Призвание и работа

Дивноморск - 01 января 2004
Признаки работы по призванию. Менять ли работу, если она не соответствует призванию? Почему вторая семья считается хуже первой? Тактика разумного решения конфликтов в семье. Как поступить, если я опозорился? Фактор страха в воспитании ребёнка. Страх перед духовностью. Помнить хорошее, забывать плохое. Бесстрашные – это те, кто защищают других. Сколько дней в году нужно отдыхать? Отдых – это отсутствие страха. Гармония постепенного развития. Как научиться распознавать уроки жизни? Материнство – это подвиг. Если родители против вашей веры. Два вида проповеди: киртан и ачара. Теория сглаза по ведам. Острожность – это страх, способствующий развитию. О священном дереве Туласи. Организационные вопросы.
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:12:22 | качество: mp3 32kB/s 16 Mb | прослушано: 1369 | скачано: 1432 | избрано: 59
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Признаки работы по призванию

00:00:52 Вопросы пожалуйста какие возникли?
– Вчера вы говорили по поводу, о том, что если человек занят, его качества заниматься коммерцией, все нормально.
Не могли бы вы пояснить, если человек занят не по качествам, сможет ли он их развить. Если у него природа совсем другая?

00:01:17 – Да. Мы говорили о том, что мы должны работать ради самой работы, где... То есть мы должны действовать ради самого дела. Фактически если мы ожидаем каких-то плодов, то мы можем или разочаровываться или менять свою деятельность. Мы становимся нестабильными. Если мы действуем ради какого-то плода, мы становимся очень нестабильными. Так как плоды приходят не только от наших усилий. Как мы выяснили в начале этого семинара. Мы выяснили, что плоды могут приходить от чужих благословений. Просто от нашей прарабдха-кармы, есть разрешение и запрет. Есть милость Кришны.

00:02:00 Много условий. Поэтому иногда очень хорошо, если плоды не приходят. Вы заметили, на определённом этапе, сначала мы молимся, чтобы наши желания исполнились. На каком-то этапе мы начинаем молиться, чтобы те желания, о которых мы молились, чтобы эти желания ни в коем случае не исполнялись. Вы заметили? Наши отношения меняются иногда к нашим молитвам. Поэтому мы уже не рады тем плодам, которые приходят. Хотя мы их сами хотели. Поэтому мы можем разочаровываться.

00:02:32 Поэтому наука нити здравого смысла рекомендует нам работать ради самой работы. Ради самого процесса. То есть нам должен нравиться сам процесс. Мы должны работать ради самого этого акта работы. И тогда это будет признаком нашего призвания. Если я способен работать ради самой работы, это признак моего призвания. Если я работаю ради чего-то другого, каких-то других плодов. Тогда это может быть ловушка, может быть ошибка.

00:03:04 Поэтому нужно развивать любовь к тому, что мы делаем. К тому, что мы делаем. Это можно развить. Можно развить. Так как любовь к деятельности может приходить в процессе самой деятельности. Как знаете. На востоке есть организованные браки. Их часто спрашивают, мы читали, что как вы умудряетесь создавать браки, не видя друг друга. Да. Это известная ситуация. И они отвечают, что вы женитесь на том, кого любите, а мы любим того, на ком женимся.

00:03:44 Поэтому и работа к нам может приходить по судьбе. Мы в каких-то рамках оказываемся в нашей жизни. И какая-то деятельность приходит к нам. Иногда мы не можем даже от этого отказаться. Мы в рамках определённых. Но развить свою любовь, так сказать, создав семью со своей работой, это и есть возвышенное сознание. Мы должны проникнуться этой деятельностью. Почувствовать вкус к этой деятельности. Это и будет признак того, что мы развиваемся.

Менять ли работу, если она не соответствует призванию?

00:04:19 – [Из зала] А если человек в другой природе занят?
– Наша природа, природа нашего тела, это лежать и ничего не делать. Поэтому мы все немножко не по природе действуем. Мы готовы, тело готово лечь прямо сейчас. Вы заметили. Вот кто сейчас хочет прилечь? Ну факт. Поэтому идея природы, это не значит, что прямо 100% это наша природа в какой-то деятельности заниматься. Есть какая-то склонность. И поэтому в рамках какой-то деятельности можно найти склонность. Как мы говорили не какую-то деятельность делать, а как мы склонны её делать, в каком стиле мы склонны выполнять эту деятельность. Поэтому нужно сначала все усилия отдать, чтобы найти свою склонность, как я буду делать то, что мне уже судьбой послано. Понимаете?

00:05:07 Как семью, в Ведах объясняется, что семью, работу, отношения нужно спасать как ребенка. То есть биться до последнего. За жизнь нужно биться как за жизнь человека. За жизнь семьи. За жизнь работы, за жизнь отношений нужно биться до последнего. Нет какого-то момента, что мы должны руки опустить, сказать все. Больше не будем спасать. Нет. Мы должны до последнего, пока уже явно там клиническая смерть. Уже все. Спасать невозможно. Но пока есть возможность что-то менять, видоизменять, как-то делать что-то, нужно спасать и спасать. Семью, работу, отношения. Нужно спасать до последнего что-то делать. А иначе мы попадем в эту ловушку физических изменений, что легче просто взять и поменять. Как мы иногда думаем, ну не получились отношения с каким-от человеком, я ещё с сотней подружусь, столько Вайшнавов вокруг.

00:06:00 Сейчас пойду прямо на базаре подружусь ещё с сотней. Да? Но Кришна не на это смотрит, мы знаем, Кришна смотрит не на то, сколько у нас хороших отношений. Кришна смотрит на то, сколько у нас осталось плохих отношений. Это известная закономерность. Поэтому сколько мы не будем себе новых друзей создавать, Кришне все равно. Он смотрит, что у нас ещё остались какие-то неразрешенные проблемы. И он именно на это смотрит. Мы его не обманем. Это не какая-то статистика, где можно сказать, что у нас 1000 хороших отношений, всего одно нехорошее. Кришну не обманешь. Он умный. Он самый умный. Его невозможно обмануть.

00:06:37 Поэтому мы иногда так думаем, наш ум нас обманывает, что я ещё с сотней подружусь и это потом оно уйдет куда-то, все пропадет. Не уйдет и не пропадет. Будет жечь все больше и больше. Будет проблем все больше и больше. Поэтому до последнего лучше себя искать в той деятельности, которая уже есть. Сменить всегда хуже деятельность. Это сравнивается с тем, что мы поднимали штангу зеленого цвета, не смогли её поднять. И думаем, что красную штангу того же веса я точно подниму. Нет. Это просто штанга другого цвета. Но вес тот же.

Почему вторая семья считается хуже первой?

00:07:16 Поэтому вторая семья. Она считается всегда немного хуже. Чем первая, например, если мы развод какой-то производим. У нас это случается к сожалению. Даже может показаться, что люди живут более дружно. Но как вы думаете, почему это происходит? Потому что цинизма чуть-чуть больше. Чуть-чуть больше цинизма уже. Мы стараемся не устанавливать близкие взаимоотношения, чтобы не вылазили вот эти эмоции негативные, с которыми мы столкнулись в первой семье. И мы это называем опытом. На самом деле, цинизм, и любовь не раскрывается. Во второй раз очень трудно развить любовные отношения, потому что уже есть страх, вот этот страх, помните, который мы проходили на вчерашнем занятии.

00:08:03 И поэтому второй брак всегда хуже считается, чем первый, потому что любовные отношения труднее раскрыть. А семья – это любовь, это не страшное слово. То есть в семье нужно испытать любовь. А зачем она тогда вообще нужна, семья без любви? Дети должны расти в любви, они должны видеть любовь, они должны испытывать на себе эту любовь. Это естественно. Мы должны пройти через это, реализовать свои чувства, котрые очень сильны. И пройдя правильно через эти отношения. Мы будем дальше развиваться. Поэтому лучше искать себя внутри. Лучше что-то изменять, добавлять, менять, пробовать что-то делать внутри, чем бросать. То есть есть такая идея. Это все идея революционности, менять. Поэтому идея здравого смысла это добавлять. Добавлять. Можно что-то добавить. Добавить. Я просто сейчас так.

00:09:00 Без всяких филосовский идей, я просто приведу пример, как на востоке и как на западе решается проблема браков. Это просто пример. Не как руководство к действию. Если на западе у мужа и жены что-то не получается, они разводятся, новую семью создают. Если на востоке они не удовлетворены, что они делают? Еще одну жену берут. Добавляют. Понимаете? Не меняют, а добавляют. Еще одну жену берут, еще, еще, ещё одну. Это не руководство к действию. То есть это ведический метод. У нас это не выход из положения. У нас другая культура. Я просто говорю. Что другой стиль мышления. И поэтому на сколько мы можем что-то менять, как-то добавлять, как-то изменять, то есть что-то можно пробовать делать. Естественно в культурной традиции. То есть нельзя брать чужую традицию и накладывать так просто на нашу. Люди просто не поймут и будет большая проблема.

00:10:00 Я просто как пример, что мы все стараемся изменять. Это очень опасно. Это вот русская тенденция революции все время устраивать. То есть все сломать, построить новое — это стандартная русская тенденция. Есть такие национальные виды мышления. Вот вид мышления русского — это революцию сразу устроить. Куда бы русский не попал, он сразу революцию пытается устроить. Сразу же. Мне за рубежом президенты храмов жалуются. Вот жили нормально, пока трое русских не приехало. Сразу революция началась через три месяца. Сразу президента стали свергать. Еще что-то.Сразу революция. [смеется с залом]. Да. Русская традиция. Есть такое у нас в крови. Что-то кровь у нас революционная. Поэтому нужно постараться меняться внутри этой системы, тогда будет нормально, тогда будет хорошо. В этом идея. И от этого надо. Еще вопросы?

Тактика разумного решения конфликтов в семье

00:11:01 – [Из зала] А если по судьбе вот происходит. Это возможно. То есть я не усилия прилагаю, чтобы избавиться. Ну вот есть хорошая работа, а ещё лучше появляется.
– Естественно у нас должен быть разум. Поэтому если есть какая-то перспектива и вы чувствуете рост, то зачем отказываться. В конце концов ну возможности нам тоже даются не просто так. Но мы должны быть очень разумны. Мы должны это во времени немного растянуть, обдумать. Не действовать сразу. От этой ошибки иногда возникают большие проблемы. Это идея конфликтологии. Большинство наших проблем возникает от того, что мы сразу пытаемся действовать. Например, мы приходим домой, дома не помыта посуда, и мы сразу начинаем ругаться. Почему не помыта посуда? Большой скандал, все недовольны. Вечер проходит ужасно.

00:12:00 Никому это не надо. Поэтому есть очень простой метод — это отложить скандал на следующий день.
– [Из зала] А если это длится изо дня в день?
– Да. Откладывайте на следующий день. Можете даже себе в записную книжку записать поругаться завтра. [смех в зале]. И вы завтра просыпаетесь и что чувствуете?
– [Из зала] Спокойствие.

00:12:20 – Да. Зачем вообще об этом ругаться? То есть нет уже вообще никакого стимула, не по логике, непонятно. То есть все это кажется ерундой, так сказать. На сливочном масле. Да? Непонятно зачем ругаться. А ещё лучше рекомендуется на три дня отложить. Тогда вы даже не вспомните. О чем вы хотели поругаться.
– [Из зала] А с не помытой посудой что делать?
– Посуду всё равно нужно мыть. Это факт. Да. Я вам так скажу, давайте вспомним вчерашнюю идею. Если вы увидели какую-то проблему, это значит, что это уже наш долг. Понимаете? Это уже наш долг. Если мы увидели какую-то проблему, это уже наш долг, мы должны её как-то решить.

00:13:01 Если вы хотите её через ругань решить, ну пожалуйста. Но мы знаем по результатам, что все будут недовольны, посуда того не стоит. Запомните навсегда, я сейчас такую вещь скажу, очень серьезную, которую нельзя вырывать из контекста. Отношения важнее истины. Понимаете? Идея в чем? Если мы сохраняем наши отношения, потом мы можем и истину объяснить. Понимаете? У нас хорошие отношения. Потом потихоньку можем объяснить, что посуду лучше сразу мыть после еды. Потихонечку, когда уже отношения хорошие. Но если мы сначала истину объясняем, и отношения рвутся на этой основе выяснения истины, то кому эта истина нужна, мы с ней один на один вообще остаемся с этой истиной, никому она уже не нужна. Поэтому сначала отношения, потом истина. Поэтому вот эта вот идея. Что отношения важнее истины, не вырвана из этого контекста. Позволит нам решать эти проблемы взаимоотношений.

00:14:01 Поэтому действуйте так, чтобы сначала отношения сохранить. А потом уже можно построить план, как через три дня об истине уже поговорить. Поэтому большинство проблем в семье, семьи разрываются от этого. Это чуть ли не основная причина всех семейных трагедий. В том, что мы сразу решаем все наши проблемы. Сразу на месте, чтобы не случилось. Ну ребенок что-то там сделал плохое, его тут же наказали, сразу же. А у него были планы на этот день. Мы его тут же наказали. Да. Наказали, да он понял, но может быть обида очень серьезная. Это естественно, это воспитание, тут есть тонкости. Я просто говорю пример, что может быть чуть попозже наказать? Нужно уметь это делать, оттягивать. Это и есть контроль чувств. Вот в семье вот, может быть семья для этого создана, чтобы так чувства контролировать. Потому что в семье эти проблемы на каждом шагу. Если мы будем сразу ругаться, то мы будем разводиться и разводиться. Семья в ад вообще превратится.

00:15:00 Вы заметили, бывает ад прямо в семье начинается. Потому что мы сразу разбираемся, сразу, на месте вообще, на месте. Поэтому в западной психологии семья называется ядерной ячейкой общества. Две половинки уже с критической массой соединяются вечером на кухне и происходит атомный взрыв. Я обычно поздно с лекции иду домой, всегда возвращаюсь и постоянно я слышу, как скандалы в домах происходят. Постоянно. Все в домах скандалят. Ядерные взрывы происходят.

00:15:35 Поэтому мы не должны себя нагнетать до этой критической массы. Мы должны уметь откладывать на потом вот эти вот скандалы, ругани. Это секрет, который способен вообще решить все проблемы семейной жизни. Вот, если хотя бы в семье на этот уровень стать, то большинство проблем в семье может решиться. Но это контроль чувств. А вы знаете, что это такое. Это значит, что это не будет получаться.

00:16:02 Да? Контролировать чувства трудно. Но если мы начнем это делать, то вы почувствуете вкус, вкус, он проявится, терпение дает вкус. Терпение — это качество вайшнавов. Оно дает вкус. Вы почувствуете. Это вкус к отношениям, к психологии, к решению проблем. Вы увидите, что они решаются. Что проблемы можно решать. Потому что в семье мы обычно приходим к такой фатальности. Невозможно больше жить вместе. Есть такая ну фатальность некоторая. Потому что мы не решаем, нет вкуса к решению проблем. Но если мы вот этот вкус почувствуем, что можно отложить, то вы прямо почувствуете радость. Вот я по своему опыту говорю. Я это пробую делать регулярно. И прямо вот откладываешь, сразу радость приходит в сердце. Я отложил свой скандал. И на основе этой радости, потом уже, вообще, такие хорошие чувства. И к этому человеку, и ругаться не хочется. И все потом разговоры, даже если и происходят, то очень тепло всегда происходят.

00:17:03 На абсолютно другой платформе. Вы почувствуете эту радость. Можете прямо сегодня попробовать. Сегодня наверняка кто-то немножко поругается. [смеется]. Такова жизнь. 108 раз надо в день поругаться. Чуть-чуть. Семья. Такое бывает. Мы к этому привыкаем, но нужно уметь откладывать это. И тогда вдруг можно заметить это, день прошел без скандалов. Второй день прошел без скандалов. Третий день. Даже скучно сначала покажется. А что же теперь делать? Чем же теперь заниматься?

00:17:36 Есть такие исследования, что до 80% времени в семейной жизни люди проводят в разбирательствах. Почему ты это не сделал? А ты это не сделал? 80% времени может проходить. Где же она совместная духовная практика? Поэтому вот этот метод освободит время для настоящей духовной семейной жизни. Такой простой. Помните, мы говорили, что на сложные проблемы должны быть простые решения. Вот это очень простое решение. Но оно требует контроля чувств. Контроля чувств. Я ответил на вопрос, нет? Еще вопросы есть?

Как поступить, если я опозорился?

00:18:17 – [Из зала] Если человек попадает из-за неразумного действия попал в ситуацию, позорную ситуацию. Как ему выйти из этого положения, поскольку информация о том, что человек опозорен долгое время сохраняется?
– Если это несколько человек, которых вы знаете, то мы должны встретиться. Мы должны встретиться и прояснить эту ситуацию. Мы не должны её затягивать во времени. Вот когда происходит позор, ситуацию лучше во времени не затягивать. Потому что негативная ситуация имеет вид снежного кома.

00:19:03 Она обрастает подробностями. В одном университете провели такой опыт. Пустили слух, что два студента женятся. И дату назвали. Пустили слух. Через неделю после этой даты, провели опрос. Больше половины студентов рассказывали, что они были на этой свадьбе. [смех в зале]. Со всеми подробностями, со всеми тонкостями. [смеется с залом]. Да. Поэтому негативная или, вообще, какая-то сплетня, какой-то слух имеют свойство обрастать подробностями, свидетелями. Я о себе такое иногда слушаю. Слушаю. Ну недавно даже статью прочитал про свою кармическую жизнь. Я был раньше музыкантом известным. Ну так по секрету скажу. Давно, 20 лет назад. И я про себя статью прочитал, там история рока в России. Я там про себя статью прочитал. Ну такие, вообще, подробности.

00:20:02 Такие подробности. Я уже думаю, может опровержение послать там. [смеется с залом]. Деньги с них взять, в суд что-то подать. Ну то есть страшные подробности. То есть всего 20 лет прошло. То есть все обрастает, обрастает, обрастает, обрастает. Факт. Поэтому нужно сразу идти и разговаривать. Да было, да опозорился, да в лужу упал. Ну простите, извините, давайте что-то порешаем, то есть вот все это разберем как-то, выясним. А иначе все. Неделя, две, уже не отмоешься, уже будет столько всяких разговоров, поэтому нужно сразу это разрешать. Сразу. Тут ничего не поделаешь. Нужно идти и разговаривать с теми людьми, которые были свидетелями этих явлений. Тут нужно все своё смирение проявить. Сразу. Потому что хочется спрятаться, где-то отсидеться. Не получится. Все так обрастет [смеется], что будет очень трудно потом. Я ответил на вопрос? Хорошо. Еще?

Фактор страха в воспитании ребёнка

00:21:11 – [Из зала] Вот вчера мы страхи разбирали. Что именно вы можете сказать о страхе высоты?
– Высоты? Есть страхи, которые вызваны временными явлениями, есть страхи физиологические, которые уже в разряд фобий входят. То есть это страхи, которые уже заложены в прарабдха-карме. И поэтому их лучше все-таки отделять друг от друга. Поэтому я бы все-таки страх высоты немножечко к патологическим страхам отнес, к фобиям. Поэтому это вполне естественное явление, не такая уж, так сказать, серьезная фобия. Вот, на табуретке же не очень страшно? Если на табуретку не страшно залезть, то в принципе это можно терпеть. То есть страх высоты достаточно полезная вещь.

00:22:02 Не потянет прыгать с моста или ещё куда-нибудь. [смеется с залом]. Поэтому вообщем-то в этом нет ничего страшного. Я бы это все-таки не относил к психологическим страхам вот то, что мы разбираем. Конечно, можно там что-то будет и увязать, но я бы не стал этого слишком близко связывать. Чтобы не спекулировать по этому поводу. Поэтому это нормально. Пусть будет. Хороший страх. А страхи иногда полезны.

00:22:28 Например, дети воспитываются сначала на страхе. То есть ребенок сначала мотивируется страхом, наказанием некоторым. И тогда он под каким-то контролем находится. То есть если у него не будет страха, то все, он выйдет полностью из-под контроля. Поэтому некоторый страх в воспитании какое-то время присутствует. Но потом он должен, этот страх перейти на мотивацию любовью. То есть сначала мотивируется страхом, потом должен на мотивацию любовью перейти. То есть он сначала действует, чтобы его не наказали, а потом он постепенно должен начать действовать из любви к родителям.

00:23:02 Из любви к своим воспитателям. Так постепенно процесс воспитания проходит. Но какой-то сначала страх необходим. Это факт. А иначе воспитательный процесс не получится. То есть он не будет эффективным.
– Я сталкивался с ситуациями, когда люди не воспитывают своих детей в страхе и в результате, когда гости приходят, дети становятся просто неуправляемыми. Как правильно поступать в таких ситуациях.
– Главное не пропустить вот это просыпание разумности. То есть до того, пока разум ребенка не проснулся. Вот это вот детское состояние, примерно до 3 лет, разум ещё полностью не проснулся. Поэтому он не способен философски увязать страх наказания и свои действия.

00:24:02 И родители должны увидеть этот момент. Что когда он уже понял, что он хулиганит, это вы увидите. По глазам будет видно, он понял, я схулиганил. Значит уже пора наказывать. Потому что раньше сейчас, как я уже говорил, созревание раньше происходит. Не в пять лет, чуть-чуть раньше. Где-то после трех уже начинается. И как только вы увидели эту хитринку в глазах, что ага, все, можно начинать воспитывать. Но пока он ещё не понимает, пока ещё нету этой хитрости в глазах, это матери это заметят. Потому что хитрость, она чувствуется сразу. Матери это почувствуют сердцем. До этого можно действительно, пусть бегает. Ничего страшного. Пусть бегает, веселится, ну ребенок, что поделаешь? Мы тоже бегаем как сумасшедшие. Я тут иду, меня с ног сбивают. И не дети. [смех в зале]. Взрослые люди. Там около рынка, вы заметили? Все с ног друг друга сбивают. Дети хоть маленькие. Вот такие ребята сбивают с ног. [смеется].

00:25:04 Поэтому ещё не известно, кого надо воспитывать. [смеется]. То есть надо увидеть это, почувствовать негативные вот эти качества. Они начнут проявляться, когда где-то три-четыре года пройдут. Но до этого действительно лучше все разрешать, чтобы была эта свобода в сознании, иначе фобии полезут. Факт. Если до этих первых чувств давить, то тогда будут фобии, будет страх. Потому что он не понимает за что его ругают. И страх от этого происходит. Уже такой патологический будет страх.
– Ну ему нужно как-то пытаться объяснить, если он меньше? Если по нему действительно видно, что он понимает, что что-то плохое делает?
– Да. То есть это вот сугубо опыт отца и матери. Они должны это почувствовать. Я думаю, что те, у кого есть опыт, они с этим сталкивались.

Страх перед духовностью

00:26:02 – [Из зала] Страх перед погружением в седьмой уровень, это можно как-то?
– Боюсь, что мы не дойдем, конечно, до этого уровня. Так как у нас только завтра осталось, завтра последняя лекция, поэтому мы так, мы разбираем самые главные. Еще пятая будет? Я так понял, что пятого ягьи... Ну это мы уже тогда обсудим, обсудим тогда. Потому что я тоже, так сказать, могу выделить. Я тогда обсужу с организаторами фестиваля, у меня секретарь обсудит это и я вам скажу тогда завтра, можно будет ещё один день позаниматься. То есть идея в том, чтобы вот этот первый уровень разобрать, потому что именно через него нужно пройти. Потому что может быть до седьмого уровня нам ещё жить и жить. Дело то не в возрасте, а мы больше об организации говорим. Потому что семилетний возраст, мы вообщем-то все прошли. Да? [смеется]. Я надеюсь.

00:27:06 Все прошли. А нас интересует семь лет Cознания Кришны, и вторые семь лет Cознания Кришны. Да? То есть первые 15 лет. Вот именно поэтому большую часть я как раз об этом хочу рассказывать, чтобы нам именно наши проблемы разбирать. Родные, так сказать, махровые.
– [Из зала] А если коротко.
– Наверняка у вас есть опыт, когда вы кому-то проповедовали. Ну родным или близким. И они вот чувствуют, что вот. У меня например, дома, когда я прасад приносил, пирожки какие-то, один из родственников, он говорил: «Церковью пахнет». Церковью пахнет. То есть они подозревают, что вот духовность, что нельзя туда идти так просто. Что можно все потерять. Всего лишиться, изменить все свои представления. Вот этот страх перед глубоким погружением выйти на харинаму в дхоти.

00:28:04 У меня есть знакомый преданный, он уже много лет, но в дхоти ему трудно переодеться. Потому что это целый барьер. Меня все увидят, что я духовный человек, как это по центральной улице пройти? У нас все знают, что когда в первый раз выходишь в дхоти, там в сари, человек даже с ума сходит. Сначала их нужно успокаивать, людей. Потому что он начинает слишком много веселиться на улице. Нужно успокаивать. Да. Это действительно другой уровень. Но не сразу, мы этого сначала боимся. Мы сначала боимся. Или у нас столько вопросов и мы идем на даршан к своему духовному учителю. Приходим и все. Мы сковываемся, ничего не можем сказать, ничего спросить. Выходим и вспоминаем, что-то я ничего не спросил? Был такой опыт, то есть вот этот вот страх перед духовностью. Он есть. Это естественно. Поэтому это не страшно. Мы боимся погружаться.

00:29:01 И действительно нужно пробовать. Это факт. Знаете, как в воду мы заходим сначала ножкой попробуем. Уже более опытные люди, они с разбегу. А в основном так вот ножкой. Но иногда с разбегу можно так нырнуть, что перелом шеи можно получить. Поэтому аккуратненько лучше входить. Поэтому это не страшно. То есть вот этот вот страх перед духовностью. Потому что это необычно. Факт. Необычно очень. Новый опыт абсолютно. Поэтому он возникает. Возникает. Хорошо. Еще какие-то вопросы? Все мы так выяснили по предыдущим?
– [неразборчиво].
– А я говорил уже, что этот кризис обозначен кризисом средних лет. Это яркий кризис, который длится все семь лет и он отдельно разбирается в психологии как кризис средних лет. То есть это отдельная тема. Те, кто изучает психологию, чтоб они знали о чем идет речь. Да? Все разобрали?

Помнить хорошее, забывать плохое

00:30:16 Мы остановились опять-таки на этом уровне страха, недоразобрали его. И я бы хотел рассказать для начала одну историю. Мне рассказал её вчера Шикшаштака. В связи с нашим семинаром очень интересная история. Шли два друга к морю. К морю ходите же каждый день? Шли два друга, и что-то произошло, один другого обидел. И один друг дал другому пощечину. Ну бывает такое. Обиделся. И тот на песке написал, мой друг, когда я шел к морю, дал мне пощечину. На песке. И они пошли дальше, покупались. И когда купались этот человек стал тонуть и тот, который дал ему пощечину, он спас его.

00:31:04 Вытащил на берег. И когда они шли обратно. Тот взял резцы и на камне, на скале вырезал. Когда мы купались в этом море, мой друг спас мне жизнь. Он на камне вырезал. И тогда тот друг его спросил. А почему ты то на песке написал, а это на камне ты вырезал? Он говорит. А потому что то, что ты мне дал пощечину, это ветром легко раздует и я об этом забуду и никогда больше не вспомню. Но то, что ты спас мне жизнь, я это буду помнить всегда, я вырежу это на камне, чтобы это помнить всегда. Такая очень хорошая история. Именно так мы должны воспринимать наши отношения. Что да, происходят какие-то глупости, какие-то неприятности, но это можно на песке написать. Знаете, как японцы рисуют водой на асфальте. Да. Есть какое-то впечатление, но оно должно быстро уйти.

00:32:01 А вот когда что-то действительно нам хорошее делается, нужно это навсегда запоминать. Навсегда запоминать. Потому что, к сожалению, наша психика работает так, что мы запоминаем плохое. Больше помним плохое. Например, я сейчас могу прочитать семинар из семи лекций. Но если я хотя бы один раз сматерюсь во время этого семинара, то никто не будет говорить, что я такой интересный материал прочитал, все будут говорить он сматерился на семинаре. Факт? [смех в зале]. Именно так и будет. Хотя я скажу 10 тысяч слов, больше. И только одно вам не понравится. И вы будете только о нем помнить. Одном из 10 тысяч. Или даже из ста тысяч. Может даже из миллиона. Понимаете? Мы будем это помнить. Вот такая голова... Факт. Именно так происходит. Поэтому нужно с этим что-то делать. А иначе будет эффект черного списка. Мы одно запомнили плохое.

00:33:00 Потом второе увидели. И уже видим систему. И начинаем третье, четвертое, пятое, называется черный список. Составление черного списка. Так вот самое интересное, что на каком-то пункте, у каждого свой. 50-ый или 150-ый. Мы приходим к выводу, полный негодяй. И как вы все не видите, что это полный негодяй. С ним надо бороться. [смех в зале]. Вы замечали такое? Уже объяснять что-то бесполезно. Что-то говорить, что это нормальный человек, бесполезно. Все уже, комплекс в голове. Полный негодяй.

00:33:34 Поэтому нужно поймать этот черный список, поймать его, иначе будут такие проблемы во взаимоотношениях. Такие черные списки иногда за всю жизнь невозможно аннулировать. Если они создаются. Кто уже три негативных поступка насчитал у кого-нибудь? Вот сейчас подумайте. Если хотя бы три помните негативных поступка у кого-то, значит это уже начало черного списка. Значит через год я вас могу об этом человеке переспросить, и вы мне скажете, что это полный негодяй. [смеется]. Поэтому будьте очень аккуратны. Это очень опасное явление.

Бесстрашные – это те, кто защищают других

00:34:14 Мы говорили о том, как надо заботиться о других в этот период. В период страха. И мы говорили. Что наши проблемы, чтобы решать также в этот период, необходимо защищать тех, кто попал в беду, так как это период страха, мы должны защищать тех, кто попал в беду, и тогда наши страхи тоже будут решаться. Бесстрашные – это те, кто защищают других. Так как они защищают других, то некогда бояться о себе, некогда бояться о каких-то своих проблемах. Поэтому если мы защищаем других, думаем о этом, то наши проблемы также решаются. Наши страхи также уходят. Тех, кто боится, нужно защищать, тех, кто остался без родителей, без старших, тех, кто от нас зависит. Их нужно защищать. Защищать, заботиться. Защита. Защита. И тогда наши страхи будут уходить, это произойдет естественно.

Сколько дней в году нужно отдыхать?

00:35:03 Также мы должны в этот период заботиться об отдыхе тех людей, которые от нас зависят. Отдыхать. Понимаете? Мы должны заботиться об отдыхе, потому что на уровне страха, человек переутруждается всегда. Он в стрессе работает. Ему нужно отдыхать. Поэтому новичок должен какое-то время зависать где-то, ему нужно ну какое-то время просто расслабиться, одному побыть. Мы так иногда наваливаемся на новых людей. Нам кажется, что это для него самое лучшее решение, постоянно, занять его постоянным служением на все 100% – так он быстрее очистится. Но если он не будет отдыхать, то перегрев происходит. Так как есть стах, есть некоторая неудовлетворенность, некомфортность, стресс, и нету отдыха, все. Долго человек может не выдержать.

00:36:00 Поэтому мы должны быть аккуратны, дать возможность человеку отдыхать. Если вы видите, что кто-то сидит и отсутствующим взглядом смотрит в небо, ну пусть посидит. Так вот брамачарий иногда, если это молодой брамачарий, ему нужно где-то зависнуть, в каком-то своем брахмане, где-то за углом. Мы должны отдыхать достаточно много времени. 24 рабочих дня, я уже говорил, это мало для отдыха. 2 месяца в год. Это минимум нужно отдыхать. Те, у кого был отпуск, я помню, у меня был отпуск. 24 дня, я только начинал отдыхать. Помните? То есть это неестественно было уже на работу возвращаться. Неудовлетворенность была. Потому что чуть больше надо. Понимаете? Одна четвертая хотя бы должна быть. Одна пятая от работы. Ну никак там одна десятая. Чуть больше. Это два месяца такой достаточно приемлемый срок. Лучше три. Если есть возможность три месяца отдыхать.

00:37:01 Это нормально. Вообще, нити или здравый смысл — это умение мало работать и много получать. Понимаете, здравый смысл? Потому что необязательно очень много работать и мало получать. Понимаете? Это умение нормально работать. Приемлемое количество времени, причём женщин могу обрадовать, женщинам лучше работать столько, сколько им хочется. Это уже мужья об этом должны позаботиться. Потому что женщина – это основа спокойствия в семье. Вы знаете. И если женщина работает там, где ей хочется и столько, сколько ей хочется, она будет счастлива, спокойна и дома будет создавать это спокойствие тоже. Если она будет работать больше, чем ей хочется и не там, где ей хочется, то дом превратится вот в эту ядерную ячейку. Потому что как раз женщина является в основном запалом таким, детонатором всех этих явлений, она более активна в этом плане.

Отдых – это отсутствие страха

00:38:03 Поэтому об этом мужья должны позаботиться. Обычно женщине нужно часа четыре, чтобы наработаться. Это среднее время. Да? Вам хватает четыре часа, чтобы наработаться? Хватает. [смеется с залом]. Хватает. Да. Это нормально. Восемь часов может быть много. Но если нравится, никто не против. Если нравится. Но хорошо, если в семье так устраивается, чтобы женщина более свободно работала. То есть нужно отдыхать, и если очень какое-то время загружено идет. Я спрашивал у своего Джибиси, как же быть, иногда у меня месяцами, когда я езжу, просвета нет, четыре лекции в день. То есть уже никакой фактически. Спрашиваю что же делать? И он мне говорил, свой секрет рассказывал, я не скажу кто, я скажу сам секрет. А секрет такой. Должен быть день без будильника и телефона. [смеется]. Да. Ни будильника, ни телефона. То есть как проснулся, хорошо.

00:39:02 И чтобы никто тебе не звонил. Потому что что такое будильник и телефон? Это глашатаи страха. Мы боимся будильника и боимся телефона. Ну менеджеры в основном. Я не знаю, как люди простые. Я боюсь всегда. Ну что будильник, это значит, ты куда-то проспал, на какую-то встречу, куда очень важно. А телефон – это что-то случилось. Потому что если что-то хорошее произошло, никто никогда не звонит. Вы заметили? Потом при случае где-то рассказывается. Там хорошо все произошло. А вот когда что-то плохое, сразу звонят. Поэтому у меня уже нервный шок, когда звонок какой-то, думаю, там где-то у меня что-то, кто это звонит!?

00:39:40 Поэтому ну хотя бы один день должен быть без страха. То есть без будильника и просто меня нету, все. Так хорошо. Никого нет. Один день.
– [Из зала] Один день в неделю?
– В неделю да. Поэтому есть такой секрет для тех, кто переутруждается. Бывает такое. Переутруждаешься. Поэтому нужно отдохнуть по-настоящему.

00:40:02 По-настоящему отдохнуть. То есть отдых – это отсутствие страха. Просто помните об этом. Если, например, вы сейчас сюда приехали и вы сейчас думаете. Вот я уехал сюда на неделю, а утюг я выключил или нет? Вы сможете вообще. Знаете есть законы Мэрфи? Это такие законы тяжелой кармы. И там есть такой закон, если женщина сомневается, выключила она утюг или нет, она его точно не выключила. [смеется с залом]. Ей лучше поехать и это проверить. То есть в этом страхе уже невозможно жить. Да? Факт. Или вы там ушли куда-то и ребенок там что-то, и вы думаете, вот там я спички оставила или нет? И вы думаете. То есть если страх какой-то есть, все. Уже отдыха никакого. Уже отдыха никакого. Уже это не отдых. Поэтому отдых – это отсутствие страха. Поэтому отдых – это не обязательно там куда-то поехать, там какое-то море, там ещё что-то. Отдых – это сделать ситуацию, что страха никакого нет.

00:41:00 Вы ничего не боитесь, тогда будете отдыхать. Никакого нет страха. Ни за что не боитесь. Или вы даже в отпуск ушли с работы и думаете, без меня там вообще что-нибудь живое останется на этой работе? Понимаете? Я однажды поехал, приезжаю, все, никого нет. Все куда-то разошлись. Куда вы все разошлись? [смеется с залом]. Такое бывает иногда. Все куда-то расходятся. Почему-то Вайшнавов нужно притягивать. Держать все время, привязывать. Если хоть чуть-чуть отпустить. Сразу все куда-то разбегаются, по фестивалям, по праздникам, сразу, уже никого нет. А где вы все? А мы поехали, все разъехались спокойно. Поэтому если нет страха – это отдых. Поэтому вот те, кто сейчас никакого страха не чувствует, вы отдыхаете. А те, кто чувствует страх, надо пойти и разобраться с этим. [смеется с залом].

Гармония постепенного развития

00:42:00 У меня постоянно спрашивают вот такой вопрос на засыпку. А вот что лучше, я вот знаю, что у меня дома будет муж ругаться, обычно женщины спрашивают, но я хочу вашу лекцию сегодня послушать. Мне же лучше вашу лекцию сегодня послушать. Я говорю: «Нет. Вам лучше домой пойти». [смеется]. Потому что это будет хуже. Лучше вам сначала с мужем разобраться, а потом уже на лекцию ходить. А иначе в этом страхе, что сейчас приду домой и меня будут ругать, никакая уже лекция будет неинтересна. Факт. Да? [смеется]. Поэтому нужно быть очень аккуратным.

00:42:35 Как я уже говорил, отношения сначала, потом истина. То есть сначала наладьте отношения, потом уже истину развивайте. Потому что без отношений эта истина, она будет вредить. Посмотрите сколько семей развалилось именно из-за этого. Вот это вот противостояние, оно не нужно. Нужно уметь находить гармонию с постепенного развития. С постепенного развития.

00:43:00 Нужно уметь находить эти пути. Мягонькие пути так, чтобы действительно привлечь. Мы же несем особую ответственность за своих родных, за близких. Это же особенно близкие нам люди, поэтому в первую очередь к ним нужно очень аккуратно относиться. Мы не должны быть нама-сакиртанщиками дома такими вот, понимаете. На смерть Бхагавад Гитой по голове не надо бить своих родителей. Нет.[смех в зале]. Нужно, наоборот, показать, что мы их больше стали любить. Что мы больше о них стали заботиться. И когда они это увидят, они сами нас будут выгонять из дома, чтобы мы шли и что-то там делали. Понимаете? То есть это факт.

00:43:36 Поэтому сначала отношения, потом истина – это разум. Там мы выиграем все. Но если мы всем докажем свою истину, мы можем все потерять. Потому что если семейная жизнь не устроена, нас все проклинают. Что это за духовная практика такая? Если хотя бы один родственник вас сейчас проклинает, разве вы себя чувствуете сейчас спокойно? Есть же у кого-то наверняка какие-то неустроенные отношения.

00:44:01 Это будет жечь постоянно. Что это долг. Долг. Мы должны думать об этом. Вчера я спрашивал, кто домой звонил. Те, кто вчера не позвонили. Они сегодня утром перезвонили? [смеется]. Это важно. Когда мы уезжаем, надо звонить. Они будут очень счастливы, они будут говорить: «Съезди, конечно». Главное, чтобы они чувствовали, что мы заботимся о них. Помним. Их нужно спросить, что вам привезти. Или просто что-то купить, привезти, знаете, такие вот эти продаются, как они называются, они такие, да, то есть если родители не вайшнавы, им можно что-то вкусное привезти, такое местное. Или инжир тут хороший купить. Чуть-чуть привезти домой. Ну можно что-то придумать. Если близко. То есть это вы уже должны думать, что-то нужно думать, какие-то подарки, помните, привезти.

00:45:01 Поэтому обязательно все привезите домой что-то родителям. Найдите, что-то купите, привезите. Тут много всего продается, всяких сувениров, там если выйдете, там чего только нету, вообще. В конце концов что-то купите для здоровья полезное.
– [Из зала] Никто внимания не обращают. С одной стороны мне это не нравится, кто-нибудь начинает критиковать. А с другой стороны, я понимаю, что вайшнавы начинают критиковать. Вот как правильно себя вести. [неразборчиво].
– Это когда на нас так дают, вы спрашиваете?
– [Из зала] Нет. Когда я вижу эту ситуацию.
– Когда вы видите.
– [Из зала] Да. Во мне как бы физика возникает. Чтобы я как бы и преданных не критиковала, и в тоже время...
– Я понимаю, да. То есть когда мы видим чей-то пример какой-то, то мы должны понимать, почему мне он показывается, собственно говоря, этот пример.

Как научиться распознавать уроки жизни?

00:46:08 И первое, что нужно понять, что если эта ситуация некритична, то этот пример показывается не для того, чтобы вмешиваться. Если например, там кто-то что-то поджигает, это факт, нужно вмешаться и потушить. Но если это какие-то семейные взаимоотношения, даже милиция не вмешивается в семейные взаимоотношения. А уж нам-то куда лезть? Поэтому мы должны понять, почему мне это показывается. Может, в моем сердце что-то, есть какая-то маленькая ловушка, которая может всплыть чуть позже или может быть сейчас я излишнее давление на кого-то оказываю? Мы должны всегда помнить, что если нам что-то показывается, то это нам Кришна лично что-то показывает, какую-то ситуацию. И поэтому её нужно как урок всегда воспринимать. Понимаете? Как урок. Поставить себе галочку. Вот я так не должен себя вести.

00:47:00 Я так себя вести не должен. А вмешиваться можно только в критической ситуации. Даже если ребенок перед вами бегает чей-то и это не ваш ребенок, вы не имеете право ни слово вообще сказать. Вы должны найти родителей и им что-то сказать. А ребенка ни в коем случае нельзя наказывать. Потому что это не ваша семья. Понимаете? Это не ваша. Ни в коем случае. Это главная ошибка вообще. Но это мое четкое понимание, что если вмешиваться в воспитание между матерью и ребенком, будут большие вообще проблемы. Не надо. Он может что угодно делать. На стену лезть. Плакаты рвать с Кришной. Что угодно. Не наше это дело. Нужно найти уже маму и ей сказать. Потому что во-первых, мы не знаем этого ребенка. И поверьте мне детский травматизм дело очень серьезное. Вы его за ручку возьмете и ручку ему вывихните. Потому что вы не мама. И потом будет такая проблема. А он может потом сам ещё заранее упал. У него там уже была вывихнута. Понимаете? И все. И он придёт и скажет: «Вот эта тетя меня за руку схватила».

00:48:03 И все. И 10 лет вообще будут тяжелые отношения между вами и этой мамой. Да? Факт. Поэтому если это какие-то семейные отношения, очень глубокие, то естественно мы не можем туда вмешаться никак. Но если мы видим какую-то ситуацию, мы должны себе это как урок воспринимать. Что меня Кришна предупреждает, нужно быть очень аккуратным. Нужно быть очень аккуратным. Понимаете? И тогда вот эта решится проблема критики. Потому что если мы критикуем себя, то мы развиваемся. А если мы критикуем других, мы можем деградировать. Критиковать других может только один человек. Это тот, кто является руководителем этого человека. Понимаете? Можно критиковать только того, кто от тебя зависит. Потому что вы его воспитываете. Если вы его не воспитываете, он от вас не зависит, лучше его не критиковать. Это не ваше дело, вообще.

00:49:02 – [Из зала] А муж и жена как?
– Это уже семейные конфликтология. Я понимаю конечно, что это все интересно, но сможем ли мы все это разобрать? Вот в чем вопрос. Семейная конфликтология очень сложная и к ней нельзя подходить быстро. Поэтому я бы не стал эти раскрывать все-таки вещи глубоко. Просто сам факт. Запомните, особенно если вы несколько раз видите какую-то ситуацию, особенно повторяющуюся ситуацию, значит, точно нам это показывается. Обрати внимание, обрати внимание. Обрати внимание, обрати внимание. Нужно как-то решать, нужно как-то решать, нужно разум применять. Я просто приведу другую ситуацию. Я еду как-то в автобусе недавно, сижу и все люди стоят, знаете, стеной, и передо мной висит сумочка дамская и рука в нее вот так раз. Я думаю: «Что делать?» Если я смотрю. Там мужик здоровый стоит, сейчас ещё побьет меня, если я его так сказать это, начну там шум поднимать.

00:50:02 Мне тоже жить хочется. Еще много проповедовать. Я не милиционер, так сказать. Я думаю: «Что же делать?» Но дхарма, я же вижу это и никто больше не видит. И я нашел выход. Я за палец его взял, раз. И рука похолодела и потом покрылась. [смех в зале]. Я отпустил и она ушла. Представьте, да? Ситуацию. То есть нужно какой-то разум применять, чтобы остаться живым, так сказать, и ситуацию разрешить.

Материнство – это подвиг

00:50:42 – [Из зала] Вы говорили, что женщина пойдет на работу и там будем 4 часа. А вот как быть. Если реально нету времени. Да? Там утром проходит служба. Потом там завтрак, дети, уроки, в квартире там постирать что-то надо, вечер. Ну реально нету времени.
– Да. Домашняя работа самая тяжелая. [смеется]. Да. Я понимаю.
– [Из зала] Нет. Просто обычно, женщины, они работают. Да? Где-то они учатся, работают. Потом они выходят замуж. Да? И будет одна домашняя работа.

00:51:19 – Да. Это уже материнский долг, поэтому материнство называется подвижничеством. Подвиг. То есть это трудно. Это факт. Поэтому нужно об этом думать всей семьей. То есть материнство не столько даже должна быть проблема матери, сколько проблема всей семьи. В этом проблема нашей культуры. А проблема нашей культуры в том, что у нас маленькие семьи. Вот эта вот идея революционности, она состоит в том, чтобы создать семью назло всем, и уехать жить как можно дальше от родителей. И жить как мы хотим. Есть такая революционность некоторая.

00:52:01 Но это приводит к тому, что мы лишаемся родителей и бабушек, и дедушек. И когда дети рождаются, то в восточной семье, там где 10 бабушек, 10 дедушек, он просто ухватывается тут же и уносится. Эти бабушки улюлюкая, убегают с ним довольные и веселые, потому что для них это единственное счастье. Факт. Внуки, правнуки. И все. И мама, наоборот, она требует, чтобы ей дали хоть немножко поняньчиться. Дайте хоть немножко [смеется с залом]. И они с ней бегают, эти бабушки и дедушки. То есть все счастливы, довольны и у нее куча времени. Но так как мы сами уходим от своих родителей, поэтому даже не столько мама в шоке оказывается, когда ребенок рождается. Если это в первый раз и она в семье не участвовала в воспитании ещё 12 своих сестер. Да? Как это на востоке происходит. Поэтому это для нее некоторый шок. Но самый большой шок, это для отца иногда происходит. Потому что он не ожидал, что это будет именно так. И поэтому большинство разводов в первый год после рождения ребенка.

00:53:03 Он просто не ожидал, что это будет вот так именно. Что вот это вот так это всем обернется. Вот именно вот так, то есть опыта не было такого. Поэтому нужно быть ближе к родителям, нужно чаще встречаться. Нужно быть ближе к родителям. Иначе эту ситуацию никак не разрешить. Это шок малой семьи называется. Когда мать перезагружена, отец перезагружен и им некуда деться от этого. Должен быть отдых от какого-то раздражающего фактора. Поэтому я вижу, как мамы и папы счастливы, когда на какое-то время они ребенка дедушке и бабушке отдают. Видели? Они аж эйфорируют. [смех в зале]. Дома никого нет. [смеется с залом]. Аж эйфорируют.
– [Из зала] Вот смотрите, да? Та бифштекс, я не знаю. Там какой-то сериал, там что-то ещё понимаете, там до 12 они там развлекаются.

Если родители против вашей веры

00:54:06Мы должны быть разумны. И поэтому мы должны больше общаться с родителями. Они должны знать, они должны принять немного наши привычки. То есть нужно настолько часто с ними общаться, чтобы наши привычки стали уважаться. Наши привычки сначала кажутся смешными. Мы знаем. Потом с ними борются, а потом они уважаются. И если мы мало встречаемся с родителями. То они так и думают, что это какие-то глупости вообще, какие-то смешные привычки там мясо не есть, ещё что-то. Это просто признак того, что мы мало общаемся. Например, я много общаюсь со своими родителями, последние 10 лет, после того, как были проблемы какие-то. И мама, она специально для меня делает все отдельно. То есть она консервирует все, любит консервировать, и она все консервирует отдельно. Для себя отдельно. Для меня отдельно.

00:55:00 У нее два вида закатки. Понимаете? И все прекрасно. Бочка капусты отдельная для меня там, все консервы отдельные. И все это прекрасно принимается, никаких нет проблем. А когда они начинают что-то праздновать, они говорят: «Ну ты уже иди домой, потому что ты нам только сбиваешь». [смех в зале]. Да. Еси вы знаете, человек трезвый, пить уже невозможно. Алкоголь уже не действует. Ну все уже иди домой, вот тебе полная сумка еды, иди домой. То есть они начинают это уважать. Никакой проблемы нет. Нужно чаще встречаться, чтобы наши привычки действительно стали уважать. И тогда они и детей наших будут уважать. Это же наши привычки, мы хотим их передать. Значит, просто мы мало общаемся. Нужно лучше общаться. Это общение должно быть очень мягким, мы должны разговаривать о интересах этого человека. О интересах, мы должны о их интересах разговаривать, а не о своих. Нам так хочется о своем рассказать, как я съездил на фестиваль в Дивноморск, какие тут были Махараджи. Но это пустой звук для людей, которые никогда этого не видели.

00:56:02 Им, вообще, все равно, что была не одна Махараджа, а 20. Им это вообще ничего не говорит, вообще ничего. Понимаете? Поэтому им нужно рассказывать, как вы хорошо в море купались, какие вы вкусные фрукты ели, как хорошо отдохнули. Они это больше поймут. И порадуются. Хорошая религия. [смех в зале]. Мне мама все время говорит: «Такая хорошая религия, каждый год в Индию ездите. Что за религия такая. А меня не возьмете?» [смех в зале]. Я говорю, ну будем смотреть. [смеется с залом]. Ну то есть нужно о такой рассказывать, о им понятном. Понимаете? И они тогда будут радоваться, меняться будут. Будут действительно изменения происходить. Я помню, я с отцом сначала поругался, потому что это мы с ним раньше ездили на какие-то там рыбалки, охоты как обычно. И потом я все понял, ему стал кричать: «Как же так. Нельзя убивать животных, все это нельзя. Надо бросить и ружья сломать». И мы так поругались.

00:57:01 Он обиделся. Так все были вместе. Знаете, все дружно, семья. Потом все это резко оборвалось. Ну и потом я понял, что так нельзя. Я стал приходить домой и разговаривать о его нуждах, о его же охоте, там о том, о сем, кого убил. [смех в зале]. В этот раз. Удивительно. Ну это его. Он только этим и живет. Прошло 10 лет и он потихонечку он прочитал Бхагавад Гиту, так сказать, назло. Прочитал Бхагавад Гиту потихонечку. Там его закладку я уже поймал, что там закладка в этой книге. И через 10 лет мне мать говорит на ушко, что папа перестал на охоту ездить. Я говорю: «А что такое? Что случилось?» Он говорит: «Убивать уже не могу. Не могу убивать». 10 лет. Просто я ничего ему не говорил, ни слова за эти 10 лет. Все, что я его спрашивал, что он делает. Какие его дела? И изменения произошли. Потому что Кришна переходит из общения.

Два вида проповеди: киртан и ачара

00:58:04 Есть два типа проповеди. Первый тип проповеди, когда мы встречаем незнакомых людей. Когда мы редко встречаемся. Например, я и вы, мы редко встречаемся. Поэтому этот тип проповеди называется Киртан. Что это значит? Я должен громко кричать о чем-то. Должен что-то громко говорить. Очень убежденно, очень плотно что-то доказывать. Да? Потому что мы редко видимся. И это нормально воспринимается. Вы заметили? Нет никаких проблем. Но если мы видимся постоянно, живем вместе, например, одна семья. То уже другой метод проповеди применяется, ачара называется. Что это значит? Пример показывать. Хороший пример хороших отношений. И тогда если люди видят, что мы меняемся в лучшую сторону. Даем хороший пример хороших отношений, они сами спросят: «А как это ты так? Что это ты там делаешь? Что ты там читаешь?» То есть ачара в близких отношениях приведет к киртану.

00:59:01 Понимаете? Ачара в близких отношениях приведет к киртану. Если начать с киртана в близких отношениях, все. Это будет разрушенная ачара. Поэтому не путайте методы проповеди. Вот в чем идея. Мы путаем, мы путаем методы и поэтому нарываемся на такие проблемы. Но кто виноват? Мы сами виноваты. Нам это все объяснили, нет в этом тайны никакой. Это же известные вещи, то, что я сейчас говорю? Известные абсолютно вещи. Просто мы должны это свести в систему. Разум – это умение систему видеть. И поэтому мы должны развить в себе здравый смысл, эту систематизацию. Мы должны видеть систему, как себя правильно вести.
– [Из зала] А что такое система?
Система – это умение действовать по аналогии. Зная общие идеи разума, здравого смысла, попадая в какую-то ситуацию, мы по аналогии вспоминаем как нужно действовать в этой ситуации по уже более грубым идеям. Понимаете?

01:00:04 То есть на более тонком плане мы действуем по аналогии, как это действует на более грубом уровне. Поэтому ну как я говорил, детям с самого детства читают эту Панчатантру, эти истории детские на всевозможные, где уже есть эта идея. Принцип отношений заложен. Да? И потом дети вырастают и по этой системе действуют. То есть нужно набить себе систему определённую, как нужно поступать разумно в том или ином случае. Вот Чинаки, он эту систему как-то набивает более или менее. Принципы эти. Так, так, так, так. Разобрались. Да, маленько? Страх также может быть связан с духовностью в том смысле, что когда наше духовное развитие недостаточно. Мы действуем из-за страха, мы боимся, что мы будем наказаны, что придёт расплата по карме или Бог нас накажет. Прабхупада звонит. [смех в зале].

01:01:08 Ответили, да? То есть мы можем быть наказаны, вот этот страх наказания от Бога, от кармы, это тоже страх, который на первом уровне проявляется. Знаете. Как это есть в некоторых религиях, в ад пойдешь или, знаете, у нас так наверно, инициацию не дадим. То есть такое, знаете, запугивание такими духовными какими-то... На фестиваль не поедешь. Это так всегда очень сильно ранит человека, если он на этом уровне находится. Нельзя его этим пугать. Наоборот, нужно покровительствовать. Нужно что-то давать. Или я помню раньше, сейчас наверно это уже ушло, уходит. Раньше был такой дембельский аккорд перед инициацией. Нужно было для храма что-то сделать, очень тяжелое. Я помню, мы такие аккорды сдавали.

01:02:00 У меня до сих пор немножко такое негативное ощущение осталось. Я надеюсь, что это уходит из нашего общества. Нет такого? Уходит? То есть должно уходить. То есть потому что человек ещё в страхе находится, он ещё боится всего. И вот такое вот использование его страха, что он боится, что ему не дадут инициацию, или ещё что-то, это очень, немножечко, я бы даже сказал, подлое использование страха. Понимаете? Потому что он боится, он ещё новичок в нашем обществе. И ему страшно, что не дадут действительно, выгонят. И этим пользуются и что-то заставляют делать. Что-то тяжелое. Это не очень хорошо. Это такое какое-то не оттуда, привычка не оттуда. Нужно, чтобы это как-то уходило из нашего движения. А когда же мы развиваемся выше, то мы как дети, начинаем уже не из страха действовать, а из любви к своему учителю. Из-за любви к обществу, к Шрилу Прабхупаде. Мы начинаем действовать на более высокой платформе.

01:03:09 Поэтому мы должны быть разумны. И также я хотел сказать о нервной системе человека, среди отрицательных эмоций страх, отчаяние наиболее разрушительно действуют на нервную систему. Поэтому это очень болезненное явление и поэтому человек должен отдыхать, как я уже сказал, чтобы быть просто здоровым. Поэтому если мы заботимся о здоровье вайшнавов, то мы им должны отдых давать. Вот в чем идея. Потому что здоровый вайшнав, это тот, кто действительно может много пользы принести. Больной вайшнав, ему уже трудно пользу приносить. Да? Очень трудно. Много проблем возникает. И мы должны поэтому позаботиться о здоровье. Такой маленький момент. Да? Что ещё происходит?

Теория сглаза по ведам

01:04:00 Корни страха, чтобы мы, так сказать, вернулись к Бхагавад Гите немного, находятся в страхе животных, которых убивали на скотобойне. Вот это на Востоке, в восточной деревне называется настоящим сглазом. То есть сглаз – это последний взгяд жертвы на своего убийцу. Это последний взгляд, ага, я тебя запомнил. Это последний взгляд жертвы на своего убийцу. Вот это сглаз. Все остальное, это не очень-то сглаз. [смеется]. Это сейчас немножечко туман. Вот это настоящая проблема. И этого сглаза мы действительно боимся, от этого страх приходит. Поэтому у нас есть иногда этот опыт негативный, такого сглаза [смеется]. Мы сами этого добились. Поэтому этот страх, он естественнен, его корни. Поэтому мы знаем, что йога начинается с этого уровня яма, неяма. Нужно уйти вот с этого убийства, выйти на более высокий уровень сознания.

01:05:02 Это можно рассказывать людям, они это понимают. Мне потом часто говорят, что я уже есть не могу. Я уже в глаза смотрю этой селедке и я уже не могу есть. [смеется]. Я уже понимаю, что это очень серьезно. Можно так рассказывать людям. Так происходит.

Острожность – это страх, способствующий развитию

01:05:22 Итак, страх – это сильнейшее явление в нашем сознании, но сила любви превосходит его. Сила любви превосходит страх. И когда мы возвышаем своё сознание, то постепенно страх уходит. Абхая. Да? Бесстрашие приходит. И святые учат нас второй стороне страха. Есть страх, это негативное явление, но есть другая сторона страха, ну которой нас учат. Эта другая сторона страха называется осторожность. Осторожность. Понимаете? Мы не должны бояться, мы должны избавиться от страха, но мы не должны стать оголтелыми.

01:06:02 Понимаете? Потому что если страх уйдет полностью, то такая оголтелость останется. Поэтому страх должен остаться, но в форме осторожности. Это будет правильный вариант страха для нас. Осторожность. Осторожность. Понимаете? Осторожность – это проявление страха, которое способствует нашему развитию. То есть страх мешает нашему развитию, а осторожность – это та форма страха, которая способствует прохождению кризиса. Поэтому если мы осторожны, если мы просто боимся кризиса, мы его не пройдем. Понимаете? Но если мы осторожны, то кризис легко проходит. Если мы знаем все эти ловушки и осторожны, то кризис легко проходит.
– [Из зала] Такой пример Вайшнава Махараджа. Мы боимся, но мы туда. А если мы осторожны, то мы каждый раз будем получать что-то новое.
– Да. Нужно быть осторожными. Не нужно бояться вайшнавов, что мы совершим апаратхи.

01:07:00 Это как, такое часто приходит, человек говорит мне: «Я не приду на Джанмаштами, потому что там будет очень много вайшнавов, а я такой падший, я всех оскорблю». Просто будь осторожным, приходи, не надо никого оскорблять. Просто приходи и не ругайся ни на кого, и все будет хорошо. А так это бывает вот такой перегиб. Перегиб. Это факт.

О священном дереве Туласи

01:07:21 Дам ещё один совет, если страх все-таки приходит, то известное нам священное деревце туласи, известно восточным мудрецам также с той стороны, что поливая его, человек избавляется от всех своих страхов. Когда мы поливаем туласи, страхи уходят. На Востоке очень часто так делают. На этом акцентируются. Все страхи уходят. Поэтому очень хорошо в семье иметь такое деревце и дома поливать. Страхи все уйдут. Вы это наверняка замечали. Просто почувствуйте это, когда вы туласи поливаете, все страхи уходят из вашего сознания.

01:08:05 Также я могу сказать ещё немножко про туласи пару слов. Чуть-чуть. Если мы смотрим на туласи, то очищаемся от кармы, карма уходит. Если мы дотрагиваемся, то наше тело очищается, становится полностью чистым. Если мы ему кланяемся, то все болезни уходят из тела. Кто хочет вылечиться. Пожалуйста. А если мы его садим, то мы садим свой росток Бахти. И он вырастает. Поэтому нужно сосредоточиться на этом деревце, оно необычное. [смеется]. Мы иногда так об этом забываем, что это не просто базилик священный.
– [Из зала] А если дотрагиваться, тело чистое становится?
– Да. Поэтому тело чистое считается у Вайшнавов. Тело чистое у Вайшнавов. Поэтому к ним нужно прикасаться, если он своего пола. Другого пола не надо. [смеется]. Хорошо. Еще есть у нас 9 минут. Да?

Организационные вопросы

01:09:03 – [Из зала] Сегодня ехать надо.
– Ехать надо? Хорошо. Тогда завтра я расскажу, как общение происходит на первом уровне, как в обществе проявляются эти тенденции и завершающий материал дам по первому уровню. Большое спасибо, что вы смогли сегодня подойти.
– [Из зала] 5-го числа здесь будет лекция в это же время.
– Пятого числа будет лекция в это же время здесь же. Завтра и послезавтра.
– [Из зала] А у вас такой таблички больше нету? Спасибо большое.
– [Из зала] Извините. А можно я спрошу? А у вас вашей записи лекции...
– Да. Вот там. Вот там мой секретарь стоит. Он, там книги лежат.
– [Из зала] [неразборчиво].

01:10:12 – Ага, хорошо, я скажу ему.
– [Из зала] Еще хотелось сегодня, потому что после обеда будем делать сверку.
– Ну сейчас я отправлю людей. Хорошо. Спасибо.
– [Из зала] Добрый день. Я хотела спросит по поводу асаны. Я смотрю на эту чакру Анахата, я постоянно заглатываю воздух. Просто у меня не проходит там, как прямо физически, когда специально туда и ничего. То есть что делать, если энергия не проходит по чакрам, какие проблемы? Как мне это выяснить?
– А сурьянамаскар вы знаете?
– [Из зала] Ну я знаю одну такую ситуацию.
– Есть гимнастика. Есть гимнастика. Надо эту гимнастику делать. Она прогоняет все. Все эти энергии.

01:11:03 Попробуйте поделать, у меня секретарь, он специалист в этой гимнастике, с ним поговорите, он вас научит. Она очень простая.
– [Из зала] А почему она вот так вот проявилась [неразборчиво]. На ноге такая. Я очень долго выжигала народными средствами, и прутиками березовыми.
– Да. Бывает такое. Надо к дерматологу сходить. Потому что могут просто эти иголочки попадать и прорастать. Такое часто происходит. Растения прорастают. Надо к дерматологу сходить и удалить. Бывает. Часто происходит. Так как мы кланяемся. Поэтому к земле прикасаемся и что-то попадает.
– [Из зала] Спасибо большое.

01:11:59 – Хорошо. Это надо у секретаря.
– [Секретарь] Сегодня я подхожу к датам, как мы договорились.
– Да. По расписанию.
– [Секретарь] В 16.00 пойдет?
– Хорошо.
– [Секретарь] Спасибо большое.
– Я буду на месте.
– [Секретарь] Вы будете на месте.
– Да.
– [Из зала] скажите пожалуйста. Я хотела...

транскрибирование: Наталья Колоцей | Речица | Беларусь | 08 апреля 2012