Введение
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:20 Человеку свойственно ошибаться. Ошибки неизбежны для всех нас, потому что мы несовершенны. Тем не менее, никто не хочет быть несовершенным. В каждом из нас есть нечто, побуждающее стремиться к совершенству. Не будь этого, мы бы вообще ничего не желали. Конечно же, наше стремление к совершенству очень слабо и ограниченно — в противном случае мы сразу достигли бы цели. Ограниченность наших возможностей и, одновременно, наша склонность к совершенству открывают дверь для вожатого, гуру.
00:00:50 Несовершенное не было бы таковым, если бы не нуждалось в помощи, и помощь эта должна быть извне. Совершенное не было бы Совершенным, если бы не могло самоутвердиться, равно как помочь другим, и сделать это по Собственной воле. Поэтому вести по пути к совершенству — Абсолютной Истине — может только Сам Абсолют и никто иной, а божественный посредник, через которого Абсолют ведет нас к Себе, — это Шри Гуру, божественный вожатый.
00:01:15 Для искателя Абсолютной Истины покорность гуру обязательна. Есть, однако, разряд мыслителей, которые считают, что раз возможно научное исследование, то почему же и высшее, духовное знание нельзя развить изнутри? Такие люди находятся в неведении о самой природе Абсолютного Знания. Только Всевышний — абсолютный субъект, а все прочие, включая и нас, по сути своей лишь объекты Его всеведущего взора. Глаз не может увидеть ум, он лишь тогда будет способен получить с умом какую-то связь, когда последний пожелает о себе напомнить. Точно так же, наша связь с Абсолютным Знанием зависит, главным образом, от Его свободной воли. Нам нужно лишь положиться на Его представителя, духовного наставника, через которого Он хочет Себя дать.
00:02:00 Наше человеческое общество с высочайшими проявлениями его культуры есть не более, чем бесконечно малая частица Динамичного Абсолюта. Как же мы смеем надеяться постичь или развить какую-либо идею сверхъестественного знания необусловленного Бесконечного, помимо прямого и положительного метода откровения? Перед лицом всеведущего, всемогущего Абсолюта, Который оставляет за Собой право дарить Себя только через собственных представителей, все интеллектуальные гиганты оказываются жалкими пигмеями.
00:02:29 Мы должны, однако, используя все свои знания и искренность, следить за тем, чтобы не попасться в сети лжеучителя. Конечно, здесь мы не много можем себе помочь, так как сейчас мы, в целом, находимся под властью наших прошлых самскар, приобретенной природы. «Каждая птица видит свою стаю». Тем не менее, хотя унаследованные из прошлого привычки обычно берут над нами верх, у нас всегда есть, до определенной степени, возможность свободного выбора, — иначе исправление было бы недостижимым, а наказание становилось бы обыкновенной местью.
00:03:01 Реальность может заявить о Себе. Свету не нужна тьма, чтобы доказать своё существование. Солнце самим собой доказывает своё превосходство над всеми другими источниками света. Для открытого и непредубежденного видения сад-гуру (подлинный вожатый) затмевает собой всех ученых, достигших высот в исследовании мирских феноменов.
00:03:22 Шри Гуру являет себя, в основном, двояко, — как руководитель изнутри и как наставник извне. Обе эти функции Абсолюта помогают индивидуальной душе — ученику — достичь абсолютной цели. В нашем падшем состоянии мы неспособны правильно уловить, что нам велит внутренний вожатый, поэтому милосердное проявление Бога в образе наставника вовне для нас единственная надежда и поддержка. Но, в то же время, лишь по милости внутреннего гуру мы можем увидеть внешнего наставника и покориться его святым стопам.
00:03:53 Истинный ученик должен всегда полностью сознавать, что выпавшая ему величайшая духовная удача — не что иное, как милостивый дар Абсолютного Господа, а не что-то, полагающееся ему по праву, чего можно требовать или добиваться силой.
00:04:07 По своей природе мы можем лишь принимать милость Божью. В этой связи нужно ясно осознать, что индивидуальная душа по самому своему естеству ни при каких обстоятельствах не сможет стать тем же, что и Абсолютная Личность. Даже в освобожденном, полностью реализованном состоянии индивидуальная душа не может быть совершенно единой с Богом. Ложная идея тождества возникает из нерадивой неспособности отличить Абсолютную Личность от сияния вокруг Его вечной, духовной и блаженной обители. На самом деле индивидуальная душа — не более чем частица особой, промежуточной силы Всевышнего Господа, и как таковая, может попасть под влияние и той, и другой стороны. Она отлична от Абсолютного Существа как количественно, так и качественно, и всегда зависит от Абсолюта. Другими словами, Абсолютный Господь Кришна — владыка, а индивидуальная душа, джива, по природе подвластна Ему.
00:05:00 Такие взаимоотношения постоянны и по-настоящему благотворны для дживы. Не нужно опасаться рабства, так как у дживы есть свобода выбора, а благо, которое она может получить в служении Абсолюту, бесконечно. Когда джива предается Абсолютному Благу, её свобода и индивидуальность не ущемляются, — напротив, лишь в Нем они достигают настоящего расцвета. Личные свобода и интересы — неотъемлемая часть жизни тех, кто принадлежит Абсолюту, поэтому там они ощущают себя совершенно как дома, подобно рыбе в воде или животному на дикой природе. А свобода, равно как и другие качества Верховной Личности, безграничны и трансцендентны, и поэтому даже частичные их проявления приводят в гармонию все ограниченные существа.
00:05:43 Шри Гуру — не совершенно то же самое, что Всевышний, но он во всей полноте представляет сущность внутренней силы Господа и воплощает в себе самое исчерпывающее и прекрасное служение Господу, а также Его благодать. Поскольку он — достойнейший слуга Господа, Тот уполномочил его возвращать все заблудшие души на путь, ведущий к их величайшему благу. Поэтому в этом мире скорбей и смерти гуру — это божественный посланец бессмертных надежды и радости. Для страждущих живых существ его явление — это самое благотворное и счастливое событие, сравнимое с появлением путеводной утренней звезды для заблудившегося в пустыне странника.
00:06:20 Нежным прикосновением своей милостивой руки Шри Гуру может утереть бессчетные слезы, струящиеся из всех плачущих глаз. А патриот или филантроп, в своих неистовых и тщетных попытках облегчить глубоко укоренившуюся боль страдающей души, только усугубляют проблему, как невежественный, но полный энтузиазма врач своим «лечением» лишь увеличивает страдания несчастного больного.
00:06:42 О, когда же эта жалкая душа осознает беспричинную милость Шри Гурудева!
Свами Б.Р. Шридхара
00:06:49 Этот очерк впервые был напечатан в 1934-м году в журнале «The Harmonist».