Как развивать осознанность в жизни?

Дивноморск - 01 January 2004
Признаки совместимости между мужчиной и женщиной. Почему астрологам нужно платить деньги? К чему приводит критика других людей? Кто ваш покровитель: Богиня Лакши или Ямарадж? Сколько можно тянуть с выбором? Принятие выбора и рост осознанности. Самоубийство – это отказ от выбора. В бхакти нет логики, только любовь. Вкусовые предпочтения закладываются в первые 7 лет жизни. Вкус – ориентир в жизни. Как научиться не критиковать других людей? Наша жизнь – это исследование сознания. Мы все друг другу братья и сестры. Разные точки зрения и Истина. Соревновательный дух не всегда полезен. Природа кшатрия. Страх как основа контроля в организации. Причины заикания детей. Терроризм нужен политикам, чтобы управлять обществом через страх. О вреде подавления наших желаний. Самопожертвование и желание наслаждаться. Как развить профессионализм? Страх – признак материального сознания.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:15:38 | качество: mp3 32kB/s 17 Mb | прослушано: 1819 | скачано: 2161 | избрано: 129
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Ом аджнана-тимирандхасйа джйанайджана-шалакайа
чакшур унмилитам йена тасмаи шри-гураве намах
шри-чайтанья-мано-бхиштам стхапитам йена бху-тале
свайям рупах када махйям дадати сва-падантикам
ванчха-калпатарубхьяш ча крипа синдхупьйа ева ча
патитанам паванебхйо ваишнавебхйо намо намаха.
Джайа шри-кришна-чаитанийа прабху нитйананда
шри-адвайта гададхара шривасади-гаура-бхакта-вринда
Харе Кришна Харе Кришна
Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама
Рама Рама Харе Харе

Пранама-мантра духовному учителю Е.С. Индрадьюмне Свами

Признаки совместимости между мужчиной и женщиной

00:00:55 Вопросы, пожалуйста.
– [Из зала] У меня вопрос по страху. Страх перед выбором, в аспекте страх риска. И как может долго человек находиться в состоянии выбора? Вот это деление. Потому что двойственность всегда разрушительна.
– Выбор, да?
– [Из зала] Да, выбор. Страх, риск, выбор.
– Фактически выбор проверяет нашу преданность, на кого мы воскладываем ответственность, на себя или на других. Поэтому, знаете, у нас очень популярны сейчас астрологи, астрология. Почему они сейчас так популярны? Никто не хочет брать на себя ответственность как поступить.
– [Из зала] То есть астрологи?

00:01:41 – Да, поэтому очень часто ко мне приходят. В основном все семейные пары приходят, например, и у меня спрашивают: «Посмотрите нашу совместимость?». И тогда я им говорю, что совместимость – это если вы больше 3 часов можете вместе находиться. Это факт. Если вам кто-то не нравится, вы посмотрите, и даже рядом не сядете, и уйдёте вообще из этого места, да? Если вы явно с кем-то, так сказать, очень не совместимы. Но если вы можете вместе находиться, если вы уже так «насовмещались», что уже дети должны скоро появиться, то какие тут могут быть вопросы? Уже так совместимы, что ближе некуда. Факт, да? О чём тут спрашивать? Спрашивать не о чем.

00:02:20 Но нам хочется иметь какую-то свободу, чтобы иметь возможность в любое время развестись, на кого-то сослаться, что у нас что-то плохо получается, что мы не так счастливы в семейной жизни, как нам бы хотелось. Поэтому в основном все спрашивают одно и то же, о совместимости. Поэтому я сразу всем отвечу. Если вы уже живёте вместе или решили жить вместе, вы уже совместимы. Всё, уже совместились. Об этом нужно спрашивать до того, как вы решили жить вместе. Поэтому, извините, ничем помочь не могу. Уже совместимы, живите счастливо и дружно.

Почему астрологам нужно платить деньги?

00:03:00 То есть в этой свободе выбора мы должны принимать ответственность. И чем больше мы принимаем ответственность на себя, тем больше мы продвигаемся в сознании Кришны. Чем меньше мы хотим сами отвечать за свой выбор, чем больше мы хотим переложить на кого-то это всё, на кого-то это всё… Сначала решить жениться, потом пойти у гуру просить благословения. Хоть кого-то он не благословил, скажите мне? Когда уже пришли, говорят: «Мы вот решили пожениться уже, уже 3 года вместе. Благословите наш брак. Вы разве кому-нибудь отказали?» Потому что та же самая система, тот же самый принцип: «А что уже сделать?». Уже всё. Уже всё равно никто никого слушать не будет, потому что решение уже принято.

00:03:52 Но мы всё равно перекладываем какую-то ответственность на кого-то. «Гуру благословил, а мы всё равно хотим развестись. Кто виноват?» И начинаются проблемы, да? Начинаются сомнения. Поэтому берите на себя ответственность. Или спрашивайте тогда до принятия решения реально. Если мы идём к кому-то за советом, то мы должны идти с ещё не утвердившимся решением и желанием последовать этому совету, каким бы он ни был. Вот тогда это действительно реальность. Вот тогда это принесёт нам пользу как вайшнавам. Но если мы идём просто подтвердить своё решение, большие проблемы могут возникнуть, большие проблемы. Понимаете? Потому что наши чувства будут не удовлетворены.

00:04:43 Поэтому единственная возможность продвигаться в сознании Кришны – это брать ответственность на себя, не сваливать её на плечи других. Понимаете? На себя брать ответственность, самому нести всю эту ответственность, не сваливать это всё на Кришну. Понимаете? Самому всё это нести. А уж тем более на своего духовного учителя или на несчастного астролога. Поэтому астрологи деньги берут. Как вы думаете, за что они деньги берут? На что они берут деньги, как вы думаете? На лекарства, на лекарства. Понимаете? Это не на пирожные деньги. Это на лекарства. Поэтому хотя бы давайте им на лекарства. Если уж просите их за себя принять решение, то хотя бы на лекарства дайте человеку.

00:05:38 Поэтому обычно во всех даршанах, что вы к гуру идёте, что вы к астрологу, что вы к любому старшему преданному, что вы к родителям, если вы идёте за советом, нужно что-то дать, что-то дать. Понимаете? Чтобы было какое-то… Чтобы как-то это решилось.
– [Из зала] Чтобы дёшево не было.
– Ну мы понимаем, что за нас кто-то берёт ответственность и он будет за это страдать фактически. Потому что жизнь неумолима, и, к сожалению, иногда даже очень хорошие советы оборачиваются плохим результатом, так как мы их неправильно применяем, неправильно понимаем, не в то время используем. Понимаете? И даже самый хороший совет может принести нам горе. Если мы им неправильно воспользуемся. Но винить мы будем того, кто нам дал этот хороший совет, вот в чём проблема. А когда мы уже будем критиковать этого человека, который нам дал хороший совет, а мы им не воспользовались, то уже не захочется дать ему денег на лекарства. Поэтому лучше дать сразу, лучше дать сразу.

К чему приводит критика других людей?

00:06:47 Или, например, человек, который нас критикует, помните, мы изучали, он ест этот навоз. Помните, да, эту историю я рассказывал? Он берёт последствия нашей кармы на себя, поэтому это наш не то что друг, это врач, благодетель. Представьте себе, когда кто-то о нас плохо подумал или что-то сказал, одна наша болезнь уходит к нему. Одна, и не обязательно простуда. Понимаете? Кто-то о нас плохо сказал, тут же болезнь переходит по закону кармы. Тут же одна болезнь переходит. Кто это? Это врач. Нет лучшего врача, нет лучшего врача, чем тот, кто нас критикует. Понимаете? Нет лучше врача.

00:07:29 Поэтому что мы должны делать для врача? Мы должны быть очень благодарны и давать ему что-то, мы должны… Нас кто-то покритиковал, мы говорим: «Фрукты возьмите, покушайте, вам легче будет» [смех в зале]. Он же нашей болезнью будет болеть, нужно благодарить его за это, фрукты ему передать. Понимаете? Может, пожертвование какое-то сделать. Ему уж придётся нашей болезнью болеть, и чем серьёзнее он нас критикует, тем более серьёзная болезнь. Нужно заботиться о нём. Чтобы он не умер, хороший врач.

00:07:03 – [Из зала] [неразборчиво] нельзя [предоставлять]?
– Много что нельзя, но это происходит. И раз это происходит, нужно что-то с этим делать. И если нас кто-то критикует (а такие всегда есть, врачей много), нужно о них заботиться, они же болеть будут нашими болезнями.
– [Из зала] Даже мысленная критика, тоже она действует? То есть на уровне [неразборчиво].
– Конечно, конечно, действует. Поэтому мы должны позаботиться как-то.

Кто ваш покровитель: Богиня Лакши или Ямарадж?

00:08:29 На кончике языка живёт, это особое место – кончик языка. И на кончике языка живёт Богиня процветания. Но она живёт только в том случае, если речи приятные, если мы говорим приятное, прославляем кого-то. Это есть, в общем-то, благочестие. Если мы просто говорим приятные вещи, прославляем вайшнавов, то процветание приходит в нашу жизнь, на кончике языка поселяется. Но если она уходит отсюда, с этого места, то свято место вот это пусто не бывает. И как только богиня Лакшми уходит с кончика языка, грязная речь приходит, то, как вы думаете, кто поселяется на этом месте? Ямарадж.

00:09:10 Ямарадж приходит, бог смерти, на кончик языка. И вся речь становится смертью для человека. Каждое слово приводит к смерти. То есть всё, Ямарадж приходит прямо в нашу жизнь. Можно почувствовать, прямо слова становятся страшными. Когда человек страшно ругается, вы заметили, прямо чувствуется, смертью веет, холодом, потому что Ямарадж, через него это приходит. Язык смерти буквально, смертельный язык.

00:09:37 Поэтому, так как всё-таки эта карма переходит на этого человека, который нас ругает, он будет болеть нашими болезнями, мы должны быть милосердными, мы должны позаботиться об этом человеке. Легко заботиться о том, кто нам говорит приятные вещи, да? Очень легко, такой приятный человек, столько приятного обо мне говорит. Очень легко о нём заботиться, очень легко ему что-то пожертвовать. Но является ли он по-настоящему другом? Потому что вот эта дружба слишком близко, она иногда вызывает лицемерие. Мы не говорим правду, чтобы не обидеть человека, не задеть его, чтобы наша дружба не стала хуже, чтобы она вообще не пропала. То есть в основном ближняя дружба такая вот вызывает некоторое лицемерие.

00:10:32 Поэтому в плане нашего очищения она не столь полезна. Она в плане чувственной деятельности очень полезна. Да, нам очень приятно, конечно же. И должны быть такие друзья, это факт. Для умственного здоровья должны быть такие друзья. Но для телесного здоровья очень хорошо, когда кто-то нам что-то правдивое высказывает. Это настоящий врач, да, и мы должны позаботиться о нём.

00:10:56 Так как он не наш друг, ему нечего лицемерить. Зачем? Это он говорит всю правду, и он берёт на себя эти последствия нашей греховной деятельности. Поэтому нужно дать ему что-то. Поэтому возьмите для себя правило, если кто-то о вас что-то плохое сказал, подарите ему пару килограмм яблок, три килограмма апельсинов, сделайте ему торт, скажите большое спасибо. Все будут счастливы [смеётся]. Может быть, это остановит критику. Представьте, что вы о ком-то плохо сказали – он вам торт.

00:11:33 – [Из зала] [неразборчиво] [смех в зале].
– [Из зала] Ну пусть ещё два.
– Да?
– [Из зала] А вы уже пойдёте сегодня есть торт.
– Уже да, уже [задумал]: «Вдруг торт отравленный?» [смеётся с залом]

00:11:44 Мы должны меняться, мы должны реально меняться. Это значит, что мы реально должны менять своё отношение к другим людям, реально должны менять, это должно быть видно. И тогда будут происходить изменения в сознании. Достаточно одного человека. Представьте себе, в каком-то коллективе достаточно одного человека, чтобы он так стал себя вести, чтобы всё изменилось. Одного человека, не обязательно все должны меняться, один человек может всё изменить. Это факт. Один человек – всё будет меняться. Но посмотрите в храме, да, вы же замечаете. Махарадж приезжает, один человек. И сразу всё меняется. Всё сразу меняется, отношения меняются, всё меняется. Уезжает – сразу всё возвращается. Но почему нам не делать свои изменения? Почему мы всё время ждём, что кто-то приедет и всё изменит? Нет. Видите, не получается это оставить. Поэтому мы должны сами меняться. Кто-то один даже может начать и меняться, хотя бы кто-то один. Реальные изменения в сознании. Хорошо, ещё вопросы?

Сколько можно тянуть с выбором?

00:12:46 – [Из зала] Там было продолжение вопроса: «Как долго человек может находиться вот в этой двойственности?»
– Как долго?
– [Из зала] Да, то есть какие-то признаки есть того, что всё, уже он передержал, всё, он уже посмешище, то есть он уже совершит вот этот позор? Свой уже выбор [неразборчиво].
– Как определить, что мы слишком долго на этом выборе задерживаемся?
– [Из зала] Да, затянули, да, то есть бывает поздно. Как определить, поздно или рано?
– Шанс утерян. Шанс утерянный. Уже невозможно вернуться к той ситуации, которая была, то есть выбора уже нет. Как, знаете, например, весной все поступают в институты, есть выбор. Все подают в три института, в четыре. Но это три месяца каких-то. А стоит на один месяц задержаться и всё. Выбора нет уже, всё, зачислили.

00:13:39 – [Из зала] А какие есть признаки, вот, этого, что время настало?
– Опустошённость.
– [Из зала] А вот когда время, вот, самое для выбора благоприятное?
– Время? Обычно на нас наваливаются чувства. Обычно наваливаются чувства, и мы чувствуем это беспокойство, сильное беспокойство, что выбор. Выбор – это беспокойство.
– [Из зала] Нужно разрешить?
– Да, нужно разрешить. Это как роды, нужно родить. Выбор нужно родить. Это так же больно иногда, так же больно.
– [Из зала] Толчки воспринимаешь…

00:14:12 – Да, вот это всё. Схватки, всё вот это, вот. Длится, человек не может принять решение. Буквально вот этот выбор, его нужно родить. Может, мужчинам непонятно, да [смех в зале]. Но нужно родить это буквально. И когда оно родилось, всё: «Ах… Слава Богу» [смеётся]. Поэтому это нужно пережить, понимаете, да? [смеётся] Да, это нужно прочувствовать, действительно. Да, кто-то должен помогать, опытный акушер [смеётся], чтоб помочь сделать этот выбор. Да, это будет тяжело, факт, но через это мы растём, через это материнство происходит.

Принятие выбора и рост осознанности

00:14:51 Так же мы должны своё сознание родить буквально, то есть оно должно пройти эти этапы рождения, рождения, перерождения. Мы-таки называем: «Переродиться надо, переродиться». И тогда нам будет потом легко умирать. Если мы легко будем принимать, если мы часто будем брать на себя ответственность за принятие того выбора, то однажды нам будет легко умереть. Мы поймём, это наш выбор, всё: «Я не буду больше держаться, пора оставить это тело». И мы легко сделаем этот выбор и спокойно примем новую жизнь в новом теле, то есть будет легко очень умирать.

00:15:29 Поэтому это, знаете, как маленькая смерть, принятие выбора. Потому от чего-то надо отказаться, что-то надо принять. И через это можно расти, через это можно расти. То есть советы можно брать, но решения надо принимать самому. Выбор должен быть сделан самим, тогда рост будет, рост, настоящий рост, ответственность. Это и есть серьёзный преданный, который на себя берёт ответственность, и он знает, за что брать ответственность.

00:16:01 И наша главная ответственность – это счастье тех, кто находится рядом с нами. Если мы видим кого-то, кто несчастен рядом с нами, значит, мы виноваты в этом, в этом наша вина, и мы чувствуем эту ответственность, он же рядом с нами несчастен. Посмотрите, когда приезжает тот же Махарадж, все вокруг счастливы, да? Счастливы, факт. Все улыбаются, все счастливые, все вокруг, да, замечали? Все становятся счастливыми. Но вокруг нас не всегда все становятся счастливыми. Мы не можем этого сделать. Почему? И мы начинаем брать на себя ответственность, кто-то несчастен рядом со мной. Я ответил на вопрос?
– [Из зала] Да.
– Ещё, пожалуйста, по предыдущим темам какие есть вопросы?

00:16:51 – [Из зала] Может, не столько вопрос. Был разговор, стоял о том, что хотя бы раз в неделю надо позволить себе отдых.
– Да.
– [Из зала] Это хороший пункт. А второй… Я хотел дополнить, что хорошо, когда не будильник разбудит, а вы по своей воле встаёте. Тогда это становится не таким тяжёлым. Получается это более естественно и более спокойно. Если это в практику ввести, то благоприятно [неразборчиво].
– Да, если это возможно, это хорошо.

Самоубийство – это отказ от выбора

00:17:23 – [Из зала] Можно вопрос ещё? Если человек понял, что он уже… Всё, выбора нет, кончил жизнь самоубийством. Что, как он, возвысился? Или уже...
– Так как не было принято выбора, выбора не было, выбор не был сделан, самоубийство – это не принятие выбора. Мы не приняли его и решили просто саму проблему уничтожить вместе с телом. То, что выбор есть – факт, выбор всегда есть. И самоубийство, это когда мы пытаемся саму проблему уничтожить. Мы не делаем выбора. И так как мы не делаем выбора, не берём на себя ответственность, поэтому нельзя говорить о возвышении, оно не происходит. Поэтому, к сожалению, нам придётся ещё раз получить тело, чтоб продолжить тренироваться делать выбор, продолжить тренироваться делать выбор.
– [Из зала] В другом мире?
– В этом. Мир один у нас, но большой.
– [Из зала] В другой жизни?
– Да, в другой жизни. Тут места всем хватит. Поэтому мы тут ещё родимся и продолжим делать выбор дальше, тренироваться. Но просто отказываться от выбора невозможно, это неправильно.

00:18:41 – [Из зала] Здесь, наверное, важен мотив. Мотив если высокий, то, наверное, это уже ягья?
– В любом случае этот выбор неверный. То есть просто уничтожить выбор нельзя. Это всё-таки убийство выбора. Самоубийство – это убийство выбора, а выбор нам даётся. То есть вы идёте на экзамен, и вы так боитесь этого экзамена, что кончаете жизнь самоубийством. Вы сдали этот экзамен или нет?
– [Из зала] Нет.
– Вы даже не дошли до него. Да, понимаете?
– [Из зала] Так-то жена, которая входит в костёр к своему мужу, который …
– Не будем брать Сатья-югу, не будем брать Сатья-югу. Давайте говорить о реальном. В Сатья-югу никто там не жил из нас. Может, кто-то жил, я не знаю. Вот я там, наверное, не жил, поэтому… И мало очень сведений осталось.

00:19:32 И обряд Сати очень болезнен для обсуждения в Кали-югу. Лучше вообще не обсуждать в Кали-югу этот обряд, потому что в основном никто не поймёт, что это такое. Будет это называться как варварство, всё что угодно. Поэтому чтобы это обсуждать, обряд Сати, лучше жить в Сатья-югу [смеётся]. Тогда будет хорошо. То есть не то время, незачем, да, могут быть большие проблемы у этого обсуждения. Лучше что-то реальное, практичное, практичное. Для нас это сейчас не постижим этот уровень преданности, он не постижим для нас. Мы не такие.
– [Из зала] [неразборчиво]
– Да, нам нужно научиться хотя бы на мангала-арати просыпаться. А идти за мужем в костёр – это не наш уровень преданности [смеётся с залом]. Что-то простое, джапу дочитать вовремя. Да, что-то простое. Но за мужем в костёр – это…

00:20:37 – [Из зала] Но тем не менее, жёны декабристов шли за декабристами. [неразборчиво]
– Мы также не знаем, что чувствовали эти жёны декабристов. История очень сомнительна. Вот все эти рассказы, в основном они надуманы для того, чтобы вызвать дух.
– [Из зала] [неразборчиво]
– Да, история – достаточно интересная наука. Где свидетели этого всего? И всегда, во-первых, человек, когда попадает в какую-то ситуацию, то всегда себя ведёт так, чтобы все подумали, что он сам попал в эту ситуацию, даже если она какая-то тяжёлая, и пытается выйти с наиболее, так сказать, полезным для себя лицом. Поэтому история в психологическом плане очень сомнительна.
– [Из зала] [неразборчиво]
– Да, она очень сомнительна, история именно в психологическом плане. Поэтому, заметьте, учебники истории переписываются чуть ли не каждые 5 лет, и понять ничего невозможно, как же, вообще, к этому относиться.

00:21:37 Когда я последний раз читал учебник истории новый, был поражён. Сейчас видели, как он составлен? Есть такое мнение, есть ещё такое мнение, есть такое, есть такое, есть такое, но в итоге мы примем какую-то общую среднюю концепцию. Вот новый учебник читали новой истории, кто-нибудь? Вот я читал. Вот там такая вот… непонятно что. То есть фактически как наука она себя самоуничтожила сейчас. Потому что в реальности нужно, чтобы кто-то давал оценку этому. А кто даёт оценку, кто даёт оценку? Поэтому трудно это оценивать, поэтому мы не будем вот эти примеры брать так просто, жизнь нам показывает немножко другое. Реальность жизни – вот она перед нами, на живых примерах, на живых примерах. Мы можем увидеть, что есть живые примеры, и с ними уже всё попроще. Я ответил, да, на вопрос? Ещё какой-то? Все ли сомнения?

В бхакти нет логики, только любовь

00:22:40 – [Из зала] Вчера я наткнулся, книжку читал, что в бхакти нет логики. Как вы думаете?
– Конечно нет логики. В бхакти нету логики, это факт. Мы нелогичны, логика – это материальная наука. Логика – это материальная наука. А Кришна нелогичен. Он нематериален, он нелогичен. Логикой ничего доказать невозможно. Что такое логика? Смотрите. Логика, это когда я могу что-то доказать, сам опровергнуть. Потом опять, то, что я опровергнул, доказать и опять это опровергнуть. И хороший логик должен это сделать так раз двадцать пять [смех в зале]. Разве это наука? Логика – это не наука, логика – это оскорбление науки. Должен быть вывод. Нас интересует вывод, истина. Понимаете? И она находится немного выше вот этого уровня «доказательства, опровержения, доказательства, опровержения».

00:23:32 С точки зрения логики мы не докажем Бога и не опровергнем, мы будем биться всю жизнь над этим. Поэтому бхакти нелогичная, нет никакой логики в этом, это другая наука. Можно много об этом говорить, я не буду сейчас. Есть специальная у меня лекция в книге «Йога разума», есть лекция про логику.
– [Из зала] Спасибо.
– Если вам интересно, там можно прочитать, многое рассказываю о логике, всю эту концепцию логики. Вот в этом виде.
– [Из зала] На диске есть?
– На диске есть, да, «Йога разума», есть эта лекция.

00:24:00 – [Из зала] [неразборчиво]
– Да, то есть, смотрите, вкус нелогичен, мы говорили вчера об этом, да? То есть мы идём за вкусом, нас ведёт вкус, никакая логика нас не ведёт. Мы видим кого-то, этот человек не подходит нам ни по характеру, ни по семейному положению, никак, ни что угодно, но нам нравится этот человек. Вы заметили? Нравится. Где же логика? Где логика? Вечер, 10 часов вечера. Уже ничего есть нельзя, можно выпить только немного молока. Нам приносят торт. Мы его съедаем радостно. Где логика? [смех в зале] Никакой логики. Мы идём за вкусом. Поэтому, я говорил, у нас логика вкуса, мы идём за логикой вкуса. Если нам нравится это, мы это будем делать. Поэтому мы должны развить в себе вкус, правильный вкус.

00:25:02 Вкус Cознания Кришны – это никакая логика материального мира, что это неверно, неудобно. Смотрите, нам же часто говорят, что у вас нету ни зарплаты, ни пенсии, ни медицинской страховки, ни будущего, ни прошлого, ни настоящего. Понимаете?
– [Из зала] Ни работы
– Да, ни работы, ничего. Кто знает, что там в ваших книжках написано? Но нам это нравится. И мы идём за этим вкусом. Мы даже, может быть, не понимаем философию этого движения, но кто-то в конце понял философию, ачинтья бхеда абхеда таттва. Кто сейчас её может выложить за 15 минут, сжато, коротко, очень понятно? Да, ещё попробуй так, вот, это выложи. Сейчас как начнём, так такое будет, что не дай Бог.

00:25:50 Поэтому мы даже не понимаем каких-то принципов: ну, вот, нам нравится наш гуру и всё, вот просто нравится и всё. И всё равно, что там будет происходить, хоть трава не расти. Хоть все уйдут из Cознания Кришны, я один останусь, но что мне нравится, Индрадьюмна Свами. И мне всё равно абсолютно. Если мы так думаем, то мы преданные. Никакой логики в этом нет, понимаете, никакой.

00:26:16 И нам всё равно, какой нас процент в этом обществе, и как у нас деньги распределяются, и GBC устроено, есть у нас храмы или нет. Абсолютно всё равно, потому что нам просто нравится наш гуру. Всем же нравится, да, наш гуру? Ну всё. Логика вкуса. И всё так, всё так, так всё. Даже материальный мир так устроен. Вот нравится человеку водка [смех в зале], вот хоть что вы ему объясняйте. Вот кто-то пытался что-то объяснить своим родственникам, которые водку пьют, что это невкусно, горько, что это вредно? Хоть бы что. Хоть бы что, до конца.

00:26:54 Фрейда знаете? Фрейда. Знаете, от чего Фрейд умер? Ачарья-основатель психологии, врач по образованию. А он умер от рака полости рта. Ему сделали множество операций, множество операций, и каждый раз ему говорили: «Брось курить сигары, брось курить сигары». После каждой операции ему вырезали, вырезали, вырезали, вырезали. И он так и умер от этого. Основатель психологии. Кому он может помочь? Понимаете? Кому он может помочь вообще? Кому могут помочь его труды? Поэтому есть некоторая доля сумасшествия в нём и в его произведениях. Понимаете? То есть основатель сумасшедшей психологии, основатель сумасшедшей психологии. Психология сумасшествия. Он не смог бросить курить даже. Кому он может помочь? Помоги себе сам сначала, потом пиши книги, что-то объясняй. Такой был у него вкус, и ничего не смог сделать.

Вкусовые предпочтения закладываются в первые 7 лет жизни

00:28:10 Поэтому вот это чудо, когда наши вкусы меняются. Вы заметили? Вкусы закладываются в первые 7 лет жизни намертво. «Сознание ребёнка подобно глиняному горшку» - объясняется в Хитопадеша. Первые стихи Хитопадеша объясняют, что сознание ребёнка как необожжённый глиняный горшок. И на нём нарезаются узоры мышления и вкуса. Всё, что он кушает, все привычки, которые мама ему прививает, «нарезаются» узором. И в 7 лет первый гормональный огонь вспыхивает в его теле, гормоны начинают действовать. И это подобно огню, этот гормональный огонь. Агни гормональный. И он запекает этот горшок: «Пшшш…» И этот рисунок схватывается раз и навсегда. Вкусы, вкусы, вкусы. То, что нам нравилось кушать, то, что нам нравилось делать, оно запекается, эти впечатления, впечатывается раз и навсегда. И мы всю жизнь уже идём с этими вкусами. Идём, идём, идём, идём.

00:29:10 Поэтому МакДональдс, вы заметили, на кого сейчас ориентирован? На детей, детские программы. Для чего? Потому что в первые 7 лет, если они туда детей затащат, всё, они всю жизнь потом будут этим вкусом жить. Да, вот этим вкусом будут жить. Всё, они уже привьются насмерть, эти вкусы. И всё. И потом мы уже живём с этими вкусами. Если ребёнка на пиво посадили до 7 лет, что очень полезно пиво детям до 7 лет, есть такая идея даже, то он так и будет всю жизнь на пивном алкоголизме находиться. Поэтому чудо, что мы с вами пришли и наши вкусы изменились, это чудо. Вкусы, в зрелом возрасте изменить вкусы – это чудо.

00:29:54 Мы спрашиваем: «Где чудо? Где чудо?» Вот оно натуральное чудо. Психологически невозможно в корне свои вкусы поменять. Но мы же поменяли. Да, что-то там осталось, конечно, поэтому никогда нельзя расслабляться, потому что там «нарезано» было серьёзно [смех в зале]. Поэтому расслабляться нельзя. Но всё-таки поменяли же вкусы, факт, да? Нам же совсем сейчас другое нравится: другие запахи, другие вкусы, другие люди, другие отношения. Нравятся, факт. Это чудо, перенарезалась бороздочка, перенарезалась. Поэтому это чудо. Никакой психолог это сделать не может. Есть только одна возможность срезать обратно, есть только одна возможность срезать обратно. Как вы думаете, какая? Это критика. Когда мы критикуем, то новая полосочка стирается и старая возвращается. Критика. Опять старые вкусы вылазят, оскорбления.

00:30:52 Так даже действуют антикультовые движения. Преданные, которые уходят из Cознания Кришны, приходят в антикультовые движения и жалуются: «Ничего сделать не можем, осталась память о сознании Кришны». И тогда они специальную программу дают, 2 недели, 3 недели. Они им дают специальную программу несколько часов в день критиковать Шрилу Прабхупаду. И они критикуют несколько недель по нескольку часов в день. И у них стали вкусы, вот эти новые вкусы, которые они привили себе в сознании Кришны, уходят. Только не говорите никому [смеётся]. Так действуют сейчас антикультовые движения. Поэтому это единственная возможность сделать этот откат, то есть вернуться на старый вкус, аннулировать это чудо, это оскорбить кого-то.

Вкус – ориентир в жизни

00:31:44 И вы наверняка замечали, что какие-то отношения стали ухудшаться и вдруг старые вкусы полезли. Наверняка вы это замечали, просто прислушайтесь к себе. И полезло, потому что всё, идёт возврат, возврат, это чудо аннулируется, аннулируется.
– [Из зала] Сигнал какой-нибудь [неразборчиво]?
– Да, или это сигнал. Если вы почувствовали, что старые вкусы полезли, значит, что-то в отношениях не то. Надо обязательно посмотреть, что в отношениях происходит, может, я кого-то оскорбляю словом, делом, мыслью, вдруг что-то происходит. Подумайте над этим. По вкусу можно ориентироваться, куда я иду, какой у меня вкус. Я ответил, да, на вопрос?
– [Из зала] [неразборчиво] Я, например, делаю выбор: мне уйти с работы, чтоб мне не мешало [неразборчиво]. А перспективы нет.

00:32:33 – Это вы сделали вывод из сегодняшней лекции? Вам нужно предыдущие послушать. Потом будет запись, возьмите, послушайте предыдущие лекции, я объяснял немножко другие концепции раньше. Так как у нас семинар последовательный всё-таки, да, вы заметили, поэтому следует, если вы не слушали предыдущие лекции, потом их прослушать, чтоб было общее впечатление. Потому что есть некоторая последовательность в том, что я говорю. Иначе будет немножко неправильное восприятие, да? Те, кто с начала слушают. Есть некоторые вещи, которые я уже объяснил. Вкратце могу сказать, что единственное, что не нужно делать, это менять то, что уже есть. Лучше это видоизменять. Менять не надо, видоизменить можно.

Как научиться не критиковать других людей?

00:33:19 – [Из зала] Можно? Я по поводу [неразборчиво]. Вот мы можем контролировать свою речь, допустим, да?
– Да.
– [Из зала] Чтобы не критиковать. Как вот мысли свои проконтролировать, они ведь вперёд всегда забегают. То есть ты даже не успеваешь опомниться, как ты уже критиковал [в мыслях].
– Да, мысли контролировать, конечно же, невозможно, фактически невозможно.
– [Из зала] Тогда почему нам с детских лет [неразборчиво]?
– Сейчас я расскажу, да. Об этом ещё Арджуна нам рассказывал, что ветер легче проконтролировать. Видите, ветер подул холодный. Ну как его проконтролируешь? Свитер приходится надевать. Поэтому если «ветер подул» в голове, оскорбления, значит, нужно свитер надевать. Самое главное – не выпустить его на уровень речи. Потому что реальное кармическое оскорбление происходит на уровне речи, это реальное кармическое оскорбление, когда вы это сказали, сказали. Поэтому на уровень речи это выпускать не надо, оставьте это внутри.

00:34:26 Даже если вы просто оставите это у себя внутри, ничего с этим делать не будете, то вы почувствуете, как огонь зажжётся в груди, зажжётся огонь. Вы это не говорите, просто молчите, и уже огонь загорается. И этот огонь сжигает этой немного кармы греховной деятельности, это желание критиковать. Сжигается, но не до конца. Поэтому мы должны найти причину. И причина оскорблений другого человека всегда в том, что мы его не понимаем. Понимаете? Поэтому есть такая вещь, как исследовательский дух. Мы должны исследовать другие живые существа. Не надо только лягушек там исследовать или собачек, опыты над ними ставить, нет.

Наша жизнь – это исследование сознания

00:35:14 Мы должны исследовать людей. Наша жизнь – это исследование другого человека. Для этого нам семья даётся, чтоб получше исследовать, под микроскопом посмотреть. И когда мы исследуем, но с каким умонастроением? Есть два умонастроения. Понять, как это устроено, такой научный дух. И он не приводит никогда к добру, он всегда приводит к насилию. Если у нас просто такая вот идея учёного: «Как это всё устроено? Я хочу понять психологию, ещё что-то», скорее всего, мы навредим, и будет только одно горе от такого исследования. Поэтому есть другой дух исследования, это исследовать сознание другого человека с желанием понять, как его сделать счастливым. Понимаете? Если мы так исследуем своих родных, своих родственников, своих детей вот с этим умонастроением: «Как его сделать счастливым, такое непонятное живое существо?»

00:36:09 Это факт, мы все непонятны, мы сами себя понять не можем, да? Вот кто-то может понять себя так просто? Описать себя, как я себя поведу в следующем случае? Очень трудно. Мы неадекватны, мы нелогичны опять-таки. Личность нелогична. Если б мы были логичны, то жить было бы неинтересно сразу же. Представьте, что все логичны. Всё. Какая может быть любовь? Что такое любовь? Мы удивляемся нелогичности человека, да? «Как он себя ведёт! Как нелогично, как интересно». Никакой логики, личность абсолютно нелогична. И поэтому нам интересно вместе. А если б мы были роботы все? Идёт по лестнице ровно, ровно на ступеньке [смех в зале] поворачивается направо. И все бы так ходили? Посмотрите, тропинки протаптываются, никто по асфальту не ходит [смех в зале].

00:37:01 Поэтому на западе не как у нас. На западе строится дом, асфальт не прокладывается. Просто всё землёй засыпано, и люди ходят. И когда уже эти тропы натоптаны, тогда потом они асфальтируются. У нас всё наоборот: всё сначала асфальтируется, заборы ставятся, а потом люди проламывают заборы [смех в зале], вытаптывают клумбы. Потому что нет у нас логики никакой, мы не обязаны мыслить тем же способом сознания, что и архитектор. Вы заметили? Чуть-чуть, один метр нужно в сторону пройти, чтобы по асфальту, нет, срезаем. Вы заметили? Срезаем, хотим пройти. Нет логики никакой. И там грязно, клумба, 10 рублей штраф можно поставить – бесполезно. И это интересно, это интересно изучать. Нелогично. А какие дети нелогичные, да? Это так радует. Абсолютно нелогично. Говорит нелогично, ведёт себя нелогично, всё нелогично. А взрослые какие нелогичные? Ну, с ними, конечно, потруднее. Логика взрослых более печальна. Вот эта нелогичность взрослых более печальна, больше проблем нам доставляет.

00:38:18 Поэтому мы должны разных людей понять: старых, взрослых, детей, родных – чтобы, в конце концов, Кришну понять. Кришна самый нелогичный, уж Он-то, вообще, понять его невозможно никак. И это сделает нас счастливыми. Мы должны понять, что личность вот такая, мы не должны ожидать что-то. И когда мы будем это изучать, вот с этим умонастроением сделать кого-то счастливым, то наше сознание будет расти. Наши ошибки будут прощаться, в конце концов. Понимаете? Люди будут к нам более тепло относиться. Это будет правильное умонастроение. Мы не должны быть просто учёными от Cознания Кришны, нет. Мы должны быть милосердными, мы должны быть проповедниками в действительности. Вот, тогда да, тогда будет результат. Я ответил на вопрос?

Мы все друг другу братья и сестры

00:39:12 – [Из зала] [неразборчиво]
– Идея такова. Во-первых, не этично спрашивать про живого лектора, который есть живой. Поэтому сходите к нему, спросите. То есть я не могу ничего говорить о высказываниях другого лектора, так как должен быть контекст, поэтому как минимум, я должен поговорить с ним на эту тему, обсудить это всё. Мало ли что человек имеет в виду? Как правило, наше восприятие немного узкое, потому что человек думает о чём-то лет 10, а потом это пытается за 45 минут объяснить. Вот то, что я сейчас объясняю, я об этом лет 10 думаю. Поэтому оно, может быть, как-то слишком скомкано, сжато, я пытаюсь какие-то главные идеи дать. Поэтому очень трудно иногда бывает это всё связать, как-то понять. И мы иногда тоже что-то не понимаем в словах другого лектора. Поэтому у нас должно быть желание понять его, понять его и сделать хорошие выводы об этом, хорошие выводы об этом, позитивные выводы об этом.

00:40:06 То есть идея такова, что человек здоровый всегда ищет общее между своими мыслями и словами другого человека. Это значит, что мышление здоровое. Если наше мышление больное, то тогда мы всегда ищем противоречия между словами другого человека и своими идеями. Понимаете? Поэтому ищите всегда общее, и наше сознание будет всё здоровее, и здоровее, и здоровее, и здоровее. И мы научимся его находить. Однажды мы поймём, что мы все родственники, что мы все родственники. Даже если мы просто сейчас начнём наши вот эти выстраивать деревья родственные, то мы даже в этом зале сейчас все родственниками окажемся. Потому что Россия маленькая, в общем-то, тут мы все явно окажемся какими-нибудь родственниками, это факт. А на уровне прародителей мы вообще все родственники.

00:40:55 И с этого начинается религия. Что это значит? «Братья и сёстры», да, есть такое выражение? Брат, сестра. Мы иногда не употребляем эти слова. И мы забываем о том, что мы все родственники. А раз мы все родственники, это значит, что должно быть одно качество: мы должны быть терпимыми к проступкам наших родственников. Посмотрите, если наш родственник даже преступление жуткое совершает, разве мать от него когда-нибудь отказывается? Я вот смотрю иногда криминальную хронику, мне показывают, там где-нибудь езжу я, смотрю. Я вижу, что преступник, жуть что там, 30 человек вообще убил, и мама говорит: «Не может быть такого. Это мой любимый сынок, такой хороший, сладенький». Да, это факт. Вы видели такое наверняка.

00:41:35 Мы не должны от наших родственников вообще никогда отказываться, что бы ни происходило. Мы всегда его должны ждать, и мы всегда должны думать, что это всё пройдёт. Это глупость какая-то. То есть мы должны быть терпимыми. Если мы поймём, что мы просто родственники, то мы уже будем терпимыми. Мы будем его ждать, даже из тюрьмы, откуда угодно, и будем его любить. А это значит, кто бы что ни совершил, увидев нас, он должен сразу же встретиться с нашими объятьями, сразу же. Что бы человек ни совершил, мы должны его всегда ждать и обнимать, встречать его, как родственника должны его встречать, что бы с ним ни происходило.

Разные точки зрения и Истина

00:42:10 И тогда нам будет очень легко быть вместе. Потому что если с нами что-то происходит, нам тут же пинка под зад: «Так тебе и надо, мы так и знали». Знаете, такое бывает: «Мы так и думали, что он демон». Понимаете?
– [Из зала] [неразборчиво]
– Да, то тоже к нам вернётся. Никто не вернётся. Поэтому родственные должны быть. Это очень трудно, это нужно действительно развить. Поэтому ищите всегда общее. То есть если мы что-то не понимаем, есть такая идея. Человек, который говорит что-то другое, он не всегда напротив нас, он может быть рядом с нами. Понимаете? Он не должен быть обязательно напротив нас, нашим оппонентом, он может быть рядом с нами, другую точку зрения высказывать, другую точку зрения. И тогда мы сможем всегда договориться, всегда что-то решить.

00:43:00 Должны быть разные точки зрения. Вы сейчас все смотрите на меня с разных точек зрения. Все. Вот я уверен, сейчас просто если каждый 5 строк про меня напишет, какой я, всё будет разное, всё будет разное, факт [смеётся].
– [Из зала] Вот мы меняемся каждую лекцию, восприятие меняется.
– Вот видите, у него такое восприятие. Понимаете? [смеётся]
– [Из зала] Я вас узнаю постепенно, вот оно и меняется.
– Факт

00:43:26 Должны быть разные точки зрения, это хорошо, это истина, истина многогранна. Должны быть разные точки зрения. И иногда самые необычные точки зрения могут приносить больше всего пользы. Понимание философии и настоящий профессионализм в сознании Кришны – это умение брать уже известные ведические знания и факты и преподносить их новым, необычным образом, чтобы заинтересовать людей, привлечь их внимание к этой проблеме. И он привлекает наше внимание к этому, и мы заинтересовываемся: «Что же это? Как же это, действительно?» Поэтому это качество настоящего проповедника. Это надо уметь. Не у всех это получается, не у всех это получается. Поэтому нужно просто лично поговорить, если вас какой-то вопрос интересует, поговорите лично, всё будет хорошо, всё будет замечательно.

00:44:22 Но лекция должна затронуть что-то, что-то затронуть, какое-то изменение должно быть, какое-то произойти. Значит, мы, скорее всего, или невнимательно слушали, или ещё что-то, или нам что-то мешало, может, у нас зуб болел в это время. Но в лекции должны быть изменения какие-то, происходить в нашем сердце, реальные.
– [Из зала] [неразборчиво]
– Да, будет, мы решили.
– [Из зала] [неразборчиво]
– Завтра будет, да, лекция в это же время, поэтому мы продолжим. Всё какие-то вопросы сегодня у нас, почему-то день вопросов получился.

Соревновательный дух не всегда полезен

00:44:58 – [Из зала] [неразборчиво] по таблице. Непонятны такие главы, как [общение и [неразборчиво]. Как их связать со всеми остальными? Последние две главы.
– Две последние колонки?
– [Из зала] Да, колонки последние.
– Хорошо, сейчас я как раз об этом хотел поговорить. Про общение на первом уровне, да? Давайте я немного об этом расскажу, чтобы мы с этим разобрались.

00:45:21 Итак, вот на этой первой чакре первые 7 лет в организации каждый пытается подавить друг друга, каждый пытается подавить друг друга. Такое, знаете, соревнование. Соревнование, вообще, спортивная идея. Соревновательная идея очень вредна для дружелюбия, для дружелюбия очень вредна. Поэтому ко всем соревновательным идеям с каким-то призом в конце нужно подходить очень аккуратно. Потому что если сознание не очень высокое, на первых 7 годах находится, это соревнование превратится в борьбу за выживание, в борьбу на выживание. И будут оскорбления совершаться: «Кто лучше?». Понимаете, «кто лучше»? Поэтому нужно быть очень аккуратным, нужно быть очень аккуратным.

00:46:13 Как спорт сейчас, посмотрите. Я стал замечать, что спорт становится чрезвычайно жестоким. Люди выходят, и у них страшные лица, они ненавидят друг друга. Они бегут, и видно, что какие-то животные уже такие инстинкты. Уже неприятно смотреть спортивные соревнования, вы заметили? Может быть, там фигурную гимнастику, но когда вот там кто-то бегает, там ещё что-то, прямо видно эмоции, тяжелейшие эмоции. Потому что один должен победить, большие деньги там стоят.
– [Из зала] [Преобладает] конкуренция.

00:46:46 Да, такая конкуренция тяжелейшая очень, сложная. Раньше, помните, не давали получать большие деньги за спортивные достижения, в России, во всяком случае. И действительно, был спорт такой, мне нравился, я сам раньше спортом занимался. То есть у меня были какие-то идеи там действительно, то есть не ради победы, ради участия. Помните, была такая идея? Вот «ради участия», уже такая уходит идея. Поэтому очень трудно сохранить этот дух настоящий.

Природа кшатрия

00:47:16 И в животном мире это можно увидеть как борьба за еду или борьба за самку, то есть такие очень низкие эмоции. Фактически, это просто драка, вот на этом первом уровне люди просто дерутся. Иногда эта драка принимает вид «стенка на стенку», намахата на намахату, матаджи на прабху, грихастхи на брахмачарья. Это происходит время от времени: стенка на стенку, идея на идею. Старший на этом уровне может рычать на младшего. Знаете, такая планёрка. И вы стоите около двери и из-за этой двери: «Рррраааааа!», и там идёт какая-то планёрка [смех в зале]. И думаешь: «Что ли там тигры дерутся?» А все выходят спокойные, весёлые.

00:48:08 Поэтому на планёрке лучше не присутствовать тем, кто не участвует. Потому что качество кшатриев – это проявлять яркие чувства. Вы знаете? Но кшатрии также быстро успокаиваются и прощают, в отличие от других шудр, или брахманов, или вайшья. То есть кшатрии очень ярко ругаются, могут даже подраться, могут даже подраться. Я помню, я так спорил однажды, что на стол запрыгнул [смех в зале], на заре Cознания Кришны. Мы так спорили, я не заметил, как я уже на столе стоял [смех в зале], доказывал, как надо ратха-ятру проводить правильно [смеётся с залом]. Да, бывает такое. Но они потом успокаиваются и дальше расходятся.

00:48:50 Но если мы присутствуем при этом, у нас нет этих качеств, мы будем удивляться, у нас будут неадекватные эмоции. Поэтому если руководители начали спорить, лучше уходить сразу. Потому что это интересно смотреть, да, мы такого не видели, это целый зоопарк, но лучше уйти, лучше уйти от греха подальше, если нет этих качеств. Если вы не приглашены на это собрание, лучше уйти. Потому что будет неправильное восприятие, другая природа вообще, совсем другая природа. Они спокойны, они ничего не боятся, их ничего не волнует. Они даже перед опасностью себя спокойно чувствуют, природа другая, нет страха, да, мы говорили об этом. Поэтому вот этот уровень человек должен пройти, чтоб стать настоящим воином, например. Или воином в сознании Кришны, настоящим таким, сильным проповедником, чтобы ничего не боялся.

00:49:41 Я рассказывал, как царей раньше проверяли? Нет, не рассказывал? Раньше, мы читали, что царь должен был пойти в лес и победить тигра. Может быть, мы такое читали, знаете. И это не так, что царь шёл, и там драка была не на жизнь, а на смерть, как Самсон там, знаете, пасть тигру разрывал. Это не так всё происходило. Всё было немного не так. Он был настолько квалифицированным воином, что у него страха, вообще, никакого не было, это его была квалификация. И он шёл спокойно в лес, поигрывая своим мечом, вставал просто на тропу этого тигра и подымал меч. И тигр шёл по своим делам и подходил, смотрел, ничего не понимая, что происходит: «Стоит какой-то человек, абсолютно не пахнет страхом». Страх пахнет, если человек боится, это сразу чувствуется, пахнет, есть запах страха.

00:50:30 И он не понимал: «Кто здесь стоит, меня не боится? Это редко происходит в лесу, чтобы тигра никто не боялся». Видели тигра? Тигр очень страшный, факт, да. И он подходил и нюхал: «Кто это у нас?». Тот говорил: «Это я». И просто голову отрубал. Он брал голову, приходил обратно, всем показывал. То есть не было такой драки с Самсоном.

00:51:00 Не как у нас сейчас дрессировщики, да? У них главная идея никогда спиной не поворачиваться, ещё что-то. У них там есть две идеи, что если ты повернулся спиной или поскользнулся и упал, всё, ты смертник. Потому что тигр тут же воспользуется и убьёт, тут же. Если ты хоть чуть-чуть слабость проявишь, он тебя убьёт, всё.
– [Из зала] Или страх почувствует.
– Да, тут же. Поэтому там всегда стоят три пожарных рядом, потому что мало ли что. Но царь был другой, он не боялся. Он ничего не боялся, он просто стоял, ждал, тигр подходил. Другие качества, другая природа.

Страх как основа контроля в организации

00:51:41 Или сейчас, например, в специальных подразделениях наоборот вызывают это умение пугать. Вот эти группы захвата, которые должны от террористов избавлять, у них настолько вот это вот вызывание страха поставлено на профессионализм, что когда они какое-то здание захватывают, то собаки из окон выпрыгивают от страха. Понимаете? Гадят и выпрыгивают из окон, в форточки, собаки настоящие, овчарки, выпрыгивают. Люди такие страшные. Но это их работа, это их работа. Если кто-то встречался с этими людьми… То есть лучше с ними не встречаться. Это их работа – пугать. Даже собаки выпрыгивают из окон.

00:52:25 Поэтому вот такое иногда происходит, можем это увидеть. Такой животный страх можно испытывать, когда руководитель на своего подчинённого страшно кричит. Это один из способов контролировать коллектив, поэтому в некоторых рамках мы можем увидеть этот способ. И он действительно первые 7 лет иногда неминуем. Потому что первые 7 лет, так как люди абсолютно не контролируются, их только страх может вообще проконтролировать.

00:52:52 Поэтому такое воздействие иногда неумолимо приходит в наши ятры, и с этим нужно смириться. То есть иногда это естественный уровень контроля. Главное, чтобы без перегибов. Но вот этот страх вот этот иногда переходит в преданность. Это такой уровень. Обычно это в вооружённых силах просматривается, да, вот такая система? Потому что люди не хотят быть в вооружённых силах, да? Все считают дни до приказа сейчас. Поэтому там и давление такое жёсткое достаточно, чтобы хотя бы на основе страха всё это было. И этот страх входит в армию. С дедовщиной ничего сделать не могут. Всё на основе страха, видите, происходит?

00:53:34 На этом уровне жестокие виды спорта находятся, например, бокс. Вообще бокс – это самый непрофессиональный вид спорта, я честно вам скажу. Несмотря на нашего этого… Как его там сейчас зовут, с шикхой?
– [Из зала] Костя Цзю.
– Костя Цзю, да. Несмотря, так сказать, на всю его рекламу вайшнавских причёсок, это самый непрофессиональный вид спорта. Потому что Веды утверждают, что боевые искусства должны быть с умонастроением с наименьшими потерями победить своего противника. Например, из каларипаятту я могу рассказать, я занимался немного единоборствами. Там есть такая система, что есть чакра специальная, мы знаем, между бровей находится. Если по ней правильно ударить, с правильным уклоном, то человека выключает, тут выключатель стоит: «Чик!» [смех в зале].

00:54:31 Вы, наверное, видели, в фильмах показывают китайских, есть такое, то есть там «чик!», и он, всё, выключается. Это вот эта чакра, на самом деле. В неё нужно правильно ударить, с определённой силой. Человека просто выключает. Всё, там снимаете оружие, там пистолеты забираете, всё что хотите. И потом в противоположную чакру, сахасрару, нужно точно так же очень легко ударить, но с правильной силой и углом. «Тук!» - и человека тут же включает: «А? Где? Что? Кто?». А уже ничего нет. Вот это боевые искусства. То есть минимальный вред, минимальный вред противнику и всё.

00:55:05 У нас 12 раундов, кровь по всему этому, и это боксёры мирового уровня. Я всегда удивляюсь: «Что это такое вообще?». Полный непрофессионализм, полный непрофессионализм. Понимаете? Если ты действительно такой профессионал, ну покажи, что-то действительно красивое, приятное. Кто-то занимался из мужчин наверняка. Знаете, как это должно быть. У нас не могут, у нас мордобой, какое-то такое не то немножко, как можно больнее ему сделать. Там глаз рассекли, и туда же, и туда же, и туда же. Да, вот это первый уровень, да, чтобы ему больнее было, больнее, больнее. Ужас, ужас, ужас, ужас. Это, конечно, мужской пример, я извиняюсь перед женщинами.

00:55:55 И даже перед началом поединков вот эти спортсмены сначала в глаза друг другу смотрят, кто кого напугает взглядом. И вот кто напугал, тот и победил. И также люди, вы заметили, если вы на улице с кем-то встречаетесь глазами, то сразу вызов какой-то бросается: «Чего надо? Чего смотришь?» [смех в зале] То есть кто кого напугает. А если вы ему ещё улыбнётесь, то он скажет: «Чего лыбишься? Пугать надо, чего тут улыбаться?» [смех в зале] Это первый уровень, да, страшно.

Причины заикания детей

00:56:32 Семейный скандал иногда принимает такие формы. Иногда заканчивается дракой, битой посудой. Даже убийством иногда это заканчивается. По этой причине больше всего страдают дети обычно. Мы должны не скандалить в семье хотя бы ради детей. Именно они находятся в возрасте, когда страх наиболее проявлен. И когда муж и жена страшно орут друг на друга, бьют посуду, им-то не страшно уже ничего, им уже ничего не страшно, но ребёнок в ужасе находится, в ужасе находится. Потом травмы на всю жизнь.

00:57:09 Может быть, заметили, я немножко заикаюсь, у меня есть такое немножечко. Я вам сейчас открою секрет: всю школу я не мог даже к доске выйти, я писал все работы, я письменно сдавал, я не мог вообще говорить. Но когда я пришёл в Cознание Кришны, я начал книги распространять, и Господь Чайтанья вернул мне речь, чудо произошло, никто не верит. Те, кто меня знали раньше, они не верят, что я вообще говорю. Тем более что я лектор [смеётся], никто вообще не верит. Поэтому действительно духовная практика может эту карму менять.

00:57:44 Но они ругались, у меня родители, ругались. И это настолько сильно действовало, я так боялся: я не мог спать, у меня сон пропадал. Дети страдают очень сильно, дети очень сильно страдают, поэтому нужно быть очень аккуратным. Если вы хотите поругаться, уйдите куда-нибудь далеко и поругайтесь [смеётся], побейте друг друга. Но не при детях это должно быть. Потому что не всем же везёт, они попадают к Господу Чайтанье, и всё это потом проходит. Может и не повезти.

Терроризм нужен политикам, чтобы управлять обществом через страх

00:58:24 В наше время также проявляется такое явление как терроризм. Это профессиональная попытка всё общество опустить на уровень страха. Понимаете? Запугать, опустить на уровень страха всё общество. Именно на это всё направлено, чтобы всё общество боялось, ушло на этот уровень. И тогда война естественно вспыхнет. Это очень правильная попытка, на самом деле, это профессиональная попытка.

00:58:47 Если общество просто запугать реально, то общество само потихоньку начнёт воевать, то есть война сама начнётся. Потому что на этом уровне война должна быть. И поэтому стоит там что-то взорвать, тут что-то взорвать, и война естественно начнётся. Понимаете? От страха начнётся война. Поэтому они очень профессионально это делают. Нужно быть очень аккуратными, очень профессионально действуют. Есть психологи какие-то у них хорошие, которые всё это понимают.

00:59:17 Иногда управление государством находится на этой стадии, такая тирания, культ личности. И обычно когда этот культ уходит, то сразу все памятники свергаются, на них пляшут радостно [смеётся]. То есть так очень смешно смотрится, люди не понимают, что это было естественно, естественно. То есть когда такое есть подавление, потом великая радость приходит. Но подавлением не решить какие-то проблемы коллектива, нужно сначала очиститься, сначала очиститься.

О вреде подавления наших желаний

00:59:53 Если мы просто подавляем какие-то наши проявления нашего сознания или нашего тела, то это приводит к ещё более худшей ситуации. Если мы какие-то желания нашего тела естественные подавляем, это обычно плохо сказывается на нашем организме. Поэтому нужно сначала вывести шлаки, нужно сначала вывести шлаки.

01:00:15 Поэтому, вы заметили, например, в восточном обществе немножко по-другому культурный уровень звуков, которые тело издаёт. Немножечко другой культурный уровень, то есть более простой. Наверняка те, кто были в Индии, вы заметили. Потому что система такова, что если вы подавляете эти естественные потоки воздуха, которые в теле находятся, то это в какую-то болезнь уходит, в какую-то болезнь. Эта энергия идёт не в то место, и болезнь какая-то возникает. Поэтому они не очень-то подавляют эти желания. Они не являются греховными, это естественные желания, поэтому они их стараются сразу же осуществлять, поэтому более менее здоровые, более менее здоровые.

01:00:55 Мы всё время подавляем наши желания. У нас туалет даже не найдёшь. Вот в городе попробуйте найти туалет. Не найдёшь. Где его там искать? Никто не знает где. Поэтому мы всё время что-то подавляем, поэтому большая проблема. Постоянно какие-то болезни. Особенно в мочеполовой сфере, да?

01:01:12 Поэтому обычно бездетность, ещё что-то, то есть какие-то такие проблемы с деторождением. Так как мы не понимаем эти простые взаимодействия. Поэтому нужно сначала очиститься. Единственное, что имеет смысл подавлять, - это желание всё разрушить и переделать на свой лад. Вот это надо подавлять. Революционность надо в себе подавлять. Потому что это, как мы уже говорили, самое тяжёлое желание. Нужно действовать другим способом, другим способом. Вот это настроение насилия пронизывает общество.

Самопожертвование и желание наслаждаться

01:01:50 И сейчас никто не говорит, какая главная причина смерти. От 20 до 50 миллионов сейчас умирают по одной причине, о которой особенно не говорят. Как выдумаете, что это за причина?
– [Из зала] Алкоголизм.
– Нет.
– [Из зала] [неразборчиво]
– Нет.
– [Из зала] Страх.
– Нет.
– [Из зала] Насилие.
– Нет. Близко.
– [Из зала] Аборты.
– Это аборты, аборты. Да, никто не говорит.

01:02:20 Что это значит? Нам просто кто-то мешает наслаждаться, и мы его убиваем. Да, и это проходит потом на уровень наших отношений. Кто-то мне мешает наслаждаться – я его убиваю. Я сейчас сижу и слушаю лекцию, кто-то рядом там чихает или сопит: «Не мешайте мне слушать лекцию!» [смех в зале]. Мы хотим его убить в реальности. Понимаете? И это проявляется на тонком и на грубом уровне. Вот когда нам кто-то мешает, мы это чувствуем, и мы хотим с этим бороться, это очень греховное действие. Это тонкое убийство фактически.

01:02:56 Нет, как я уже говорил, мы должны пожертвовать своими удобствами ради спокойствия и счастья других. Вот это правильное умонастроение, вот это милосердие. Я вам мешаю как-то, может, я вам что-то сделал. Мы уже говорили об этом, да? Мы должны пожертвовать своими удобствами ради счастья других. Если мы ради своего счастья готовы убить другую личность, наорать, отодвинуть, это очень печально. Это материалистичное умонастроение, вот с чем надо бороться. Вот это действительно вредно. Это то, что портит наши отношения.

01:03:33 Есть физическое убийство, а есть убийство на уровне отношений. Слово ещё более тяжело ранит человека, даже чем физическое воздействие. Иногда лучше ударить, чем оскорбить. Я, конечно… Не поймите меня буквально. Но иногда боль от слов глубже и дольше действует на человека, чем физическое воздействие. Если вам на ногу наступили, то вы забыли через 5 минут. Но если вам кольнули там, сказали там: «Чего тут ходишь с таким помятым лицом? Весь народ тут нам распугиваешь, на лекцию сейчас никто не придёт», то вряд ли вы сможете, вообще, больше сюда прийти, да и, вообще, встречаться с этими людьми. То есть один раз стоит хотя бы чуть-чуть задеть человека, и это может потом очень тяжело болеть. Это значит, что мы будем болеть все. Это тоже желание убить, кольнуть. Буквально так и называется «кольнуть», «кольнуть».

01:04:37 За это травмы приходят, травмы приходят. За такие вот мелкие мысли приходят укусы насекомых. Комары кого-нибудь кусают? Это мелкие мысли вот такие. Когда мне кто-то мешает, я думаю: «Чего он мне мешает?» Потом обязательно приходят укусы насекомых каких-то. Кто-то нас кусает тоже так мелко, неприятно.
– [Из зала] [неразборчиво] Откуда они исходят, какие-то страхи ответственности? [неразборчиво]
– Страх ответственности исходит оттого, что мы не хотим брать на себя ответственность за заботу о другом человеке.
– [Из зала] Нет, откуда она?

01:05:23 Откуда? Однажды мы не захотели терпеть Кришну, однажды мы поругались с Кришной, испортили отношения. Понимаете? И до сих пор это длится. Мы не захотели терпеть Кришну, сейчас мы не можем терпеть друг друга. Вот когда мы научимся терпеть друг друга, тогда мы сможем терпеть Кришну. Кришну будет терпеть сложнее всего. Он вообще уедет из Вриндавана в Двараку и всё, ищи-свищи. Да? Посмотрите, как жители Вриндавана себя чувствовали, когда Кришна уехал. Они в какой позе были, в такой и остались. Мама Яшода паутиной поросла, у неё молоко выкипело и паутиной всё поросло, так она себя чувствовала, даже с места не могла сдвинуться. Уехал и всё.

01:06:10 Так вот чтобы всё это принять, и понять, и любить, и не обижаться, нужно на простых примерах сначала потренироваться, на чём-то простом. На нас, мы простые, мы из одной страны, у нас один язык, мы понимаем друг друга. Мы хотим быть вместе, нам больше некуда пойти, в конце концов. Поэтому есть на ком тренироваться и много возможностей, много возможностей. Поэтому мы не захотели терпеть его, теперь мы не можем терпеть других: «Он мешал нам наслаждаться, сейчас нам другие мешают наслаждаться. Что это такое?» Поэтому давайте начнём служить, вернёмся к этой идее слуги. Что это значит? Жертвовать собой, жертвовать своими наслаждениями ради счастья других. Это причина. Я ответил на вопрос?

Как развить профессионализм?

01:07:05 В обществе также наблюдаются интересные тенденции. Ещё шесть минут у меня есть. Нормальная организация должна развиваться, как ребёнок. Поэтому и время на развитие уходит. Почти то же самое, каждые 7 лет нужно переживать эти кризисы, расти и расти. И понимая это, нужно стать очень терпеливым и верным своей профессии, как я уже говорил. Мы должны терпеть свою профессию. Потому что мода на экономику тоже проходит, тоже проходит. То одни профессии приносят деньги, то другие профессии приносят деньги. Никто не может дать гарантии, что через 20 лет ваша профессия будет деньги приносить, никто не может дать гарантию. Но мы должны быть верны.

01:07:48 Также никто не может дать гарантии, что наш ребёнок будет с нами через 20 лет, да? Никто не может дать гарантии. Но мы должны любить всё равно этого ребёнка, факт, мы должны его любить. Также свою профессию мы должны любить. Будет она приносить деньги через 20 лет или не будет – мы должны её любить, проходить эти кризисы. Очень легко любить свою работу, если она много денег приносит и мало времени отнимает, да? Легче некуда.

01:08:13 Также легко любить своего ребёнка, пока он нас любит, пока он маленький ещё, он любит. Но когда у него просыпается гормональный фон, в глазах становится по чайнику, и его дома нет, и он начинает говорить: «Вы меня не понимаете, вообще, я люблю этого человека». И он приводит этого человека, и вы в обморок тут же падаете [смех в зале]: «Вот это человек, вот это человек…» И вы падаете в обморок, и не знаете, что делать теперь, что же делать. То уже трудно, да, любить такого человека? То есть уже начинаются проблемы.

01:08:47 Так же и работа: она иногда нам приносит деньги, а иногда, вообще, не приносит денег никаких, иногда одни проблемы приносит. Но верность – это то чувство, за которое мы должны зацепиться, за это чувство, оно вытащит всё остальное. Это гуна благости, верность, просто быть верными, переживать эти моменты, переживать. Тогда настоящий профессионализм приходит. Дети не вырастают сразу. Их надо вырастить со всеми своими болезнями, со всеми их болезнями, мокрыми пелёнками. Их нужно провести через всё это, провести, как альбом с фотографиями. Да, нам было весело и трудно, но мы прошли через всё это, прошли через всё это. Если наши отношения строятся на основе любви, мы сможем терпеть это, поэтому мы должны развивать действительно очень близкие отношения, любовные отношения, учиться это делать, то, о чём мы говорим.

01:09:43 И вот как я уже говорил, общество на уровне муладхары развивается по законам естественного отбора. Да? То есть выживает самый сильнейший. Это и мафиозные структуры (тоже на этом обществе находятся), тюрьма ярко представляет это общество, армия, как я уже говорил. Часто это встречается в политике, тоже самый сильнейший выживает, да? Такие очень грязные технологии. Поэтому Прабхупада предостерегал, что нужно быть очень аккуратным с политикой, со всеми вот этими вещами. Достаточно тяжёлая ситуация может создаваться, если это в науку проникает. Наука сейчас очень политизированная, очень трудно в ней что-то действительно разумное сейчас сделать, очень большие сложности.

01:10:33 В финансовой среде это общество, где главный показателем является то, сколько клиентов человек… Не сколько людей человек сделал счастливыми, а сколько он конкретного товара распространил, вот так будет правильнее сказать. Вы заметили, у нас был такой период? Нас интересовала цифра, сколько мы книг распространим. А сколько людей стало счастливыми, эта цифра нас не интересовала. Так давайте хотя бы попробуем её узнать, эту цифру. Вы замечаете, она сокращается почему-то, да? И вот это общество на первом уровне, это факт, это нужно было пройти, чтобы наконец-то понять, что какая-то проблема есть, что что-то не то, что да, очень большие результаты, цифры очень большие. Ну а люди-то счастливые где, в конце концов?

01:11:27 То же самое в сетевых компаниях сейчас наблюдается. Многие же преданные работают в сетевом бизнесе. Надо как можно больше какого-то товара продать, а станет ли человек счастливым в результате этого товара? Особенно добавки какие-то, сейчас много продают добавок, да? И люди продают эти добавки, а вообще, полезны они ему или нет, никого не интересует. Даже медицинского образования нет ни у кого. «Кушайте на здоровье, всё очень полезно, кушайте на здоровье». Поэтому мы должны думать об этом.

Страх – признак материального сознания

01:11:57 То есть что происходит? Сейчас я в завершении скажу. Материальная жизнь в нашем нынешнем состоянии исполнена страха, это признак материальной жизни – страх – признак материального сознания. Из четырёх проблем материального существования: пропитания, крова, совокупления и страха – страх является самой главной проблемой. Больше всего беспокойств доставляет этот страх, главная проблема. И мы всегда прибываем в этом страхе из-за того, что мы не знаем, какая проблема возникнет в следующий момент. Поэтому очень важно хотя бы немного понять устройство жизни, что нас ожидает. И тогда этот страх будет уходить, он будет уходить. Это результат нашего соприкосновения с иллюзией, майя, внешняя энергия Господа.

01:12:50 Поэтому мы должны воспользоваться ведическим знанием, чтобы понять примерный план нашего развития и перестать бояться, в конце концов. Мы должны понять, что Cознание Кришны нестрашное, что Кришна нестрашный, что преданные нестрашные, что «Харе Кришна» мантра нестрашная, что не всё она отберёт. Как у нас говорят: «Господь Хари всё у тебя отберёт [смех в зале], всё, всё, всё отберёт». Я думал: «Неужели так?» Я в конце концов нашёл у Шрилы Прабхупады, и он пишет: «Пока мой преданный любит меня, я ему даю всё. Но когда я начинаю его любить, я у него всё забираю». Поэтому пока мы его любим, всё нормально, он нам всё даст, не бойтесь. Но когда наши отношения станут по-настоящему серьёзными, и начнётся взаимообмен, вот тогда, чтобы ничего нам не мешало, он всё заберёт.

01:13:42 Но поверьте мне, у нас ещё есть возможность кое-что получить для себя, быть очень счастливыми в сознании Кришны и постепенно развиться. И потом вовремя всё отдать, когда уже это не будет нас так пугать [смеётся], тогда будет всё хорошо. Если мы боимся всё отдавать Кришне, лучше не надо пока отдавать, это не любовь. Нужно от любви ему всё отдать, тогда это будет естественно. Хорошо, моё время вышло. Может, на один вопрос какой-то я могу ответить, если возник?
– [Из зала] Проблема санкиртаны. С вашей точки зрения, почему сейчас снизилось КПД? Как результат [неразборчиво].
– Почему снизился что?
– [Из зала] Результаты санкиртаны почему снизились?

01:14:35 – А что мы назовём результатами санкиртаны? Санкиртана – это проповедь. Проповедь, это когда из сердца одного преданного Кришна переходит в сердце другого преданного. Понимаете?
– [Из зала] Да. Вот это вопрос.
– Вот вопрос: где результаты, снизились ли они? Мне кажется, что они наоборот увеличились. Мы наконец стали это понимать, что Кришна должен из сердца в сердце переходить. Понимаете? Мы не знаем реальных цифр. Увеличились результаты санкиртаны. Если мы примем санкиртану не как цифру распространённого товара, а как реальный переход Кришны из сердца в сердце.
– [Из зала] Или [неразборчиво] преданного.
– То есть Кришна стал чаще переходить из сердца в сердце, это факт, это видно. Это вот на мой вид, есть разные мнения, но это моё восприятие. Хорошо, большое спасибо вам, что вы сегодня пришли.
– [Из зала] Спасибо [аплодисменты]
– Завтра в это же время мы продолжим.
– [Из зала] Можно вас попросить подписать?

транскрибирование: Евгений Толстиков | Ижевск | Россия | 01 April 2012
обработка текста: Бхувана Сундари | Чиангмай | Таиланд | 15 April 2015