Виды страхов и методы их преодоления

Дивноморск - 01 января 2004
«Хвосты и пересдачи» на экзаменах жизни. Почему мне не везёт по жизни? Как понять, прогрессирую ли я духовно? Любовь должна быть деятельна. «Я не слуга Бога, я слуга слуги Бога». Знакомства решают всё. Качества предавшейся души. Логические основы вегетарианства. Почему нужно работать по призванию? Плохой синдром «работать ради того, чтобы отдыхать». Старость – это время мудрости, а не страха. Причина страха перед собаками. Страх перед приведениями. Первые семь лет новичкам нужна любовь и забота. Как нейтролизовать свои страхи? Вкусная еда разрешает многие трудности в семье. Как понять, в чём заключается мой долг? Благоприятное время для выполнения разных видов долга.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:20:29 | качество: mp3 32kB/s 18 Mb | прослушано: 1785 | скачано: 1677 | избрано: 81
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

«Хвосты и пересдачи» на экзаменах жизни

00:00:00 [читает с залом, нараспев]: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна, Кришна, Харе, Харе. Харе Рама, Харе Рама, Рама, Рама, Харе, Харе. [длинная фраза на иностранном языке, вполголоса, затем на русском]
– Пожалуйста, возникли ли вопросы по предыдущим лекциям? Задайте мне. Вопросы, пожалуйста. Вопросы, какие возникли?
– У меня возникли определённые ощущения, что можно… человека … обрисовать график… и готовиться. Потому что … неудобная ситуация…
– Да, естественно. То есть мы должны знать, сначала, например – то, что мы разбираем, это примерный план экзаменов на жизнь. Но, естественно, нужно со специалистами дополнительно консультироваться, уже лично для себя. Потому что есть, конечно же, изменения.

00:01:32 Знаете, тут перенесли, тут переставили. Поэтому и в жизни – в зависимости от того, как мы сдаем предыдущие экзамены, кое-что переставляется. Хвосты, пересдачи. Поэтому должен быть специалист, который может реально увидеть вот эти различия в стандартной ситуации и индивидуальной. Это называется как раз специализация. Есть разные направления.

00:02:03 Разные специалисты могут увидеть это, лишь бы была парампара. Должна быть парампара.
– … экзамены, большие и маленькие…
– Конечно. Хороший специалист может на каждый день дать вам рекомендации, для вашей личной ситуации. Уже в зависимости от нашего желания все это можно узнать, чтобы не сочетать какие-то серьезные вещи. Нет смысла сочетать, например, время тяжелой болезни и рождения ребенка, какой смысл сочетать? Поэтому должны быть специалисты, браманы, которые могли бы помочь расставить нам наши дела в соответствии с тем расписанием, которое на нашу жизнь уже расписано. Мы можем узнать его в идеальной ситуации, по этой таблице, а потом мы можем сравнить, как это происходит в нашей жизни.

00:03:05 Будь то рука человека, будь то его дата рождения, его астрологическая карта, будь то его лицо, все что угодно. В зависимости от специализации конкретного человека.
– … пока мы не решим, экзамен не сдадим правильно… постоянно повторять… интересует момент, как можно понять суть … со мной происходит, чтобы сдать…
– Понятно. Я бы даже сказал, она будет не просто повторяться, эта проблема, если мы не сдали экзамен, она будет ухудшаться. Все заметили, что «хвост» сдавать труднее, чем экзамен? Пришли со всеми на экзамен, где-то что-то помог, легко сдается на потоке. И представьте потом, через два месяца, вы приходите один на один с экзаменатором. Он задает свои вопросы, билетик уже не выберешь, уже серьезно… Сдавали уже хвосты? Серьезно, будет ухудшаться. Поэтому мы должны быть очень аккуратны.

Почему мне не везёт по жизни?

00:04:32 – А вопрос был?..
– Как узнать, с чем бороться?
– Как узнать, с чем бороться. Есть два признака! Во-первых, всегда проблема возникает от того, что какие-то взаимоотношения были нарушены. Есть три уровня взаимоотношений: первый уровень – с животными. Пока мы не установили хорошие отношения с животными, с людьми очень трудно установить хорошие взаимоотношения. Поэтому сначала яма-нияма – вегетарианство, ещё что-то – мы должны с животными разобраться.

00:05:00 Если мы с животными не разобрались, не установили с ними хорошие отношения, то мы с людьми будем как с животными общаться, вот в чем проблема. То есть принцип общения с животными, мы уже говорили, найти слабого – съесть, найти сильного и свергнуть, или дождаться, пока он состарится и занять его место. Этот принцип общения с животными, мы будем на уровне зубов общаться, будем грызться. Животные грызутся. Люди используют уже язык. Вы заметили, язык – мягкий орган? Он мягкий, он не зубы, поэтому речь должна быть мягкой. Это человеческое общение. Животные на уровне зубов, они рычат, зубы показывают. Если мы тоже рычим, значит, мы ещё не установили хорошие отношения с животными. Потом мы должны установить хорошие отношения с людьми. Хорошие – значит, вечно улучшающиеся. И с разными типами людей: есть далекие, близкие, родственники, учителя… много, около 20 типов взаимоотношений существует.

Как понять прогрессирую ли я духовно?

00:06:08 Если мы с людьми сможем установить хорошие отношения, то, в идеале, мы потом и с Богом сможем установить. Такое прохождение. Естественно, мы все три сразу начинаем проходить, но беда в том, что устанавливая взаимоотношения с Богом, иногда мы забываем про людей, что люди тоже хорошие, не только Бог хороший. И начинаются противоречия. В некоторых религиях даже про животных забывают, что животные тоже хорошие. Поэтому тут идут жесткие резонансы… в этом идея, что мы должны установить эти три типа взаимоотношений. И когда что-то в этих взаимоотношениях нарушается, приходит проблема, боль. То есть боль – это признак того, что какие-то взаимоотношения нарушены.

00:07:07 И можно догадаться всегда, какие нарушены. Есть два признака правильности действий, любая деятельность – духовная, материальная, все равно, есть два ярких признака: первый признак, улучшаются ли мои отношения. Если они улучшаются, я в правильную сторону иду. И второй признак¸ увеличивается ли мой энтузиазм в развитии, или, хотя бы, сохраняется ли он. Если наши отношения ухудшаются, энтузиазм пропадает, это верный признак, что что-то не то. Это или фанатизм, или нарушение отношений, нужно поискать – что я делаю неправильно в этих трех направлениях, в этих трех взаимоотношениях – животные, люди, Бог.

00:08:11 С Богом мы ещё не научились устанавливать глубокие взаимоотношения, не наш уровень, может быть, такие глубокие отношения устанавливать. Но вот с людьми и с животными – реальные вполне явления происходят, с которыми мы должны работать. Поэтому нужно обратиться ко взаимоотношениям. И сразу нужно посмотреть те взаимоотношения, которые находятся на уровне долга – если какая-то серьезная проблема возникает, обычно отношения на уровне долга нарушены. Это или родители, или родственники, или те, кто от нас зависит. Обычно реальное ухудшение нашего состояния, нашей ситуации, какие-то болезни реально зависят от того, что наши отношения с родителями, родственниками, или теми, кто от нас зависит, испортились, или находятся в неправильном положении, русле.

00:09:03 Приходят реальные проблемы от этого, сразу. Поэтому это нужно сразу проверить – когда я последний раз маме писал? А кто звонил маме уже с этого фестиваля и сказал, что все хорошо? Вот видите… это важно! Мы уехали куда-то, и те, кто о нас думают, волнуются – поехал непонятно куда, далеко, страшно. Поэтому нужно заботиться об этом. Мы можем даже на духовном фестивале почувствовать реальные проблемы, потому, что мы не выполняем свои долги, а они есть. Мы пренебрегаем этим. Мы можем становиться ложными трансцеденталистами – мы ещё не можем думать о Боге, но о людях уже не хотим думать. Это ложный трансцедентализм, ложный. Это ещё нужно умудриться, так думать о Боге и перестать думать о людях. Но в основном наоборот происходит – чем больше человек думает о Боге, тем больше он ценит людей. Так должно быть.

Любовь должна быть деятельна

00:10:07 Но у нас ложный трансцедентализм. Мы ищем ложного освобождения. Любовь должна быть деятельна, в этом идея. Есть два типа любви – это бездеятельная любовь, «отстаньте все от меня, мне одному хорошо», «я вас всех люблю, главное, меня не трогайте». Бездеятельная любовь, имперсонализм – у меня любовь в сердце, всех вас люблю, только не надо ко мне подходить. Любовь присутствует, но счастье не приходит, это страдание, потому что мы начинаем прятаться от того, кого любим. Я вас всех люблю, но только прячусь от вас от всех. Поэтому истинная любовь, которая решает наши проблемы – это деятельная любовь. Мы должны что-то делать, заботиться о других. Забота. Истинная любовь – это забота. Фактически, это беспокойство.

00:11:03 Любовь – это беспокойство, и чем глубже уровень нашей любви, тем больше у нас беспокойств. Мы должны беспокоиться. Поэтому, может я кого-то разочарую – но беспокоить будет все больше и больше, потому что любовь будет углубляться. Пока у нас нет с кем-то отношений, мы не беспокоимся – хороший человек, он мне нравится, но как только мы создаем семью, уже больше беспокойств. Дети рождаются – ещё больше беспокойств. Они увеличиваются, видите? А сколько беспокойство требует Кришна? Как нужно о нем беспокоиться? У него целый мир, он его отдал нам, а мы его испортили. Это факт, мы его испортили. Мир был хороший, мы его испортили, поэтому нам нужно беспокоиться об этом, и все больше и больше. Но эти беспокойства сделают нас счастливыми.

00:12:00 Поэтому есть вопросы, как мы вчера говорили, о ком мы будем беспокоиться. Если я беспокоюсь о себе, это переводится как плохая карма, мы говорили. И моя ситуация будет ухудшаться. Если я беспокоюсь о других… главное, надо начинать с ближнего круга беспокоиться. Мы всегда с далекого круга беспокоимся – есть такая иллюзия, обо всем мире беспокоиться. Человек говорит: «я думаю обо всем мире, как мне весь мир сделать счастливым», но мы забываем о самых ближних! Мы забываем, что я … сел, и ему неудобно. И мне все равно, что неудобно – в другое место пересядьте! Мы обо всем мире можем думать, но не беспокоиться о том, что своей головой я кому-то закрываю лектора. Сейчас кто-то подумал об этом, что я сижу, а сзади кому-то не видно? Мы можем такие планы говорить, о мировой санкиртане, но о том, что я кому то прямо сейчас мешаю… можете не пересаживаться, я просто говорю идею на уровне ли реальности мы находимся?

«Я не слуга Бога, я слуга слуги Бога»

00:13:09 Воспринимаем ли реально, что я нахожусь в обществе людей? Мы в обществе богов находимся, у нас Индры, Брахмы, Кришны, мы там витаем, джапу им читаем. Но люди – они вокруг нас. Ощущаем мы ли их реальное присутствие? Вот если я ощущаю, начинаю о них заботиться, то я становлюсь нормальным человеком. Я могу с ними общаться, а когда я могу с ними общаться, я могу что-то передать. Передать Кришну из сердца в сердце можно только при общении. Должно быть общение, взаимопонимание. Иначе слишком далеки они от народа, помните такое высказывание? И мы тоже становимся слишком далекими с неразрешенными проблемами. На самом близком уровне мы их не можем разрешить. Поэтому расширять своё умение общаться нужно с самого близкого уровня.

00:14:08 Те, кто реально вокруг меня. Те, кому прямо сейчас я доставляю беспокойство. Кому, реально, могу чем-то послужить. И так, наше понимание «дасау анудаса» оно будет развиваться. Не я слуга Бога, а я слуга слуги Бога. Я сегодня прочитал 16 кругов, и все, меня больше ничего не волнует – нет! Меня должно волновать, как преданные вокруг меня себя чувствуют. Вот тогда мы будем «даса анудаса», и вот тогда наш уровень восприятия, Cознания Кришны будет становиться все глубже и глубже, и мы поймем, что это такое вообще, духовные взаимоотношения. Потому что они не всегда устанавливаются. И мы как инопланетяне, ходим мимо друг друга, не замечаем друг друга, рассматриваем, но служения нет никакого. Мы должны хотя бы заботиться, хотя бы о чем-то вокруг меня. Я ответил на вопрос?

Знакомства решают всё

00:15:08 Немножко в сторону ушел. Есть ещё вопросы?
[из зала, неразборчиво]
– Все взаимоотношения строятся на одном, на знакомствах. Какие бы отношения мы не хотели построить, мы будем искать знакомых. Нужных знакомых, в нужной нам среде. Все решают даже не деньги, заметьте. Все решают знакомые. Помните, как у нас все было построено, на знакомствах. И до сих пор все построено на знакомствах. Помните, я рассказывал про ситуацию в нашем городе? Какая она была сложная, и как разрешилась – я пришел в городскую администрацию, и увидел, что там сменился человек, ответственный по религиям в нашем районе. Я посмотрел, знакомая фамилия.

00:16:04 И когда я увидел лицо, я понял, что мы 20 лет назад были знакомы. Было очень давно, но как только этот человек меня увидел, тут же вспомнил. Он сказал, «какие у вас проблемы?». Я говорю, мол, там маленько, тут маленько. Он говорит: «нет у вас никаких проблем!». «Это вы думаете, что у вас проблемы, а у вас нет никаких проблем! А что вы хотите?». Ну, мол, если что-то будет, мы сможем вас куда-то пригласить. И мы теперь единственная религиозная организация, даже ни одной христианской нет – которую городская администрация приглашает на свои конкурсы, концерты. Даже на выставку цветов нас пригласили, мы поставили божества Радха-Кришна чуть-чуть два букета. И все с ней фотографировались, Харе Кришна говорили. То есть везде мы стоим. И ей хоть бы что, ей все говорят «ты что, это же Харе Кришна»… Ну представьте, городская администрация, там нельзя иметь предпочтения, нельзя. Она говорит, «дело не в Харе Кришна, это мой друг! Я его 20 лет знаю, какая мне разница, где он. Это наш».

00:17:19 Знакомства. Знакомства решают всё, факт. Поэтому хоть в материальном мире, хоть в духовном, нужны знакомства, и у нас есть блат. Шрила Прабхубада – это наш хороший знакомый. [смех в зале] Он все решает в духовном мире. Если мы знаем его, все наши проблемы будут разрешены. Поэтому надо просто за это знакомство держаться и все будет хорошо! Все решают знакомства, это факт, с кем мы знакомы. Поэтому нам удалось познакомиться с ним, с его учениками, все решилось в нашей жизни хорошо, факт.

Качества предавшейся души

00:18:03 – … обоюдную плату… доверие…
Что питает… есть только одна серьезная причина, которая развивает нас, нашу способность общаться – это уже сто раз обговоренная стабильность, что чтобы не происходило в наших взаимоотношениях, мы вновь и вновь пытаемся возродить их и идти дальше. Потому что взаимоотношения портятся, это факт. Мы настолько угловатые сейчас, мы ещё не мягкие. Понимаете, если кусок пластилина уронить на пол, он не разобътся, он мягкий. Мы сейчас железные, стеклянные. Если стакан стеклянный падает на пол, он разбивается. И так же нам сейчас очень легко разбить сердце.

00:19:08 Нас задели, сердце разбилось, мы обижаемся. Но есть хороший признак, вайшнавы мы или нет, мы должны как-то развиваться. И этот признак только один. Как вы думаете, по какому признаку можно вообще отличить вайшнава от не-вайшнава?
Умение прощать, близко. Прощают видите как все хорошо… У меня мама так хорошо меня прощает. Умение прощать в разных направлениях развивается. Все могут прощать, могут развить это качество прощения. Что еще, как вы думаете? Не всегда это вайшнав, не всегда это духовно развивающийся…

00:20:07 Кто джапу повторяет? В Индии все повторяют джапу.
– Одинаково относится ко всем.
– В Индии все повторяют джапу, правда, каждый свою. Даже Харе Кришна джапу они повторяют. С радостью повторяют, потом идут и совершают ужасные поступки. Сострадание, милосердие – столько сострадательных религий, посмотрите…
Счастлив за других… Тоже достаточно легко можно развить.

00:20:43 Есть один хитрый момент, который Прабхупада описывает – он пишет, чтобы по-настоящему отличить человека, которому Кришна дал милость, можно по одному признаку – он, падая, опять встает, и делает это постоянно. И почему это является признаком предавшегося человека, потому, что нужно огромное терпение. Так вот терпение входит в разряд качеств, которые выработать невозможно. Терпение не вырабатывается механическим способом.

00: 21:15 Посмотрите, люди живут всю жизнь, и к старости становятся все нетерпеливее. Более раздражительны, все больше претензий, все больше проблем – терпение просто так, механическим путем не вырабатывается. Цинизм вырабатывается, цинизм этим похож на терпение. А настоящее терпение, умение продолжать, несмотря ни на что, дается только по милости Бога. Так это Прабхубада объясняет. Поэтому если человек может, совершая глупости, вставать вновь и вновь, значит, Кришна дает ему терпение. Он может продолжать, он предался. Вновь и вновь.

00:22:04 Поэтому мы не должны думать: «Куда упал преданный? Куда он упал? Каким боком, в какую лужу?» [смех в зале] Всех так интересует, «а ты слышал, а ты слышал…» - нет, нас не это интересует, если он встал и пошел дальше, значит, это преданный. А уж кто как падает, поверьте… падать нам придется, и обычно, когда мы смеемся над чужим падением, то к нам приходит нечто более веселое всегда. [смех в зале]

00:22:43 Был вообще такой человек в мире, чтобы встал на коньки и поехал? Все падают, и причём – как весело. Я тоже учился, помню. Но я себя не доставал, мне надоело на каком то этапе. И я не стал фигуристым, но кто-то встал? Потому что он вставал, и вставал, и вставал, и вставал, и вставал. И – стал хорошим фигуристом. И заметьте, даже на чемпионате мира, даже золотые чемпионы падают, встают, и спокойно дальше едут. Видели? Никакой проблемы, потому что они продолжали и продолжали вставать. Вот это – преданность. Это терпение может дать только Кришна. Вот такой интересный признак, очень тонкий. Хорошо, ещё вопросы есть? По предыдущему материалу?

Логические основы вегетарианства

00:23:35 – … взаимоотношения с животными…
– Я так расскажу вам. Если еда убегает, её не надо догонять и есть. [смех в зале] Вы заметьте, что такое охота? Охота – это бегать за едой. Понимаете, нормальная еда – и убегает? Если её есть не надо по карме, она будет убегать. Зайца видел кто-нибудь? Только хвост можно увидеть, потому что все [ху-ху-ху-ху-ху], и еда убегает.

00:24:11 Если еда убегает, это признак того, что есть её не надо. Очень просто. Если еда нас привлекает, называется симбиоз. Что такое симбиоз? Она хочет, чтобы её съели. Помидоры сначала зеленые, маскируются, «меня нет». Есть не надо, все понятно. Но потом начинает краснеть, краснеть, «я здесь», фрукты пахнуть начинают. У них на самом деле те же простые желания – они хотят путешествовать. Поэтому они привлекают нас, «съешьте меня», «я так вкусно пахну, такой красивый, яркий», мы съедаем, все довольны. Эта еда не убегает. Очень просто. Поэтому те, кто нас просит их съесть – давайте им благо принесем. Они будут путешествовать, кто-то вот в Дивноморск приехал… [смех в зале] какой-то помидор из другого города, кто-то отсюда уедет куда-то, всем нравится путешествовать, есть у них такие желания, и мы будем счастливы и здоровы.

00:25:16 Но если еда явно убегает, то есть её не надо. Эта очень простая идея симбиоза, так я объясняю. Так можно объяснять, и все обычно это понимают. Но более того, мы должны понимать, что мы должны заботиться о реальных взаимоотношениях с животными, с которыми мы живем рядом. Посмотрите, как на Востоке происходит, даже с комарами они дружат. Не включают русский Освенцим, яд, газовую камеру – даже реклама такая страшная, они взрываются, на куски разлетаются, ужасная реклама. Нет, просто ставят сетки противомоскитные, над кроватью вешают полог москитный.

00:26:00 Или просто кушают листья нима. Листья нима поел, тело стало горьким, комару уже невкусно. Горькое же никто не любит есть, аскеза. Комары аскезу не хотят, как и все живые существа, им это невкусно, они не кусаются. Очень просто, мы можем с ними дружить. С любым живым существом можно подружиться, если знать его природу. В этом идея психологии. Та же крыса – начинают её кормить, лавка стоит где-нибудь, на базаре. Прекрасные шелковые ткани, невозможно не съесть. Были бы мы крысой, закатили бы пир [смех в зале]. Настоящий шелк, ахимса, очень вкусный шелк. Вы заметьте, шелк хороший, и крыс много на базаре, вы видели, как они бегают. Но они их кормят. Специально готовят для них, кормят. И крыса понимает: меня тут кормят. И что она делает?

00:27:01 Она отгоняет других крыс. Она, во-первых, это не есть, а во-вторых, других отгоняет. Симбиоз, можно научиться дружить. Если мы об этом думаем и стараемся научиться жить в мире с теми животными, которые нас окружают, то это ставит нас на очень высокую платформу взаимоотношений. Тогда может, мы начнем жить в мире с людьми? Мы сможем в автобусе проехаться без раздражения? Знаете, как в автобусе иногда трудно ездить, да? Вот, ну куда они все, да что ж такое!.. ладно я, а они куда все? Поэтому сначала животных мы должны понять, затем – людей, потом – Бога поймем. Потихонечку. Еще какие-то вопросы? Разобрались с предыдущим.

Почему нужно работать по призванию?

00:28:03 Мы разбираем первый уровень, да? Мы говорим о том, что первые семь лет в организации, за жизнь человека мы испытываем страх. Поэтому мы говорим о страхе, и сейчас мы разбираем подпериоды, эту первую колоночку вертикальную, когда эти страхи могут приходить в жизнь человека, и какие они будут, мы разбираем подвиды страха. Например, дальше пойдем, человека может пугать закон и власть. Мы боимся, есть страх определённый. Это тот страх, который происходит от понимания своей нечестности в прошлом. Если мы что-то делали нечестно, то нас это будет пугать. Здесь есть момент интересный, если мы работаем – нужно разобраться, честно или нечестно мы трудимся. Если человек работает честно, только если он работает по призванию.

00:29:01 Психологически честно и физически честно. В этом идея варнашрамы, что мы должны перестать обманывать и себя, и других. Мы должны работать по своему призванию, т.к. честным нужно быть в первую очередь перед собой. А работа должна выполняться с желанием принести как можно больше пользы другим людям, используя все свои способности. Если мы хотим пользу только себе принести, это обман себя и других. В этом есть форма бескорыстия, которая развивается от выполнения своего долга. Когда мы работаем по призванию, а не ради наживы… Любая работа не по призванию – это косвенный обман. Или даже прямой обман, потребителя, так как единственное, что нас интересует, это не польза от труда, а конкретный доход. Поэтому включается некоторый обман.

00:30:02 Поэтому если в стране большинство работает ради зарплаты, все просто обманывают друг друга. Страна обманщиков. Происходит обман на уровне страны. Вор ворует у вора, и поэтому сохранить ничего невозможно. Очень трудно что-то сохраняется, потому что ворованное трудно сохранять, мы знаем законы кармы. Ворованное больше 10-11 лет сохранить невозможно, оно утекает сквозь пальцы, в Ведах описывается. Посмотрите, люди, которые на золото ездят, они беднее, чем те, которые не ездят. Они вроде бы много денег зарабатывают, но утекают вообще. Они приезжают уже голые, по дороге эти деньги растратили, там у них украли, тут они вечер посидели, все, нету. Все растратили. Потому что не по призванию, а просто ради денег.

00:31:00 Это такой страх … беспричинный страх перед силовыми органами, когда мы чувствуем что должны прийти какие-то реакции, проблемы, у нас это просто должны отобрать. Если мы что-то украли, то человек постоянно боится. Один специалист в силовых органах мне рассказывал, что большинство преступников после преступления начинают себя вести так, чтобы быстрее поймали. Так что они не могут жить спокойно. Они, может быть, не сдаются напрямую, но начинают себя так вести, чтобы быстрее поймали, потому что не могут с этим жить. Боятся. Это только в фильмах показывают, как преступление совершил, и дальше ходит довольный, спокойный. Нет, все не так. Посмотрите на лица людей, которые совершили преступление – там нет никакой радости, вообще.

00:32:01 Очень серьезные лица. Они чувствуют, что скоро придется это все отдать, и ещё и много лет потом потратить на аннулирование кармы. Поэтому если мы тоже работаем нечестно, не по призванию, а просто ради денег, то тоже придёт этот страх. Будем бояться, что все это у нас легко отберут. Легко уйдет. Кроме того, человек понимает, что его жизнью могут распоряжаться очень сильные люди, очень властные, которые имеют эти полномочия, и он понимает, что их тоже к нему приводит судьба по этой же самой причине – что мы распоряжались не по призванию, и они будут мной распоряжаться не по призванию. А поэтому они не мои проблемы будут решать, а свои проблемы. Весь вопрос в том, ради чего мы идем работать – чтобы свои проблемы решать или других проблемы решать. Подумайте, кто для чего сейчас работает? Есть работающие? Подумайте, чьи проблемы мы решаем, работая?

00:33:05 Вот, каждый по-своему, вот об этом нужно подумать. Если вы думаете, что чужие проблемы надо решать… ну работа, это надо решать чьи-то проблемы? А если решаем чьи-то проблемы, то наши проблемы тоже будут решаться, мы уже говорили об этом. Если мы идем на работу, чтобы свои проблемы решать, то наши проблемы не решатся, и тем более мы другим не сможем помочь.

00:33:40 Это закон развития, это те законы кармы, которые мы должны увидеть и понять, что нет другого пути. Нет другого пути, кроме как встать на путь благочестия, как минимум. Если бы законы благочестия не работали, мы бы не захотели развиваться – а зачем? Если бы было можно взять и решить свои проблемы, но Кришна так устроил этот мир, что решать эти проблемы можно только благочестивым способом. И увидев эти законы, мы можем подняться сначала на уровень мирской религии, потом … более возвышенный. Это понимание придет.

Плохой синдром «работать ради того, чтобы отдыхать»

00:34:22 Есть ещё один интересный синдром – работать ради того, чтобы отдыхать. Работать, чтобы не работать. Очень много людей работают для того, чтобы потом отдыхать. Вот ещё немножко поработаю, и не буду работать. Вы знаете, дни до пенсии считают. Я помню, один мой родственник, он начал дни считать за три года до пенсии. Осталось 3 года 21 день, 3 года 20 дней, 3 года 19 дней… [смеется] Как 100 дней до приказа солдат считает.

00:35:00 О чем это показывает? Значит, это не наше призвание! Значит, мы обманываем, значит, мы будем страдать, и другие будут страдать. Мы не найдем удовлетворения, но работа – это то, что идет с нами через всю жизнь. Может, на нашем уровне, это сейчас основа нашего спокойствия, основа нашего спокойного ума, спокойного разума, чтобы мы могли заниматься преданным служением спокойно.

00:35:25 Для чего нужна наука нити или здравого смысла? Чтобы наш ум успокоился, оттого что я все делаю правильно, и мы могли спокойно повторять Мантру, спокойно читать книги Прабхупады. Вот тот, кто тяжело трудится, вы можете спокойно читать джапу и книги Прабхубады? Невозможно, факт. То есть это уже не джапа, не книги Прабхупады, это просто галочка. Что-то там отбурчал, что-то там прочитал. Нет спокойствия. Но если мы на своем месте, если мы ощущаем, что я делаю то, что должен – да, это может быть очень тяжело, но этого спокойствия хватит, чтобы погрузиться на какое-то время в духовную практику.

00:36:07 Вот для этого нужна наука нити, наука здравого смысла, - успокоиться. Я на своем месте. Я делаю, что должен. Все от этого счастливы. Я идеально полезен. Мое тело идеально используется, все идеально. И ум успокаивается. И мы становимся очень способными, и способны практиковать бхакти.

00:36:34 Одним словом, если человек обманывает, то реакцией является страх. Страх – ожидание расплаты. Мы можем даже и гуру своего бояться, если, пока его не было, мы жили весело, то когда видим – немножечко боимся, замечали? Боимся немножечко, что он на меня посмотрит, и обо всем догадается. И мы начинаем гуру собственного бояться. Не подходить к нему близко, догадается. А он догадается, факт.

00:37:08 Потому что у человека на лице написано, чем он занимался последние 3 дня, открою вам секрет. Да, на лице написано. Если вы просто к лицам приглядитесь, тоже сможете узнать, что человек делал последние 3 дня. Никакого знания, просто практика. Если вы захотите увидеть, то увидите.
– [голос из зала, неразборчиво]
– Конечно, ничего сложно нет. На лице это написано. Разве вы не видели человека, который вчера пил водку? Да. Просто это очень грубо, есть более тонкие действия, вы тоже можете их увидеть. Можно увидеть, чем человек все время занимается, это просто практика. Если вы будете просто людей спрашивать, с ними разговаривать, если вы будете с ними общаться, вы это увидите. Но нам это, может быть, не так надо, потому что мы вайшнавы, нас не интересует прошлое вайшнавов.

00:38:04 Оно нас абсолютно не интересует, так оно нам всем известно. Глядя на наше прошлое, мы можем понять. Зачем, вообще, об этом думать, нужно о будущем думать. Это такой страх интересный, который может возникать – разобрались с этим страхом? Есть страх перед смертью. Если этот подпериод застает человека перед смертью, то он чувствует сильнейший страх перед расплатой после смерти.
– [голос из зала, неразборчиво]
– Подпериод – это вторая вертикальная колонка, видите? Страх, написано. Один – страх, написано. Вторая вертикальная, или первая горизонтальная. Страх перед смертью, если вдруг он нас застает, то становится очень ярким.

Старость – это время мудрости, а не страха

00:39:03 Мы сейчас сколько угодно можем говорить, что мы понимаем, что у нас будет новое тело, что будет новая жизнь, очень благоприятная, в семье преданных, но когда реально приходит момент смерти, очень страшно становится. Не так это просто, нужно быть действительно очень возвышенным. И то, все равно, будет не очень-то приятно. Не очень приятный момент, факт. Поэтому мы почувствуем это сами. У одного моего друга умирал родственник. Он был материалист, дядя, и он страшно кричал, хотя у него не было никаких болей … как это сейчас назыается, здоровым умирал. [смеется] Не было какой-то болезни, но страшно кричал от страха. И когда он умер, и всё унесли, и на полу – деревянный пол был – выжженные следы от когтей.

00:40:02 И я понял, что Бхагаватам – это не шутка, ямадуты именно такие. Моя первая вера пришла тогда. Может быть, от этого я и стал преданным.[смеется с залом] Иногда на нас больше негативные примеры действуют, чем позитивные. Но жизнь реальна, и смерть реальна, поэтому нужно быть очень аккуратным. Этот страх приходит, если мы боимся, значит, не все ещё разрешено. Есть ещё определённые проблемы. В целом, страх возникает от нежелания заниматься своим духовным ростом. Человек боится сказать себе, что все не так-то просто в этом мире, что нужно расти.

00:41:00 Китайский мудрец Шан Ян, он говорил, что «стремление беспечно жить на склоне лет – это паразитизм». Когда мы хотим в конце жизни расслабиться, отдохнуть – это вся идея материального общества, поработать, а потом всю старость путешествовать, отдыхать, расслабляться. Это называется паразитизм в восточной философии. И поэтому мы боимся, что у нас отнимут это, что у нас не будет этой возможности. К человеку приходит страх этого паразитизма. Поэтому обычно такая деятельность является обманом, я уже говорил. И мы страдаем от этого.

00:41:40 Если человек не развивается духовно, он вынужден сопротивляться старости. Он сопротивляется изо всех сил, по одной причине – человек боится в старости выглядеть дураком. Он не хочет выглядеть глупцом в старости, и поэтому он ей сопротивляется. Потому что все понимают, что старость – это время мудрости.

00:42:00 Если человек чувствует, что мудрости не хватает, он начинает бояться старости, сопротивляться. Молодой может вести себя как глупец, в этом нет никакой проблемы. Даже общество это примет. И вот эти все певцы всевозможные, актеры – они ведут себя ужасно. Поют ужасно тупые песни, факт. Абсолютные глупости делают. И это противоречит старости, и поэтому они пытаются эту молодость искусственно, в виде масок…. чтобы их не критиковали, потому что не должен человек в старости так себя вести, таким сумасшедшим образом. Но если мы свой разум развиваем, то старость нас абсолютно не пугает. Ну и хорошо, что выглядим старо, нас будут больше уважать, больше принимать, и мы сможем больше полезного сделать!

00:43:00 Старость для проповедника чрезвычайно полезна, можно больше сказать, больше уважения, больше примут. Старость – очень полезное время, самое продуктивное. Потому что в молодости много сил, но и много ошибок, много глупостей. В старости времени мало дается, но люди так хорошо слушают, можно говорить только на основе своего возраста.

00:43:33 Старость – это время для проявления мудрости, и без нее становится жить неудобно. Сенека говорил, что судьба согласного с ней ведет, а несогласного – тащит… И человек сопротивляется судьбе, и испытывает страшную боль и страшные страдания. Поэтому просто нужно знать свою судьбу, это то, чем мы здесь занимаемся.Узнать её, понять, и с ней мы пойдем за ручку. Судьба и я, какая проблема. Ну если нет, тогда начинает тащить. Человек сопротивляется, и его тащит. Много проблем.

Причина страха перед собаками

00:44:18 Что ещё есть, какие страхи могут возникать? Страх перед укусами животных. Кто-нибудь боится, когда в темноте рычит собака? Интересный у нас, помню, был момент, дом в частном секторе, и жила собака за забором. И когда все ходили – преданные и непреданные, то она страшно бросалась на этот забор, как собаки бросаются, лапами стучала. И однажды пришел ураган, и забор упал. И собака была в культурном шоке! Нет забора! И она сидела у своей будки, и все ходили… Было видно, что ей стыдно!. И когда забор поставили, она гавкать перестала.

00:45:17 Она поняла, с соседями надо дружить. Собаки все понимают, мне иногда кажется, что они более дружелюбны, чем, иногда, мы. У них есть такое понимание… а еще, я рассказывал про нашу собаку? Есть у нас такая собака, Самос. И удивительные взаимоотношения… вообще, это должна была быть страшно злая собака. Это помесь собаки и волка. Я у брата просил, он на стоянке работает, там специальные. То есть вроде собака, но плечи волчьи. И взгляд такой, серьезный, аж холодом таким веет.

00:46:06 Но т.к. она с рождения на бурфи воспитывалась, только бурфи после воскресного пира. Она лежала носом в прасаде, у нас преданные любят собак. Она выросла абсолютной кошкой, абсолютно доброй, улыбалась, всех воспринимала на ура, но следовать общим принципам в пище не могла, потому что собака. Ее тянуло на курицу. И рядом жил её друг, на соседнем участке. Там курица, курятник маленький. И стали происходить удивительные вещи – его друг стал ходить к нему в гости и кушать его прасад. Прасада всегда много, к нему быстро привыкаешь, поэтому приходил ел. И так понравился ему прасад, что тот стал потихоньку курицу ему таскать.

00:47:07 Наутро мы стали обнаруживать, что вся наша территория – в пуху. Они стали меняться. Даже собаки могут договориться, если хотят. Если, как я уже говорил, мы ведем себя как животные – лаем друг на друга, рычим, кусаемся, то и реакции придут соответствующие – мы будем бояться животных, они будут на нас нападать. Будет этот животный страх. Страх собак, он самый страшный страх, потому что эти собаки – они сопровождают нас по пути Ямы. Гаруда-Пурану читал кто-нибудь? Путь Ямы, там собаки будут преследовать нас. Упаси Бог, не будут, конечно же… Но преследовали раньше, и мы помним – да, кто-то гавкал.

00:48:04 Это подсознательный страх на уровне нашего прошлого. В таком состоянии могут даже сниться сны, когда нас кто-то кусает. Это страх из прошлых жизней. Сейчас даже в Англии решили запретить охоту на лис. Потому что определили, что лисы в основном от разрыва сердца умирают, если их собаками загоняют. И даже те, кто убегал, они долго не живут, у них порок сердца развивается. То есть, настолько это страшно, быть загнанным собакой, что даже охоту с собаками сейчас запрещают. Очень страшно, все боятся, когда за вами кто-то гонится и рычит.

00:48:53 Страх перед истиной может проявляться. Это очень тонкий вид страха, но достаточно распространенный в нашей среде, в среде развивающихся личностей. Он выражается в том, что, узнав истину, мы боимся её рассказывать другим из-за страха перед тем, что она не понравится. Ну как я все это расскажу, человек сидит и боится. Как мне все это передать? Реальный страх, это слабость сердца. Если мы этот страх не преодолеем, то, Прабхубада пишет, к падению это может привести. Очень опасный страх. К потере энтузиазма, к потере веры.

Страх перед приведениями

00:49:31 Что ещё может быть? Как тонкий вид страха, может ещё встречаться страх перед тонкими живыми существами. Мы чуть-чуть говорили об этом, перед привидениями. Я помню, у нас в храме, когда мы только въехали, я сам видел, своими глазами, как по лужам шлепали босые ноги! Ног не было видно, но шлеп-шлеп-шлеп! Очень страшно, неприятно… тонкие живые существа, как с ними общаться, непонятно.

00:50:06 Это существо без тела, которое желает человеческих наслаждений, и для исполнения желаний он пытается захватить чужое тело. Это похоже, как захватывают самолет, или ещё что-то – именно захват происходит. Иногда это тонкое живое существо может сначала захватить тело человека, а потом этот человек захватывает самолёт – продолжается на более грубом уровне, все в виде захвата происходит. Очень опасная ситуация. И действовать это тонкое существо будет по своим старым привычкам, которые оно выработало, пока находилось в человеческом теле, поэтому можно идентифицировать кого-то из своих знакомых, если немного времени прошло, по этим привычкам можно узнать эту личность. Однако, как мы знаем, этим заниматься не стоит. Очень опасный уровень.

00:51:03 Как правило, дети эти страхи испытывают, но не могут нам объяснить. Иногда ребенок боится, мы не можем понять чего. Происходит захват, а мы не понимаем. Ребенок просто плачет, не может спать, во сне какие-то страхи. Именно появление этих тонких существ характеризуется страхом. Мы испытываем такой бессознательный страх. Чувствовали? Вроде бы, нечего бояться, но страшно. Где-то рядышком оно, смотрит из-за угла. Страшно и можно ощутить неприятное дуновение легкого холодного ветерка. Вот в таких местах лучше не находиться. Бывают такие места нехорошие. Люди часто умирают от греховных действий. Лучше быть подальше от этого. Если, наоборот, вы чувствуете защищенность, или теплоту, то это добрые живые существа, с ними проще общаться.

00:52:05 [из зала, неразборчиво]
– Везде может быть, сейчас у нас везде кладбище. Так как везде убивают живых существ, фактически, весь город – это большое кладбище. Кладбище животных, кладбище людей. Удивительные вещи происходят – я рассказывал или нет, в Европе стали переносить кладбища, не рассказывал?
– Нет!..
– Стали переносить кладбища и заметили интересную вещь – трупы не разлагаются. Уже которым 30 лет – не разлагаются. И стали узнавать причину – оказалось, пищевые консерванты. Консервы. Мумификация при жизни. И не знают, что с ними делать. А куда их девать? Сжигать не научились… Просто нужно подумать, что мы кушаем.

Первые семь лет новичкам нужна любовь и забота

00:53:06 Далее разберемся в этом уровне. Это время, когда человеку требуется родительская любовь и покровительство. Человек к нам пришел, и первые 7 лет к нему нужно относиться с родительской любовью. Покровительствовать нужно. Идея такова: есть идея развития гармоничной организации. Если у нас в организации здоровая психология, то придя в какое-то общество, увидев знакомых людей и незнакомых, мы должны сначала поговорить с незнакомыми людьми, и спросить: «Чем вам помочь? Может, у вас какие-то нужды есть? Что я могу сделать для вас?». Мы должны сначала поинтересоваться, как чувствуют себя незнакомые люди. А уже потом перейти к своим знакомым.

00:54:04 У нас должно быть желание покровительствовать, заботиться о людях, которые только что пришли. Это первые 7 лет. Если у нас есть такое желание, заботиться о них, то все будут счастливы. Потому что это то, что требуется в эти первые 7 лет. Вы хотели, чтобы первые 7 лет оCознания Кришны все заботились о вас, защищали вас, покровительствовали? Представьте, что к вам сейчас Бхакти Вигьяна Махарадж подойдет и скажет: «Я лично буду следить, чтобы с тобой было все хорошо!». Или просто президент вашего храма подойдет и скажет: «Чтобы с тобой тут не случилось, чтобы тебе тут не сказали, помни – я твой личный друг, и я всегда на связи! Я решу любую твою проблему – трудности будут, я тебе сразу говорю, но я лично помогу их тебе решить, 7 лет буду помогать». Вы бы хотели, чтобы так было?

00:55:01 А представьте, что все в храме к вам подходят и так говорят? Это просто признак здоровой организации. Это никакой ни секрет, в этом нет тайны. Так действуют все здоровые организации – не духовные организации, это просто материальный здоровый менеджмент. Это нормальные идеи нормального человеческого общества – мыслить на этом уровне, думать об этом. Но мы пугаем людей: сюда не лезь! сюда не ходи! это не трогай! А это смотри, будь аккуратен! А это браман, бойся его, он тебя проклянет, они всех проклинают! И мы начинаем всех пугать, пугать… что нужно именно столько читать, именно сюда ходить.

00:56:00 Почему ты не пришел на предыдущую воскресную программу?! И все боятся… страшно. И так страшно первые 7 лет, непонятно, где я, кто я, ещё и пугают, требуют. Если это неквалифицированные учителя, они часто пугают своих учеников сложностью предметов. Посмотрите, как Шрила Прабхупада говорил: очень просто, повторяйте Харе Кришна, пойте, никаких проблем. Потому что новые люди первые 7 лет. А не то, что монотонным голосом: «бхакти-йога самая сложная йога, нужно и то, и се, самые серьезные аскезы…». Зачем так пугать, наоборот, все очень просто. Потом, правда, сказал, что обманул, но что делать… [смех в зале] Но пугать-то не надо! Это родительский обман, незачем пугать. Никто же никому не рассказывает, как будет в школе весело перед тем, как они туда идут.

00:57:05 Мы то учились в школе, знаем, что это мясорубка фактически. Шрила Прабхубада писал, мясорубка. Очень трудно учиться, насилие между детьми, наркомания, очень трудно. Но мы же не пугаем так ребенка, мы же не говорим ему грубым голосом: «Ну все, пошел в школу. Так тебе и надо!». Мы же так не говорим? Мы говорим, что я рядышком, я после школы встречу. Мы не пугаем первые 7 лет – как раз вся школа проходит. То есть правильнее давать покровительство. И уверять, что да, проблемы будут, но мы их вместе решим. Это время стресс, когда человек в шоковом состоянии находится. И особенно в больших городах это происходит, так как сверхнагрузки присутствуют. Поэтому в мегаполисах более тяжело протекает этот уровень.

00:58:07 Одним словом, это первый период в жизни человека, или в жизни общества, когда человек нуждается в понимании, мы должны его понять и помочь ему. Часто от страха у человека может быть бессонница, это из чисто физиологических явлений. Если к нам в коллектив пришел новый человек, мы должны это сразу вспомнить и понять, особенно в первый год. Это должно сразу объясняться, говориться. Не надо никого пугать.
– [вопрос из зала, неразборчиво]
– Если уже напугали, то уже… Когда человек напуган, он начинает защищаться. А это значит, что он, во-первых, не раскрывается – он становится непростым, двуличным.

00:59:05 А во-вторых, он противодействует заранее. Если мы боимся, мы противодействуем заранее, а, значит, начинаются нездоровые взаимоотношения. Напуганный человек ведет себя неадекватно, он начинает бороться со всеми наперед. Он ожидает агрессии ото всех. И даже благоприятные к нему эмоции могут вызывать неадекватные реакции. Может, вам помочь? – себе помогите!.. Даже в этом году, я приехал, встретил знакомого человека, сказал ему – я не ожидал вас здесь увидеть, искренне хотел сказать, а человек обиделся. Мы можем воспринимать неадекватно чужие отношения, так это и происходит.

01:00:02 Вы это замечали наверно, даже хорошие эмоции неадекватно воспринимаются. Страх. Человек очень напряжен, всего боится, и может совершать глупые поступки. Потому что в страхе человек очень глупые поступки совершает. И поэтому вайшнавы совершают апарадхи.
– А что делать?
– А что делать, я сейчас буду рассказывать.

Как нейтролизовать свои страхи?

00:00:23А теперь о нейтрализации. Перед этим скажу, что в истории известны правители, которые могли от страха избавить целую страну. Кто знает такого правителя? Рамачандра, да. Цитата из Рамаяны: «Во время правления Рамы не было ни бедности, ни преступлений, ни страха, ни несправедливости в его королевстве». Люди постоянно говорили о Раме, мир был преобразован Рамой, каждый человек был предан карме. И он настолько избавил людей от страха, что в Индии его помнят до сих пор, все.

01:01:03 Что было время, когда не было страха, нечего было бояться. Мы об этом ещё поговорим. Поэтому в Ведах известна мантра от страха. Ее Прабхупада говорил, если было страшно, он говорил: «Рама, Рама» . Это мантра от страха, страх проходит, потому, что именно он уничтожает страх, забирает его. Как нейтрализовать, давайте теперь поговорим.

01:01:33 Так как это уровень муладхары, уровень страха, то нейтрализует этот уровень близость к природе. Начнем с простого, жизнь в деревне, близость к природе. Поэтому для рождения здорового ребенка молодоженам рекомендуется некоторое время в деревне пожить перед этим. В деревне пожить, чтобы здоровье своё поправить, психику свою поправить. Нельзя в страхе рожать детей, это болезненное состояние. Когда я всего боюсь, как он будет жить, как мы будем жить, а где деньги, а где то, се!...

01:02:07 Много страхов перед рождением ребенка, нельзя в страхе рожать. Он сразу в страхе проснется, будет орать от страха. Потому что страшно – куда меня?.. Там все боятся! Нет, нужно в спокойствии рожать, тогда он будет здоров. И очень хорошо, если первые 7 лет он проведет на природе, в близости к природе. Тогда всю жизнь он вообще ничего бояться не будет, тогда его психика будет очень здоровой. Видите, какие в деревне ничего не боящиеся люди. Вообще, ничего не боятся, городских не боятся. [смеется] Ничего не боятся, абсолютно. Нет никаких страхов. Потому что близко к природе живут, понимаете. Мы знаем, что есть такая поговорка – Бог создал деревню, а человек – город. Хорошая поговорка.

01:03:03 Человек, который живет в городе и приезжает на природу, часто испытывает сильнейший страх природы, оставаясь с ней наедине. Очень страшно с непривычки. Этот страх вылазит. Природа очень могущественна, если мы теряем свою связь с ней, живя в городе, то этот страх проявляется. Я недавно, год назад, смотрел какой-то Клуб Кинопутешествий, там один путешественник рассказывал, давал советы городским – что если в первый раз хотите куда-то поехать, далеко на природу, одни, то попробуйте сначала ночь в палатке в своем дворе провести. Если вам будет не страшно, то можно попробовать. Нужно реально оценивать. В этом году я был на Алтае, меня пригласили в горный Алтай. И мне рассказывали, что когда там идут грозы, это очень страшно, там уровень гор, что они аж на пол ложатся, местные жители, настолько страшно это все. Настолько могучая природа, и страхи все проявляются.

01:04:14 Муладхара балансируется, когда страх природы через некоторое время пропадает, мы становимся близки к природе. Для человека иногда это кажется великим достижением, он получает этот вкус отсутствия страха, и его опять тянет в горы, он начинает петь о горах. Таким Высоцким становится, его тянет вновь и вновь на природу. Они становятся любителями природы, у них этот страх пропадает. Что еще… Любое оздоровление, любая оздоровительная физкультура очень хороша, именно физкультура, а не спорт. Именно оздоровительные действия – Сурья Намаскар, Чандра Намаскар. Любые оздоровительные виды очень благоприятны, чтобы этот первый уровень сбалансировать, успокоить.

Вкусная еда разрешает многие трудности в семье

01:05:08 Простая вкусная пища должна присутствовать. Идея такова: если приходят трудности, если отношения ухудшаются, пища должна быть лучше. У нас как, если в храме трудности, денег мало, то на пище экономят. И все ходят злые, недовольные, неудовлетворенные, ничего не хочется делать, все начинают ругаться, разбегаться, все себя очень плохо чувствуют. Но закон другой – если приходят трудности, пища должна становиться лучше, и тогда эти трудности становится легко преодолевать. Потому что если работать тяжело, но в конце вас ожидает хороший прасад, то мы будем работать весело и здорово, факт? Это метод менеджмента. Самый простой метод менеджмента – если нужно что-то срочно сделать, например, субботник провести, то это делается так: всех приглашают на субботник, всем говорят, что будет пицца.

01:06:06 И все работают, пока они работают, прямо в их присутствии 2-3 повара начинают эту пиццу готовить, чтобы был запах, вид. Все будут хорошо работать, все хорошо будет сделано. [смех в зале] И все будут счастливы, никаких проблем не будет. Но попробуйте субботник без прасада провести, или несладкой халавой всех накормить… Ну забыл повар сахар положить. Мы же вайшнавы, это же прасад, трансцедентный… Но на следующий субботник может никто не прийти. Это реальные вещи. Поэтому, если становится труднее, нужно улучшать пищу. То же самое в семье: иногда легкие проблемы в семье разрешаются этим методом. Если проблемы в семье, нужно делать лучше пищу, и проблемы могут пройти.

01:07:00 Иногда даже сложные проблемы проходят. Иногда даже очень сложные проблемы проходят. Даже скандалы, очень серьезные, на философской основе. Проходят, если жена, например, все лучше и лучше пищу готовит. У нас часто, так как я проповедую непреданным, то женщины приходят – сейчас же в основном женщины ходят – и они начинают меняться, и в семье у них проблемы начинаются. Они приходят, жалуются, что их больше не пускают, и я им даю этот совет – готовьте лучше. Каждый день, лучше и лучше. Все проходит, ещё не было случая, чтобы это не прошло, и муж сам её уже выгонял, говорит, иди-иди-иди [смех в зале] … хорошая группа, ходи туда. Все лучше и лучше начинает готовить, факт.

01:08:01 Поэтому тут нужно не ошибаться, если какие-то трудности, нужно улучшать питание, и все будет хорошо. Про специи чуть-чуть скажу. Так как мы любим специи, то … для борьбы со страхом шафран очень благоприятен, кум-кума. Царь специй, мы знаем. Многое говорить не буду ничего. [отвечает на реплику из зала] Куркума это другое, кум-кума. Шафран. Поэтому очень хорошо воздействует, особенно в сочетании с черным перцем, имбирем. Может снимать первые проявления страха. Поэтому обычно добавляется в молочные продукты, и эти сладости дети если кушают, то они спокойными становятся. Очень хорошо на них действует.
– [из зала, неразборчиво]
– Да. Но вы знаете, нужно быть осторожными, так как чем дешевле шафран, тем меньше в нем шафрана. Это ноготки, очень часто у нас продают, поэтому нужно быть очень аккуратным.

Как понять, в чём заключается мой долг?

01:09:30 Что еще. Для нас, как вайшнавов, мы должны знать, что книга, которая уничтожает страхи, называется Бхагавад-Гита. [смеется вместе с залом] Эта книга начинается со страха, рассказывает все виды страха, и дает способы их преодоления. То есть Арджуна проходит через все эти страхи, побеждая их, поэтому я не буду об этом много говорить. Ни в коем случае нельзя в это время идти по головам, так как от страха человек начинает идти по головам.

01:10:00 Заметили, если куда-то толпа от страха несется, то все давят друг друга. По головам идем. Поэтому, если вы почувствовали страх, не пытайтесь идти по головам, это очень опасно. Можно столько глупостей понасовершать, отношения испортить. Мы должны жертвовать своими интересами ради других, ради счастья других людей. Эта идея жертвенности, жертвовать своим удобством ради удобства других людей. И тогда можно будет легко пройти эту платформу. Я сейчас дам вам хорошую идею для медитации: если вы видите чью-то проблему, то это, значит, наш долг, эта проблема становится нашим долгом. Если нам Кришна чью-то проблему показывает, что у кого-то какая-то трудность, то, значит, это наш долг, заняться этой проблемой. Самое главное, научиться это делать правильно, чтобы никого не обидеть. Потому что мы же это увидели, в конце концов. Если мы что-то увидели, это наш урок.

01:11:01 И если мы увидели, что у кого-то какая-то сложность, какое-то противоречие, значит, наш долг этот экзамен сдать. Например, мы идем по улице, и кто-то рассыпал яблоки. Что значит, наш долг – помочь их собрать. Мы идем дальше, второй рассыпал апельсины. Что значит, наш долг – их собрать. Мы идем дальше, бананы рассыпал. Мы думаем: «Надоели они, рассыпают везде свои фрукты!» [смех в зале] И все, не сдали.
И, что такое долг, я сейчас дам вам идею – долг это то, что нужно делать долго! [смех в зале] Не один раз, а долго. А то мы как, кому-то место в автобусе уступили, и смотрим, где бы оно освободилось. Уступили, но: «А мне кто?».
Да, но помощь должна быть адекватной, мы поговорим об этом чуть позже.

01:12:00 Потому что есть старшие, равные, младшие, противоположный пол. Это уже этикет. Как свою помощь проявить – это этикет. Но желание проявить эту помощь должно быть. А уже проявить нужно по этикету. Этикет это другая область. Другой лектор расскажет.
01:12:22 – [из зала, неразборчиво]
– Это уже хорошо. Мы можем не знать, как помочь. Но если желание уже появилось, то даже.. помните, мы говорили, что наши желания исполняются оттого, что кто-то нам желает добра, блага? Если мы увидели, что у кого-то какая-то проблема, она трудно разрешается, но мы желаем ему добра, то она легче разрешится, оттого, что мы ему желаем добра. Мы за него молимся. Так интересно это происходит.
– [из зала, неразборчиво]

01:13:05 Что является признаком? Я дам вам такую идею интересную. Когда ученик учится, в институте, в школе, то, чем более квалифицированным он становится, чем более грамотным, тем более сложными становятся экзамены. Заметили? Они не легче становятся. Когда мы приходим в Сознание Кришны, нам кажется, что экзамены должны становиться все легче и легче. Но было ли так когда-нибудь в вашей жизни? Чтоб вы пошли учиться, а экзамены все легче и легче становились? Нет, науки будут все труднее, экзамены будут все сложнее, и это подтверждает нашу квалификацию. Поэтому сдавая простые экзамены, мы будем получать все более сложные задачи. Вот так интересно. Это значит, что Кришна доверяет нам сдать более серьезный экзамен.

01:14:00 – [из зала, неразборчиво]
– Необязательно. Проблема не обязателньо уйдет. Она может принять другие формы. Если мы не приняли это как долг, то мы должны будем разобраться с этим словом «долго». Нам придется это долго проходить. И однажды, пройдя через этот уровень, мы ощутим другие испытания. Но они будут идти в комплексе обычно. Потому что вот эти недосданные умонастроения, они обычно возвращаются, вновь и вновь, в нужные моменты. Чтобы мы их на более глубоком уровне поняли. Наши ошибки воспринимаются на более глубоком уровне. Чем выше мы поднимаемся, тем лучше мы видим ситуацию, и они нас начинают даже больше ранить. Как я мог так поступить 10 лет назад?! Наверняка у кого-то на задворках это сидит.

01:15:00 И поэтому, то, что мы можем делать – это предостерегать других от этого. И тогда этот экзамен будет сдан. То есть, окончательно экзамен будет сдан, когда мы начнем других обучать этому. Тогда эта боль уйдет. Некоторая боль не уйдет, к сожалению, чтобы мы всегда помнили. Это тоже милость Кришны. Некоторая боль остается, чтобы мы всегда помнили об этом. Мое время… заканчивается.

01:15:35 То есть в это время, сейчас я закончу, нужно с людьми говорить мягким и спокойным голосом, если это новые люди, первые 7 лет. Мягкий, спокойный голос. Потому что иногда мы можем очень грубо говорить с людьми, нужно следить, чтобы голос был мягкий. Человек боится и вздрагивает, если с ним грубо говорят. И конечно же, нельзя применять никакое физическое воздействие, первые 7 лет, например, в воспитании ребенка. Он и так боится, у него эти страхи проявлены. А ещё больше страхов сделают его нервным, больным, и он будет страдать.

01:16:09 В это время наоборот, нужно его защищать, любить, на руках носить. Это уже другой семинар, он проходит в другое время. Сегодня я уже больше не успею ничего рассказать, вопросы, может, какие-то есть еще?

Благоприятное время для выполнения разных видов долга

01:16:32 – [из зала, неразборчиво]
– Да. Нужно не выбирать, а распределить это во времени. Поэтому время человека распределяется по определённым периодам, когда мы исполняем разные виды долга.

01:17:04 С 3 утра до 9 утра мы исполняем долг перед собой. Утренняя духовная практика. Нужно его исполнить, долг перед собой, долг перед Богом нужно исполнить с 9 утра до 3 дня. Если первое время называлось мокша, то второе время с 9 утра до 3 дня, называется артха. Фактически, это долг перед обществом. Оно же нам построило эти здания, не мы же это построили. Надо работать, что-то делать, чтобы это было. И так наши желания осуществятся. С 3 дня до 9 вечера называется дхарма. Это долг перед семьей. Это время в семье нужно провести. 6 часов в семье нужно провести, чтобы долг этот отдать! 6 часов! Я недавно читал исследование по Америке, 20 минут в неделю американцы проводят со своими детьми.

01:18:06 40 минут в магазинах и 7,5 часов за телевизором. Современная статистика по Америке. 20 минут в неделю с детьми. 6 часов в день, чтобы дети имели те качества, что мы хотим. С ними нужно время проводить, с женой, с семьей, об этом мы забываем иногда. С семьей нужно быть, факт. И с 9 вечера до 3 ночи – время называется кама, это отдых. Нужно отдыхать. И предварительно, все наши желания, наши действия, наши долги мы можем распределить по этим четырем промежуткам времени. В своем время определённые виды долга исполнять. Но есть неожиданный долг, те апельсины рассыпанные. Его нужно сразу осуществить. Потому что нам его уже дали, это наша проверка на милосердие. Естественно, если там грузовик рассыпался [смех в зале], может быть это уже неразумно. Нужно на здравом смысле находиться. Нужно быть мягким, жертвовать своим удобством ради удобства других, вот об этом нужно думать.

01:19:17 Кришна нас будет все время проверять – готов ли я пожертвовать своим удобством ради удобства других? Представьте, что вам раздают сегодня сабджи и там большой кусок панира в поварешке, и вам его уже несут, а вы говорите: «Ему положите!» [смех в зале] Вот попробуйте!
– Ага, а если он не любит!
– Ничего, обратно отдаст! Попробуйте! Потому что обычно наоборот происходит, мы думаем, вот ему попалось хорошо… [смеется с залом]

01:20:00 Попробуйте сегодня, знаете, какие ощущения будут! Неповторимые ощущения!
Хорошо, время наше вышло. Спасибо, что вы сегодня подошли. Завтра будет здесь! Те, кто не поедет, приходите, я буду лекцию читать.
– [голоса из зала]
– Те, кто поедут, тоже успеют. Я буду счастлив вас видеть завтра!

транскрибирование: Денис Суволокин | 10 апреля 2012