Когда Господь крадет твое сердце | Шрила Гададхар Пандит

Чианг-май - 03 May 2019
День явления Гададхара Пандита. «Там, где преданность признаётся, там Безграничное становится подчинено контролю ограниченного». Каков вкус наслаждения Махапрабху? Вопрос преданного: Почему Кришна оставил Радхарани в лесу? Без вайшнавов нет вайшнавской шастры. Украденное сердце. Природа Гададхара Пандита. Почему цвет Махапрабху – золотой? Нимай Пандит и Гададхар Пандит. «Кто никогда не видел лебедя, может принять за него гуся». Еще одно сходство Радхарани и Гададхара Пандита. Тота Гопинатх и Гададхар Пандит. Онтология Шримад Бхагаватам и цель её составления. Шримад Бхагаватам как наркотик. «Стихи, которым я хотел научить тебя, смыты моими слезами». Сокровенный бхаджан Бхактивинода Тхакура.
запись эфира для глубокого изучения из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 7
длительность: 01:05:28 | качество: mp3 64kB/s 29 Mb | прослушано: 67 | скачано: 62 | избрано: 3
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

День явления Гададхара Пандита

00:00:00 гаура премамойа тану пан̣д̣ит гада̄дхара
(«Саварана-Шри-Гаура-пада-падме Прартхана». Шрила Нароттам Дас Тхакур)
Завтра день явления Гададхара Пандита, Мадхава Мишра. Но это моя возможность, возможность для меня рассказать о нём, завтра утром также можно будет спеть песни и принять участие в замечательном пире. И сегодня. В Панча-таттве… бхакти-шакти, бхакта-аватар, многочисленные реалии упоминаются здесь, бхакти-рупа. Но бхакта-шакти, Гададхар. В Чаритамритам Кришнадас Кавирадж Госвами говорит: «Последователи Гададхара Пандита, их мы можем рассматривать как шакти-таттву, но, если говорить более специфически, конкретно – как андаранга-бхакт. Как внутренних спутников, то есть представителей внутреннего круга внутренней группы преданных Господа Чайтаньи Махапрабху

00:01:42 И мы должны понять определённые истины. Можно назвать эти истины, характеризовать их как предысторию. На днях мы праздновали явление Вриндавана Даса Тхакура и говорили о том, насколько прекрасна и замечательна Чайтанья Бхагавата, о том, как она питает и насыщает всех преданных, но…
бахиран̇ге сан̇ге каре на̄ма-сан̇кӣртана
антаран̇га сан̇ге каре раса-а̄сва̄дана

00:02:25 В обществе Своих преданных категории антаранга Он раса-а̄сва̄дана, наслаждается вкусом расы, переживает этот вкус. Мы можем спросить: «Что это значит?» Поскольку Кришна, по умолчанию, каково Его положение? Он есть расарадж. Он уже есть расарадж. Расарадж, Расика Шекхар, Он владыка расы, Он тот, кто наслаждается расой. И означает ли это, что в Чайтанья-лиле присутствует то же явление? Или то же явление и в то же время иное? Занимая иную позицию, Он делает то же самое.

00:03:24 Шри Чайтанья Чаритамритам Кришнадаса Кавираджа Госвами основана на дневниковых записях Сварупы Дамодара, который является секретарём Махапрабху, и его помощник, помощник Сварупы Дамодара, Рагхунатх Дас Госвами. И они очевидцы и наблюдатели этих игр Махапрабху, тех игр Махапрабху, которые не описаны ни в каких иных источниках. И эти игры не были интерпретированы или объяснены где-либо ещё. Мы можем найти определённую аллюзию на это В Чайтанья Бхагавате, указание, но в Чайтанья Чаритамрите присутствует онтологический фундамент, самое начало.

«Там, где преданность признаётся, там Безграничное становится подчинено контролю ограниченного»

00:04:26 науми кришна-сварупам шри-радхайах пранайа-махима кидришо ванайаива
Эти шлоки из дневника, записей Сварупы Дамодара присутствуют в самом начале Чайтанья Чаритамриты. И они говорят нам о том, что произошло величайшее чудо, нечто немыслимое, удивительное: а именно, Кришна занял позицию, положение Шримати Радхарани. Иногда Гуру Махарадж, говоря о том, что явил Махапрабху, говорил, что Его экстатические трансформации, Махапрабху, не описаны ни в одном другом произведении гаудия-вайшнавской литературы и ведийской литературы – в Ведах, в Пуранах; в Пуранах, не говоря уже о других религиозных концепциях. Но эти события, эти игры не описаны нигде ещё.

00:05:30 Они уникальны. Уникальны не только для Кришна-концепции, но и уникальны в измерении гаудия-даршана, гаудия-вайшнавская концепция. И самое удивительное здесь то, что Кришна признаёт поражение перед лицом преданных. Мы уже знаем, что Он признаёт. Он Партха-саратхи, Он колесничий Арджуны. Он Нанда-нандан, Яшода-нандан. Все эти имена указывают на то, что Кришна прославляет… На основании Его взаимоотношений с Его преданными…

00:06:15 Но сам Гуру Махарадж говорит: «Там, где преданность признаётся, там, где присутствует – имеется в виду подлинная преданность – там Безграничное становится подчинено контролю ограниченного». Условно говоря, ограниченного начала, но, тем не менее, такова сила преданности. Если мы задумаемся над этим, то мы поймём, что это устрашающая перспектива. Безграничное будет находиться под контролем ограниченного начала. и Гуру Махарадж спрашивает: «Кому можно доверить такую роль, контролирующую?»

00:07:04 Мы говорим: «Власть развращает, абсолютная власть развращает». Абсолютная, а люди опасаются даже людей, которые… мирских владык. А что же говорить о той ситуации, когда ограниченное существо контролирует Безграничное? Это за пределами того, что способны помыслить учёные. Ограниченное существо, которое распоряжается Безграничным началом. А кому можно доверить, кому можно доверить такую роль, позицию? Тому, чей интерес совпадает с интересом Безграничного, не от него. Это кайвалья. Такого рода союз, единство, единство целей.

Каков вкус наслаждения Махапрабху?

00:07:51 И к счастью для нас, цель Кришны состоит в том, чтобы наслаждаться. Он хочет того же, чего хотят все остальные. Он олицетворение этого. Но тоталитарного характера.

00:08:05 А Прабхупад говорил, имел обыкновение говорить, возможно, цитируя Сарасвати Тхакура: «Одни люди признают, другие не признают» Так вот, Он акхила-расамрита-мурти, Он расарадж, Он расика шекхар, и так далее. И возникает вопрос: «Чем наслаждается Махапрабху?» И Шрила Гурудев отвечает на этот вопрос очень просто одной строкой, и это своего рода ключ к пониманию. Он говорит: «Каков объект наслаждения Махапрабху, тот вкус, которым Он наслаждается? Каков тот вкус, которым наслаждается Махапрабху? Разлука. Вкус разлуки. Встреча, единение в разлуке».

00:09:10 Гурудев цитировал эту шлоку из Рупы Госвами. Здесь говорится, это нечто подобное тому, когда ты, с одной стороны, испытываешь словно бы агонию, вызванную укусом змеи, с другой стороны, наслаждаешься вкусом некой, по словам Гуру Махараджа, специфической нектарной субстанции. Эти два взаимоисключающих эффекта соприсутствуют одновременно, и они создают драматическое напряжение.

00:09:44 Гуру Махардж говорит: «Когда ты оказываешь максимальное давление, максимальный объём давления на сердце, то что это сердце порождает?» Максимальное давление осуществляется, происходит в разлуке, в состоянии разлуки. И мы находим, мы слышали об этом от Гуру Махараджа. Во время Враджа-мандала-парикрамы, следуя этой традиции, мы тоже проводим Враджа-мандала-парикраму, Парамананда Прабху, наш Парамананда Прабху, как Парамананда Пури, устраивает эти паломничества, или как Шивананда, или как представитель этой группы.

Вопрос преданного: Почему Кришна оставил Радхарани в лесу?

00:10:37 Но почему? Почему? Сарасвати Тхакур также водил своих последователей, существует Навадвип-мандала-парикрама и Враджа-мандала-парикрама. И в ходе этого паломничества один ученик задал Сарасвати Тхакуру вопрос. Преданные, мы видим, преданные задают разные вопросы. Иногда ты просто простодушно задаёшь некий вопрос, но определённые вещи, по словам Гуру Махараджа, человека сути затрагивают до костного мозга, до самого глубинного существа.

00:11:25 И вот один ученик, мы можем предположить, что это был санньяси, ученик Сарасвати Тхакура, то есть человек, наделённый определённым пониманием сиддханты, в то время, когда они обходили Радха-кунду и другие места, этот человек простодушно задал следующий вопрос Сарасвати Тхакуру. Он сказал, мы знаем, после того, как (об этом говорится и в Рамананда Самваде, в которой утверждается превосходство, верховное положение Шримати Радхарани, сжатым и лаконичным образом). Нет необходимости производить многочисленные компиляции истин из разных источников, но, сжатым, кратким образом: сараграхи – тот, кто извлекает самую суть и приходит к верному заключению.

00:12:26 И что Рамананда говорит? Когда раса-лила в разгаре, и, говорится, в ней принимают участие миллионы гопи, миллиарды гопи, триллионы гопи, в этом танце. И, говорится, Вишакха – искусная танцовщица и музыкант – она поёт и танцует чудесным образом. Затем Лалита танцует и поёт ещё более чудесно и прекрасно, совершенно и более совершенно. И в конечном счёте кто, имеется в виду, выходит на сцену? Гандхарвика, Гандхарва – одно из Её имён, как говорил Гуру Махарадж, это имя божества, одно из Её имен. Шримати Радхарани, что непостижимо, немыслимо – Она выходит, танцует и поёт.

00:13:25 Нам не нужно знать более того. И все изумлены. Все поражены, видим это. И следует помнить, что речь идёт о высочайших служанках – они изумлены и поражены, видя это нечто. И видя, чувствуя, что Кришна относится к ней как к одной из многих, Она уходит. После того как Она демонстрирует своё превосходство в танце и пении, Она покидает круг танца расы, и Кришна, в присутствии миллионов, миллиардов и триллионов гопи внезапно начинает чувствовать, что весь опыт потерял своё качество. И именно это, эту истину, объясняет Рамананда Рай. Это то, как Рамананда утверждает Её превосходство. И нет ничего лучшего, чем это.

00:15:11 Она покидает круг танца расы, и Кришна чувствует, что весь этот весь этот опыт… И вот это удивительно – Он чувствует, что всё качество ушло, улетучилось. Качество и количество. Количество – это всего лишь минус одна. В этой ситуации – триллион минус один. Казалось бы, это незначительная потеря, незаметная. Триллион минус единица – кто это заметит?

00:15:51 Но Кришна замечает. Он думает: «Что случилось?» Одна ушла – и весь опыт, всё качество этого опыта деградировало. И что Он говорит? Он цитирует строку Гитаговинды: Враджа Сундари. Он отвергает их всех и отправляется на поиски Одной. И, конечно же, Радхарани чувствует себя очень счастливой, потому что Кришна оставляет их всех, чтобы найти Её.

00:16:44 Но это духовная математика, а Гуру Махарадж говорит: «Качество избавляет нас от диктата математики». Как можно победить, одержать верх над триллионами? Качеством. И Она – та самая одна, та самая единица, и Кришна оставляет их всех ради неё. И, когда Он встречает Её, когда они встречаются, Она говорит: «Я так устала от танца и пения, Я не могу идти дальше, потому что...» Они углубляются в лес Вриндавана. «Ты должен понести меня». И Кришна несёт Её, и Она думает: насколько я удачлива? И как только Она думает об этой своей великой непревзойдённой удаче, Он исчезает. Он оставляет Её одну.

00:17:35 И преданный привлёк внимание Сарасвати Тхакура к этому эпизоду. Он говорит: «Я всё понимаю до этого момента. Но я не понимаю, почему Кришна оставил Радхарани в лесу?» И, по словам Гуру Махараджа, Сарасвати Тхакур пришёл в неистовство, когда услышал этот вопрос. Он спросил: «Какой след преданности вы усматриваете в этом эпизоде?» Все стали шикать на этого человека и давать ему знаки: «Оставь Прабхупаду в покое! Не дави на него с этим».

00:18:12 Он, Прабхупада, Сарасвати Тхакур, был настолько внутренне раздосадован, огорчён. Но Шрила Гуру Махарадж, он также эксклюзивный последователь, исключительный, Шримати Радхарани, как все последователи Сарасвати Тхакура, которые являются Её служанкой. И он говорит: «Я знаю, что Шримати Радхарани всегда занимает верховное положение». И в комментариях Вишванатхи он нашёл объяснение этому эпизоду.

Без вайшнавов нет вайшнавской шастры

00:19:05 Вишванатх говорит: «То, что ты только что прочитал и услышал, не может быть правдой по сути». И это шастры. Насколько важен такой момент, как интерпретация шастр. Можно сказать: «Я просто читаю книгу». Нет, ты не можешь читать книгу. Ты нуждаешься в садху. Говорится в одном из источников: «В Кали-югу существует только два явления: вайшнавы и вайшнава-шастры». Потому что без вайшнавов нет вайшнавской шастры. И ты не поймёшь, не извлечёшь из шастры то, что из неё следует извлечь, кроме, возможно, сукрити общего характера. Имеется в виду, в отсутствие помощи и интерпретации вайшнава. А может быть, ты извлечёшь ложное понимание.

00:20:06 И Гуру Махарадж замечает: «Кажущееся, мнимое…» — я даже не могу подыскать должного слова, уместного слова. «То, что кажется, не может быть таковым». Он, Гуру Махарадж начал изучать комментарии Бхактивинода Тхакура, и здесь мы сталкиваемся с онтологической дилеммой, к которой мы вернёмся позже в ходе нашего разговора. Он смотрит на комментарии Бхактивинода Тхакура, и возникает вопрос: «А куда Кришна отправляется?» Кришна повсюду, а куда Он идёт? «Я везде, Я вхожу во все элементы материального космоса». Возникает вопрос: А куда Кришна идёт, где Его бы не было? Ну, это просто к слову.

00:21:03 И Кришна якобы, как будто, мнимо исчезает. Мнимо, потому что Он везде. И Он оставляет Радхарани в плачевном состоянии. И гопи видят, что эта одна гопи — её имя по-прежнему не упоминается — эта гопи служила лучше всех остальных, должно быть, Он… Гопи узнают о том, что произошло по следам происшедшего. Но Гуру Махарадж говорит: «Кришна…» Что происходит? Он настолько ошеломлён её любовью… Её любовь это Кришна према. Она Гаура према и Кришна према.

00:22:03 И это Его настолько изумляет, приводит, можно сказать, в растерянность, то, насколько Её любовь к Нему велика. И Он думает, что, если эта любовь такова, когда мы вместе, то какова она, какое поведение она демонстрирует, когда мы разлучены? И Гуру Махарадж находит в комментариях Бхактивинода Тхакура следующее: «Кришна прячется в кундже, Кришна там, Он рядом. Но Он желает видеть, Её чувства, те чувства, которые рождаются у Неё в разлуке». И эти чувства для Него настолько изумительны, что то, что она демонстрирует в разлуке, именно тогда, в этом моменте Он принимает решение занять Её позицию и явиться в этом мире.

Украденное сердце

00:23:05 И некоторые говорят, что это произошло в Имлетале [неразборчиво]. Это то место во Вриндаване, где стоит матх Госвами Махараджа, именно там Он принял, или принимает это решение. И суть такова, суть следующая. Он, как Рупа Госвами говорит, и это в начале Чайтанья Чаритамриты, он, Кавирадж Госвами, закладывает фундамент всего этого, цитируя Сварупу Дамодара, а затем… Это то, что Гуру Махарадж говорит. Если кто-то спросит: «А как вы можете утверждать подобное?», я могу сослаться на Гуру Махараджа. Это его слова. Он говорит. «Он, Кришна, похищает Её сердце. Он грабит, отнимает это богатство».

00:23:51 Я принимаю эти выражения, поскольку это выражения Гуру Махараджа. Шрила Гурудев имел обыкновение говорить: «Мы зачастую знали, что есть что, но мы слышали об определённых вещах от Шрилы Шридхара Махараджа, но затем из других источников. И мы принимали эти истины и затем находили подтверждения в других источниках».

00:24:16 апарам касйапи пранайи-джана-вриндасйа кутуки
раса-стомам хритва мадхурам упабхоктум камапи йах
(ЧЧ, Ади-Лила,4-52)
Буквально, здесь говорится, Он похищает Её сердце. Но как можно об этом подумать, помыслить подобное, буквально? Гуру Махарадж говорит: «Грабит, отнимает богатство, которое находится в Её сердце». Именно так Она становится Гададхаром Пандитом. Радхарани известна как гопи левого крыла. Её отличительная характеристика, черта, это бама-бхава, то есть оппозиция, сладостная оппозиция Кришне. И эта оппозиция делает Его ещё более вдохновлённым, вдохновляет Его в большей степени, опять же.

00:25:18 Сваруп Дамодар, Ратхаятра, Хера-панчами, те реалии, которые мы, как правило, не обсуждаем. Но когда мы доходим до этих описаний, мы не можем об этом говорить, но эти описания присутствуют, и во время параяны мы читаем об этом, поскольку, когда Лакшмидеви пребывает в своей айшварье, бхаве, пребывает… И Шри Шривас Тхакур подшучивает над Сварупой Дамодаром, говоря о великолепии Вайкунтхи и утверждая, что Вриндаван, его богатства, не сравнятся с Вайкунтхой, Махапрабху останавливает его и замечает: Ты имеешь дело с шудха-бриджабаси, а «айшварья» — такого слова нет в Его словаре. Я…

00:26:24 чинтамани-майа бхуми ратнера бхавана
чинтамани-гана даси-чарана-бхушана
(ЧЧ, Мадхья-лила, 14.221)
на что ему возражают. Но Сваруп Дамодар говорит: Браслеты на лодыжках гопи сделаны из драгоценных камней и украшены драгоценными камнями чинтамани, а один чинтамани содержит больше богатства, нежели всё совокупное богатство Вайкунтхи. И они украшают этими камнями свои стопы, и Махапрабху хлопает в ладоши, слыша эти объяснения, и Он просит Сварупу Дамодара рассказать о гопи, и Сваруп Дамодар начинает их анализировать, говоря о гопи левого крыла, правого крыла, Дхира, Дхира Лалита и так далее.

00:27:21 Мы не обсуждаем эти реалии, и не смогли бы их обсуждать, даже если бы и захотели, но принцип таков: бама-бхава. Бама. И когда Радхарани проявляет себя в Двараке, она становится Сатьябхамой. Мы знаем, что Сатьябхамы не самые сговорчивые и послушные царицы. Рукмини очень послушна, мягка и сговорчива.

Природа Гададхара Пандита

00:27:50 И это важно понять. И она не расстаётся со своим богатством добровольно. Он вынужден взламывать, грабить, отнимать это богатство сердца. И радха-бхава-дьюти-сувалита – Кришна становится облачён в сердце и сияние Радхарани. Гуру Махарадж спрашивает: «Кто есть Гададхар?» Я произношу эти слова, потому что это слова Гуру Махараджа. Крайне шокирующие выражения, сами по себе. Резкие, радикальные. Он использует такие выражения для описания Гададхара, как «факсимиле» и также «каркас» он использует. Можно сказать «скелет». И мы устрашаемся, слыша это. Или тот, кто остался с пустым горшком. Или, он говорит, «тот человек, которого ограбили». У него был мешок, полный денег, этот мешок отняли, и теперь он гонится за тем, кто его ограбил, и молит вернуть ему деньги.

00:29:06 По-разному Гуру Махарадж описывает природу Шри Гададхара Пандита. Это значит, что Гададхар есть Шримати Радхарани, низошедшая в Гаура лилу, но лишённая своей бама-бхавы. И как это показано, как это продемонстрировано в одном случае, когда Махапрабху дразнит Гададхара Пандита, и другие преданные, в отсутствие Махапрабху, говорят Гададхару: «Ты знаешь, ты должен что-то Ему возразить, защитить себя, отстоять свои позиции», на что Гададхар отвечает: «Нет, нет, лучше всего терпеть молча».

00:29:54 И говорится, что он ведёт себя подобно Рукмини. И здесь возникает онтологическая дилемма. Поскольку, когда Радхарани проявляет себя в Двараке в качестве Сатьябхамы, [Точандравы], её соперница, конкурентка… Её экспансия за пределами Вриндавана есть Рукмини. И если мы говорим, что Радхарани – это Гададхар в Гаура лиле, то как Кавирадж Госвами может сравнивать Гададхара с Рукмини? И никакого объяснения не даётся этому.

Почему цвет Махапрабху – золотой?

00:30:37 И тогда следует понять, кто такой Гуру Махарадж, потому что он объяснил это. Я не знаю никого за 500 лет, кто бы это объяснил, за исключением его. Гуру Махарадж говорит: «В отсутствие бама-бхавы, сердце было похищено Кришной, и Кришна стал Чайтаньей Махапрабху, Гаура Ангой. Шьяма Сундара стала Гауранга Сундаром. Почему Он золотой? потому что все остальные цвета были заимствованы, использованы другими аватарами? Нет. Потому что сияние сердца, её сердца… Я сказал тапта канчана гауранги. Нет, я не говорил это, я не цитировал эту шлоку. Но, так или иначе.

00:31:41 тапта-канчана-гауранги радхе вриндаванешвари. Она – это сияние Её сердца, которое порождает золотое сияние, блеск Махапрабху. Когда Шьяма Сундар, Кришна, облачён в сердце и сияние Шримати Радхарани, Он не может оставаться Шьямой, но становится Гаурой, Гаура Ангой. Он сияет цветом золота.
расоддама камарбуда-мадхура-дхамоджджвала-танур
йатинам уттамсас тарани-кара-видйоти-васанах
хиранйанам лакшми-бхарам абхибхаванн ангика-руча
са чаитанйах ким ме пунар апи дришор йасйати падам

(Шри Рупа Госвами. Пратхама Шри Чайтанья аштакам)
Настолько золотой в действительности.

00:32:38 Гуру Махарадж объяснял: Этот цвет, это золото отличается от золота этого мира. Я помню в Бомбее, там была тола, слиток золота. И иногда это золото разрезают, потому что золото тускнеет со временем. Но если разрезать золотой слиток, то можно увидеть изначальный цвет золота, который не потускнел. Первоклассное золото, по словам Гуру Махараджа. Или, как Прабхупад имел обыкновение говорить: расплавленное золото; когда золото плавят, таким образом.

00:33:21 В отсутствие бама-бхавы возникает личность, которую можно сравнить с Рукмини. Таким образом, Гуру Махарадж расставляет всё на свои места, так можно сказать, в онтологическом смысле. Как мы говорили, Радхарани является высочайшим олицетворением Кришна премы. Эта строка в песне Нароттама Тхакура «Шри Кришна Чайтанья прабху гаура премамойа тану пан̣д̣ит гада̄дхара. Гададхар в Гаура лиле есть гаура према тану, олицетворение, персонификация Гаура премы. И в Антья лиле, для того чтобы продемонстрировать… Все эти описания Гададхара Пандита столь сладостны, я говорил на днях.

Нимай Пандит и Гададхар Пандит

00:35:00 Мадхава Мишра возможно, отец, но… Будучи ребёнком, в детстве, будучи подростком, обезоруженным, очарованным Нимаем Пандитом. И Нимай Пандит имел обыкновение дразнить Гададхара Пандита. Гададхар тоже пандит, но иногда, когда они встречаются на улице, Нимай Пандит начинает спрашивать у него: «Гададхар, а что ты думаешь о таком-то и таком-то онтологическом моменте?» Нимай Пандит опровергает его положения, его аргументы, и затем он берёт его аргумент и в результате он полностью запутывает и сбивает Гададхара с толку. И Гададхар пребывает в полной растерянности и, в конце концов он начинает переходить на другую сторону улицы, чтобы избежать встречи с Нимаем Пандитом. Так сказать, избежать.

«Кто никогда не видел лебедя, может принять за него гуся»

00:35:58 Но когда Валлабха Бхатта, у которого было эго великого интерпретатора, толкователя Бхагаватам, когда он сделал неудачное замечание в адрес комментатора Бхагаватам, Шридхара Свами, то Махапрабху ответил ему этими словами: джагад-гуру шридхара-свами гуру кари’ мани. И я цитировал эти строки Гуру Махараджа, которому очень нравилось это выражение. Махапрабху говорит: «Одно из значений термина «Свами» – супруг, владыка. Тот, кто не принимает супруга, владыку, та – проститутка. Милостью Шридхара Свами я понял Бхагаватам. Шридхар Свами – Джагад-Гуру, с большой буквы. Гуру всего мироздания».

00:37:10 И это утверждение шокировало Валлабха Бхатту. И нам говорят: «Несмотря на его обширные познания, учёность...» Он заявил: «Я могу интерпретировать сотни, тысячи имён Кришны». На что Махапрабху ответил: «Я знаю только два имени Кришны. Тебе известны сотни тысяч Его имён, а Я знаю только два имени Кришны: Яшода Нандан и Шьяма Сундар». И опять же, о чём идёт речь? Качество и количество. Но Махапрабху ему ответил: «Я знаю только два имени». Этому пандиту были известны все стихи Бхагаватам. Но Гуру Махарадж победил того пандита двумя стихами из Бхагаватам.

00:37:58 Валлабха Бхатта, говорится, был отвергнут Махапрабху. Махапрабху отверг его. Ни один из преданных не воспринимал его всерьёз. Он, возможно, был величайшим пандитом своего времени. Но, в силу этого эго, в силу утверждения, это эго окрасило соответствующим цветом все его интерпретации, и эти интерпретации стали неприемлемыми. И преданные не желали слышать его интерпретации, толкования. И, говорится, он чувствовал себя словно утка в присутствие многочисленных лебедей. И это напоминает мне о словах Гурудева, который однажды сказал, когда кто-то заявил: «Ну, вот, такой-то и такой-то как парамахамса». Гурудев на это заметил...

00:39:02 Я должен предварить это замечанием, что были гуси в Чайтанья Сарасват Матхе. Только Мадхусудан Махарадж мог обращаться с ними. Эти гуси любили только его. Других они не любили. А я не знаю, кто ещё любил этих гусей, кроме Мадхусудана Махараджа? И они ужасно вопили. И Гурудев назвал их раджа-хамсы. И однажды он заметил: «Если кто-то никогда не видел настоящего лебедя, то такой человек может подумать, что гуси это и есть лебеди. Потому что и гуси, и лебеди белые, и так далее». Но когда человек увидит настоящего лебедя, то ему станет кристально ясна разница между гусем и лебедем. И Гурудев заметил… на замечание о том, что кто-то – парамахамса, он сказал: «Это не первый случай, когда гусь стал лебедем».

00:40:10 Можно сказать, об этом идёт речь. В присутствии многочисленных лебедей, все эти преданные, хамсы, парамахамсы, вайшнавы, и никто из них не хотел иметь дела с Валлабха Бхаттой. Следует понять: неофитам нравится слушать и читать всё что угодно. Они говорят: «Вот, в Интернете есть такая-то книга, там-то есть такой-то лектор». Но великие преданные, у них позиция иная. Они находились в присутствии Валлабха Бхатты, комментатора номер один, и он их не интересовал. Качество, определённое качество. Эк Рамананда. Один Рамананда.

00:40:53 Махапрабху, беседуя с Прадьюмна Мишрой, сказал: Есть только один Рамананда, поэтому ты должен слушать его. И он искал кого-то, от кого можно было услышать Бхагаватам. И Гададхар Пандит был столь мягок, столь добр, и Махапрабху давил, а Гададхар мягко отбивался, и Гададхар Пандит, нам говорят… И я думаю, что это очень поучительно для преданных. Гададхар Пандит говорит: «Махапрабху, ты знаешь, что я не желаю слушать это, ты навязываешь это мне, эти аргументы». Но счастливый конец имеет место быть. В конце концов Он стал учеником Гададхара Пандита, Валлабха Бхатта. Человек, которому он хотел преподавать.

00:41:58 Но в качестве олицетворения гаура премы, конечно, Гададхар Пандит всегда хочет быть в обществе Махапрабху. И временами он идёт во Вриндаван, Махапрабху идёт во Вриндаван, и Гададхар просит у Махапрабху позволения сопровождать Его. Радхарани просит позволения идти во Вриндаван, и Ей отказывают. Махапрабху говорит: «Нет, ты не можешь идти, оставайся здесь, в Пури». И это кажется столь странным, практически жестоким. Гуру Махарадж говорит: «Бама-бхава мешала бы. Поэтому бама-бхава отсутствует».

00:43:02 И Гададхар Пандит принимает кшетра-санньясу, он решает оставаться в Пури до конца своих дней, поклоняться божеству Тота Гопинатха. И на определённой стадии он хочет идти с Махапрабху, Махапрабху говорит: «Вспомни свой обет, ты пообещал оставаться в Пури». «Пусть идёт к дьяволу, – отвечает Гададхар, – этот санньяс».

Еще одно сходство Радхарани и Гададхара Пандита

00:43:27 Это очень специфическая лила. Гуру Махарадж говорит: «Это ачарья-лила, нисшествие Гададхара». И Тота Гопинатх – это божество… опять же, мы слышим: «Шримати Радхарани – величайший повар, кулинар». А как объясняют это Пураны? Они говорят: «Она получила благословение от Дурваса риши». Но это просто игра. Она – Радхарани. Ей не нужно становиться Радхарани. Она Радхарани. Но, для того чтобы позволить, дать возможность, поскольку Она получила это благословение, то Она может приходить в дом матери Яшоды и готовить для Кришны, потому что все знают, что эта девушка – лучшая повариха, кулинар во всём Вриндаване. И существует предлог. А иначе было бы странно, если бы Яшода позволяла.

00:44:26 Это другая история, но я что хочу сказать? В Гаура лиле, Гададхар Пандит в Гаура лиле, он также выдающийся повар. Кто поставляет все ингредиенты Гададхару? Кто поставляет ингредиенты? Нитьянанда Прабху. Нитьянанда Прабху приносит продукты Гададхару с тем, чтобы тот готовил. Гададхар готовит, и блюда получает Махапрабху. И так Гададхар служит Гауре и Нитьянанде.

Тота Гопинатх и Гададхар Пандит

00:45:01 И нам говорят: возраст Гададхара Пандита, когда он был уже очень стар, то божество Тота Гопинатха, божество человеческого [неразборчиво], ему было тяжело водружать корону на голову божества. И однажды, в один день, Гопинатх сидел в такой позиции (показывает). Он и до сих пор в ней сидит, но он сел в эту позицию для того, чтобы Гададхару Пандиту было легче водружать ему на голову корону.

00:45:38 Есть разные описания. Когда Махапрабху покидает этот мир – и это интересно, примечательно – кто-то говорит, что Он пошёл в Джаганнатх, кто-то говорит, что Он скрылся в водах моря, океана в Пури. Разные описания имеют место быть, и Гуру Махарадж говорит: «Все эти описания одновременно могут быть правдивыми, описания ухода Махапрабху. Подобно тому, когда Кришна выходит на арену борцовских состязаний во дворце Камсы, то все присутствующие видят Кришну по-разному». И Гуру Махарадж говорит, одному Он показывался так, другому иначе. Некоторые описания могут быть апокрифическими, но Гуру Махарадж соглашался с тем, что всё это могут быть разные точки зрения.

00:46:28 И существует такое описание. Говорится, что Махапрабху покинул этот мир, войдя в божество Тота Гопинатхи. И в определённый час утра пуджари этого божества показывает присутствующим золотую царапину на пальце Гопинатха. Возможно, это имеется в виду. Все это возможно одновременно. Я помню, много лет тому назад я увидел изображение, иллюстрацию, и там было сказано… Я впервые посетил Пури в 73-м году. И Гададхар Пандит читал Бхагаватам Махапрабху и Его спутникам. И всё, что мы понимаем о Бхагаватам, судя по тому, что мы понимаем, но мы говорим: да, это замечательно. Но, чем больше я задумывался над этим…

Онтология Шримад Бхагаватам и цель её составления

00:47:43 Гуру Махарадж говорил: «Подобно тому, как Бхактивинод Тхакур представил «Бхагавату-арка-маричи-малу»,
кришне сва-дхамопагате дхарма-джнанадибхих саха
калау нашта-дришам эша пуранарко ‘дхунодитах
(ШБ, 1.3.43)
Вот эта шлока: Теперь, когда Кришна покинул этот мир, и мир погрузился во тьму Кали юги, что нам делать? Эта Бхагавата Пурана восстала подобно солнцу, освещающему. Бхагавата даршан. 18000 шлок подобны 18000 лучей солнца. Солнца, которое взошло, для того чтобы осветить, озарить. Мы не говорим о свете в расхожем смысле.

00:48:44 И Бхактивинод Тхакур признаёт в конце этой книги: «Я не хотел бы этого говорить, но, если бы я не сказал… Нам известно, что не следует представлять, открывать определённые вещи, но если бы я не открыл, то, я боюсь, что я тем самым, сокрыв истину, совершил бы оскорбление». Бхактивинод говорит: «Когда я пребывал в состоянии глубокой медитации на Бхагаватам, Сваруп Дамодар явился мне и велел мне собрать 18000 шлок Бхагаватам и разделить их на три категории: самбандха, абхидея и прайоджана, по этим категориям, составить подробную онтологию. И я сделал это». И мы можем понять нечто большее, благодаря этим признаниям, о славе Бхактивинода Тхакура, в большей степени его славу познать.

00:49:51 Шрила Гуру Махарадж обрёл, почувствовал вдохновение составить онтологию, включающую три сотни стихов. И эта работа осталась незавершённой. Однако он начал составлять вступительные шлоки. Одна шлока посвящена Ведавьясу. Уместные шлоки. Но интересно, что у этих шлок присутствует Гададхар пранам. И я думаю, что он даёт намёк, намекает, даёт указание на критерии отбора шлок в этой шлоке, тех шлок, которые он собирается представить. Критерии к отбору.

00:50:52 Стих гласит:
нила̄мбходхи-тат̣е сада̄ сва-вираха̄-кш̣епа̄нвитам̇ ба̄ндхавам̇,
ш́рӣмад-бха̄гаватӣ-катха̄ мадирайа̄ сан̃джӣвайам бха̄ти йах̣
ш́рӣмад-бха̄гаватам̇ сада̄ сва-найана̄ш́рӯ-па̄йанаих̣ пӯджайан,
госва̄ми-праваро гада̄дхара-вибхур-бхӯйа̄т мад-эка̄-гатих̣

(Шрила Шридхар Махарадж)
Какова моя цель, цель составления этой онтологии? И тем самым он указывает на критерий. Моя цель состоит в том, чтобы удовлетворить лучшего из Госваминов, Госвами Гададхара. Я хочу удовлетворить, порадовать его, пытаясь представить эту онтологию.

00:51:54 И что сказано в начале шлоки? Нила – голубой океан. Голубой океан. Одно из названий Джаганнатха – Нилачала, голубая гора. И этот город, священное место, имеет другие названия, содержащие «нила». На берегу этого голубого океана, нила̄мбходхи-тат̣е сада̄ сва-вираха̄. Сва-вираха означает Он, Махапрабху переживает разлуку с Собой. В присутствии Своего лучшего друга, Кришна нисходит в образе Гауранга Махапрабху. Кришна облачён в сердце и сияние Радхарани, и Он переживает разлуку с Кришной, с Собой.

Шримад Бхагаватам как наркотик

00:53:03 Здесь мы возвращаемся к началу, так сказать, этой истории, к тому, что Кришна увидел в ходе этой раса лилы, к тому, что Он увидел в Никундже. И Гададхар Пандит, сердце Шримати Радхарани, в этом контексте есть terra incognita. Неизведанная земля для Кришны и неисследованная территория для Него. И почему Сваруп Дамодар, и Рагхунатх Дас, и Рамананда Дас способны помогать? В частности, Сваруп Дамодар? Но кто ещё та личность, ещё одна личность, которая способна понять? Лалита Сакхи, конечно же, способна понять, что переживает Радхарани в этот момент. Но кто другая личность? Это сама Шримати Радхарани, разумеется. Лишь эти две. Кришна в образе Гауранга Сундара Махапрабху, Он переживает глубинную Радха-бхаву в присутствии Гададхара Пандита.

00:54:20 Гуру Махарадж говорит в своей песне, арати. Вы знаете эту строку. Там говорится… Сложно сказать, об усмешке, улыбке, подавленной улыбке. Она видит, Радхарани видит, что стало с Кришной, как Кришна стал Махапрабху. И Она слегка улыбается. Чуть-чуть, уголками губ, потому что Она знает, что Он испытывает. Она знает: «Теперь Он испытывает то, что находится в Моём сердце. Он это переживает в присутствии Своего Друга». И, далее говорится, разлука становится настолько интенсивной, десять стадий разлуки, десятая стадия разлуки – смерть. И в этом состоянии, подобном смерти, в нестерпимой агонии, агонии, вызванной разлукой с Кришной, Джива и Гададхар Пандит приносят Ему, Махапрабху, они возвращают Его к жизни. Он дарит Ему шлоки Бхагаватам, подобно наркотику.

00:55:36 И Гуру Махарадж хорошо объясняет, говоря: когда у человека разбито сердце, когда он испытывает разлуку со своими любимыми, то к нему приходит друг и предлагает некий наркотик, интоксикацию, такую как вино, и тому подобное. Этот человек принимает эту интоксикацию, и боль его сердца проходит. Но здесь – каков интоксикант, наркотик? Бхагаватам, шлоки Бхагаватам.

00:56:02 Речь идёт, как мы говорили выше, о критерии выбора. Гуру Махарадж говорит: «Я пытаюсь удовлетворить Гададхара Пандита этими подношениями». И что он говорит в этом стихе? Гададхар Пандит выбирает определённые шлоки, отбирает их с тем, чтобы либо облегчить страдания в сердце Махапрабху, либо усилить определённые сентименты, чувства.

«Стихи, которым я хотел научить тебя, смыты моими слезами»

00:56:28 Но нам говорят: кажется, когда Гададхар Пандит делает это, то слёзы текут из глаз Гададхара Пандита и падают на те страницы, где находятся эти шлоки, и смывают их со страниц Бхагаватам, так что их невозможно, их нельзя видеть. И когда Шринивас Ачарья приходит, чтобы учиться Бхагаватам под началом Гададхара Пандита, Гададхар Пандит говорит: «То, чему я хотел тебя научить...» Он не говорит, что весь Бхагаватам был смыт. Он говорит: «Но те самые стихи, которым я хотел тебя научить, были смыты моими слезами».

00:57:12 О чём идет речь? О каких стихах? Об избранных стихах Гуру Махараджа, об этих стихах. Он, сараграхи вайшнав. он экстрагирует самую суть и представляет её по-новому. Когда Гададхар Пандит представляет… Эта сцена немыслимо прекрасно. Я сказал однажды... Гуру Махарадж находился в своём кресле, после обеда, Говинда Махарадж был рядом, и я сказал Гуру Махараджу: Когда Ачьютананда спросил у Свами Махараджа после беседы Свами Махараджа и Гуру Махараджа, о чём они говорили, Свами Махарадж ответил ему: «Ты бы потерял сознание, упал бы в обморок, если бы услышал». Я спросил: «А о чём, о чём вы говорили?» И Гуру Махарадж обратился к Говинде Махараджу и спросил: «Что? Что он спрашивает?» И Говинда Махарадж на английском громко сказал: «Госвами Махарадж хочет потерять сознание, упасть в обморок».

00:58:34 И они начали говорить друг с другом, обсуждая, что же может заставить его потерять сознание, какие реалии, какие истины. И тогда Гуру Махарадж, давая ответ на этот вопрос, процитировал этот стих. И в последствии… Я рассказывал уже, что я был вне себя, когда я услышал эту шлоку. Гуру Махарадж и Говинда Махарадж о чём-то беседовали. Цель была достигнута. Я буквально… уткнулся головой в стену и 10-15 минут… Это был эффект, следствие того, что я услышал. Объяснение Гуру Махараджа.

00:59:31 Гурудев говорил: Гуру Махарадж «бросает камешки». Представляет эти истины так, словно мальчик разбрасывается галькой. Но они говорили между собой как ни в чём ни бывало. Для них это была их «расхожая тема». Я очень счастлив, но, так или иначе, Гададхар Пандит – как? Их было двое. Кришна и Радхарани были там, на берегу этого голубого океана. Кришна и Радхарани. Гаура и Гададхар. И он (Она) Гададхар – поёт эти стихи, и слёзы текут из его глаз. Он знает, что Махапрабху (Кришна ) переживает, и помогает Ему, и слёзы падают на страницы Бхагаватам, и смывают буквы.

01:00:22 И Гуру Махарадж говорит: «Пусть этому Гададхару пандиту онтология будет подношением». Таким образом мы можем получить некоторое представление. И я также вспоминаю, мы это вспоминаем… Кстати, Сударшан Прабху. когда я закончу, вы можете спеть эту песню: шри кришна чайтанья… гаура премамойа тану пан̣д̣ит гада̄дхара.

Сокровенный бхаджан Бхактивинода Тхакура

01:00:54 В Лахте, в Санкт-Петербурге… Я не знаю, по каким-то причинам некоторые люди слышат о Гауре и Гададхаре и пытаются ворваться в это измерение. Гуру Махарадж говорил иногда об этом: двойная доза расы – Гауранга и Гададхар. Это двойная доза Мадхура расы. И люди спрашивают: «А разве Бхактивинод Тхакур не поклонялся Гауре и Гададхару?» И Гурудев отвечал на это, он отвечал так: «Это личное, это сокровенный покой бхаджана Бхактивинода Тхакура – поклонение Гауре и Гададхару». Настолько это явление высоко, настолько интимно. Это сокровенный покой, личный, частный покой бхаджана.

01:02:03 Даже не думайте об этом. Он это не говорил, но пытался дать понять: «Даже и не думайте об этом». Потому что это сокровенный покой бхаджана. И мы знаем, Сарасвати Тхакур, он видел Бхактивинода Тхакура, в заключительных стихах Чайтанья Чаритамриты он пишет об этом, он видел его как Гададхара, а Гауракишора, как Сварупу Дамодара. Но в этой песне, в этой прекрасной песне Шри Годрума-чандра-бхаджана-упадеша . Эта песня необыкновенно прекрасна. Она написана Бхактивинодом Тхакуром. Последняя строка звучит так:
смара гаура-гададхара-кели-калам
бхава гаура-гададхара-пакша-чарах
шрину гаура-гададхара-чару-катхам
бхаджа годрума-канана-кунджа-видхум

01:03:25 смара гаура-гададхара-кели-калам
бхава гаура-гададхара-пакша-чарах

Вот эта строка: шрину гаура-гададхара-чару-катхам. Здесь сказано: «Слушай о Гауре и Гададхаре». Это чару-катхам, это прекрасное описание, повествование о них, чарующее. Или же шлока Гуру Махараджа. Разговоры, их разговоры, прекрасные беседы – чару-катхам, их беседы. И бхаджа годрума-канана-кунджа-видхум – это то, как Бхактивинод Тхакур совершает свой бхаджан в Годрумадвипе. В канана-кундже, сурабхи кундже, куда каждый год преданные приходят при входе на Навадвипа парикраму.

01:04:34 Харе Кришна! Гададхар Пандит [санскрит] ки джай! Он является на амавасью. Это значит, скрыто, он не на переднем крае, но скрыт, он в тени, такое настроение. Посмотрите, как она участвует в этих играх, оставаясь при этом в тени, на заднем плане Гаура лилы. Но это всё исключительно о её богатстве.

транскрибирование: Надия Деви Даси | Москва | Россия | 14 February 2020