Джон Фэйворс | Цитаты

(Бхакти Тиртха Свами)

839 Стоит взглянуть на свой ум со стороны

Мы должны пользоваться любой возможностью, чтобы взглянуть на свой ум со стороны и еще больше утвердить его в служении Господу. Первым делом необходимо определить, до какой степени беспокойство проникло в нашу жизнь. Это поможет нам определить уровень нашей веры. Садху, святой, должен быть дридха-вратой, т. е. обладать твердой верой и решимостью, а также дхирой, очень серьезным и сосредоточенным. Таков ли наш образ мыслей?

Глубоко проанализировав свое поведение, многие люди осознают, что тревоги и беспокойства пронизывают все их существование. Эти беспокойства чаще всего связаны со здоровьем или экономическими проблемами, но порой бывают совершенно бессмысленными. Например, люди думают, что надеть, куда отправиться на выходные, чем там заниматься, или о том, что о них думают другие. Все эти беспокойства целиком основаны на телесных представлениях, на представлении о себе как о центре вселенной. Слишком большая обеспокоенность приводит к чрезмерному акценту на теле, на материи. Преданный не должен так мыслить. Всевышний Господь настоятельно рекомендует нам отбросить колебания, страх и тревоги, несмотря на постоянные нападки материальной энергии.

817 От бренного к вечному

Мы должны задуматься над тем, что представляет собой вечная, непреходящая истина и богатство. Что на самом деле можно считать священным? Это означает, что мы должны вдохнуть новую жизнь в человека.

Вместо того, чтобы продолжать безудержно кутить, относясь к традиционным устоям, как к бессмысленной ветоши, променивая мудрость на информацию, верность на популярность, а любовь на похоть, мы должны научиться быть реалистично мыслящими, целостными, всесторонне развитыми и философски настроенными людьми.

Вместо того, чтобы стремиться к достижению мимолетных наслаждений, которые, в конечном итоге, разочаровывают нас, не принося счастья, мы должны целиком устремиться на поиск высшего блаженства, которое приходит не сразу, требуя серьёзных усилий, но по пришествии дарует радость и восторг.

816 Cиндром благодетеля

Иногда в контексте отношений может прослеживаться некий синдром благодетеля: «Я признаю факт твоего существования. Я вижу, что ты ведешь себя некорректно, и готов терпеть твои недостатки, потому что я такой замечательный». Хотя мы можем не произносить этого вслух или даже не осознавать в себе подобного отношения к другим, мы всё равно будем стремиться занять превосходящее положение. Люди способны почувствовать подобное неравное к себе отношение и будут сопротивляться ему до тех пор, пока оно не сведёт все попытки общения на нет.

Когда мы «исправляем» человека, то исходим из того, что он «неправильный», убеждая себя в необходимости срочного вмешательства. Мы не видим целостности в личности этого человека и не готовы доверять ей. Когда мы «исправляем» или «помогаем» человеку, то можем лишить его большего, чем способны ему дать. Наше поведение предполагает, что эти люди не в состоянии решить проблему собственными силами. Если мы ведем себя подобным бесчеловечным и попирающим достоинство образом, мы вынуждаем человека заменить собственную самооценку и причиняем ему вред, несмотря на самые лучшие побуждения.

Чтобы на самом деле помочь человеку, мы должны заботиться не только о том, чтобы совершать определенные поступки, но и о том, чтобы совершать их правильно. Иначе, несмотря на все наши усилия, направленные на исправление сложившейся ситуации, мы можем непреднамеренно стать причиной ещё большего конфликта и навлечь несчастья на себя и других.

815 Здоровый дух в здоровом теле

Духовные воины должны внимательно относиться к здоровью и различным методам лечения. Не уделяя слишком пристального внимания телу, мы тем не менее должны любить заботиться о нём, воспринимая его как инструмент служения другим людям. Прежде чем выбрать метод оздоровления организма, мы должны выяснить, что считать здоровым образом жизни, определив для себя, что мы не согласны на меньшее, чем пышущий здоровьем организм.

В наше время неосмотрительно ходить по лезвию бритвы, потому что нам постоянно угрожают всевозможные опасности. Вступая в новое тысячелетие, мы даже не представляем, какие заболевания ожидают в будущем всё человечество.

Зачастую болезнь напрямую связана с состоянием нашего сознания, что наглядно продемонстрировано исследованиями в области психонейроиммунологии. И все-таки наше сознание легко поддается воздействию всепроницающего низшего сознания, многократно усиленного средствами телевидения, музыки и кинематографа. По этой причине многим из нас не удастся выстоять под натиском заболеваний. Лишь сильные люди, основывающиеся на сочетании любви и самодисциплины, обладают реальной возможностью выжить.

814 Главная уязвимость духовного воина

Одним из самых ядовитых сорняков, обычно укореняющихся в сердце духовного воина, остается привязанность к славе и почестям. Если в нашем сознании сформировалось стойкое желание отделиться от толпы, быть лучше остальных или быть замеченными и облагодетельствованными, можно с уверенностью сказать, что мы не бескорыстны, а наше так называемое служение представляет собой не что иное, как примитивное стремление к самовозвеличению и желанию чувствовать собственную важность.

813 Как остановить чужую болтовню или злословие

Если при вас кто-то грубо отзывается о ком-то, вы можете перевести разговор в несколько иное русло; «Хорошо, что ты можешь предложить, чтобы помочь ему? Как нам сделать, чтобы изменить сложившуюся ситуацию к лучшему?» Задавая эти вопросы, вы не будете казаться человеком грубым или снисходительным, однако вам удастся перевести разговор в несколько иное русло и изменить атмосферу разговора.

Когда люди говорят о какой-то глупости и замечают, что ты прислушиваешься к их словам, они никогда не остановятся. Своим вниманием вы подпитываете их глупость. С другой стороны, поведите себя так, чтобы они увидели, что вам это неинтересно, а вы просто сидите, улыбаетесь и терпите эту чушь, таким образом давая им понять: «Мне пора».

Очень важно, чтобы мы осмысленно тратили собственное время, не распыляясь на бессмысленное общение. Наш долг заключается в том, чтобы оберегать своих братьев и сестер и любить ближнего своего как самого себя. Наша обязанность — своими поступками изменять ситуацию к лучшему, что в свою очередь поможет тому, кому мы хотим, помочь.

Очень печально, когда человек не прилагает усилий, чтобы возвысить общающихся с ним людей. Мы должны помнить: для того, чтобы помочь людям, не надо опускаться до их уровня. Таким образом вы совершите насилие над самими собой и над этими людьми и, в конечном итоге, вообще никому не поможете.

812 Как убрать негатив из сознания

Когда мы поймем, что в нашей голове роятся «токсичные» мысли, мы можем избавиться от них, внеся в нашу повседневную деятельность элементы духовной жизни, изменив свои рассуждения, улучшив качество речи и дружеских отношений. Например, мы можем посвятить некоторое время изучению духовной литературы, избегать дурацких фильмов и слушать поменьше мирской музыки. Мы можем начать регулярно практиковать повторение святых имен, чтение священных текстов, произнесение молитв и служение другим.

811 Смиренный и откровенный самоанализ

Неконтролируемая способность ума к обоснованию лишает нас возможности замечать в себе недостатки. Более того, посредством умелого применения этого качества ум переключает весь наш гнев за собственные несовершенства на внешние объекты. Когда мы пытаемся обосновать свои поступки, в нас естественным образом пробуждается желание оправдать себя, сказав: «Я сделал всё, что можно было сделать в этих обстоятельствах!». Мы не обращаем внимания на то, что другие люди, пребывая в подобных условиях, смогли добиться намного большего, найдя применение своим смирению, энтузиазму и решимости, а также искренности.

Способность к обоснованию препятствует нашему росту и приложению усилий, убеждая нас, что мы уже и так добились максимально возможного совершенства. Подобное отношение не способствует духовному продвижению. Чтобы избежать подобной ловушки, духовные воины должны быть строги к самим себе и снисходительны к другим.

Это состояние сознания обычно сопровождает умственная вялость, поэтому прежде всего ей подвержены ленивые люди. Даже сильный интеллект не поможет нам избежать глупого и разрушительного поведения, если не сможет направить ум на смиренный откровенный самоанализ.

810 Ментальная вялость

Наиболее характерными состояниями ума являются вялость, погруженность в себя, стремление к обоснованию собственных желаний и привязанностей. Вялый ум никогда не сможет стать нашим другом. Потому что он не способен восстановить в памяти и проанализировать причины, приведшие нас к затруднительному положению. Такой ум не заинтересован в поиске решения проблем. На самом деле, он может и не обнаружить их.

Подобный тип ума погряз в гуне невежества, которая характеризуется ленью, сонливостью и инертностью. Вот почему вялый ум не способен дать адекватную оценку собственному состоянию. В соответствии с наставлениями древних писаний, детьми такого невежественного ума становятся «глупость, безумие и иллюзия». Поэтому мы должны быть крайне внимательны, чтобы избежать ментальной вялости и попытаться очистить наш ум благодаря духовной практике.

Склонность ума погрязать и воспоминаниях о прошлых событиях, даже неприятных, мы называем «погруженностью». Всем нам знакомо ощущение отторжения, возникающее через несколько часов прокручивания в памяти мелодии популярной песни или рекламного ролика. Хотя нам может не нравиться сама песня, стихи или рекламируемый продукт, наш ум немилосердно снова и снова прокручивает эту мелодию в нашей голове.

Если не направить эту способность ума зацикливаться на нежелательных мыслях или впечатлениях в позитивное русло, она может очень мешать духовному развитию человека. Духовное продвижение в огромной степени зависит от умения сознательно направлять умственную деятельность в конструктивное духовное русло.

809 Не подражай глупцам и негодяям

Наш мир насыщен примерами для подражания довольно сомнительного качества. Мы не можем отрицать общепризнанный факт: «подобное притягивается подобным». Когда начинает процветать аморальное поведение, оно обречено завоевывать всё большую популярность. Некогда Конфуций сказал, что грех перестает казаться грехом, если совершить его дважды. Современные люди настолько пренебрежительно относятся к последствиям собственных греховных действий, что, преступая рамки дозволенного, не испытывают ни малейших угрызений совести.

Мы должны стараться отучить себя оправдывать свои слабости. Если чье-либо поведение вызывает у нас раздражение, в этом нет ничьей вины. Это говорит лишь о том, что мы сами занимаем довольно шаткое положение. Мы должны развить в себе душевные силы, способные удержать нас от повторения идиотского поведения других людей. Если мы подчиняемся собственной слабости, можно констатировать, что решимости в нас еще недостаточно. Мы должны перестать искать «козлов отпущения» среди окружающих нас людей, но найти в себе силы, чтобы устоять перед соблазнами.

808 Рабовладельческий строй демонов

Рабы — это люди, лишенные прав, всецело подчиненные контролю внешних сил. Они не способны на свободное волеизъявление. Вместо этого рабы должны работать, выполняя приказы, исходящие от хозяев, которые не советуются с рабами, а также не разделяют сними плодов их труда. Само понятие «свобода раба» подразумевает физическое ограничение по многим параметрам, потому что сведение свободы до минимума как раз и является определением рабства.

Мы привыкли отождествлять рабство с кандалами, потому что в древние времена рабовладельцы использовали физические средства ограничения свобод рабов. Но времена меняются. В наши дни кандалы стали умственными и эмоциональными, хотя это нисколько не делает их менее эффективными. Более того, обольстившись соблазнами комфортной жизни и обманчивым чувством защищенности, мы утеряли способность определения свободы.

Подобно тому, как мы привыкли переключать каналы телевизора, используя пульт дистанционного управления, многие люди оказались в ловушке манипуляций, осуществляемых на расстоянии. Например, разве можно сделать эффективный выбор между двумя кандидатами, у которых одинаковый план? Другими словами, демоны уже давно занимаются осуществлением своих замыслов, получив бесценный опыт подавления современного человека, что позволило им создать систему рабства намного более изощренную, чем в прежние времена.

438 Оружие массового погружения в деградацию

люди постоянно находятся под давлением аудио- и видеоатак, обрушивающих на них потоки насилия и похоти. Наша молодежь выросла на нездоровой пропаганде через видео и музыку. Вдобавок к этому, наша система конвейерного образования ничего не говорит о душе, сосредоточивая внимание молодежи лишь на материальных аспектах жизни. Наши дети стали ленивыми и высокомерными, стремясь к роскоши и потворству собственным желаниям, не проявляя никакого интереса к поиску сокровенного смысла жизни. Они настолько опустошены, что не способны прожить без очередного приключения, дарующего им временное ощущение полета.

С самых первых дней наша молодежь вырастала на телевизионной диете. Помимо изоляции и гипнотического состояния, возникающего при просмотре телевизора, дети, словно губка, впитывают льющийся с экрана поток насилия. Каждый десятилетний подросток видел по телевизору в среднем тысячи сцен насилия и убийства. Мультфильмы зачастую бывают еще более беспощадными к детям. Не вызывает сомнений, что наблюдая сцены насилия, дети также учатся непочтительному отношению, сарказму, высокомерию, соперничеству и агрессии. Это провоцирует их на нездоровое поведение. Неудивительно, что они подражают животным, становясь столь нетерпимыми к окружающим. И эта молодежь — наше будущее.

437 Зачем нужна школьная форма

Культура, в которой мы живем, позволяет даже детям проявлять крайнюю степень эгоцентризма. Так, раньше детям разрешалось носить лишь школьную форму. Но сейчас, когда это правило позабылось, дети пытаются выделиться из общей среды своим внешним видом, а не характером или успеваемостью.

Школьная форма служила нескольким целям. Ученики становились послушнее, спокойнее и не отвлекались на внешние обстоятельства жизни, богатые и бедные выглядели одинаково. Но сейчас дети стали уделять очень много внимания внешнему виду, что неизбежно вызывает у них чувство соперничества, незащищенности и, в конечном итоге, — эгоцентризма. В своем развитии мы все больше откатываемся назад в инфантильное состояние сознания.

306 Главное отличие человека от животного

Самое сокровенное знание на Земле утверждает, что все живые существа на этой планете обладают душой. Но основное различие между животным и человеком заключается в том, что человек способен контролировать себя и поступать осознанно. По этой причине человеку предоставлена свобода действий и превосходство над другими существами. Мы никогда не должны забывать о том, что, будучи людьми, несем ответственность за свои поступки, в то время как животные находятся во власти инстинкта и поэтому не могут от печать за совершенные ими действия.

305 Увядание современной культуры

Мы не только возвели на алтарь деньги и инициативность, но и поклоняемся различным людям, чье по ведение, мягко говоря, далеко от идеального. Современная культура приучила людей обожествлять низменные ценности. Несколько лет назад британская рок-группа по время своего выступления в Индии устроила на сцене шоу, которое индийцы восприняли как непочтительное отношение к их Богине. Слава Богу, что индийцы выступили против такого кощунства и выдворили музыкантов из страны. Такова решимость граждан Индии защищать духовные традиции своей страны.

Но как мы реагируем на похотливых, полуобнаженных рок-звезд? Возникает ли у нас чувство протеста? Конечно же, нет. Мы обожествляем их, стараемся подражать, покупаем их музыку и становимся причиной их грандиозного успеха. Как мы реагируем на пошлые выражения и вызывающее поведение ведущих телевизионных программ, настраивающих людей на враждебное отношение друг к другу, заставляя забыть об элементарных духовных ценностях? Мы чтим их, снимаем о них фильмы, выделяем им время в эфире и платим огромные оклады. Воротилы индустрии развлечений стремятся вызвать у зрителей желание необычного секса, и это превратило их в идолов Америки.

В то же самое время банки, казино и страховые компании возводят святилища, в которых мы должны поклоняться. Все эти факторы оказывают влияние на увядание современной культуры. Люди по своей природе стремятся поклоняться вместе. В рамках нашей культуры мы поклоняемся ведущим шоу, спортсменам и даже преступникам. На телевидении о преступлениях говорят так часто, что преступник, совершивший самый безрассудный криминальный поступок, в одночасье становится мегазвездой. Люди отмечают тип поведения того или иного человека и подсознательно пытаются подражать ему.

23 Цена прогресса

Бесчисленное множество людей вынуждены постоянно бегать с места на место — по важным делам или просто марая бумагу. Они помногу лет подряд не имеют возможности насладиться нормальной домашней пищей, а ту, которую вынуждены поглощать, разогревают лишь в микроволновой печи Они. подставляя головы свету флуоресцентных ламп, поглощают денатурированную еду, весь день проводят в помещениях без окон и перемещаются на машинах по магистралям, вдыхая токсичные газы.

Пытаясь дать оценку «прогрессу» человеческого общества, мы прежде всего должны определить цену, которую нам пришлось заплатить ради его достижения. Современное общество променяло единение на ком форт. Мы пожертвовали знанием ради информации и мудростью ради пропаганды. Более того, мы пожертвовали религией ради политики и, что самое страшное, — мы пожертвовали любовью ради вожделения.

21 Духовность и прогресс

В основной своей массе мы верим в блага современной цивилизации, считая их достижением прогресса человеческого общества. Но существует и несколько иной взгляд. Вместо того, чтобы считать произошедшее прогрессом, возможно, было бы вернее воспринимать это как регресс — отход от более естественной эпохи, основанной на земледелии. Из общества аграрного мы превратились в индустриальное, научное и технологическое, а теперь еще и в информационное. И с развитием этих направлений общество становится всё более безликим.

Мы решили, что целью нашего существования стали удобства и комфорт, забыв о важности общинного духа, глубоких взаимоотношений и духовной составляющей в жизни каждого из нас. Западная космология впитала в себя принципы манипуляции и эксплуатации сознания заняв активную позицию в парадигме, отметающей важность благосостояния целого. Разве можно считать это прогрессом?

Вдумчивые люди могут спросить: «Но разве технология не нейтральна?» Ответ будет «да» и «нет» одновременно. Сама по себе технология не может обладать ни положительным, ни отрицательным знаком. Но это не касается её применения, а господство технологии уже может считаться корнем многочисленных проблем. Материальная технология обычно развивается в деградировавших обществах, где люди прежде всего заинтересованы в удовлетворении своих чувств. Поэтому они всегда стремятся к новым ощущениям и завоеваниям. Отвергнув путь духовности, непритязательности и безмятежности, они вынуждены изыскивать возможность выплеснуть свою умственную и физическую энергию.

807 Поверхностное знание

В наши дни многие молодые люди посещают школы и университеты, где стремятся получить конкретные знания, которые помогут им найти своё место в этом сложном мире. Современные университеты и школы, как общедоступные, так и частные, вместо того чтобы помочь молодёжи, превратились в поточное производство людей, облученных изощренным низменным менталитетом.

Многие студенты занимаются торговлей наркотиками и ведут беспорядочный образ жизни, исповедуя при этом взгляды, суть которых сводится к тому, что «все ценности, принципы и истины относительны». Учителя вынуждены обходить стороной темы, затрагивающие вопрос духовности, потому что образование не должно иметь ничего общего с подобными понятиями, не позволяя студентам выходить за рамки деятельности чувств, ума и разума.

В результате того, что современные схемы преподавания взяли на вооружение методы накопления информации, заглушая стремление молодого человека искать истину и вечное знание, мы получаем поколения людей, которые ничего не знают о сути человека — его душе. Вместо этого, акцентируя внимание на относительных ценностях и объективном знании, современное образование прививает стимул к чувственному наслаждению, манипулированию и эксплуатации других.

779 Цель жизни человека

Цель человеческой жизни — восстановить любовные отношения с Богом и вернуться в Его обитель, где мы сможем обрести своё естественное состояние.

из лекции: Любовь к Богу

729 Идеальное место для отпуска

Давайте отправимся на поиски приключений. Представим себе, что у меня в руках рекламная брошюра и мы решаем, где провести отпуск. Я опишу место, и мы посмотрим, захочется ли вам туда отправиться:

Когда мы попадем в это место, никому не будет разрешено покинуть его на протяжении сотен и тысяч жизней. Это место не создано для легкого существования, и потому вас постоянно беспокоят — ваш собственный ум, другие живые существа и материальная природа. Находясь там, вы должны непрестанно бороться, чтобы есть, одеваться и иметь крышу над головой. На вас давят разнообразные правительства, большинство лидеров в которых хотят манипулировать населением и эксплуатировать его.

Вы вечно страдаете от каких-нибудь болезней, каждый день стареете и должны умереть. Как бы вы себя ни любили, как бы ни заботились о своем здоровье, вы всё равно умрете. Как бы вы ни любили других, они тоже умрут. Taм всегда идет война и подготовка к новой войне. Глобальная философия такова: я убиваю тебя, ты убиваешь меня, мы убиваем их, они убивают нас. Если я спрошу: «Хотите ли вы отправиться туда со мной? Давайте слегка развлечемся!», — вы все наверняка решительно ответите: «Нет, нам туда не хочется». Подумайте, ведь мы сейчас живем именно в таком месте и мы все его сознательно выбрали — этот материальный мир!