Глава 11. Земля бесчисленных гуру
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:23 В «Шримад-Бхагаватам» (11.9.31) утверждается:
на хй экасма̄д гурор джн̃а̄нам
су стхирам сйа̄т су пушкалам
00:00:27 «Нельзя получить полное знание только от одного гуру — в этом нет сомнения». На наивысшей ступени преданности мы должны видеть не только одного гуру — мы должны видеть гуру повсюду. В стране Кришны все — гуру, и в этом направлении нам надо перестраиваться. Всё, что нас окружает в духовном мире, представляет для нас гуру, мы же — слуги всего этого. Войти на Вайкунтху или Голоку означает, что мы со всех сторон будем видеть гуру и склоняться перед ними. Конечно, там есть градация, но там все — гуру.
00:00:58 Есть разные категории гуру. Все вайшнавы считаются гуру. Даже если духовный наставник говорит ученику одну-единственную букву, эта буква вмещает в себя Бесконечность. Знание, которое дает духовный наставник — бесконечно. Однако чтобы полностью его понять и усвоить, необходимы различные источники.
00:01:18 На высочайшем уровне можно находить преданность Кришне во всём. Если мы научимся правильно воспринимать реальность, всё будет вдохновлять нас на исполнение нашего долга. Всякий раз, смотря на лес, Махапрабху видел в нём лес Вриндавана. В любой реке Он видел Ямуну, в каждом холме — холм Говардхан.
00:01:35 На высочайшей ступени, всё, на что бы мы ни бросили взгляд, будет напоминать нам о нашем Господе. Всё будет нас учить, побуждая погрузиться в служение Кришне. Такова обязанность гуру. Что бы ни попало к нам в поле зрения, с чем бы мы ни соприкоснулись, это будет только побуждать нас: «Исполняй свой долг». Вот что такое гуру. Наш гуру — всякий, кто побуждает нас служить Кришне, помогает повернуться лицом к Центру. Поэтому, поскольку на Вайкунтхе и Голоке каждый атом будет воодушевлять нас исполнять свой долг, они все — наши гуру. Когда мы поднимемся на более высокую ступень, гуру будет в избытке.
00:02:13 На низших ступенях материального сознания всё, что мы видим, своим центробежным потоком уводит нас от Центра. Всё, на что бы мы ни посмотрели, говорит: «Подходи, наслаждайся мной». На низшей ступени всё зовет нас к наслаждению, а на определенной стадии мы чувствуем и побуждение отрешиться от мира.
00:02:31 Имперсоналисты, жаждущие спасения, говорят: «Всё, что здесь есть — временно. Отвергни это!» Но преданность — это положительная сторона реальности. Со стороны преданности всё будет влечь меня к Центру, к Кришне. А те, кто будут помогать нам на этом пути, — это наши гуру. «Гуру» значит «тот, кто рассеивает тьму как наслаждения, так и отрешения».
00:02:54 Кришна советует нам не зацикливаться на ком-то одном (а̄ча̄рйам̇ ма̄м̇ виджа̄нӣйат). В нашей линии есть множество шикша-гуру, и нам несказанно повезет, если мы увидим больше гуру, достигнем той ступени, на которой будем видеть гуру повсюду. Во всем надо стараться разглядеть знаки благодатного присутствия Божьего.
00:02:12 Кришна говорит: «Кто видит Меня везде, а всё — во Мне, тот для Меня никогда не потерян, равно как Я для него (йо ма̄м̇ паш́йати сарватра, сарван̃ ча майи паш́йати)». Мы должны стараться видеть Его во всём. Тогда мы в безопасности. Не видеть гуру опасно. Но если мы повсюду видим гуру, советующего нам сосредоточить все силы на служении Богу, то мы в безопасности. Разумеется, я буду по-особому воспринимать того гуру, от которого буду в состоянии получить максимум немедленной помощи. Но, в конечном счете, Кришна говорит: «Ачарья — это Я, видь в нём Меня».
00:03:46 Кто такой ачарья? Тот, кто знает, как должным образом почитать собственного ачарью. В одном из своих комментариев Баладeв Видьябхушан объясняет, что Рупа Госвами и Санатана Госвами показали миру Говинду. Он говорит, что если кто-то держит в руке драгоценный камень, то может показать его по-разному, выставляя различными гранями. Рупа и Санатана, каждый по-своему, явили драгоценный камень по имени Говинда, которому вечно служит верховная Богиня процветания. Оба они открыли миру Высшую Реальность, Говинду, как драгоценный камень в своих ладонях.
00:04:19 Наше знание зависит более чем от одного источника не только в том, что касается высшей цели жизни, но и во всём. В основном мы изучаем что-то из одного источника, но это подтверждается и подкрепляется многими другими, — тогда это настоящее знание.
00:04:34 В ньяя-шастре, науке логики, перечисляются шесть стадий процесса познания: вишая — тезис, самшая — сомнение, пурва-пакша — антитезис, мимамса — синтез, сиддханта — вывод и самгати — подтверждение из различных источников. Только пройдя упомянутые шесть стадий, нечто может именоваться в этом мире истиной.
00:04:55 Любое знание предполагает консультацию с разными источниками, хотя в основном мы можем получить его из одного. Вначале мы вопрошаем об истине, обращаясь не к одному, но ко многим источникам. Затем уж мы сосредотачиваемся на каком-то особом, более высоком источнике.
00:05:12 Сначала мы понемногу соприкасаемся с истиной то здесь, то там. Сперва идет агьята-сукрити — неосознанные богоугодные дела, потом гьята-сукрити — осознанные богоугодные дела, затем шраддха — вера, затем садху-санга — общение со святыми.
00:05:28 Так мы ищем Шри Кришну. Мы спрашиваем тут и там. Множество святых в какой-то мере помогает нам. В конце концов мы приходим к тому духовному наставнику, который, на наш взгляд, в наибольшей степени способен дать нам истину, и предаемся ему.
00:05:43 Приняв духовного наставника, преданный открывает, что у его гуру есть ещё множество учеников и учится также у них. Духовный наставник советует ему читать определенные книги. Он говорит: «Читай Бхагавад-гиту и Шримад-Бхагаватам». Это тоже поможет нам обрести многих гуру — ведь в книгах приводятся слова множества учителей. Каждый из этих учителей вносит свой вклад, и мы в конце концов поймем, что нам придется вступить на землю бесчисленных гуру.
00:06:12 Нужно почитать как гуру каждого, кто побуждает меня искать Кришну, служить Ему. Все они помогут мне достичь Центра. Вот самое счастливое положение, везде, в каждом, видеть гуру, видеть, что никто нам не слуга и никто к нам не безразличен. Мы будем несказанно удачливы, если достигнем той высочайшей духовной сферы, где каждый нам гуру.
00:06:33 Здесь каждый нам слуга, даже наши отец и мать. В этом мире эксплуатации мы от каждого хотим что-то получить. А через отрешение всё отбрасывается — это как бегство от всего. Если мы собираемся вступить на землю вечного блага, то нам надо научиться во всех видеть своих гуру, себя же считать слугами.
00:06:51 То, что все они наши гуру означает, что они — наши доброжелательные хранители. В том мире мы отовсюду будем получать помощь. Благословения и милость наших наставников будут исходить со всех сторон. Там все доброжелатели, все хранители, там все ведут нас к вершине нашей удачи. Это бесспорно.
00:07:11 Тем не менее, там есть определенная градация, как существует она и в самом бытии Божьем: Васудeва, Вишну, Нараяна, Дваракeша, Mатхурeша, Сваям Бхагаван Кришна — столько разных уровней. Градация есть всегда — в соответствии с нашим внутренним положением. Так что не надо бояться.
00:07:31 Конечно, иногда среда нам не благоприятствует, и очень редко выпадает счастье пообщаться с подлинным святым. На этой стадии, дабы мы не бегали туда-сюда, просто чтобы найти хоть какого-то гуру и получить у него совет, нас могут предостерегать, чтобы мы не общались с майявади, буддистами, шанкаритами, нага-бабами и многими другими группами так называемых садху. Чтобы уберечь, защитить нас от такой беды, нас предупреждают: «Не пытайся увидеть гуру везде». Однако на определенной ступени, когда мы уже вкусили истины, нас берут в тот мир, где каждый нам гуру, каждый помогает нам продвигаться к нашей цели.
00:08:09 Предостережения ценны в начале, потому что есть столько обманщиков, жаждущих нас поглотить. На этой ступени, чтобы беспрепятственно двигаться к цели, нам особенно необходимо сосредоточиться на своем гуру, отказавшись от общения с буддистами, майявади, атеистами и всеми теми, кто носит красные тряпки, изображая из себя садху.
00:08:29 В каждой сампрадае, религиозной традиции, прибегают к такому приему: «Слушай только то, что говорят у нас. Храни верность словам, наставлениям своего гуру. Не пытайся общаться с кем попало, бегать за советами туда-сюда. Очень многие учителя — враги твоего гуру. Их проповедь ложна». На определенной стадии такие предостережения необходимы. «Не пытайся видеть гуру везде, потому что в этом мире столько людей в одежде садху занимается подлыми делишками!» На известной ступени без подобных предупреждений не обойтись.
00:09:02 Кроме того, на низшей ступени, чтобы поддержать и развить наше внимание к гуру и преданность ему, нам очень сильно помогут наши старшие духовные братья. Разными способами они помогут нам осознать величие нашего гуру. Они также выполняют работу шикша-гуру. Но когда мы войдем в царство служения, тогда, конечно, нам будет помогать каждый. Сказано также, что если нас влечет Вриндаван и внутри нас пробудилось стремление служить Кришне на Голоке, но мы общаемся со множеством садху с Вайкунтхи, то мы будем сброшены туда.
00:09:34 На определенной ступени надо остерегаться дурного общения, поэтому в «Бхакти расамрита синдху» (1.2.91) Рупа Госвами говорит: саджа̄тӣ йа̄ш́айe снигдхe са̄дхау сан̇гах̣ свато варe — «К общению с какими святыми должны мы горячо стремиться? С теми, кто принадлежит к нашей линии, у кого такие же высокие духовные устремления, что и у нас, и кто духовно занимает более высокое положение». Общение с такими святыми будет помогать нам продвигаться к конечной цели лучше всего.
00:10:00 Определенные препятствия могут быть, но если в сердце мы искренни, окружающее не сможет нас обмануть, поскольку Бог помогает нам изнутри, и Его помощь, вместе с нашей искренней внутренней жаждой, взаимно подкрепляют друг друга (на хи калйа̄н̣а кр̣т каш́чит дургатим̇ та̄та гаччхати). То, что мы желаем в сокровеннейшей глубине нашего сердца, не может не исполниться, ибо Кришна знает все. Препятствия могут быть, но, с помощью Кришны, мы их преодолеем, и наши самые сокровенные желания исполнятся.