Узы милости
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 Ом агьяна-тимирандхасйа
гьянанджана шалакайа
чакшур унмилитам йена
тасмаи шри-гураве намаха
Ванде ‘хам шри-гурох шри-йута-пада-камалам шри-гурун ваишнавамш ча шри-рупам сагражатам саха-гана-рагхунутханвитам там са-дживам садваитам савадхутам париджана-сахитам шри-кришна-чайтанйа-девам шри-радха-кришна-падан саха-гана-лалита-шри-вишакханвитамш ча
ананда-лила-майа-виграхайа
хемабха-дивйач-чхави-сундарайа
тамаи маха-према-раса-прадайа
чаитанйа-чандрайа намо намас те
[санскрит]
ванча-калпатарубхйаш ча
крпа-синдхубхйа эва ча
патитанам паванебхйо
ваишнававебхйо намо намах
Фестиваль в Панихати
00:01:33 Завтра празднование чира дахи, фестиваля, праздника в Панихати, в ходе которого Шрила Рагхунатх Дас Госвами накормил Шри Нитьянанду Прабху и его божественных спутников. И это возможность для нас рассказать что-то об этих событиях. И интересно, примечательно, что первая шлока каждой главы в «Чайтанья Чаритамритам», каждая первая шлока содержит совокупность всего содержания главы и намёк на то, на что следует обращать внимание в каждой главе.
00:02:43 И первые слова: крипа… можно сказать, качество милости, это выражение присутствует. Но, как Шрила Прабхупада перевёл это выражение: верёвки милости Махапрабху. Верёвка милости, которая спасла Рагхунатха Даса Госвами от иных верёвок, коими он был связан: верёвки мирских взаимоотношений.
Разлука с Господом — часть лилы
00:03:23 Мы знаем: в действительности, все эти великие преданные являются паршада бхактами, вечными спутниками Господа. И это их игры. Поскольку мы слышим: Рагхунатх Дас Госвами желал находиться в обществе Махапрабху. И мы не можем представить Рагхунатха Даса Госвами без Махапрабху. Но часть игры, часть лилы — и эта часть не является неким бессмысленным спектаклем, шоу, но непостижимым образом эти игры, мы можем сказать, их сценарии пишут Йога-майа и Баладев, и они помещают преданных, помещают их в позицию разлуки с их Возлюбленным.
00:04:35 Даже сам Нитьянанда Прабху в ожидании встречи с Нимаем Пандитом совершает турне по различным святым местам Индии и посещает множество таких святых мест. И разлука служит топливом степени интенсивности жажды, стремления и делает радость встречи, увеличивает эту радость.
00:05:09 Но для таких преданных, мы знаем, они, в их образах гопи [санскрит], гопи браджа не способны терпеть ту разлуку, которая вызывает мановение ока. И, когда их веки смыкаются, наступает разлука, они не видят Господа Кришну, и они проклинают творца Брахму за то, что он устраивает эту разлуку. И это чувство даёт представление об интенсивности их сердец.
00:06:05 Для таких личностей в их параллельных играх, в гаура-лиле пурва-раг, в ожидании встречи мы не в силах должным образом оценить, какого рода чувства живут в сердце Шрилы Рагхунатха Даса Госвами. Какого рода ожидание, предвкушение, в ожидании присоединения к лотосным стопам Махапрабху, встречи с Махапрабху — какие чувства он испытывает? В предвкушении, в ожидании этой встречи.
Рагхунатх Дас Госвами выполняет совет Махапрабху
00:07:00 Каковы его жизненные обстоятельства? Он живёт, словно принц. Он — наследник богатейшей семьи, богатейшего рода. И он всегда ищет возможность убежать, избавиться от этих жизненных обстоятельств, убежать из дома. И то, что служит целью, мечтой других людей, то, к чему другие люди стремятся и мечтают о такой жизни, для преданного не только ничто, ноль, пустой звук, но и бремя, отвлекающий фактор и в высшей степени нежелательный фактор. И то, к чему другие стремятся, как к заветной цели, грезят об этом, он стремится избавиться от такой ситуации и достичь лотосных стоп Махапрабху.
00:07:56 И мы знаем: однажды в Шантипуре он пытался убежать к Махапрабху и остаться с Махапрабху. Его отослали обратно. И Рупа и Санатана, которые также присоединились к Махапрабху (в данной шлоке это обстоятельство упоминается), их ситуация была аналогичной. Махапрабху отослал их обратно, дав им понять, что со временем то, к чему стремятся их сердца, будет ими достигнуто. Их желание будет осуществлено.
00:08:41 И какой пример привёл им Махапрабху? Он привёл пример женщины, у которой есть любовник, тайный возлюбленный. Такая женщина выполняет свои домашние обязанности с удвоенным усердием, с особым прилежанием, пытаясь скрыть свою связь от мужа. И Рагхунатх Госвами, получив подобный совет, вёл себя как обычный человек, и вёл себя дипломатично, вплоть до того, что, когда он демонстрировал подобное поведение, его родители были очень счастливы, довольны им.
00:09:23 Его дядя, один из его родственников, который был сборщиком налогов… Эти сборщики налогов собирали налоги и должны были отдавать налоги вышестоящему начальству, правительству, но он оставлял кое-что для себя, утаивал. И это обстоятельство привлекло внимание местного мусульманского [чоудари], сборщика налогов, и, в отсутствие брата и отца, этот мусульманский начальник арестовал Даса Госвами и удерживал его в заложниках и пытался его использовать в качестве рычага, инструмента давления. И на определённой стадии, в определённый момент, он захотел избить Даса Госвами. Но он увидел, насколько Дас Госвами хорош собой, прекрасен, насколько изящны его манеры. И он не в силах был заставить себя поднять на юношу руку.
00:10:34 И когда Рагхунатх увидел это, то сердце его растаяло до известной степени, и он сказал этому мусульманскому сборщику налогов: «Мы живём в одной деревне, и я словно твой родственник, я словно твой сын. Мы знаем, иногда братья конфликтуют по разным причинам, но я рассматриваю тебя как своего отца». И подобное описание практически порождает комический эффект, и говорится, что слёзы стали течь по бороде этого человека, настолько обильно он стал плакать. «Да, — сказал он Дасу Госвами, — ты воистину мой сын».
00:11:26 И это описание дано по разным причинам. И одна из причин такова. Дас Госвами также способен демонстрировать подобное поведение — дипломатическое, дипломатичное поведение. Он способен это демонстрировать, но это лишь игра с его стороны. У него есть одно единственное намерение, и оно состоит в том, чтобы достичь лотосных стоп Махапрабху, и все эти уловки — не более чем спектакль.
Как быть с кармическими обстоятельствами?
00:12:00 Шрила Гуру Махарадж однажды сказал, он привёл интересный пример. И он упомянул очень высокое, возвышенное явление — паракия бхава, отношения тайных возлюбленных. Но он привёл этот пример в контексте преданных. И он говорил о преданных и их кармических обстоятельствах. Он сказал: «В рамках ведической, ведийской культуры, муж обладает определёнными правами на жену». И он привёл следующий пример: карма в подобном контексте подобна мужу, и она заявляет определённые права на дживу. И делает это законным, оправданным образом, она имеет право это делать.
00:13:02 Однажды Гуру Махарадж или выступал, говорил, и преданный, горестно качая головой, некий преданный в аудитории заметил: «Все эти невинные люди в этом мире!» На что Гуру Махарадж возразил ему и сказал: «В этом мире нет невинных людей, мы все предали нашего Владыку», — сказал Шридхар Махарадж этому человеку.
00:13:30 И, когда мы входим в мир, в измерение действий и следствий, где каждое действие влечёт равное по силе противодействие, когда мы входим в этот мир, то у нас есть определённая кармическая судьба. И мы обнаруживаем себя в гуще кармических обстоятельств, которые порождены нами самими. Шрила Прабхупад однажды, цитируя мантру сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа и так далее, он сказал: «Кришна уничтожает, отменяет судьбу, если ты предаёшься, вручаешь себя Ему, то Он отменяет, аннулирует, буквально — уничтожает твою судьбу». Таким было его выражение.
00:14:21 И это можно понять, реальность этого, лишь в измерении веры. Существуют явления, реалии, которые противоположны культуре веры, и которые пытаются лишить дживу её богатства, и этим богатством является садху, шастры, гуру и вайшнавы. И эта враждебная сила пытается увести дживу в сторону, в направлении ложного пристанища. Не в сторону преданных. Но в данном случае Гуру Махарадж говорит: «Карма заявляет свои права. И подобно женщине, у которой есть тайный возлюбленный, любовник… Эта женщина делает вид, что она удовлетворяет требования своего мужа, в то время, как её сердце полностью, без остатка, целиком отдано её возлюбленному».
00:15:17 И аналогичным образом преданный находится в определённых кармических обстоятельствах. И он может — не знаю, какое слово будет наиболее уместным — разыгрывать спектакль. Возможно, он демонстрирует послушание, приверженность и так далее, но в действительности сердца преданных одержимы Кришной и Его преданными. И они не будут удовлетворены ничем меньшим. И эта движущая сила, сила, которая стоит за всем, за всем, что преданные делают, она ведёт их в этом направлении.
00:16:12 И Рагхунатх Дас, временами, когда он видит возможность, он убегает, и его отец посылает своих людей, и эти люди его хватают, ловят и возвращают его обратно домой; так происходит. И его мать говорит отцу: «А почему бы нам не связать его верёвками, как мы это делаем с собакой, с Кету. Когда собака на привязи, она может бегать, но в ограниченных пределах». На что отец ей отвечает, и именно вот эти слова содержатся в начале главы: крипа гунаи. Верёвки милости Махапрабху спасают его от физических верёвок, вышеописанных.
00:17:11 И отец, когда мать говорит: «Давай свяжем его верёвками, и тогда мы будем свободны от тревог и беспокойств за сына», отец отвечает ей: «У него, у Даса Госвами, у сына есть богатство, сопоставимое с богатством Индры, царя рая. Астри, его жена, подобна апсаре, самой прекрасной женщине райских миров. Такова его жена, таково его богатство. И если этих жизненных обстоятельств недостаточно для того чтобы связать его, привязать его… Что можно сделать с тем, кто сошёл с ума от Шри Чайтаньи Махапрабху, батул?» Батул означает «безумец», сумасшедший.
00:18:10 Он безумен от Махапрабху. И что могут поделать физические верёвки с этим, если его невозможно связать подобной роскошью, к которой стремятся большинство людей в этом мире, безумном? Но он безумно стремится к лотосным стопам Махапрабху.
Обрести милость Нитьянанды Прабху
00:18:35 И, рассказывают, однажды вечером… Я возвращаюсь к тому, о чём шла речь выше. Дас Госвами сказал: «Всякий раз, когда я пытался убежать, этого так или иначе не происходило. Мне нужно обрести милость Нитьянанды Прабху. Милостью Нитьянанды Прабху всё возможно. Он крипа аватар:
преме мата нитьянанда крипа-аватара
уттама, адхама, кичху, на каре вичара
(ЧЧ, Ади, 5.208)
00:19:25 Он настолько милостив и милосерден, что он не смотрит на то, квалифицирован человек или не квалифицирован, относительно квалифицирован, абсолютно — он опьянён Кришна премой и Гаура премой и желает поделиться этой опьяняющей субстанцией со всеми и с каждым. Мне необходимо обрести, мне нужно обрести милость Нитьянанды Прабху. Ты не можешь достичь Радхи и Кришны без милости Нитьянанды: хено нитай бине бхаи радха-кришна паите-наи.
00:20:13 И он слышит о том, что Нитьянанда Прабху с его спутниками, в обществе его спутников находится неподалёку, в Панихати. Это деревня, деревенский городок, можно сказать, «Я отправлюсь туда, — решает он, — и буду искать милости Нитьянанды Прабху и буду молить его о том, чтобы он подарил мне милость, благодаря которой я смогу достичь лотосных стоп Шри Чайтаньи Махапрабху». И нам говорят, рассказывают: на берегах реки Ганги восседал на камне Нитьянанда Прабху, и он сиял, сиял, светился, словно тысяча солнц.
00:21:13 И мы должны остановиться на секунду и подумать: а каждый ли способен это видеть? Кто увидит такого рода божественное сияние? Мы — наше собственное препятствие. Мы сами являемся препятствием. Когда мы говорим это, речь идёт о духовном сиянии, которое могут увидеть только люди, духовно пробуждённые, обладающие духовным зрением.
00:21:48 И там пребывал Нитьянанда Прабху, и он окружён своими спутниками, и ему нравятся речные берега, такие как берег Ганги или берег Ямуны, на которых он устраивает пикники в обществе мальчиков, отроков-пастухов. И Дас Госвами на большом расстоянии предлагает аштанга-дандават. И преданные, обращаясь к Нитьянанде, говорят ему: «Вон Рагхунатх Дас». И Нитьянанда кричит ему: «Вор! Вор! Приведите этого вора сюда».
00:22:34 И Рагхунатх Дас испытывает смущение, он колеблется. Он — прайоджана таттва ачарья в линии Рупануга. Гуру Махарадж говорит: «Лучший, величайший ученик Рупы, Прайоджана таттва ачарья! Почему он держится на почтительном расстоянии? Потому что считает себя в высшей степени недостойным».
Нитьянанда «наказывает» Рагхунатха Даса Госвами
00:23:06 У нас есть неофиты, новообращённые, которые красуются своей квалификацией, примеры такого рода. Но Дас Госвами держится как можно дальше, потому что он считает себя недостойным, не пригодным для того чтобы приблизиться. Но Нитьянанда заставляет его. И Дас Госвами приближается и предлагает аштанга дандаваты Нитьянанде Прабху и водружает его стопы себе на голову, И Нитьянанда говорит ему: «Ты вор, ты пытался убежать! Но сегодня я накажу тебя». А в чём состоит это наказание? «Ты, — говорит Он, — ты должен накормить меня и всех моих преданных!»
00:24:01 Мы знаем… Не думайте, что это так легко. На пути в Пури, когда Нитьянанда был голоден, и когда о нём не позаботились, он ударил Шивананду Сена, пнул, который вёл за собой двести махабхагаватов из Гаура мандалы. В Пури он ударил его в грудь и проклял всю его семью, заявил, что все его родственники умрут. И, когда новости дошли до жены Шивананды Сена, она сказала: «Нитай проклял нас, и мы все умрём!» И Шивананда Сен спросил у неё: «О чём ты говоришь? Мы все умрём в любом случае. Мы обязательно умрём, непременно, потому что мы причинили дискомфорт Нитьянанде, и за это мы умрём непременно». Но никто не умер.
00:25:06 Но это определённое настроение. И он сказал: «Я накажу тебя — ты должен накормит меня и всех моих спутников!» Почему? А чем он должен был их накормить? Чира и дой. Плоский рис и йогурт.
00:25:34 Когда устраивают грандиозные, пышные пиры… Это всё будет происходить, но почему в том случае, в этом случае именно эти блюда? Потому что они пастухи, и это пастушеский пикник на берегах Ганги, Ямуны. Это те блюда и то времяпрепровождение, которое свойственно им во Вриндаване. Именно это делает их счастливыми, Баларам и все пастухи, когда они устраивают пикник. С иной точки зрения это Баларама и его окружение, пастушеское окружение, и присутствует описание того, как они собрали чиру и сгущёное молоко, и йогурт, и добавили фрукты, разные ингредиенты — и камфару, и немножко гхи. И рассказывается о том, сколько горшков…
00:26:32 Рагхунатх Дас Госвами позаботился обо всём и устроил всё с помощью местных жителей и спутников Нитьянанды Прабху. И двадцать человек служили преданным, каждому дали горшок. А некоторым людям не хватило горшков, им не хватило горшков, и, поскольку это апракрита лила, некоторые люди наполовину вошли в Гангу и мочили свой рис в Ганге, так они участвовали. И, поскольку это Индия, то некоторые люди поставили палатки или столы и стали продавать там всякую всячину.
Четыре типа явления Махапрабху
00:27:20 И тогда Нитьянанда Прабху, дхъян, медитация Нитьянанды Прабху. Какова сила медитации Нитьянанды Прабху? Когда Он думает, тот, о ком Он думает, Гауранга, Гаура Бхагаван, Шри Чайтанья Махапрабху, силой так называемой медитации Нитьянанды Махапрабху является. И затем вновь: антаранга бхакта, бахиранга бхакта — существуют градации преданных, разные преданные видели это по-разному. Кто-то из них видел специфическое поведение Нитьянанды Прабху. Поскольку, когда Махапрабху явился, и когда Он увидел этот пикник, то Он тоже был очень счастлив, и многочисленные горшки были отставлены, были оставлены для Нитьянанды, и Нитьянанда начал кормить Махапрабху — именно этого Он хотел.
00:28:33 А что же Махапрабху? Махапрабху стал кормить Нитьянанду. И они были очень счастливы и довольны, и они стали идти по рядам. И Нитьянанда брал у преданного, у каждого преданного и давал Махапрабху. А Махапрабху в свою очередь давал что-то Нитьянанде. И кто-то, некие возвышенные преданные в этом собрании видели Нитая и Гаурангу. И другие видели, как Нитьянанда делает некие жесты, они видели только это. Нечто вроде пантомимы. Но другие были способны видеть, как Он берет кусочки прасада и кладёт в рот Гауранге Махапрабху, и как они смеются и наслаждаются, и очень счастливы.
00:29:32 И говорится в «Чаритамритам», и это нечто очень значительное, существенное, мы можем даже использовать выражение [авирбха], то есть места или измерения, в которых Махапрабху является. Четыре типа явления Махапрабху. Когда Нитьянанда танцует, там является Махапрабху. Танец Нитьянанды Прабху, говорится, настолько немыслим — Кришнадас Кавирадж Госвами говорит, его невозможно описать, настолько он прекрасен и настолько он сладостен. И сам Махапрабху не в силах противиться очарованию танца Нитьянанды, и Он является там, где танцует Нитьянанда, и они танцуют вместе. И это бесконечно, безгранично, ad infinitum, прекрасно.
00:30:41 Во-вторых, Махапрабху является в доме Шачиматы, когда она предлагает, имеется в виду, пищу. Она думает, что она сошла с ума. Потому что она делает, совершает подношение, а затем она ставит подношение на алтарь, и подношение исчезает. И она начинает думать: «А может быть, я не готовила?» И она готовит снова. Поскольку Махапрабху не в силах противиться чувствам её сердца, тому что содержится в её сердце. Эти чувства вкладываются в подношения, и Он лично является и съедает всё. А впоследствии он говорит матери: «Мать, ты думала, что ты сошла с ума, но ты не сошла с ума. Всякий раз Я приходил». Таким образом. Это второе место или второе измерение явления Махапрабху.
00:31:31 Третье — это киртан Шриваса в Шривас Ангане и Рагхава бхаван, дом Рагхава пандита. И Рагхава Пандит живёт неподалёку. Рагхава Пандит в Кришна лиле — гопи по имени Дхаништха. И мы, каждый день мы поём песни о том, как Дхаништха, она позволяет Радхарани готовить обед для Кришны и его друзей, потому что… Можно сказать: причина и следствие, они взаимозаменяемы. Она получила благословение от Дурваса Муни, согласно которому всё, что она готовит, сладостно как нектар. И это правда.
00:32:45 Но в действительности всё, что Радхарани готовит, сладко как нектар, и ей необходим предлог, повод, оправдание — почему она готовит для Кришны и отсылает в Яшода бхаван. И Дурваса Муни… Это замкнуто, это круг, но, тем не менее, как бы там ни было, Радхарани — лучшая, и Она посылает множество блюд, яств, и Яшода принимает их. И что она делает? Она отсылает пакет, она отдаёт подругам, сакхи, и затем этот прасадам возвращается к Радхарани. Дхаништха берёт блюда с тарелки Кришны и отдаёт Радхарани. И затем Радхарани желает поделиться этим прасадом со всеми своими подругами и служанками.
00:33:49 И этот Рагхава Пандит — а как зовут его сестру? Дамаянти. Они готовят особые блюда для Махапрабху. И этот Рагхава Пандит, он говорит, он думает: «Я сделал, я приготовил множество прекрасных блюд, но теперь я вижу, почему их невозможно принять — потому что Ты здесь». Иначе говоря, он говорит: «Я хочу, чтобы Ты это всё принял, попробовал». Нитьянанда Прабху отвечает ему: «Это мы сделаем позже, попозже. Пока мы обойдёмся чирой и доем, как мы делаем это во Вриндаване, на берегу Ямуны, пока такова наша программа. А затем, после танца и пения, позже, вечером, мы отправимся в твой дом и тогда насладимся всеми этими прекрасными блюдами».
00:34:54 И насколько особенный Рагхава Бхаван, насколько он особенный, говорится — Радхарани готовит в его доме. Этого уже более чем достаточно, чтобы он был особенный. Радхарани мистическим, таинственным образом готовит в его доме. Но Нитьянанда заявляет ему: «Твои подношения, твои блюда мы оставим на потом». И они совершают великий киртан, они совершают прекрасный танец и пение. И в заключение, когда он полностью осуществляет наказание Рагхунатха Даса, доводит его до логического завершения, Нитьянанда очень сладостным и смиренным образом просит всех своих преданных благословить Даса Госвами с тем, чтобы тот мог достичь лотосных стоп Махапрабху. Он говорит: «Если они тебя благословят, то достижение цели будет гарантировано».
00:36:10 И Дас Госвами желает выразить признательность, и, будучи столь богатым человеком, он дарит Нитьянанде Прабху золотые монеты, золотые слитки, Ему и Его спутникам. И он говорит: «Никому об этом не рассказывайте. Позже вы можете рассказать об этих подарках, но не сейчас». И он обретает милость Нитьянанды Прабху и всех преданных Нитьянанды Прабху, всех, кто дорог Нитьянанде Прабху. И он возвращается домой, и вечером, наступает такой момент ночью, когда к нему приходит возможность.
Рагхунатх Дас Госвами покидает дом и уходит в Пури
00:37:02 В 3 часа ночи семейный пурохит, священник, Яданандан Ачарья приходит в дом Рагхунатха и заявляет ему: «Брамин, который совершает пуджу…». Так бывает иногда. Так случается. «Брамин, который совершает пуджу, отлучился. Мне некем заменить его. Не мог бы ты помочь в осуществлении этой севы». И Дас Госвами думает: «Три часа утра…» «Ступай домой, — говорит он, — ступайте домой Прабху, я позабочусь обо всём, Вы идите домой, идите домой, я устрою всё необходимое». И в это время вся стража спит, и Дас Госвами покидает дом и идёт в Пури, который находится на расстоянии шестьсот километров.
00:38:30 До этого, когда он пытался убежать из дома, он шёл центральной дорогой, но всякий раз его ловили. На этот раз он понимает, что ему необходимо идти через маленькие… Вначале он решает идти в противоположном направлении. Он делает это. И в первый день он проходит 30 миль — 50 километров. И говалы, пастухи встречают его по пути, видят, насколько он истощён, и дают ему молоко. И он проходи по 30 километров в день, каждый день. И он безумно шёл, стремился, бежал. Восемь дней он шёл так. Он ел каждые четыре дня. Съедал чуть-чуть, безумно стремясь к лотосным стопам Махапрабху.
00:39:31 И отец посылает стражу, посылает своих людей — они не в силах его найти. И каждый год Шивананда Сен отводит группу махабхагавата вайшнавов из Гаура Мандалы в Пури, для того чтобы принять участие в Радхаятре. И отец посылает своих представителей в Пури, на что Шивананда Сен отвечает: «Здесь его нет». «Да, неужели, правда?» И Рагхунатх Дас продолжает идти и, в конце концов, он достигает Пури, и достигает лотосных стоп Махапрабху, и Махапрабху настолько счастлив его видеть, и Рагхунатх Дас припадает к его стопам.
Махапрабху вверяет Рагхунатха Даса опёке Сварупы Дамодара
00:40:20 Но Махапрабху поднимает его и обнимает его. И вверяет его опеке, заботе Сварупы Дамодара. Нитьянанда Прабху предсказал это, когда он дарил свои благословения Рагхунатху Дасу Госвами, он сказал: «Тебя вверят опеке, заботе Сварупы Дамодара, и ты будешь совершать антаранга севу. Ты будешь совершать севу, служение, уместное для близкого слуги». И теперь Махапрабху реализует это пожелание. Махапрабху говорит: «Теперь у нас есть три Рагху, поскольку есть Рагхунатх Вайдия, Рагхунатх Бхата». Он говорит: «А этот Рагху будет известен как Сварупер Рагху, то есть Рагху Сварупа». И Он берёт его за руку и вкладывает его руку в руку Сварупы Дамодара.
00:41:25 И Он говорит Говинде: «На протяжении первых нескольких дней просто корми его, — велит Махапрабху Говинде, Своему слуге, — с тем, чтобы он набрался сил. И каждый день Говинда относит ему, Дасу Госвами, прасад Шри Чайтанья Махапрабху, и Дас Госвами очень счастлив. И он идёт, чтобы получить даршан Джаганнатха, и он остаётся у ворот, он стоит у ворот храма, и множество панд входят и выходят. И в конце дня, когда они видят неких серьёзных преданных, они просят лавочников: «Дайте им еды, вот, положите на поднос, дайте им». И таким образом преданные способны концентрироваться исключительным образом на призывании Кришна нама, на совершении Кришна смаранам.
00:43:00 Но Рагхунатх Дас испытывает дискомфорт, страдает от этой ситуации. И есть места, и в Пури в том числе, под названием Чати — центры распространения прасадама. И Дас Госвами думает: «Это не очень хорошо, не очень уместно просить подаяние таким образом. Вот этот человек вчера мне дал, даст ли он сегодня?» И он чувствовал это. И Махапрабху говорил: «Занимать такую позицию — всё равно, что быть проституткой, выискивающей клиентов. И лучше отправиться, лучше посещать места, где тебе гарантированно дают что-то, немного еды. Это лучше», — подтвердил Махапрабху.
00:43:59 Но семья Рагхунатха очень озабочена, встревожена его положением, и, когда Шивананда Сен возвращается, он подтверждает им, что Рагхунатх Дас достиг лотосных стоп Махапрабху. Он рассказывает: «Все знают его, он всем известен, и все преданные любят его, и он любит всех преданных. И забудьте, — говорит он им, — забудьте о вашем сыне. Всё закончилось. Эта семейная история, семейные узы, их больше нет».
00:44:38 И родители посылают своих людей с тем, чтобы они передали ему средства, деньги на жизнь. И он не принимает эти средства вначале. Но затем он решает, что будет на эти средства приглашать Махапрабху к себе два раза в месяц и кормить их. Он думает: «На эти деньги можно приобрести массу Джаганнатха прасадама и кормить Махапрабху и Его окружение, Его свиту». И так продолжалось на протяжении двух лет. И затем, по прошествии этих двух лет, он начинает думать, что и это не уместно.
Ступени преданности
00:45:25 Мы замечаем в наших собственных попытках прогресса, замечаем следующее. То, что было приемлемо когда-то в прошлом, на определённом этапе, становится неприемлемым. Слуга, который стремится, идёт вперёд, занимается самоанализом. И то, что было приемлемо когда-то, неприемлемо теперь. Именно таков путь, путь роста и прогресса в преданности. И то, что на определённой стадии, ступени, было уместной позицией для него, теперь это становится неуместным поведением в его текущем состоянии и реализации. Теперь это неуместно, неприемлемо.
Приносит ли вайрагья преданность
00:46:26 И он погружается во внутреннюю культуру, культивирование, и внешнее следствие этого — вайрагья. Мы не должны думать, что вайрагья приносит преданность. Вайрагья, имеется в виду, отречение, аскезы, аскетизм. Не следует думать, что если ты будешь следовать этому курсу, ты обретёшь преданность, нет. Эти преданные, в силу своей внутренней эволюции, то, что Гуру Махарадж называл «постепенное раскрытие сердца», эти преданные всё менее и менее зависимы от внешних реалий. И их аскеза, аскетичность — следствие того, что происходит внутри. В противном случае можно ошибочно посчитать, что некие внешние явления, ты можешь совершать внешние действия, которые породят что-то внутреннее. Это невозможно. Этого никогда не может быть на пути подлинного развития в сознании Кришны.
00: 47:50 Внутренняя радость высшего порядка, её следствием является меньшая степень вовлечённости во внешнее, и потребности в этом внешнем. И Махапрабху время от времени говорит, спрашивает Сварупу Дамодара, Он говорит: «Я давно не слышал о Дасе Госвами Рагхунатхе. Почему он перестал приглашать нас на пиры?» Сваруп Дамодар отвечает: «Я узнаю. Я тоже удивлён». И что делает Рагхунатх Дас? Они выясняют, что он делает, как он живет.
00:48:39 Он собирает рис, тот рис, который уже не могут есть люди, то есть плохой, испорченный рис, и этот рис отдают животным, коровам. Какие-то части этого риса ещё более менее съедобны, какие-то полностью несъедобны. Дас Госвами собирает этот рис, промывает его водой, выбирает съедобные частички, собирает их и ест. Ест этот рис, и так он живёт.
Всё, что есть у нас, пришло от Даса Госвами
00:49:11 И Сваруп Дамодар приходит к Махапрабху и рассказывает. «Я бы хотел получить этот рис», — заявляет Махапрабху. Сваруп Дамодар первым пробует этот рис, затем приходит к Махапрабху, рассказывает, и Махапрабху идёт к Дасу Госвами и заявляет: «Так ты здесь наслаждаешься пирами без нас? Дай попробовать!» И заявляет: «Я никогда в жизни не пробовал такой нектарной субстанции», — говорит Махапрабху Дасу Госвами. На что Дас Госвами возражает и заявляет: «Господь, это не для Тебя!» Столь велика любовь и нежность.
00:49:55 И следует помнить также, весь этот «Чайтанья Чаритамритам», его источник для нас, он пришёл к нам, благодаря Дасу Госвами. Он живёт в полном отречении, он живёт под разными деревьями. Да, но всё, что есть у нас, пришло от него. Потому что это дневниковые записи Сварупы Дамодара, помощником которого он является. Именно поэтому Махапрабху — это знаменитое утверждение — сказал: «То что Мне не известно, известно Сварупе Дамодару».
00:50:31 Махапрабху, Кришна в настроении Радхарани, с сердцем и сиянием Радхики, находится на Terra Incognita, на неизведанной территории. И только Сварупе Дамодару, Лалите сакхи, известно всё об этой территории. И они поют, и Сваруп Дамодар поёт эти песни, которые поддерживают жизнь в Махапрабху, и он цитирует, декламирует стихи Рамананды. И, интересно, когда Кришна… Джанардан Махарадж обратил на это внимание много лет тому назад, это интересный момент, примечательный. Когда Кришна испытывает глубокую разлуку с Радхарани, то Субал утешает его и поёт, цитирует те или иные стихи и таким образом помогает Кришне. И аналогичным образом Рамананда… И, подобно тому, как Лалита утешает Радхарани, Сваруп утешает Махапрабху в обществе Рамананды, совместно с ним. И поэтому, естественно, слова Махапрабху оправданы в этом смысле. Он говорит: «То, чего не знаю Я, это знает Сваруп Дамодар».
Говардхана-шила и Гунджамала
00:51:55 И Он, Кришна, находится в том положении, когда Ему необходимо обрести квалификацию служения. Дас Госвами, ему необходимо обрести квалификацию служения. И, для того чтобы это произошло, ему даётся, дарится Говардхана-шила и Гунджамала. Гунджамала подобна чернике, ягоде, с красной точкой. Можно видеть такие кусты, маленькие кусты, растущие на пути в Бадарикашрам. Гунджамала и Говардхана-шила. «Говардхана-шила есть тело Кришны», — говорит Махапрабху. Это тело Кришны. И Он в полной мере пребывает в этой шиле. Шила может быть маленькой или большего размера, но это непосредственно тело Кришны, и поэтому не существует церемонии установления Говардхана-шилы. Это Кришна.
00:53:19 И Гуру Махарадж говорит в одном месте: «Подобно тому, как Махапрабху это внутренне Кришна, а внешне преданный, и браджа гопи, никто иные как браджа гопи, прославляют Говардхан.
ханта̄йам адрир абала̄ хари-да̄са-варйо
йад ра̄ма-кр̣ш̣н̣а-чаран̣а-спараш́а прамодах̣
ма̄нам́ таноти саха-го-ган̣айос тайор йат
па̄нӣйа-сӯйаваса-кандара-кандамӯлаих̣
(ШБ, 10.21.18)
00:53:51 Прославляют Говардхана как Харидаса-Варджу, лучшего из Харидасов, лучшего из слуг Кришны. Почему? Потому что лотосные стопы Кришны и Баларамы касаются Говардхана. и Говардхан дрожит и содрогается от прикосновения лотосных стоп Кришны и Баларамы и отроков-пастухов, мальчиков, подобно хапании. Хапания — сладостные воды для коров и трава, которую они едят, и пещеры, где совершаются сокровенные игры Радхарани и браджа гопи с Кришной.
00:54:44 Таким образом, Махапрабху подарил Дасу Госвами Гунджамалу, то есть Радхарани, и Говардхан. И иногда он держал шилу на голове, иногда прижимал её к сердцу, иногда клал на свои очи, глаза. И, когда мы идём в храм Гокулананды, где находятся самадхи Вишванатхи, Нароттама, Локанатха Госвами, где пребывают прекрасные божества, там пребывает та самая Говархана-шила. Она маленькая, вот как эта. Надеюсь, что вы поняли, о чём идёт речь. Иногда он прикладывает божество к сердцу, иногда кладёт на голову.
00:56:04 И Он поклоняется Говардхану. Махапрабху поклоняется Говардхану. Это божество Шри Чайтаньи Махапрабху. Это то божество, вокруг которого был установлен Шри Чайтанья Сарасват Матх, и Шрила Гуру Махарадж одобрил наше поклонение этому божеству. Но та конкретная Говархана-шила, ей поклонялся Махапрабху на протяжении нескольких лет, после чего подарил её, шилу и Гунджамалу, подарил Дасу Госвами. И велел ему: «Предлагай шиле, Говархану, листья туласи и воду».
00:56:52 И поклонение Даса Госвами настолько чисто, что то, что в целом описывается как поклонение, поклонение с шестнадцатью типами параферналий, это поклонение осуществляется в некоторых храмах, например, в Южно-Индийских храмах, в храме Радхарамана или в особых случаях — шестнадцать типов параферналий. Изощрённое поклонение такого рода не идёт ни в какое сравнение с сердцем Даса Госвами, который поклонялся, поднося воду и листья туласи.
00:57:40 И затем, по прошествии какого-то времени Сваруп Дамодар говорит ему: «Теперь ты можешь предлагать каджу (это что-то вроде маленьких сладких пури, в Джаганнатха Пури они в ходу), и сандеш». И мне это напоминает тот эпизод, когда Мадан Мохан, обращаясь к Санатане Госвами попросил добавлять соли, немножко соли на шары чапати. На что Санатан ему отвечал: «На самом деле ты хочешь накормить меня». И Сваруп Дамодар говорит: «Ты можешь предлагать божеству эти сладости», на что Рагхунатх отвечал: «Да». В действительности он, так это выглядит, пытается накормить Даса Госвами.
00:58:43 И он пишет эти знаменитые молитвы, Дас Госвами. В одной из них говорится, заключительная строка звучит так: «О, Говархан, пожалуйста, даруй мне пристанище рядом с собой». Рядом. И свои последние дни, заключительные дни пребывания в этом мире, когда Махапрабху и Сваруп Дамодар покинули этот мир, [санскрит].
«Там, где присутствует малейшая связь со служением, к этому я стремлюсь»
00:59:47 Стремление моей жизни, чаяние всей моей жизни заключается в служении лотосным стопам Шримати Радхарани. И если эта перспектива более не реальна для меня, тогда моя жизнь лишена смысла. Причина существования, смысл жизни отсутствует. А что более ценно, нежели моя жизнь? Вриндаван. Не представляет для меня никакой ценности без Тебя. Подлинный Вриндаван — это та божественная почва, Чинмой, которая обогащена и украшена отпечатками святых лотосных стоп Шримати Радхарани. И служением им, и этот Вриндаван не представляет никакой ценности без Тебя, без перспективы служения Тебе.
01:01:10 «И Кришна без Тебя, — говорит он, обращаясь к Шри Радхике, — этот убийца демона Баки, Тот, кто убил Бакасуру и убил Путану и Агасуру». Гуру Махарадж говорит: «Таким образом, это прямая молитва, непосредственное обращение к Шримати Радхарани». Он показывает даже ещё более ясно и отчётливо. Поэтому он высший ученик Рупы Госвами. Он показывает ясно и отчётливо: в центре, в фокусе нашего внимания — служение Шримати Радхарани. Она знает, как служить Кришне. И Она верховная служанка Кришны.
01:02:04 Не включать Её в свои чаяния, в свои стремления — это галлюцинация, это фиктивная преданность. И это оскорбление даже. Апа-Радха. Дас Госвами говорит: «В фокусе моего внимания служение, дасьям». Сакхьям в этом контексте означает более близкое, или доверенное, или интимное служение. Если отсутствует высший слуга, который будет руководить мною, направлять меня и будет моим пристанищем, то зачем я буду стремиться к этому измерению доверенного служения? Я буду концентрироваться на самом отдалённом или, условно говоря, низком аспекте.
01:03:10 Подобно тому, как Рупа Госвами прославляет Шримати Радхарани, мы всегда говорим о лотосных стопах. Но, поскольку это нижайший аспект существа, стопы. Но пада-дхули, пыль лотосных стоп, почему мы говорим: пыль? Почему мы говорим пыль, частицы пыли? Потому что пыль это ничто. В этом смысл. Там, где присутствует малейшая, самая отдалённая, ничтожная связь со служением, к этому я стремлюсь. Это то, что выражает подлинный высочайший преданный, то, что говорит сам Махапрабху.
01:03:59 То же самое, та же самая истина. Это то, к чему стремятся они, Он. И те же самые слова, та же истина из уст Уддхавы. И у нас есть, ну, если так их великодушно называть, неофиты. Новообращённые преданные, которые воображают себя величайшими слугами. Высочайшими слугами в том мире. Но подлинные преданные — частицы пыли, малейшее для них желанно. Гуру Махарадж говорит: построить хижину в том измерении. Под хижиной он подразумевал малейшую связь, самую отдалённую, нижайшую. Подлинные преданные молятся о таком достижении. И лишь неофиты, новообращённые, имитаторы, позёры воображают себя или представляют себя великими слугами, которые заняты служением в интимных, сокровенных играх. Это всё фантазии, подобные ночному кошмару, и ни один человек сути, подлинный человек это не примет и посчитает такого рода фантазии отталкивающими и неприемлемыми.
01:05:21 И этот Дас Госвами, когда он теряет, утрачивает перспективу Радха дасьи, он говорит: «Я отправлюсь, я получу последний даршан Говардхана и Радха кунды, а после этого я сброшусь с Говардхана и так я покончу с жизнью». Но, когда он приходит туда, он видит в Рупе и Санатане Махапрабху и Сварупу Дамодара. И мы видим, насколько это всё критически важно. Дас Госвами готовится покинуть этот мир, и богатство, его богатство — Рупа и Санатан. А затем кто? Кришнадас Кавирадж Госвами, который служит Дасу Госвами. И полнота…
01:06:32 Нитьянанда Прабху говорит ему: «Ступай и служи Сварупе Дамодару». Махапрабху говорит: «Я вверяю тебя заботе Сварупы Дамодара». Сварупа Дамодар говорит: «Вот мои дневниковые записи, то, что я видел в играх Махапрабху». Он вёл дневник в виде сутр, кратких записей. И всё это богатство в конечном счёте было передано им Кришнадасу Кавираджу Госвами. И сегодня у нас есть непостижимая, немыслимая благая удача читать, благодаря этому, «Шри Чайтанья Чаритамриту».
01:07:06 И почему Шрила Прабхупада так подчёркивал, делал такой акцент на переводе, на публикации, на распространении книг? Поскольку такого рода субстанция в этих книгах присутствует. Как Гуру Махарадж говорит: «Величайшая книга, которую когда-либо видело человечество, величайшая книга во всём мироздании всех времён и народов — «Шри Чайтанья Чаритамрита». И что сказано в заключении каждой главы «Чаритамриты»? Рупа Рагхунатха Пада — лотосные стопы Рупы и Рагхунатхи. Поклоняясь лотосным стопам Рупы и Рагхунатхи, поёт эту «Чайтанья Чаритамриту» Кришнадас Кавирадж Госвами.
01:08:15 хари харайе намах̣ кр̣ш̣н̣а джа̄дава̄йа намах̣̣…