Глава 9. Нама-гуру и мантра-гуру

Новомосковск - 26 May 2018
аудиокнига для глубокого изучения из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:20:30 | качество: mp3 128kB/s 18 Mb | прослушано: 183 | скачано: 162 | избрано: 7
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:24 Ученик: Я слышал, что преданный вечно связан с духовным наставником, который посвятил его в воспевание Харe Кришна маха мантра (Харинам-гуру). Есть ли у него подобная связь с мантра-гуру?

00:00:37 Шрила Шридхар Махарадж: Да. Это нечто подобное, с небольшими отличиями.

00:00:43 Ученик: Некоторые преданные, которые получили посвящение в Харинам у Бхактивeданты Свами Прабхупады, позже приняли посвящение в Гаятри-мантру у одного из его учеников. Не могли бы вы объяснить разницу между этими двумя посвящениями и то, как ученик должен рассматривать свои взаимоотношения с двумя разными духовными наставниками?

00:01:02 Шрила Шридхар Махарадж: Первое место по важности занимает нама-гуру, т.е. гуру, который посвящает в воспевание Святого Имени Кришны, а затем уж идет гуру, дающий посвящение в Гаятри-мантру. Сначала надо выражать почтение дикша-гуру, посвящающему духовному наставнику, а потом всем остальным ученикам Бхактиведанты Свами Прабхупады.

00:01:21 В первую очередь нужно воздавать почести Прабхупаде, который является нама-гуру и наставником дикша-гуру, затем — дикша-гуру, а потом остальным, находя место для каждого. В соответствии с их положением, надо выражать признание им всем.

00:01:36 Джива Госвами пишет, что главное в Гаятри-мантре — это Имя Кришны. В мантре есть и много других слов, но Имя — самое важное. Если заменить Имя Кришны каким-нибудь другим, все извратится. Таково заключение Дживы Госвами. Святое Имя Кришны есть все и вся. В Гаятри-мантре есть Святое Имя Кришны, и туда же включено много других слов. Но если заменить Имя Кришны на имя Шивы, все будет обращено к Шиве. Святое Имя важнее всего.

00:02:04 Святое Имя Кришны настолько значимо, что Гаятри-мантры может и не понадобиться. Сказано: на ча сат-крийа̄, на дӣкшe, на ча пура̄шчарйа манадилатe мантрайам расана спр̣ханато ш́рӣ-кр̣шн̣а-на̄ма̄тмака – «Не нужно проходить все очистительные церемонии и совершать шесть обрядовых действий, предписанных в Ведах, не нужно даже получать посвящение в Гаятри-мантру. Если просто без оскорблений воспевать Святое Имя Кришны, придет полнота совершенства». Святое Имя Кришны — вот что надо принимать во внимание прежде всего. Гаятри-мантры может и не понадобиться.

00:02:30 Мы получаем мантру только чтобы она помогла нама бхаджану, поклонению Святому Имени. В остальном же она может быть вовсе не нужна. Так рассудили ачарьи. Имя само по себе может дать человеку всё. Оно законченно и совершенно. Мантра помогает нам покончить с апарадхами, оскорблениями, и абхасой, замутненностью в бхаджане. На большее её помощь не распространяется.

00:02:54 Можно привести в качестве примера больший и меньший круги. Святое Имя Кришны — это больший круг. Он простирается от наивысшего уровня до самого низкого. Круг мантры — это меньший круг внутри большего. Мантра не может достичь низшей точки. Святое Имя же способно низойти на низший уровень. Мантра дает нам доступ в сферу освобождения, а затем Имя ведет нас дальше. Вот как мы связаны с мантрой и Именем.

00:03:20 Имя простирается до низшего уровня — до чандалов и яванов. Имя может получить каждый. Но Гаятри-мантры достоин не всякий. Мантру можно получить, лишь достигнув определенной ступени духовного развития. И после освобождения полномочия мантры кончаются.

00:03:35 В «Чайтанья-чаритамрите» (Aди, 7.73) сказано:
кр̣шн̣а мантра хаитe хабe сам̇са̄ра мочана
кр̣шн̣а на̄ма хаитe па̄бe кр̣шн̣eра чаран̣а

00:03:38 «Кришна-гаятри-мантра освобождает от круговорота рождений и смертей в этом мире. Святое Имя Кришны дарует прибежище у лотосоподобных стоп Кришны». Гаятри-мантра помогает нам достичь освобождения, а затем уходит. Дав нам освобождение, мантра сделала своё дело. Но Имя будет с нами все время, от низшего уровня до высшего.

00:03:57 Воспевание Имени не содержит в себе никаких просьб — это бескорыстная молитва. Нельзя воспевать в умонастроении «хочу того, хочу сего». Воспевать Имя нужно бескорыстно. Это будет поощрять в нас благие устремления. Итак, поскольку действие мантры ограниченно, а Имя обладает первостепенной важностью, первым надо почитать нама-гуру, затем уж мантра-гуру, а потом других вайшнавов.

00:04:22 Ученик: Как преданный, который принял второе посвящение у своего духовного брата, должен к нему относиться, — как к духовному брату, или как к гуру?

00:04:30 Шрила Шридхар Махарадж: Это непостижимым образом одновременно едино и различно. В целом, ученик, согласно своей нынешней ступени, должен смотреть на него как на гуру, но если ученик выходит за рамки такого положения дел и возвращается к своему прошлому, он будет видеть в нём скорее духовного брата. Но в целом, на своей нынешней ступени он должен смотреть на него как на гуру, а на заднем плане видеть духовного брата.

00:04:55 Ученик: Вы сказали, что Харинам действует и после освобождения. Тогда продолжаются ли у преданного какие-то отношения с его Гаятри-мантра-гуру после точки освобождения?

00:05:07 Шрила Шридхар Махарадж: Когда преданный возвращается в духовный мир, даже воспевание Святого Имени отходит на второй план, а на первый выдвигаются другие виды служения. Когда душа входит в царство Господа, ей дают определенную роль в служении Кришне, и она занимает в её жизни очень заметное и значительное место. В это время Имя отходит на второй план.

00:05:28 Когда душа присоединяется к определенной группе в той или иной расе, например сакхья-расе, ей дают определенные обязанности под началом главы группы, к примеру Субалы или Баладевы. Самым важным будет её служение, а Имя будет на заднем плане, помогая, давая силы. И там душа на всех будет смотреть как на гуру, хотя существует иерархия.

00:05:47 Это семейная жизнь. Там будет учитель её учителя, но она будет действовать под началом собственного руководителя, у которого тоже есть руководитель. Ей будет руководить тот, кто непосредственно выше нее. Таким образом, там есть иерархия, и благодаря ей ученик постепенно преобразится. Каждый преданный действует под началом определенного слуги, и прямая обязанность первого — служить этому слуге и выполнять его поручения.

00:06:13 Ученик: Многие преданные не могут понять, как это у кого-то может быть два гуру.

00:06:18 Шрила Шридхар Махарадж: Это потому, что они обо всем судят с формальной точки зрения. Но когда они постигнут духовную суть, все подобные недовольства отпадут, потому что они поймут, что такое гуру.

00:06:30 Гуру — это тот, кто дает сознание Кришны. Если мы ухватили самую суть учений, за которые и почитают гуру, формальное различие сходит на нет. Если мы способны увидеть нить божественной любви, которую дарует нам гуру, то примем ее, откуда бы она ни исходила. Мы найдем в этом проявление дружеских отношений, сотрудничества, а не вражды.

00:06:52 Хотя у двух гуру и разные тела, в сердце ученика они едины, потому что у них общая цель. Они пришли не для того, чтобы сражаться друг с другом, они пришли сражаться только с посланцами Сатаны. Если мы осознаем, ради чего обращаемся к гуру, то поймем, как привести в согласие наши отношения с шикша-, дикша- и вартма-прадаршака-гуру.

00:07:12 Мы в бесконечном долгу перед всеми нашими гуру. Мы беспомощны. Что мы можем сделать? Они великодушны, бесконечно милостивы, они — мои хранители. У меня может быть много хранителей; их цель — заботиться о моем благе, а не пытаться меня уничтожить.

00:07:29 Ученик: Кришна нисходит вместе со Своими Спутниками, друзьями и окружением. Гуру так же?

00:07:36 Шрила Шридхар Махарадж: Да, но его спутники в основном набираются, лишь очень немногие могут быть из его вечного окружения.

00:07:43 Ученик: Как нам узнать гуру, если он явится перед нами в ином образе или теле?

00:07:49 Шрила Шридхар Махарадж: Сарвабхаума Бхаттачарья пытался доказать, что Шри Чайтаньядeв — не воплощение Бога. Гопинатха Aчарья сказал ему: «Ты не знаешь шастр». «Нет, нет, — ответил Сарвабхаума, — в писаниях говорится, что Господь не является в Кали-югу, а приходит только в три эпохи, поэтому Он известен как Триюга».

00:08:08 «Ты считаешь себя очень сведущим в шастрах, — возразил Гопинатха Aчарья, — но в «Шримад-Бхагаватам» и «Махабхарате» прямо сказано об аватаре Kали юги. Разве ты этого не знаешь? А может быть, не признаешь?» После этого Сарвабхаума, потерпев явное поражение, сказал: «Пойди, прими прасадам, а потом приходи меня учить». Тогда Гопинатха заметил: «Нельзя постичь Бога с помощью собственных изысканий и разума. Познать Его можно лишь по Его благодати (атха̄пи тe дeва пада̄мбхуджа двайа праса̄да лeш́а̄нугр̣хӣта эва хи).

00:08:35 На это Сарвабхаума сказал: «Ты хочешь сказать, что у тебя есть благодать, а у меня нет? Как ты рассуждаешь? Не имеешь ли ты в виду, что у тебя есть благодать Господа, потому что ты признаешь этого санньяси воплощением, а раз я его таковым не признаю, то у меня и благодати нет? Чем ты это докажешь?»

00:08:52 Тогда Гопинатха Aчарья ответил («Чайтанья-чаритамрита», Mадхья, 6.89): а̄ча̄рйа кахe васту-вишайe хайа васту джн̃а̄на васту таттва джн̃а̄на хайа кр̣па̄тe, прама̄н̣а — «Ясно, что у меня есть благодать Господа, потому что я Его знаю, а у тебя нет, потому что ты Его отвергаешь».

00:09:04 Тут дается ответ на ваш вопрос. Наш собственный внутренний опыт, наше внутреннее удовлетворение, наша связь, знакомство с Реальностью, — вот подлинное свидетельство; ничто внешнее не сможет послужить сколько-нибудь реальным доказательством.

00:09:18 Наш гуру Махарадж приводил такой пример. Человек родился в темнице, и кто-то ему предлагает: «Пойдем, посмотришь на солнце». Тогда узник, со словами: «Да, ты покажешь мне солнце?», берет фонарь.
— Да. Идем со мной. Оставь свой фонарь. Чтобы увидеть солнце, не нужно никакого светильника.
— Ты что, одурачить меня пытаешься? Без светильника ничего нельзя увидеть!

00:09:40 Тогда друг хватает узника и силой выводит на свет: «Видишь солнце?» И узник говорит: «Так вот оно, солнце! Мы видим его просто благодаря его свету». Если мы соприкоснемся с Истиной, то получим подобный опыт. Ни рассуждения, ни косвенные свидетельства, но лишь непосредственный опыт докажет, что Кришна существует, — как солнце.

00:10:01 В «Шримад-Бхагаватам» сказано: а̄тма̄ париджн̃а̄на-майо: что говорить о Кришне, если даже частица сознания самосияюща. Одни говорят: «Бог есть. Он определенно существует». Другие отвечают: «Нет, Бога нет, Он просто не может существовать». Этот спор не имеет смысла, тем не менее он будет продолжаться.

00:10:19 В определенных кругах этой дискуссии не будет конца. Те, у кого нет глаз, не смогут увидеть солнца. Они будут говорить, что солнца нет (маттах̣ пара ништ̣ха̄т ам̇ш́а локам). Те, кто отрицают существование и души и Сверхдуши, будут оставаться в плену этого заблуждения. Однако у тех, кто имеют непосредственный опыт, вопросов нет — солнце существует! Но для сов, отрицающих существование солнца, его нет. Это нечто похожее. Наше собственное осознание предмета будет величайшим доказательством его существования — васту таттва джн̃а̄на хайа кр̣па̄тe.

00:10:48 Человек может родиться слепым, но если он так или иначе прозреет, то, увидев разнообразные проявления окружающего мира, поразится. Но лишенный зрения не увидит ни цвета, ни формы. Зрячий будет сознавать: «Как я могу это отрицать? Я это вижу. Я это чувствую — это так милосердно, славно и великодушно. Я не могу этого отрицать. Ты неудачник, ты не можешь видеть». Некоторые видят, некоторые нет. В одном и том же месте один может увидеть, другой нет. Те, кому Кришна желает Себя явить, могут Его увидеть, иные нет.

00:11:21 На собрании Куру, когда Кришна пришел в стан Дурьодханы с предложением о мире между Пандавами и Kауравами, Дурьодхана подумал: «Нам выпала редкая удача. Если я сейчас посажу Кришну в тюрьму, Пандавы умрут от горя, и никакой битвы не понадобится». Другие Kауравы присоединились к заговору и сказали Духшасане: «Иди, свяжи Кришну вот этой веревкой».

00:11:42 Духшасана, с веревкой в руках, подошел к Кришне и попытался Его связать. Сопровождавший Кришну Сатьяки яростно набросился на Духшасану с мечом. Кришна спокойно взял Сатьяки за руку и стал являть Себя так, что совершенно ошеломил Духшасану.

00:11:57 Когда Духшасана увидел вселенскую форму Кришны, он подумал: «Передо мной столько образов. На кого мне накинуть веревку? Кого мне связать?» В Своей вселенской форме Кришна явил множество образов. С одной стороны там был Баладева, с другой Арджуна и множество досточтимых риши, воспевавших Имя Господа.

00:12:14 Духшасана был сбит с толку. А Бхишма и Дрона стали петь Кришне хвалу. Каждый думал: «Что это? Какое величественное зрелище, какое множество божественных проявлений!» Все вокруг наполнилось божественным духом. Тогда Кришну стали восхвалять Деварши Нарада и множество других риши. Так Кришна являл собранию Свою вселенскую форму.

00:12:34 Дхритараштра был слеп, но слышал, как все славят Кришну и подумал: «Вокруг происходит что-то чудесное, но мне не дано увидеть». Поэтому он взмолился Кришне: «Господи, хоть на мгновение, избавь меня от слепоты. Я так хочу увидеть Твое великое проявление! Потом можешь снова сделать меня слепым, но хоть на немного, избавь меня от слепоты!». «Не нужно избавлять тебя от слепоты, ответил ему Кришна, – Я скажу «видь», и ты увидишь».

00:13:01 По одной лишь милости Господа даже физическая слепота не помешала увидеть это великое проявление Кришны. Физическим зрением Бога не увидеть, это возможно лишь с помощью зрения божественного. И, по воле Кришны, Дхритараштра получил на время такое божественное зрение. Его слепота не помешала ему видеть, и он увидел Кришну.

00:13:21 Способность осознать Божественное нисходит свыше. Мы не можем воспринять Бога с помощью своих материальных чувств. Что говорить о том, чтобы увидеть Бесконечное, когда наши чувства настолько ограниченны, что наши уши способны воспринимать звуки только определенной частоты.

00:13:36 Нам говорят, что солнце, луна и все звезды и планеты постоянно вращаются и производят сильнейший звук, но нашему слуху недоступны эти высокие частоты. Не можем мы услышать своими ушами и инфразвук. Наши глаза устроены так, что мы способны воспринимать лишь определенные излучения. Мы не видим ни ультрафиолетовых, ни инфракрасных лучей. Наши материальные чувства ограничены определенным уровнем восприятия.

00:14:02 Ученик: Гуру берет на себя ответственность привести своих учеников обратно к Богу. А когда гуру уходит, как ученику поддерживать с ним связь?

00:14:12 Шрила Шридхар Махарадж: Видите ли, это все сводится к тому же. Кто такой гуру? И почему он гуру? Гуру, шастра и садху — одно и то же, и это нужно уяснить. Или мы должны считать, что гарантией нашего движения вперед будет служить только то, что видят наши глаза? Фотография нашего духовного наставника — это не он сам, хотя она определенным образом и связана с настоящим гуру. То, что человек воспринимает на зрение и на слух — ещё не весь опыт. Истинный опыт приходит через слова — это идея, которую гуру дает. Таково сознание Кришны.

00:14:46 Если я по-настоящему стремлюсь к сознанию Кришны, то должен согласовать с этой целью все остальное. В противном случае, если я упускаю подлинную суть того, что дает мне гуру, все превратится в тупое идолопоклонство. Держаться одной лишь формы — идолопоклонство.

00:15:01 Столько людей вокруг, почему же именно он — гуру? Потому что он — посредник, через него передается божественное знание. Вот всеобщее мерило. Применяйте его везде и всюду. Ради чего мы пришли в движение сознания Кришны? И что такое сознание Кришны? Ваш гуру — там. Он гуру только потому, что сознает Кришну, а у сознания Кришны есть разные уровни. Так что не стоит придавать форме слишком большого значения.

00:15:28 Ученик: Почему в мире столько религий?

00:15:32 Шрила Шридхар Махарадж: В «Шримад-Бхагаватам» Уддхава задает тот же самый вопрос: «Почему в мире есть столько учений, претендующих на звание религии? Каждое ли из них само по себе приведет меня к цели, или у них есть какая-то градация?»

00:15:45 Кришна ответил ему: «На заре творения Я вложил истины религии в сердце Брахмы, творца, а от него они перешли к его ученикам. Но когда те ученики передавали эти истины другим, они немного изменили их, в соответствии со своими различными способностями.

00:16:00 Когда Я дал это знание Брахме, оно было едино. Брахма поведал его своим ученикам, и когда они приняли его в своё сердце, оно вошло, но слегка измененное. Когда же они, в свой черед, передавали это знание своим ученикам, оно изменилось ещё больше». Оно утерялось из-за искажающей природы материального мира. Знание искажалось, во-первых, при получении и, во-вторых, при передаче.

00:16:25 Итак, изначальное знание постепенно искажалось, и ныне мы видим, что мир религии подобен джунглям. Некоторые делают упор на аскезах, иные на благотворительности, — кто на том, кто на сем. Столько веток выросло на древе религии! А чтобы противостоять этим видоизмененным нисходящим учениям, из человеческого ума появились противоположные, восходящие, учения, такие как атеизм. Поэтому мы находим такие джунгли.

00:16:51 Вновь и вновь, чтобы восстановить начала религии, является Кришна (йада̄ йада̄ хи дхармасйа гла̄нир бха̄вати). Когда религия предельно вырождается, Кришна вновь приходит или посылает Своего представителя, наказав ему: «Иди и все исправь».

00:17:02 Религиозные различия неизбежны, и спасется тот, кто сумеет ухватить подлинную внутреннюю истину. Другие пойдут ложным путем, и пройдет много времени, прежде чем они освободятся. Тот, кто однажды обрел подлинную связь с истинным гуру, не пропадет.

00:17:18 Так в Одиннадцатой песне «Шримад-Бхагаватам», Кришна ответил на вопрос Уддхавы, и все здесь совершенно ясно. Тут нет ничего противоречащего здравому смыслу или догматичного. Если мы искренни, то не пропадем.

00:17:31 Не всякий ученик способен уловить истинный дух наставлений гуру. Есть одна забавная история. Некий мусульманский мулла регулярно толковал Коран. Послушать его постоянно приходила какая-то старуха. Она садилась где-нибудь в уголке, и всякий раз, пока мулла объяснял Коран, непрерывно плакала.

00:17:48 Слезы так обильно катились по её щекам, что однажды мулла не выдержал, подошел к старухе и спросил: «Что тебя так трогает в моих проповедях? Как на тебя не посмотрю, твои глаза всегда полны слез. Что в моих проповедях тебя настолько волнует?»

00:18:02 На это старуха ответила: «Была у меня коза, и у нее борода была, — ну прямо как у вас. И когда она кушала, то головой трясла точь-в-точь как вы, когда над Кораном склоняетесь. Вы мне напоминаете мою милую козу. Она так меня любила... Как её ни вспомню, сразу плачу. Из-за нее-то я и прихожу вас послушать».

00:18:22 Сам Кришна пришел и ушел, не признанный многими. И в случае Иисуса, мы видим, что Иуда, один из его двенадцати учеников, оказался предателем. Иисус сказал огорченно: «Один из вас предаст меня». Так должны ли мы думать, что раз мы пришли к великому человеку, то уже всего достигли, все усвоили? Это не так-то просто.

00:18:40 У нас есть лишь слабая связь с Бесконечным, и с этим состоянием нам нужно идти вперед. Считать, что мы достигли всего — это, скорее, противоположное сознание. Тот, кто приближается к Бесконечному, будет все больше и больше сознавать своё ничтожество. Это прямо противоположно самодовольству. Хотя иногда, конечно, необходимо показать свою смелость, положившись на силу веры: «Я говорю истину!»

00:19:04 Ньютону современники говорили: «Ты достиг зенита знания». Он сделал настолько изумительное открытие, что люди того времени считали его сарвагьей, всезнающим. Они думали, что он подвел черту подо всем царством знания. Но Ньютон сказал: «Я знаю больше вас, потому что понимаю: я просто подбираю гальку на берегу океана знания. Я вижу, что я ученей всех вас, и вот почему: Вы говорите, будто бы я подвел черту подо всем знанием, но я-то понимаю: безбрежный океан знания неисчерпаем. Я лишь прикоснулся к его краешку, и не более того». Это тоже своего рода самоутверждение: я знаю больше вас, потому что понимаю: знание неисчерпаемо, а вы говорите, что все знание уже исчерпано.

00:19:47 Такова природа Бесконечного. Тот, кто собирается иметь дело с Бесконечным, должен всегда сознавать свою слабость. Лишь тогда он сможет привлечь свет Бесконечного. Понять слова гурудева не так-то легко. Гурудев бесконечен. И говорит он тоже о Бесконечном. Мы не можем как-то ограничить его послание, думая, что усвоили всё, что он хотел нам дать. Мы ученики, и останемся таковыми навеки.

транскрибирование: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 27 July 2018