняет из разума ложное эго. То есть человек борется с эгоизмом, с проявлением корысти, потому что мы знаем уже с детства, что плохо всегда делать что-то для себя и не делать для других, а хорошо, наоборот, делать что-то полезное для других и стараться ограничивать себя в чем-то. То есть, что такое хорошо и что такое плохо.
00:43:34 Также мы знаем, что хорошо быть чистым, мы знаем также, что хорошо быть оптимистичным, жизнерадостным, не печалиться, то есть, другими словами, приносить счастье своим поведением во всех аспектах – это хорошо, а приносить страдания – это плохо. Поэтому, это функция разума – различать эти вещи. Это сверхдуша, голос совести постоянно нам об этом говорит. И изучение высшей цели жизни – это нечто другое. Это очень такая интересная вещь, потому что человек когда изучает высшую цель в жизни, он реально контактирует со всеми проявлениями жизни, он должен все их дифференцировать друг от друга и должен разобраться во всех целях.
00:44:23 Почему стремиться к своему телу плохо? Допустим, человек всю жизнь изучает, как быть здоровым. Это хорошо или плохо? До определённого уровня хорошо. Но так как это не идет в высшие цели, выше тела своего и ума, допустим, то это уже плохо, потому что человек должен… (Обращается к аудитории) А для чего быть здоровым? Вопрос. Ну допустим, спросит какой-то человек: «А для чего ты хочешь быть здоровым всю жизнь?». (Ведущая) Чтобы дольше прожить. А для чего тебе дольше жить? Какой смысл в этой большой долгой жизни? Какой смысл? Чего ты хочешь в этой жизни получить? Сама по себе жизнь не означает счастье. Человек может долго жить и всю жизнь страдать. Долгая жизнь не означает быть счастливым. Некоторые люди, они старые уже, им так надоело жить, они каждый день молятся, чтобы скорее умереть, потому что невыносимо жить уже становится, им тяжело, столько накопилось проблем, страданий, что человек уже не может дальше жить, ему не нужна просто так долгая жизнь, нужна реально нам что нужно, это счастье, мы все стремимся к счастью. И поэтому самая высшая цель – эта та цель, которая создает такую ситуацию внутреннюю, что никогда не бывает страдания.
00:45:36 Вот если разобраться, допустим, мы стремимся к любви. Любовь между мужчиной и женщиной рождает страдания или нет? (Обращается к ведущей) Ваш опыт. Ваш опыт жизненный, честно говорите. (Ведущая) Если любовь взаимная, то страданий быть не должно, но всё равно они могут прийти. (Смеется) Мне кажется, вы нечестно говорите. Вот мой опыт показывает, что любовь между мужчиной и женщиной – в этой любви страдания очень четко стоят рядом. Малейший шаг в сторону – и страдания возникают. Потому что любовь между мужчиной и женщиной, она очень сильно тесно соприкасается с нашими животными инстинктами и с нашим эгоизмом. Когда люди, допустим, очень возвышенно любят друг друга, дети всё равно рождаются, правильно? То есть у них есть разные аспекты любви, вожделение в любви присутствует, и поэтому любовь между мужчиной и женщиной, она всегда достаточно опасна, то есть там есть элемент страдания, это факт. И это поэты, наши современные и древние поэты очень четко подчеркнули, что любовь между мужчиной и женщиной любовь может быть очень возвышенной, но там опасность страданий всегда существует, потому что мы привязываемся к объекту любви, мы хотим любви и не хотим отдавать часто, а желаем получить.
00:47:02 Таким образом, следует понять, что разум должен очень глубоко дискриминировать вот эту идею счастья, то есть он должен понять, в чем заключается более высокое счастье, где никогда не бывает страданий, какое счастье не приносит страданий никогда. Разум должен искать этот вид счастья. И Веды объясняют, что это за счастье. Когда человек начинает соприкасаться с высшей истиной, которая выше наших мирских целей, во-первых, надо ещё понять, что это высшая истина, что есть источник счастья.
00:47:37 Человек, который очень глубоко изучает этот мир, он начинает такие вещи удивительные в своей голове, такие рассуждения, допустим, он видит красивую девушку. Начинает рассуждать: она красива, внимание привлекается его, но он контактирует с совестью и говорит: раз она красива, она вызывает у меня ощущение счастья, наслаждения, значит, она мне может подарить счастье это, получается так? Дальше. Он очень разумный, его рассуждения идут дальше. Хорошо, если она мне может подарить счастье, то есть она является источником красоты и может подарить мне счастье, значит, я должен понять: действительно ли она является источником красоты? Он так думает. Обычному человеку в голову даже не придёт так думать. Но человек, который находится на платформе разума, он все изучает, он не хочет ошибаться. И он думает: действительно ли она является источником красоты? И потом он начинает анализировать: в 13 лет она была уже красива или нет? Еще нет, ещё не созрела для красоты. В 25 она уже стала красивой. А в 35 она останется красивой? Не всегда. А в 45? Чаще всего, уже нет. А в 55? Совсем нет. А в 65 вообще уже нет. (Смеется) То есть она была в 25 очень красивой, потом красота постепенно куда-то делась (он так думает), значит красота ей не принадлежит, потому что любая женщина всегда хочет быть красивой. Раз она хочет быть красивой, если она обладает красотой, значит она, по идее, должна её сохранить до старости с собой, у себя, внутри, и таким образом не отдавая её никуда, она останется счастливой также, потому что раз красивая – значит счастливая. Должно быть так, по идее.
00:49:38 Но опять же, разумный человек рассуждает дальше: не все красивые девушки счастливые. Иногда бывает очень красивая и при этом несчастная, такое тоже бывает. Значит, он начинает дальше размышлять: раз она не обладательница красоты, значит она (и плюс еще, оказывается красивые девушки не все счастливые, значит она, по идее, не обладательница также счастья), так откуда тогда она возьмет счастье для меня? То есть мне кажется, что она меня осчастливит, но является ли это проявлением истины моё вот это ощущение? То есть разумный человек, он не доверяется просто ощущениям, он пытается дискриминировать, очень сильно изучать: где счастье есть, и где счастья нет? Он пытается изучать очень серьезно. И такой человек, в конце концов, начинает чувствовать, что во всех объектах, от которых можно испытать счастья в этом мире, эта энергия счастья, она присутствует временно.
00:50:38 Деньги, допустим. Всегда ли рубль будет приносить счастье? Мы знаем, что в какой-то момент он может, наоборот, несчастье принести, потому что он обесценится. (Смеется) Сейчас, допустим, в рубле есть счастье, но потом оно может пропасть. Или доллар. Доллар, мы думаем, всегда счастье будет приносить. (Смеется). Но вдруг, неожиданно, раз – курс доллара начинает падать. Мы удивляемся. Но это факт, что доллар тоже не вечен. И все объекты женской красоты, красоты природы (она «природы увяданье» бывает, оказывается), то есть она тоже не всегда приносит счастье. Всё, что нас окружает, может приносить счастье и может остаться без этой энергии. Это значит, что эта энергия счастья откуда-то берется у всех объектов. И он начинает изучать, пытаться понять: откуда же берется эта энергия? И он приходит (глубоко внутри у него возникает «Эврика!») к выводу, что есть в этом мире источник счастья, реально один источник есть 100%, потому что эта энергия счастья откуда-то приходит, люди же ею наполняются откуда-то, значит есть источник. И эта «Эврика!», когда она возникает у человека, он достигает вот этой платформы разумного существования. Он реально начинает понимать, что надо стремиться к какому-то высшему ощущению, пониманию счастья, надо с этим источником счастья сконтактировать настолько сильно, чтобы никогда от него не отвлекаясь, начинать получать и получать от самого источника счастье, эту энергию счастья.
00:52:19 Дальше он начинает законы изучать: как источник счастья может мне счастье подарить? Ну, понятно, что девушке молодой это достается просто потому, что она девушка молодая, к ней приходит эта энергия счастья и тело наполняется красотой. Дальше, в природе тоже счастье приходит к деревьям, когда просто приходит лето и они раскрываются. В своё время какие-то источники счастья получают счастье само собой. Птички поют – получают счастье летом и так далее. Но я хочу постоянно быть счастливым. Я не хочу только летом петь, а зимой плакать, то есть, это не то, к чему я стремлюсь. Поэтому этот человек начинает пытаться сконтактировать не с отблесками счастья, которые мы видим в этом мире, а с самим источником. И он начинает изучать законы: а как с источником контактировать? И он может применять свой практический опыт, пытаясь найти источник счастья. Если он ищет внутри себя (есть такая медитация), он находит область сердца (центр груди), находит там, энергию счастья оттуда исходит.
00:53:29 (Обращается к ведущей) Вы никогда не чувствовали, что вот отсюда вот так раз – и вышло счастье? (Ведущая) У меня был такой момент в жизни. Прям вот вырвалось что-то, счастье из груди? Да, область очень теплая, светлая вот здесь. И так вырвалось что-то, счастье, было такое? Да, да. У меня тоже было, вот реально ощущение, как будто вырвалось счастье из груди. Это действие сверхдуши, то есть она просто взяла и открыла этот источник. Поэтому когда человек находит это место, он начинает на него медитировать, хочет с ним в контакт вступить в полный. Это значит, что он не должен лгать вообще никогда в жизни, потому что если он начнет обманывать, сверхдуша закроется, она не будет с ним контактировать. То есть, человек изучает как, и он на практике проверяет, что если я не лгу, тогда только я (представляете, как он должен много изучать, чтобы понять, что вот когда я не лгу, только тогда я контактирую со сверхдушой, только в этом случае я с этим источником счастья контактирую, а не в каких-то других случаях).
00:54:30 Дальше он начинает изучать, что, оказывается, есть вещи, которые нравятся этому месту, откуда счастье исходит. Если, допустим, я совершил какой-то добрый поступок, оттуда счастье само выходит. Иногда люди своими действиями вызывают у нас счастье. Человек, допустим, юморист, пошутил – у нас что-то вырвалось. Не оттуда, кстати, из нижних центров. Из более низких центров у нас вырвалось что-то – ощущение счастья. Есть это ощущение, чувство смеха, оно у нас находится на уровне садхисана-чакры. И у юмористов, у клоунов, у них эта чакра очень сильно развита. Они бьют просто психически по этой чакре людей, и те начинают судорожно смеяться, выходит смех, энергия, то есть высвобождение энергии происходит из этой чакры, из этого центра. Но ощущение счастья имеет несколько другую природу. Это уже не юмор, это все уже очень серьезно, на самом деле.
00:55:29 Высокая степень искренности рождает ещё более глубокое чувство счастья, чем юмор. Очень высокая степень искренности означает деятельность сверхдуши. Невозможно быть очень искренним, если ты не хочешь служить. Потому что сверхдуша не принимает такого способа контакта, она не дает счастья, просто не дает. Ты можешь очень нежно обращаться, можешь отношения строить очень ласковые, допустим, с человеком, но если ты при этом не хочешь служить другому человеку, то сверхдуша не откликнется на эти ласки, она не даст тебе ощущения счастья. Таким образом, разумный человек, он пытается понимать, как правильно жить, с позиции вот этой деятельности разума и именно чистого разума, потому что есть ещё деятельность грязного разума. Ведь для того, чтобы создать атомную бомбу тоже надо разум применять, и для того, чтобы властвовать над людьми надо разум применять. Надо применять разум во всех случаях жизни, когда ты хочешь чего-то добиться, но в этом случае действует материальный разум – разум, оскверненный эгоизмом. Человек может реально очень разумно поступить, всех обмануть и занять что-то в жизни получить больше, чем остальные. Это проявление разума, но этот разум имеет уже признаки страсти и невежества.
00:56:56 Благостный разум, а тем более духовный разум – эти уровни разума всегда имеют бескорыстную природу, то есть они направлены на достижение более высокого счастья, которое дешевым путем (таким простым, примитивным путем) не дается. Что значит примитивным путем? Это значит тем путем, который легче всего понять. Вот, допустим, всё, что связано с эгоизмом, легко понимается. Допустим, маленький ребенок родился – он сразу же хочет быть счастливым. И как он может достичь счастья? Он «дай-дай» рукой. Если, допустим, ему дать что-то – он счастливый, если у него попытаться забрать – он плачет. Точно также, когда у нас половые гормоны начинают работать, мы знаем, что нам нужно сразу. Мы видим источник счастья. Увидели девушку, допустим, покраснели, все, счастье пошло внутрь. Тоже все просто получается. Но чтобы понять более глубокую природу счастья, не примитивную, для этого надо реально очень много в жизни почувствовать и понять чего-то ценного такого, более возвышенного, глубокого, а для этого надо укрощать свои чувства, ограничивать себя во всём, пытаться жить не так, как хочется, а правильно, и так далее. То есть это все признаки вигиана-майи, разумного существования, о которых мы с вами поговорим на следующей лекции.
00:58:19 (Ведущая) Олег Геннадьевич, скоро у нас будут консультации, но у нас есть один вопрос от слушателя, я зачитаю: «Уважаемый Олег Геннадьевич, расскажите, пожалуйста, а как вы относитесь к такому учению, как теософия, агне-йога или живая этика? Теософия – это, если дословно перевести – божественная мудрость, или мудрость космического разума. Это труды Бловацкой, Рерих, а также их последователей. Я лично там нахожу очень много общего с ведическими знаниями, но в то же время, там все вещи раскрываются гораздо шире и глубже, и наоборот, читая ваши книги, «Законы счастливой жизни – 1», я нахожу много общего с учениями живой этики и агне-йоги. Очень бы хотелось узнать ваше мнение. С уважением, Артем». Я знаком с этим учением, я до того, как познакомиться с ведами, я знакомился с трудами и Рерихов, и Бловацкой, и так далее, то есть всех этих писателей. Я также провел достаточно много, 4 месяца своей жизни я провел, живя в том месте, где есть усадьба Рериха, то есть я там был, и в доме-музее я там был, и смотрел этот институт Урусвати. То есть, в принципе, я хорошо знаком с этой философией, с этим учением, оно соткано как раз частью там ведическое знание очень сильно фигурирует, потому что они изучали Веды. Там также изучается и ламаизм, и в какой-то степени, я так думаю, там присутствует также и буддизм, но, так или иначе, я знаком с этим учением, и очень сильно уважаю, ценю. Такой ответ. (Ведущая) Спасибо вам большое, Олег Геннадьевич за это нужное знание. С вашего позволения, я напомню нашим радиослушателям о том, что данный семинар вы сможете найти и скачать на странице нашего радио, в университете, в разделе «Психология».